Искусствоведение список научных статей
-
"УЧЕБНИК ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ" БРАНКО ЦВЕИЧА: ТЕОРИЯ ДЛЯ ПРАКТИКОВ
В «Учебнике» Б.Цвеича записан карловацкий вариант сербского распева, бытовавший устно,предложена эффективная методика его освоения. В статье выявлены музыкально-языковые связи карловацкого и знаменного распевов.
2013 / Евдокимова Алла АлексеевнаВАК -
ДИАЛОГ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР ЕВРОПЫ И КИТАЯ В СВЕТЕ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНТАКТОВ
В статье рассматривается история становления религиозных контактов Европы и Китая, остававшихся на протяжении многих столетий важной частью диалога музыкальных культур.
2013 / Чэнь ИнВАК -
РЕФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА И КОНЦЕПЦИЯ К. ОРФА
В статье рассматривается реформа музыкального образования в Германии в первой половине XX века, предпринятая Лео Кестенбергом, которая явилась импульсом для музыкально-педагогических идей немецкого композитора Карла Орфа.
2013 / Лизунова Галина ВладимировнаВАК -
МУЗЫКА ХАНСА ЦИММЕРА В ГОЛЛИВУДСКОМ КИНО
Творчество Ханса Циммера занимает видное место в современной киномузыке Голливуда. Его работы отмечены многочисленными наградами и представляют интерес для изучения с точки зрения оригинальности подхода к созданию киномузыки. Данная статья знакомит с творчеством композитора, рассматривая некоторые...
2013 / Темников М.В.ВАК -
НЕСКОЛЬКО ФИЛЬМОВ О ГАЛИНЕ УСТВОЛЬСКОЙ: НОВЫЕ ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ КОМПОЗИТОРА
Галина Уствольская — один из самых необычных авторов XX века бескомпромиссно шедший своим путем вопреки сопротивлению общественного и музыкального окружения и добившейся мирового признания лишь в конце жизни. Речь в статье идёт не только и не столько о фильмах, сколько об исполнении и исполнителях, ...
2013 / Васильева Наталья ВикторовнаВАК -
ФЛАМЕНКО В КИНО
Известно, что современное кино обладает собственным звуковым пространством. Музыка, звучащая в кадре, способна привнести в действие дополнительные смыслы. И фламенко, представляющее собой синтез музыки, танца и поэзии и обладающее собственной мощной семантической базой, не является исключением.
2013 / Магон Светлана АлександровнаВАК -
ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РЕДАКТИРОВАНИЯ В СМИ
Впервые рассматриваются функции, задачи и принципы музыкального редактирования в СМИ. Выявляется приоритет музыки, которая диктует выбор жанра, драматургию, стилистику аудио и видео средств музыкально-просветительских программ.
2013 / Птушко Лидия АлександровнаВАК -
К ПРОБЛЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ НАЧАЛА XIX ВЕКА
В статье рассматривается проблема образования русских композиторов начала XIX века и влияние на него немецкой композиторской школы.
2013 / Петри Эльвира КорнеевнаВАК -
К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЖАНРОВЫХ ПРИЗНАКОВ ВИРТУОЗНОЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ФАНТАЗИИ НА ЗАИМСТВОВАННУЮ ТЕМУ (НА ПРИМЕРЕ ФАНТАЗИИ Г. ВЕНЯВСКОГО НА ТЕМЫ ИЗ ОПЕРЫ Ш. ГУНО "ФАУСТ")
В статье рассматривается Фантазия Г. Венявского на темы из оперы Ш. Гуно «Фауст» для скрипки с оркестром. Интонационный анализ произведения позволяет выявить истоки тематизма, проследить специфические сквозные интонации, которые определяют композиционные процессы в монументальной форме. Анализ...
2013 / Ляхина Татьяна ВладимировнаВАК -
СИМФОНИИ ГУСТАВА МАЛЕРА КАК СЕМАНТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
В статье предпринимается попытка описания симфонического творчества Густава Малера как семантической системы. Предлагаемый в статье подход отличен от широко распространенного в отечественном музыкознании метода анализа симфоний Малера, в основу которого легла концепция «интонационной фабулы» (И. А. ...
2013 / Галкин Андрей АнатольевичВАК -
ЛЕЙТМОТИВНАЯ СИСТЕМА В СИМФОНИЧЕСКОЙ ПОЭМЕ АРНОЛЬДА ШЁНБЕРГА "ПЕЛЛЕАС И МЕЛИЗАНДА"
В статье рассматривается лейтмотивная система в симфонической поэме Арнольда Шёнберга «Пеллеас и Мелизанда». Анализируются ключевые лейтмотивы произведения и способы их развития.
2013 / Соколова Екатерина ЮрьевнаВАК -
ХРОНОТОП СТИЛЯ А. Н. СКРЯБИНА
В статье раскрывается явление хронотопа как фактора образования эпохального и индивидуального стиля; рассматривается взаимосвязь реального, художественного и перцептуального («внутреннего») времени; характеризуется функция хронотопа в творчестве А. Н. Скрябина, дающая ключ к пониманию и исполнению...
2013 / Николаева Анна ИвановнаВАК -
О НЕКОТОРЫХ ПРИЁМАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ПЕЙЗАЖНЫХ РОМАНСАХ С. РАХМАНИНОВА
В статье рассматривается техника модерна в трёх самых известных романсах С. Рахманинова: «Сирень», «Маргаритки», «У моего окна». Автор отмечает новые для эпохи модернистские приёмы воплощения музыкального пейзажа, не отмеченные ещё в разнообразной литературе о романсах Рахманинова.
2013 / Скачкова Наталья ВикторовнаВАК -
"24 ПРЕЛЮДИИ И ФУГИ" ВСЕВОЛОДА ЗАДЕРАЦКОГО
Статья посвящена циклу Всеволода Петровича Задерацкого «24 прелюдии и фуги». В статье рассматриваются некоторые моменты создания этого цикла, характерные черты гармонического, полифонического языка, особенности тематизма прелюдий и фуг.
2013 / Седельников Евгений ИгоревичВАК -
ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОУСИЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ
В музыкознании вопросы звукоусиления академической музыки остаются пока малоисследованными. Однако на практике технические средства внедряются в музыкальную сферу достаточно активно. На примере концертного исполнения произведений современных композиторов можно понять специфику музыкального звучания ...
2013 / Васенина Светлана АлександровнаВАК -
ОПЕРНЫЙ ОРКЕСТР XVII ВЕКА: МЕЖДУ РЕНЕССАНСОМ И КЛАССИЦИЗМОМ
Статья посвящена театральному оркестру XVII века. Вдохновленный разнообразием ансамблевой музыки Ренессанса, он отличался темброво-фактурной мобильностью. Трактовка оркестра рассмотрена на примерах опер К. Монтеверди, С. Ланди, А. Чести.
2013 / Гладков Артем НиколаевичВАК -
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ: ИНТУИТИВНОЕ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ
В статье рассматриваются различные подходы к интерпретации музыки. Анализируются пути и способы расшифровки авторского замысла. Раскрываются взаимосвязи между интуитивным и рациональным компонентами в процессе работы над музыкальным произведением.
2013 / Цыпин Геннадий МоисеевичВАК -
ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ АРХЕТИПА ДОН ЖУАНА
В статье выявляется специфика музыкальной интерпретации феномена Дон Жуана, который трактуется как архетип, поскольку отвечает всем параметрам архетипического. Рассматривая взаимосвязь музыки и слова в контексте музыкальных интерпретаций, автор приходит к выводу, что именно в музыке открывается...
2013 / Горбачева Наталья СергеевнаВАК -
К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ САЛЬСЫ В КОНТЕКСТЕ MÚSICA POPULAR
Главной идеей статьи является рассмотрение сальсы в контексте популярной музыки Латинской Америки. Сальса – это музыкально-культурный пласт, возникший из диалога латиноамериканской музыки и музыки США как символ этнической самоидентификации. В статье кратко освещены особенности анализа música...
2013 / Платонова Олеся АлександровнаВАК -
"ЭЛЕКТРОНИЗАЦИЯ" МУЗЫКИ: СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Попытка авторского осмысления отдельных аспектов влияния развивающейся электронной технологии на музыкальную сферу в настоящее время, а также возможных путей дальнейшего развития электронной музыки.
2013 / Щепара Антон ВладимировичВАК