Научная статья на тему 'РЕФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА И КОНЦЕПЦИЯ К. ОРФА'

РЕФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА И КОНЦЕПЦИЯ К. ОРФА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
172
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА / КЕСТЕНБЕРГ / ОРФ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лизунова Галина Владимировна

В статье рассматривается реформа музыкального образования в Германии в первой половине XX века, предпринятая Лео Кестенбергом, которая явилась импульсом для музыкально-педагогических идей немецкого композитора Карла Орфа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL EDUCATION REFORM IN GERMANY IN THE FIRST HALF OF THE XX CENTURY AND CARL ORFF’S CONCEPTION

The article examines musical educational reform in Germany in the first half of the XX century undertaken by Leo Kestenberg which gave an impulse to musical and pedagogic ideas of the German composer Karl Orff.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА И КОНЦЕПЦИЯ К. ОРФА»

разовательным учреждением, а в 1953 году она получила статус государственной и до сих пор имеет большой авторитет среди учебных заведений Китая.

Среди образовательных учреждений, ориентированных на европейскую модель, значительный вес имела школа Циньсинь (Шанхай), созданная в 1860 г. американскими миссионерами Джоном Фарнамом и его женой Марией. Затем школа стала фундаментом для создания академии Циньсинь. Школа Веньхуэ (Дэнджоу), созданная в 1864 г., в дальнейшем переросла в университет, известный в настоящее время как государственный университет Цилу. Таким образом, созданные миссионерами церковные школы сыграли весомую роль в проникновении европейских традиций в образовательную систему Китая.

Несмотря на активную деятельность религиозных миссионеров, создание церковных школ по европейскому образцу, развитие торгово-экономических отношений, Китай по-прежнему оставался во многом закрытым для европейцев государством. К концу XIX века европейские страны (Англия, Франция) были не удовлетворены сложившимся торговым балансом, когда китайские товары пользовались в Европе большим спросом, но китайский рынок, в свою очередь, был для многих европейских товаров закрыт. Особенно жестким был запрет на продажу опиума, поставляемого из Великобритании. Результатом этого стали две, так называемые, Опиумные войны

(1840-1842, 1856-1860) во время правления династии Цин. Китай потерпел поражение в обеих войнах, понеся значительные материальные потери [1, с. 9]. После этого в Китае начинаются серьезные реформы, ориентированные на модель европейской политической системы. Эти реформы сыграли значительную роль в дальнейшем распространении европейской музыкальной культуры в Китае.

Литература

1. Бутаков А., Тизенгаузен А. Опиумные войны. М., 2002. 362 с.

2. Чжан Личженъ. Современная китайская опера (история и перспективы развития): автореф. дис. ... канд. иск. СПб., 2010. 23 с.

3. ШЙП ЯШШЙ . ш. 2005. (Ван Юй Хэ. История современной китайской музыки. Пекин, 2005. 377 с.)

4. ^т 1850-

(Ма Сюэй Цян. История развития шанхайской школы Сюй Хуэ 1850-2010. Шанхай, 2010. 353 с.)

5. ЙШ. ВШЙЕ^ШЕ. Ш

2001. (Тао Ябин. Музыкальные контакты Китая с европейскими странами во время династии Мин и Цин. Пекин, 2001. 230 с.)

6. шт фшзшзшй ЯЗКФЗД^

2007. (Чэнъ Зин Ие. Сюй тан юэй гэ в творчестве композитора Ли Шутуна. Пекин, 2007. 154 с.)

©ЛИЗУНОВАГ. В., 2013

РЕФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА И КОНЦЕПЦИЯ К. ОРФА

В статье рассматривается реформа музыкального образования в Германии в первой половине XX века, предпринятая Лео Кестенбергом, которая явилась импульсом для музыкально-педагогических идей немецкого композитора Карла Орфа.

Ключевые слова: реформа, Кестенберг, Орф

Возникновение прогрессивных идей в сфере музыкального воспитания стало одной из главных причин начавшейся реформы музыкального образования в Германии в первой половине XX века. Не имея в начале прошлого столетия единой теории музыкального воспитания, немецкие учителя большое коли-

чество времени отводили хоровому пению. Эта устаревшая методика постепенно перестала удовлетворять ведущих деятелей музыкальной культуры и создала предпосылки для появления новых веяний в сфере музыкального образования. Основной целью педагогических экспериментов являлось воспитание

личности, пробуждение ее творческого потенциала.

В 1907 году немецкий историк и дирижер Герман Кречмар стремился осуществить реформу школьного пения, которая заключалась в чтении с листа и расширении музыкально-теоретических знаний учащихся. Однако его начинания прервала Первая мировая война...

В послевоенное время в Германии появился новый талантливый реформатор, блестящий пианист, ученик Ферруччо Бузони — Лео Кестенберг. В центре его реформы — музыкальное воспитание в школе. В основе его идеи было изменение самого подхода к обучению, главным принципом которого стало творческое участие детей в музицировании. Основное внимание уделялось сочинению и импровизации. В обучении музыке использовалось также танцевально-ритмическое воспитание по методу Э. Жак-Далькроза, который стремился установить внутреннюю связь между психической и физической основой человека и тем самым внести элемент художественности в уже существующие гимнастические системы. Для достижения этих целей Далькроз предлагал использовать музыку, в которой все оттенки звукового процесса точно определены во времени.

В связи с реформой со всей остротой встал вопрос о музыкальном воспитателе, который должен был иметь соответствующую профессиональную подготовку. Требования, предъявляемые к учителям музыки, были очень высоки, и лишь немногие педагоги могли соответствовать им. Новый воспитатель должен был обладать всесторонним кругозором не только в области музыкальной культуры, но и в сфере смежных гуманитарных знаний. Кроме того, он должен был инициативно и творчески решать вопросы методики преподавания.

Реформаторы музыкального образования с самого зарождения идеи реформы вели трудную борьбу за ее признание. Противниками реформы стали консервативные музыкальные деятели, которые критиковали ее сторонников за слишком высокие требования к учителям.

Экономические трудности Германии в 1930-1932 годах практически остановили музыкальную реформу Лео Кестенберга. Но,

несмотря на такого рода сложности, его идеи продолжали жить в ведущих умах и творческих начинаниях прогрессивных педагогов-музыкантов, которые осуществляли реформу музыкального воспитания в своей педагогической работе.

На фоне различных идей музыкального воспитания в Германии в начале XX века особенно выделяется просветительская работа влиятельного деятеля музыкальной культуры того времени, талантливого композитора и педагога Карла Орфа.

Еще в начале 20-х годов Орф стал обдумывать свою педагогическую концепцию, ощущая ее как новое открытие, отвечающее потребностям времени. Основная идея его системы заключалась в воспитании творческой личности, а не только в музыкальном образовании как таковом. Орф говорил: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок — музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов — воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление...» [1, с. 28]. Таким образом, немецкий педагог считал, что воспитание творческих способностей ученика в одной сфере обязательно проявится и в другой. Даже если ребенок и не станет музыкантом, творческая инициатива, заложенная на музыкальных занятиях в детстве, отразится на всем том, чем он будет заниматься в дальнейшем.

Центральным понятием педагогической концепции Орфа стала «элементарная музыка». Он писал, что «элементарный», по латыни «еЫтеШапия», означает «относящийся к элементам, к основным веществам, первозданный, изначальный»... «Элементарная музыка» — это не музыка сама по себе: она связана с движением, танцем и словом; ее нужно самому создавать, в нее нужно включаться не как слушатель, а как ее участник» [2, с. 57-58].

Практическим пособием по «элементарной музыке» Орфа является пятитомная антология «Шульверк. Музыка для детей» (19501954). Здесь собраны песни, речевые декламации, ритмомелодические упражнения и инструментальные пьесы, в основе которых лежит фольклор европейских народов. Пьесы нельзя рассматривать как художественные произведения, которые предназначены для концертного исполнения, это модели для музицирования и освоения стиля «элементарной импровизации» в процессе классной работы.

Стремительное распространение педагогической системы немецкого композитора сделало необходимым создание центра, координирующего работу его многочисленных последователей. Так был основан Институт Ор-фа в Зальцбурге. Уже в первое десятилетие его деятельности (1961-1971) в Институте учились студенты из 42 стран мира. Орф вспоминал: «После окончания пяти томов "Музыки для детей", выпуска двух документальных пластинок и фильма я думал, что мою педагогическую работу можно считать завершенной. Однако все более широкое распространение "Шульверка", редактирование новых изданий и использование "Шульверка " в новых областях, как, например, в медицине, — все это приводило к непрекращающейся и непредусмотренной работе. Множество запросов, главным образом из-за границы, о том, где именно проводится подготовка учителей для работы по "Шульвер-ку", а также печальный опыт дилетантского и неправильного истолкования "Шульверка" убедили меня в необходимости создания специального центра для подготовки учителей. Ошибочная интерпретация и использование плохих инструментов грозили кое-где исказить самый смысл "Шульверка". Все это потребовало от меня личного вмешательства... Итак, был открыт специальный институт, Институт Орфа, предназначенный исключительно для работы по "Шуль-верку" и дальнейшего его совершенствования. Институт стал местом встреч для всех интересующихся "Шульверком", для обучающих и обучающихся, приезжающих из раз-

ных городов страны и из-за границы. Но прежде всего институт стал центром для подготовки педагогических сил, который был так нужен» [2, с. 60-61].

Концепция Орфа тесно связана с историко-культурной ситуацией в Германии тех лет, деятельностью крупнейшего представителя немецкой музыкальной культуры Лео Кестенберга, который содействовал Орфу в его начинаниях.

К. Орф говорил, что от Лео Кестенберга ведет прямой путь к Институту Орфа в Зальцбурге, ставшему частью «Моцарте-ума» — высшей школы музыки и театрального мастерства. Именно Кестенберг поддержал широкий школьный эксперимент на материале первого издания «Шульверка» К. Орфа в 1930-1932 годах и предложил подготовить необходимое количество учителей. Зная о педагогическом опыте К. Орфа в Гунтершуле, он предложил издать первые тетради «Шульверка» и использовать их на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Литература

1. Баренбойм Л. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М.: Советский композитор, 1978. 367 с.

2. Орф К. «Шульверк». Итоги и задачи // Баренбойм Л. Элементарное музыкальное воспитание по Карлу Орфу. М., 1978. С. 5164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.