Научная статья на тему 'ДИАЛОГ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР ЕВРОПЫ И КИТАЯ В СВЕТЕ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНТАКТОВ'

ДИАЛОГ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР ЕВРОПЫ И КИТАЯ В СВЕТЕ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНТАКТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПА / КИТАЙ / ДИАЛОГ / РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНТАКТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чэнь Ин

В статье рассматривается история становления религиозных контактов Европы и Китая, остававшихся на протяжении многих столетий важной частью диалога музыкальных культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALOGUE OF EUROPEAN AND CHINESE MUSICAL CULTURES FROM THE POINT OF VIEW OF RELIGIOUS CONTACTS

The article examines history of establishing European and Chinese religious contacts which remained for many centuries an important part of the dialogue between musical cultures.

Текст научной работы на тему «ДИАЛОГ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР ЕВРОПЫ И КИТАЯ В СВЕТЕ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНТАКТОВ»

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ И ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© ЧЭНЬ Ин, 2013

ДИАЛОГ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬ ТУР ЕВРОПЫ И КИТАЯ В СВЕТЕ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНТАКТОВ

В статье рассматривается история становления религиозных контактов Европы и Китая, остававшихся на протяжении многих столетий важной частью диалога музыкальных культур.

Ключевые слова: Европа, Китай, диалог, религиозные контакты

В современном мире диалог культур является неотъемлемой частью жизни человека. Благодаря развитию средств коммуникации появляется возможность знакомиться с традициями, обычаями, культурным наследием разных стран. Возникает вопрос, как складывались подобные контакты ранее, особенно для государств, которые исторически были долго изолированы друг от друга. Интересно проследить это на примере становления и развития взаимоотношений двух музыкальных традиций — европейской и китайской.

Географическая удаленность Европы и Китая во многом обусловила тот факт, что их культуры долгое время не вступали в диалог, а развивались независимо друг от друга, лишь постепенно проявляя взаимный интерес. Определяя основные направления культурного взаимодействия в музыкальной сфере, исследователи подчеркивают такие наиболее значимые как: распространение религиозных христианских гимнов, создание первоначально церковных школ, а затем образовательных учреждений по европейскому образцу, становление военных оркестров европейского типа. Здесь остановимся на истории становления религиозных контактов и создании церковных школ, остававшихся важной частью культурного диалога многия столетия.

Первые дошедшие до нас сведения, связаны с последователями несторианского учения. Ван Юйхэ в своей книге «История современной китайской музыки» («ФШЖЩ^.^») пишет, что несториане, вынужденные бежать из Византии, добираются до Китая, где императоры династии Тан (618— 907) позволяли строить им церкви [3, с. 16].

Несторианство стало самой распространенной формой христианства в Древнем Китае, познакомившей его жителей с непривычными для востока церковными гимнами. Во времена династий Юань (1271-1368) и Мин (13681644) в Китае появляются первые католические миссионеры. Они не только исполняли церковные песнопения, но и знакомили слушателей с привезенными инструментами. Интерес китайских слушателей к европейской церковной музыке и европейским инструментам отмечает итальянский миссионер Маттео Ричи (1552-1610), написавший книгу о китайской культуре и национальных инструментах [6, с. 5]. К концу XVII в. в императорском дворце был известен клавесин, в частности, есть сведения о немецком миссионере Иоганне Адаме Шулл фон Белле, который с 1620 по 1666 г. живет при дворце, обучает нотной грамоте, игре на клавесине родственников императора и придворных музыкантов [3, с. 16].

Среди католических миссионеров особую роль сыграли бельгиец Фердинандус Вербест (1623-1688) и португалец Томас Перейра (1645-1708), находившиеся на службе при дворе императора Кан Си (16611722). Они оказали значительную помощь в создании первого на китайском языке учебника «Основы теории музыки» («^ВЩ^»), познакомившего придворных музыкантов с европейской музыкальной теорией. Удивительно, что эта уникальная рукопись сохранилась, она была найдена и передана в 1936 году в Пекинскую государственную библиотеку. Вслед за первым учебником появляется «Государственная музыкальная энциклопедия»

(«^ВЕ^»), часть которой издана в 1713 году. В ней можно найти информацию о деятельности Томаса Перейры и итальянца Тео-дорикуса Пердини (1670-1746), энциклопедия полнее отражала основные представления европейцев по теории и гармонии [5, с. 34].

В середине ХУШ в. в Китай приезжают первые европейские оперные труппы. При дворе императора Цянь Лун (1735-1796), принадлежавшего династии Цин, была впервые исполнена опера «Чеккина» итальянского композитора Николо Пиччини (1728-1800). Чжан Личжэнь в своей диссертации «Современная китайская опера» отмечает, что европейская опера в те времена не привлекла к себе внимание и не оказала значительного влияния на музыкальную культуру Китая [2, с. 9]. Кроме того, оперные постановки были доступны лишь небольшой части жителей Китая — членам императорской семьи.

Вплоть до середины XIX века религиозные контакты оставались наиболее важным способом проникновения европейских традиций в музыкальный быт Китая. Миссионеры, приезжающие с Запада, стремились приобщить как можно большее количество жителей к христианству. Духовные гимны и молитвы начали переводить на китайский язык, что способствовало их более широкому распространению. Роберт Мориссон (1782-1834), приехавший в Китай в 1807 году, издает один из первых, переведенных на китайский язык, «сборник духовных текстов» (1818) [2, с. 18]. Многие миссионеры живут десятилетиями в Китае, берут китайские имена, под которыми издают сборники молитв, духовных песнопений. Так, Во Хань и Фу Шань в 1872 году опубликовали сборник духовных гимнов («Ш.^^^)», ставший популярным, употреблявшийся вплоть до середины XX века. Со второй половины XIX века многие иностранные миссионеры издавали религиозные сборники на китайском и английском языках, некоторые из них сопровождались нотными текстами.

Деятельность миссионеров не ограничивалась только крупными приморскими городами (Пекин, Тяньзинь, Цзинань, Циньдао, Шанхай, Суджоу, Гуанджоу), но постепенно проникала и в более отдаленные районы Китая. В 1989 году члены научно-исследовательской экспедиции Центральной консерватории (Пекин) побывали в провинции

Июньнань, где они обратили внимание на традицию четырехголосного пения христианских гимнов, передающуюся из поколения в поколение на протяжении 200 лет.

Органичной частью культурного диалога стало проникновение традиций европейского образования, в первую очередь, благодаря церковным школам. На протяжении XIX в. были созданы учебные заведения, сыгравшие в дальнейшем значительную роль в образовательной системе Китая: школа Сюй Хуэ, академия Цин Синь (Шанхай), Тэй Нанская академия теологии, школа Чан Жун (Тайвань). Примечательно, что в этих школах организовывались концерты, где помимо религиозных гимнов звучала музыка европейских композиторов, например оратория «Мессия» Генделя [3, с. 18]. Популярными были женские школы, которые открывались при церквях, давая возможность получить начальное образование девушкам из бедных семей: женские школы Цинсинь, Джонси, школа Св. Марии (Шанхай), школа Хучюнь (Худжоу), Цинхай (Суджоу), женская школа Пейман (Пекин). Девушек обучали не только грамоте, но и игре на музыкальных инструментах, среди которых наиболее популярным было фортепиано. Среди выпускников церковных школ оказалось немало тех, кто смог продолжить музыкальное образование за границей и в дальнейшем сыграть видную роль в музыкальной культуре Китая.

Особое место среди подобных учебных заведений занимает школа Сюй Хуэ — одна из первых, созданных европейцами в Китае. Она была основана в 1849 году французским священником Клодом Готтеланом, воплощавшим в жизнь идеи канцлера Сюй Гуанци, именем которого и была названа школа. Как отмечает исследователь Ма Сюэйцян, школа была ориентирована на европейскую систему образования, она объединяла среднюю и высшую ступень, в ней работали французские и известные китайские педагоги [4, с. 25]. В школе изучали китайский язык, литературу, математику, физику, живопись, музыку, иностранные языки (французский, английский, латинский). В 1862 году в школе был создан оркестр, выступавший на религиозных праздниках, имевший успех у публики. Качественное музыкальное образование стало отличительной особенностью школы Сюй Хуэ. В 1931 году школа Сюй Хуэ стала частным об-

разовательным учреждением, а в 1953 году она получила статус государственной и до сих пор имеет большой авторитет среди учебных заведений Китая.

Среди образовательных учреждений, ориентированных на европейскую модель, значительный вес имела школа Циньсинь (Шанхай), созданная в 1860 г. американскими миссионерами Джоном Фарнамом и его женой Марией. Затем школа стала фундаментом для создания академии Циньсинь. Школа Веньхуэ (Дэнджоу), созданная в 1864 г., в дальнейшем переросла в университет, известный в настоящее время как государственный университет Цилу. Таким образом, созданные миссионерами церковные школы сыграли весомую роль в проникновении европейских традиций в образовательную систему Китая.

Несмотря на активную деятельность религиозных миссионеров, создание церковных школ по европейскому образцу, развитие торгово-экономических отношений, Китай по-прежнему оставался во многом закрытым для европейцев государством. К концу XIX века европейские страны (Англия, Франция) были не удовлетворены сложившимся торговым балансом, когда китайские товары пользовались в Европе большим спросом, но китайский рынок, в свою очередь, был для многих европейских товаров закрыт. Особенно жестким был запрет на продажу опиума, поставляемого из Великобритании. Результатом этого стали две, так называемые, Опиумные войны

(1840-1842, 1856-1860) во время правления династии Цин. Китай потерпел поражение в обеих войнах, понеся значительные материальные потери [1, с. 9]. После этого в Китае начинаются серьезные реформы, ориентированные на модель европейской политической системы. Эти реформы сыграли значительную роль в дальнейшем распространении европейской музыкальной культуры в Китае.

Литература

1. Бутаков А., Тизенгаузен А. Опиумные войны. М., 2002. 362 с.

2. Чжан Личженъ. Современная китайская опера (история и перспективы развития): автореф. дис. ... канд. иск. СПб., 2010. 23 с.

3. ШЙП ЯШШЙ . ш. 2005. (Ван Юй Хэ. История современной китайской музыки. Пекин, 2005. 377 с.)

4. ^т 1850-

(Ма Сюэй Цян. История развития шанхайской школы Сюй Хуэ 1850-2010. Шанхай, 2010. 353 с.)

5. ЙШ. ВШЙЕ^ШЕ. Ш

2001. (Тао Ябин. Музыкальные контакты Китая с европейскими странами во время династии Мин и Цин. Пекин, 2001. 230 с.)

6. шт фшзшзшй ЯЗКФЗД^

2007. (Чэнъ Зин Ие. Сюй тан юэй гэ в творчестве композитора Ли Шутуна. Пекин, 2007. 154 с.)

©ЛИЗУНОВАГ. В., 2013

РЕФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА И КОНЦЕПЦИЯ К. ОРФА

В статье рассматривается реформа музыкального образования в Германии в первой половине XX века, предпринятая Лео Кестенбергом, которая явилась импульсом для музыкально-педагогических идей немецкого композитора Карла Орфа.

Ключевые слова: реформа, Кестенберг, Орф

Возникновение прогрессивных идей в сфере музыкального воспитания стало одной из главных причин начавшейся реформы музыкального образования в Германии в первой половине XX века. Не имея в начале прошлого столетия единой теории музыкального воспитания, немецкие учителя большое коли-

чество времени отводили хоровому пению. Эта устаревшая методика постепенно перестала удовлетворять ведущих деятелей музыкальной культуры и создала предпосылки для появления новых веяний в сфере музыкального образования. Основной целью педагогических экспериментов являлось воспитание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.