Научная статья на тему 'КИТАЙСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ XX ВЕКА (ОБЗОР)'

КИТАЙСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ XX ВЕКА (ОБЗОР) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
531
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пэн Чэн

В статье обозначен путь развития профессионального композиторского искусства в Китае от истоков до современности. Особое внимание уделено композиторам ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE COMPOSERS OF THE XXTH CENTURY (REVIEW)

In the article the way of professional composer art development in China since its origin till present is described. Special attention is given to composers of the XXth century.

Текст научной работы на тему «КИТАЙСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ XX ВЕКА (ОБЗОР)»

Лорбера), сформированное из мелодии Рыб (символизирующей эпоху Христа) и переходящее к мелодии новой эпохи Водолея, что также обусловлено мистическим аспектом.

На первых пяти концертах «Сириуса» в июле 1976 г. в планетарии Национального Воздушного и Космического Музея в Вашингтоне, округ Колумбия, прозвучал только один сезон — Лето, с Представлением, Мостом после Рака и Возвещением, а в сентябре, октябре, и ноябре 1976 г. два: Лето и Осень с Мостом после Весов (в Токио, Осаке, Париже, Берлине, Венеции, Тулузе и Метце). Премьера трех сезонов: Лета, Осени — Зимы и Моста после Козерога состоялась в Кельнской опере 8 мая 1977 г., а вся работа и Мост после Овна были исполнены впервые 8 августа 1977 г. в Летней версии на Прованском Фестивале в монастыре Святого Луиса. Затем, в январе 1978 г., в Атриуме Хьюстонского Университета в Хьюстоне, штат Техас, была представлена Зимняя версия, а в июне 1978 г., в соборе Muenster в Бонне и в Кельнской опере — Весенняя версия. С 4 по 7 июля 1980 года, во время «Maggio Musicale Florentino» («Музыкальный май Флоренции») состоялись четыре исполнения Летней версии в монастыре Santa Сгосе.

До 1990 года солистами Сириуса были Маркус Штокхаузен (труба), Аннетт Меривитэр (сопрано), Сюзанна Стефенс (бас кларнет), Борис Кармели (глубокий бас); с 1990 года басовую партию поет Николас Ишервуд.

Примечания

1 Именем этой звезды он даже назвал собаку, подаренную дочери Жюлике 22 января 1974 года.

2 Лорбер, сын штирийского винодела и капельмейстера музыкального общества. Первоначально собирался стать священником и изучал теологию, но затем посвятил себя музыке. В возрасте 40 лет, 15 марта 1840 года Лорбер впервые услышал и записал слова, продиктованные ему Голосом. Перу Лорбера принадлежат почти 25 объемистых томов, его труды: «Большое Евангелие от Иоанна», 10 томов; «Домостроительство Господне», 3 тома; «Земля и Луна»; «Детство Иисуса»; «Природное Солнце»; «Духовное Солнце», 2 тома; «Роберт Блюм», 2 тома; «Епископ Мартин» и др.

3 Многомесячная, беспрерывная работа в электронной студии без свежего воздуха негативным образом отразилась на здоровье Штокхаузена.

4 Напомним, что дата рождения композитора 22 августа.

Литература

1. Stockhausen К. Sirius. Kurten, 1981.

2. Stockhausen К. IIТЕХТЕ Bd. 4. Cologne: DuMont, 1978.

3. Stockhausen К. Kompositions-Kurs Uber SIRIUS Elektronische Musik und Trómpete, Sopran, Bassklarinette, Bass. Kurten, 2000.

4. Stockhausen K. Towards a Cosmic Music / K. Stockhausen, translated by T. Newill. — Element Books Limited, 1989.

© Пэн Чэн, 2012

КИТАЙСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ XX ВЕКА (ОБЗОР)

В статье обозначен путь развития профессионального композиторского искусства в Китае от истоков до современности. Особое внимание уделено композиторам XX века.

Ключевые слова: китайские композиторы, национальное искусство, профессиональное творчество.

В XIX веке Китай утратил положение могущественной и процветающей империи. Многие образованные граждане Китая считали, что западный опыт может помочь способствовать развитию и стремились изучать европейскую науку, культуру и искусство. В их числе были и композиторы.

Развитие китайской музыки на протяжении нескольких тысяч лет было относительно самостоятельно. Строй, нотация и другие параметры китайской музыки индивидуальны, и при попытках синтезировать её с системой европейской композиторы сталкивались с трудностями.

Вместе с тем, внедрение в образовательные программы обучения китайских музыкантов западной теории музыки как системы знаний о музыкальном языке этой культуры «проложило

дорогу» к зарождению в национальной музыке композиторского мышления новой формации. В этой работе словом «новые» мы условимся называть композиторов, которые осваивали и использовали западные композиционные техники в своих произведениях.

1. Первые опыты

Китайцы впервые познакомились с системой европейской нотации по книге «Люй люй чжэн и», изданной в 1713 году. Однако заметного влияния на практику сочинения музыки композиторами Китая она не оказала [1, с. 46].

Преподавание европейской системы теории музыки в Китае началось в самом начале XX

века. В 1908 году Шэнь Пэннянь () написал «Введение в теорию музыки». Это первый

учебник по теории музыки, написанный на китайском языке. Ван Чжэнья (ЖЩЖ) дал ему следующую оценку: «беспорядочная конструкция с чрезмерным содержанием» [2, с. 11].

В 1914 году Гао Шоутянем (и^Ш), который учился в Японии, был написан учебник «Гармонии» для педагогических училищ. В целом, этот теоретический курс представлял собой некий углубленный вариант курса теории музыки.

А так же в начале XX века китайские учащиеся школ и училищ часто пели песни западного стиля, привезенные из Японии. Постепенно стали появляться и первые песни китайских композиторов, написанные в европейском стиле.

Например, «Новая редакция сборника школьных песен» (1912, изд. Культура) Шэнь

Синьгуна (Й'ЬХ, 1870-1947). «Это первый сборник, музыка которого написана китайскими композиторами и в котором используются принципы западной композиционной техники» [2, с. 12].

В те годы большинство музыкальных знаний китайцы получали в Японии, но японское музыкальное образование ещё не было зрелым, и ни один китаец не изучал там композицию. Поэтому авторы «школьных песен» были дилетантами. Однако и в их музыке были интересные находки.

Так, высокую оценку получил трёхголосный хор «Весенняя прогулка» Ли Шутуна ( ФШМ, 18801945), первый образец китайского многоголосия на основе функционально-гармонической системы. Композитор Ма Хуэй написал о нём, что это «первое многоголосие в Китае» [3, с. 112]. Это, конечно, не китайское традиционное многоголосие. Музыка достаточно простая, несколько скованная, но произведение не осталось незамеченным в истории китайской музыки.

2. Первые профессиональные композиторы

Настоящее профессиональное композиторское образование «первые новые композиторы» получали на Западе. Сяо Юмэй (Ж^Щ, 1884-1940), первый китайский профессиональный композитор, в 1913 году поступил в Высшую Школу Музыки им. Ф. Мендельсона (Лейпциг) (Hochschule für Musik Felix Mendelssohn (Leipzig)). Он стажировался по композиции у крупного педагога-музыканта, теоретика Гуго Римана и др. В Германии Сяо Юмэй написал сравнительно немного произведений. К числу сочинений того периода относится Струнный квартет, созданный в 1916 году. Квартет нельзя назвать зрелым произведением, тем не менее, это было «новое слово» в китайской академической музыке. Неслучайно Сяо Юмэй стал первым профессиональным педагогом по композиции в Китае. В 20-е годы он создал первые в Китае специальные музыкальные вузы, как, например, Государственную музыкальную академию в Шанхае1.

Постепенно всё большее число китайских композиторов стали получать образование на Западе. Цин Чжу 1893-1959) в 1912-1922 гг. жил в Германии, где брал частные уроки по композиции и игре на инструментах. Несмотря на то, что он не посвящал себя композиторскому творчеству полностью, до нас дошли некоторые его произведения, например, песня «Великая река течёт на восток».

Дипломное произведение на соискание степени бакалавра — «In Memorian Overture» (увертюра для оркестра) другого китайского композитора Хуан Цзы (МЙ? 1904-1938) исполнялось в университете Yale в США в марте 1929 года. В следующем году автор вернулся в Китай.

Можно также упомянуть Сянь Синхая2 (1905-1945), который в 1929 — 1935 гг. изучал композицию и игру на скрипке во Франции и в течение полугода учился в Парижской консерватории; Ма Сыцуна (ЩЖЩ, 1912-1987), обучавшегося в те же годы в Бельгийской императорской

консерватории у известного композитора Бинембаума. Это также — У Бочао (ЯЛШ? 1903-1949);

Чжэн Чжишэн (Щ^.^, 1903-1941), который был воспитанником Парижской консерватории,

Цзян Вэнье (Й^Й, 1910-1983), который изучал композицию в Японии [2, с. 140].

Все они вернулись на родину в 30-е годы. По сравнению с китайскими композиторами, учившимися за рубежом в 20-е годы, они владели навыками европейской композиции гораздо более профессионально.

Добавим к сказанному, что русский композитор А. Черепнин (1899-1977) в 1934-1937 годах бывал в Китае и Японии и много сделал для китайской музыкальной культуры. Например, благодаря его помощи, фортепианная пьеса Хэ Лутина (ШШШ, 1903-1999) «Дудочка пастушка» стала известной в мире.

3. Искры авангардизма

Вторая мировая война серьёзно повлияла на развитие музыки (с 1937 по 1945 годы в Китае шла война с Японией). В творчестве ряда композиторов намечается тенденция к упрощению средств музыкальной выразительности, стремление сделать свою музыку более доступной и понятной массовому слушателю, которая могла бы вдохновить каждого китайца на борьбу за победу. Например, произведения Сянь Синхая, созданные во Франции, по технике более сложны и современны, чем те, что написаны в Китае или СССР.

После войны с Японией в Китае начали преподавать западную композиторскую технику

XX века. Ученик Хиндемита — Тань Сяолинь (ШФЩ, 1911-1948) в 1946 году вернулся в Китай из США. Стиль сочинений Тань Сяолиня тех лет близок манере его учителя, а в педагогике (Тань Сяолинь преподавал композицию в Шанхайском государственном музыкальном институте (ТТТГМИ)) заметно стремление передать полученные новые знания своим ученикам, научить новым приемам композиции, воспринятым им от Хиндемита. Тань Сяолинь был очень талантливым композитором, но, к сожалению, по возвращении на родину, в Китай прожил лишь два года.

Немецкие композиторы Вольфганг Френкель (1897-1983) и Юлиус Шлосс (19021973) в ШГМИ вели курс сочинения в свободной атональности. Сан Тун (Щв, 1923-2011) и

другие молодые композиторы создали первые образцы музыки подобного рода. Они также изучали и теорию додекафонии, однако, произведения, написанные ими в этой технике, утрачены.

4. Зигзагообразный путь

С 1949 года в Китае начался новый период музыкального творчества. Почти во всем Китае в обучении теории музыки и композиции используется европейская система. Вступили в действие и программы творческого обмена между странами. Так, СССР командировал музыкантов-специалистов в Китай, например, крупный композитор и педагог Б.Арабов в 1955 — 1956 гг. преподавал композицию и анализ музыкальных произведений [5, с. 1]. В свою очередь, Китай послал своих молодых композиторов в СССР для углубления знаний. Самое важное при этом то, что китайцы могли перенять опыт российских музыкантов в сфере соединения западной композиторской техники с народной музыкой. Это оказало глубокое влияние на мышление китайских композиторов. Однако, следует отметить, что специалисты из СССР преподавали, преимущественно, в рамках традиции, не затрагивая современные техники композиции.

В период «Культурной революции» (1966-19763) на музыкальное творчество был наложен ряд запретов, обусловленных идеологическими установками. Новое западное искусство было запрещено, и естественный процесс развития китайской музыкальной культуры был прерван. Знаменитый композитор Ма Сыцун даже вынужден был уехать в США.

В музыкальной культуре этого времени наблюдается новый расцвет жанра китайской оперы. Этот процесс начался ещё до «Культурной революции», а затем получил существенное развитие, так как многие профессиональные «новые композиторы» стали активными участниками твор-

ческих коллективов китайской оперы. Чу Ванхуа (ММф? род. 1941)4 в это время создал ряд интересных фортепианных пьес на темы народных песен и вокальных произведений китайских композиторов.

5. Новое время

В конце 70-х годов китайские композиторы ощутили свободную политическую атмосферу и наступил новый этап в художественном творчестве. На лекциях европейских музыкантов Goehr Alexander (род. 1932), Malee Lvo (род. 1925) и Casterad Jecqes (род. 1926) китайские композиторы начали заново осваивать западную музыкальную традицию XX века. Взрыв интереса к изучению западной техники XX века был связан с тем, что в течение долгого времени китайские композиторы были лишены возможности вести плодотворный диалог в области культуры с другими странами. Поэтому можно сказать, что «музыкальный авангард» в Китае ведет свое начало с 80-х годов [4, с. 555].

Первыми зрелыми, сформировавшимися композиторами Китая, свободно владевшими современной техникой сочинения, стали Чжу Цзяньэр (^.ШМ, р. в 1922) и Луо Чжунжун (ШШЩ-, р. в 1924). Творческий путь их начался в первой половине XX века и продолжился уже после культурной революции.

В это время перед китайскими композиторами уже не стоит задачи поднимать дух народных масс, не нужно опасаться политических репрессий. Многолетний опыт и знания, полученные в условиях свободы мысли, явились благодатной почвой для возникновения разнообразных возможностей в области музыкального творчества.

Так, например, Чжу Цзяньэр начал свою композиторскую деятельность в армии, написав много военных песен в 40-х годах XX века. В 1955-1960 он изучал композицию в Московской консерватории (класс композиции С. Баласаняна). Следует заметить, что он был в числе тех немногих музыкантов того времени, которые получили полное профессиональное образование за рубежом.

Луо Чжунжун был воспитанником Тань Сяолина в Шанхае. Он считается одним из первых китайских композиторов, изучивших систему Хиндемита. Оба этих композитора достигли значительных успехов в своем творчестве в 80-90-х годах. Они хорошо известны во всем Китае как «Южный Чжу, Северный Луо»5.

Еще один композитор — Ван Силинь (1ЩЩ, р. в 1936) — выпускник Шанхайской консерватории 1962 года. Он гораздо моложе своих двух предшественников, но пути их творческого становления похожи. В настоящее время он также является одним из крупнейших композиторов Китая.

Кроме композиторов старшего поколения, в 80-х годах появился ряд молодых авторов, среди них воспитанники Центральной консерватории: Тань Дунь (§Ш)6? Е Сяоган (^ФИ), Цю Сяосун (ЩФШ), Гуо Вэнцзнн (ЙЙЯ), Чжан Сяофу (ЖФ^), Чэн Цыган (^ЯИ); Шанхайской консерватории — Сюй Шу-я (W^®), Чжао Сяошэн (МШ4); Уханьской консерватории —

Лю Цзян (^ЛШ) и др. Почти все они родились в 50-х годах XX века (Сюй Шу-я р. в 1961), а к 80-м годам созрели для композиторской деятельности. Тань Дунь, Цюй Сяосун, Чжан Сяофу, Сюй Шу-я и др. после вузов изучали композицию и работали в Европе и Америке. Чу Ванхуа в 1982 г. уехал в Австралию. Гуо Вэнцзин всегда жил в Китае, но его произведения известны во всём мире7. Несмотря на то, что некоторые из них проживают за рубежом, эти композиторы — достойные наследники и продолжатели лучших традиций китайской музыки, основной потенциал китайской композиторской школы.

В самом конце века некоторые композиторы, которые долго жили в Европе или Америке, вернулись на Родину и начали работать в национальных консерваториях. Например, в 1993 г. Чжан Сяофу вернулся в Пекин из Франции и создал в Центральной консерватории лабораторию электронной музыки, а Цюй Сяосун приехал в Шанхай из США осенью 1999 года8.

Хотя в прошлом веке китайские авторы постоянно заботились о национальной определённости своих произведений, они постепенно осознавали, что сначала следует сформировать содержательную концепцию, а уже затем — технику для её реализации. Молодые композиторы начали

больше интересоваться старинной народной музыкой и её формами. В своих работах они сознательно обходят те черты китайского творчества, в которых проявлялось чрезмерное влияние западной музыки, чтобы сформировать новый китайский стиль.

В таких работах привлекается интонационный материал китайской национальной музыки, но он часто объединяется с западной композиторской техникой. Таким образом, глубокий философский смысл китайской традиции не только сохраняется, но и обогащается современными художественными идеями традиции западной.

В последние годы современные китайские произведения часто звучат на Западе. Среди китайских композиторов появляется немало лауреатов международных композиторских конкурсов. Такие достижения становятся возможными благодаря синтезу национальных традиций и многогранной мировой культуры в творчестве китайских музыкантов.

Примечания

1 Это произошло в 1927 году. Через два года она стала государственным музыкальным институтом, затем Шанхайским государственным музыкальным институтом (в 1945 году), филиалом Пекинской консерватории (в начале 50-х годов), а в 1956 году получила современное название — Шанхайская консерватория.

2 ШШЩ. В российской литературе нередко неправильно пишется его фамилия как «Си». См.: [4, с. 545, с. 551]; или книгу «Си Син-хай» Г. Шнеерсона (М., 1956).

3 «Культурная революция» закончилась в 1976 году. Однако в российских изданиях указывается период с 1966 по 1979 [4, с. 552].

4 Чу Ванхуа обучался по классу фортепиано в Центральной консерватории (1958-1963). До этого он занимался композицией у Хуан Сянпэна и других педагогов в училище при консерватории.

5 Они живут в разных частях страны: Чжу Цзяньэр в Шанхае (на юге Китая), а Луо Чжунжун в Пекине (на севере Китая).

6 В российской литературе чаще пишется «Тан Дун» [6, с. 243].

7 Теперь он является профессором композиции в Центральной консерватории.

8 В нашем веке это случается всё чаще, например, Сюй Шу-я вернулся из Франции в феврале 2010 года, теперь он профессор композиции Шанхайской консерватории. Несмотря на то, что многие композиторы живут за границей, некоторые из них работают в Китае, например, Тань Дунь.

Литература

1. Пэн Чэн. Китайская ладовая система и её применение в XX веке. М.: МПГУ, 2006. 104 с.

2. ±ЯШ , 2004 , 290Жо (Ван Чжэнъя. Эволюция композиционной техники в Китае. Пекин, 2004. 290 с.)

3. ЦМ 2004, 180Жо (МаХуэй. Курс сочинения песен. Пекин, 2004. 180 с.)

4. История зарубежной музыки. XX век / под ред. Н. А. Гаерилоеой и др. М.: Музыка, 2005. 572с.

5. ШШ .^ШШЖМЙЖ^ФНо http://www.emus.cn/7uid/14818, 2012-02-07. (Пэн Чэн. Интервью: С. Слонимский о Б. Арабове в Китае).

6. Холопов Ю. Китайский авангард: от Сан Туна до Тан Дуна // М. Е. Тараканов: Человек и Фоносфера. Воспоминания. Статьи. М.: Алетейя, 2003. С. 243-251.

7. Бянъ Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры. Диссертация насоиск. уч. степ. канд. искусств. СПб.: СПГК, 1994. 142 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.