Научная статья на тему 'Музыкально-компьютерные технологии и современные композиторские техники в творчестве китайских музыкантов (к проблеме "Восток-Запад")'

Музыкально-компьютерные технологии и современные композиторские техники в творчестве китайских музыкантов (к проблеме "Восток-Запад") Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
328
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES / КОМПЬЮТЕРНАЯ МУЗЫКА / COMPUTER MUSIC / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / EAST-WEST DIALOGUE OF CULTURES / КИТАЙСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ЛАДОВАЯ СИСТЕМА / CHINESE TRADITIONAL MODAL SYSTEM / НОВОМОДАЛЬНОСТЬ / NEO-MODERNIST / ПОЛИТОНАЛЬНОСТЬ / POLYTONALITY / ДОДЕКАФОНИЯ / DODECAPHONY / ALEATORIC / СОВРЕМЕННЫЕ КОМПОЗИТОРЫ КИТАЯ / CONTEMPORARY COMPOSERS OF CHINA / МУЗЫКА XX ВЕКА / MUSIC OF XX CENTURY / ВОСТОК-ЗАПАД / АЛЕАТОРИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мезенцева С.В.

В работе анализируется проблема «Восток-Запад» с точки зрения феномена музыкально-компьютерных технологий как инструмента трансляции достижений культур, диалога культур. Акцентируется внимание на историческом ракурсе проблемы «Восток-Запад» с выходом на современный этап, музыку XX века. В рамках диалога культур рассматриваются современные композиторские техники и музыкально-компьютерные технологии. Задача исследования наметить пути научного осмысления феномена музыкально-компьютерных технологий в культурологической и искусствоведческой теории и практике. Автором статьи приводятся результаты исследования ресурсов и возможностей применения современных информационных и коммуникационных технологий для сбора, адекватной обработки, сохранения, передачи и трансляции традиционной музыкальной культуры, а также осмысления роли и значения новых технологий в сфере культурного диалога и межкультурной коммуникации являются современными направлениями культурологии, искусствоведения и ряда других смежных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES AND CONTEMPORARY COMPOSITION TECHNIQUES IN THE WORK OF CHINESE COMPOSERS (ON THE PROBLEM OF “EAST-WEST”)

The paper analyzes a problem of “East-West” from the point of view of the phenomenon of musical and computer technologies as an instrument of translation of achievements of cultures, dialogue of cultures. The work focuses on the historical perspective of the problem “East-West” with an access to the modern stage, the music of the XX century. In the framework of the dialogue of cultures the research examines contemporary composition techniques, music and computer technology. The objective of the study is to identify ways of scientific understanding of the phenomenon of musical-computer technologies in a cultural and art theory and practice. The author presents the results of the research of resources and possibilities of application of modern information and communication technologies for collecting, adequate processing, preservation, transfer and broadcast of traditional musical culture, and also understanding of a role and value of new technologies in the sphere of cultural dialogue and intercultural communication are the modern directions of culturology, art criticism and a number of other related sciences.

Текст научной работы на тему «Музыкально-компьютерные технологии и современные композиторские техники в творчестве китайских музыкантов (к проблеме "Восток-Запад")»

9. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в школе цифрового века. Общество: философия, история, культура. 2015; 5: 22 - 29.

10. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2016; 2: 16 - 24.

11. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.

References

1. Buzhinskaya N.V., Makarov I.B. Obzor programmnyh sredstv sozdaniya 'elektronnyh uchebnikov. Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2016; 4-1: 29 - 32.

2. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professionalem muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016; 6: S. 3.

3. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S. Muzykal'no-komp'yuternye i oblachno-orientirovannye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2015; 3-2: 68 - 82.

4. Mezenceva S.V. Teoriya muzyki. 'Elektronnoe uchebnoe posobie dlya inostrannyh studentov vuza na baze Google-sajt. Available at:https:// sites.google.com/site/muzykalnaateoria/

5. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 1: 69 - 73.

6. Mezenceva S.V. Teoriya muzyki: uchebnoe posobie dlya inostrannyh studentov. Ch. I. «Zvuk. Notnoe pis'mo. Ritm i metr. Intervaly. Lad i tonal'nost'». Perevodchik Son A.V. Habarovsk: Izdatel'stvo Habarovskogo gos. in-ta iskusstv i kul'tury, 2015.

7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak social'no-kul'turnyj faktor intellektual'nogo i 'emocional'nogo razvitiya lichnosti v shkole cifrovogo veka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 5: 22 - 29.

8. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Vsbornike: Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2011: 128 - 131.

9. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak social'no-kul'turnyj faktor intellektual'nogo i 'emocional'nogo razvitiya lichnosti v shkole cifrovogo veka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 5: 22 - 29.

10. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; 2: 16 - 24.

11. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

Статья поступила в редакцию 30.01.18

УДК 378

Mezentseva S.V., Cand. of Sciences (Art Critisism), senior lecturer, Head of Department of Art, Musical-Instrumental

and Vocal Art, Khabarovsk State Institute of Culture (Khabarovsk, Russia), E-mail: mezenceva-sv@yandex.ru

MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES AND CONTEMPORARY COMPOSITION TECHNIQUES IN THE WORK OF CHINESE COMPOSERS (ON THE PROBLEM OF "EAST-WEST"). The paper analyzes a problem of "East-West" from the point of view of the phenomenon of musical and computer technologies as an instrument of translation of achievements of cultures, dialogue of cultures. The work focuses on the historical perspective of the problem "East-West" with an access to the modern stage, the music of the XX century. In the framework of the dialogue of cultures the research examines contemporary composition techniques, music and computer technology. The objective of the study is to identify ways of scientific understanding of the phenomenon of musical-computer technologies in a cultural and art theory and practice. The author presents the results of the research of resources and possibilities of application of modern information and communication technologies for collecting, adequate processing, preservation, transfer and broadcast of traditional musical culture, and also understanding of a role and value of new technologies in the sphere of cultural dialogue and intercultural communication are the modern directions of culturology, art criticism and a number of other related sciences.

Key words: music computer technologies, computer music, East-West dialogue of cultures, Chinese traditional modal system, neomodernist, polytonality, dodecaphony, aleatoric, contemporary composers of China, music of XX century.

С.В. Мезенцева, канд. искусств., доц., зав. каф. музыкально-инструментального и вокального искусства,

ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный институт культуры» Член Союза композиторов России, г. Хабаровск,

E-mail: mezenceva-sv@yandex.ru

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СОВРЕМЕННЫЕ КОМПОЗИТОРСКИЕ ТЕХНИКИ

В ТВОРЧЕСТВЕ КИТАЙСКИХ МУЗЫКАНТОВ (К ПРОБЛЕМЕ «ВОСТОК-ЗАПАД»)

В работе анализируется проблема «Восток-Запад» с точки зрения феномена музыкально-компьютерных технологий как инструмента трансляции достижений культур, диалога культур. Акцентируется внимание на историческом ракурсе проблемы «Восток-Запад» с выходом на современный этап, музыку XX века. В рамках диалога культур рассматриваются современные композиторские техники и музыкально-компьютерные технологии. Задача исследования - наметить пути научного осмысления феномена музыкально-компьютерных технологий в культурологической и искусствоведческой теории и практике. Автором статьи приводятся результаты исследования ресурсов и возможностей применения современных информационных и коммуникационных технологий для сбора, адекватной обработки, сохранения, передачи и трансляции традиционной музыкальной культуры, а также осмысления роли и значения новых технологий в сфере культурного диалога и межкультурной коммуникации являются современными направлениями культурологии, искусствоведения и ряда других смежных наук.

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, компьютерная музыка, Восток-Запад, диалог культур, китайская традиционная ладовая система, новомодальность, политональность, додекафония, алеаторика, современные композиторы Китая, музыка XX века.

В последние десятилетия актуальными проблемами науки являются вопросы, связанные с диалогическими отношениями музыкальных культур (Россия-Запад, Восток-Запад). Одним из ракурсов этой темы на современном этапе становится феномен музыкально-компьютерных технологий [1; 2; 3] как материала для осмысления новейших процессов, происходящих в мире, связанный с современными цифровыми музыкально-компьютер-

ными технологиями как инструментом трансляции достижений культур. Исследования ресурсов и возможностей применения современных информационных и коммуникационных технологий для сбора, адекватной обработки, сохранения, передачи и трансляции традиционной музыкальной культуры [4; 5], а также осмысления роли и значения новых технологий в сфере культурного диалога и межкультурной коммуникации являются со-

временными направлениями культурологии, искусствоведения и ряда других смежных наук.

История взаимодействия восточной и западной музыкальных цивилизаций уже давно находится под пристальным вниманием ученых разных стран и научных специальностей. Относительно музыкальных взаимовлияний, в частности, Н.Г. Шахназарова выделяет три стадии: «Первая стадия ознаменована воздействием высокоразвитой культуры Востока на европейскую музыку в период ее зарождения. На второй, которая начинается уже в эпоху средневековья, Восток постепенно отторгается - и чем дальше, тем более категорически - на периферию музыкальной цивилизации. Именно с этого момента формируется и утверждает себя европоцентризм критериев культуры и искусства, концепция, согласно которой принципы эстетического освоения мира и прежде всего художественного творчества (система мышления, стилевые и формообразующие нормы, каноны красоты и т. д.), откристаллизовавшиеся в созданиях европейских мастеров, воспринимаются и оцениваются как объективные законы искусства вообще. Третья стадия (примерно с конца XIX века) может рассматриваться как своеобразная реприза: Восток вновь входит в сознание музыкантов Европы, обращающихся теперь к нему с надеждой и ожиданием обновления» [цит. по: 6; 7]. В.А. Королева предлагает выделить три уровня восприятия россиянами, в частности, китайской музыки, «соответствующе следующим позициям:

1) во второй половине XIX - первой трети XX в. наиболее часто, как у неподготовленных, так и подготовленных слушателей - ошеломляющий эффект, приводящий к активному отторжению и нежеланию продолжать контакт-восприятие;

2) во второй половине XIX - первой трети XX в. редко как у неподготовленных, так и подготовленных слушателей - замешательство, переходящее постепенно в некоторую заинтересованность, приводящую к дальнейшему осмыслению простейших элементов музыкального языка (тембра, мелодии и ритма);

3) в начале XXI в. профессиональный интерес некоторых (единичных) специалистов - востоковедов и музыкантов - к исполнению музыки инокультурной традиции» [8, с.181 - 172].

Известно, что в свое время непонимание смысла китайской музыки приводило к неприятию её даже известными европейскими музыкантами. Постепенное становление и формирование китайской композиторской школы шло по пути овладения европейской композиционной техникой с опорой на богатое традиционное музыкальное искусство. Специфика музыки композиторов Китая выражается в синтезе китайской национальной мелодики с принципами западноевропейской гармонизации и композиционной техники, а также в постепенном соединении европейской и китайской традиционной интонационности. Хотя интонацион-ность произведений композиторов Китая в большей степени, естественно, основана на китайский народной мелодике, опирающейся на пентатонику. Преобладание образов природы, опора на китайскую народную мелодику, западноевропейская гармонизация и принципы композиции, преломление традиционного музыкального искусства сквозь призму музыкального творчества западноевропейских, русских и советских музыкантов - вот основные характеристики творчества профессионального композиторского творчества. Обратное влияние Востока на классическую западную музыкальную традицию гораздо скромнее. Здесь можно привести в пример «Песнь о земле» Г. Малера, «Музыка перемен», «Музыка воды», «Музыка зимы» Дж. Кейджа, творчество А.Н. Черепнина и некоторые другие.

Совершенно изумляет на этом фоне традиционализма, закрытости и стремления в большей степени Китая к сохранности, консервации культуры, такие явления в музыке современных китайских композиторов академической направленности, как «китайская додекафония», алеаторика, политональность, электронная музыка с применением музыкально-компьютерных технологий. Применение этих композиторских техник описано и проанализировано, в частности, в работе китайского компози-

Библиографический список

тора и музыковеда Пэн Чэна «Ладовая система юнь-гун-дяо и ее претворение в творчестве китайских композиторов XX века» [9]. В своих исследованиях Пэн Чэн анализирует применение китайской традиционной ладовой системы в музыке современных китайских композиторов, а также предлагает новые методы ла-догармонического анализа.

Для нашего исследования это представляет интерес как ярчайший образец взаимодействия западной и восточной культур в широком смысле, и - уже - как образец для изучения и осмысления феномена музыкально-компьютерных технологий в сфере диалога культур на современном этапе. Обращает на себя внимание в этом смысле замечание Пэн Чэна относительно первых китайских «новых композиторов», которые начали писать музыку в 20-е годы прошлого века, осваивая западные композиционные техники в своих произведениях: «Конечно, эти композиторы прежде всего стремились к улучшению отечественной музыки посредством привнесения в свое творчество западной техники композиции, а не к «диалогу» с европейской музыкой, т.к. они не считали себя способными к такому «диалогу». В аспекте истории это вполне оправдано. «Диалог» не может быть между двумя людьми, каждый из которых говорит только по-своему. В начале прошлого столетия китайская музыка и музыка западная были именно такими культурами, говорящими на разных языках. И если Запад лишь изредка проявлял интерес к китайскому музыкальному «языку», то Китаю нужно было научиться понимать западный музыкальный язык, чтобы возникла возможность «диалога»» [9, с. 112 - 113].

Традиционная китайская ладовая система обнаруживает уникальные потенциальные возможности синтеза с такими техниками, как новомодальность, политональность, сериальность, додекафония. Интересно, что китайская додекафония «чаще всего выступает как ладовая. Иначе говоря, в звуковысотной серии и музыке проявляется природа системы юнь-гун-дяо» [9, с. 183]. Додекафония на Западе, испытав расцвет в творчестве композиторов «новой венской школы» (А. Шенберг, А. Берг, А. Веберн), потеряла свою популярность к концу XX века. В Китае же, напротив, додекафония получила новые ракурсы развития, обогащаясь традиционной ладовой системой (творчество Ван Лисаня, Пан Чиминя, Ван Цзянчжуна, Чжу Цзянэра, Луо Чжунжу-на и др.). По ценнейшим автографам нот и электронным музыкально-компьютерным файлам исследователь анализирует компьютерно-электронную музыку произведения Чжан Сяофу для сопрано и электронной музыки «Горная фея» , алеаторику в произведении «Ансян» («Едва ощущаемый аромат») Луо Чжунжу-на, микроинтервалику в музыке Цюй Сяосуна и другие образцы [см. подробнее: 10, https://sites.google.com/site/muzykalnaateoria/ glava-3-lad-i-tonalnost/lad-i-tonalnost-v-xx-veke-v-kitajskoj-muzyke].

Таким образом, открываются новые перспективы исследования восточной и западной культур. Необходимо пристальнее исследовать музыку китайских современных композиторов с целью выявления своеобразия воплощения западных музыкальных техник. Думается, это отдельная масштабная научная работа. Современные композиторские техники, в том числе электронные, а также музыкально-компьютерные технологии открывают новые пути научного осмысления в культурологической, искусствоведческой теории и практике [11; 12]. Как справедливо отмечает У-Ген-Ир, искоренить полностью пережитки «европоцентризма» и «доказать равенство наций не только в политическом, экономическом, но и в культурном отношении - задача современной культурологии и музыкознания [13]. Ныне настало время не только познания музыки Запада народами Востока, что происходит достаточно интенсивно, но и познание музыки Востока народами Европы. Во взаимообогащении музыки Востока и Запада видится одна из дорог развития мирового музыкального искусства» [9, с. 124-130]. Здесь возможны открытия, восхождения к новым вершинам научного познания, в том числе и с осмыслением феномена музыкально-компьютерных технологий в современном искусстве (см. работы [14; 15; 16]).

1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; Т. 4; № 9: 123 - 138.

2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в школе цифрового века. Общество: философия, история, культура. 2015; 5: 22 - 29.

3. Горбунова И.Б., Белов Г.Г. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2016; 2: 16 - 24.

4. Алиева И.Г., Горбунова И.Б. О проекте создания интеллектуальной системы по каталогизации и анализу музыки народов мира. Общество: философия, история, культура. 2016; 9: 105 - 108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.