УДК 784
пути развития современной китаискои вокальной музыки через видение композитора цзинь сян
Чжан Чжитан
Аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
lukomorye [email protected]
В данной статье автор анализирует мнение известного китайского деятеля музыки о развитии современной китайской вокальной музыки сквозь призму его произведений. О творчестве представленного современного композитора Китая в российских источниках содержится достаточно мало информации. Данная статья предпринимает попытку расширить имеющуюся базу и дополнить ее новыми фактами о работах и музыкальных воззрениях Цзинь Сян.
Ключевые слова: вокальная музыка, китайская современная опера, народный стиль, восток, вестернизация, композитор, китайская народная республика.
ways of development of modern chinese vocal music through the vision of composer jin xiang
Zhai Zhigan
Postgraduate student of the A.I. Herzen Russian State Pedagogical University
In this article, the author analyzes the opinion of a famous Chinese music figure about the development of modern Chinese vocal music through the prism of his works. The Russian sources contain quite little information about the work of the presented contemporary composer of China. This article attempts to expand the existing database and supplement it with new facts about the works and musical views of Jin Xiang.
Keywords: vocal music, Chinese modern opera, folk style, east, Westernization, composer, People's Republic of China.
Профессор Цзинь Сян автор известных произведений: Основными работами являются : опера «Пустыня», опера «Повелитель Чу», опера «Восемь женщин, брошенных в реку», мюзикл «Прекрасный воин», песня Национальной симфонической группы «Пять стихотворений», симфонический хор «Праздничный фейерверк», вокальная сюита «Полуночная четырехчасовая песня», камерная музыка и вокал «Heavenly Sacrifice», «Yi Shuihan»; десятки художественных песен, таких как «Арашияма под дождем», «Песня у моря»; десятки фильмов и телевизионной музыки «Звезды сияют сегодня вечером», «Главная весна и осень» и так далее. Благодаря его самобытной индивидуальности, сильному современному эстетическому восприятию и разнообразному сочетанию превосходных эстетических традиций Востока с современными и западными
композиторскими техниками, его работы завоевали признание большинства китайских и западных слушателей. Особенно в области оперы, Цзинь Сян имеет большее влияние. С тех пор как в 1987 году вышла его первая опера «Пустыня», она добилась мирового успеха в Пекине, Тайване, Соединенных Штатах и Швейцарии. Она была названа «Классикой китайской музыки 20-го века» (1993) и получила премию Mandarin Award (1999). Другая его опера, «Чу Баванг», премьера которой состоялась в Шанхае в 1994 году, также имела большой успех. Особую известность имеют опера «Ян Гуйфэй» и «Ведьма», которые имели большой успех у аудитории как в Китае, так и за пределами страны. Так, произведения были поставлены и в Японии. Следует сказать, что ведущие артисты Китайского театра оперы и танца и филармонического оркестра Осаки показали
высокий уровень. В частности, следует отметить, что дирижеры обоих спектаклей -молодые китайцы. Первый - г-н Чжан Чжэн, дирижер Китайского театра оперы и танца, а второй - дирижер Китайского симфонического оркестра Ли Синьцао. Цзинь Сян является директором Ассоциации китайских музыкантов, исполнительным директором Китайского национального оркестрового общества, специальным директором Китайского общества музыки и кино, судьей Национальных культурных премий и получателем специальных государственных премий.
В последние годы рост китайских композиторских групп на мировой музыкальной сцене привлек внимание всего мира. Мы все еще должны поговорить о некоторых более глубоких проблемах, связанных с этим явлением. Когда мы смотрим на проблему, мы должны понять общее историческое развитие на макроуровне. Мы знаем, что мировая музыка двадцатого века обладает двумя основными характеристиками. Во-первых - это некий бунт классической музыки, как новый вид, продолжение формы, современная музыка, представленная Стравинским и Шенбергом в 1920-1930-е годы. Расцвет и развитие (от полифонической до атональной и секвенциальной музыки, от случайной музыки до простой музыки и постмодерн. Во-вторых, - это подъем и развитие мировой музыки, представленной восточной традиционной музыкой и распад доминирующего большого евроцентризма. Это сформировало много музыки в современном мире. В этом контексте «подъём китайских композиторов на мировой музыкальной сцене» - это неизбежность истории.
Цзинь Сян считает, чтобы ответить на проблемы современной музыки необходимо заметить о зарождении и развитии восточной музыки. Мы знаем, что исторически, в глазах западного евроцентризма восточная музыка ассоциируется с «отсталостью» и «непрофессионализмом». На самом деле, этот вид восточной музыки, который полностью отличается от западной теоретической системы. Бесспорно, отставание от Запада в профессиональном развитии почти на триста лет (если считать с периода западной музыки в стиле барокко), но именно это состояние «необработанной целины» сохраняет присущую восточной музыке особую природу. Китайские музыканты не могут слепо использовать западные взгляды (от творческого мышления к масштабной форме и гармоничной структуре) и отрицать непрофессиональный и ненаучный характер восточной музыки. Напротив, элементы восточной музыки должны быть тщательно изучены. Основные характеристики, присущие им законы развития и философия, которая порождает эту эстетическую основу. Вы
знаете, все это ярко сохранилось в традициях восточного искусства.
В статье под названием «Поиски композитора», написанной в 2001 году, композитор предложил: «Традиционную трехуровневая теория». Это обогащение и развитие знаменитого аргумента покойного китайского музыкального теоретика г-на Хуан Сянпэна, который сравнивает традицию с рекой; Я думаю ибо традиция - это река, но также и трехмерная река! Если вы поставите его вертикально в поперечном сечении вы можете увидеть три уровня: верхний слой (мелкий слой): масштаб, тон, гармония, полифония, тембр, музыкальное устройство... относится к категории морфологии; средний слой (внутренний слой): раскрывается уникальный закон утверждения Ле Си. Принадлежат к структуре и объему; нижний слой (глубокий слой): эстетические концепции, идеи. Это относится к категории философии.
Только с помощью трехмерной концепции мы можем всесторонне увидеть и понять традицию, чтобы быть более эффективными, наследовать и развивать традиции избирательно и более целенаправленно. И восточные звуки необходимы для сосуществования и здорового развития современной и западной музыки в наше время!
Большинство современных китайских композиторов пережили «культурную революцию». Нет никаких сомнений в том, что китайская «культурная революция» - это достаточно трудное время невзгод и катастроф для каждой семьи Китая, конечно это оказало глубокое влияние на развитие музыкального искусства страны. Цзя Цзиньсян был отправлен в исправительную деревню во время обучения на втором курсе в Центральной консерватории музыки. Музыкант был в Синьцзяне на семь лет раньше, чем произошла «Культурная революция»: «Я испытал такую боль и скорбь. Печально: потерял профессию, которой занимался, потратил впустую драгоценные годы, шел к достоинству личности... Однако, с другой стороны, многие великие испытали страдания, узнали об обществе и поняли людей. Жизнь, это абсолютно для всех (особенно композиторов, занимающихся духовной деятельностью), это снова, хорошая вещь для по-настоящему амбициозного композитора. Скорбь - это возможность, взлеты и падения - это мотивация, а опыт - это духовное богатство, которое никогда нельзя заменить! Я думаю, что люди моего поколения определенно будут чувствовать то же самое, что и я. Конечно, это не означает, что каждый должен заплатить такую большую цену, чтобы получить это духовное богатство, потому что история незаменима. В конце концов, история не повторится!»
Создание музыки - это сложный духовный труд. Композитор, чтобы создать в своих произведениях ощущение, глубоко затрагивает все аспекты своего опыта. Например, в опере «Пустыня» Цю Ху так же ревнив, как и ненавистен. Первоначальное зарождение, но также и стремление к чрезвычайно нежной любви; опера «Ян Гуйфэй» невинность любви Чжунъян Юхуаня и двойственный взгляд Тан Минхуана на любовь и т.д. - это взгляд композитора, который после глубокого понимания сложности и многогранности человеческой натуры оказался в музыке. Все они - «горькая сладость» и «улыбки со слезами». Это опыт музыканта (хотя и страдающий), его стремление духа (все еще стремящееся к красоте). Так раскрываются истинные чувства в глубине души!
В Китае большое количество выдающихся композиторов современной музыки. Здесь невозможно сосчитать их имена, можно привести лишь нескольких представителей: Ло Чжунжун, Чжу Цзяньэр, Ван Силинь, Ян Лицин, Тан Дун, Чэнь Циган, Го Вэньцзин, Е Сяоган, Цюй Сяосун, Сюй Шуя, Чэнь И, Чжоу Лун, Хэ Сюньтянь, Цзя Дацунь, Цинь Вэньчэнь и др.
Они и многие другие сформировали огромное сообщество композиторов. Хотя у всех разные личности и разные творческие методы, все они в своем соответствующем музыкальном творчестве сознательно или бессознательно привносят Восточные и Китайские традиционные факторы в новую современную китайскую музыку.
Современная музыка в Китае зародилась поздно, в 1980-х годах. Следует сказать, что в то время многие все еще
находились на стадии подражания и обучения. В будущем, по мере расширения обменов с Западом, многие исполнительские группы начали приезжать в Китай, с появлением большого количества аудиоданных и, что более важно, большего количества китайских студентов учащихся за границей, современная китайская музыка вступила в новую стадию в середине-конце 1990-х годов.
Основными проявлениями являются: появление зрелых и всемирно известных композиторов; формы произведения, включающие в себя различные жанры в области музыки, в том числе и «второстепенные жанры», которые пересекают области искусства; с точки зрения техники письма, музыка становится более эклектична, от строгой последовательности до свободной атональной, от непринужденной музыки до простоты, пост-простоты, интегрированных звуковых блоков и т.д.; в частности в использовании тембра китайского
музыкального инструмента, использовании восточных музыкальных элементов и т.д..
В то же время следует отметить, что современная музыка в Китае, постепенно расширяя свою аудиторию, также получает более глубокое развитие - многие высшие учебные заведения создали современные музыкальные инновационные и
исследовательские центры, проводятся фестивали современной музыки.
Человечество вступило в 21 век. Волна за волной, мир приведет к более процветающему, разнообразному и процветающему миру создания музыки! Музыканты из Китая и запада поощряют друг друга, учатся друг у друга и вместе движутся вперед!
ЛИТЕРАТУРА
1. Знаменитый композитор Цзинь Сян скончался в Пекине в возрасте 80 лет из-за болезни. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://baike.baidu.com/reference/13976520/c8d5v2iWGg_s69sagu2tJnB9dX1GDHE_Kz5vHbEHvcwK1dn0I 1 Fi4_yz29l-VRCG4jV_TPM0EwYQag8aU5ScdWjjKfVqx1 mJL2hv3YDmvJGGW2fxUpUk (дата обращения 02.02.2022).
2. Китайская музыкальная консерватория. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ccmusic.edu.cn/jxjg/yxsz/zqx/szjs/zqxjinxiang/(дата обращения 03.05.2022).
3. Цзинь Сян. Фильм «Кошачий глаз». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://baike.baidu.com/reference/13976520/c372FPRf4r66Ir6ukrX_jkREdztha9lxNrYcHdfO4PAQjy1722rG xmaxryiUPAWIcx3mmoWfaRTIUutHm3THaH7WtphrEj0 (дата обращения 22.04.2022).
4. Раскрывается творческий процесс оперы «Восемь женщин, брошенных в реку». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://baike.baidu.com/reference/13976520/bae8Uj7ypv-yceuoTBmtm9wHSSsynT9DL5VtHHtMdCp06uSqkgY50gVsF1K8hRztzlFE6DGLdyHYNP-q5Nn50pbvnPLqQW1nRgt4SyJQom0 (дата обращения 15.03.2022).
5. ^Ш. 2007. Цзинь Сян. Фестиваль Цзиньлин. Народное музыкальное издательство. 2007.
6. ^Ш.^п^-^р. 2005. Цзинь Сян. Симфоническая кантата. 2005.
7. 2007. Цзинь Сян. Тексты песен для фестиваля Цзиньлин. Подлинный книжный магазин Синьхуа: Народное музыкальное издательство. 2007.
8. ФИШп^ЙШЙШ. Й. А&&ЖЖШ. 2007. - 104 р. Фестиваль Цзиньлин. Библиотека современных китайских композиторов. Автор текстов и композитор. Народное музыкальное издательство. 2007. - 104 С.