Научная статья на тему 'Национальные традиции в вокальной музыке современных композиторов Китая'

Национальные традиции в вокальной музыке современных композиторов Китая Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1320
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ КОМПОЗИТОРЫ КИТАЯ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / MODERN COMPOSERS OF CHINA / CHARACTERISTICS OF A PIECE / ANALYSIS OF THE MUSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ли Ян

Анализируются основные тенденции развития современного композиторского творчества в Китае. Вслед за развитием китайской экономики и культуры, с ее важной составляющей музыкальной культурой, Китай все больше и больше открывается миру. В китайских народных песнях символе китайской культуры, как и в самом Китае, постепенно появляется много инноваций. Уже в начале периода политики реформ и открытости западные музыкальные произведения наводнили Китай, и часть свободомыслящих музыкантов начали перенимать и применять западные современные методы композиции для создания китайских музыкальных произведений. В 90-х годах ХХ века в китайском вокальном искусстве доминируют Тан Дунь и Ху Тинцзян композиторы, работающие путём применения западных методов композиции в обработке национального музыкального материала. Их произведения с точки зрения композиции сочетают современную структуру и средства музыкальной выразительности с возможностью волновать чувства слушателей. Целью является выявление особенностей создания национальной вокальной музыки на примере сочинений Ху Тинцзяна начала XXI века. Методы исследования комплексный подход, музыковедческий анализ, герменевтика, компаративистика. Анализ вокальных композиций показал, что наиболее перспективными для синтеза являются жанры песни и современной китайской оперы, в которых национальные традиции продолжают существовать в интонационной основе современной музыки, использовании тембров национальных инструментов, китайских социальных историй и характерных персонажей современной жизни. Западные влияния связаны с использованием инструментов западноевропейского симфонического оркестра, определённых принципов формообразования, техники belcanto . Этот необычный синтез создаёт уникальную красоту современного музыкального искусства Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL TENDENCIES IN THE VOCAL MUSIC OF THE MODERN COMPOSERS OF CHINA

The article presents an analysis of the main trends in the development of contemporary composer creativity in China. Following the development of the Chinese economy and culture, with its important component musical culture, China becomes more and more open to the world. In Chinese folk songs a symbol of Chinese culture, as in China itself, a lot of innovations is gradually appearing. At the beginning of the period of the policy of reforms and openness, Western musical works flooded China, and some of the free-thinking musicians began to adopt and apply Western modern compositional methods to create Chinese musical works. In the 1990s, two names dominated in Chinese vocal art Tang Dun and Hu Tinjiang, composers working by applying Western compositional methods to the processing of national musical material. From the point of view of composition, their works combine modern structure and means of musical expressiveness with the ability to excite the listeners' feelings. The purpose of the article is to identify the features of creating national vocal music based on the example of the works of Hu Tinjiang of the beginning of the 21st century. Research methods include an integrated approach, musicology analysis, hermeneutics and comparative studies. An analysis of vocal compositions has shown that the most promising for synthesis are the genres of a song and Chinese modern opera, in which national traditions continue to exist as the intonation basis of modern music, and the use of timbres of national instruments, Chinese social stories and typical characters of modern life. Western influences are associated with the use of instruments of the Western European Symphony Orchestra, certain principles of shaping, and the belcanto technique. This unusual synthesis creates the unique beauty of China's contemporary musical art.

Текст научной работы на тему «Национальные традиции в вокальной музыке современных композиторов Китая»

УДК 784(510) ББК 85.314(5Кит) Л 55

Ли Ян

Аспирант кафедры музыкального воспитания и образования Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: 1018451540@qq.com

Национальные традиции в вокальной музыке современных композиторов Китая

(Рецензирована)

Аннотация:

Анализируются основные тенденции развития современного композиторского творчества в Китае. Вслед за развитием китайской экономики и культуры, с ее важной составляющей - музыкальной культурой, Китай все больше и больше открывается миру. В китайских народных песнях - символе китайской культуры, как и в самом Китае, постепенно появляется много инноваций. Уже в начале периода политики реформ и открытости западные музыкальные произведения наводнили Китай, и часть свободомыслящих музыкантов начали перенимать и применять западные современные методы композиции для создания китайских музыкальных произведений. В 90-х годах ХХ века в китайском вокальном искусстве доминируют Тан Дунь и Ху Тинцзян - композиторы, работающие путём применения западных методов композиции в обработке национального музыкального материала. Их произведения с точки зрения композиции сочетают современную структуру и средства музыкальной выразительности с возможностью волновать чувства слушателей. Целью является выявление особенностей создания национальной вокальной музыки на примере сочинений Ху Тинцзяна начала XXI века. Методы исследования - комплексный подход, музыковедческий анализ, герменевтика, компаративистика. Анализ вокальных композиций показал, что наиболее перспективными для синтеза являются жанры песни и современной китайской оперы, в которых национальные традиции продолжают существовать в интонационной основе современной музыки, использовании тембров национальных инструментов, китайских социальных историй и характерных персонажей современной жизни. Западные влияния связаны с использованием инструментов западноевропейского симфонического оркестра, определённых принципов формообразования, техники belcanto. Этот необычный синтез создаёт уникальную красоту современного музыкального искусства Китая. Ключевые слова:

Современные композиторы Китая, характеристики произведения, анализ музыкальной культуры.

Li Yang

Post-graduate student of the Department of Music Appreciation and Education of Institute of Music, Theater and Choreography at the A.I.Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia, e-mail: 1018451540@qq.com

National tendencies in the vocal music of the modern

composers of China

Abstract:

The article presents an analysis of the main trends in the development of contemporary composer creativity in China. Following the development of the Chinese economy and culture, with its important component - musical culture, China becomes more and more open to the world. In Chinese folk songs - a symbol of Chinese culture, as in China itself, a lot of innovations is gradually appearing. At the beginning of the period of the policy of reforms and openness, Western musical works flooded China, and some of the free-thinking musicians began to adopt and apply Western modern compositional methods to create Chinese musical works. In the 1990s, two names dominated in Chinese vocal art - Tang Dun and Hu Tinjiang, composers working by applying Western compositional methods to the processing of national musical material. From the point of view of composition, their works combine modern structure and means of musical expressiveness with the ability to excite the listeners' feelings. The purpose of the article is to identify the features of creating national vocal music based on the example of the works of Hu Tinjiang of the beginning of the 21st century. Research methods include an integrated approach, musicology analysis, hermeneutics and comparative studies. An analysis of vocal compositions has shown that the most promising for synthesis are the genres of a song and Chinese modern opera, in which national traditions continue to exist as the intonation basis of modern music, and the use of timbres of national instruments, Chinese social stories and typical characters of modern life. Western influences are associated with the use of instruments of the Western European Symphony Orchestra, certain principles of shaping, and the belcanto technique. This unusual synthesis creates the unique beauty of China's contemporary musical art.

Keywords:

Modern composers of China, characteristics of a piece, analysis of the musical culture.

Профессиональных композиторов, создающих современную национальную вокальную музыку в Китае не так уж много. Два имени - Тан Дунь и Ху Тинцзян вошли в музыкальное искусство современного Китая, благодаря органичному включению в свои сочинения народной вокальной музыки. Тан Дунь окончил Центральную консерваторию в Пекине. А затем получил степень доктора философии в одном из наиболее престижных вузов в США, в Университете Колумбия в Нью-Йорке. Специализировался на исследовании западных техник композиции. Тан Дунь пишет не только вокальные сочинения, но и симфоническую музыку, камерно-инструментальные сочинения. Его работы неоднократно получали международные премии по композиции [1].

Ху Тинцзян закончил Китайскую консерваторию в Пекине, и после окончания университета он остался в ней преподавателем форте-

пиано. В течение преподавательской деятельности он изучил множество произведений европейских композиторов, что существенно повлияло впоследствии на его вокальные композиции. Успех пришёл к композитору после создания «Вариаций Майла», которые быстро приобрели популярность и распространились по всей стране. Многие другие вокальные произведения, созданные Ху Тинцзян, стали одним из репертуарных требований для участия академических певцов в конкурсах вокального искусства. В настоящее время композитор работает преподавателем композиции в Китайской консерватории. Его творческим кредо является идея, которую он провозгласил в одном из интервью: «... если хотите, чтобы народная музыка Китая распространилась по всему миру, необходимо объединить китайскую национальную и мировую музыку» [2: 279].

Закономерным является то, что народное вокальное искусство Китая в творчестве композиторов представлено не только темами популярных народных песен, но и воспроизведением манеры пения, а также тембров народных музыкальных инструментов. Таким образом, направление народной вокальной музыки - это, по существу, вокально-исполнительское искусство, уникальное для китайской нации. В нём традиции пения являются выражением уклада быта и культуры народа, затрагивают темы этики взаимоотношений между людьми, темы семьи, дружбы, любви, патриотизма и многое другое - всё то, что является базовыми установками для существования китайского народа [3: 22].

Современный композитор народной вокальной музыки Ху Тинцзян сегодня входит в десятку лучших молодых композиторов по версии передачи «Сияние славы» Центрального китайского телевидения ССТ^ Мелодии его вокальных произведений изящны, легки, гармония тщательно продумана, а также в них сильны национальные особенности. Произведения включают в себя многие западные творческие приемы, такие, например, как применение техники ЪеХсаМо. В последние годы такие его работы, как «Весенний балет», «Вариации Майла» и «Птицы молодости», где применяется техника ЬвЬеаМо, были единодушно приняты слушателями и музыкальными критиками [4: 103].

«Вариации Майлы» - это широко известная в Китае казахская народная песня из Синьцзяна. Майла - имя казахской девушки. Согласно легендам, Майла очень привлекательная и, в то же время, талантливая певица. Пастухи часто ходят вокруг ее палатки и слушают ее пение. Веселый ритм мелодии отражает жизнерадостность характера девушки, которая всем нравится. В «Вариациях Майлы» Ху Тинцзян на основе оригинальной мелодии создал ор-

наментальные вариации, добавив к основной мелодии множество колоратурных формул, ритмически и интонационно варьирующих основные мотивы народной темы, тем самым он соединил традиционную китайскую народную музыку с западным стилем обработки мелодии. За счет этого изначально короткая мелодия приобрела богатство звучания, стала более выразительной.

Структура оригинальной казахской народной песни «Майла» проста: она состоит из двух частей А + В. Строение мелодии также незамысловато. Она неширокого диапазона и не имеет больших скачков. Для исполнителя песня не представляет сложности. Ритм % сохраняется на протяжении всего произведения. Ритмический рисунок четкий, музыкальные фразы имеют периодическую структуру. Однако после аранжировки Ху Тинцзяна «Вариации Майлы» превратились в вариации со структурой А+А1+А2+А3+окончание. Они включают в себя 3 вида вариаций на основную тему. На основе сохраненного стиля казахской народной песни в вариациях композитором был добавлены элементы колоратуры, типичные для техники ЪеХсаМо. Двойная модуляция также придает всей мелодии полноту, богатство звучания, масштаб, весьма актуальные для исполнения на большой сцене [5: 196-200].

Одной из важных проблем существования современной музыки в Китае является её чёткое разграничение по стилям: оперная, народная и популярная. Такая классификация в вокальной музыке приводит к тому, что, во-первых, профессионально изучающие музыку исполнители сосредоточены только на своей области, что ограничивает возможности певцов и ограничивает развитие национальной музыки. Во-вторых, довольно часто, композиторами преследуется цель создания сложной для исполнения музыки, которую может спеть далеко не каждый певец. Это делается для того,

чтобы повысить планку исполнительского мастерства в национальных и международных конкурсах. Однако при написании очень сложных песен иногда авторами игнорируется художественная ценность самой музыки [6: 58].

В таком случае, закономерно встаёт вопрос, как популяризировать вокальную народную музыку, представляя её наравне с произведениями академической и эстрадной музыки? Современные музыковеды предлагают три решения. Во-первых, повышение уровня творческого мастерства композиторов, овладение разнообразными композиционными навыками и знаниями. Во-вторых, необходима открытость и терпимость к развитию как отечественной, так и зарубежной музыкальной культуры, изучение передовых знаний в области развития современной зарубежной музыки. В-третьих, следуя переменам, важно чутко реагировать на потребности настоящего времени. Любая культура должна идти в ногу со временем. Музыка разных эпох имеет разные характеристики, поэтому музыка, которую мы создаем сегодня, должна соответствовать требованиям нашего времени [7: 34].

Выполнение этих рекомендаций уже сегодня даёт свои результаты. Факты свидетельствуют о том, что соединение китайских и западных методов создания музыки отвечает современным эстетическим требованиям масс и, в результате, можно говорить о действии принципа эмер-джентности, когда свойство целого нельзя объяснить исходя из простой суммы свойств его компонентов, что проявляется в том, что обычное суммирование 1 + 1 оказывается больше двух. Ху Тинцзян является представителем поколения современных молодых композиторов, создающих народную вокальную музыку. Во времена Культурной революции только революционные песни считались наиболее приемлемой формой развития музыкального искусства.

С одной стороны, множество про-тестных песен выражало неприятие народом устоявшихся традиций, с другой стороны, жанр песни связывал новое музыкальное искусство со старым, которое до сих пор стремятся возродить многие музыканты и учёные. Широкое смысловое поле жанров народной музыки Китая -трудовых, семейных, игровых, лирических песен проникло вместе с характерной интонационной основой в академическое искусство современных композиторов Китая. Большой интерес представляет множество художественных рецепций интонаций известных народных песен, которые нужно угадывать в современных музыкальных «текстах культуры» (термин А. Брудного) [8: 206].

Новую трансформацию интонационной основы народной вокальной музыки пришлось пережить в современной опере, которая создаётся на западный манер, как бы в противовес традиционной Пекинской опере. В современной опере используются инструменты западноевропейского симфонического оркестра, новаторская драматургия, однако остаются китайские истории, рассказанные на китайском языке с использованием традиционных мотивов народной вокальной музыки, подвергающихся существенной обработке, благодаря, в том числе, возможностям колоратурной техники ЬвЬсаМо. Таковы оперы Тан Дуна «Первый Император» (2006), Сяо Бай «Прощай моя наложница» (2008), Хао Вэйя «Сельский учитель» (2009), Лей Лей «Китайский сирота» (2011), Лей Лей «Посетители на Ледяной горе» (2014) и другие. Хотя искусство колоратурного пения берет начало в ранней полифонической музыке Европы, оно не является достижением только европейских музыкантов. Техника Ье1-саМо сегодня - это драгоценное богатство мировой истории искусства.

Колоратурное сопрано - обозначение типа вокального голоса, который составляет важную часть

в развитии как мирового, так и китайского вокального искусства. Оно является доминирующим типом в развитии сопрано в Китае, выполняя ведущие функции в оперной сценической практике. Существует довольно много характеристик данного типа голоса, который называют «хрустальным», «флейтовым», «соловьиным», «сказочным» и другими определениями. Причина, по которой колоратурное пение стало известно в далекой Азии, заключается в культурном взаимообмене.

Эта техника смогла найти применение только в современной китайской опере, поскольку характерной особенностью существования традиционной Пекинской оперы было не раскрытие уникальных вокальных возможностей певца, а создание разнообразных сторон одного амплуа. Для этого актер в традиционной Пекинской опере должен владеть высоким, средним и низким тембральны-ми оттенками голоса, чтобы уметь создавать типажи в рамках амплуа. Так, например, амплуа основного женского персонажа включало несколько подвидов, начиная от

женщины-воительницы, женщин в чёрных одеждах, женщины-старухи до амплуа молодой женщины с живым характером, кокетки и незамужней девушки [9: 49-51]. То есть, Пекинская традиционная опера сохранила характерные китайские образы, требующие владения актёрским мастерством, раскрывающимся на пересечении разных видов искусства - декламации, танца, пения. Однако возможности интеграции китайской вокальной музыки в мировую музыку предложила современная китайская опера.

Современный китайский композитор Ху Тинцзян, не переставая постигать новое, осмеливается быть новатором, используя при создании своих произведений лучшие достижения мировой музыкальной культуры, и сохраняет при этом основы китайской народной музыкальной культуры, обогащая ее. Таким образом, чем больше композиторов смогут изучить и принять мировую музыкальную культуру, тем больше будет возможностей стимулировать развитие китайской национальной музыки.

Примечания:

1. Tommasini A. Composer as Celebrity, Musician as Martial Artist. URL: https://www.nytimes.com/2008/04/11/arts/music/11nyph.html. (accessed November 1, 2019).

2. Лю Цзинь. Китайская национальная опера: 1920-1980 годы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Сер.: Искусствоведение. 2009. С. 277-285.

3. Ли Цзити. Введение в анализ структуры китайской музыки: монография. Пекин: Изд-во Центр. муз. школы, 2004. 122 с.

4. Гуань Цзиньи. История западного вокального искусства. Пекин: Нац. муз. изд-во, 2005. 150 c.

5. Чэнь Циган. Современная музыка, или идти своим путем // Народная музыка. Пекин, 1998. № 11. С. 196-200.

6. Ян Сиси. Исследование инновационных характеристик вокальных музыкальных произведений Ху Тинцзяна. Шэньси: Шэньси мьюзик пресс 2008. 89 с.

7. Чжэн Чанлин. Эстетика Китайской музыки XX века: монография. Пекин: Китайское лит. изд-во, 2004. 134 с.

8. Бегичева О.В., Андрущак Т.С. Инфернальный пришелец, герой-любовник или доблестный воин: образ викинга в опусах композиторов-романтиков по балладе Г.У. Лонгфелло «Скелет в доспехах» // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. 2019. Вып. 3. С. 205-212.

9. Никитенко О.Б., Сюй Цзянь. Пекинская опера как жанровая парадигма китайского национального театра // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2018. № 1. С. 48-52.

References:

1. Tommasini A. Composer as Celebrity, Musician as Martial Artist. URL: https://www.nytimes.com/2008/04/11/arts/music/11nyph.html. (accessed November 1, 2019).

2. Liu Jin. Chinese National Opera: 1920-1980 // Bulletin of the Russian State Pedagogical University of A.I. Herzen. Ser.: Art criticism. 2009. P. 277-285.

3. Li Tsziti. Introduction to the analysis of the structure of Chinese music: a monograph. Beijing: Publishing House of the Central Musical School, 2004.122 pp.

4. Guan Tszinyi. History of Western vocal art. Beijing: National Musical Publishing House, 2005.150 pp.

5. Chen Tsigan. Modern music, or to go your own way // Folk Music. Beijing, 1998. No. 11. P. 196-200.

6. Yan Sisi. A study of the innovative characteristics of Hu Tingjiang's vocal music. Shaanxi: Shaanxi Music Press 2008. 89 pp.

7. Zheng Changlin. Aesthetics of 20th century Chinese music: a monograph. Beijing: Chinese Literature Publishing House, 2004.134 pp.

8. Begicheva O.V., Andrushchak T.S. Infernal alien, hero-lover or valiant warrior: the image of a Viking in the opuses of romantic composers on the ballad H.W. Longfellow «The Skeleton in Armor» // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Philology and the Arts. 2019. Iss. 3, P. 205-212.

9. Nikitenko O. B., Xu Jian. The Beijing Opera as a genre paradigm of the Chinese national theater // Actual problems of higher musical education. 2018. No. 1. P. 48-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.