Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ В 60 -70Е ГОДЫ ХХ ВЕКА'

ИЗ ИСТОРИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ В 60 -70Е ГОДЫ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
108
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО / КИТАЙСКАЯ МУЗЫКА 60 -70- Х ГОДОВ ХХ ВЕКА / ЧУ ВАНХУА / КОНЦЕРТ "ХУАНХЭ"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цюй Ва

В предложенной статье рассматривается история создания коллективных творческих проектов и творческих организаций в КНР (1960 - 1970- е годы ХХ века). В процессе анализа существующего материала затронуты такие проблемы, как художник и государственная идеология, влияние коллективного творчества на индивидуальность композитора, концертная жизнь коллективных проектов и т.д. Результаты аналитической работы убедительно доказывают своевременность и эффективность (при всех изъянах) представленных музыкальных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF COLLECTIVE CREATIVITY OF THE CHINESE COMPOSERS IN THE 60-70-ES OF THE XX CENTURY

The history of collective creative projects and creative organizations in China (1960-1970s of the twentieth century) is proposed in the article. Such issues as an artist and state ideology, impact of collective efforts on individuality of a composer, concert life of collective projects, etc. are examined while analyzing the presented material. Analytical work convincingly demonstrates the timeliness and effectiveness (with all the flaws) of presented musical works.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ В 60 -70Е ГОДЫ ХХ ВЕКА»

© Цюй Ва, 2013

ИЗ ИСТОРИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ В 60—70-е ГОДЫ ХХ ВЕКА

В предложенной статье рассматривается история создания коллективных творческих проектов и творческих организаций в КНР (1960—1970-е годы). В процессе анализа существующего материала затронуты такие проблемы, как художник и государственная идеология, влияние коллективного творчества на индивидуальность композитора, концертная жизнь коллективных проектов и т. д. Результаты аналитической работы убедительно доказывают своевременность и эффективность (при всех изъянах) представленных музыкальных произведений.

Ключевые слова: коллективное творчество; китайская музыка 1960— 1970-х годов; Чу Ванхуа; концерт «Хуанхэ»

Коллективное творчество китайских художников (композиторов разной профессиональной подготовки и исполнителей) необходимо рассматривать как неотъемлемую часть музыкальной истории Китая. Его возникновение и существование на протяжении десятилетий было тесно связано с исторической и политической ситуацией в стране. А во время культурной революции (1966—1976) коллективные проекты стали единственным способом создания произведений искусства. Подобные формы сотрудничества существовали и ранее: например, в 1945 году группой музыкантов была создана музыкальная драма «Седовласая девушка»1. Однако в 60—70-е годы этот феномен приобрел ведущее значение в искусстве КНР.

Чу Ванхуа (|}|Ж^1941 г.р.) рассматривается нами в качестве ключевой фигуры композитора-пианиста — создателя и исполнителя самого знаменитого в Китае фортепианного концерта «Хуанхэ» («Желтая река»). По хронологии создания коллективных работ мы можем проследить за изменением роли композитора и условиями его работы.

Композитор Чу участвовал в различных коллективных проектах на протяжении двадцати лет с 1961 по 1980-й годы в сотрудничестве с такими известными музыкантами, как Го Чжихун (Й^М 1932 г.р.), Инь Чэнцзун (Ин Чензонг 1941 г.р.),

Лю Шикунь ДОШ1939 г.р.) и др. Совместными усилиями были написаны десятки различных концертов для симфонического

оркестра и фортепиано. Рассмотрим наиболее важные работы в этом жанре.

К сожалению, из-за отсутствия нот мы не можем судить о некоторых произведениях с музыкальной точки зрения, но сам процесс работы ярко отражает свое время и музыкальную историю Китая. В отличие от последующих коллективов первые были организованы по собственной инициативе музыкантов. В 1961 году Чу Ванхуа, будучи студентом, впервые участвовал в коллективной композиции. Группа активистов со-

2

стояла из руководителя — Го Чжихун (или Цзо Тэнчжихун) — известного композитора, пианиста и педагога, в то время заведовавшего фортепианным отделением, и трех студентов фортепианного факультета Центральной Консерватории: Чу Ванхуа, Чэнь Чжаосюнь (Р^ЁщЩныне проживает в Новой Зеландии) и Цзяо Чжэнь (М^ныне композитор Главного армейско-политического ансамбля Песни и Пляски).

Коллективное творение представляло собой вокально-инструментальную поэму для фортепиано, баритона, хора и оркестра. В основе лежало одноименное литературное произведение шицзи первого генсека страны — Мао Цзэдуна «Бабочки привязаны к цветам». В ходе работы совместными усилиями, при помощи словаря, состоялось первое знакомство с оркестровкой по русскоязычному учебнику Н. А. Римского-Корсакова «Основы оркестровки». По завершении чернового варианта, «Бабочки привязаны к цветам» были представлены

специальном комиссии, в состав которой входили известные композиторы КНР: Су Ся (ШЖ), Сяо Шусянь ДОЗД) и др., а также ректор Центральной консерватории Чжао Фэн (^Щ). Комиссия включила вокально-симфоническую поэму в список наиважнейших композиторских проектов Центральной консерватории 1961 года.

Премьера первой коллективной работы, в которой принял участие Чу Ванхуа, состоялась в мае 1963 года. Фортепиано соло исполнил Инь Чэнцзун, баритон соло — Лю Бинъи (^Ш^). Концерт прошел с большим успехом. Солисты в том же составе были приглашены консерваторией Тяньцзинь для повторного исполнения.

Особенностью следующего творческого проекта стало обращение к фольклору и привлечение кроме музыки элементов театрального представления. Это сюита для двух фортепиано «Новая песнь деревни» (или «Новая сельская песнь») — первый совместный проект Чу Ванхуа и его сокурсника, уже известного во всем Китае пианиста Инь Чэнцзун (Ин Чензонг 1941 г.р.). Задумка возникла после участия всего фортепианного факультета, включая педагогов, в «Социалистическом просветительском движении»3 на окраине Пекина осенью 1964 года. Инициатор Инь Чэнцзун пригласил Чу Ванхуа для совместного написания произведения для двух роялей, китайских ударных и чтеца, которое должно было отразить новый облик китайских деревень. В сюите использовались фрагменты из жизнерадостных народных и революционных песен, а также из музыки для китайского духового инструмента — сона4. Пьесы дополнялись декламацией, сценками и перкуссиями. Инь Чэнцзун исполнял первую партию (игра и пение), Чу Ванхуа — вторую. В представлении также участвовали молодые преподаватели фортепианной кафедры. Позже Инь Чэн-цзун, совместно с новыми коллегами по работе, сделал оркестровое переложение партии второго фортепиано. Тогда же в виде сочинения для фортепиано соло и оркестра, сюита была исполнена в столичном театре5. Примечательно, что в 2007 году адаптированную «Новую песнь деревни» исполнил

коллектив молодых пианистов в Гонконге. Концерт вызвал бурный восторг аудитории. Отметим, что партитура была переписана исполнителями для десяти роялей. В том же году в качестве кульминационной части она была включена в программу официального торжественного концерта в честь 10-й годовщины воссоединения Гонконга и Китая [3]. Несмотря на политическое содержание произведения и причины его создания, почти через полвека оно нашло путь к сердцам слушателей нового поколения.

Самая значительная и известная коллективная работа, в которой участвовал Чу Ванхуа, — концерт для фортепиано с оркестром «Хуанхэ». Здесь сложно, как и в других коллективных работах, судить о личном вкладе Чу, но, изучив историю создания этого сочинения, мы сможем лучше понять обстановку и условия, в которых пытались работать музыканты.

Инициатором создания фортепианного концерта был Инь Чэнцзун, который незадолго до этого закончил совместное переложение пекинской оперы «Хунденцзи» («Хроники Красного фонаря») для голосов в сопровождении фортепиано. Получив признание коммунистической партии на премьере 1 июля 1968 года, Инь Чэнцзун не захотел останавливаться на достигнутом. Продолжая «фортепианную реформу», пианист стремился к более значимому применению инструмента, чем аккомпанемент. Самым сложным было найти подходящее направление и получить одобрение политруковод-ства.

Идею написать фортепианный концерт по кантате Сянь Синхай «Хуанхэ» Инь Чэнцзун почерпнул из стенной газеты. Разрешение на его создание было получено от Цзян Цин — четвертой жены Мао

Цзедуна, — в то время фактического лидера Компартии Китая. Дело в том, что написание фортепианного варианта совпало с ее собственным желанием найти достойную замену кантате, запрещенной уже в течение 10 лет из-за «идеологической непригодности». По отношению к данному проекту мы снова можем говорить о тесном переплетении искусства и политики, деятельности художника и власти.

Основную работу по написанию фортепианной партии взяли на себя Инь Чэнц-зун и Чу Ванхуа. Тщательная подготовка включала посещение мест создания кантаты — Янань, провинции Шаньси в феврале 1969 года. Группу из десяти человек сопровождал конвой для охраны, поскольку недавно закончилось вооруженное противостояние различных партийных фракций. Опасность попасть на мину воссоздавала атмосферу военного положения, в котором сочинялась кантата.

Третий постоянный член композиторского коллектива Шэн Лихун (ШШ) был приглашен Инь Чэнцзун из Центральной консерватории в феврале 1969 года. Господин Шэн преподавал инструментоведение на кафедре композиции и был членом компартии, отвечавшим за ежедневное идеологическое воспитание коллектива. Еще одна участница — Лю Чжуан (ЭДШ) — отвечала за композицию: соотношение формы концерта и музыкального материала, заимствованного из кантаты. Вчетвером они работали и днем и ночью, ведь для многих это была единственная возможность использовать свои знания и заняться музыкой. Днем проходили совещания, на которых, помимо музыкантов, присутствовали различные представители парторганизации Центрального оркестра, профсоюза композиторов, дававшие им рекомендации. Ночи посвящались репетициям — проверке написанного.

Летом 1969 года на общем заседании первый вариант фортепианного концерта «Хуанхэ» отвергли из-за сложности восприятия и слишком западного мышления. Первую часть композиторы написали в европейской сонатной форме. Инь Чэнцзун, единственный из команды долгое время учившийся в СССР, глубоко проникся симпатией к европейской музыке и отвергал утонченную и прозрачную эстетику китайской традиционной звукописи. Пианиста больше привлекали масштабность и красочность, которые он и хотел привнести в концерт. Вчетвером они слушали фортепианные концерты Рахманинова, Листа, Равеля, Чайковского, стараясь перенять подходящие приемы. Из-за этого позже, западные критики обвиняли их в заимствовании, на что Инь

Чэнцзун всегда отвечал: «на Западе уже более ста лет пишут фортепианные концерты, а наш первый. Как же можно обойтись без этого?» [4].

В конце 1969 года Цзян Цин, послушав запись, направила к ним своего протеже Юй Хуэйю. Следуя его советам, музыканты придали третьей части больше «китайского» колорита за счет фортепианной фактуры, имитирующей звучание струнно-щипкового инструмента гучжэн (семейство цитра), и включения пипа (семейство лютни) и деревянной дудочки в оркестр. Для того чтобы подчеркнуть значение идеологии Мао в победе коммунистической партии, по приказу Цзян Цин в финальную часть концерта была добавлена ода Мао Чзэдуну «Дунфанхун» — «Краса Востока».

Премьера фортепианного концерта «Хуанхэ» состоялась 1 января 1970 года. Чу Ванхуа был ответственным за слайды, которые, по идее, должны были помочь слушателям понять композиторский замысел. На премьере присутствовали все лидеры партии, за исключением самого генсека Мао, Линь Бяо и Чэнь Бода. Несмотря на это, концерт имел большой успех. В апреле того же года по приказу Цзян Цин «Хуанхэ» повторил свой триумф уже на мировой арене на Торговой ярмарке в Гунчжоу. Он вошел в репертуар всех ведущих пианистов Китая и позднее исполнялся как авторами, так и пианистами других стран на всех континентах мира. В результате, возникнув как политический проект, фортепианный концерт «Хуанхэ» стал востребованным, выдающимся произведением китайской музыки ХХ века.

Последняя удачная коллективная работа — Концерт для фортепиано с оркестром «Дети Южного моря» — была создана Чу Ванхуа и Чжу Гунъи (^Х^ 1922—1986) в 1974 году. В 70-х годах Чжу Гунъи был уже известным композитором, пианистом, дирижером, педагогом и руководителем педагогических исследований на фортепианном факультете консерватории. В этот раз инициатором был Чу Ванхуа. Позже в своем блоге он признается, что поскольку сам не справился бы с инструментовкой и уже долгое время восхищался талантом Чжу Гунъи, то именно к нему обратился с предложени-

ем совместно написать это произведение. Оба музыканта близки друг другу по мировосприятию и даже музыкальному языку. Сравнивая прелюдию «Ручей» (1952) Чжу Гунъи и прелюдию «Чжэн Сяо Инь» (1961) [5, с. 24] Чу Ванхуа, мы можем найти общие черты: утонченность, прозрачность, красочность, характерные для китайской живописи. Из-за этих особенностей Чжу Гунъи, как и Чу Ванхуа, во время культурной революции подвергался многочисленным нападкам и репрессиям, поэтому вовлечь его в творческий процесс было делом непростым. По задумке композиторов содержание концерта должно было отражать жизнь рыбаков. Для достоверности выбрали прибрежье Гуандун, где оба музыканта жили, изучая быт и фольклор местного населения. После написания партитуры Чу Ванхуа и Чжу Гунъи еще раз посетили эти места, уже с записью для двух роялей, которую они включали местным рыбакам, узнавая их мнение. Данное сочинение было публично исполнено на концерте в Пекине в 1977 году, а также записано на радио. Концерт представлялся правительством в Америке, Франции, Германии и в других странах. В 1979 году в Лос-Анджелесе его исполнил оркестр калифорнийского университета (партия фортепиано Жюльен Мусафиа (Julien Musafia), дирижер Ганс Лампл (Hans Lampl)).

Здесь представлены лишь немногие из тех работ, в которых участвовал Чу Ванхуа. Часто эти произведения были призваны отразить жизнь рабочего класса из всех уголков многонационального Китая. Кроме того, во время упразднения высшего образования (60—70-е годы прошлого века) коллективное творчество являлось единственной возможностью профессионально учиться и обмениваться опытом. Иногда Чу Ванхуа соглашался на коллективный проект не из-за темы или человека, у которого можно было поучиться, а из-за возможности переехать на время из колхоза в город. В этом ему помогали друзья и коллеги Инь Чэнцзун, Лю Шикунь и др. Несмотря на сложности, Чу Ванхуа продолжал писать, совершенствоваться и смог подняться на новый уровень после отмены в Китае идеологической цензуры.

Коллективно написанные фортепианные концерты заполняют пробел в репертуаре 60—70-х годов. При оценке работ не следует забывать, что они стали началом постижения западной музыки. Исполнение этих произведений зарубежными музыкантами в других странах можно рассматривать как своего рода признание. Будучи поставленными в тесные рамки, угождая «заказчикам», как в свое время придворные и советские композиторы, китайские коллеги все же смогли создать коллективное сочинение, полюбившееся не одному поколению слушателей.

Примечания

1 Композиторы Хэ Цзинчжи

Дин И (Т^), Ма Кэ (Ц~Щ), Чжан Лу 0Ш) и др. Музыкальная драма и одноименный кинофильм был представлен в СССР и др. странах [1, с. 197].

2 Го Чжихун (сын Го Можо и его японской жены Томико Сато) — известный не только в Китае писатель, поэт, историк, археолог и государственный деятель, первый президент Академии наук КНР. Го Чжихун родился и вырос в Японии. После окончания второй мировой войны вместе с матерью и другими детьми переехал в Китай. На родине отца Го Чжихун начал свой профессиональный путь музыканта. За время учебы на фортепианном отделении в Центральной консерватории Чу Ванхуа выучил такие произведения Го Чжихуна как «Счастливые встречи», «Весна в коммуне» и др.

В программу входило политическое воспитание и сельскохозяйственные работы.

4 Сона — один из древнейших духовых инструментов, родом из Персии. Китайское название созвучно первоначальному — suma.

5 Чжоу Эньлай, увидев представление, сказал: «Впервые слушание фортепианной музыки стало для меня поучительным» [4, с. 18]. Высказывание первого премьера Госсовета КНР еще раз подчеркнуло важность воспитательной задачи, поставленной перед композиторами.

Литература

1. Шнеерсон Г. Музыкальная культура Китая. М.: Государственное музыкальное издательство, 1952. 152 с.

2. Чу Гэ. Фортепианное творчество Чу Ванхуа в начале 60-х ХХ века // «Народная музыка» (People's music). Пекин: Китайское народное музыкальное издательство, 2011. Вып. 2. С. 16—19.

3. 10 pianos playing at ШЩШШ'ЖАЩ^Ш^'Й [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.youtube.

com/watch?v=SziLC8mtIu0 (дата обращения: 01.03.2013).

4. Китайское музыкальное сообщество [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. emus.cn/?uid-29037-action-viewspace-itemid-36786 (дата обращения: 01.03.2013).

5. Цюй Ва, Разгуляев Р. Прелюдия «Чжэн сяо инь» Чу Ванхуа как образец фортепианной музыки «вэньжэнь» // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2012. № 4 (25). С. 24—26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.