Научная статья на тему 'Фортепианный концерт "Жёлтая река" (первая и вторая части): музыкальный анализ и методические рекомендации'

Фортепианный концерт "Жёлтая река" (первая и вторая части): музыкальный анализ и методические рекомендации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
678
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРТЕПИАННЫЙ КОНЦЕРТ / КАНТАТА / ЖЁЛТАЯ РЕКА / СЯНЬ СИНХАЙ / ИНЬ ЧЭНЦЗУН / ПЕРЕЛОЖЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КИТАЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжан Чао

Фортепианный концерт «Жёлтая река» композитора Инь Чэнцзуна привлекает особое внимание благодаря своей специфике. Являясь истинно китайским произведением, оно заключает в себе элементы произведений традиционной народной музыки, а также мотивы революционных песен. Сам концерт является творческим переложением кантаты Сянь Синхая «Жёлтая река» («Хуанхэ»). В статье даётся краткая справка о творчестве обоих композиторов, излагается основное содержание произведения, на основании чего проводится музыкальный анализ первых двух частей концерта. Данная тема является актуальной в связи с тем, что исследование кантаты Сянь Синхая и фортепианного концерта Инь Чэнцзуна позволяет увидеть на практике, каким образом произошло проникновение западной композиционной техники в китайскую музыкальную культуру. Это облегчает процесс ознакомления с китайской фортепианной музыкой, в связи с чем данный фортепианный концерт вполне может быть включён в репертуар российских пианистов. В общем и целом, это положительно сказывается на расширении кругозора и уровне профессионализма в области теории музыки и исполнительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фортепианный концерт "Жёлтая река" (первая и вторая части): музыкальный анализ и методические рекомендации»

Фортепианный концерт «Жёлтая река» (первая и вторая части): музыкальный анализ и методические рекомендации

Чжан Чао

аспирант, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, e-mail: 947473466@qq.com

Фортепианный концерт «Жёлтая река» композитора Инь Чэнц-зуна привлекает особое внимание благодаря своей специфике. Являясь истинно китайским произведением, оно заключает в себе элементы произведений традиционной народной музыки, а также мотивы революционных песен. Сам концерт является творческим переложением кантаты Сянь Синхая «Жёлтая река» («Хуанхэ»). В статье даётся краткая справка о творчестве обоих композиторов, излагается основное содержание произведения, на основании чего проводится музыкальный анализ первых двух частей концерта. Данная тема является актуальной в связи с тем, что исследование кантаты Сянь Синхая и фортепианного концерта Инь Чэнцзуна позволяет увидеть на практике, каким образом произошло проникновение западной композиционной техники в китайскую музыкальную культуру. Это облегчает процесс ознакомления с китайской фортепианной музыкой, в связи с чем данный фортепианный концерт вполне может быть включён в репертуар российских пианистов. В общем и целом, это положительно сказывается на расширении кругозора и уровне профессионализма в области теории музыки и исполнительства.

Ключевые слова: фортепианный концерт, кантата, Жёлтая река, Сянь Синхай, Инь Чэнцзун, переложение, музыкальная культура Китая.

о

с jj

00

0

CSI

<0

01

Фортепианный концерт «Жёлтая река» является выдающимся образцом среди фортепианных концертов Китая. Он вобрал в себя музыкальный материал кантаты «Жёлтая река», написанной великим музыкальным деятелем, Сянь Синхаем (1905 - 1945) - известным китайским композитором, пианистом периода новой истории родом из провинции Гуандун (город Макао) [4].

Сам концерт был создан Инь Чэнцзуном -наиболее известным китайским музыкантом, композитором, пианистом-исполнителем [3]. На Западе его знают как исполнителя классической фортепианной музыки и как соавтора и исполнителя знаменитого концерта для фортепиано с оркестром «Жёлтая Река» («Хуанхэ»). На данный момент его фортепианный концерт является известным национальным произведением, наиболее часто исполняемым как на китайской, так и на зарубежной сцене, а также тиражируемым на аудиовизуальных носителях [6].

Фортепианный концерт «Жёлтая река» состоит из 4 частей: «Песня лодочников на Жёлтой реке», «Ода Жёлтой реке», «Жёлтая река в гневе», «Защита Жёлтой реки». В каждой части композитор излагает скорбную историю народного унижения, а также передаёт непреклонность, яркость и стремление китайского народа к истине и свободе. В данной статье даётся музыкальный и исполнительский анализ двух первых частей.

Первая часть «Песня лодочников на Жёлтой реке». В фортепианном концерте Инь Чэнцзуна «Жёлтая река» используется музыкальный материал из первой части кантаты Сянь Синхая под названием «Трудовая запевка лодочников на Жёлтой реке». В кантате звучит смешанный хор, который вместе с оркестром рисует картину того, как лодочники сражаются с яростным ветром и бурными волнами. Это наполняет музыку энергией битвы. Также передаётся чувство того, что китайский народ, несмотря на трудности и лишения во время антияпонской войны, верит в победу [1, C.214].

В этом своеобразном «трёхчастном Скерцо» (Allegro molto agitato) сочетаются черты концерт-ности, вариационности и условной рондообразно-сти. Проявления закономерной концертности - в исключительной виртуозной бравурности исполнения, а также постоянного активного взаимного диалога пианиста с партией второго фортепиано (оркестра). Основная тема лодочников (обыгрывание интервала большой секунды в объёме кварты) неизменно варьируется, возникают её

варианты на уровне тесситурных, образных трансформаций, динамических, ритмических изменений.

Важную роль в раскрытии содержания играют разнообразные «каденции» вздымающихся и ниспадающих виртуозных пассажей: хроматических (гаммообразных), с интервальным и аккордовым наполнением, полиритмических. В структуре целого их можно условно назвать эпизодами рондо-образной формы. Функция подобных «каденций» двойственна. Первая - изобразительная - воины, находящиеся в лодке, преодолевают бурные и стремительные волны реки Хуанхэ. И второй аспект (подтекст) - в этой романтической картине мы словно ощущаем непреклонный героический дух преодоления, веру в изгнание завоевателей, победу.

Активной быстрой музыке на форте противостоит лирическое интермеццо (пиано) среднего раздела этой части. В оркестре эту проникновенную музыку играет солистка на народном лют-необразном инструменте под названием - «Пипа». Ее вдохновенное исполнение выстраивает известный «контраст» между силой крайних разделов и мягкостью середины.

В самом начале пьесы непрерывная партия литавр, а также звучащие в унисон скрипки и трубы формируют мотив вздымающихся гигантских волн, мгновенно перенося слушателей к бурлящей жёлтой реке и передавая сцену яростного шума прибоя. Первая часть становится вступительной картиной фортепианного концерта «Жёлтая река». В качестве музыкальной формы выбирается самобытное построение, а не столь характерная для Первых частей западных фортепианных концертов сонатная композиция.

Подтвердим сказанное конкретными примерами (пример 1). На фортепиано исполняется фрагмент, в котором арпеджио, изложенные 32-ми, в широком диапазоне 5 октав раскрывают перед нами яростную мощь Хуанхэ. Вслед за данным фортепианным фрагментом следует каденция, мы видим картину бурлящей реки, а также чувствуем непреклонный дух борьбы народа.

В 16-ом такте при исполнении первого звука А в обеих руках важно следить, чтобы нажатие было глубоким, педаль необходимо нажать перед исполняемым звуком. Далее при исполнении стремительных 32-ых крайние межфаланговые суставы должны обеспечивать дополнительную упругость и поддержку, что позволит прочувствовать исполнение каждой отдельной ноты, постепенно наращивая внутреннюю энергию по мере приближения к наивысшей точке - звуку А третьей октавы. При исполнении последних пяти нот важно следить за чистой сменой педали.

Начальный запев произведения, характерной чертой которого являются: ритмическая упругость, смены 16-х и 8-х длительностей, пронизывающих всю часть. Этот лейтмотив в полной мере раскрывает твёрдый, стойкий, мужественный характер китайского народа.

При исполнении следующего фрагмента важно следить за равномерностью звучания и чёткой артикуляцией мелодии в верхнем регистре. Запястье следует расположить над клавиатурой чуть выше обычного, корпус наклонить слегка вперёд. Энергия должна идти от плеча, при этом необходимо поддерживать пальцы в упругом состоянии.

Пример 1. Концерт «Жёлтая река», 1 часть.

* t * .

Ш ш -

уЛу i ±à jjj j'ijj - ШШ j.

■ : -. L ..... J •"'i- Ji ■/•'J ■ t

m щ Lyl

' ï ■ * . r, - ч *H v ' : ф ш

Пример 2. Концерт «Жёлтая река», начало 1 части.

3 1. . • . . • i , • . j . < . = . • . =_ . • , В. . . =~ 6*1 I I i I • I : ' • » : * t : *

*■= I ,"**• ï ,"**' ;

Мелодия данной части развёртывается в D dur, в тональном отношении создавая перед слушателями яркую по колориту картину. При первом проведении главной темы запевки лодочников выделяется приём «согласованной» поддержки партии первого фортепиано вторым. Музыка отличается решительностью и силой, подобно дружной начальной запевке, исполняемой множеством голосов.

В следующем примере проступают вертикальные аккорды, при этом также нужно ясно и чётко артикулировать 32-е ноты, следить за сменой педали. Для создания мощного и звонкого звучания необходимо поддерживать максимальную собранность пальцев, следить за тем, чтобы запястье не было ни расхлябанным, ни зажатым. При этом также важно задействовать локтевой и плечевой суставы, совмещая с быстрым прикосновением к клавишам.

Главная тема первого фортепиано китайского концерта из одноголосного изложения преобразуется в мажорные аккорды, тем самым обнаруживая большую энергию и волю по сравнению с предыдущей одноголосной мелодией. В данном фрагменте вместе сплетаются стремительные арпеджио и

о О го -о m Ш m х х О m n m Д А

х m

о т; О m

О го -о А ы О ГО А X

s m

о

с

^

00

о сч

<0 О!

мощные аккорды в обеих руках, что в сочетании с постепенным ускорением создаёт сильное чувство взволнованности и стремительности.

Пример 3. Концерт «Жёлтая река», 1 часть.

Щ П : 1 ¿Л —;. >•( ^___ , ' ! Ш * 9 * * \ 1 . —1 • - - и ^-У-|

1 П ! ' • —1—• * Г £— 3 1 ■

\—г ] - и

; ! ; ! 1 нн

Пример 4: Концерт «Жёлтая река», 1 часть.

,* *: I » Г ш Г . * ? Г I * * ш й

^ ^ГГГГГ' !г } Н |]г П1ГГГ' " ' '

-

I я

*>! л—г-

I

5 1, —

I I. г

1=г

Далее последовательно повторяется вторая половина звуковой модели основного мотива, благодаря чему чувство тревоги и стремительности достигает своего апогея.

Пример 7. «Жёлтая река» 1 часть.

& I; •'1 Р р Р 'ЮТ 1 1 1 V У ТР1 Г1 к

V 14 1= 1 п • Ш • ш 1 % 1 у ^ Г". К ' • . •, 1 * ; V г

? Ш * { * * 1 ' I ♦ # , г ^ * » . ' ■ * ¡АЛЛ : * » ' # Г Г ч ¿у

■ п • » *} ? * * V V п, * 9 • ш » » . Р V 1 > * *

ш *

В партитуре (в 90 такте) посредством смены рук у первого фортепиано исполняется цепочка ярких мощных аккордов, заключающих в себе множество секундовых интервалов. Здесь интервалы большой секунды представляют собой совсем не западное гармоническое интервальное понятие, а являются характерной колоритной способностью китайского народного лада.

После беспрерывной цепи арпеджио в обеих руках в одном из тактов после секундного интервала метр 2/4 сменяется на 4/4, в партии второго фортепиано проступает лирический мотив, мелодия которого проистекает из главной темы, передавая безграничную глубину переживаний и надежду на будущее. Лирический мотив данного фрагмента, как уже отмечено выше, как бы символизирует яркие мечты о будущем, веру в то, что лодочники обязательно одержат победу.

Данный лирический мотив укладывается всего в 9 тактов, что при сопоставлении с общим объё-

мом выглядит как «короткий взмах кисти». Эмоции, заключённые в данном фрагменте, формируют противопоставление с предшествующим эпизодом и одновременно контрастируют следующему фрагменту. Это прекрасно оттеняет и противопоставляет музыкальные элементы, заставляя передать слушателям сильные взрывные эмоции, выражающие необыкновенную мощь, скрытую в первой и заключительной частях.

Пример 8. Концерт «Жёлтая река». 1 часть, средний раздел.

¡\, \ г «г ' I .. 1 * : | •

^ £ » ' ' * —. * * г 1 ■■

( ^Ц к ■''* 'Тт '*' *■.

Мотив схватки со страшными волнами и яростным прибоем приводит к кульминации, которая в самом конце получает достойное разрешение через гармоническую последовательность Т - D - Т: лодочники в конце концов преодолевают опасный перекат, победно достигая противоположного берега.

Превосходно выполненное начало первой части позволяет слушателям почувствовать настроение, отражённое в главной запевке, а также раскрывает духовный облик непреклонных лодочников, в их «единоборстве» сражающихся с ураганным ветром и жестокими волнами.

Как видим, первая часть концерта посвящена теме «Единоборства» лодочников, преодолевающих препятствия бурной и свирепой реки. Музыка описывает победный настрой лодочников, которые прорываются через бурные потоки и опасную отмель.

Вторая часть концерта «Ода Жёлтой реке» -

наименьшая по объёму по сравнению с другими тремя частями концерта. Являясь переложением одноименной части из кантаты Сянь Синхая, она передаёт схожее идейное содержание: героический дух и твёрдую решимость народа защищать Хуанхэ, защищать Китай. Мелодию отличает эмоциональность и возбуждённость. Музыка наполнена величественностью и страстностью, заключая в себе мощную силу и энергию, способную потрясти слушателей. В данной части раскрывается непокорный дух реки и героический настрой народа, который восхваляет величественность древней реки Хуанхэ. Подобным образом фортепианный концерт Инь Чэнцзуна «Жёлтая река» так же позволяет нам почувствовать схожий эмоциональный подъем и воодушевление.

Вторая часть фортепианного концерта вызывает в нас чувство величественности. Во вступительном разделе в партии второго фортепиано, имитирующего глубокое звучание виолончели, исполняется широкая певучая лирическая мело-

дия. Затем главная тема проводится в партии первого фортепиано. Насыщенная гармония в правой руке и широкие арпеджио в левой -страстно воспевают то, как река-мать вскармливала древний китайский народ на протяжении тысячелетий.

Постепенно мелодия главной темы переходит из нижнего регистра в верхний, вписываясь в ам-битус терцдецимы, передавая тем самым возвышенный музыкальный образ, который затем повторно излагается в партии первого фортепиано.

Пример 9. Концерт «Жёлтая река», 2 ч. Adagio

1 ^ТУГсТ*

i п

pSilia Im.L .. h=hf mf i - ^ Jj ____ i ( 4/- . * 1 l 34 i :

1 r iJ ---

ЦИ JA 1 m i . . 9_я 1 ЧЫ j=F FlíS rr^.JJ.-JJ тгМ" p__ ir*»

----3 с— '-i

ffi^i . TJ t ifcf

о*

В завершающем фрагменте примера 12 главная тема сопровождается в партии левой руки аккомпанементом триольных арпеджированных аккордов. Она подобна великану на вершине горы, взирающему с высоты на бурлящие воды реки, устремляющейся на Восток. Триольный рисунок аккомпанемента сменяется восходящим и нисходящим бурлением разложенных аккордов, изложенных 16-ми. Всё это передаёт горячо любимый образ реки Хуанхэ - колыбели нации. Страстный, приподнятый мотив этого раздела также воспевает и превозносит стойкий дух трудолюбивого народа.

Далее следует весьма мощное восходящее движение, изложенное аккордовыми обращениями. Здесь музыка достигает наивысшей точки всей второй части.

В заключительном фрагменте концерта музыка достигает своей кульминации, где с помощью плотной последовательности аккордов, изложенных в триольном ритме, происходит развитие внутренних связей, изначально заложенных в музыкальной ткани за счёт неизменного варьирования и интенсификации фактуры. Продолжается беспрерывное развитие смыслового и эмоционального фона произведения, который становится всё более плотным и насыщенным. В финальном разделе безостановочная череда мощных аккордов символизирует образ пробуждения китайского народа на Востоке мира. Кульминация целиком пронизывает этот раздел,

который исполняется только симфоническим оркестром, завершаясь постепенным замедлением и угасанием мелодической линии, подобно реке, устремляющейся вдаль.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В следующем примере исполняя триольные группы интервалов в партии левой руки, необходимо избегать зажатости в запястье, не стоит прикладывать слишком большое усилие, артикуляция должна быть отчётливой, но не отрывистой.

Пример 10. Концерт «Жёлтая река», заключение 2 части.

и г шт

хг

,L',iM>» .t

| J

rtr-f" И í» t-T-f. > ; -f-l—T í:-s

->, ItMe ч i. T 4- -f—Г f* S—г ^—w—■ * г 1 f . -«; -1 ' J^l-f rtifft»

4- ■-■(if iii * I» ....

1 А А л л л J ? f r r r_' . Л

" V M —!— Г, 1 — n

Вторая часть представляет собой своеобразную оду реке, где с помощью звучащих в фортепианной партии триолей, квинтолей и секстолей как бы рисуется образ бурлящих, вспенивающихся волн Хуанхэ.

В нижеприведённом примере проступают три-ольные группы, которые во время исполнения крайне важно исполнять связно, нельзя допускать отрывистого прикосновения. Также важно следить, чтобы вся рука, включая запястье, была расслаблена, что обеспечит свободное и гладкое музыкальное течение.

Пример 11. Концерт «Жёлтая река», 2 часть.

f. 0 0 í f .'«. .T p— v rn « » í- i r

ji-ü Ы? 2 H y ■f—r— : i v , „ я • . í 1 Й í ' .' a

• j —; i Г k l

Вторая часть концерта «Жёлтая река» позволяет нам увидеть прекрасный образ трудолюбивого народа, живущего по обеим берегам Хуанхэ. Множество лет эти люди возделывали плодородную землю, жили и сражались на ней. Наполненные энергией, звонкие и ритмичные фортепиан-

о о

го -о m

т

m х х О m

П

m Д А

х m

о т; О m

О го -о А ы О ГО А X S

m

ные аккорды передают торжественную и величественную «стать» рассматриваемой части.

Фортепианный концерт «Жёлтая река» создавался в сложный для Китая период - в эпоху «Культурной революции». Характерный общественный фон того времени оказал существенное влияние на особенности творческого процесса и выбор композиционных приёмов в данном произведении. При этом, глубокая и многогранная традиционная музыкальная культура Китая в соединении с индивидуальным стилем композитора вместе сформировали целостный образ данного произведения, что в особенности отразилось на его концертной форме, выборе средств выразительности музыкального языка и других элементов, которые создали художественное очарование концерта. В нем не только отражены содержание и дух кантаты «Жёлтая река» Сянь Синхая, но и в полной мере переданы композиционные приёмы, характерные для фортепианных концертов европейского и русского музыкального искусства. Это сделало данный концерт прекрасным примером национализации, популяризации и удовлетворения художественных запросов публики в области китайской фортепианной музыки, что явилось существенным вкладом в развитие музыкального искусства в Китае.

Литература

1. Ван Юйхэ. История современной китайской музыки. Изд. 2-е, перераб. - Пекин: изд-во Народной музыки, 2004. - 372 с.

2. Инь Чэнцзун. Жёлтая река. Концерт для двух фортепиано.- Пекин: Народное музыкальное издательство, 2007. - 58 с.

3. Пианист Инь Чэнцзун: быть верным себе [электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.gbtimes.com/kultura/piamst-chenczun-byt-vemym-sebe (дата обращения 31.03.2018).

4. Сянь Синхай [электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сянь_Синхай (дата обращения 02.04.2018).

5. Сянь Синхай. Жёлтая река. Кантата. Партитура. - Ханчжоу: изд-во Чжэцзянской литературы и искусства, 2005. - 151 с.

6. Фортепианный концерт «Жёлтая река» как продукт эпохи [электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.gbtimes.com/kultura/fortepiannyy-koncert-zheltaya-reka-kak-produkt-epohi (дата обращения 31.03.2018)

A piano concert "A Yellow river" (part 1 and 2): musical analysis and methodological recommendations

Zhang Chao

Saint Petersburg State Conservatory named after N. A. Rimsky-Korsakov

A piano concert "Yellow river" written by a composer Yin Chengzong attracts special attention because of its specific character. Being a genuine Chinese work, it includes some elements of traditional national music as well as motives from revolutionary songs. The concert itself is a creative adaptation of a cantata "Yellow River" ("Huanghe") written by Xian Xinghai. There is a brief review of the composers' creative work and a gist of the plot in the article. Based on this, a musical analysis of the concert's first two parts is given. This topic is timely, as the research of Xian Xinghai's cantata and Yin Chengzong's piano concert lets us see in practice the ways eastern composing techniques have penetrated into the Chinese musical culture. It simplifies the acquaintance process with the Chinese piano music, therefore this piano concert can be included into a repertoire of Russian pianists. All in all, it has got a positive impact to broadening of outlook and occupational attainment in the spheres of music theory and artistic performance.

Key words: piano concert, cantata, Xian Xinghai, Yin Chengzong, adaptation, Chinese music culture.

References

1. Wang Yuhe. The history of modern Chinese music. Ed. 2nd,

Pererab. - Beijing: Folk Music Publishing House, 2004. - 372 p.

2. Yin Chengzun. Yellow River. Concert for two pianos.- Beijing:

National Music Publishing House, 2007. - 58 p.

3. Pianist Yin Chengzun: be true to yourself [electronic resource].

Access mode: http://ru.gbtimes.com/kultura/pianist-chenczun-byt-vernym-sebe (contact date 03/31/2018).

4. Xian Xinghai [electronic resource]. Access mode: https://ru.wikipedia.org/wiki/Syan_Singhai (appeal date 04/02/2018).

5. Xian Xinghai. Yellow River. Cantata. Score. - Hangzhou: Zhejiang Literature and Art Publishing House, 2005. - 151 p.

6. Piano concert "Yellow River" as a product of the era [electronic

resource]. Access mode:

http://ru.gbtimes.com/kultura/fortepiannyy-koncert-zheltaya-reka-kak-produkt-epohi (appeal date 03/31/2018)

о

с ^

00

0 сч

<0

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.