Научная статья на тему 'Черты китайского стиля в произведении А. Н. Черепнина "Пять концертных этюдов" (Ор. 52)'

Черты китайского стиля в произведении А. Н. Черепнина "Пять концертных этюдов" (Ор. 52) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
627
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. Н. ЧЕРЕПНИН / КИТАЙСКИЙ СТИЛЬ / ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ / A.N. CHEREPNIN / CHINESE STYLE / WORKS FOR PIANO / ARTISTIC FEATURES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пенфей Сунь, Мин Мин Лян.

Александр Николаевич Черепнин известный российский и американский пианист, композитор и дирижер. В 30-е годы ХХ века, чтобы разнообразить свое музыкальное творчество, он не раз приезжал в Китай с концертами и в качестве преподавателя. В течение трех лет, что он провел в Китае, А. Н. Черепнин исполнял обязанности музыкального консультанта для Национального правительства, занимал должность почетного профессора в Шанхайской государственной консерватории, а также в качестве пианиста и композитора дал ряд концертов высочайшего уровня в Шанхае и Бэйпине. Чтобы воодушевить молодых китайских композиторов того времени на более активное применение китайского традиционного наследия в их творчестве, А. Н. Черепнин самостоятельно организовал конкурс под названием «В поисках фортепианного концерта в китайском стиле». «Это мероприятие не только произвело фурор в Шанхае и Бэйпине, но и оказало глубокое историческое влияние на “китаизацию” фортепианной музыки в стране» [3, с. 18]. После этого маэстро открыл в Токио музыкальное издательство, в котором большими тиражами издавались произведения молодых китайских композиторов. «Поскольку Черепнин постоянно выступал в разных уголках мира, знакомя слушателей с китайскими произведениями, в Европе и Америке он, в конце концов, приобрел имя “популяризатора китайской музыки”» [8, с. 55]. Объектом исследования данной статьи является фортепианное сочинение А. Н. Черепнина в китайском стиле «Пять концертных этюдов» (Ор. 52), тогда как целью исследования стало изучение истории создания, художественных особенностей, эстетических концепций, заложенных в данное произведение, а также выявление и всесторонний анализ использованных в нем элементов китайского стиля и его влияния на распространение национального колорита в фортепианных произведениях в Китае периода новой истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chinese Style features in A.N. Cherepnin’s "Five Concert Etudes" (op. 52)

Alexander Nikolaevich Cherepnin is a famous Russian and American pianist, composer and conductor. In the 1930s, in order to diversify his musical creativity, he often came to China with concerts and as a teacher. During the 3 years he spent in China, he served as a music consultant for the National Government, served as an honorary professor at the Shanghai State Conservatory, and as a pianist and composer gave a number of concerts of the highest level in Shanghai and Beiping. To inspire the young Chinese composers of the time to use more actively the Chinese traditional heritage in their work, A.N. Cherepnin independently organized a competition called “In Search of a Piano Concerto in the Chinese Style.” “This event not only caused a stir in Shanghai and Beiping but also had a profound historical influence on the “Sinization” of piano music in the country” [3, p. 18]. After that, the maestro opened a musical publishing house in Tokyo, in which works of young Chinese composers were published in large editions. “Since Cherepnin constantly performed in different parts of the world, acquainting listeners with Chinese works, in Europe and America, he eventually acquired the name of “a popularizer of Chinese music” [8, p. 55]. The object of this article is the piano composition by A.N. Cherepnina in the Chinese style “Five Concert Etudes” (Op. 52), while the aim of the study is to study the history of creation, artistic features, aesthetic concepts embedded in this work, as well as to identify and comprehensively analyze the elements of the Chinese style used in it and its influence on the dissemination of national color in piano works in China during the period of modern history

Текст научной работы на тему «Черты китайского стиля в произведении А. Н. Черепнина "Пять концертных этюдов" (Ор. 52)»

2. Dzin S. Partitura opery "Ravnina" [Full score of the Opera "Plain"]. Shankhay, Shankhayskoe muzykal'noe izdatel'stvo Publ., 2005. 412 p. (In Chin.).

3. Lyu D. Uchebnoye posobiye po vokal'noy muzyke [Textbook on vocal music]. Nankin, Nankinskiy pedagogicheskiy universitet Publ., 2006. 172 p. (In Chin.).

4. Tszin S. Beskonechnyypoisk [Endless search]. Pekin, Narodnaya muzyka Publ., 2014. 705 p. (In Chin.).

5. Tszen Ya. Raznoobrazie i rasprostranenie yazyka arii v opere Tszin Syana "Ravnina" [The diversity and spread of the Aria language in Jin Xiang's Opera the "Plain"]. Zhurnal Tszilin skoy akademii khudozhestv [Journal of Jilin Academy of arts], 2014, no. 05, pp. 2-7 (In Chin.).

6. Tsuy Ch. Polnoye sobranie biografiy kitayskikh i inostrannykh znamenitostey [Full collection of biographies of Chinese and foreign celebrities]. Kharbin, Kheyluntszyan Meyshu Publ., 2012. 366 p. (In Chin.).

7. Chzhan Zh. Vvedenie v iskusstvo [An introduction to the art]. Pekin, Narodnaya muzyka Publ., 2015. 215 p. (In Chin.).

8. Chzhu Ts. Issledovanie molodezhnoy kul'tury v novom Kitae [Youth Culture Study in New China]. Chzhenchzhou, Narodnyy Khenan Publ., 2002. 308 p. (In Chin.).

УДК 786.2

ЧЕРТЫ КИТАЙСКОГО СТИЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ А. Н. ЧЕРЕПНИНА «ПЯТЬ КОНЦЕРТНЫХ ЭТЮДОВ» (OR 52)1

Пенфей Сунь, преподаватель Института искусств, Университет Янцзы (г. Цзиньчжоу, КНР). E-mail: 437800013@qq.com

Мин Мин Лян, доцент Института искусств, Университет Янцзы (г. Цзиньчжоу, КНР). E-mail: 534366380@qq.com

Александр Николаевич Черепнин - известный российский и американский пианист, композитор и дирижер. В 30-е годы ХХ века, чтобы разнообразить свое музыкальное творчество, он не раз приезжал в Китай с концертами и в качестве преподавателя. В течение трех лет, что он провел в Китае, А. Н. Черепнин исполнял обязанности музыкального консультанта для Национального правительства, занимал должность почетного профессора в Шанхайской государственной консерватории, а также в качестве пианиста и композитора дал ряд концертов высочайшего уровня в Шанхае и Бэйпине. Чтобы воодушевить молодых китайских композиторов того времени на более активное применение китайского традиционного наследия в их творчестве, А. Н. Черепнин самостоятельно организовал конкурс под названием «В поисках фортепианного концерта в китайском стиле». «Это мероприятие не только произвело фурор в Шанхае и Бэйпине, но и оказало глубокое историческое влияние на "китаизацию" фортепианной музыки в стране» [3, с. 18]. После этого маэстро открыл в Токио музыкальное издательство, в котором большими тиражами издавались произведения молодых китайских композиторов. «Поскольку Черепнин постоянно выступал в разных уголках мира, знакомя слушателей с китайскими произведениями, в Европе и Америке он, в конце концов, приобрел имя "популяризатора китайской музыки"» [8, с. 55].

Объектом исследования данной статьи является фортепианное сочинение А. Н. Черепнина в китайском стиле «Пять концертных этюдов» (Ор. 52), тогда как целью исследования стало изучение истории создания, художественных особенностей, эстетических концепций, заложенных в данное произведение, а также выявление и всесторонний анализ использованных в нем элементов китайского стиля и его влияния на распространение национального колорита в фортепианных произведениях в Китае периода новой истории.

Ключевые слова: А. Н. Черепнин, китайский стиль, произведения для фортепиано, художественные особенности.

1 Работа была поддержана программой «Современное образование и исследования культуры Цзинчу» Университета Янцзы (2019YSH09).

CHINESE STYLE FEATURES IN A.N. CHEREPNIN'S "FIVE CONCERT ETUDES" (OP. 52)

Penfei Sun, Lecturer of the College of Art, Yangtze University (Jinzhou, China). Email: 437800013@ qq.com

Ming Ming Liang, Associate Professor of the College of Art, Yangtze University (Jinzhou, China). E-mail: 534366380@qq.com

Alexander Nikolaevich Cherepnin is a famous Russian and American pianist, composer and conductor. In the 1930s, in order to diversify his musical creativity, he often came to China with concerts and as a teacher. During the 3 years he spent in China, he served as a music consultant for the National Government, served as an honorary professor at the Shanghai State Conservatory, and as a pianist and composer gave a number of concerts of the highest level in Shanghai and Beiping. To inspire the young Chinese composers of the time to use more actively the Chinese traditional heritage in their work, A.N. Cherepnin independently organized a competition called "In Search of a Piano Concerto in the Chinese Style."

"This event not only caused a stir in Shanghai and Beiping but also had a profound historical influence on the "Sinization" of piano music in the country" [3, p. 18]. After that, the maestro opened a musical publishing house in Tokyo, in which works of young Chinese composers were published in large editions. "Since Cherepnin constantly performed in different parts of the world, acquainting listeners with Chinese works, in Europe and America, he eventually acquired the name of "a popularizer of Chinese music" [8, p. 55].

The object of this article is the piano composition by A.N. Cherepnina in the Chinese style "Five Concert Etudes" (Op. 52), while the aim of the study is to study the history of creation, artistic features, aesthetic concepts embedded in this work, as well as to identify and comprehensively analyze the elements of the Chinese style used in it and its influence on the dissemination of national color in piano works in China during the period of modern history.

Keywords: A.N. Cherepnin, Chinese style, works for piano, artistic features.

DOI: 10.31773/2078-1768-2019-49-87-93

В период с 1934 по 1936 год А. Н. Черепнин был приглашен в качестве почетного профессора в Шанхайскую государственную консерваторию, где за это время создал для студентов большое количество учебных материалов и этюдов для игры на фортепиано в китайском стиле, среди которых важнейшими являются: «Учебное пособие по пентатонике для фортепиано», «Пять концертных этюдов» (Ор. 52), «Технические упражнения на основе пентатонической гаммы» (Ор. 53). С точки зрения обстановки в музыкальных кругах Китая того времени, количество этюдов для фортепиано было гораздо меньше каких-либо других произведений для этого инструмента. Можно сказать, что данный шаг Черепнина по созданию этюдов в китайском стиле в то время стал уникальным в своем роде. «Учебное пособие по пентатонике для фортепиано» и «Технические упражнения на

основе пентатонической гаммы» (Ор. 53) были созданы для решения педагогических задач и, по сути, представляют собой обычные учебные материалы, тогда как «Пять концертных этюдов» (Ор. 52) являются произведением, обладающим художественной ценностью и созданным для исполнения на концертах. Таким образом, этюды Черепнина были написаны не просто для отработки материала на занятиях, но и «для исполнения, требующего разных уровней мастерства, понимания разных форм и жанров музыки, то есть в них действительно был воплощен сложный, систематизированный творческий замысел» [2, с. 102].

Эти этюды впервые были представлены композитором для публики в 1936 году в Токио и в том же году опубликованы в Германии издательством «Schott» с заголовками, переведенными на три языка: немецкий, французский и англий-

ский. Сам автор так описывал свое произведение: «В 1934 году, когда я впервые приехал с концертами на Дальний Восток, я страстно увлекся китайской традиционной музыкой и театром. Было много причин, почему так называемая пентатоника глубоко тронула меня, она раскрыла новые уровни хроматизма и обогатила используемый мною музыкальный язык. "Пять концертных этюдов", написанные с 1934 по 1936 год, стали выражением моих теплых чувств по отношению к китайской музыке» (цит. по [1, с. 42]).

Пять этюдов Черепнина представляют собой пять отдельных небольших произведений, каждое из которых имеет собственный заголовок.

1. «Театр теней» («Shadow Play»)

Китайский традиционный театр теней зародился еще в эпоху Хань (206 год до н. э. - 220 год н. э.), а к периоду правления династий Тан и Сун (VII-XIV века) стал излюбленным видом сценического искусства для простого народа [7, с. 119]. Во время представления артисты позади плотно натянутого на раму белого полотна управляют марионетками и одновременно исполняют песни на популярные мотивы, в которых рассказывают историю персонажей, а также аккомпанируют

себе на ударных и струнных музыкальных инструментах. Все это действо обладает выраженным народным колоритом [6, с. 2]. В «Пяти концертных этюдах» «Театр теней» является первым по счету произведением, в нем А. Н. Черепнин мастерски воспроизводит юмор действующих лиц, перипетии сюжета, бурные столкновения героев традиционного китайского театра теней посредством имитации ударных инструментов.

С точки зрения построения музыкальной формы в данном этюде применяются классические для традиционной китайской оперы приемы, неритмическая, свободная структура повествования. Кроме того, здесь используются традиционные для Китая пентатонические лады, при этом объединение промежуточных знаков альтерации создает многократные модуляции. Фигуры аккомпанемента левой руки чрезвычайно богаты, в дополнение к непрерывному использованию повторяющихся интервалов в качестве вспомогательного фона для основной мелодии правой руки композитор также использует ломаный аккорд, украшение и вибрато, - формы аккомпанемента, которые обогащают колорит звучания и в то же время уравновешивают интенсивность партий правой и левой руки (см. рис. 1):

Рисунок 1. Черепнин А. Н. Театр теней, OP. 52, No. 1, такты 5-14

Автор данной статьи считает, что имитация ударных инструментов китайского театра теней в произведении А. Н. Черепнина не только будоражит чувства слушателей, но и вызывает в их сознании ряд ассоциаций, посредством музыкальных эффектов раскрывая художественные особенности яркого и самобытного народного китайского искусства.

2. «Гуцинь» («The Lute»)

В этом этюде в качестве музыкальной темы используется мелодия из пьесы для гуциня (традиционный китайский музыкальный инструмент, родственный цитре), сочиненной средневековым китайским музыкантом Жуань Цзи под названием «Безумие от вина». Музыкальный стиль игры на гуцине плавный и печальный, он напоминает движения пошатывающегося от опьянения человека и в то же время передает уныние и отчаяние его жизни, болезненное и безнадежное состояние его души.

В «Безумии от вина» применен трехдольный размер, структура музыкального мотива, главным образом, строится на чередовании скачкообразного движения и медленного ведения вниз. А. Н. Черепнин произвел всестороннее заимствование стилистических особенностей «Безумия от вина». Во вступлении композитор использует знак фермата над паузой в одном такте: несмотря на то, что знак паузы в музыке не рождает какой-либо звуковой окраски, автор сделал пометку в партитуре, согласно которой в этот момент нужно использовать педаль, а это означает, что музыка начинается уже в месте со знаком паузы, таким образом, автор выражает даосскую идею, согласно которой «беззвучие превосходит звучание». Во втором такте игры левой руки, то есть в нижнем регистре нот, композитор имитирует технику пиццикато в исполнении на гуцине, обозначив музыкальные динамические оттенки (см. рис. 2).

Рисунок 2.Черепнин А. Н. Гуцинь, OP. 52, No. 2, такты 1-10

Очевидно, что уже во вступлении Черепнин демонстрирует художественные особенности и идеи, заключенные в игре на гуцине, пытаясь

передать спокойный и таинственный образ китайского ученого, исполняющего музыку на гуцине и декламирующего стихи.

3. «Посвящение Китаю» («Homage to China»)

Пипа - это китайский народный щипковый музыкальный инструмент с многовековой историей, обладающий высокой сложностью техники исполнения и богатой музыкальной выразительностью. В оркестре он может выступать соло, аккомпанировать, бисировать или быть частью ансамбля [4, с. 18]. А. Н. Черепнин вскоре после прибытия в Китай заинтересовался этим инструментом и стал изучать технику игры на нем у известного китайского музыканта Цао Аньхэ, а также включил эту технику в создание фортепианной музыки. Данный этюд как раз и является результатом слияния техники игры на пипа и исполнения музыки в китайском стиле на фортепиано.

Этюд «Посвящение Китаю» был предназначен в подарок для супруги композитора пианистки Ли Сяньминь. С точки зрения музыкальной формы, главной его особенностью можно считать большое количество повторов одной ноты. В звучании имитируется ритм игры на пипа и свойственное ей «чувство зернистости». Кроме того, А. Н. Черепнин использовал метод частого преобразования ритма, чтобы выразить гибкость и изменчивость музыки, исполняемой на пипа, ритм в этой композиции изменяется одиннадцать раз. На протяжении всего произведения композитор стремится подражать музыкальному колориту китайских народных щипковых инструментов, добиваясь лиризма и очарования в звучании.

4. «Панч и Джуди» («Punch and Judy»)

В основу этого этюда легла музыкальная тема из китайской народной песни «Двенадцать месяцев с сестренкой». Эта песня сначала была известна в провинциях Цзянсу и Аньхой, а впоследствии распространилась по всему Китаю. А. Н. Черепнин в 1934 году посетил в Китае представление народного кукольного театра, где услышал эту мелодию, она запомнилась композитору, и через некоторое время из этого воспоминания родился фортепианный этюд. Первые две фразы народной песни сформировали музыкальную тему «Панч и Джуди», которая в виде вариаций проходит через всю композицию. Этот прием позволил не только сохранить в этюде достаточно ясный образ оригинальной песни, выделить и сделать акцент на главной теме, но и придать всему этюду целостное звучание в этническом стиле.

5. «Хвалебная песнь» («Cantique»)

Материал пятого завершающего этюда «Хвалебная песнь» также заимствован из народной песни провинции Цзянсу, автор статьи считает, что это связано с достаточно долгим пребыванием А. Н. Черепнина на юге Китая, где композитор жил и занимался преподаванием. При создании этого этюда он старался сохранить мягкость и уклончивость тональности, свойственные народным песням с правобережья реки Янцзы. Кроме того, в композиции сохранена целостная пента-тоническая гамма, из-за чего в ней невозможно обнаружить привычные для западной музыки техники мажорно-минорной системы. Этюд «Хвалебная песнь» создан с использованием вариационной формы, его центральная музыкальная тема хотя и происходит от китайской народной песни, однако благодаря искусному построению композиции, рациональному применению полифонии и гармонии в китайском стиле композитору удалось добиться торжественной атмосферы ритуала в звучании, что отражает его глубокое понимание древней конфуцианской и буддийской философии.

А. Н. Черепнин в подлинном смысле слова является «гражданином мира в музыке». Американский музыкант Аарон Копланд называл его «почетным американским композитором», а японский композитор Тору Такемитсу - «отцом японской музыки». В китайском музыкальном сообществе, хотя у Черепнина и нет определенного «прозвища», тем не менее многие музыканты и композиторы периода новой истории в глубине души считают его своим учителем. Действительно, Александр Николаевич с большим энтузиазмом и от всего сердца поддерживал молодых китайских композиторов. Наиболее известным примером этой поддержки стала организация музыкального конкурса «В поисках фортепианного концерта в китайским стиле». Первое место в конкурсе занял Хэ Люйтин с композицией «Флейта пастушка», в то же время лауреатами конкурса стали Цзян Динсянь, Чэнь Тяньхэ, Лао Чжичэнь, Юй Бяньмин. Это событие вдохновило многих молодых композиторов и задало вектор развития их дальнейшего творчества. Чтобы дать возможность китайской музыке быстрее попасть в поле зрения международного сообщества, А. Н. Че-репнин использовал свои концерты в западных странах, где исполнял произведения молодых

китайских композиторов. Зачастую эти прошедшие через руки маэстро композиции производили настоящую сенсацию. Другим видом поддержки молодых композиторов из Китая А. Н. Черепни-ным была его издательская деятельность, так, в Японии он опубликовал произведения призеров вышеупомянутого конкурса Хэ Люйтина и Лао Чжичэня, а также 4 романса Лю Сюэаня и т. д.

Кроме того, в 1938 году в Брюсселе А. Н. Че-репнин официально вступил в брак с Ли Сянь-минь, выпускницей первого потока факультета фортепианной музыки Шанхайской национальной консерватории, что стало лучшим символом его концепции слияния Европы и Азии. С тех пор пара неоднократно исполняла вместе китайские произведения и всячески способствовала продвижению китайских композиторов и китайской музыки. Более того, находившиеся в то время в Европе музыканты Чжоу Сяоянь, Сяо Шусянь, Юй Исюань, Сы Игуй, Цзян Ин и т. д. были близкими друзьями А. Н. Черепнина и его супруги, поэтому также получали их всестороннюю поддержку и помощь. В том числе композитор часто писал под заказ концертные композиции для Чжоу Сяоянь, именно он порекомендовал ей вместе с Ли Сяньминь принять участие в Первом Международном музыкальном фестивале «Пражская весна», а также добавить в представление произведения в китайском стиле.

После смерти композитора Ассоциация А. Н. Черепнина учредила в Шанхайской консерватории и Центральной музыкальной консерватории ежегодный творческий конкурс произведений для скрипки и виолончели. В разное время лауреатами этого конкурса становились Сюй Шуя с его «Скрипичным концертом», Е Сяоян с «Китайской поэзией» и Сюй Сяосун с «Песней горцев». При этом в «Скрипичном концерте» Сюй Шуя в качестве главной музыкальной темы была использована вариация китайской народной песни «Сяо и барабаны в сумерках», объединенная с современными музыкальными техниками, а второй музыкальной темой стала мелодия из небольшого произведения для фортепиано самого А. Н. Че-репнина. Это мероприятие и то, как его участники гармонично сочетают приемы и техники из западной и восточной музыки, демонстрируют нам, что даже без непосредственного участия Александра Николаевича его инициатива по поддержке молодых китайских композиторов все еще живет в

сердцах его последователей и продолжает оказывать влияние на музыкальный мир.

Относительно концепции китайской музыки А. Н. Черепнин считал, что, в отличие от европейской музыки, ей не обязательно постепенно проходить этапы классицизма, романтизма, импрессионизма, экспрессионизма и т. д. - достаточно совершить один решающий скачок и сразу же перейти к модерну. При этом очень важно, чтобы модерн здесь гармонично сочетался с китайским этническим колоритом, только так он может стимулировать развитие китайской музыки. Безусловно, скачкообразное движение вряд ли сможет решить проблему разницы между свободным творчеством и формальным обучением, ведь и сам А. Н. Черепнин сначала подробно исследовал Бетховена и другую классическую музыку и лишь затем ступил на путь модерна. Тем не менее обучение, начинающееся с Дебюсси, в сочетании с темой национальных музыкальных культурных традиций, по-прежнему дает большое вдохновение молодым композиторам. Учениками Черепнина были Хэ Люйтин, Цзян Динсянь, Лю Сюэань, Чэнь Тяньхэ, Тань Сяолинь и другие композиторы, внесшие свой вклад в развитие современной китайской музыки, которая благодаря его учению смогла обрести национальный характер и постепенно выйти на мировую арену.

«Пять концертных этюдов» (Ор. 52) А. Н. Че-репнина - это ставшее образцовым для китайской музыки периода новой истории фортепианное произведение. Черты китайского стиля в этюдах проявляются в следующем: композитор не только смог адаптировать мелодии традиционного китайского театра или народных песен к исполнению на фортепиано, но также и сумел за счет определенных техник создать имитацию звучания народных музыкальных инструментов на фортепиано. Автор статьи считает, что в данном произведении глубоко запечатлена яркая всепроникающая творческая идея А. Н. Черепнина, а именно: «Чем более произведение обладает национальным характером, тем более оно космополитично» [5, с. 134]. Его работы и идеи стали колоссальным вкладом в историю китайской музыки новой и новейшей эпохи, позволили ей избавиться от влияния европейского традиционного искусства. Создание новой музыки с национальным китайским колоритом открыло для китайских композиторов новую страницу на пути развития их творчества.

Литература

1. Ван В. Китайский стиль и техники исполнения «Пяти концертных этюдов» Черепнина // Музыкальное время. - 2012. - № 5. - С. 42-43.

2. Доу Ц. Создание фортепианных этюдов Черепнина в китайском стиле // Китайское музыковедение. - 2006. -№ 4. - С. 101-104.

3. Лю Г. Знания и навыки игры на музыкальных инструментах. - Шэньян: Детское изд-во Ляонин, 2014. -118 с.

4. Лю Ц. Сборник музыкальных рецензий Лю Цзайшэна / Ц. Лю. - Шанхай: Изд-во Шанх. консерватории, 2015. - 623 с.

5. Цянь Ж. Материалы Международного симпозиума «Черепнин и китайская музыкальная культура» Изд-во Шанх. консерватории, 2016. - 304 с.

6. Чжан Б. Театр теней для подростков. - Цзинань: Изд-во Тайшань, 2012. - 165 с.

7. Чжан Г. Народная опера. - Хэфэй: Хуаншан. книж. клуб. - 2016. - 139 с.

8. Чжан Ц. Черепнин и китайская современная музыка // Музыкальное искусство. - 2013. - № 02. - С

References

1. Van V. Kitayskiy stil' i tekhniki ispolneniya "Pyati kontsertnykh etyudov" Cherepnina [Chinese style and techniques of performance of the "Five Concert Etudes" by Cherepnin]. Muzykal'noe vremya [Musical time], 2012, no. 5, pp. 42-43. (In Chin.).

2. Dou Ts. Sozdanie fortepiannykh etyudov Cherepnina v kitayskom stile [The creation of piano etudes Cherepnin in the Chinese style]. Kitayskoe muzykovedenie [Chinese musicology], 2006, no. 4, pp. 101-104. (In Chin.).

3. Lyu G. Znaniya i navyki igry na muzykal'nykh instrumentakh [Knowledge and skills of playing musical instruments]. Shen'yan, Detskoe Izdatel'stvo Lyaonin Publ., 2014. 118 p. (In Chin.).

4. Lyu Ts. Sbornik muzykal'nykh retsenziy Lyu Tszayshena [Collection of music reviews by Liu Zaisheng]. Shankhay, Izdatel'stvo Shankhayskoy konservatorii Publ., 2015. 623 p. (In Chin.).

5. Tsyan Zh. Materialy Mezhdunarodnogo simpoziuma "Cherepnin i kitayskaya muzykal'naya kul'tura" [Proceedings of the International Symposium "Cherepnin and Chinese Musical Culture"]. Shankhay, Izdatelstvo Shankhayskoy konservatorii Publ., 2016. 304 p. (In Chin.).

6. Chzhan B. Teatr teney dlyapodrostkov [Shadow Theater for Teens]. Tszinan, Tayshan Publ., 2012. 165 p. (In Chin.).

7. Chzhan G. Narodnaya opera [Folk opera]. Khefey, Khuanshan'skiy knizhnyy klub, 2016. 139 p. (In Chin.).

8. Chzhan Ts. Cherepnin i kitayskaya sovremennaya muzyka [Cherepnin and Chinese modern music]. Muzykal'noe iskusstvo [Musical art], 2013, no. 02, pp. 47-57. (In Chin.).

УДК 398.88

РУССКИЕ ЧАСТУШКИ В МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЯХ ТЕЛЕНГИТОВ УЛАГАНА И СИБИРСКИХ ЧУВАШЕЙ

Исмагилова Екатерина Игоревна, кандидат искусствоведения, научный сотрудник сектора фольклора народов Сибири, Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (г. Новосибирск, РФ). E-mail: zhimul@ngs.ru

Статья посвящена рассмотрению бытования жанра частушки, заимствованного из русского фольклора, в традиции южно-алтайского этноса теленгитов и проживающих в Сибири в течение последнего столетия чувашей. Автором перечислены характерные черты русских частушек, описаны особенности процесса заимствования и функционирования образцов этого жанра в неславянских музыкальных культурах; рассмотрено содержание текстов частушек, звучащих на родных языках носителей фольклорных традиций: у теленгитов широко бытуют лирико-философские размышления о жизни, у чувашей были записаны тексты преимущественно с любовно-лирической тематикой. В статье проанали-

. - Шанхай:

. 47-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.