Научная статья на тему 'ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПИАНИСТОВ В ИНФОРМАЦИОННЫХ И НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ИЗДАНИЯХ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПИАНИСТОВ В ИНФОРМАЦИОННЫХ И НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ИЗДАНИЯХ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
115
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / фортепиано / лидер / Инь Чэнцзун / Лю Шикунь / China / piano / leader / Yin Chengzong / Liu Shikun

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Айзенштадт Сергей Абрамович, Цзэн Яо

Раскрываются методы популяризации выдающихся китайских пианистов Инь Чэнцзуна и Лю Шикуня, осуществляемые информационными и научно-просветительскими изданиями Китайской Народной Республики в период с середины 90-х гг. XX в. по окончание второго десятилетия XXI в. Показано, что формируемые образы соответствуют типологическим характеристикам духовного лидера-героя. Героизация лидерских образов опирается на базовые ценности национального менталитета, среди которых акцентируются преданность государственным интересам и универсализм личности, понимаемый как многогранность творческого потенциала, реализуемого в служении народу. Инь Чэнцзун предстает в качестве борца с гонителями фортепиано в эпоху «Культурной революции» и одновременно – образца законопослушности и преданности Государству, а также отстаивает идею китаизации фортепианного искусства. Лю Шикунь – воплощение универсальной личности и герой, оставшийся верным Родине и Верховной власти в тяжелейших испытаниях. Статья актуальна в плане осмысления закономерностей развития китайской фортепианной культуры и уяснения аспектов государственной политики КНР, направленных на пропаганду национальных и государственных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULARIZATION OF NATIONAL PIANISTS IN INFORMATION AND SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PUBLICATIONS OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

The article reveals the methods of popularization of the outstanding Chinese pianists Yin Chengzong and Liu Shikun, carried out by information and ed-ucational publications of the People's Republic of China in the period from the mid-90s of the XX century to the end of the second decade of the XXI century. It is shown that the formed images correspond to the typological characteristics of the spiritual leader-hero. The heroization of leadership im-ages is based on the basic values of the national mentality, among which de-votion to state interests and the universalism of the individual are empha-sized, understood as the unique versatility of the creative potential realized in serving the people. Yin Chengzong appears as a fighter against the perse-cutors of the piano in the era of the "Cultural Revolution" and at the same time – a model of law-abidingness and loyalty to the State, and also defends the idea of Sinification of the piano. Liu Shikun is the embodiment of a uni-versal personality and a hero who remained loyal to the Motherland and the supreme power in the hardest trials. The article is relevant in terms of un-derstanding the patterns of development of Chinese piano culture and for understanding aspects of the state policy of the People's Republic of China, aimed at promoting national and state values.

Текст научной работы на тему «ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПИАНИСТОВ В ИНФОРМАЦИОННЫХ И НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ИЗДАНИЯХ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

© Айзенштадт, С.А., Цзэн Яо, 2021 УДК 7.036

DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-110-120

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПИАНИСТОВ В ИНФОРМАЦИОННЫХ И НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ИЗДАНИЯХ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

С.А. Айзенштадт1, Цзэн Яо2

1 Дальневосточный государственный институт искусств, 690091, Владивосток, Российская Федерация

2 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация. Раскрываются методы популяризации выдающихся китайских пианистов Инь Чэнцзуна и Лю Шикуня, осуществляемые информационными и научно-просветительскими изданиями Китайской Народной Республики в период с середины 90-х гг. XX в. по окончание второго десятилетия XXI в. Показано, что формируемые образы соответствуют типологическим характеристикам духовного лидера-героя. Героизация лидерских образов опирается на базовые ценности национального менталитета, среди которых акцентируются преданность государственным интересам и универсализм личности, понимаемый как многогранность творческого потенциала, реализуемого в служении народу. Инь Чэнцзун предстает в качестве борца с гонителями фортепиано в эпоху «Культурной революции» и одновременно - образца законопослушности и преданности Государству, а также отстаивает идею китаизации фортепианного искусства. Лю Шикунь - воплощение универсальной личности и герой, оставшийся верным Родине и Верховной власти в тяжелейших испытаниях. Статья актуальна в плане осмысления закономерностей развития китайской фортепианной культуры и уяснения аспектов государственной политики КНР, направленных на пропаганду национальных и государственных ценностей. Ключевые слова: Китай, фортепиано, лидер, Инь Чэнцзун, Лю Шикунь. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Айзенштадт, С.А., Цзэн Яо. Популяризация национальных пианистов в информационных и научно-просветительских изданиях Китайской Народной Республики // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 3. С. 110-120. DOI: 10.24412/2308-1031-20213-110-120.

POPULARIZATION OF NATIONAL PIANISTS IN INFORMATION, SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PUBLICATIONS OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

S.A. Aizenshtadt1, Zeng Yao2

1 Far Eastern State Institute of Arts, 690091, Vladivostok, Russian Federation

2 A.I. Herzen Russian State Pedagogical University, 191186, Saint Petersburg, Russian Federation

Abstract. The article reveals the methods of popularization of the outstanding Chinese pianists Yin Chengzong and Liu Shikun, carried out by information and educational publications of the People's Republic of China in the period from the mid-90s of the XX century to the end of the second decade of the XXI century. It is shown that the formed images correspond to the typological characteristics of the spiritual leader-hero. The heroization of leadership images is based on the basic values of the national mentality, among which devotion to state interests

and the universalism of the individual are emphasized, understood as the unique versatility of the creative potential realized in serving the people. Yin Chengzong appears as a fighter against the persecutors of the piano in the era of the "Cultural Revolution" and at the same time - a model of law-abidingness and loyalty to the State, and also defends the idea of Sinification of the piano. Liu Shikun is the embodiment of a universal personality and a hero who remained loyal to the Motherland and the supreme power in the hardest trials. The article is relevant in terms of understanding the patterns of development of Chinese piano culture and for understanding aspects of the state policy of the People's Republic of China, aimed at promoting national and state values.

Keywords: China, piano, leader, Yin Chengzong, Liu Shikun.

Conflict of interest. The authors declare the absence of conflict of interest.

For citation: Aizenshtadt, S.A., Zeng Yao (2021), "Popularization of national pianists in information

and scientific and educational publications of the People's Republic of China", Journal of Musical

Science, vol. 9, no. 3, pp. 110-120. DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-110-120

В странах, где пианистическое искусство играет существенную роль в жизни общества, значение наиболее крупных отечественных мастеров фортепианной игры выходит за чисто профессиональные рамки. Выдающиеся пианисты нередко воспринимаются в качестве национальных духовных лидеров, воплощающих ценности отечественной культуры. В популяризации подобных лидерских образов значительную роль играет информационно-просветительская политика, как правило, направляемая государством, рассматривающим таковую в качестве элемента патриотического воспитания.

В настоящей статье проанализировано, каким образом лидеры национального фортепианного искусства популяризируются в Китайской Народной Республике. Главным объектом исследования явились публикации в китайских научно-просветительских и информационных изданиях, посвященные двум крупнейшим пианистам страны - Инь Чэнцзуну и Лю Шикуню. Хотя данные музыканты получили известность в 50-е гг. XX в., последовательная их популяризация в качестве духовных лидеров началась

лишь в конце прошлого столетия. Этим обусловлены хронологические рамки исследования - с середины 90-х гг. XX в. по окончание 10-х гг. XXI в.

Творчество Инь Чэнцзуна и Лю Шикуня неоднократно рассматривалось в специальных работах, в том числе опубликованных в России (см. например: (Ван Цзясинь, 2020, Цинь Цинь, 2009)). Однако их изучение с точки зрения популяризации лидерских образов осуществлено в нашей стране впервые. Последнее обусловило научную новизну статьи. Исследование может помочь как осмыслению закономерностей развития китайской фортепианной культуры, так и более полному осознанию аспектов государственной политики КНР, направленных на пропаганду национальных и государственных ценностей. Это определило актуальность работы.

Стремление представить возможно более полную картину формирования лидерских образов названных пианистов обусловило выбор источников, адресованных как широким кругам любителей фортепианного искусства, так и музыкантам-профессионалам. Использованы ста-

тьи ведущего специализированного журнала КНР, посвященного фортепиано, выпущенные в КНР монографии, трактующие об истории китайской пианистической культуры, фортепианная энциклопедия, предназначенная для любителей классической музыки, материалы крупнейшего интернет-ресурса Ва1^, а также иные печатные и электронные публикации о фортепианном искусстве Китая. В изучении биографических аспектов деятельности Инь Чэнцзуна и Лю Шикуня использованы труды Ван Цзясинь и З. Загидуллиной (2020), Сюй Бо (2011), Цинь Цинь (2009).

Приступая к исследованию, обозначим прежде всего типологические черты духовного лидерства. Л. Зубанова определяет данное явление как «феномен деятельностного преобразования действительности, осуществляемого через взаимозависимость и взаимообусловленность ценностного мира конкретного человека (духовного лидера) и универсальности ценностных перспектив человеческих общностей» (2009, с. 25). Ученый выделяет несколько доминантных образов лидерства этого рода - лидер-эксперт, лидер-менеджер и пр. В творческих обликах музыкантов, чьи лидерские образы стали темой настоящей статьи, присутствуют явные черты лидера-эксперта, чье духовное влияние зиждется на «ресурсе уникального знания» (Зубанова Л., 2009, с. 33). То же можно отнести и к другим китайским пианистам, составившим славу национального фортепианного искусства - Фу Цуну, Ланг Лангу, Ли Юньди и др. Однако, с нашей точки зрения, главная притягательная сила образов Инь Чэн-

цзуна и Лю Шикуня состоит в том, что здесь можно усмотреть отчетливые признаки лидера-героя, «наиболее примечательной конструкции лидерства», первенство которой обусловлено «особым, неординарным проживанием и личностно-героиче-скими свершениями» (Зубанова Л., 2009, с. 33).

Трактовка героизма в Китае имеет свою специфику. В первую очередь это исключительно высокое значение патриотизма, стремления отдать все силы служению народу и государству. И. Смирнов, выявляя наиболее популярные среди китайской молодежи образы героев, отмечает, что данная личностная характеристика в произведенном им опросе студентов университета г. Циндао заняла первое место среди героических свойств. Ученый заключает, что данное качество в КНР и «по сей день находится среди главных ценностных ориентаций. Дискредитированное на Западе, где патриотизм приобретает иногда отрицательные коннотации... понятие патриотизма нимало не изменилось в сознании китайцев на протяжении ряда тысячелетий» (Смирнов И., 2014, с. 131).

Чрезвычайно ценится и свойство, которое можно определить как универсализм личности. В китайской традиции его понимание отличается от западного, «ориентированного более на разносторонность и многогранность в структуре самой личности» (Цинь Цинь, 2009, с. 13). В Китае же ключевое значение имеет многосторонняя деятельность для общего блага.

Обратимся к жизненному и творческому пути героев настоящего исследования. Творческий взлет

Лю Шикуня (род. 1939) и Инь Чэн-цзуна (род. 1941) пришелся на середину ХХ в. То был поистине героический период национальной истории. Прекращена продолжавшаяся многие десятилетия Гражданская война. Одержав победу над японскими милитаристами, народ приступил к строительству нового Китая. Лю Шикунь и Инь Чэнцзун вошли в число артистической молодежи, триумфы которой на международных конкурсах воспринимались как доказательства мощи молодой Китайской Народной Республики. Лю Шикуня, уступившего первенство в 1958 г. на Международном конкурсе им. Чайковского лишь Вану Клиберну, нередко называют «наиболее громким именем» (Сюй Бо, 2011, с. 39) из этой плеяды. Инь Чэнцзун упрочил успех китайского пианизма, получив в 1962 г. II премию на следующем Международном конкурсе им. Чайковского.

В 1966 г. Китай постигло трагическое бедствие «Культурной революции». Фортепианное искусство подверглось неслыханным гонениям, отразившимся и на судьбах недавних кумиров страны. Инь Чэн-цзун настойчиво искал способы вернуть инструмент, объявленный «орудием иностранной буржуазии», в китайскую культуру. «Он играл на улицах на фортепиано перед тысячными толпами людей обработки революционных песен» (Сюй Бо, 2011, с. 48). Затем пианист добился разрешения включить фортепиано в качестве аккомпанирующего инструмента в революционный спектакль Пекинской оперы (Сюй Бо, 2011, с. 48). Следующий этап -создание фортепианного концерта «Хуанхэ», написанного Инь Чэн-

цзуном на основе кантаты классика национальной музыки Сянь Син-хая в 1968-1969 гг. в соавторстве с другими китайскими музыкантами. Триумф этого сочинения, одобренного вождями коммунистической партии, окончательно закрепил государственное признание западного инструмента.

После окончания «Культурной революции» имя пианиста оказывается практически под запретом. Он обвинен в пособничестве «Банде четырех», повинной в злодеяниях того времени. Расследование длится четыре года. Результат - оправдание музыканта. В 1983 г. Инь Чэн-цзун поселился в США. Проживая за пределами Родины, он был одним из тех, кто своей исполнительской, композиторской и педагогической деятельностью в наибольшей степени способствовал международному признанию китайского фортепианного искусства. Концерт «Хуанхэ» и доныне является наиболее популярным в стране произведением китайской фортепианной музыки.

Лю Шикунь в 1967 г. по ложному обвинению был брошен в тюрьму. «В тюремных стенах Лю Шикунь проводит шесть лет. Во время очередного "сеанса" истязаний ему ломают пальцы на руках. В 1972 г. Мао Цзэдун издает указ об освобождении Лю Шикуня» (Цинь Цинь, 2009, с. 14). После окончания «Культурной революции» пианист возвращается к концертной деятельности. Он становится первым китайским музыкантом, выступившим за рубежом после окончания трагических событий. Однако в середине 1980-х гг. популярность артиста резко падает в связи с семейными проблемами, связанными с политической

борьбой тех лет. В начале 1990-х гг. Лю Шикунь покидает КНР и обосновывается в Гонконге. Там он создает ряд музыкальных школ. В конце 1990-х гг. имя Лю Шикуня вновь приобретает широчайшую известность на Родине. Он возвращается в КНР и организует там огромную сеть музыкальных учебных заведений, внесших значительный вклад в национальное музыкальное образование. Следствие национального и государственного авторитета Лю Шикуня - избрание во Всекитайский комитет Народного политического консультативного совета.

Итак, творческий путь обоих музыкантов в период с 50-х по 80-е гг. XX в. отмечен головокружительными взлетами и столь же стремительными падениями. Однако даже в пору высочайших пиков их известности, приходившихся на то время, пианистов все же нельзя было назвать полноценными духовными национальными лидерами. Утверждение их в этом качестве началось лишь с середины 1990-х гг. и тесно связано с происходившими тогда тектоническими сдвигами в духовном облике нации.

Важнейшим фактором развития китайского общества в тот период стало укрепление национальной идентичности. По словам А. Ломанова, «произошел переход от "культурного космополитизма" к осознанию собственной цивили-зационной уникальности» (2017, с. 18). В нынешнем столетии это движение вышло на качественно новый уровень. В 2012 г. Председатель КНР Си Цзиньпин провозгласил социально-политический курс, направленный на сочетание стремления к новому с бережным сохра-

нением национальных традиций. Курс получил название «китайской мечты о великом возрождении китайской нации»1.

Укрепление соответствующих общественных настроений совпало с наступлением очередной стадии развития национального музыкального искусства. Для данного этапа, закономерного в ходе становления восточной культуры, вступившей на путь адаптации музыкальных завоеваний Запада, характерны обозначенные М. Дрожжиной «тенденции к преодолению и внутреннему преобразованию европейских нормативов через углубленное изучение закономерностей традиционного искусства» (2017, с. 678). Процесс усиления соответствующих тенденций сопровождался стремительным увеличением роли фортепиано в общественном сознании, что по словам Сюй Бо, «последовательно связано с модернизированной идеологической концепцией, утвердившейся в китайском обществе благодаря ее созвучности тысячелетним традициям музыкальной культуры» (2011, с. 136).

Сочетание данных социокультурных факторов и обусловило тяготение к героизации образов выдающихся пианистов. В эпоху провозглашения «китайской мечты» Инь Чэнцзун и Лю Шикунь предстали символами патриотизма, не сломленного годами национальных бедствий, и воплощением верности традициям отечественной культуры, вобравшей в себя достижения Запада.

Рассмотрим каким образом популяризируется лидерский образ Инь Чэнцзуна. Одной из первых масштабных публикаций, утверждающих его личность в качестве

национального героя, явилась монография Бянь Мэн «Становление и развитие китайской фортепианной культуры» (1996). Это первое в КНР фундаментальное издание, посвященное данной теме, обращено как к специалистам, так и ко всем, кто интересуется историей китайского пианизма. Повествуя об Инь Чэнцзуне, автор не стремится строго удерживаться в рамках академической манеры изложения. Важная цель - пробудить восхищение героем. Так, появление пианиста на Международном конкурсе Чайковского Бянь Мэн сравнивает со «внезапно вспыхнувшей звездой» (1996, с. 51). Особенно эмоционален раздел о «Культурной революции»: «В то время, когда фортепианная культура безжалостно душилась, Инь Чэнцзун, полагаясь на память пальцев и свое сердце, где звучали мелодии, в молчании занимался любимой европейской музыкой» (Бянь Мэн, 1996, с. 67-68).

Работа не избежала недоговоренностей, связанных с политической обстановкой начала 1990-х гг., когда создавалась книга Бянь Мэн. В частности, автор умалчивает, что после окончания «Культурной революции» пианист был подвергнут репрессиям как пособник «Банды четырех» и на длительное время был лишен возможности играть на фортепиано. Отсутствует и упоминание о том, что в 1981 г. Инь Чэнцзун покинул Китай. Эти сведения имеются в более позднем издании - популярной энциклопедии фортепианного искусства, названной «Чудеса на клавиатуре» (Юю, 1997). Героический образ обрастает здесь множеством живых подробностей, долженствующих подчеркнуть упорство

героя, его благородство, способность вести за собой людей и преданность национальному искусству. В девять лет юный музыкант дал свой первый фортепианный концерт, пожертвовав заработанные деньги на нужды братьев и сестер (Юю, 1997, с. 139). После того как пекинские студенты-пианисты узнали о том, что благодаря Инь Чэнцзуну фортепиано реабилитировано, они, «взяв ведро клея вышли на площади, чтобы развесить ликующие плакаты, а затем вместе стали играть на фортепиано» (Юю, 1997, с. 140).

Музыкант, изолированный после падения «Банды четырех», «не пал духом и, тренируясь без инструмента, увеличил растяжку руки» (Юю, 1997, с. 141). Акцентировано, что пианист уехал в США «по разрешению Правительства» (Юю, 1997, с. 141). Всемерно подчеркивается преданность героя Отечеству. В Америке Инь Чэнцзун «всегда заботился о Родине и национальной музыке» (Юю, 1997, с. 142). Приводится его обращение к китайским пианистам о необходимости освоения традиционной национальной культуры. «Это очень важно, но часто игнорируется при изучении западной музыки» (Юю, 1997, с. 141).

В начале XXI столетия в КНР выходит монография, посвященная отечественной фортепианной культуре. Это исследование Чан Айлин (2010). Биографические факты, касающиеся Инь Чэнцзуна, изложены здесь гораздо полнее, чем в работе Бянь Мэн, а идейная оценка его деятельности сформулирована более четко. Пианист предстает типичным героем китайской истории: отважным, и в то же время мудрым

и законопослушным. «В пору, когда китайская фортепианная культура находилась на грани уничтожения, китайские пианисты вели различные формы борьбы. Некоторые боролись в подполье. Другие, как Инь Чэнцзун - занимались творчеством в законных формах» (Чан Айлин, 2010, с. 156). Исследователь делает вывод: национальное фортепианное искусство было спасено прежде всего благодаря мужеству и мудрости последних.

В отличие от работы Бянь Мэн, факт эмиграции героя не скрывается. Указано, что после окончания «Культурной революции» Инь Чэнцзун подвергся со стороны властей «несправедливому обращению» (Чан Айлин, 2010, с. 161). «В отчаянии он покинул Китай, но в 1990-х годах вернулся на Родину с концертами» (Чан Айлин, 2010, с. 162).

Главное творение Инь Чэнцзуна, фортепианный концерт «Хуанхэ», считает китайский ученый, принципиально отличается от западных фортепианных концертов не только музыкальным содержанием, но и организацией творческого процесса при написании. Чан Айлин утверждает: созданный группой из восьми музыкантов «Хуанхэ» использует характерный для Китая демократический метод и является «кристаллизацией общественной мудрости» (2010, с. 160). Отметим, что это положение представляется по меньшей мере спорным: подобная коллективная композиторская практика была относительно широко распространена в стране лишь в 50-е и 60-е гг. ХХ в. В то же время данный тезис китайского музыковеда вполне укладывается в тенденцию возрастающего внимания

к национальным традициям.

Количество публикаций об Инь Чэнцзуне множилось. В частности, с начала нынешнего столетия деятельность пианиста подробно освещается в журнале «Фортепианное искусство»2. С 2001 г. по время написания настоящей статьи, там было опубликовано 19 материалов о нем. Общий тон свидетельствует о безмерном уважении к герою. Значительное место занимают исторические статьи о создании концерта «Хуанхэ» (см. например: (Лю Сао-лун, 2010)).

В настоящее время наиболее массовым ресурсом, при помощи которого граждане КНР могут получить представление о Инь Чэнцзуне, является Интернет-энциклопедия Ва1^ (Байдупедия). Она представляет собой китайский аналог Вики-педии, однако в отличие от последней проходит проверку со стороны правительственных органов и соответствует, таким образом, государственной точке зрения.

Ко времени написания настоящей работы3 статья Байдупедии об Инь Чэнцзуне4 насчитывала свыше 400 тыс. просмотров пользователей. Это меньше чем соответствующий показатель ведущих китайских пианистов следующего поколения. Так, материал, посвященный Ли Юньди, набрал к тому же времени почти 9 млн просмотров; статья о Ланг Ланге - около 1,5 млрд. И все же количество посещений страницы об Инь Чэнцзуне свидетельствует о достаточно массовом интересе. Биография героя изложена здесь достаточно полно. Приведены факты, не упомянутые ранее. В них дополнительно подчеркнут высокий моральный уровень героя -

умение переносить материальные лишения, бескорыстие. В период сочинения концерта «Хуанхэ» Инь Чэнцзун и его соратники работали в доме, где не было водопровода, отопления и туалета. В США пианист занимался с Ланг Лангом, причем не брал у него ни гроша за уроки. Идеологический вывод статьи Байдупедии: Инь Чэнцзун - человек, посвятивший себя китаизации фортепианной музыки.

Обратимся к Лю Шикуню. Устойчивый эпитет, часто присоединяемый в современном Китае к этому имени - «легендарный». О степени популярности героя свидетельствует число просмотров статьи о нем в Байдупедии: ко времени написания настоящей работы оно составило около 1 млн.

Как и в отношении Инь Чэнцзу-на, процесс героизации Лю Шикуня проходил постепенно: новые публикации раскрывали его героический образ все более полно. Бянь Мэн пишет о пианисте крайне скупо -очевидно, сказывается отмеченное ранее охлаждение китайского общества начала 1990-х гг. к музыканту. Текст Чан Айлин более подробен. В частности, упоминается о заключении, во время которого «хунвэй-бины сломали руку Лю Шикуню, избивая его ремнем с медной пряжкой» (Чан Айлин, 2010, с. 154). Подчеркнута роль высшей власти в освобождении музыканта: мучения окончились лишь «после вмешательства Председателя Мао Цзэ-дуна» (Чан Айлин, 2010, с. 155).

Через пять лет после выхода труда Чан Айлин на популярном сайте, посвященном фортепиано, предаются гласности еще более пространные сведения о мастере5. Наиболее ин-

тересно здесь описание тюремного заключения. Авторы явно стремились к тому, чтобы эта драматическая страница воспринималась как эпизод из увлекательного исторического романа, рисующий стойкость и изобретательность героя, его верность Родине и Правительству.

Читатели сайта узнают о любви молодого виртуоза и прелестной девушки, посвящавшей ему восторженные стихи. Та оказалась дочерью национального героя Китая, маршала Е Цаньина. Молодые празднуют свадьбу. В 1966 г. близкие маршала-оппозиционера, в том числе Лю Шикунь, арестованы. Музыкант мужественно переносит пытки, но отказывается дать показания на тестя. Необходимо сообщить на волю: вождь Партии должен раскрыть глаза на заговор «Банды четырех». В камере нет ручки и бумаги. Как сообщить о своем положении? К счастью, в тюрьме каждый день заключенным выдается «Народная газета». Лю Шикунь мысленно составил текст письма и использовал заостренный прутик из метлы, чтобы вырезать необходимые слова из газеты. Затем сделал клей из кукурузной муки и наклеил собранные иероглифы на бумагу. В 1972 г. с тестя Лю Шикуня сняты обвинения. Но пианист все еще остается в заточении. Во время свидания с женой он незаметно передает письмо. Послание попадает к Мао Цзэ-дуну. Вождь дает высокое указание освободить Лю Шикуня и дать ему возможность развивать национальное пианистическое искусство.

Патриотизм пианиста, государственное значение его деятельности, акцентировано и в других материалах о Лю Шикуне. На посвященной

музыканту странице Байдупедии6 особо выделено уважение, которое питают к мастеру крупнейшие государственные деятели Китая. Указано, что в 1964 г. пианист был принят председателем Мао и имел с ним «глубокий разговор». Чжоу Эньлай, Лю Шаоци и Дэн Сяопин «слушали его и говорили с ним».

Лю Шикунь воспринимается в Китае как образец столь высоко ценимого в стране универсализма личности. Цинь Цинь подчеркивает, что универсализм образования всемерно насаждается музыкантом в курируемых им учебных заведениях. По словам этого исследователя, в «удивительной по своей обширности панораме деятельности проглядывает благородный облик музыканта, прошедшего через труднейшие испытания судьбы и заслуженно носящего данные китайским народом "универсальные титулы Музыканта, Пианиста и Педагога"» (Цинь Цинь, 2009, с. 16).

Итак, в рассмотренных публикациях ярко выступают героические образы выдающихся пианистов Инь Чэнцзуна и Лю Шикуня. При этом их героизация опирается на ценности национального менталитета. Инь Чэнцзун предстает самоотверженным и искусным борцом с гонителями фортепиано, отстаивающим идею китаизации западного инструмента; в то же время он - образец законопослушности и преданности Государству. Лю Шикунь - герой, мужественно преодолевший тяжелейшие испытания и оставшийся верным Родине и верховной власти; пианист, организатор музыкального образования, государственный деятель, он является примером уни-

версальной личности, отдающей все силы народу.

При хронологическом обзоре исследованных публикаций выявляется следующая тенденция. В изложении биографических данных сокращается количество умолчаний и недоговоренностей. В то же время идеологические оценки личностных и творческих качеств популяризируемых пианистов становятся все более четкими и последовательными, соответствуя сформулированным в настоящей работе критериям образа духовного лидера-героя, воплощаемого с учетом китайской специфики.

Подведем итоги исследования. Анализ свидетельствует о последовательно проводимой в КНР популяризации лидерских образов выдающихся пианистов Инь Чэнцзуна и Лю Шикуня. Эти образы соответствуют типологическим характеристикам лидера-героя, представляя идею первенства на основе активно-преобразующего воздействия на исторический процесс в теснейшей связи с личностно-героическими свершениями. При этом актуализированы черты, связанные с национальным менталитетом, - исключительное значение патриотизма, стремление подчинить свои жизненные и творческие интересы государственным целям, национальная основа художественных устремлений и достижений. Процесс героизации Инь Чэн-цзуна и Лю Шикуня, отраженный в проанализированных публикациях, отвечает общим направлениям развития китайского общества, определенным социально-политическим курсом «китайской мечты».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 ФН^. URL: https://baike.baidu.com/item /%E4% B8%AD% E5% 9B%BD%E6%A2% A6/ 60483?fr=aladdin (дата обращения: 15.08.2020).

2 Сайт журнала: URL: https://www.21ks. net/zfws/ (дата обращения: 15.08.2020).

3 Все статистические данные в статье приводятся на 15.08.2021.

4 ШШШ. URL: https://baike.baidu.com/ item/% E6% AE% B7% E6% 89% BF% E5%A

E% 97/237426?fr=aladdin (дата обращения: 15.08.2020).

tiffli

^^g®^. 2015

. URL: https://www.yueqiquan. com/a22858.html (дата обращения: 06.08.2020).

6 ш g. URL: https://baike.baidu.com/ite m/%E5%88%98%E8%AF%97%E6%98%86 (дата обращения: 15.08.2020).

5

ЛИТЕРАТУРА

Бянь Мэн. Становление и развитие китайской фортепианной культуры. Пекин: Хуале Пресс, 1996. 181 с. ^И.ФН^^^Ь

Ван Цзясинь, Загидуллина З. Концерт для фортепиано с оркестром «Хуанхэ» Сянь Синхая - Инь Чэнцзуна. Особенности структуры использования тембровых возможностей фортепиано // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность: Материалы меж-дунар. науч.-практ. конф. Казань: Казан. гос. консерватория им. Н.Г. Жиганова, 2020. С. 319-323.

Дрожжина М. О развитии теории восточных композиторских школ (на примере деятельности Зиёдулло Шахиди) // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. Параллели и взаимодействия: Сб. тр. Междунар. науч. конф. 23-28 апр. 2017 г. М., 2017. С. 675-687.

Зубанова Л. Духовное лидерство в социокультурном пространстве современной России: Дис. ... д-ра культурологии. Челябинск, 2009. 317 с.

Ломанов А. Неоконсерватизм с китайской спецификой // Россия в глобальной политике. 2017.№ 4. С. 17-31.

Лю Саолун. Сорок лет «Хуанхэ» // Фортепианное искусство. 2010. № 8. С. 12-18. Ш\\Ж

// !й*2Ж2010^08Ж12-18Ш.

Смирнов И. Исторические и легендарные герои в сознании китайских студентов как проявление национального культурного наследия // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 12-2. С. 129-132.

Сюй Бо. Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже XX-XXI веков: Дис. ... канд. искусствоведения. Ростов н/Д., 2011. 149 с.

Цинь Цинь. Лю Шикунь, Чжоу Гуан-жэнь и У Цзуцзян: Три лика современного

REFERENCES

Byan Meng, (1996), Zhongguó gangqín wénhua zhi xíngchéng yu fazhán [The Formation and Development of Chinese Piano Culture], Khuale Press, Beijing, 181 p. (in China)

Chang Ailing, (2010), Zhongguó gangqínyishü shí yánjiü [Studies in the History of Chinese Piano Art], Shandong Education Press, Shandong, 249 p. (in China)

Drozhzhina, M. (2017), "About Development of the Eastern Composer Schools Theory (in the Case of Activities of the TajiK Composer Zlyodullo Shakhidi)", Iskusstvovedenie v kontekste drugikh nauk v Rossii i za rubezhom. Paralleli i vzaimodeistviya [Art history in context of other sciences in Russia and abroad. Parallels and Interactions], Moscov, pp. 675-687. (in Russ.)

Liu Xiaolong, (2010), "Forty years of «Huanghe»" Gangqín yishú [Piano Art], no. 8, pp. 12-18. (in China)

Lomanov, A. (2017), "Neoconservatism with the Chinese specific", Rossiya v global'noipolitike [Russia in global policy], no. 4, pp. 17-31. (in Russ.)

Smirnov, I. (2014), "Historical and legendary heroes in the minds of Chinese students as a manifestation ofnational cultural heritage", Mezdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zurnal [International research magazine], no. 12-2, pp. 129-132. (in Russ.)

Tsin' Tsin' (2009), Lyu Shikun, Chzhou Guanzhen i U Tszutszyan: tri lika sovremen-nogo muzykal'nogo iskusstva Kitaya (k probleme universalizma tvorcheskoi lichnosti) [Lyu Shikun, Chzhou Guanzhen and U Tszutszyan: three faces of the modern musical art of China (to a problem of universalism of the creative personality)], Abstract of Cand. Sc. Thesis, Saint Petersburg, 24 p. (in Russ.)

Van Tszyasin', Zagidullina, Z. (2020), "Concert for piano and orchestra "Huanghe" by Xian Xinghai-Yin Chengzong. Features of

музыкального искусства Китая (к проблеме универсализма творческой личности): Авто-реф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2009. 24 с.

Чан Айлин. Исследования истории китайского фортепианного искусства. Шань-дун: Shandong Education Press, 2010. 249 с.

Й-2010^.249Ш.

Юю. Чудеса на клавиатуре. Пекин: Культура и искусство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пресс, 1997. 241 с.

the structure of using the timbre capabilities of the piano", Aktual'nye problemy muzykal'no-ispolnitel'skogo iskusstva: istoriya

i sovremennost' [Current Problems of musical performing Art: History and Present], N.G. Zhiganova Kazan State Conservatory, Kazan, pp. 319-323. (in Russ.)

Xu Bo (2011), Fenomen fortepiannogo ispolnitel'stva v Kitae na rubezhe XX-XXI vekov [The Piano performance phenomenon in China at the turn of the XX-XXI centuries], Cand. Sc. Thesis, Rostov na Donu, 149 p. (in Russ.)

You Yu, (1997), Jianpán shang de qíji [Miracle on the Keyboard], Culture and Art Publishing House, Beijing, 241 p. (in China)

Zubanova, L. (2009), Dukhovnoe liderstvo v sotsiokul'turnom prostranstve sovremennoi Rossii [Spiritual leadership in the socio-cultural environment of modern Russia], D. Sc. Thesis, Chelyabinsk, 317 p. (in Russ.)

Сведения об авторах

Айзенштадт Сергей Абрамович, доктор искусствоведения, профессор Дальневосточного государственного института искусств (Владивосток) E-mail: eisenstadt1955@mail.ru

Цзэн Яо, аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) E-mail: 574726102@qq.com

Authors information

Sergej A. Aizenshtadt, D. Sc. (Art Criticism), Full Professor of the Far Eastern State Institute

of Arts (Vladivostok)

E-mail: eisenstadtl955@mail.ru

Zeng Yao, postgraduate at the A.I. Herzen Russian State Pedagogical University (Saint Petersburg)

E-mail: 574726102@qq.com

Поступила в редакцию 26.08.2021 После доработки 08.09.2021 Принята к публикации 09.09.2021

Received 26.08.2021 Revised 08.09.2021 Accepted for publication 09.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.