Научная статья на тему 'Специфика музыкального обучения и воспитания в системе дополнительного образования'

Специфика музыкального обучения и воспитания в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1005
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / PEDAGOGY / ADDITIONAL EDUCATION / MUSICAL TRAINING / METHODICAL SYSTEM / MUSICAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ходина Ирина Васильевна, Ларионичева Ирина Николаевна

В данной статье содержатся общие концепции методики дополнительного образования, методические приемы музыкального воспитания детей. Изложены основные принципы музыкального образования. Особое внимание уделено основным методическим системам и методикам обучения разным видам музыкальной деятельности, в числе которых методические системы Э. Жак-Далькроза, М. Монтессори, К. Орфа, З. Кодаи, Н.Л. Гродзенской, Д. Кабалевского, а также программы И.В. Кошминой, Л.Л. Куприяновой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF MUSICAL TRAINING AND EDUCATION IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

This article contains the general concepts of method additional education, methods of musical education of children. Here are the basic principles of music education. Special consideration is paid to the methodical system and teaching methods to different kinds of musical activities, including methodical system of E. Jaques-Dalcroze, M. Montessori, K. Orff, C. Kodai, N.L. Grodzenski, D. Kabalevsky, and even program I.V. Koshmina, L.L. Kupriyanova.

Текст научной работы на тему «Специфика музыкального обучения и воспитания в системе дополнительного образования»

СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ходина Ирина Васильевна

преподаватель Детская школа искусств № 2, РФ, г. Энгельс

E-mail: irakho@mail.ru Ларионичева Ирина Николаевна

преподаватель Детская школа искусств № 2, РФ, г. Энгельс

THE SPECIFICITY OF MUSICAL TRAINING AND EDUCATION IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

Khodina Irina

teacher Childrenfs school of arts № 2, Russia, Engels

Larionicheva Irina

teacher Childrenfs school of arts № 2, Russia, Engels

АННОТАЦИЯ

В данной статье содержатся общие концепции методики дополнительного образования, методические приемы музыкального воспитания детей. Изложены основные принципы музыкального образования. Особое внимание уделено основным методическим системам и методикам обучения разным видам музыкальной деятельности, в числе которых методические системы Э. Жак-Далькроза, М. Монтессори, К. Орфа, З. Кодаи, Н.Л. Гродзенской, Д. Кабалевского, а также программы И.В. Кошминой, Л.Л. Куприяновой.

ABSTRACT

This article contains the general concepts of method additional education, methods of musical education of children. Here are the basic principles of music education. Special consideration is paid to the methodical system and teaching methods to different kinds of musical activities, including methodical system of E. Jaques-Dalcroze, M. Montessori, K. Orff, C. Kodai, N.L. Grodzenski, D. Kabalevsky, and even program I.V. Koshmina, L.L. Kupriyanova.

Ключевые слова: педагогика; дополнительное образование; музыкальное обучение; методическая система; музыкальная программа.

Keywords: pedagogy; additional education; musical training; methodical system; musical program.

Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |

Современная концепция педагогического образования ставит задачу подготовки педагогов, способных наиболее эффективно использовать все стороны учебно-воспитательного процесса для всестороннего развития личности школьника, его мировоззрения, способностей, выработки потребности в активной социальной деятельности.

Весь музыкальный учебно-воспитательный процесс базируется на принципах музыкального образования:

1. доступность музыкального обучения и воспитания каждого человека;

2. равенство условий для полной реализации музыкальных способностей и всестороннего развития каждого человека;

3. гуманизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;

4. связь с национальной и мировой художественной культурой;

5. взаимосвязь с опытом образования других стран;

6. свобода в выборе форм организации, методов и средств музыкального обучения и воспитания;

7. научность — музыкальное образование должно происходить на основе передовых научно-методических достижений музыкально-теоретической мысли и практически-исполнительской деятельности;

8. ступенчатость и непрерывность — обеспечение условий для начального, среднего и высшего образования;

9. креативность — создание всех необходимых условий для активного и максимально инициативного музыкального творчества.

В сфере образования на первый план выдвигается задача не просто подготовить школьника, обладающего определенным багажом знаний, умения, навыков, а, прежде всего, воспитать личность свободную, творческую, не приемлющую рутину и однообразие, способную нестандартно мыслить.

Реализация данной задачи требует принципиально иных подходов к организации всей жизнедеятельности школьника. В рамках новой концепции образования заложены основные положения, предусматривающие становление

саморазвивающейся личности, обладающей не просто способностью к творчеству, а высоким уровнем творческой активности.

Занятия музыкой наиболее располагает к развитию творческой активности детей. Для того, чтобы их творческие проявления имели эмоциональный и целенаправленный характер, учителю необходимо создать ряд определенных специальных условий, использовать такие приемы, методы и формы работы, которые способствуют созданию атмосферы творческой активности и заинтересованности. Например, метод создания художественно-эстетической ситуации. В основе которого лежит умение учителя выразить свое отношение к музыкальному произведению. Это может быть удачно подобранное стихотворение или афоризм. Даже эмоциональная окраска голоса учителя, в зависимости от настроения музыки, способна усилить эмоциональное воздействие музыки на учащихся, разбудить и направить их фантазию. Этот метод предполагает привлечение оригинальных фактов для создания эффекта удивления. Большой интерес вызовут сообщенные учителем биографические подробности жизни композиторов. Например, что русский композитор Н.А. Римский-Корсаков был морским офицером, Ц.А. Кюи — генералом, Н.П. Бородин — известным ученым-химиком, а В.А. Моцарт сочинил свои первые произведения еще в трехлетнем возрасте.

Становлению творческой активности учащихся способствует и создание игровых ситуаций на занятиях. Игра носит активно-творческий характер, так как связана не только с установленными правилами, но и с выдумкой, фантазией, творческим началом, выражающим индивидуальные способности играющих.

На музыкальных занятиях обычно применяются два вида игр: сюжетно-ролевые и проблемно-моделирующие. Игры первого вида характеризуются тем, что развитие творческой активности детей происходит путем «вживания» в художественный мир произведения. Формой игр проблемно-моделирующего вида выступает фронтальное сочинение, к примеру, песни один ребенок придумывает и исполняет голосом первую фразу, за ним другой сочиняет

продолжение. Такие игры способствуют активации творческой мысли учащихся.

Методика музыкального образования за последние десятилетия претерпела много изменений. Рассмотрим наиболее известные методики обучения различным видам музыкальной деятельности в истории развития музыкальной педагогики.

1. Методическая система Эмиля Жак-Далькроза (1865—1950), основана на принципе триединства музыки, слова и движения как средства формирования личности. Данная система базируется на методе эвритмики — связи музыки с движением, что позволяет выполнить основное задание — научить детей двигаться в характере музыки.

2. Методическая система Марии Монтессори (1870—1952), массовое дошкольное воспитание, опирающееся на сензитивные периоды развития ребенка. Процесс музыкального воспитания дошкольника делится на три этапа: первый — развитие внимания к звукам; второй — выявление и закрепление метро-ритмического восприятия музыки; третий — формирование мелодического и гармонического слуха.

3. Методическя система Карла Орфа (1895—1952). В методическом пособии автора «Шульверк» («шулен» — учить, «веркен» — действовать) изложен принцип элементарного музицирования с использованием различных видов музыкально-сценической деятельности. Сконструированный им специальный инструментарий использовался на уроках музыки и стал основным методическим средством реализации его музыкально-педагогической системы.

4. Методическая система Золтана Кодаи (1982—1967). Здесь главный вид деятельности в музыкальном воспитании хоровое пение. «Метод Кодаи» предусматривает развитие у учениеков чувства строя, ладового мышления с помощью различных упражнений развития звуковысотного восприятия.

5. Методическая система Надежды Львовны Гродзенской (1982—1974). Н.Л. Гродзенская разработала метод слушания музыки, основывающий на

восприятии ее в процессе наблюдения, «узнавания» произведений. Процесс заключается в том, что слушатель, выяснив существенные признаки музыкального произведения, относит его к тому или иному классу (жанру, виду). По мнению Н.Л. Гродзенской, существенные признаки, характер музыкальных произведений легче обнаружить при сопоставлении нескольких сходных произведений. Широко применялся метод сравнения.

6. Методическая система Дмитрия Кабалевского (1904—1987) основана в 1970-х годах. Занятия музыки были подчинены основным морально-эстетическим принципам, побуждающего ребенка к чувству прекрасного. Основным методом является обсуждение, размышление о музыке и музыкальных явлениях. Основным видом деятельности — слушание музыки.

Нельзя обойти вниманием и ряд программ по музыке, направленных на воспитание духовности, уважение к ценностям отечественной и мировой культуры. Например, программа «Духовная музыка: мир красоты и гармонии» И.В. Кошминой. Духовная музыка несет в себе огромный нравственный потенциал, учит состраданию к человеку, любви к ближнему, окружающему миру. Она развивает чувство красоты, гармонии, пробуждает подлинно добрые светлые чувства. Музыкальные произведения рассматриваются в одном комплексе с произведениями литературы и изобразительного искусства; прослеживаются параллельность духовной музыки и русской классической, духовной музыки и народного музыкального творчества.

Программа «Музыкальный фольклор» Л.А. Куприяновой начала вводиться в школы с 1994 года. Весь программный материал делится на разделы: слушание, хоровое пение, в младших классах — движение под музыку, игры, танцы, упражнения. Значение фольклора осознается современным обществом как непременная составляющая духовности, преемственности поколений, приобщение к национальной культуре и истории народа. Для большей наглядности используются дополнительные формы передачи знаний: просмотр репродукций; посещение выставок художников народного промысла, народной одежды; организация встреч с исполнителями народных песен и т. п.

Помимо всего вышеуказанного, на сегодняшний день существуют следующие программы: «Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание»

H.А. Терентьевой; программа «Музыка» Т.В. Надолинской; программа «Мир музыки и музыка мира» О.Н. Дорониной и другие.

На современном этапе развития музыкального образования музыка — одна из форм воздействия на сознание и чувства личности, формирование характера и нравственного облика. Музыкальное искусство выдвинулось на одно из первых мест в структуре предпочтений современной молодежи. Но в обществе зачастую превалирует интерес к развлекательным жанрам невысоких художественных достоинств. На основании всего вышеизложенного возникает необходимость воспитания подлинного музыкально-эстетического вкуса, повышения творческо-музыкальной активности молодежи.

Современная российская педагогика находится в целенаправленном поиске новых форм и методов работы в этой области, одновременно трансформируются и развиваются традиционные технологии учебно-воспитательной деятельности. Сочетание двух этих направлений представляет суть эволюции педагогической мысли практики, и залог успешного развития педагогического творчества.

Список литературы:

I. Арчажникова Л.Г. Методико-практическая подготовка — фундамент формирования профессионального мастерства учителя музыки // Основы профессиональной подготовки учителей музыки. Саратов: Науч. книга, 2001. — с. 3—10.

2. Вопросы методики музыкального воспитания детей: сб.статей / М.: Музыка, 1990. — 128 с.

3. Козинская О.Ю. Развивающая среда как условие становления творческой активности личности // Основы профессиональной подготовки учителей музыки. Саратов: Науч. книга, 2001. — С. 35—39/

4. Курченко И.В. Подготовка студентов к интегративной художественно -педагогической деятельности в школе // Основы профессиональной подготовки учителей музыки. Саратов: Науч. книга, 2001. — с. 20—25.

5. Мадорский Л.В., Зак А.С. Музыкальное воспитание ребенка. М.: Айрис-пресс, 2010. — 128 с.

6. Рахимбаева И.Э., Мажарова Ю.М. Инновации в деятельности учителей музыки // Основы профессиональной подготовки учителей музыки. Саратов: Науч. книга, 2001. — с. 28—34.

7. Рыданова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 1998. — 240 с.

8. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа Ред. Баренбойм Л.А. Л.: 1970. — 160 с.

9. Халабуздарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. М.: «Музыка», 1990. — 175 с.

10. Дополнительное образование детей образование [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения 1.12.2014).

11. Дополнительное образование [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.garant.ru/70291362/10/ (дата обращения: 1.12.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.