НАВСТРЕЧУ 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ДМИТРИЯ БОРИСОВИЧА КАБАЛЕВСКОГО
Самым любимым и дорогим из всего, чем я в своей жизни занимался, была и остаётся работа для детей и с детьми, для юношества и с юношеством... Это моя самая большая радость, самое большое счастье, это мой мир.
Д. Б. Кабалевский
В преддверии юбилейной даты - 110-летия со дня рождения выдающегося педагога-музыканта, создателя признанной мировым сообществом системы общего музыкального образования, композитора, музыковеда, общественного деятеля Дмитрия Борисовича Кабалевского - музыкальный факультет Московского педагогического государственного университета, кафедра ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» при МПГУ, Российская общенациональная секция Международного общества по музыкальному образованию (RussSME), Московская государственная консерватория (университет) имени П. И. Чайковского проводят VIII Международный фестиваль «Учитель музыки XXI века» имени Д. Б. Кабалевского. В адрес организаторов фестиваля поступили приветствия от музыкантов-педагогов, деятелей искусства и науки. Сделать их достоянием не только участников фестиваля и его гостей, но и широкого круга читателей журнала призван данный раздел.
н
Shorty before the upcoming 110th anniversary of the birth of Dmitry Kabalevsky, the Music Faculty of Moscow State Pedagogical University, the UNESCO Chair "Musical Arts and Education in Life-long Learning" at MSPU, Russian Federation Society for Music Education (RussSME), Moscow State Conservatory named after P. I. Tchaikovsky (University) conduct the 8th International Festival "Music Teacher of the 21st Century" named after Dmitry Kabalevsky. Music educationalists as well as cultural and academic figures have sent their warm greetings to the coordinators of the festival. This part of the Journal is intended not just to draw the participants' and guests' attention to these greetings but also to put them into the public domain.
ПРИНОШЕНИЯ МУЗЫКАНТУ-ПЕДАГОГУ
Э. Б. Абдуллин,
заведующий кафедрой методологии и технологий педагогики музыкального образования Московского педагогического университета, заведующий кафедрой ЮНЕСКО при МПГУ «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни», доктор педагогических наук, профессор. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования. Член Союза композиторов России
12
В 2014 году исполняется 110 лет со дня рождения великого русского педагога-музыканта Д. Б. Кабалевского, выдающегося композитора, учёного, просветителя, общественного деятеля. В истории развития общего музыкального образования, согласно утверждениям Всемирной организации по музыкальному образованию (ИСМЕ), возвышаются, прежде всего, три величественные фигуры - это композиторы, музыканты и педагоги Карл Орф, Золтан Кодай и Дмитрий Кабалевский. Каждый из них создал и воплотил в жизнь оригинальные системы музыкального образования детей.
Д. Б. Кабалевский, как и 3. Кодай, был удостоен высшего в ИСМЕ звания её почётного президента. Музыка Дмитрия Борисовича своим торжественным, фанфарным звучанием раз в два года возвещает об открытии на том или ином континенте Всемирной конференции ИСМЕ, в работе которой принимают участие представители более чем 100 стран мира. Отметим при этом, что Д. Б. Кабалевский был единственным из вышеупомянутых педагогов музыки, который не только построил свою оригинальную программу обучения и воспитания, но и лично на протяжении семи лет проверял на практике её эффективность в одной из московских общеобразовательных школ.
Д. Б. Кабалевский, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (университет), работал во многих жанрах. Помимо опер, симфоний, реквиема, концертов, сонат, квартетов, романсов и др., он написал огромное количество самой разнообразной музыки для детей, в том числе песен, которые с удовольствием пела (и до сих пор поёт!) детвора.
Инструментальные пьесы композитора для детей постоянно исполняются в музыкальных школах разных стран и континентов. И, конечно же, не случай-
но в свой «Реквием» на стихи Р. Рождественского, посвящённый погибшим воинам, сражавшимся против фашизма, Д. Кабалевский включил специальный номер под названием «Наши дети», который исполняется детским хором в сопровождении симфонического оркестра. Вот уже несколько десятков лет «Реквием», как и другая музыка Дмитрия Борисовича, с неизменным успехом исполняется на всех континентах нашей планеты.
Д. Б. Кабалевский - признанный музыковед, автор фундаментального научного исследования о творчестве Н. А. Римского-Корсакова, за которое ему без защиты диссертации было присвоено учёное звание доктора искусствоведения. За свою многолетнюю педагогическую деятельность он был удостоен звания академика Академии педагогических наук СССР.
Дмитрий Борисович - автор многих замечательных книг, радио- и телепередач, в которых он в удивительно увлекательной и доступной форме рассказывает детям и молодёжи о музыке.
В чём сущность программы общего музыкального образования, разработанной Д. Б. Кабалевским? Конечно, в краткой форме изложить это трудно, поэтому попытаюсь выделить только некоторые, на мой взгляд самые главные, её особенности.
Может быть, основным, фундаментальным нововведением программы явился принцип тематизма, который коренным образом изменил её структуру и содержание. Если раньше темы и присутствовали в отечественных и зарубежных программах, то они предполагали, например, описание творчества того или иного композитора, связи музыки с природой и т. п. При этом темы раскрывались, как правило, на основе того или иного вида деятельности, не охватывая содержание всего урока.
В программе Д. Б. Кабалевского тематизм, во-первых, отражает наиболее существенные и отличительные особенности (закономерности) музыкального искусства. Об этом свидетельствуют и названия тем: «Музыкальные жанры», «Интонация в музыке», «Музыкальная речь», «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия», «Стиль в музыке» и т. д. Во-вторых, любая тема непременно направлена на её реализацию во всех видах музыкальной деятельности учащихся на уроке (слушательская, исполнительская, музыкально-теоретическая, музыкально-историческая, полихудожественная, музыкально опосредованная). В-третьих, каждая тема интерпретируется Д. Б. Кабалевским таким образом, что, следуя теории Б. В. Асафьева, «уходит от музыковедения» и опирается на связь музыки с жизнью, на ассоциации, воображение и, может быть, -в особой мере - на психологию восприятия музыки ребёнком.
Целенаправленное усвоение школьниками закономерностей музыкального искусства приводит к обретению ими способности слышать музыку, чувствовать её и в вербальной (и не только) форме выражать свои чувства от переживания музыки. Но этой задачей Д. Б. Кабалевский не ограничивается. Постепенно, сообразуясь с возрастом детей, педагог последовательно стремится развивать у них способность р а з м ы ш л я т ь о м у з ы к е . И считает решение этой задачи чрезвычайно важным, ибо умение размышлять о музыке ведёт к умению размышлять о жизни, на что особенно обращал внимание Л. А. Ба-
13
14
ренбойм. В дальнейшем есть все основания проводить специальные исследования в этом направлении, рассматривая размышления о музыке в форме музыкального вида деятельности детей. Если же при этом учитывать, о какой музыке идёт речь - а это уже с первого класса музыка высочайших художественных, эстетических, духовно наполненных достоинств, к каковой относятся произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Верди, Шопена, Глинки, Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, Свиридова и многих других, то становится ясно, каким благотворным влиянием обладают уроки «по Кабалевскому». Чувства детей, возникающие от непосредственного эмоционального восприятия музыки, постепенно становятся, по выражению Л. С. Выготского, «умными эмоциями». Понятно, почему Д. Б. Кабалевский, выстраивая свою программу, в качестве эпиграфа к ней взял положение В. А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».
Характеризуя программу Д. Б. Кабалевского, нельзя не отметить, что, наряду с принципом тематизма, особую роль в её реализации играет п р и н ц и п интереса, увлечённости музыкальными занятиями, который обеспечивается не только ярким музыкальным материалом, но и установлением особой атмосферы урока искусства, чему Дмитрий Борисович, вслед за В. Н. Шацкой и Л. Н. Гродзенской, также уделял огромное значение. Все уроки Кабалевского отличаются особой сосредоточенностью, вниманием к учащимся, уважением к ним, к их размышлениям, ответам. Вопросы учителя: «Кто думает по-другому?», «Кто думает иначе?» - постоянно звучат на уроках и способствуют воспитанию у детей самостоятельности в художественном мышлении, способности к аргументации собственного ответа, творческих проявлений в форме пения, коллективного инструментального музицирования, музыкально-пластического интонирования.
Отмечая эти несомненные и столь значительные достоинства системы Кабалевского, можно ли найти в ней какие-либо «узкие места» (как, скажем, отсутствие в системе Карла Орфа классической музыки, призванной формировать музыкальную культуру ребёнка и соответствующие умения восприятия музыки, или, например, опору преимущественно на пение народной венгерской музыки и при этом практически полное отсутствие умений воспринимать музыку других форм и жанров в системе Золтана Кодая)?
Следует признать, что упомянутое «узкое место» в программе Д. Б. Кабалевского всё-таки имеется: это недостаточность объёма и соответствующей реализации практических навыков исполнения музыки детьми, даже несмотря на то, что уже в первой экспериментальной программе по музыке и во всех её дальнейших поурочных разработках обязательным условием является хоровое пение и указание на конкретный певческий материал на каждом занятии. Установка на реализацию положения Д. Б. Кабалевского «Каждый класс - хор! Вот идеал, к которому нужно стремиться» всё-таки не была осуществлена в практике массовой школы.
В этой связи необходимо отметить, что главной причиной указанного недостатка в проведении занятий по данной программе в течение всего периода её
существования, т. е. четверти века, является минимизированное количество времени, отведённого на преподавание музыки в школе (один урок в неделю). Этого совершенно недостаточно для того, чтобы превратить учебный класс (в котором, как известно, занимаются дети с весьма различным исходным уровнем вокально-хоровых навыков, прежде всего интонационных) в хор, способный петь интонационно чисто, без сопровождения, на несколько голосов, ориентируясь при этом на нотную запись. Специалистами, в том числе психологами, доказано, что для успешного решения задачи развития исполнительских музыкальных навыков одноразовые занятия в неделю неэффективны. Как не вспомнить при этом, что занятия по системе 3. Кодая осуществлялись в школах от трёх до пяти раз в неделю!
Но дело не только в хоровом пении, хотя в России оно является, безусловно, главным исполнительским видом деятельности в условиях общего музыкального образования. Речь идёт о необходимости привлечения и других видов исполнительской деятельности детей, хорошо зарекомендовавших себя в практике массового музыкального образования, и прежде всего коллективного инструментального музицирования с привлечением «элементарных» (термин К. Орфа) инструментов и музыкально-пластического интонирования (И. В. Кадобнова, Е. В. Николаева и др.), успешные попытки использования которых предпринимались в том числе в практике работы над программой Д. Б. Кабалевского. При этом правомерно исходить из того, что освоение всех упомянутых выше видов исполнительской деятельности даст возможность привлечь каждого учащегося к активной музыкальной деятельности. Одно только хоровое пение, при всей его значимости, эту задачу не решает. Кроме того, активное привлечение музыкально-пластического интонирования открывает новые возможности для индивидуально-творческих проявлений детей.
Вот почему, когда Министерство образования Республики Саха (Якутия), озаботившись разработкой национальной якутской программы «Музыка для всех», обратилось с просьбой к кафедре ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» при МПГУ разработать новый вариант программы Д. Б. Кабалевского и выразило готовность к организации в условиях Якутии трёхразовых занятий музыкой в неделю (один час в сетке расписания уроков и два часа внеклассных занятий), мы приступили к решению этой задачи, предполагая, что можно достичь оптимального результата с помощью значительной интенсификации упомянутых выше видов музыкальной исполнительской деятельности учащихся. При этом мы имели в виду, что включение в музыкальные занятия хорового пения, коллективного инструментального музицирования, музыкально-пластического интонирования открывает каждому учащемуся возможность обнаружить для себя тот вид музыкально-исполнительской деятельности, который будет для него особенно привлекателен и вместе с тем необходим для развития музыкально-творческих способностей. Кроме того, согласно концепции психолога В. В. Давыдова, такой путь позволяет постепенно «переносить» выявленный интерес с одного вида исполнительской музыкальной деятельности на другие.
15
16
С началом этого учебного года в реализации данного проекта приняли участие 32 учителя музыки Якутии, которые проводят занятия в школах как с якутским, так и русским языком обучения в городах Якутск, Нерюнгри, Мирный, а также в ряде улусов (сёл) республики. Учителя музыки обеспечены концепцией начальной школы, программой музыкальных занятий для первого класса, хрестоматией, фонохрестоматией, методическим пособием, электронными пианино для каждого класса, где проходят занятия, комплектом из 35 «элементарных» музыкальных инструментов (включая мелодику и блокфлейту). Летом 2014 года в Якутске учителя прошли обучение на курсах по подготовке к работе по новой программе, организованных и проведённых силами профессорско-преподавательского состава кафедры ЮНЕСКО при МПГУ. С 2015 года начнёт издаваться видеопособие для учителей пилотных школ с демонстрацией пошаговых образцов работы учителя с разными видами исполнительской деятельности: коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическое интонирование, театрально-музыкальная драматизация.
Уже первые опыты проведения занятий, начиная с сентября текущего года, позволили убедиться, что практически каждый ученик в пилотном классе имеет возможность успешно реализовать себя как минимум в двух видах музыкально-исполнительской деятельности, стать активным участником музыкальных занятий, проявить интерес к музыке и начать целенаправленно овладевать не только знанием музыки и знаниями о музыке, первоначальными умениями слышать её, пытаться размышлять о ней, но и разнообразными музыкально-исполнительскими навыками, то есть развивать творческие способности в самом широком плане.
Таким образом, есть основания полагать, что подобный подход даёт основу для достижения оптимальных результатов в музыкальном образовании, поскольку позволяет решать такие важные задачи, как: а) целенаправленное развитие отношения к художественно-ценной музыке как важной части общей культуры личности; б) организация усвоения ключевых закономерностей музыкального искусства и знаний высокохудожественной музыки разных жанров, эпох и стилей, наполненной духовным смыслом; в) формирование способности воспринимать духовный смысл высокохудожественной музыки, размышлять о ней и владеть практическими исполнительскими навыками хорового пения, коллективного инструментального исполнительства (в рамках «элементарного» музицирования) и музыкально-пластического интонирования; г) целенаправленное развитие художественно-творческого отношения к музыке и разнообразных творческих проявлений к ней.