Научная статья на тему 'На пути к рождению нового «Лика» урока музыки'

На пути к рождению нового «Лика» урока музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
353
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ" / NATIONAL PROJECT OF THE SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA) "MUSIC FOR EVERYONE" / К. ОРФ / CARL ORFF ZOLTAN KODALY / 3. КОДАЙ / Д. КАБАЛЕВСКИЙ / DMITRY KABALEVSKY / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / MUSIC CLASSES / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / COMPREHENSIVE SECONDARY SCHOOL / ВИДЕОПОСОБИЯ / VIDEO TUTORIALS / ХОРОВОЕ ПЕНИЕ / CHOIR SINGING / СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ / LISTENING TO THE MUSIC / КОЛЛЕКТИВНОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ / INSTRUMENTAL ENSEMBLE PLAYING / МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ / MUSICAL AND PLASTIC INTONING / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО (ИМПРОВИЗАЦИЯ И СОЧИНЕНИЕ) / ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ / КАФЕДРА ЮНЕСКО ПРИ МПГУ "МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ" / UNESCO CHAIR IN MUSICAL ARTS AND EDUCATION IN LIFE-LONG LEARNING / IMPROVISATION / COMPOSITION / STAGE ADAPTATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдуллин Эдуард Борисович

В статье обосновывается необходимость введения трёхразовых музыкальных занятий для общеобразовательной школы для достижения принципиально нового уровня сформированности музыкальной культуры учащихся на основе системы Д. Б. Кабалевского. Выявляется общее и особенное в музыкально-педагогических системах К. Орфа, 3. Кодая, Д. Кабалевского. Раскрывается целесообразность введения в музыкальное занятие шести видов музыкальной деятельности учащихся: хорового пения, слушания музыки, коллективного инструментального музицирования, музыкально-пластического интонирования, музыкально-композиционного творчества (импровизация и сочинение), театрализации разучиваемых музыкальных образцов как условия вовлечения каждого учащегося в активную, заинтересованную, творчески направленную музыкальную деятельность. Поднимается вопрос о совершенствовании учебно-методического обеспечения музыкальных занятий посредством разработки видеопособия для учащихся, раскрывающего содержание, организацию и процесс музыкальных занятий, и видеопособия для учителей музыки, раскрывающего технологию музыкально-педагогического процесса формирования музыкальной культуры учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Way to a New "Image" of Music Lessons at General Comprehensive Secondary Schools

This article proves the necessity of delivering music classes three times a week at general comprehensive secondary schools to achieve a fundamentally improved development strategy for students' musical culture based on the system of Dmitry Kabalevsky. The author brings to light mutual and peculiar traits of the educational systems of Carl Orff Zoltan Kodaly and Dmitry Kabalevsky. The author argues that a music class should include six types of music activity such as: choir singing; listening to music; musical and plastic intoning; improvisation and composing; instrumental ensemble playing and stage adaptation of musical pieces as a condition of the successful involvement of every student in active, motivated and creation-oriented music activity. The article brings up the question of the improvement of educational supplies for music classes by the development of video tutorials. The tutorial for students reveals the content, organization and process of music classes. The one aimed at music teachers explains the technology of the educational process of students' musical culture development.

Текст научной работы на тему «На пути к рождению нового «Лика» урока музыки»

НА ПУТИ К РОЖДЕНИЮ НОВОГО «ЛИКА» УРОКА МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Э. Б. Абдуллин,

Московский педагогический государственный университет

Аннотация. В статье обосновывается необходимость введения трёхразовых музыкальных занятий для общеобразовательной школы для достижения принципиально нового уровня сформированности музыкальной культуры учащихся на основе системы Д. Б. Кабалевского. Выявляется общее и особенное в музыкально-педагогических системах К. Орфа, З. Кодая, Д. Кабалевского. Раскрывается целесообразность введения в музыкальное занятие шести видов музыкальной деятельности учащихся: хорового пения, слушания музыки, коллективного инструментального музицирования, музыкально-пластического интонирования, музыкально-композиционного творчества (импровизация и сочинение), театрализации разучиваемых музыкальных образцов - как условия вовлечения каждого учащегося в активную, заинтересованную, творчески направленную музыкальную деятельность. Поднимается вопрос о совершенствовании учебно-методического обеспечения музыкальных занятий посредством разработки видеопособия для учащихся, раскрывающего содержание, организацию и процесс музыкальных занятий, и видеопособия для учителей музыки, раскрывающего технологию музыкально-педагогического процесса формирования музыкальной культуры учащихся.

Ключевые слова: национальный проект Республики Саха (Якутия) «Музыка для всех», кафедра ЮНЕСКО при МПГУ «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни»; К. Орф, З. Кодай, Д. Кабалевский; музыкальные занятия; общеобразовательная школа; хоровое пение, слушание музыки, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическое интонирование, музыкально-композиционное творчество (импровизация и сочинение), театрализация; видеопособия.

41

Summary. This article proves the necessity of delivering music classes three times a week at general comprehensive secondary schools to achieve a fundamentally improved development strategy for students' musical culture based on the system of Dmitry Kabalevsky. The author brings to light mutual and peculiar traits of the educational systems of Carl Off, Zoltan Kodaly and Dmitry Kabalevsky. The author argues that a music class should include six types of music activity such as: choir singing; listening to music; musical and plastic intoning; improvisation and composing; instrumental ensemble playing and stage adaptation of musical pieces as a condition of the successful involvement of every student in active, motivated and creation-oriented music activity. The article brings up the question of the improvement of educational supplies for music classes by the development of video

tutorials. The tutorial for students reveals the content, organization and process of music classes. The one aimed at music teachers explains the technology of the educational process of students' musical culture development.

Keywords: national project of the Sakha Republic (Yakutia) "Music for Everyone", "UNESCO Chair in Musical Arts and Education in Life-long Learning at the Moscow State Pedagogical University"; Carl Orff, Zoltan Kodaly, Dmitry Kabalevsky; music classes; comprehensive secondary school; choir singing, listening to the music, instrumental ensemble playing, musical and plastic intoning, improvisation, composition, stage adaptation; video tutorials.

42

Дискуссии вокруг урока музыки не стихают уже не одно столетие. Значимость музыкальных занятий для человека, особенно в детском возрасте, была доказана ещё Конфуцием и развита многими замечательными педагогами-мыслителями, в том числе В. А. Сухомлинским. В прошлом году Президент РФ В. В. Путин, выступая на Совете по культуре и искусству, ясно высказался по поводу необходимости усиления внимания к музыкальному воспитанию как могучему инструменту духовного развития личности, в том числе необходимости создания хоров в каждой школе [1]. В том же году, в День России вице-премьер Правительства РФ О. Ю. Го-лодец впервые за всю историю существования в стране государственного школьного музыкального образования высказала мысль о введении обязательных трёхразовых занятий в неделю, что чрезвычайно воодушевило учителей музыки1.

Но эти установки, к сожалению, не находят претворения в педагогической практике ввиду отсутствия административных мер со стороны соответствующих государственных орга-

низаций. Более того, наблюдается резкое ухудшение состояния дел в этом направлении. В наступившем веке направленность на узкопрагматический подход к обучению, ярко выраженный в структуре и содержании ЕГЭ, по сути, решительно заменила тезис «всестороннего, гармоничного развития личности». Свидетельством тому стали всё более прочно утверждающие себя:

а) платные «услуги» в сфере дополнительного образования вместо бесплатных и доступных каждой семье внеклассных занятий искусством, в том числе (а может быть, и в первую очередь) музыкой;

б) всё более вольное, а на самом деле недопустимое - в нарушение Закона о школе - обращение с учебным планом, который утверждает занятия музыкой с первого по девятый класс. Я бы с благодарностью огласил известие о том, что та или иная контролирующая работу школы комиссия отметила нарушения в учебном плане в отношении продолжительности обязательных музыкальных занятий. Но, к сожалению, таких примеров я не знаю, а вот нарушения этого закона

1 Из речи вице-премьера Правительства России О. Ю. Голодец на совещании с музыкантами-педагогами в Белом доме 12 июня 2013 г.

стали повсеместными и к тому же безнаказанными;

в) сокращение в стране в последние два года числа музыкальных факультетов в университетах, академиях, институтах, а также числа бюджетных мест на очные отделения, готовящие педагогов-музыкантов для общеобразовательной школы;

г) резкое снижение в большинстве учебных заведений количества педагогов по отношению к числу студентов (с 1:4 до 1:10), что, по существу, практически исключает возможность профессиональной подготовки педагога-музыканта широкого профиля. Прежнее соотношение (1:4) не менялось многие десятилетия, при этом эффективность отечественной системы музыкально-педагогического образования, достигаемая при таком раскладе, её высокая оценка педагогами-музыкантами других стран свидетельствуют о целесообразности сохранения ранее действовавших пропорций.

Что всё это означает? Какие силы мешают столь очевидным по своей ценности и необходимости устремлениям, высказанным президентом В. В. Путиным и вице-премьером Правительства России? Ведь мы, казалось, стояли на пороге решения важной государственной и отнюдь не второстепенной задачи осуществления на новом уровне всеобщего музыкального образования как средства подлинно духовного развития личности, её творческих способностей, средства единения нации.

Возникает вопрос: насколько объективной и доказательной является эта позиция?

Попытаемся её обосновать.

Как известно, в 70-е годы прошлого столетия под руководством выдаю-

щегося советского композитора, педагога, академика АПН СССР Д. Б. Кабалевского и сотрудников возглавляемой им научно-исследовательской лаборатории Минпроса РСФСР была создана новая программа по музыке для общеобразовательной школы [2]. После многолетней проверки программа была утверждена. Уроки музыки по этой программе в течение семи лет транслировались по Всесоюзному телевидению. Получены сотни, если не тысячи, положительных откликов от учителей музыки, родителей, работников системы образования и культуры. Результаты занятий были широко озвучены и одобрены, в том числе и на самом авторитетном музыкально-педагогическом форуме в мире - на конгрессе Международного общества по музыкальному образованию (ИСМЕ), в состав которого входят представители более 100 стран мира. На IX конференции ИСМЕ Д. Б. Кабалевский был единогласно избран почётным президентом этого общества. В 2004 году Генеральный секретарь ИСМЕ Джуди Сёнел (Австралия), выступая на закрытии III Международного конкурса «Учитель музыки XXI века» имени Д. Б. Кабалевского, отметила, что продемонстрированный уровень общего музыкального образования в России является одним из лучших в мире, как и уровень профессионального музыкального образования. При этом особенно подчёркивалась роль системы Д. Б. Кабалевского и её базовых положений (принципов и методов) [3].

В этой связи правомерно рассмотреть общие и отличительные черты трёх самых известных систем общего музыкального образования, разработанных австрийским композитором Карлом Орфом, венгерским компози-

43

44

тором Золтаном Кодаем и русским композитором Дмитрием Кабалевским.

Если кратко охарактеризовать общие черты этих систем, то, очевидно, в первую очередь следует отметить, что все они в той или иной мере направлены на формирование музыкальной культуры ребёнка, несут в себе гуманистическое начало, способствуют формированию творческих способностей. Музыкальный материал, предложенный в этих системах и учебных программах, отличается высоким художественным вкусом, воспитательной значимостью и педагогической целесообразностью.

Сравнение указанных систем даёт возможность выделить также и отличительные черты каждой из них.

Система К. Орфа рассчитана на детей от 5 до 9 лет и ориентирована на дошкольный и младший школьный возраст.

В музыкальном материале преобладают небольшие музыкальные произведения, сочинённые К. Орфом, и народные мотивы, им обработанные и инструментованные для так называемого элементарного (простейшего) оркестра и соответствующего «элементарного» музицирования с участием самих детей под руководством педагога-музыканта. Заметим при этом, что инструменты австрийского производства обладают высоким качеством звучания и могут быть причислены к числу музыкальных инструментов, однако не рассчитаны, по утверждению самого К. Орфа, на исполнение классической музыки.

Система предполагает развитие творческого музицирования самими детьми в рамках «элементарной» музыки, включает широкий спектр разнообразных музыкально-творческих

заданий, сориентированных на единство слова, музыки и движения.

Система З. Кодая направлена прежде всего на приобщение школьников всех лет обучения к народной (венгерской) музыке и в небольшой мере - к классической музыке разных стран, к хоровому пению, в основном а саре11а, включая пение по релятивной системе и пение по нотам.

При этом в репертуаре большое место занимают 333 народные венгерские песни, обработанные З. Кодаем для хорового пения.

Система Д. Кабалевского направлена главным образом на развитие восприятия музыки и формирование музыкального мышления, вкуса и кругозора как важнейших компонентов, отражающих уровень музыкальной культуры личности. Этим определяется акцент на изучении разных музыкальных жанров, стилей, эпох на основе знакомства с музыкой таких величайших композиторов, как И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Дж. Верди, М. Глинка, М. Мусоргский, П. Чайковский, Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, К. Дебюсси, М. Равель, И. Стравинский, С. Прокофьев, Д. Шостакович, Дж. Гершвин, Г. Свиридов и др. Таким образом, основу музыкального репертуара составляет классическая музыка, прежде всего русских композиторов, а также народная и современная.

Прошедшие годы со всей очевидностью доказали успехи в области общего музыкального образования, построенного на основе системы Д. Б. Кабалевского и связанные с этим изменения в системе подготовки учителей музыки, повышение их профессионального уровня, проявляющегося, прежде всего, в способности раз-

вития у учащихся музыкального мышления, приобретения умений и навыков музыкально-педагогической исследовательской деятельности.

Вместе с тем очевидно, что предельно минимизированное время, отведённое учебным планом на занятия музыкой (один раз в неделю с 1 по 7 класс и тем более - раз в две недели с 8 по 11 класс), не позволяет добиться результатов, которые могли бы быть достигнуты при создании условий, в которых проводились занятия по системе К. Орфа и З. Кодая, то есть не менее трёх раз в неделю.

Прежде введение трёхразовых занятий музыкой в неделю в массовом масштабе, как отмечалось выше, не было возможным. Однако в прошлом году Министерство образования Республики Саха (Якутия) обратилось с просьбой к кафедре ЮНЕСКО при МПГУ «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» подготовить соответствующий пилотный проект в русле якутской национальной программы «Музыка для всех»2.

Согласившись на данное предложение, кафедра исходила из того, что это шанс доказать значительно более высокую продуктивность идей Д. Б. Кабалевского в условиях их реализации при трёхразовых музыкальных занятиях в неделю, прежде всего в плане реализации деятельностно-го подхода, усиления внимания к формированию практических умений и навыков в разных видах музыкальной деятельности.

В данной статье ограничимся рассмотрением лишь основных нововведений, которые нашли отражение

в концептуальных основаниях новой образовательной программы по музыке для начальной школы, созданной в контексте проекта «Музыка для всех» [4], и её реализации в программе по музыке для 1 класса [5].

Во-первых, практики музыкального воспитания и обучения давно пришли к выводу, что в начальный период школьных занятий музыкой, когда дети, как правило, лишаются той свободы действий, которой они располагали в детском саду, особенно важно, чтобы каждый ребёнок во время урока активно включился в тот вид деятельности, в котором он чувствует себя наиболее комфортно, может раскрыть свои музыкальные способности и быть замеченным, когда он проявит себя творчески. В этих условиях музыкальные занятия становятся ему близкими, желанными. Он с удовольствием ждёт новой встречи с музыкой именно на занятиях в школе. Важно и то, что у ребёнка, проявившего себя в одном виде деятельности, создаётся более благоприятная психологическая установка для переноса интереса (термин ... В. В. Давыдова) на другие виды музы- 45 кальной деятельности. Музыкальные занятия, структурно включающие в себя, помимо традиционного слушания музыки и хорового пения, коллективную игру на «элементарных» музыкальных инструментах, а также музыкально-пластическое интонирование, музыкально-композиционное творчество и театрализацию разучиваемых музыкальных образов, оптимально создают условия для реализации первоочередной задачи музыкального воспитания - пробуждения интереса к му-

2 Подробнее см.: Проект «Музыка для всех»: буклет [Текст] / сост., рук. проекта О. М. Харайбатова. - Якутск : Бичик, 2014. - 48 с.

46

зыке каждого ребёнка в условиях столь многообразных видов музыкальной деятельности, один из которых почти наверняка «попадает в цель».

Во-вторых, психологической наукой и практикой музыкального образования доказано, что столь необходимый деятельностно-практический подход в музыкальном обучении, даже при грамотном ведении музыкальных занятий, не раскрывает свой потенциал в полной мере, если формирование исполнительских навыков происходит менее двух-трёх раз в неделю. Это обусловлено тем, что наращивание результатов музыкально-исполнительской деятельности требует частого повторения и практически не может быть успешно осуществлено на занятиях, проводимых один раз в неделю.

В-третьих, наряду с хорошо известными видами деятельности, имеющими место в реализации трёх вышеназванных и других наиболее известных систем музыкального воспитания в общеобразовательных школах (слушание музыки, хоровое пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-композиционное творчество, театрализация разучиваемых музыкальных образцов), в данном пилотном проекте представлен и такой вид музыкальной деятельности, как музыкально-пластическое интонирование (авторы разработки Е. В. Николаева и А. В. Блюдина). Экспериментальные исследования показали, что именно в этом виде деятельности у многих детей (особенно у девочек) ярко проявляется интерес не только к так называемым «звучащим жестам» (термин К. Орфа), но и к самой музыке, к её тончайшим переливам и передаче своего отклика на звучащую музыку различными видами

художественно-образного музыкально-пластического интонирования.

В-четвёртых, вышеперечисленные нововведения выявили необходимость разработки новых видеопособий, которые бы раскрывали сущность новых технологий в музыкальном образовании. Задача заключается в том, чтобы наглядно показать сущность каждого нового шага в освоении всей системы практических умений и навыков, связанных с таким видом деятельности, как, например, музыкально-пластическое интонирование. При этом планируется создать два вида такого пособия. Одно из них будет адресовано детям: для них демонстрируется «общий план» и ход занятия, которое они могли бы воссоздать в своих самостоятельных домашних занятиях музыкой, а родители, преподаватели других предметов и прежде всего учитель начальных классов имели бы возможность видеть и оценивать этот процесс. Второе пособие предназначено для педагога-музыканта, осваивающего технологию обучения детей данному виду деятельности во всех её деталях и «мелочах».

В-пятых, модернизированная система музыкального обучения и воспитания требует от студентов - будущих педагогов-музыкантов овладения навыками умелого руководства многофункциональным музыкальным занятием, и в то же время умения постоянно, от занятия к занятию менять доминанту того или иного вида деятельности. К примеру, на одном уроке - преимущественно хоровое пение, сопровождаемое разучиванием нового произведения или овладением нового навыка, требующего большего количества времени (остальным видам деятельности, чаще всего это закрепление ранее

пройденного материала, на таком уроке отводится меньше времени); на другом уроке акцент смещается на иной вид музыкальной деятельности.

В>-шестых, небольшие объёмы произведений, предназначенные для слушания музыки (в начальной школе это в основном миниатюры - шедевры музыкального искусства), в то же время предоставляют новые возможности для повышения эффективности процесса восприятия учащимися музыки, творческого воображения и возникновения интересных образных ассоциаций, например, благодаря «элементарному» хореографическому переложению для музыкально-пластического интонирования или же инструментованному для «элементарного» коллективного музицирования.

Наконец, в-седьмых, новый подход к занятиям, по нашему мнению, даст возможность не только создать новый образ, а следовательно, и новый «лик», новое видение урока музыки в общеобразовательной школе, но и значительно изменить в целом представление о роли музыки и музыкального образования для духовного развития личности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Путин, В. В. Выступление на заседании Совета по культуре и искусству. Москва, Кремль, 2 октября 2013 г [Электронный

ресурс] // В. В. Путин на заседании Совета по культуре и искусству. - Режим доступа : http://www.youtube.com/watch?v= СаМОШа9Ру1У

2. Кабалевский, Д. Программа по музыке для общеобразовательной школы (экспериментальная) [Текст] / Д. Кабалевский. -Вып. 1. Первый класс; Третий раздел программы составлен совместно с Э. Б. Аб-дуллиным. - М. : НИИ школ МП РСФСР, 1974. - 60 с.

3. Сёнел, Дж. Столетие со дня рождения Дмитрия Кабалевского и международное общество по музыкальному образованию (ИСМЕ) [Текст] / Дж. Сёнел // Музыкально-педагогическое образование на пороге XX и XXI веков : материалы VIII Международной научно-практической конференции, проходящей в рамках III Международного фестиваля «Учитель музыки XXI века» имени Д. Б. Кабалевского / отв. ред.-сост. Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М. : Репроцентр, 2004. - С. 8-12.

4. Концептуальные основания новой образовательной программы по музыке для начальной школы в контексте проекта «Музыка для всех» [Текст] / авт.-сост. Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, А. В. То-ропова, Б. Р. Иофис. - Москва-Якутск : Изд-во ИРО и ПК им. С. Н. Донского-П, 2014. - 32 с.

5. Музыка. Первый класс. Эксперименталь- «т ная программа для общеобразовательных 47 учреждений в контексте проекта «Музыка для всех» [Текст] / авторский коллектив

в составе: Э. Б. Абдуллина, Е. В. Николаевой, А. В. Тороповой, Б. Р. Иофиса, О. Р. Новокшеновой, А. В. Блюдиной. -Москва-Якутск : Агентство СГР НБР Саха, 2014. - 30 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.