Научная статья на тему 'Концепция программы по музыке в свете новой государственной стратегии развития общего музыкального образования'

Концепция программы по музыке в свете новой государственной стратегии развития общего музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2016
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ELEMENTARY SCHOOL / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / УРОК МУЗЫКИ / MUSIC LESSON / ВНЕУРОЧНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRA-CURRICULAR MUSIC ACTIVITIES / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / SYLLABUS / ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ / THEMATIC STRUCTURE / РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / THE RESULTS OF ADOPTION OF EDUCATIONAL MATERIALS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Николаева Е. В., Абдуллин Э. Б.

В статье раскрывается позиция авторов относительно концептуальных оснований разработки новой программы по музыке для начальной школы в соответствии с выдвинутой правительством России стратегической линией развития общего образования на основе системно-деятельностного подхода и единства урока музыки и внеурочных музыкальных занятий хоровым пением и коллективным инструментальным музицированием; даётся характеристика предлагаемого авторами подхода к определению содержания учебной программы по предмету «Музыка» для начальной школы, её цели, тематического построения и уровня подготовки учащихся, которого они предположительно смогут достичь к окончанию каждого учебного года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of this article is to reveal the authors position on the conceptional basis of a new syllabus in music for elementary school. The syllabus is developed in accordance with the strategic line of general education proposed by the Russian government. The strategy is based on a systematic-active approach and the unity of music lessons and extra-curricular choral singing and instrumental ensemble playing. The authors describe their approach to the defining the content of the syllabus on music for elementary schools. The article also reveals the aims of the syllabus, its thematic structure and the description of the attainment levels of pupils which they are expected to reach by the end of each grade of their studies in elementary school.

Текст научной работы на тему «Концепция программы по музыке в свете новой государственной стратегии развития общего музыкального образования»

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ В СВЕТЕ НОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. В. Николаева, Э. Б. Абдуллин,

Московский педагогический государственный университет

Аннотация. В статье раскрывается позиция авторов относительно концептуальных оснований разработки новой программы по музыке для начальной школы в соответствии с выдвинутой правительством России стратегической линией развития общего образования на основе системно-деятельностного подхода и единства урока музыки и внеурочных музыкальных занятий хоровым пением и коллективным инструментальным музицированием; даётся характеристика предлагаемого авторами подхода к определению содержания учебной программы по предмету «Музыка» для начальной школы, её цели, тематического построения и уровня подготовки учащихся, которого они предположительно смогут достичь к окончанию каждого учебного года

Ключевые слова: начальная школа, музыкальное образование, урок музыки, внеурочная музыкальная деятельность, учебная программа, тематическое построение, результаты освоения учебного материала

Summary. The purpose of this article is to reveal the authors' position on the conceptional basis of a new syllabus in music for elementary school. The syllabus is developed in accordance with the strategic line of general education proposed by the Russian government. The strategy is based on a systematic-active approach and the unity of music lessons and extra-curricular choral singing and instrumental ensemble playing. The authors describe their approach to the defining the content of the syllabus on music for elementary schools. The article also reveals the aims of the syllabus, its thematic structure and the description of the attainment levels of pupils which they are expected to reach by the end of each grade of their studies in elementary school.

Keywords: elementary school, music education, music lesson, extra-curricular music activities, syllabus, thematic structure, the results of adoption of educational materials.

133

В настоящее время в центре внимания сообщества отечественных педагогов-музыкантов, деятелей музыкальной культуры и искусства нахо-

дится новая государственная стратегия развития общего музыкального образования, предполагающая пересмотр его содержания с позиции

134

системно-деятельностного подхода и дополнения урока музыки двумя музыкальными занятиями (хоровым пением и коллективным инструментальным музицированием) во внеурочное время для всех детей. В соответствии с этим одной из архиактуальных проблем педагогики музыкального образования становится определение базисных положений, которые будут положены в основу создания новой образовательной программы по музыке.

Совершенно очевидно, что учебная программа по предмету «Музыка» должна быть разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [1] и Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения [2]. Необходимым условием её разработки становится также установка на приоритетное значение в процессе музыкальных занятий различных видов практической музыкальной деятельности детей и достижение органического единства урока музыки и дополнительных музыкальных занятий хоровым пением и коллективным инструментальным музицированием.

Приступая к разработке новой программы, необходимо иметь в виду, что именно учебная программа по музыке должна стать концептуальным центром всей системы общего музыкального образования. В противном случае может оказаться так, что урок музыки и внеурочные музыкальные занятия хоровым пением и коллективным инструментальным музицированием вольно или невольно уподобятся знаменитой крыловской тройке - Лебедю, Раку и Щуке и, вместо взаимодополнения и обогащения

друг друга, станут решать свои задачи без учёта того, чему дети обучаются на других занятиях.

Принципиально важным при разработке новой программы по музыке становится рассмотрение вопроса о соотношении в ней традиций и новаторства. Хорошо известно, что в поисках нового зачастую перечёркивается всё то ценное, что есть в настоящем. И здесь представляется необходимым обратиться к историческому опыту, накопленному в нашей стране в сфере общего музыкального образования.

Почти сорок лет прошло с момента появления концепции Д. Б. Кабалевского. Разработанная на её основе программа обошла практически весь музыкально-педагогический мир, по ней работают десятки тысяч учителей нашей страны, большинство из них умом и сердцем приняли её. Но, как любое другое явление, она нуждается в осмыслении того, что сегодня является ценным и должно быть бережно сохранено, а что требует преобразований и поиска новых решений.

На несколько главных, на наш взгляд, концептуальных положений необходимо обратить внимание в первую очередь.

Прежде всего, следует признать, что существующая ныне позиция, согласно которой слушание музыки является «пассивным» видом деятельности, не имеет под собой никаких оснований. Более того, такая позиция чрезвычайно опасна для всего дела формирования музыкальной культуры учащихся.

Известно, что уже в трудах крупнейших отечественных музыкантов-педагогов, психологов Б. В. Асафьева [3], Б. П. Теплова [4] и других слу-

шание музыки рассматривалось как активная музыкальная деятельность, требующая последовательного развития и больших усилий со стороны детей. В дальнейшем эта позиция получила развитие в воззрениях Д. Б. Кабалевского [5]. При этом педагог-музыкант обратил внимание на широко распространённое в обществе заблуждение, согласно которому слушание музыки и восприятие музыки используются как синонимы. В своих трудах он постоянно подчёркивал, что восприятие музыки не адекватно слушанию, а относится ко всем видам музыкальной деятельности, являясь их психологической основой. Это фундаментальное положение, на котором было выстроено здание современного отечественного общего музыкального образования, согласуется с позициями как музыковедов (В. В. Медушевский [6], В. Н. Холопова [7] и др.), так и современных учёных, работающих в области педагогики и психологии искусства (Б. М. Неменский [8], А. А. Мелик-Пашаев [9], А. В. Торо-пова [10] и др.).

Таким образом, есть все основания считать слушание музыки активным видом музыкальной деятельности и именно с этих позиций оно должно быть представлено в содержании общего музыкального образования, тогда как вопросам развития восприятия музыки следует уделять внимание в процессе не только слушательской деятельности, но и всех других видов музыкальной деятельности на уроках музыки и внеурочных музыкальных занятиях.

Не менее важно и то, что до сих пор не реализован призыв Д. Б. Кабалевского: «Каждый класс - хор!» [5].

Такое положение дел обусловлено, как представляется, тремя причинами:

а) минимизированное количество времени (1 час в неделю), в течение которого практически невозможно добиться серьёзных результатов в формировании хоровых навыков и умений;

б) слабая хормейстерская подготовка учителей музыки;

в) отсутствие методической и технической поддержки в имеющихся учебниках и специальных пособиях.

В связи с этим становится очевидной необходимость усиления акцента на уроках музыки на обучении хоровому пению, что отвечает деятель-ностному подходу как стратегической линии в совершенствовании системы общего музыкального образования. А введение занятий хоровым пением во внеурочное время способствует созданию благоприятных условий для значительного усиления хорового компонента в содержании общего музыкального образования и качественного повышения уровня хорового пения школьников.

Аналогичная благоприятная ситуация складывается и в отношении

коллективного инструментального музицирования, которое также получает значительный дополнительный стимул к своему развитию. И если сегодня оно представлено на уроках музыки в минимальном объёме, то с введением внеурочных занятий этим видом деятельности для всех детей появляется возможность на качественно новом, более высоком уровне осуществлять деятельностный подход на уроках музыки и в этом ракурсе.

Ещё одним аспектом, который требует осмысления с новых позиций, является тематизм учебной програм-

135

136

мы по музыке. В этом отношении принципиально важным становится поиск ответа на вопрос: что должно лежать в его основе?

В настоящее время сосуществуют и получают реализацию в учебно-методических комплексах по предмету «Музыка» самые разные позиции относительно того основания, на котором осуществляется выделение учебных тем и их выстраивание в учебной программе по годам обучения. В качестве такого основания могут выступать закономерности музыкального искусства, идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребёнку познавать мир и самого себя в этом мире, освоение музыкальной грамоты и т. д.

В предлагаемом нами подходе к отбору и выстраиванию материала учебной программы по музыке для начальной школы тематизм можно образно представить в форме мощного древа.. Его вертикально выстроенный ствол представляет собой триединство магистральных линий развития содержания учебной программы. В своей совокупности они направлены на всё более многогранное и глубокое раскрытие содержания выделенных в примерной основной образовательной программе начального общего образования трёх тематических блоков:

• «Музыка в жизни человека»,

• «Основные закономерности музыкального искусства»,

• «Музыкальная картина мира» [2].

При этом в каждой из обозначенных линий необходимо определить логику их развития.

Обогащение и выстраивание учебного материала в соответствии с первой из них - «Музыка в жизни человека» -

видится в последовательном целенаправленном возвышении ребёнка от понимания им значения музыки в его жизни до понимания значения музыки в жизни человечества. Постепенное смещение акцента в эмоционально-образном общении ребёнка с музыкальным искусством с «Я и Музыка» на «Музыка и Я» представляется чрезвычайно важным. Оно подводит его к пониманию коммуникативных возможностей музыки как доступного лично для него способа общения с другими людьми, способствует формированию эмпатийности, толерантности и - на этой основе - всё более широкому вовлечению его в музыкальный социум как человека, открытого к восприятию не только близкой ему музыки, но и иных музыкальных культур.

Согласно второй тематической линии - «Основные закономерности музыкального искусства», логика развития учебного материала программы пред полагает:

а) последовательное, целенаправленное подведение ребёнка ко всё более глубокому проникновению в процессе овладения им различными видами музыкальной деятельности в интонационную природу музыкального искусства;

б) постижение жанрового многообразия музыки;

в) понимание взаимосвязи средств музыкальной, в том числе исполнительской, выразительности, а также формы музыкального произведения с его художественно-об раз ным содержа нием.

Иными словами, тематизм программы сориентирован на освоение учащимися системно выстроенных закономерностей музыкального искусства.

В плане развития музыкальной (и шире - художественной) культуры школьников важно то, что, осваивая такие категории, как жанр, интонация, образ, форма, дети учатся не только постигать закономерности музыкального искусства, но и проводить аналогии с другими искусствами. А это значит, что есть возможность одновременного установления связей и параллелей изучения искусства под этим углом зрения на уроках и во внеурочной работе: на занятиях по литературному чтению, изобразительному искусству, хореографии и др.

Логика развития учебного материала в соответствии с третьим тематическим блоком - «Музыкальная картина мира» - видится в последовательном обогащении представлений учащихся о её составляющих:

• музыке (вокальной, инструментальной, сольной, хоровой, оркестровой), которая звучит сегодня в музыкальных театрах, на концертной сцене, в теле- и радиопередачах, в кинофильмах и мультфильмах;

• музыкантах-исполнителях: хорах, оркестрах, вокальных и инструментальных ансамблях, певцах и инструменталистах, в том числе детских хоровых коллективах, оркестрах, ансамблях;

• праздниках, посвящённых музыкальному искусству, конкурсах, фестивалях: школьных, региональных, российских, международных.

По мере обогащения музыкального опыта учащихся и овладения ими различными видами музыкальной деятельности в тематизме программы целесообразно углублять направленность учебного процесса на вовлечение каждого из них в музыкальную жизнь страны и раскрытие многокра-

сочной и многоликой музыкальной картины мира, причём не только в качестве наблюдателя, но и активного соучастника.

Пересечение трёх обозначенных тематических линий необходимо предусмотреть во всех выделяемых в программе учебных темах. А названия конкретных тем сформулировать так, чтобы они отражали приоритетное значение той или иной из них в раскрытии учебного материала в соответствии с его основной целевой направленностью.

В свою очередь, «вертикальный ствол» условного древа, который задаёт основной вектор развитию музыкальной культуры школьника - её устремлённость ввысь ко всё более полному воссоединению учащихся и музыки как части их духовной жизни, обрастает горизонтальными «ветвями». Это виды и разновидности практической музыкальной деятельности, которыми овладевает ребёнок и благодаря которым идёт освоение учащимися каждой учебной темы: слушание музыки, хоровое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность; музыкально-композиционное творчество, театрализация разучиваемых музыкальных образцов.

По мере овладения ими учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки, отражающие специфику конкретного вида музыкальной деятельности, а также закрепляют знания основ нотной грамоты, получаемые на внеурочных музыкальных занятиях.

Таким образом, в основу предлагаемой нами концепции положен принцип органического взаимодополне-

137

138

ния тематического построения учебного материала и его освоения учащимися во всех видах практической музыкальной деятельности.

Рассмотрим более подробно реализацию данной концепции на примере учебной программы по предмету «Музыка» для начальной школы: её цели, тематическое построение и уровень подготовки учащихся, которого они предположительно смогут достичь к окончанию каждого учебного года.

Цель учебного предмета «Музыка» - становление и развитие музыкальной культуры учащихся как части их духовной культуры в процессе целенаправленного и систематического обогащения опыта личностно-окра-шенного эмоционально-образного общения детей с музыкальным искусством во всём многообразии его музыкальных образов, жанров и стилей; раскрытие творческих возможностей ребёнка в различных видах музыкальной деятельности; пробуждение потребности учащихся к участию, в меру своих возможностей и интересов, в музыкальной жизни страны.

Тематизм учебной программы представлен далее с распределением его по годам обучения и конкретизацией предполагаемых результатов.

ПЕРВЫЙ КЛАСС

Тема 1. Я и Музыка

Приобретение опыта личностно-окрашенного эмоционально-образного общения учащихся с художественными образцами музыкального искусства во всех видах музыкальной деятельности направлено:

• на раскрытие богатства звуковых красок в окружающем их прост-ран стве;

• на выявление возможностей музыкального звучания оказывать влияние на настроение человека, его состояние;

• на актуализацию песни, танца, марша как трёх основных областей музыкального искусства, связанных с жизнью каждого человека, в том числе и с жизнью самого ребёнка, его родных и друзей.

В конкретных видах музыкальной деятельности такой опыт находит выражение:

- в хоровом пении, сориентированном на разучивание и исполнение песен с ярко выраженным напевным, танцевальным и маршевым характером; в приобретении опыта передачи в коллективном исполнении характера музыки, её эмоционально-образного содержания;

- в игре на простейших музыкальных инструментах, направленной на вслушивание в тембровую окраску звучания инструментов, с которыми дети знакомятся на занятиях коллективным инструментальным музицированием и на уроках музыки с последующим исследованием в процессе собственной игры на инструменте особенностей воспроизводимого на нём звучания: рождение музыкального звука/звучания - его «жизнь» (долгая, короткая) - исчезновение (продолжительность отзвука); в практическом применении найденных тембровых красок при передаче в процессе коллективного инструментального музицирования пульса, сильной и слабой долей, двух- и трёхдольности в соответствии с характером музыки в разучиваемых песнях, маршах, танцах;

- в слушании звучащего пространства, в котором живёт ребёнок, в вы-

явлении многообразия его звуковых красок и сокрытого в них смысла: о чём они могут рассказать (поведать) людям (эмоционально-образные характеристики музыкальных звучаний в их контрастных сопоставлениях: радость-горе; веселье-испуг и др.); в сопоставлении звучания и тишины как двух состояний звукового пространства; в слушании произведений, написанных в жанрах песни, танца, марша; в знакомстве с гимном России как главным музыкальным символом страны;

- в музыкально-композиционном творчестве, направленном на приобретение ребёнком опыта импровизации в процессе ритмизации своего имени и имён своих одноклассников в двухдольном и трёхдольном вариантах, их мелодическом оформлении и пропевании; в сочинении (импровизации) мелодических интонаций (мотивов, фраз) маршевого, танцевального и песенного характера на предложенный словесный текст1;

- в музыкально-пластическом интонировании, направленном на передачу с помощью выразительных возможностей звучащих жестов (хлопки или шаги) песенного, танцевального и маршевого характера в прослушиваемых музыкальных образцах и разучиваемых песнях;

- в театрализации разучиваемых песен, предусматривающей использование различных видов музыкально-исполнительской деятельности детей для воплощения заложенного в них песенного, танцевального или маршевого начала и в передаче особенностей их сюжетного развития.

Тема 2. Выразительность и изобразительность в музыке

Приобретение опыта личностно-окрашенного эмоционально-образного общения учащихся с художественными образцами музыкального искусства во всех видах музыкальной деятельности направлено на раскрытие возможностей музыки передавать настроения, чувства, характер человека; описывать природные явления и отношение к ним.

В конкретных видах музыкальной деятельности такой опыт находит выражение:

- в хоровом пении простых в исполнительском отношении народных и авторских песен, в которых большое значение имеет выразительное и изобразительное начало, в поиске средств для их передачи в собственном исполнении;

- в игре на простейших музыкальных инструментах, направленной на использование выразительных и изобразительных возможностей, которыми располагают разные инструменты для передачи характера музыки в разучиваемых песнях и прослушиваемых пьесах;

- в слушании музыкальных произведений с ярко выраженной программностью, в выявлении в них выразительного и изобразительного начала, в нахождении слов для выражения своего эмоционального отклика, вызванного их прослушиванием;

- в музыкально-композиционном творчестве, направленном на приобретение ребёнком опыта сочинения (вокальной и вокально-инструментальной импровизации) мелодических ин-

139

1 Здесь и далее при характеристике музыкально-композиционного творчества авторы статьи опирались на педагогический подход к этому виду деятельности, предложенный Б. Р. Иофисом, и его реализацию в соответствующих методических разработках [12].

140

тонаций (мотивов, фраз) с ярко выраженным изобразительным началом в предложенном ему словесном тексте и пропевания этих интонаций; на коллективное сочинение инструментального аккомпанемента к разучиваемым песням с учётом выразительных возможностей простейших музыкальных инструментов, на которых дети учатся играть;

- в музыкально-пластическом интонировании, сориентированном на передачу выразительного и изобразительного начала в музыке посредством «звучащих жестов» (сочетание хлопков или шагов в их различных вариантах), на моделирование звуковысотных, ритмических, динамических соотношений посредством вспомога тель но-дидактиче с ких жестов;

- в театрализации разучиваемых песен, предусматривающей использование различных видов музыкально-исполнительской деятельности детей для воплощения заложенного в них выразительного и изобразительного начала.

Тема 3. Музыкальная речь

Приобретение опыта личностно-окрашенного эмоционально-образного общения учащихся с художественными образцами музыкального искусства во всех видах музыкальной деятельности направлено:

• на раскрытие ребёнком возможностей музыки как способа общения между людьми;

• на прослеживание триединства музыкальной деятельности композитора, исполнителя и слушателя;

• на постижение возможностей элементов музыкальной речи в передаче настроений, чувств, характера

человека, в описании природных явлений и отношения к ним: мелодия (плавная, скачкообразная), ритм (ровный, неровный), темп (быстрый, медленный, умеренный), динамика (громкая, тихая, умеренная), тембры групп симфонического оркестра (ударные, струнные, духовые);

• на освоение повтора и контраста как основных средств создания музыкальных форм;

• на выявление выразительных возможностей одночастной, двухчастной (контрастной) и трёхчастной (простой) форм;

• на визуальное раскрытие возможностей фиксации музыкальной речи средствами нотного письма.

В конкретных видах музыкальной деятельности такой опыт находит выражение:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в хоровом пении, направленном на передачу в процессе исполнения песен характера музыки, прослеживание его зависимости от темпа исполнения (более быстрого или более медленного), динамики (тихо, громко) в диапазоне от р до т/; в пении мелодий выученных песен с ориентацией на нотную запись;

- в игре на простейших музыкальных инструментах, направленной на прочувствование в процессе коллективного инструментального музицирования выразительных возможностей средств музыкальной речи (мелодии, ритма, темпа, динамики, тембра) и изучаемых простых музыкальных форм: одночастной, двухчастной (контрастной), трёхчастной (простой);

- в слушании музыкальных произведений и выявлении в них выразительных возможностей мелодии, ритма, темпа, динамики, тембра, а также изу-

ченных музыкальных форм: одночастной, двухчастной (контрастной), трёхчастной (простой);

- в музыкально-композиционном творчестве, сориентированном на приобретение ребёнком опыта простейшей вокальной и инструментальной импровизации в процессе сочинения мелодии (4 такта) на предложенный поэтический текст, в основе которой предполагается точное и вариантное повторение заданного мотива; в коллективном сочинении аккомпанемента к разучиваемым песням, прослушиваемым музыкальным пьесам на основе простых остинат-ных формул с учётом возможностей музыкальных инструментов, на которых дети учатся играть;

- в музыкально-пластическом интонировании, направленном на передачу музыкально-пластическими средствами выразительности мелодии, особенностей ритмического рисунка, темпа, динамики, тембровых красок;

- в театрализации разучиваемых песен, сориентированной на воплощение выразительных возможностей музыкальной речи и изучаемых форм построения музыки.

К окончанию первого класса в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности учащийся получит возможность научиться:

• эмоционально-образно относиться к музыкальному звучанию в самых разных его проявлениях: звучанию певческого голоса, хора, музыкальных инструментов, оркестров;

• характеризовать одним-двумя словами своё настроение, вызванное прослушанной и исполняемой музыкой;

• понимать значение и применять термины песня, танец, марш; про-

слеживать на примере этих жанров связь характера музыки и жанра;

• соотносить выразительные и изобразительные возможности музыки с передачей в музыкальном произведении настроения человека и его характера, состояния природы;

• понимать значение и применять термины темп, динамика,, тембр; раскрывать связь этих средств музыкальной выразительности и характера музыки;

• определять на слух особенности строения простых музыкальных форм: одночастной, двухчастной (контрастной) и трёхчастной (простой); характеризовать их выразительные воз-мож ности;

• узнавать на слух изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

• характеризовать качества музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высоту;

• понимать значение терминов мелодия, аккомпанемент; фраза; пульс, сильная доля, слабая доля, акцент в музыке; длительности звуков (восьмые, четвертные, половинные); скрипичный ключ,, названия нот;

• исполнять ритм выученных песен по ритмической записи в объёме изученных ритмических формул с использованием ритмослогов, ручных знаков, звучащих жестов, инструментов, осваиваемых на занятиях коллективным инструментальным музицированием;

• следить за направлением движения мелодии (движение мелодии вверх, вниз, повторение на одной высоте, смена направления движения) по графическим моделям.

В результате освоения конкретных видов музыкальной деятельности

141

142

учащийся получит возможность научиться:

1) в вокально-хоровой деятельности: передавать в разученных песнях напевный, танцевальный, маршевый характер, настроение; исполнять вместе с другими детьми несколько образцов несложных песен напевного, танцевального и маршевого характера с сопровождением и без сопровождения; исправлять с помощью учителя свою осанку в процессе разучивания и исполнения песен; спокойно и бесшумно брать дыхание между фразами в произведениях песенного напевного характера, более активное и бесшумное дыхание - в песнях маршевого и танцевального характера; применять мягкую атаку звука в песнях кантиленного характера и более твёрдую - в песнях танцевального и особенно маршевого характера; петь напевным, естественным, полётным, мягким звуком; ясно и чётко произносить согласные в процессе пения в соответствии с характером мелодий (более твёрдо или более мягко), особенно в конце слов; петь в динамическом диапазоне от p до mf с постепенным усилением и уменьшением силы звучности; петь в певческом диапазоне квинты (d1 - а1); в процессе пения следовать дирижёрским жестам учителя: внимание, задержка дыхания перед мягкой и твёрдой атакой звука, начало и окончание пения, звукове-дение legato, усиление и уменьшение силы звука в соответствии с жанром произведения (песня, танец, марш) и музыкальным развитием во фразе; слушать себя и хор в процессе пения; петь в унисон с другими учащимися; петь с названиями звуков выученные по слуху мелодии; исполнять ритми-

ческий рисунок мелодии с использованием ритмослогов; петь песни, построенные на интонациях «зова кукушки» (малообъёмный лад терцового строения) и с поступенным движением мелодии (в диапазоне 1-У ступени мажорного лада) с ориентацией на графическую запись;

2) в музыкально-инструментальной деятельности: играть на простейших музыкальных инструментах остинат-ный аккомпанемент к разучиваемой песне/музыкальной пьесе, исполняемой учителем, в соответствии с характером музыки; исполнять изученные ритмические формулы по ритмической записи с использованием инструментов, осваиваемых на занятиях коллективным инструментальным музи-ци рованием;

3) в музыкально-слушательской деятельности: узнавать на слух гимн России, понимать и выполнять правила его слушания; определять на слух жанры: песня, танец (полька, вальс), марш; различать маршевый, танцевальный, песенный характер музыки; воспринимать выразительное и изобразительное начало в прослушанных музыкальных произведениях; различать на слух элементы звучащей речи: темп (быстрый, медленный, умеренный), динамика (громкая, тихая, умеренная); тембры групп симфонического оркестра (ударные, струнные, духовые) и отдельных музыкальных инструментов, с которыми учащиеся познакомились на музыкальных занятиях; слышать изменения в характере музыки при изменении одного или нескольких изучаемых средств музыкальной выразительности; характеризовать выразительные возможности формы музыкального произведения: одночастной,

двухчастной (контрастной), трёх-част ной (простой).

4) в музыкально-композиционном творчестве: «распеть» своё имя и имена своих одноклассников, сочиняя мелодические обороты в двухдольных и трёхдольных вариантах; сочинять свои мелодические интонации (мотивы, фразы) маршевого, танцевального, песенного характера на предложенный словесный текст; сочинять (импровизировать) мелодии (4 такта) на основе точного и вариантного повторения заданного мотива с опорой на фольклорные тексты; сочинять (импровизировать) ритмические последовательности (4 такта) с танцевальной жанровой основой в размере 2/4 с применением восьмых, четвертных и половинных длительностей;

5) в музыкально-пластической деятельности: передавать художественно-образными музыкально-пластическими средствами пульс музыки, её характер и оттенки настроения в жанрах песни, танца, марша; применять выразительные возможности «звучащих жестов» (хлопки, шаги) в музыкально-пластическом интонировании; применять вспомогательно-дидактические музыкально-пластические средства при пении с ориентацией на ручные знаки, по графическим моделям; при тактировании на две и на три доли;

6) в музыкально-театрализованной деятельности: принимать участие в театрализованном исполнении разучиваемых песен, танцев, маршей.

Завершить учебный год заключительным уроком-концертом для родителей, учителей школы, демонстрируя приобретённый уровень музыкальной культуры в различных прояв-

лениях творческой исполнительской, слушательской, композиционной деятельности, осуществляемой на уроках музыки и во внеурочной хоровой и инструментальной коллективной и сольной деятельности, в том числе вместе с родителями.

ВТОРОЙ КЛАСС

Тема 1. Музыкальная интонация

Приобретение опыта личностно-окрашенного эмоционально-образного общения учащихся с художественными образцами музыкального искусства во всех видах музыкальной деятельности направлено:

• на постижение ребёнком музыкальной интонации как основы музыкального искусства, как источника музыкальной речи, озвученного состояния, как выражения эмоций и мыслей человека;

• на сравнение музыкальной и речевой интонации, их выразительных и изобразительных возможностей, особенностей претворения в музыке; сопоставление выразительности и изобразительности в музыкальной интонации; раскрытие сущности музыкальных терминов зерно-интонация, темброинтонация, ритмо-интонация.

В конкретных видах музыкальной деятельности такой опыт находит вы-ра жение:

- в хоровом пении, направленном на разучивание и исполнение песен с концентрацией внимания на наиболее выразительных интонациях и их воплощении в собственном пении;

- в игре на простейших музыкальных инструментах, направленной на передачу в процессе инструментального музицирования интонацион-

143

144

ной выразительности разучиваемых мелодий;

- в слушании музыкальных произведений, сориентированном на раскрытие их эмоционально-образного содержания и выявление наиболее характерных для них интонаций;

- в музыкально-композиционном творчестве, направленном на нахождение способов «омузыкаливания» речевой интонации: выразительное прочтение - чтение нараспев - пропева-ние мелодии, рождённой в процессе постепенного перехода от речевого интонирования к певческому; в приобретении в процессе певческой деятельности опыта сочинения (импровизации) мелодии (4 такта) с определённым эмоциональным содержанием (радость, печаль, тревога и т. п.);

- в музыкально-пластическом интонировании, направленном на передачу музыкально-пластическими средствами выразительности интонаций в разучиваемых песнях и прослушиваемых образцах вокальной и инструментальной музыки;

- в театрализации разучиваемых песен, сориентированной на передачу в исполнении вопросительных, восклицательных, повествовательных интонаций; в разыгрывании песен-диалогов, предполагающих перекличку двух хоровых групп и более.

Тема 2. Развитие музыки

Приобретение опыта личностно-окрашенного эмоционально-образного общения учащихся с художественными образцами музыкального искусства во всех видах музыкальной деятельности направлено:

• на постижение ребёнком сущности развития музыки как сопоставления и столкновения чувств и мыс-

лей человека, музыкальных интонаций, тем;

• на обогащение представлений: о зерне-интонации как возможной основе музыкального развития;

• на раскрытие возможностей средств музыкальной выразительности: мелодия, лад, ритм, темп, динамика, тембр, регистр - в развитии музыки;

• на сравнение возможностей композитора как создателя произведения в развитии музыки («композиторское развитие») и исполнителя как создателя исполнительской трактовки произведения («исполнительское развитие») в донесении музыкального произведения до слушателя.

В конкретных видах музыкальной деятельности такой опыт находит вы-ра жение:

- в хоровом пении, направленном на разучивание и исполнение песен, в тематическом материале которых ярко выделяется зерно-интонация и прослеживается его развитие; развитие тематического материала осуществляется на основе точного или варьированного повторения; развитие образной сферы основано на контрасте; процесс разучивания направлен на выразительное исполнение мелодии разучиваемых песен, в том числе с постепенным усилением и уменьшением силы звучности в динамическом диапазоне от p до mf, замедлением или ускорением темпа по знаку дирижёра;

- в игре на простейших музыкальных инструментах, направленной на поиск и воплощение в процессе коллективного инструментального музицирования наилучшего варианта исполнения разучиваемого музыкального образца посредством выявления

особенностей тематического материала и его развития (наличие зерна-интонации, ритмоинтонации, тем-броинтонации), их преобразования в процессе развития; выявления основных приёмов развития, использованных композитором; возможностей самих учащихся с помощью изучаемых средств исполнительской выразительности вносить своё понимание в раскрытие эмоционально-образного содержания музыки;

- в слушании музыкальных произведений, сориентированном на выявление в них особенностей тематического материала и его развития («композиторское развитие»); на сопоставление различных трактовок исполнения одного и того же произведения («исполнительское развитие»); сравнение исполнительских возможностей певцов и инструменталистов -солистов и исполнительских составов (хоров оркестров), которыми они располагают для осуществления «исполнительского развития» (тембровые краски, присущие одному голосу/инструменту, их взаимодополнение в коллективном музицировании; технические возможности одного голоса/инструмента и объединение возможностей нескольких голосов/инструментов);

- в музыкально-композиционном творчестве, сориентированном на поиски возможных способов развития предложенного учащимся тематического материала в виде зерна-интонации, соотношения точного повтора, вариантного повтора и контраста в процессе его развития;

- в музыкально-пластическом интонировании, направленном на передачу музыкально-пластическими средствами особенностей развития в прослу-

шиваемых произведениях, разучиваемых и исполняемых песнях;

- в театрализации разучиваемых песен с предварительным коллективным обсуждением их возможных исполнительских трактовок и изменений, которые они вносят в эмоционально-образную исполнительскую сферу песни.

Тема 3. Выразительные возможности музыкальных форм (построение (формы) музыки)

Приобретение опыта личностно-окрашенного эмоционально-образного общения учащихся с художественными образцами музыкального искусства во всех видах музыкальной деятельности направлено: на постижение ребёнком выразительных возможностей музыкальной формы музыки (построения музыки) как обобщённого выражения художественно-образного содержания произведения; на сравнение выразительных возможностей и особенностей строения музыкальных форм: одночастной, двухчастной (контрастной), трёхчастной (простой), куплетной, вариационной, рондо.

В конкретных видах музыкальной деятельности такой опыт находит выражение:

- в хоровом пении, сориентированном на разучивание и исполнение песен, написанных в одночастной, двухчастной (контрастной), трёхчастной (простой), куплетной, вариационной формах, в форме рондо; на разработку исполнительского плана песен в соответствии с их сюжетным и музыкальным развитием, получившим воплощение в той или иной музыкальной форме;

- в игре на простейших музыкальных инструментах, направленной на пои-

145

146

ски исполнительских средств и передачу в процессе коллективного инструментального музицирования особенностей развития эмоционально-образного содержания в соответствии с музыкальной формой, в которой оно получило воплощение: одночастной; двухчастной (контрастной), трёхчаст-ной (простой), куплетной, вариаци-онной,рондо;

- в слушании музыкальных произведений, направленном на выявление выразительных возможностей строения музыкальных форм: одночастной, двухчастной (контрастной), трёхчаст-ной (простой), куплетной, вариационной, рондо;

- в музыкально-композиционном творчестве, сориентированном на коллективное (на основе сотворчества детей или детей и учителя) развитие предложенного тематического материала в соответствии с особенностями строения изучаемых музыкальных форм;

- в музыкально-пластическом интонировании, направленном на отражение музыкально-пластическими средствами характера музыки и его изменений в соответствии с музыкальной формой произведения;

- в театрализации разучиваемых песен, написанных в одночастной, двухчастной, вариационной формах, в форме рондо.

К окончанию второго класса в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности учащийся получит возможность научиться:

• определять характер музыки, существенные изменения в нём в процессе музыкального развития;

• характеризовать несколькими словами своё настроение, вызванное прослушанной и исполняемой музыкой;

• понимать триединство деятельности: композитор-исполнитель-слу-ша тель;

• понимать и применять термины зерно-интонация, темброинтонация, ритмоинтонация; выразительные и изобразительные интонации;

• понимать и применять термины темп, динамика,, тембр, ритм, регистр, мелодия, аккомпанемент;

• характеризовать возможности, имеющиеся у исполнителей для раскрытия своего понимания музыкального произведения (изменения темпа, динамики, тембра, артикуляции);

• понимать строение и выразительные возможности музыкальных форм: одночастной, двухчастной (контрастной), трёхчастной (простой), куплетной, вариационной, рондо;

• прослеживать связь между характером музыки, средствами музыкальной выразительности и особенностями изученных музыкальных форм;

• узнавать на слух изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

• применять термины нотный стан, такт, тактовая черта, размер (2/4, 3/4, 4/4); паузы (четвертные, половинные); интервал, аккорд, трезвучие; лад (мажор, минор); вступление, куплет, запев, припев, мотив, фраза, предло же ние;

• определять местоположение нот на нотном стане в первой октаве;

• понимать графическое обозначение размеров (2/4, 3/4, 4/4);

• представлять расположение нот на клавиатуре фортепиано;

• исполнять по нотам ритм выученных песен в объёме изученных ритмических формул с использовани-

ем ритмослогов, ручных знаков, осваиваемых ударных инструментов;

• следить по нотной записи за направлением движения мелодии (по-ступенное движение мелодии, движение мелодии с терцовыми ходами (интонация «зова кукушки»), движение по звукам мажорного и минорного трезвучий; со скачками на квинту (У-1; 1-У ступени);

В результате освоения конкретных видов музыкальной деятельности учащийся получит возможность научиться: 1) в вокально-хоровой деятельности: передавать как общий характер и настроение в разученных песнях, так и их изменения в процессе развития; выявлять в разучиваемых песнях наиболее выразительные интонации и находить исполнительские средства для их передачи в собственном пении; принимать участие в разработке с помощью учителя исполнительского плана песни; обогащать свой исполнительский репертуар выученными в классе песнями напевного, танцевального, маршевого характера, песнями с развёрнутым сюжетным развитием, с элементами изобразительности и исполнять их как с сопровождением, так и без сопровождения; петь вместе с другими детьми двухголосные песни, в которых нижний голос поёт учитель; петь свою партию в песнях с элементами двухголосия, с подголосками, исполняемыми более подготовленными учащимися; исполнять с одноклассниками песни диалогического характера с поочерёдным вступлением голосов и «перениманием мелодической инициативы» от одной группы поющих к другой; соблюдать правильную певческую позицию в процессе исполнения песен различного эмо-

ционального содержания; делать бесшумный быстрый вдох в относительно подвижных песнях; применять мягкую и твёрдую атаку звука в соответствии с жанровой основой и темпом разучиваемой песни; петь напевным, мягким, лёгким, полётным, прикрытым звуком в соответствии с песенной, танцевальной и маршевой основой музыки; отчётливо произносить согласные в середине и в конце слов, в закрытых слогах относить согласную к следующему слогу; утрированно произносить удлинённое звучание согласного [р] по показу дирижёра; произносить текст песни шёпотом с утрированным проговаривани-ем сложных согласных, акцентированным произнесением труднопроизносимых согласных; петь в динамическом диапазоне от р до т/ с различными динамическими оттенками; петь в певческом диапазоне сексты (с1 - а1); при пении следовать дирижёрским жестам, обращённым к разным группам учащихся в процессе поочерёдного пения и пения простейших подголосков; слушать себя и других детей в процессе унисонного пения с сопровождением и без сопровождения; петь с названиями нот выученные по слуху мелодии, в том числе с выписанными подголосками; исполнять по нотам ритм выученных песен в объёме изученных ритмических формул с использованием ритмослогов; петь мелодии по нотной записи в пределах изученных ступеней;

2) в музыкально-инструментальной деятельности: играть на осваиваемых музыкальных инструментах наиболее характерные интонации разучиваемых песен; играть в соответствии с характером музыки партию «своего» инструмента в аккомпанементе к разу-

147

148

чиваемой песне или к музыкальной пьесе, исполняемой учителем; исполнять один и тот же музыкальный материал (мелодия песни, аккомпанемент к ней) в разных исполнительских трактовках; выбирать из нескольких вариантов наиболее соответствующий образно-эмоциональному содержанию музыки; исполнять по нотам ритм выученных песен в объёме изученных ритмических формул с использованием осваиваемых музыкальных инструментов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) в музыкально-слушательской деятельности: различать речевую и музыкальную интонации; различать на слух элементы музыкальной речи: темп, динамика, тембр, ритм, регистр, мелодия, аккомпанемент, лад (мажор, минор) и прослеживать их связь с эмоционально-образным содержанием в прослушанном музыкальном произведении; сравнивать различные исполнения музыкального произведения в сольном (инструментальном и вокальном) и коллективном (оркестровом и хоровом) звучании, в различных исполнительских трактовках в плане характера звучания, изменения темпа, динамики, тембра; выявлять зёрна-интонации, темброинтонации, ритмоинтонации; выразительные и изобразительные интонации в прослушиваемых музыкальных произведениях; слышать в прослушиваемой музыке строение произведений, написанных в одночастной, двухчастной (контрастной), трёхчастной (простой), куплетной, вариационной форме, в форме рондо; характеризовать выразительные возможности этих форм;

4) в музыкально-композиционном творчестве: применять термины импровизация, сочинение музыки; осущест-

влять «омузыкаливание» речевой интонации с определённым эмоциональным содержанием (радость, грусть и др.) и на этой основе сочинять мелодии (4 такта); предлагать свои варианты развития предложенного тематического материала в виде зерна-ин то на ции с использованием точного повтора, вариантного повтора и контраста;

5) в музыкально-пластической деятельности: передавать художественно-образными музыкально-пластическими средствами выразительность отдельных элементов музыкальной речи в прослушиваемом музыкальном произведении и музыкального образа в целом; следить в процессе пения за направлением движения мелодии и отображать его соответствующими музы каль но-пласти че с-кими средствами (поступенное движение мелодии, движение мелодии с терцовыми ходами (интонация «зова кукушки»), движение по звукам мажорного и минорного трезвучий; со скачками на квинту (У-1; 1-У ступени); использовать выразительные возможности «звучащих жестов» (хлопки, шаги) в музыкально-пластическом интонировании; применять вспо мо га тель но-ди дакти ческие музы каль но-пласти че ские сред ства при пении по ручным знакам, по графическим моделям; при тактировании на две, три и четыре доли;

6) в музыкально-театрализованной деятельности: принимать участие в театрализованном исполнении песен-диалогов; в разработке вместе с одноклассниками под руководством учителя исполнительского плана театрализации песен с учётом форм, в которых они написаны; согласовывать и координировать свою деятельность с дея-

тельностью других учащихся в процессе театрализации песен.

Завершить учебный год заключительным уроком-концертом для родителей, учителей школы, демонстрируя новый уровень музыкальной культуры в различных проявлениях творческой исполнительской, слушательской, композиционной деятельности, осуществляемой на уроках музыки и во внеурочной хоровой и инструментальной коллективной и сольной деятельности, в том числе вместе с родителями.

ТРЕТИЙ КЛАСС

Тема 1. Музыка моего народа и других народов России

Приобретение опыта личностно-окрашенного эмоционально-об раз но-го общения учащихся с художественными образцами музыкального искусства во всех видах музыкальной деятельности направлено: на обогащение представлений ребёнка о музыкальных произведениях, ставших символами единства народов нашей страны в годы борьбы с фашизмом, и музыкальных произведениях отечественных композиторов, получивших популярность у народов разных стран и признанных в мировом сообществе музыкальными символами нашей страны; на постижение ребёнком основных отличий народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами; на выявление сущности музыкального фольклора как особой формы самовыражения, места музыки в народных обычаях и обрядах; на прослеживание интонационной близости на-

родного пения и родной речи, органической связи народной музыки с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на музыкальных инструментах, использование различных способов варьирования как характерной особенности народной музыки; на нахождение народных истоков в творчестве композиторов.

В конкретных видах музыкальной деятельности такой опыт находит выражение:

- в разучивании и исполнении русских народных песен и песенных образцов музыкального фольклора других народов России для прочувствования своеобразия их интонационного развития и приобретения опыта воплощения его в собственном пении; в разучивании мелодий песен, ставших музыкальными символами нашей страны;

- в игре на простейших музыкальных инструментах, направленной на исполнение аккомпанемента к разучиваемым народным песням, народных плясовых ритмов и наигрышей с имитацией характера звучания народных инструментов;

- в слушании произведений отечественных композиторов, ставших музыкальными символами нашей страны, и раскрытии их исторической роли; в слушании русских народных песен (историческая, трудовая, хороводная, свадебная, плясовая, шуточная, былина, частушка) и наигрышей, песенных и инструментальных образцов музыкального фольклора других народов России с целью вхождения в их интонационное своеобразие; в знакомстве с наиболее популярными народными музыкальными инструментами и сравнении их тембровой окраски; в знакомстве с особенностями звучания

149

150

различных составов оркестров народных инструментов; в прослеживании народных истоков в творчестве композиторов; в выявлении песенности, танцевальности, маршевости в образцах профессионального музыкального искусства;

- в музыкально-композиционном творчестве, сориентированном на сочинение (импровизацию) музыкального тематизма (фразы, предложения) на основе попевок, типичных для изученных образцов народной музыки и способов его развития в народных традициях: точного и варьированного повтора основного интонационного зерна, приёмов «сбрасывания» звука и глиссандирования с опорой на поэтические тексты фольклорного происхождения;

- в музыкально-пластическом интонировании, направленном на освоение простейших танцевальных движений, характерных для народных песен и танцев;

- в театрализации разучиваемых песен, разыгрывании народных песен; в приобретении опыта участия в народных музыкальных играх; в создании сценических композиций, основанных на раскрытии истоков рождения песен-символов нашей страны и их исторической роли в жизни народов России.

Тема 2. Музыка народов мира

Приобретение опыта личностно-окрашенного эмоционально-образного общения учащихся с художественными образцами музыкального искусства во всех видах музыкальной деятельности направлено на обогащение представлений ребёнка об интонационном своеобразии народного музыкального творчества и профессио-

нального музыкального искусства народов разных стран.

В конкретных видах музыкальной деятельности такой опыт находит вы-ра жение:

- в хоровом пении народных песен и песен, сочинённых композиторами других стран, с передачей интонационного своеобразия музыки разных народов в собственном пении, ориентации при их разучивании на нотную запись;

- в игре на простейших музыкальных инструментах, направленной на приобретение опыта исполнения типичных для музыки того или иного народа мелодических и ритмических интонаций;

- в слушании музыкальных образцов народного музыкального творчества и профессионального музыкального искусства разных народов, в выявлении наиболее характерных для них интонационных особенностей; в сравнении народной манеры пения у разных народов, тембровой окраски звучания народных музыкальных инструментов, получивших широкое признание не только в «родной» для них стране, но и в мире.

- в музыкально-композиционном творчестве, сориентированном на приобретение учащимися опыта передачи в своих творческих исканиях интонационных особенностей, типичных для музыки разных народов, с которой они знакомятся на уроках музыки;

- в музыкально-пластическом интонировании, направленном на знакомство и попытки воплощения в своём творческом опыте танцевальных движений, характерных для изучаемых фольклорных музыкальных образцов народов других стран;

- в театрализации разучиваемых песен народов разных стран с использованием всех осваиваемых детьми видов исполнительской музыкальной деятельности, сориентированных на выявление в своём исполнении их национальной специфики.

К окончанию третьего класса в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности учащийся получит возможность научиться:

• характеризовать эмоционально-образное содержание музыкального фольклора и профессиональной музыки своего народа, других народов нашей страны и других народов мира в процессе всех видов музыкальной деятельности на уроке;

• характеризовать своё настроение, вызванное прослушиваемыми и исполняемыми образцами русской музыки, музыки народов России и других стран мира;

• понимать и применять термины народная музыка, композиторская музыка; русская музыка, музыка народов России, музыка других народов мира;

• узнавать на слух жанры русских народных песен: историческая, трудовая, хороводная, свадебная, плясовая, шуточная, былины, частушки;

• узнавать на слух изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

• знать местоположение нот на нотном стане в диапазоне лям - миг октавы и петь по нотам разученные песни;

• понимать значение терминов диез, бемоль; пунктирный ритм; канон, подголосок; solo, tutti, партитура;

• понимать и уметь исполнять длительности: нота с точкой (четверть с точкой); паузы (восьмые);

• следить по нотной записи за развитием мелодической линии в ти-

пичных для русских народных песен терцовых, секундовых и квартовых интонациях (попевки в малообъёмных ладах со структурой: бЗ/мЗ + 62 вверх/вниз) и её ритмической организацией (ритмическими формулами, состоящими из четвертей, восьмых и половинных нот, пауз четвертных и половинных).

В результате освоения конкретных видов музыкальной деятельности учащийся получит возможность научиться:

1) в вокально-хоровой деятельности: обогащать свой исполнительский репертуар русскими народными песнями, песнями других народов России и других стран, авторскими песнями отечественных и зарубежных композиторов; исполнять их как с сопровождением, так и без сопровождения; исполнять свою партию в канонах, в песнях с «перениманием мелодической инициативы» от одной группы поющих к другой; с подголосками; следить за своей осанкой и правильным положением тела в процессе пения народных песен различного эмоционального содержания и их театрализации; самостоятельно распределять дыхание в песнях кан-тиленного характера на относительно развёрнутую фразу; петь напевным, мягким, лёгким, полётным, прикрытым звуком; с приёмами звукове-дения: legato, non legato; с народными приёмами пения: «сбрасывание» звука, «слово-обрыв», глиссандо; применять принятую в народном пении орфоэпию при исполнении народных песен; петь в динамическом диапазоне от p до mf с различными динамическими оттенками; петь в певческом диапазоне октавы (c1 - с2); следовать дирижёрским жестам, показывающим характер звуковедения legato

151

152

и non legato и обращённым к разным группам учащихся в процессе разучивания и исполнения канонов; слушать себя и своих товарищей в процессе пения; соотносить звучание одной хоровой партии со звучанием другой партии; петь по нотной записи освоенные интонационные комплексы; петь с названиями нот выученные по слуху мелодии, в том числе с ориентацией на запись канонов в двухголосной партитуре;

2) в музыкально-инструментальной деятельности: исполнять простейшие разученные на занятиях коллективным инструментальным музицированием аккомпанементы к песням и танцам своего народа и других народов России; исполнять по нотам ритм выученных песен в объёме изученных ритмических формул с использованием осваиваемых музыкальных инструментов; читать по нотной записи ритмическую партию отдельного музыкального инструмента (ложки, деревянные бруски, бубен, маракасы, трещотки и др.);

3) в музыкально-слушательской деятельности: понимать роль гимна России в жизни страны; узнавать на слух народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности; различать на слух русскую музыку, музыку других народов России и других стран, с которой учащиеся познакомились на уроках; знать внешний вид и различать характер звучания народных инструментов (балалайка, домра, гусли, баян), а также наиболее популярных инструментов в том регионе, где проживают дети; различать тембровую окраску различных составов оркестров народных инструментов, со звучанием которых учащиеся знако-

мились в процессе слушания образцов народной музыки; узнавать знакомые народные мелодии в сочинениях композиторов;

4) в музыкально-композиционном творчестве: сочинять мелодии, осуществлять ритмические, пластические и инструментальные импровизации на тексты народных песенок, по-певок, закличек;

5) в музыкально-пластической деятельности: выражать музыкально-пластическими средствами интонационные особенности музыки народов России на примере одной/нескольких республик (по выбору ребёнка); исполнять по нотам ритм выученных песен в объёме изученных ритмических формул с использованием ручных знаков, звучащих жестов;

6) в музыкально-театрализованной деятельности: принимать участие в разыгрывании народных игровых песен, песен-диалогов, песен-хороводов; народных обрядов; передавать в процессе театрализации народных песен их национальную специфику; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального воплощения различных образов русского фольклора).

Завершить учебный год заключительным уроком-концертом для родителей, учителей школы, демонстрируя новый уровень музыкальной культуры в различных проявлениях творческой исполнительской, слушательской, композиционной деятельности, осуществляемой на уроках музыки и во внеурочной хоровой и инструментальной коллективной и сольной деятельности, в том числе вместе с родителями.

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

Тема 1. Музыкальный образ

Приобретение опыта личностно-окрашенного эмоционально-образного общения учащихся с художественными образцами музыкального искусства во всех видах музыкальной деятельности направлено: на раскрытие многообразия музыкальных образов (лирические, эпические, драматические, комические); на погружение ребёнка в интонационно-образную природу музыкального искусства; на постижение им музыкального образа как воплощения творческого замысла композитора; на раскрытие возможностей исполнителя в создании исполнительского образа музыкального произведения; на выявление причин сосуществования различных возможных трактовок музыкального образа слушателями.

В конкретных видах музыкальной деятельности такой опыт находит выражение:

- в хоровом пении, сориентированном на исполнение песен в соответствии с исполнительскими трактовками, рождёнными в результате коллективного обсуждения предложенных детьми исполнительских вариантов и выбора лучшего из них в плане воплощения музыкального образа;

- в игре на простейших музыкальных инструментах аккомпанемента к разучиваемой песни, направленной на воплощение представления о её музыкальном образе и обогащении его новыми инструментальными красками;

- в слушании музыкальных произведений академической и народной музыки различных жанров и стилей с характеристикой их образной сферы; в сопоставлении различных исполни-

тельских трактовок одного и того же произведения и их соотнесения с музыкальным образом; в сравнении нескольких различных представлений детей о музыкальном образе прослушанного произведения, в выявлении в них общего и особенного; в сравнении специфики образной сферы вокальной, вокально-инструментальной и инструментальной музыки как музыки, сопряжённой со словесным текстом, и без него;

- в музыкально-пластическом интонировании, направленном на воплощение художественно-образными музыкально-пластическими средствами музыкального образа произведения;

- в музыкально-композиционном творчестве, ориентированном на преобразование заданного музы-кально-тема ти ческого материала (фразы) в соответствии с предложенным её образным наполнением (лирическим, эпическим, драматическим, комическим);

- в театрализации разучиваемых песен с различной интерпретацией их образной составляющей (один и тот же сюжет приобретает лирическую, эпическую, драматическую и комическую направленность).

Тема 2. Музыкальная жизнь страны - это и моя жизнь

Приобретение опыта личностно-окрашенного эмоционально-образного общения учащихся с художественными образцами музыкального искусства во всех видах музыкальной деятельности направлено на постижение ребёнком возможных форм его участия в музыкальной жизни страны по мере обогащения представлений о её многообразии: музыкальная работа, проводимая школой, где он учится, в сво-

153

154

ём регионе; региональные, общероссийские и международные музыкальные праздники, конкурсы и фестивали юных музыкантов; знакомство с репертуаром ведущих музыкальных театров и концертных залов страны, музыкальные экспозиции в музеях, музыкальные теле- и радиопередачи для детей.

Включение каждого ребёнка вместе с его одноклассниками в коллективную музыкально-просветительскую работу как обобщение накопленного за время изучения музыки опыта общения с музыкальным искусством с целью почувствовать себя активным участником музыкальной жизни своей школы, своего региона и раскрыть свои творческие возможности в различных видах музыкальной деятельности в качестве:

- участника хорового коллектива, певца-солиста, способного грамотно и выразительно спеть несколько любимых песен;

- оркестранта, способного исполнить вместе с одноклассниками аккомпанемент к песням, входящим в репертуар классного хора;

- любителя музыки, имеющего свой багаж любимых музыкальных произведений и способного рассказать о них учащимся младших (1-3) классов, учителям школы, родителям;

- музыкального «критика», способного охарактеризовать качество своего пения и пения других учащихся, принять участие в качестве члена виртуального школьного жюри российских и международных телевизионных конкурсов юных музыкантов и составления своего рейтинга оценки качества исполнения его участников;

- исполнителя одной из ролей в музыкальном спектакле, подготовленном

классом для праздника, посвящённого окончанию начальной школы.

К окончанию четвёртого класса в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности учащийся получит возможность научиться:

• эмоционально-образно воспринимать и характеризовать образную сферу изучаемых музыкальных произведений, воплощать её в своей исполнительской деятельности;

• понимать сущность понятия музыкальный образ и применять его в своей музыкальной деятельности;

• характеризовать своё настроение, вызванное прослушанной и исполняемой музыкой;

• узнавать на слух изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

• читать по нотам ритм разучиваемых песен в объёме изученных ритмических формул с использованием ритмослогов, ручных знаков, игры на освоенных музыкальных инструмен тах;

• читать по нотной записи ритмической партитуры партию отдельного музыкального инструмента (ложки, деревянные бруски, бубен, марака-сы, трещотки, свирель) и соотносить её с партиями других инструментов;

• петь по нотной записи мелодии, в основе которых лежат изученные мелодические обороты;

• правильно оценивать результаты своей музыкальной деятельности.

В результате освоения конкретных видов музыкальной деятельности учащийся получит возможность научиться:

1) в вокально-хоровой деятельности: исполнять гимн России вместе с другими учащимися; грамотно и выразительно спеть соло несколько своих любимых песен из школьного ре-

пертуара для учащихся младших классов, родителей; обогащать свой исполнительский репертуар народными и авторскими песнями, исполнять их вместе с одноклассниками на концертах, школьных праздниках, выступлениях перед другими детьми; самостоятельно следить за своей осанкой и правильным положением тела в процессе пения песен различного эмоционального содержания и театрализации песен разных исторических эпох; петь фразы на цепном дыхании; распределять дыхание при исполнении песен с различными динамическими оттенками от р до mf; петь напевным, мягким, лёгким, полётным, прикрытым звуком; применять приёмы звуковедения legato, non legato, сохранять позиционную ровность звучания гласных в рабочем певческом диапазоне; соотносить применяемые в процессе пения правила орфоэпии с жанром исполняемого произведения; петь в динамическом диапазоне от p до mf с различными динамическими оттенками и выделением с помощью различных штрихов значимости отдельных слов; петь в хоре в удобном для своего голоса диапазоне: верхние голоса: (c1 - d2), нижние голоса: (ам - а1); следовать дирижёрским жестам, показывающим характер звуковедения legato и non legato, акценты и обращённым к разным группам учащихся в процессе разучивания и исполнения доступных двухголосных песен, в том числе канонов; слушать себя и своих товарищей в процессе пения различных видов хорового ансамбля (мелодическом, ритмическом, динамическом, гармоническом, полифоническом (канон)) и соотносить звучание своего голоса с звучанием других голосов;

петь без сопровождения одноголосные и двухголосные песни (в ансамбле); разучивать мелодии песен с опорой на нотную запись в объёме изученных мелодических оборотов;

2) в музыкально-инструментальной деятельности: исполнять на простейших музыкальных инструментах (освоение которых осуществляется в основном на уроках коллективного инструментального музицирования) мелодии знакомых песен, в том числе из популярных в детской среде мультфильмов, кинофильмов; аккомпанементы к разучиваемым и исполняемым на уроках песням, прослушанным музыкальным произведениям; играть по нотной записи партию отдельного музыкального инструмента в музыкальном образце, изучение которого осуществлялось на уроках коллективного инструментального музицирования;

3) в музыкально-слушательской деятельности: характеризовать музыкальный образ в прослушанном музыкальном произведении лирической, эпической, драматической, комической направленности; сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения с выявлением в них общего и особенного; характеризовать свой слушательский образ, который возник в результате прослушивания нового музыкального произведения и его обогащения после повторных прослушиваний, в том числе в разных исполнениях; рассказать о нескольких своих любимых музыкальных произведениях: их образном содержании, исполнителях, интересных «биографических» данных; оценивать качество исполнения произведений юными музыкантами на концертах, фестива-

155

156

лях, конкурсах и выражать собственное мнение в виде порядка присуждения им призовых мест;

4) в музыкально-композиционном творчестве: воплощать на основе накопленного интонационно-слухового опыта или на основе предлагаемых учителем ритмических, мелодико-рит-мических, жанровых моделей свой художественный замысел в виде импровизации, создания простейших музыкальных композиций с различным образ но-эмоциональным содержанием; участвовать в коллективном сочинении музыки;

5) в музыкально-пластической деятельности: передавать средствами художественно-образной музыкально-пластической деятельности музыкальный образ прослушиваемого / разучиваемого произведения и изменения в нём, происходящие в процессе музыкального развития; применять вспомогательно-дидактические жесты (ручные знаки) при разучивании новой песни по графическим моделям и нотной записи;

6) в музыкально-театрализованной деятельности: изменять трактовку исполняемой роли при театрализации одной и той же песни с ориентацией на её прочтение в различных образных интерпретациях (с лирической, эпической, драматической, комической направленностью); общаться и взаимодействовать с другими участниками в процессе коллективного музыкально-театрализованного действа; исполнять одну из ролей в музыкальном спектакле, подготовленном к празднику, посвящённому окончанию начальной школы.

Завершить начальную школу заключительным уроком-концертом для родителей, учителей школы, де-

монстрируя новый уровень музыкальной культуры в различных проявлениях творческой исполнительской, слушательской, композиционной деятельности, осуществляемой на уроках музыки и во внеурочной хоровой и инструментальной коллективной и сольной музыкальной деятельности, в том числе вместе с родителями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итог сказанному, подчеркнём, что реализация представленного концептуального подхода к разработке новой программы по музыке для начальной школы позволит достичь наибольшей результативности при условии взаимодополняемости урока музыки и внеурочных музыкальных занятий хоровым пением и коллективным инструментальным музицированием.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 с внесёнными в него изменениями в соответствии с приказом от 26 ноября 2010 г. № 1241 / Режим доступа: http:// standart.edu.ru/catalog.aspx?Catalog Id=959

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е. С. Савинов. - 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2013. - 223 с.

3. Асафьев, Б. В. Музыка в современной общеобразовательной школе // Б. В. Асафьев. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / под ред. Е. М. Орловой. - М.; Л.: Музыка, 1965. - С. 52-66.

4. Теплое, Б. М. Избранные труды [Текст] : в 2 т. Т. 1 / Б. М. Теплов. - М. : Педагогика, 1985. - 328 с.

5. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы [Текст] // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы / Д. Б. Кабалевский. - М. : Просвещение, 2004. -С. 5-18.

6. Медушевский, В. В. Углублять концепцию музыкального образования [Текст] / В. В. Медушевский // Советская музыка. - 1981. -№ 9. - С. 52-59.

7. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов искусств и культуры / В. Н. Холопова; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. - СПб. : Лань, 2000. -319 с.

8. Неменский, Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить [Текст] : книга для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский. - М. : Просвещение, 2012. - 240 с.

9. Мелик-Пашаев, А. А. Многоголосие в Общественной палате [Текст] / А. А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. - 2013. -№ 4. - С. 5-6.

10. Торопова, А. В. Музыкальная психология и психология музыкальной деятельности [Текст] : учеб. пособие. - 3-е изд., доп. / А. В. Торопова. - М. : ГРАФ-ПРЕСС, 2010. - 240 с.

11. Иофис, Б. Р. Импровизация и сочинение на уроке музыки в школе [Текст] / Б. Р. Иофис // Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, 16-17 ноября 2006 г. «Наследие О. А. Апраксиной и музыкальное образование в XXI веке». - М. : МПГУ, 2006. - С. 252-257.

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.