Научная статья на тему 'Истоки становления дошкольного и  начального музыкального образования в  Казани: вторая половина XVIII  – начало XX века'

Истоки становления дошкольного и  начального музыкального образования в  Казани: вторая половина XVIII  – начало XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
411
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL AND ELEMENTARY MUSIC EDUCATION / НАЧАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CHILDREN'S MUSIC SCHOOL / КАЗАНЬ / ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ САД / CHILDREN'S MUSIC GARDEN / ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / РАННЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. / EARLY MUSICAL DEVELOPMENT.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Салитова Ф. Ш.

В статье освещаются наиболее значимые явления и характерные особенности становления дошкольного и начального музыкального образования в Казани (вторая половина XVIII – начало ХХ века). Внимание акцентируется на следующих образовательных учреждениях города, в которых велась работа по реализации форм и методов раннего музыкального развития детей: музыкальные классы при Первой Казанской мужской гимназии (1758), частные музыкальные школы Л. К. Новицкого (1870) и А. А. Орлова-Соколовского (1886). Особо выделяется разносторонняя музыкально-педагогическая деятельность Р. А. Гуммерта, который при своей частной музыкальной школе, открытой в 1891 году, организовал Детский музыкальный сад (1898). Для реализации этого проекта он разработал специальную программу последовательного развития природных музыкальных данных детей преимущественно на базе хорового пения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights the most important phenomenon and characteristic features of pre-school and elementary music education in Kazan (second half of XVIII – beginning of XX centuries). The focus is on the following educational institutions of the city, in which the work was carried out on the forms and methods of early musical development: music classes at the first of the Kazan Gymnasium (1758), private music schools l. Novitsky (1870) and A. Orlov-Sokolovsky (1886). Highlight the diverse musical-pedagogical activity of R. Gummert, who, in his private music school opened in 1891 year, organized the «Сhildren’s musical Garden» (1898). For this project he developed a special program of coherent development of natural music data of children mainly based on choral singing.

Текст научной работы на тему «Истоки становления дошкольного и  начального музыкального образования в  Казани: вторая половина XVIII  – начало XX века»

ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНИ: ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII - НАЧАЛО XX ВЕКА

Ф. Ш. Салитова,

Российский новый университет (Климовский филиал) Р. Р. Султанова,

преподаватель Детской музыкальной школы № 8 г. Казани

Аннотация. В статье освещаются наиболее значимые явления и характерные особенности становления дошкольного и начального музыкального образования в Казани (вторая половина XVIII - начало ХХ века). Внимание акцентируется на следующих образовательных учреждениях города, в которых велась работа по реализации форм и методов раннего музыкального развития детей: музыкальные классы при Первой Казанской мужской гимназии (1758), частные музыкальные школы Л. К. Новицкого (1870) и А. А. Орлова-Соколовского (1886). Особо выделяется разносторонняя музыкально-педагогическая деятельность Р. А. Гуммерта, который при своей частной музыкальной школе, открытой в 1891 году, организовал Детский музыкальный сад (1898). Для реализации этого проекта он разработал специальную программу последовательного развития природных музыкальных данных детей преимущественно на базе хорового пения.

Ключевые слова: дошкольное музыкальное образование, начальное музыкальное образование, Казань, детский музыкальный сад, детская музыкальная школа, раннее музыкальное развитие детей.

151

Summary. The article highlights the most important phenomenon and characteristic features of preschool and elementary music education in Kazan (second half of XVIII - beginning of XX centuries). The focus is on the following educational institutions of the city, in which the work was carried out on the forms and methods of early musical development: music classes at the first of the Kazan Gymnasium (1758), private music schools l. Novitsky (1870) and A. Orlov-Sokolovsky (1886). Highlight the diverse musical-pedagogical activity ofR. Gummert, who, in his privatemusicschoolopenedin1891 year, organizedthe«Children's musical Garden» (1898). For this project he developed a special program of coherent development of natural music data of children mainly based on choral singing.

Keywords: preschool and elementary music education, children's music garden, children's music school, early musical development.

152

Детское музыкальное образование в Казани имеет давние исторические корни. Его зарождение связано с интенсивным социально-экономическим и культурным развитием этого города, ставшего в XVIII веке административным центром обширной Казанской губернии с соответствующей данному статусу инфраструктурой.

В период царствования императрицы Екатерины II был учреждён «Казанский приказ общественного призрения» (1781), которому поручалось устройство общественных учреждений для воспитания сирот. Так появились Казанский сиротский дом, детские приюты и дома трудолюбия, куда принимались дети с 4-5 лет, с которыми велась определённая работа по раннему музыкальному развитию преимущественно на основе обучения азам богослужебного пения. Так начиналось становление в Казанской губернии системы дошкольного музыкального воспитания.

Истоки начального музыкального образования в Казани также относятся к XVIII веку. В открытой в 1722 году Казанской славяно-латинской школе при Фёдоровском монастыре, преобразованной в 1732 году в семинарию, велось обучение не только церковному, но и светскому пению, а также игре на музыкальных инструментах учащихся всех возрастов. В этом же учебном заведении были предприняты первые опыты постановок в Казани публичных спектаклей.

Особое внимание светским формам музыкального искусства стало уделяться в открывшейся в 1758 году первой Казанской мужской гимназии, которая функционировала согласно уставу и программе Московского университета. Светская музыка и танцы

преподавались в гимназии в числе обязательных дисциплин. Первые в российской провинции музыкальные классы при гимназии стали непосредственным истоком зарождения музыкального образования в Казанской губернии. Эти классы гимназисты начинали посещать с первых лет обучения. Кроме того, внеаудиторной формой эстетического воспитания учащихся являлись театральные постановки, содержащие много музыки. В ту эпоху сколь популярны, столь и обязательны были «балеты», посвящавшиеся царственным особам. Поэтому пьесы, которые обычно сочиняли преподаватели гимназии, чаще всего представляли собой панегирики, восхвалявшие и прославлявшие «российскую Минерву» - императрицу Екатерину II.

Поскольку Казанская гимназия являлась подведомственной Московскому университету, то информация о подобных событиях помещалась и в газетах «второй столицы». В частности, на страницах «Московских ведомостей» от 28 мая 1773 года сообщалось: «В гимназии 22 мая читана была похвальная её императорскому величеству ода. Затем вышли пять малолетних благородных юношей и столько же малолетних благородных девиц в пастушьей одежде и представили при инструментальной музыке, игранной гимназистами, балет» [1].

В дальнейшем преподаватели гимназии считали особо полезным ансамблевое инструментальное музицирование (фортепиано, скрипка, виолончель, духовые инструменты), о чём можно судить по некоторым из ежегодных отчётов этого учебного заведения, в которых указано наличие в репертуаре музыкальных клас-

сов дуэтов (1802) [2, л. 3], квартетов (1856/57 учебный год) [Там же, л. 87]. В своей «Исторической записке о 1-й Казанской гимназии» В. Владимиров сообщает, что в 1861 году «инструментальной музыкой занимались 14 человек у учителя И. Мукка два раза в неделю; из них 10 играли на скрипке, двое на флейте и двое на виолончели, что позволило создать оркестр» [3, с. 481].

На протяжении XIX века в Казани активно развивалось любительское музицирование, создавались музыкально-общественные объединения («Казанский кружок любителей музыки», «Казанское общество любителей изящных искусств» и др.). Большое распространение получила деятельность частных преподавателей музыки. Особой популярностью пользовались вокальные классы К. Гриняски и С. Гилёва.

К 1875 году в городе насчитывалось пять гимназий, несколько десятков начальных школ и народных училищ. Главным в учебных программах являлось церковное пение, с которым неотъемлемо было связано религиозное, нравственное и патриотическое воспитание. Вместе с тем в большинстве учебных заведений постепенно утверждались формы общего музыкального развития детей светской направленности. Однако далеко не всегда светская музыка включалась в программы обучения в качестве обязательной дисциплины, составляя один из видов внеаудиторной работы.

Появление специальных музыкальных учебных заведений в Казани относится ко второй половине XIX века. Организаторами платных и бесплатных частных музыкальных школ стали выдающиеся музыканты и педа-

гоги того времени, глубоко преданные своему делу: Л. К. Новицкий, В. Н. Пас-халов и А. А. Орлов-Соколовский. Первой открылась школа Л. К. Новицкого, что стало знаменательным событием, обозначившим начало профессионализации музыкального образования в городе. Согласно сохранившимся сведениям, формированию начальной ступени музыкального обучения малолетних детей в большей степени способствовали две школы -Л. К. Новицкого и А. А. Орлова-Соколов ского.

Пианист, дирижёр, композитор и музыкально-общественный деятель Людвиг Казимирович Новицкий, получивший музыкальное образование в консерватории, свою творческую и педагогическую деятельность начал в Варшаве, но в 60-е годы XIX века за участие в революционном движении был выслан из Польши. Некоторое время он жил и работал в Уфе, где под его руководством получила начальное музыкальное образование знаменитая впоследствии пианистка Вера Тима-нова. Л. К. Новицкий известен как автор двух обстоятельных трудов - «Полная теоретико-практическая школа, или Руководство к достижению правильной и основательной игры на фортепиано» (1850) и «Фортепианная школа» (1859).

В 1870 году Л. К. Новицкий принял решение открыть свою частную музыкальную школу и 2 мая подал прошение на имя казанского губернатора: «Желая по мере сил моих способствовать развитию музыкальных искусств в г. Казани, я намерен открыть у себя на дому Музыкальные классы, в которых будут преподаваться: игра на фортепиано, хоровое пение православной церкви и светское, уроки пения

153

154

и генерал-бас, - посему имею честь всепокорнейшее просить Ваше Превосходительство разрешить мне открыть таковые классы» [4, л. 1].

В ответ на своё ходатайство податель получил необходимое разрешение: «Дано сие свидетельство от Казанского Губернатора Дворянину Люд-вику Каземиру Новицкому в том, что ему разрешается открыть в г. Казани в своей квартире музыкальную школу и производить в ней преподавание уроков музыки и пения, в чём удостоверяю подписью с приложением печати» [Там же, л. 3].

Цель создания своей школы Л. К. Новицкий видел прежде всего в подготовке профессиональных музыкантов, ориентируясь как на образец на западноевропейские консерватории. Вместе с тем, определяя структуру учебного заведения, он был вынужден исходить из существующих реалий, потребностей и пожеланий населения Казани. Поэтому основной контингент школы составляли малолетние учащиеся, преимущественно занимавшиеся в классе фортепиано, который вёл сам Л. К. Новицкий. Также популярностью пользовался вокальный (хоровой) класс, где преподавал К. П. Соколов.

Л. К. Новицкий стремился к тому, чтобы его ученики, независимо от возраста, принимали посильное участие в публичных концертах. Эти выступления имели большой резонанс и охотно посещались публикой. Вырученные средства часто шли на благотворительность: в пользу «недостаточных студентов», «Казанского общества земледельческих колоний и ремесленных приютов», «Благотворительного дамского отделения при Казанском попечительном о бедных ко-

митете», «Императорского Человеколюбивого Общества», в пользу нуждающихся учеников Второй Казанской гимназии и др. Такая направленность концертной деятельности имела большое воспитательное значение.

Музыкальная школа Л. К. Новицкого просуществовала до конца жизни её создателя - шестнадцать лет [5, с. 6]. Она стала важным связующим звеном между этапом любительского музицирования и началом становления специального (в том числе начального) музыкального образования в Казани.

Выпускник Московской консерватории, композитор, дирижёр и педагог Александр Александрович Орлов-Соколовский с 1886 года вёл разностороннюю творческую деятельность в Казани, прежде всего как дирижёр оперы в антрепризе П. Медведева. 2 марта 1886 года им была открыта общедоступная музыкальная школа. В объявлении в городской печати об открытии школы сообщалось, что в ней будет преподаваться «обширный круг предметов по консерваторским программам: теория музыки, гармония, вокал, фортепиано, хоровой класс и все классы оркестровых инструментов» [6]. То есть в основе учебного процесса школы предполагалась классическая направленность, стремление дать учащимся всестороннее, базирующееся на профессиональной основе музыкальное образование. В то же время она была задумана не как обычное учебное музыкальное заведение, а как центр, где учащиеся могли бы «найти себе применение в конкретной театрально-концертной практике». А. А. Орлов-Соколовский, будучи прежде всего оперным дирижёром, считал необходимым «дать

выход воспитывающимся в школе талантам на сцену родного театра и направить их исключительно к служению искусству, дать театру те громадные силы, которыми может располагать школа в лице её хора, оркестра, а также старших воспитанников и преподавателей, - сделать так, чтобы театр стал школой, а школа - театром» [7]. Учащиеся младших классов частично привлекались к оперным постановкам, в которых наличествовали сцены, предусматривающие участие детей.

А. А. Орлов-Соколовский очень внимательно отнёсся к подбору преподавательского состава школы. Здесь начинали свою деятельность известные в последующие годы казанские педагоги О. В. Ильина, В. М. Алек-сандрова-Спекторская, Р. А. Гуммерт. Классы оркестровых инструментов вели приехавшие из Праги К. И. Русс и И. И. Штадлер, а также музыкант театрального оркестра А. К. Лёве. Вокальные классы возглавляли солист Казанской оперы Н. В. Унковский и выпускница Варшавской консерватории С. Э. Онихимовская-Боржимов-ская (начальное обучение вокалу она получила под руководством К. Грин-ски в Казани). Сам А. А. Орлов-Соколовский вёл оркестровый и хоровой классы, класс ансамбля.

В Национальном архиве Республики Татарстан хранится документ, связанный с историей школы А. А. Орлова-Соколовского (датирован 1890 годом): «Предметы преподавания и правила школы Александра Александровича Орлова-Соколовского» [8, л. 5]. В нём подробно изложены перечень преподаваемых предметов, правила поступления в школу и посещения её, порядок оплаты за

обучение и пользование нотной литературой, степень ответственности преподавателей и учащихся за пропуск занятий.

Музыкальные предметы в школе подразделялись на главные и обязательные, а учащиеся - на учеников и вольнослушателей. Ученики, выбрав основной предмет (один из оркестровых инструментов, фортепиано, фисгармония; пение solo, теория композиции), обязаны были посещать классы всех дисциплин. Вольнослушатели могли посещать только один класс избранного ими специального предмета, а остальные дисциплины - по желанию. Для поступления в школу требовалось подать заявление на имя директора и пройти приёмные испытания.

При школе действовало и так называемое педагогическое отделение, где под руководством директора преподавали учащиеся музыкальной школы, нацеленные на последующую педагогическую деятельность. На это отделение, в случае недостаточной подготовки, могли поступить «на годичное испытание» желающие изучать игру на одном из инструментов, из чего следует вывод о требовании достаточного исполнительского уровня для поступления в основной контингент.

Программа школы А. А. Орлова-Соколовского соответствовала аналогичной программе Московской консерватории, где по Уставу 1878 года обучение в инструментальных классах продолжалось девять лет и делилось на два отделения: младшее (1-5 классы) и старшее (4-9 классы).

В младших классах фортепианного отделения особое значение придавалось выработке технических навы-

155

ков, умению читать с листа и транспонировать. На первых двух курсах раздельно велись сольфеджио и элементарная теория музыки, после чего начиналось изучение гармонии. В библиотеке Казанской консерватории хранятся «Программы художественных предметов, преподаваемых в музыкальной школе свободного художника А. А. Орлова-Соколовского». Это программы младшего отделения класса фортепианной игры, курса элементарной теории музыки и курса гармонии.

Школа А. А. Орлова-Соколовского просуществовала недолго - около пяти лет (до 1891 года). Тем не менее она стала важным звеном в процессе профессионализации музыкального образования в Казани.

Таким образом, во второй половине XIX века в Казани происходило довольно интенсивное развитие специального музыкального образования. В охарактеризованных учебных заведениях нашли своё претворение различные формы музыкальной деятельности. Возможность обучаться в них 156 получили дети всех возрастов (как, впрочем, и взрослые), состоятельные, но и, частично, малоимущие (в платных музыкальных школах для особо одарённых учащихся обучение было льготным или бесплатным).

В музыкальных школах Л. К. Новицкого и А. А. Орлова-Соколовского был накоплен значительный опыт педагогической и методической работы: введены приёмные испытания; определена структура; адаптированы программы и учебные планы столичных консерваторий, на которые ориентировались все музыкальные учебные заведения России того времени; сложилась устойчивая практика публичных

концертов; разрабатывались учебные пособия, методические рекомендации по обучению пению и игре на музыкальных инструментах; издавались сборники музыкальных произведений и т. д. Несмотря на недолгий срок своего существования, эти учебные заведения оставили яркий след в культурной жизни Казани и оказали значительное влияние на будущее становление системы музыкального образования Татарстана.

К началу ХХ века в Казанском крае постепенно выделилось в самостоятельный компонент дошкольное образование. Благодаря деятельности земств, общественно-педагогических организаций, частных лиц, в городах и других населённых пунктах губернии открывались детские сады, городские детские площадки, детские очаги, ясли, приюты-ясли. Лучшими из них были признаны три частных платных детских сада в Казани (1905-1917 годы), где проводилась содержательная воспитательная работа с приглашением руководителей, имеющих педагогическое образование [9].

В таких учреждениях преобладало религиозно-нравственное воспитание, чётко подразделявшееся по вероисповеданию воспитанников, и это определяло особенности организационной и воспитательной работы, а также музыкальной деятельности. Соответственно происходило приобщение детей христианского вероисповедания к первоначальным навыкам православного богослужения, связанным с церковным хоровым пением, а детей-мусульман - к основам ислама посредством чтения Корана и других религиозных книг, которые распевались на специальные книжные напевы (китап кейлэре). Музыкальный ком-

понент (преимущественно фольклорный) присутствовал в играх, являвшихся одним из главных воспитательных средств. Кроме того, с детьми разучивались соответствующие их возрасту песни. Однако специально обученных музыкальных руководителей в штатном расписании дошкольных учреждений не имелось, так же как и какой-либо методически обоснованной музыкальной деятельности.

Основателем музыкального образования в Казанском крае по праву считается крупнейший российский педагог и музыкально-общественный деятель Рудольф Августович Гуммерт. В 1891 году им была открыта в Казани частная музыкальная школа. Её преемником стало открывшееся в 1904 году Казанское музыкальное училище под эгидой Императорского русского музыкального общества, одно из лучших в России средних специальных учебных заведений такого профиля, которым Р. Гуммерт успешно руководил вплоть до 1917 года.

В деятельности упомянутых учебных заведений отразились характерные особенности российского музыкального образования тех лет. И в школе, и в училище совмещались разные ступени образования, разновозрастным был и контингент учащихся. Девятилетний курс обучения в школе (с подразделением на трехгодичные низший, средний и высший курсы) основывался на программах младших классов Московской и Петербургской консерваторий. Преподавание велось согласно методическим принципам европейской музыкальной педагогики с использованием довольно значительного на тот период опыта российского музыкального образования. Многие преподаватели,

в основном выпускники Петербургской и Московской консерваторий, были учениками ведущих деятелей русской музыкальной культуры.

Начальный этап обучения осуществлялся на низшем курсе, с последовательным подразделением на четыре этапа: приготовительный, элементарный, средний и высший.

Специально для начинающих музыкантов Р. А. Гуммерт подготовил сборники: «Десять детских песен для детей младшего возраста иностранных авторов» (одноголосно изложенные с фортепианным сопровождением вокальные сочинения В. А. Моцарта, Р. Шумана, Ф. Шуберта и др.), «30 русских народных песен для хора» (обработки для двух- и трёхголосного хора), «Пять детских песен» (фортепианные миниатюры) и учебные пособия: «Основные правила музыкальной метрики и ритмического правописания», «Технические и мелодические упражнения (сольфеджио) для одного голоса» (две тетради).

С разносторонней музыкально-педагогической деятельностью Р. А. Гум-мерта связано и начало формирования системы дошкольного и начального музыкального образования в Казанском крае. Осмысление необходимости развития музыкальных способностей детей с самого раннего возраста привело его к реализации инновационной для своего времени идеи создания Детского музыкального сада. Для осуществления этого проекта он разработал специальную программу обучения, методику преподавания и в 1898 году образовал при своей музыкальной школе новое подразделение.

Цель обучения в Детском музыкальном саду была обозначена как необходимость «подготовлять и разви-

157

158

вать способности детей к музыке вообще и родителям дать возможность проверить музыкальное дарование своих детей» [10]. Обучение было платным и составляло пять рублей за полугодие. За отдельную плату на занятия могли быть допущены гувернантки и бонны, желающие ознакомиться с процессом обучения своих воспитанников.

Поначалу Р. А. Гуммертом планировался трёхмесячный курс Детского музыкального сада с еженедельными занятиями по воскресеньям продолжительностью не более полутора часов. Но затем программа была расширена, а курс обучения продлён. В результате сформировались две группы - младшая и старшая.

В младшей группе дети получали элементарные знания о музыке. Они осваивали понятие о звуке (высокий и низкий, долгий и короткий, сильный и слабый), знакомились с гаммой до мажор и пели её вверх и вниз. Причём дети должны были знать последовательный порядок названий звуков -от каждого названия до следующего его повторения вверх и вниз. В программу обучения входило и общее знакомство с фортепианной клавиатурой. Большая часть времени на занятиях отводилась разучиванию самых простых детских песенок и различным ритмическим играм.

В старшей группе Детского музыкального сада программа обучения была более обширной и углублённой. Дети продолжали изучать нотную грамоту. Они знакомились с пятилинейной системой, ключом соль (скрипичный ключ) и нотами в ключе соль. Изучали длительности нот, их написание и форму (целые, половинные, четвертные, восьмые и шестнадцатые

ноты). Выполняли разбор строения гаммы до мажор как звукоряда с определённым количеством ступеней, тонов, полутонов и тетрахордов. Учащиеся осваивали понятия такта, метра, двух- и трёхдольного размера. Отдельные задания выполнялись письменно, для чего использовались нотные тетради, карандаши и ластики.

Большое значение Р. А. Гуммерт придавал тому, чтобы учащиеся научились чувствовать сильную и слабую доли в такте. Для этого им были разработаны различные упражнения. Например, для усвоения понятия такта дети должны были петь гамму до мажор в двух- и трёхдольном размере с акцентами на каждую сильную долю вверх и вниз. Также учащиеся выполняли различные ритмические упражнения. При этом Р. А. Гуммерт подчёркивал, что «паузы, как ноты молчания, пока не проходятся, но могут быть объяснены учителем, смотря по составу класса и общего развития детей» [Там же]. Помимо занятий по общему музыкальному развитию, посещающие Детский музыкальный сад получали первоначальные навыки игры на фортепиано или скрипке.

Одновременно с разучиванием детских песен в старшей группе учащиеся сольфеджировали по нотам различные упражнения в объёме сексты и октавы. Более того, Р. А. Гуммерт считал, что они «должны уметь сами сочинять подобные мелодические упражнения сольфеджио в двух- и трёхдольных размерах» [Там же]. Заданий на дом обучающимся не давалось. Всё проходилось и заучивалось в классе под руководством преподавателя.

Занятия в Детском музыкальном саду вели специально подготовленные педагоги «низшего отделения»: П. К. Тил-

ли, К. Л. Мануйлова - известная в Казани по успешной работе с самыми маленькими детьми, К. М. Волков -ученик Р. А. Гуммерта по классу теории композиции, а также учащиеся выпускного класса под руководством своих преподавателей (в рамках прохождения педагогической практики).

В качестве руководства для работы с детьми в музыкальном саду Р. А. Гуммерт использовал ещё одно собственное учебное пособие - «Материалы для образования правильно поставленного хорового класса». В предисловии к этому труду он подчёркивал, что «выученные по слуху весёлые песенки развивают детское внутреннее музыкальное чутьё более, чем систематическое изучение нот».

По окончании обучения детям выдавалось удостоверение, в котором указывалось, что всем «прослушавшим курс обеих групп выдаётся в том удостоверение, за подписью директора училища и руководившего курсами Детского музыкального сада преподавателя» [10].

В целом музыкальное развитие детей в данном учебном подразделении преимущественно основывалось на хоровом пении, так как Р. А. Гуммерт считал: «Пение стоит ближе к человеку, чем инструментальная музыка, потому что оно не нуждается ни в каком чужом органе для выражения самого себя» [11].

Анализ сохранившихся архивных материалов убеждает в прогрессивности и перспективности методических принципов Р. А. Гуммерта, которые реализовывались им в процессе обучения в Детском музыкальном саду. В его основу был положен принцип последовательного, учитывавшего возрастные особенности развития

природных музыкальных данных детей. Большое значение Р. А. Гуммерт придавал развитию чувства ритма, музыкального слуха и музыкальной памяти. Занятия основывались на игровых формах работы и, как уже отмечалось, хоровом пении.

Значительный педагогический и методический опыт, накопленный в Казани в области дошкольного и начального музыкального образования, послужил (уже при советской власти) основой для создания в 2030-х годах ХХ века в городах Татарской Республики детских музыкальных школ, организации музыкального воспитания и обучения в детских садах и начальных классах общеобразовательных школ.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Московские ведомости [Текст]. - 1773. -№ 43. - 28 мая.

2. Национальный архив Республики Татарстан. Фонд 87. Первая Казанская гимназия. Оп. 2. Ед. хр. 989. Л. 3, 87.

3. Владимиров, В. Историческая записка о

1-й Казанской гимназии [Текст] / В. Вла- ^ВД димиров. - Казань : Центр. типогр., 1868. - С. 481.

4. Национальный архив Республики Татарстан. Фонд 1. Канцелярия Казанского Губернатора (1800-1917 гг.). Оп. 3. Ед. хр. 25525. Д. 2245. Л. 1, 3.

5. Развитие музыкального образования в Татарстане : сб. документов [Текст] / отв. сост. Л. В. Горохова; сост. О. В. Федотова, Н. А. Шарангина; под общ. ред. Д. И. Ибрагимова. - Казань : Гл. архивное управление при Каб. министров Респ. Татарстан, 2011. - 216 с.

6. Волжский вестник [Текст]. - 1886. -№ 13.

7. Волжский вестник [Текст]. - 1901. -№ 273.

8. Национальный архив Республики Татарстан. Фонд 1. Канцелярия Казанского Гу-

бернатора (1800-1917 гг.). Оп. 3. Ед. хр. 25525. Д. 8308. Л. 5.

9. Мардашова, Р. С. Первые воспитательные учреждения для детей дошкольного возраста в Казанском крае [Электронный ресурс] / Р. С. Мардашова. - Режим доступа : http://www.fan-nauka.narod.ru/2007-2. html (свободный).

10. Гуммерт, Р. А. Программа Детского музыкального сада [Текст] / Р. А. Гуммерт // Библиотека Казан. гос. консерватории

им. Н. Г. Жиганова. Архив Р. А. Гуммер-та. Оп. 1. Д. Детский музыкальный сад. Л. 1-4 об.

11. Гуммерт, Р. А. Материалы для образования правильно поставленного хорового класса [Текст] / Р. А. Гуммерт // Библиотека Казан. гос. консерватории им. Н. Г. Жиганова. Архив Р. А. Гуммерта. Оп. 1. Д. Детский музыкальный сад.

160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.