Научная статья на тему 'Деятельность Р. А. Гуммерта по организации общедоступного музыкального образования в Казани (1920-1922 гг. )'

Деятельность Р. А. Гуммерта по организации общедоступного музыкального образования в Казани (1920-1922 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
152
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / Р.А. ГУММЕРТ / CHILDREN''S MUSIC EDUCATION / PUBLIC MUSIC SCHOOLS / R. GUMMERT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Султанова Р. Р.

Статья посвящена изучению организационно-практической и учебно-методической деятельности известного казанского педагога, музыкально-общественного деятеля, создателя и руководителя различных подразделений музыкального образования Рудольфа Августовича Гуммерта. В работе на основе архивных мате-риалов и других источников освещается процесс организации сети Народных музыкальных школ Казани (1920-1922 гг.), а также анализируются сформулированные Р.А.Гуммертом цели и задачи музыкального образования, раскрывается содержание учебных программ и методических рекомендаций, разработанных им для общедоступных музыкальных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF R.A.GUMMERT IN THE SPHERE OF ORGANIZATION OF GENERAL MUSIC EDUCATION IN KAZAN (1920-1922)

The article is devoted to the study of organizational, practical and educational-methodical activity of the famous Kazan teacher, music and public figure, creator and head of various departments of music education Rudolf Gummert. The work is about the process of organizing the network of the Kazan Musical Schools (1920-1922) revealed on the basis of archival materials and other sources. Moreover the goals and objectives of music education formulated by R. A. Gummert are analyzed, the content of the curricula and methodological recommendations developed for public music schools is revealed.

Текст научной работы на тему «Деятельность Р. А. Гуммерта по организации общедоступного музыкального образования в Казани (1920-1922 гг. )»

Искусствоведение

УДК 377.12

Р.Р.Султанова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Р.А.ГУММЕРТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕДОСТУПНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНИ (1920-1922 гг.)

Статья посвящена изучению организационно-практической и учебно-методической деятельности известного казанского педагога, музыкально-общественного деятеля, создателя и руководителя различных подразделений музыкального образования - Рудольфа Августовича Гуммерта. В работе на основе архивных материалов и других источников освещается процесс организации сети Народных музыкальных школ Казани (19201922 гг.), а также анализируются сформулированные Р.А.Гуммертом цели и задачи музыкального образования, раскрывается содержание учебных программ и методических рекомендаций, разработанных им для общедоступных музыкальных учебных заведений.

Ключевые слова: детское музыкальное образование, Народные музыкальные школы, Р.А. Гуммерт.

Ramilya R.Sultanova ACTIVITY OF RAGUMMERT IN THE SPHERE OF ORGANIZATION OF GENERAL MUSIC EDUCATION IN KAZAN (1920-1922)

The article is devoted to the study of organizational, practical and educational-methodical activity of the famous Kazan teacher, music and public figure, creator and head of various departments of music education - Rudolf Gummert The work is about the process of organizing the network of the Kazan Musical Schools (1920-1922) revealed on the basis of archival materials and other sources. Moreover the goals and objectives of music education formulated by R. A. Gummert are analyzed, the content of the curricula and methodological recommendations developed for public music schools is revealed.

Keywords: children's music education, public music schools, R. Gummert.

Личность педагога, композитора, исполнителя и дирижёра Рудольфа Августовича Гуммерта неоднократно привлекала внимание исследователей. Его роль в развитии музыкальной культуры Казани конца XIX-начала XX века высоко оценивается Е.В.Порфирьевой [3]; вклад Р.АГуммерта в становление среднего профессионального музыкального образования в Поволжье изучен Ю.А.Мартыновой [2]; его деятельность в контексте становления и развития музыкально-педагогического образования Татарстана освещена в исследовании Л.Т.Файзрахмановой [4]. Вместе с тем деятельность Р.А.Гуммерта по созданию сети Народных музыкальных школ Казани (начало 20-х годов XX в.) не стала предметом специального исследования, что и определяет актуальность данной работы.

С образованием 25 июня 1920 г. Автономной Татарской Советской Соци-алистической Республики (АТССР) начался новый этап в развитии музыкального образования в регионе. Губернский отдел народного образования был преобразован в Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос), в составе которого был создан музыкальный отдел (МУЗО). Возглавлял МУЗО А.Х.Симаков. Р.А.Гуммерт назначается его заместителем, одновременно он руководит музыкальной секцией внешкольного отдела Городского отдела народного образования (Горотнаробра) [5].

Свою работу в МУЗО Наркомпроса АТССР Р.А.Гуммерт начал с всестороннего обследования музыкальных учебных заведений Казани. К лету 1920 г. в городе работали: Народные музыкальные школы им. В.И.Ленина (ул. Пушкина, д. 84, кв. 4), при заводе Крестовникова в Плетенях (район площади М.Вахитова); при фабриках «Поляр» и «Победа»; класс музыкальной грамоты при заводе Алафузо-ва; музыкальная студия при Союзе Народной связи. В результате проверки выяснилось следующее: «Удовлетворительная постановка дела обнаружена только в трёх школах: им. В.И.Ленина, фабриках Поляр и Победа, и завода бывшего Крестовникова» [8, Оп. 1. Д. 78. Л. 100]. Но даже в этих школах были выявлены серьёзные недостатки. Например, в школе при фабриках «Поляр» и «Победа» не было в наличии устава и печатной программы, а «период прохождения курса: неопределённый» [5]. «Положения остальных районных музыкальных школ не выяснены и подлежат пересмотру», - подчеркнул Р.А Гуммерт [8, Оп. 1. Д. 78. Л. 2].

Результаты обследования реализовались в следующих конкретных мерах по совершенствованию работы этих учебных заведений: коллегией отдела народного образования АТССР было утверждено новое, унифицированное штатное расписание. Для каждой школы определялся конкретный

состав сотрудников (заведующий, шесть преподавателей, один секретарь и один сторож) [6, Оп. 1. Д. 121а. Л. 11 об.]; срок обучения устанавливался в пределах трёх лет; началась разработка учебных планов и программ.

Анализируя материалы проведённого обследования Народных школ, Р.А.Гуммерт писал: «Из собранных мною сведений по городским народным музыкальным школам видно, что постановка музыкальной жизни требует полного возобновления и реорганизации. Прежде всего, нет надлежащего порядка в ведении самого дела, а преподавание, по-видимому, не везде находится в умелых руках. Для этого мною совместно с инструкторами будет выработана программа плана деятельности, как для самих заведующих, так и для преподавателей» [5].

Характеризуя работу Народных музыкальных школ, Р.АГуммерт определил основные цели деятельности данных учебных заведений следующим образом: «Главная задача музыкального образования заключается в собственном исполнении (иногда и творчестве) и в слушании музыки. Собственное исполнение даёт умение понимать музыкальную речь, слушание же музыки должно расширить пределы музыкального творчества. Музыкальная грамотность даёт умение читать и мысленно слышать запись музыки. Для того чтобы понимать музыкальную речь надо уметь самому её исполнять - петь или играть (выделено Р.АГуммертом). Это не значит, что надо быть виртуозом или певцом. В самых простых музыкальных формах, в самых несложных музыкальных произведениях есть вся глубина мысли и чувства» [5].

Процитированный фрагмент подтверждает, что целью обучения в Народных музыкальных шко лах являлась не подготовка профессиональных музыкантов-исполнителей, а воспитание музыкально образованных людей, понимающих и чувствующих музыку.

Р.А.Гуммерт был глубоко убеждён в необходимости организации сети общедоступных музыкальных учебных заведений, где целью обучения являлось бы общее музыкальное развитие. В неопубликованной работе «ИРМО и его задачи», созданной до 1917 г., РАГуммерт писал о необходимости повсеместной организации всеобщего доступного музыкального образования [5].

По мнению Р.АГуммерта, учебный план Народных школ должен был включать следующие дисциплины:

1. «Музыкальная грамота, в связи с развитием ритмического чувства.

2. Пение (хоровое и сольное), в связи с воспитанием слуха и постановкой голоса.

3. Игра на инструментах, входящих в состав современного симфонического оркестра.

4. История музыки, эстетика и другие специальные знания, касающиеся всех вопросов музыкального искусства в популярном изложении попутно с вышеупомянутыми предметами (музыкальная грамота, пение, игра на музыкальных инструментах), а также, где это возможно в виде отдельных лекций» [5].

При этом отмечалось, что обучение на великорусских инструментах (домрах, балалайках и др.) могло быть введено при «особо благоприятных для сих местных условий (на фабриках, заводах и т.д.)» [5]. Кроме того, по мнению Р.А.Гуммерта музыкальную грамоту и пение следовало объединить в единый «нераздельный предмет» и преподавать два раза в неделю по полтора часа. Игру на инструментах учащиеся должны были посещать группами по 4-6 человек два раза в неделю по одному часу на группу. Учебным планом предусматривались и занятия по общему фортепиано для обучающихся хоровому и сольному пению, которые они посещали по одному часу в неделю группами по 8-10 человек [5].

Цитируемый далее фрагмент программы по курсу игры на фортепиано отражает методические установки опытного педагога: «Знакомство с инструментом: название клавиш, октав, высота звука и нотописание, пяти линейная система, ключи, нотные знаки и размер. Практика. Элементарные упражнения на пяти клавишах с точкой опоры и без неё. Элементарные упражнения в связной игре (сначала отдельно, а затем вместе). Чтение нот. Игра в три и четыре руки. Пособия: Школы Леберта и Штарка, Келлер ор. 162, 1633, 214 и т.д., К. Черни ор. 599, Г.Беренс ор. 62, 70, Абрамычев, Чернявский. Далее следуют: упражнения на растяжение руки и развитие пальцев и кисти. Подготовка гамм, двойных терций. Установить независимость руки. Пособия: Шмидт ор. 16, К. Черни ор. 139, А. Лешгорн ор. 65. Легчайшие пьески. Затем следует: первые пять гамм в прямом и расходящемся движении, в одну октаву, затем в две (сначала отдельно каждой рукой, затем вместе). Трезвучия на белых клавишах, фигурации на эти трезвучия простые и ломанные. Упражнения с ритмическими изменениями. Лиги и синкопы по школам и этюды - продолжение. Пьесы: знакомство с фразировкой и проведением мелодии. Правильное определение отношение частей пьесы по движениям и оттенкам к общему целому» [5].

Данная программа даёт общее представление о содержании обучения игре на фортепиано в Народных музыкальных школах. Мы видим, что она не делится по годам обучения и классам, а основана

на поэтапном освоении музыкального инструмента по принципу «от простого к сложному», при этом занятия организованы в группах. Основное внимание направлено на техническое развитие учащихся - в программу включено большое количество разнообразных упражнений, гамм и этюдов, тогда как пьесы исполняются «легчайшие». В то же время Р.АГуммерт акцентирует внимание преподавателей на том, чтобы они развивали детей в художественном отношении - учили их самостоятельно анализировать музыкальное произведение, определять фразы, разделы, кульминацию, то есть исполнять музыкальные произведения осмысленно. Разработанные Р.А.Гуммертом программы, рекомендации и учебные планы были разосланы повсеместно во все учреждения республики, где преподавалась музыка [8, Оп. 1. Д. 75. Л. 2].

В преддверии 1920-1921 учебного года (30.08.) сотрудники МУЗО под руководством Р.А Гуммер-та провели расширенное собрание всех работников искусств Казани - учителей музыки Единых трудовых школ, музыкальных руководителей детских садов, домов подростков, студий и музыкальных школ. Широко представленная музыкальная общественность города собиралась «для регистрации и обсуждения вопросов, касающихся выработки программ, плана дальнейшей работы по музыкальному просвещению» [5]. Для регистрации каждый преподаватель обязывался предоставить в письменном виде ответы на следующие вопросы: 1) фамилия, имя, отчество; место, где работает и живёт; 2) какой предмет преподаёт; 3) где получил образование (специальность); 4) чем занимался до поступления на настоящую должность [5]. Следовательно, была предпринята попытка «стандартизировать» процесс организации обучения музыке в однотипных учебных заведениях и объединить усилия педагогов для достижения единой музыкально-образовательной цели и решения поставленных задач. Проведённая регистрация позволила выявить уровень профессиональной подготовки имеющихся кадров, а также наличие или отсутствие преподавателей музыки в учебных заведениях города.

Осуществляемая работа по совершенствованию деятельности Народных школ нашла отражение в отчёте МУЗО Наркомпроса (июль - 15 октябрь 1920 г.): «Подробные программы отдельных музыкальных предметов, составляющих техническую основу музыкального искусства, печатаются и будут разосланы во все учреждения (всех типов), где преподаётся музыка и пение не только в г. Казани, но и в пригородных селениях Татреспублики. В этих программах обращено особое внимание на подготовку народных масс к сознательному восприятию красот и смысла Музыкального искусства» [8, л. 2].

Судя по сохранившимся записям, Р.А.Гуммерт стремился организовать в Казани и Казанской губернии единую преемственную систему музыкального образования: «В таком большом (университетском) городе как Казань должна быть: одна специальная музыкальная школа, то есть консерватория (выделено Р.А.Гуммертом), имеющая цель давать музыкальное образование во всех отраслях музыкального искусства; кроме консерватории в городе должны быть районные музыкальные школы и сады. Эти последние будут служить подготовительным звеном для относительно высших ступеней» [5].

Рудольф Августович считал, что сеть Народных музыкальных школ должна охватывать разные районы Казани. Планировалось открытие двенадцати Народных музыкальных школ согласно его проекту: «1) Центральная (в районе Воскресенской, Покровской или Лядской); 2) Забулачная (можно устроить в железнодорожном районе); 3) Крестовникова заводская; 4) Суконно-слободская; 5) Академическая; 6) Нижнефёдоровская (первую береговую); 7) Подлужная (вторую береговую); 8) Кизическая (клуб Милиционеров); 9) Адмиралтейская; 10) Ягодная; 11) Игумновская (Ушковский завод); 12) Пороховая». Также Р.А.Гуммерт наметил организацию «Народных музыкальных курсов для взрослых» и «Музыкальных садов» для детей в возрасте от 6 до 12 лет [5]. Все это в целом указывает на его стремление разделить структуры музыкального образования взрослых и детей, несмотря на то, что в тот период Народные музыкальные школы были созданы для разновозрастных групп населения.

Во второй половине 1920г. открылись новые Народные музыкальные школы при Народном Доме железнодорожников (ул. Посадская и Троицкая) и Пороховом заводе (Пороховая слобода). Музыкальная студия при Союзе народной связи, преобразованная в Народную школу при Почтово-теле-графном ведомстве, располагалась по ул. Воскресенская в д. Сапожникова (здание Казанского Главпочтамта на ул. Кремлёвской) [7, Оп. 1. Д. 20. Л. 29]. В 1921 г. начали работать музыкальная школа «Заречных слобод» [8, Оп. 1. Д. 78. Л. 128] и музыкальные классы в училище слепых, где обучение осуществлялось в классах хорового пения, музыкальной грамоты, игры на скрипке и рояле. В том же году начала работать оперно-балетная музыкальная студия при Пороховом и Алафузовском заводах [8, Оп. 1. Д. 78. Л. 102 об.]. В январе 1922 г. открылась хоровая студия в Красноармейском дворце (Казанская ратуша) [1].

Таким образом, в начале 20-х годов прошлого века Р.А.Гуммертом была проведена основательная практическая и методическая работа по организации в Казани сети Народных музыкальных школ. Разработанные им программы, методические рекомендации и учебные планы легли в основу

деятельности указанных учебных заведений. В целом можно констатировать, что Р.АГуммертом был предпринят комплекс действенных мер по налаживанию учебного процесса в Народных музыкальных школах, которые, несмотря на краткий период своей деятельности, оказали значительное влияние на развитие музыкального образования в Татарстане.

Литература

1.Известия ТатЦИК. - 1922. - 28 января.

2.Мартынова Ю.А. Р.А Гуммерт и его роль в становлении профессионального музыкального образования в Поволжье / / Филология и культура. - № 4 (30). - Казань, 2012. - С. 336 - 339.

3.Порфирьева Е.В. Музыкальное образование в Казани (конец XVIII - начало XX века) / Е.В. Порфирьева. -Казань: Казанская государственная консерватория, 2014. - 246 с.

4.Файзрахманова Л.Т. Музыкально-педагогическое образование в Казанской губернии (конец XIX-начало XX вв.) / Л.Т. Файзрахманова. - Казань: Казан. ун-т, 2012. - 152с.

Архивные источники

Б.Научная библиотека Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г.Жиганова. Архив Р. А. Гуммерта / [Не описан].

6. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. Р-271. Отдел народного образования Казанского губернского исполкома.

7.НА РТ. Ф. Р-992. Городской отдел народного образования Исполнительного Комитета Казанского Городского Совета рабочих и красноармейских депутатов.

8.НА РТ. Ф. Р-3682. Министерство просвещения ТАССР.

References

1. Proceedings of Tatar Autonomous Soviet Socialist Republic. - 1922. - January 28.

2. Martynova Y.A. R. Gummert and his role in the development of professional music education in the Volga region // Philology and culture. - № 4 (30). - Kazan, 2012. - P. 336 - 339.

3. Porfiryeva E.V. Musical education in Kazan (the end of XVIII - beginning of XX century) / E.V. Porfiryeva. - Kazan: Kazan State Conservatoire, 2014. - 246 p.

4. Fayzrahmanova L. T. Musical-pedagogical education in the Kazan province (late XIX-early XX centuries) / L. T. Fayzrahmanova. - Kazan: Kazan University, 2012. - 152 p.

Archival sources

5. The Scientific library of the Kazan State Conservatory named after N. Zhiganov (Academy). Archive of R. Gummert / [Not described].

6. The National archive of the Republic of Tatarstan. The Department of public education of Kazan provincial executive committee.

7. The National archive of the Republic of Tatarstan. The City department of national education of Executive Committee of Kazan City Council of workers and red army deputies.

8. The National archive of the Republic of Tatarstan. The Ministry of education of Tatarstan.

УДК 78.07

С.ГДодонова

ИСКУССТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКА В СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

В статье рассмотрены новые тенденции в организации музыкального звука, как результата современного музыкального мышления и творческого прорыва композиторов в воплощении своих идей. Обозначено новаторство современных композиторов в области инструментовок и художественно-эстетической подачи музыкального материала. Подтверждена гипотеза о безграничных возможностях музыкального воплощения.

Ключевые слова: музыкальный язык, искусство звука, звуковая скульптура, новая эстетическая ситуация, социальный код, код произведения, приемы звукоизвлечения, формы самовыражения.

Svetlana G.Dodonova THE ART OF MUSICAL SOUND IN A CONTEMPORARY INTERPRETATION

The article discusses the new trends in the organization of musical sound different contemporary composers with non-standard, opposite to each other views on their activities, as the results of modern musical thinking and the creative breakthrough in realizing your vision: the perception of music as a certain sound network, the use of modern semiotic signs associated shared cultural properties, the perception of music as sound sculpture, etc.

Designated innovative contemporary composers in the field of instrumentation and artistic and aesthetic presentation of musical material. Confirmed the hypothesis of infinite possibilities, a musical incarnation on the traditional musical instruments are not traditional sound production methods, the use of classic orchestral compositions with a special "prepared" instruments. That greatly expands audio drama, imbues the images with new colors.

Keywords: musical language, sound art, sound sculpture, the new aesthetic situation, the social code, the code works, sound production methods, forms of self-expression.

Внедрение инноваций, изменение образной сферы в искусстве обуславливает смену знаков и кодов в музыкальном языке, появление новых символов, к которым слух, воспитанный в традиционной семиотической системе, оказывается не готовым. Музыкальный язык складывается из множества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.