ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №2(32)
УДК 377.12
ИЗ ИСТОРИИ НАЧАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНИ: МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ.Р.А.ГУММЕРТА (1925 - 1930)
© Р.Р.Султанова
Статья посвящена изучению деятельности музыкальной школы им. Р.А.Гуммерта. На основе документальных материалов, имеющих отношение к ее деятельности, определены основные цели и задачи, предметы преподавания и продолжительность курса обучения в ней, освещены история возникновения и условия ее функционирования, состав преподавателей и учащихся, проанализирован процесс развития музыкальной школы. На основе опыта, накопленного школой, в начале 30-х гг. зародилась современная система начального музыкального образования Республики Татарстан.
Ключевые слова: музыкальная школа первой ступени им.Р.А.Гуммерта, учебные планы, программы, начальное музыкальное образование.
20-е гг. XX века являются важным этапом в истории формирования системы начального музыкального образования в Казани. В этот период, который характеризуется активным поиском качественно новых форм и методов преподавания и организации учебного процесса, происходило активное становление преемственной трехсту-пенной системы музыкального образования, в том числе открывались музыкальные школы первой ступени. Одним из подобных музыкальных учебных заведений была музыкальная школа им.Р.А.Гуммерта, которой было присвоено имя известного педагога, заложившего основы музыкального образования в Казанском крае. Методический и практический опыт, накопленный в процессе ее деятельности с 1925 по 1930 гг., послужил прочным фундаментом для становления современной системы начального музыкального образования детей Казани и в целом Республики Татарстан.
До настоящего времени, несмотря на наличие исследований истории музыкальной культуры и образования названного региона (Г.К.Вайда-Сай-дашевой, Г.М.Кантора, ФШ.Салитовой, В.М.Спиридоновой, А.Н.Хайрутдинова и др.), деятельность детских музыкальных школ Казани и республики в 20 - 30-е гг. ХХ века практически не освещалась.
Музыкальная школа им.Р.А.Гуммерта была открыта при «Коллективе №1 Посреднического Бюро работников просвещения» (Рабпрос) 17 февраля 1925 г. Софьей Александровной Гепнер1
1 С.А.Гепнер - певица (колоратурное сопрано), окончила Петербургскую консерваторию. С 1910 по 1924 гг. преподавала сольное пение в Казанском музыкальном училище. Учащимися класса С.А.Гепнер были поставлены оперы: «Фауст» Ш.Ф.Гуно (1913), «Евгений Онегин» П.И.Чайковского (1915). С 1925 - 1930 гг. является заведующей «Музыкальной школой имени
(совместно с В.М.Кунавиной и З.А.Гладыше-
"2ч
вой ).
Как выпускницы Казанского музыкального училища Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), которое возглавлял Р.А.Гум-мерт3 с 1904 по 1917 гг., они стремились продолжать просветительские традиции своего учителя. В память о нем, на основании ходатайства Коллектива №1 Рабпроса, вновь образованное учебное заведение было названо музыкальной школой имени Р.А.Гуммерта. Позже заведующая школой С.А.Гепнер писала: «Гуммерт слишком много сделал, не только в Татарской Республике, но и по всему Поволжью, для распространения музыки среди масс и его популярное имя при жизни, безусловно, требовало от его воспитанников закрепления идеи и памяти и после его смерти»4.
В структуре музыкальной школы им.Р.А.Гум-мерта функционировали: музыкальная школа первой ступени для детей от 7 до 15 лет включительно, курсы для взрослых от 16 лет и старше. Таким образом, дифференцировалось обучение детей и взрослых. Располагалась музыкальная школа на
Р.А.Гуммерта», с 1930 г. - заведующей музыкальной студией при Татарском техникуме искусств [1: 147].
2 Разрешение приступить к организации школы музыки и пения заведующего Посреднического Бюро Раб-проса от 17 февраля 1925 г. // НА РТ. - Ф. Р-2812. -Оп.1. - Д.16. Л.2.
3 Рудольф Августович Гуммерт (1861-1921) - композитор, пианист, дирижер, педагог, основатель Казанского музыкального училища, один из создателей системы музыкального образования в Казани // URL:http://music-college.ru/upper/our-pride/direktoryi/ ^штеП-г.а.
4 Ходатайство музыкальной школы в президиум Гор-
совета о закреплении за ней наименования «Музыкальной школы им.Р.А.Гуммерта» от 31 сентября 1928 г. // НА РТ. - Ф. Р-2812. - Оп. 1. - Д. 16. - Л. 101-101 об.
Старо-Горшечной улице Казани (современная улица А.П.Щапова, дом
Первые годы музыкальная школа имени Р.А.Гуммерта работала по своему собственному учебному плану. Он был утвержден советом школы весной 1926 г. Курс обучения в ней составлял 5 лет. Предметы преподавания разделялись на специальные и обязательные. К специальным предметам относились игра на фортепиано, скрипке и сольное пение (в вокальном классе могли обучаться только взрослые). Каждый ученик посещал специальный класс два раза в неделю, длительность уроков составляла тридцать минут. К обязательным предметам относились: музыкальная грамота, сольфеджио, теория музыки, гармония, слушание музыки, общее фортепиано, хоровое пение. На музыкально-теоретические дисциплины отводилось по три часа в неделю, в хоровом классе - четыре часа в неделю. Общеобразовательные предметы в музыкальной школе не изучались [2].
На фортепианном отделении первые два года обучения были подготовительными. Для перехода на первую ступень учащимся необходимо было разучить экзаменационную программу, включавшую исполнение гамм, трех этюдов, сонатины и пьесы. На выпускной экзамен дети готовили четыре этюда, гаммы (также аккорды, арпеджио и другие технические упражнения) и три пьесы. В качестве основного учебного репертуара преподавателям рекомендовались произведения Й.Гайдна, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, П.И.Чайковского и др. [3].
Учащиеся струнного отделения, так же как и пианисты, ежегодно разучивали гаммы, арпеджио, этюды и произведения из репертуара Г.Н.Дулова, сочинения П.Ж.Роде, Л.Ф.Шпора, Б.Л.Годара. Кроме того, они должны были играть «небольшие пьесы кантиленного характера для выработки звука» [4].
Уроки общего фортепиано (обязательные для всех, кроме пианистов) учащиеся посещали с третьего года обучения в музыкальной школе в течение двух лет. Уроки проводились один раз в неделю, их длительность составляла тридцать минут [5].
По структуре и характеру организации учебного процесса музыкальная школа им.Р.А.Гум-мерта была довольно близка современным детским музыкальным школам. Но учебный план еще не был достаточно сбалансирован. Большую часть нагрузки учащихся составляли обязательные предметы. Обучение в специальном классе основывалось на самостоятельной работе и тех-
5 Извещение // НА РТ. - Ф. Р-2812. - Оп.1. - Д.16. -Л.7-7 об.
ническом развитии учащихся, что было характерно для рассматриваемого исторического периода. Отсутствие в учебном плане таких дисциплин, как чтение нот с листа и ансамбль, несомненно, отрицательно сказывалось на творческом росте учащихся.
Первоначально целью обучения в школе, как утверждалось в учебном плане, было «образование исполнителей на музыкальных инструментах (пианистов, скрипачей, певцов и хористов)» [2].
Но со временем музыкальная школа им. Гум-мерта отходит от узкой специализации учащихся и их профессиональной подготовки. В отчете за 1927 - 1928 учебный год цель обучения в музыкальной школе первой ступени определялась следующим образом: «Дать возможность широким массам получить музыкальное образование за минимальную плату» [6]. В рамках реализации названных установок осени 1926 г. при школе был открыт детский музыкальный сад для учащихся от 4 до 8 лет и Заречное отделение [7: 87].
В целом анализ процесса обучения в школе приводит к выводу, что в большей степени программа была сориентирована на общее музыкальное развитие и расширение кругозора детей и особенно взрослых учащихся.
Прием учащихся в музыкальную школу осуществлялся два раза в год: с 20 августа по 15 сентября и с 20 декабря по 15 января6. Преимущество отдавалось детям рабочих и крестьян, составляющих до 78% от общего числа учащихся [8]. Первые годы количество взрослых в школе значительно превышало количество детей. Так, в мае 1927 г. в школе обучалось 132 человека (45 детей и 87 взрослых)7, в следующем учебном году - среди 129 обучающихся детский контингент составлял 58 человек [6]. К 1929 - 1930 учебному году количество взрослых учащихся сократилось до 62 человек, а число детей, наоборот, возросло до 65 человек8. По национальному составу подавляющее большинство учащихся музыкальной школы были русскими. Число татар и представителей других коренных народов Поволжья все годы не превышало четырех человек9.
6 Правила приема музыкальной школы первой ступени и курсов для взрослых при ТНКП // НА РТ. - Ф. Р-2812. - Оп. 1. - Д. 50. - Л. 37.
7 Состав учащихся музыкальной школы по возрасту // НА РТ. - Ф. Р-2812. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 41.
8 Состав учащихся // НА РТ. - Ф. Р-2812. - Оп.1. -Д.50. - Л.75.
9 В плане приема учащихся на 1928 - 1929 учебный
год, Наркомпрос сообщает, что в первый класс следо-
вало принять 10 татар, 15 русских и 5 представителей
национальных меньшинств // НА РТ. - Ф. Р-2812. -Оп. 1. - Д. 16. - Л. 99.
Несмотря на большой контингент, за пять лет существования полный курс обучения в школе освоили всего лишь семь выпускников. Для перехода из класса в класс и завершения учебы необходимо было систематически выполнять программные требования. Однако подавляющее большинство учащихся занималось музыкой для общего развития. Присутствовавший на выпускных экзаменах летом 1927 г. заведующий Восточным музыкальным техникумом А.А.Литвинов отмечал, что выпуск «слаб в художественной части исполнения и программ, а также и в отношении техники»10.
Обучение в музыкальной школе им.Р.А.Гум-мерта было платным. Размер оплаты зависел от уровня заработной платы родителей учащихся и составлял от двух до двадцати рублей в месяц. Дети рабочих и служащих, получавших менее двадцати рублей в месяц, пенсионеров и беднейших крестьян от оплаты освобождались11. Число бесплатных мест не превышало 10% от общего количества учащихся [8]. Музыкальная школа функционировала на условиях самоокупаемости («хозрасчете»). Собранные средства расходовались на оплату труда преподавателей, которая «исчислялась не по норме Наркомпроса в 97 коп. за час, а по 70 коп. и выдавалась не вовремя. Например, майское жалование было выдано в июне, июньское в конце июля»12. Оставшаяся часть средств шла на административно-хозяйственные нужды школы: оплату аренды помещения, проката музыкальных инструментов, мебели, освещение, отопление и прочие расходы.
К работе в музыкальной школе С. А. Гепнер стремилась привлечь опытных и высокообразованных педагогов. Так, из тринадцати преподавателей, работавших в 1927 - 1928 учебном году, трое имели высшее, остальные - среднее специальное музыкальное образование. Шестеро из них работали в сфере музыкального образования более пятнадцати лет, трое - более десяти лет [6]. Состав педагогического коллектива почти не менялся. Самым многочисленным был фортепианный отдел, где работали З.А.Гладышева, В.М.Кунавина, З.И.Котляровская, Л.Я.Коткова, О.А.Зеленецкая. Сольное пение преподавали
10 Уведомление Горчасти Наркомпроса об утверждения выпуска 1927 г. // НА РТ. - Ф. Р-2812. - Оп.1. -Д.1. - Л.57.
11 Выписка из протокола №17 заседания Бюро секции внешкольного образования Казгорсовета XIV созыва от 24 сентября 1929 // НА РТ. - Ф. Р-2812. - Оп. 1. -Д. 50. - Л. 49.
12 Прошение музыкальной школы им. Р.А.Гуммерта при НКП об освобождении от взноса социального страхования // НА РТ. - Ф. Р-2812. - Оп. 1. - Д. 16. - Л.181.
С.А.Гепнер и Е.К.Дроздова, игру на скрипке -Э.Г.Иванова, теорию и хоровое пение - Ф.А.Зайцев, обязательное фортепиано - Л.В.Рощуп-кина13. Работали они по собственным программам, адаптированным к условиям и задачам музыкальной школы. Например, программу по классу игры на скрипке составил выпускник Киевской консерватории О.В.Мохнач, некоторое время преподававший в школе, С.А.Гепнер разработала программу по классу сольного пения14.
Музыкальная школа им.Р.А.Гуммерта пользовалась широкой популярностью у казанской публики благодаря активной концертной и просветительской деятельности педагогов и учащихся. С их участием ежегодно проводились музыкальные вечера, устраиваемые в помещениях школы №4 им.В.И. Ленина, Центральных курсов, Рабпроса. Кроме того, неоднократными были выступления на благотворительных концертах в пользу беспризорных детей и «безработных просвещенцев». В мае 1928 г. школа также приняла шефство над радиобатальоном Красной Армии, что явилось еще одним направлением ее просветительской деятельности.
В 1927 г. «Коллектив №1 Рабпрос» и в его составе «Музшкола им. Гуммерта» включаются в сеть учебных заведений Народного комиссариата просвещения Татарской автономной советской социалистической республики (Наркомпрос ТАССР), но «без каких-либо материальных обязательств»15.
Переломным моментом в работе школы стало обследование, проведенное в начале 1928 г. комиссией под председательством А.А.Литвинова. По его итогам было принято следующее решение: «За недостатком соответствующего помещения, оборудования, квалифицированных преподавателей - реорганизовать музыкальную школу первой ступени для детей в подготовительную музыкальную школу с двухгодичным сроком обучения»16. Но прошением расширенного собрания преподавателей, родителей и учащихся музыкальной школы указанное решение Союза работников искусств Татарстана (Татра-биса) было отменено17.
13 Список служащих школы // НА РТ. - Ф. Р-2812. -Оп.1. - Д. 1. - Л. 159.
14 Программы по классу скрипки и пению // НА РТ. -Ф.Р-2812. - Оп. 1. - Д. 44. - Л. 14.
15 Договор // НА РТ. - Ф. Р-2812. - Оп. 1. - Д. 16. - Л.
66.
16 Протокол заседания совещания о музыкальной школе им. Р.А.Гуммерта // НА РТ. - Ф. Р-2812. - Оп. 1. - Д.16. - Л. 93-94.
17 Выписка из протокола №73 заседания Правления Татрабиса от 21 июня 1928 г. // НА РТ. - Ф. Р-2812. -Оп.1. - Д. 16. - Л. 95.
Школа была сохранена и продолжила свою работу с прежней структурой: подготовительное отделение, школа первой ступени, курсы для взрослых. Тем не менее проведенное обследование привело к ряду коренных преобразований в ее работе. С 1 января 1928 г. музыкальная школа имени Р.А.Гуммерта перешла на программы, утвержденные Казанским Восточным музыкальным техникумом, и учебные планы, разработанные Московской консерваторией [7: 87].
Школа продолжала расширять свою образовательную деятельность. В 1928 г. открылся класс игры на виолончели, в 1929 г. - отделение народных инструментов. Для преподавания специальных дисциплин и оказания методической помощи педагогам школы в 1929 г. были приглашены ведущие педагоги Казанского Восточного музыкального техникума. Отделение фортепиано возглавил профессор О.О.Родзевич, класс виолончели - Р.Л.Поляков; слушание музыки и ритмику стала вести В.П.Бунина18. Все это способствовало повышению уровня преподавания в школе.
В начале 30-х гг. XX века система музыкального образования Казани подверглась кардинальному реформированию и сокращению. Музыкальная школа им.Р.А.Гуммерта была закрыта, Казанский Восточный музыкальный техникум объединен с Казанским театральным техникумом, на базе которых начал свою работу Татарский техникум искусств. С.А.Гепнер возглавила двухгодичные подготовительные курсы, организованные при этом во вновь образованном среднем специальном учебном заведении.
Подводя итоги исследования деятельности музыкальной школы им.Р.А.Гуммерта, можно кон-
статировать, что в процессе своей деятельности здесь был накоплен ценный учебно-методический опыт, способствовавший дальнейшей дифференциации ступеней и направлений музыкального образования, разработке учебных программ и репертуарных списков, определению оптимального сочетания и расширения круга преподаваемых дисциплин. Достигнутые результаты стали одним из оснований для открытия в 30 - 40-е гг. ХХ века сети детских музыкальных школ в Казани и других городах Татарской республики.
1. Порфирьева Е.В. Музыкальное образование в Казани в XVIII - начале XX века: становление и развитие: дис. ... канд. искусств. - Казань, 2004. -195 с.
2. Учебный план // НА РТ. - Ф. Р-2812. - Оп. 1. -Д. 44. - Л. 25.
3. Программа по классу фортепиано // НА РТ. -Ф. Р-2812. - Оп. 1. - Д. 44. - Л. 7.
4. Программа по классу скрипки // НА РТ. - Ф. Р-2812. - Оп. 1. - Д. 44. - Л. 8.
5. Программа по классу обязательного фортепиано // НА РТ. - Ф. Р-2812. - Оп. 1. - Д. 44. - Л. 14.
6. Отчет по музыкальной школе за 1927 - 1928 учебный год // НА РТ. - Ф. Р-2812. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 121-122 об.
7. Спиридонова В.Н. Очерки по истории фортепианного образования и исполнительства в Казани: выпуск первый. Конец XIX - первая половина XX в. - Казань: Казан. гос. консерватория (академия) им.Н.Г.Жиганова, 2008. - 190 с.
8. Протокол заседания правления Татрабиса - о состоянии музыкальной школы им. Р.А.Гуммерта от 3 марта 1927 г. // НА РТ. - Ф. Р-2812. - Оп. 1. -Д.1. - Л.32, 32 об., 34.
FROM THE HISTORY OF ELEMENTARY MUSIC EDUCATION IN KAZAN: THE MUSIC SCHOOL NAMED AFTER R.A.GUMMERT
(1925-1930)
R.R.Sultanova
This paper is devoted to the study of the music school named after R.A.Gummert. Basing on the documentary material its main goals and objectives as well as the subjects taught and the course of study are defined. The author highlights the history of the school, the conditions of its functioning, the teaching staff and students, and analyzes the process its development. The experience gained by the school in the early 30's served as a basis for the modern system of elementary music education in the Republic of Ta-tarstan.
Key words: music school of the first stage named after R.A.Gummert, curricula, programs, elementary music education.
18 Выписка из журнала распоряжений №143 по Горча-сти ТНКП от 3 октября 1929 г. // НА РТ. - Ф. Р-2812. - Оп. 1. - Д. 50. - Л. 48.
Султанова Рамиля Ринатовна - соискатель кафедры народов Поволжья Института филологии и искусств Казанского федерального университета; преподаватель по классу хора, фортепиано, концертмейстер детской музыкальной школы №8 г.Казани.
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 17.04.2013