Научная статья на тему 'Р. А. Гуммерт и его роль в становлении профессионального музыкального образования в Поволжье'

Р. А. Гуммерт и его роль в становлении профессионального музыкального образования в Поволжье Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
353
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ФОРТЕПИАНО / PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION / MUSIC ENLIGHTENMENT / FOLK MUSIC SCHOOLS / MUSIC PEDAGOGY / PIANO

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мартынова Юлия Александровна

В статье освещается педагогическая, просветительская и научная деятельность крупнейшего музыкально-общественного деятеля Казани начала XX века Р.А.Гуммерта (1861 – 1922); представлены сведения о его работе в Императорском Русском Музыкальном Обществе (1900 – 1917) и Народном комиссариате по просвещению (1920 – 1922). Автором изложены проекты и уставы музыкальных обществ, разработанные в разное время Р.А.Гуммертом. В статье впервые проанализированы программы музыкальных дисциплин для общеобразовательных, музыкальных и Единых трудовых школ, составленные Р.А.Гуммертом в 20-е гг. XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

R.A.GUMMERT AND HIS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MUSICAL EDUCATION IN THE VOLGA REGION

The article is devoted to the pedagogical, educational and scientific activities of the major public figure in music of Kazan R.A.Gummert in the early XX century; it provides information about his work in the Imperial Russian Musical Society and the People's Commissariat for Education. R.A.Gummert set out the draft regulations of musical societies developed at different times. For the first time the general music curriculum for comprehensive, musical and unified labor schools compiled by R.A.Gummert in the 20's of the XX century is analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Р. А. Гуммерт и его роль в становлении профессионального музыкального образования в Поволжье»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №4(30)

УДК 377(78.03)

Р.А.ГУММЕРТ И ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВОЛЖЬЕ

© Ю.А.Мартынова

В статье освещается педагогическая, просветительская и научная деятельность крупнейшего музыкально-общественного деятеля Казани начала XX века Р.А.Гуммерта (1861 - 1922); представлены сведения о его работе в Императорском Русском Музыкальном Обществе (1900 - 1917) и Народном комиссариате по просвещению (1920 - 1922). Автором изложены проекты и уставы музыкальных обществ, разработанные в разное время Р.А.Гуммертом. В статье впервые проанализированы программы музыкальных дисциплин для общеобразовательных, музыкальных и Единых трудовых школ, составленные Р.А.Гуммертом в 20-е гг. XX века.

Ключевые слова: профессиональное музыкальное образование, музыкальное просвещение, народные музыкальные школы, музыкальная педагогика, фортепиано.

На сегодняшний день в отечественной музыкальной педагогике и музыкознании особую актуальность приобрело систематическое изучение истории музыкальной культуры многочисленных российских городов, педагогической и просветительской деятельности известных музыкальнообщественных деятелей отдельных регионов. Исследование и осмысление исторического прошлого может быть полезным в современных условиях, когда в нашей стране происходят сложные процессы культурного преобразования.

Неоценимый вклад в становление специального музыкального образования и развития музыкальной жизни Казани и всего Поволжья внес Рудольф Августович Гуммерт (1861 - 1922) -один из крупнейших российских музыкальных деятелей начала XX века. Он был и педагогом, и композитором, и дирижером хора и симфонического оркестра, а также директором Казанского отделения Императорского Русского Музыкального общества (ИРМО) и основателем ряда музыкальных учебных заведений.

Выпускник Санкт-Петербургской консерватории, Р.А.Гуммерт являлся последователем идей А.Г.Рубинштейна в деле музыкального образования. В своих воспоминаниях он писал: «В 1887 г., когда я кончал Консерваторию (Рубинштейн был ее директором), судьба меня осчастливила: я встретился лицом к лицу с артистом, исполнение которого для меня давно уже стало идеалом музыкальности. После выпускного акта Рубинштейн пригласил нас, оканчивающих, к себе в кабинет; он много беседовал с нами о своих планах относительно насаждения музыки в России и призывал нас свято служить искусству. Ведь все мы, музыканты, как бы различны ни были условия нашего положения, идем по одной

общей тропинке: жизнь и распространение искусства для всех нас цель и средство» [1].

В 1887 г. известный дирижер и директор частной музыкальной школы в Казани А. А. Орлов-Соколовский по рекомендации А.Г.Рубинштейна пригласил Р.А.Гуммерта преподавать. В школе А.А.Орлова-Соколовского он стал вести класс фортепиано и теорию музыки. В то же время началась его дирижерская деятельность в Казанском оперном театре.

В 1891 г. Рудольф Августович открыл в Казани собственную частную музыкальную школу [2: 1], при которой в 1898 г. начал работу «Детский музыкальный сад». В 1904 г. на базе этой школы открылось музыкальное училище при Казанском отделении ИРМО, выпускниками которого являются известные педагоги, внесшие огромный вклад в воспитание новых поколений музыкантов, чья основная деятельность развернулась уже в советский период. Здесь обучались представители народов Поволжья (татары, чуваши, мари и др.). Р.Гуммерт был одним из первых российских музыкантов, сыгравшим активную роль в подготовке национальных кадров. В 1905 г. при музыкальном училище открылись бесплатные регентский и оркестровый классы. В 1909 г. под его руководством были организованы музыкальные классы в уездных центрах Вятской губернии - Сарапуле и Елабуге.

В 1915 г. он планировал открыть в Казани хоровое общество с целью консолидации всех имеющихся в Казани хоров - однородных и смешанных, а также лиц, любящих хоровое пение и способствующих его распространению. Работать общество должно было в следующих направлениях:

ЗЗб

• содействовать распространению хорового пения;

• развивать исполнительские и хормейстерские навыки;

• знакомить общественность с хоровой (светской и духовной) музыкой;

• поднять интерес к распространению русских и «инородческих» песен.

Для достижения означенной цели членам общества предоставлялось:

• упражняться и разучивать намеченные к исполнению хоровые произведения;

• устраивать концерты и музыкальные вечера;

• командировать специалистов-этнографов для собирания народных песен по окрестным селениям Казанской и других губерний.

Также Р.А.Гуммертом был разработан проект Певческой академии, которая должна была заниматься подготовкой музыкально образованных регентов и учителей пения для Народных музыкальных школ. Основными предметами в академии должны были быть:

1. Элементарная теория музыки, гармония и анализ музыкальных форм.

2. Хоровое и сольное пение. Знакомство с духовной и светской хоровой музыкой.

3. Игра на фортепиано - теория и практика.

Стремясь расширить деятельность ИРМО для

распространения музыкального образования и просвещения, популяризации музыкального искусства и объединения всех музыкальных сил в масштабах всего региона, Р.А.Гуммерт следовал заветам Н.А.Римского-Корсакова, высказывавшегося о необходимости общедоступности музыкального образования, о необходимости создания народных оркестровых школ, где бы изучали, главным образом мальчики, игру сразу на нескольких оркестровых инструментах. Для выполнения такого обширного плана необходимо было учредить высшее музыкальное заведение в Казани. Поэтому Р. А.Гуммерт всеми силами содействовал преобразованию музыкального училища в консерваторию. В частной беседе с вицепредседателем ИРМО В.И.Тимирязевым он узнал, что «Казанское музыкальное училище - как вполне заслуженное и достойное учреждение -давно уже стоит на очереди преобразования в Консерваторию, все дело зависит только от покровительства губернских, городских и земских обществ» [1].

Р.А.Гуммерт разработал проект открытия в Казани Высшей музыкальной школы с Восточным отделом, Музыкального университета и Народных музыкальных школ. С неутомимой энергией он занимался проблемами общего музы-

кального образования, вместе с попечителем Казанского учебного округа обсуждал насущные вопросы постановки преподавания музыки в женских и мужских гимназиях, выступал за введение обязательных уроков пения и игры на оркестровых инструментах в общеобразовательные учебные заведения всех типов.

Кроме организаторской деятельности на ниве музыкального образования и просвещения, Р.А.Гуммерт не менее активно занимался конкретной педагогической практикой. Он разработал собственную систему преподавания, основные положения которой нашли свое отражение в музыкально-теоретических и методических разработках: «Материалы для правильно поставленного хорового класса» (1900), «Сольфеджио» (1902), «Методика преподавания игры на фортепиано» и др.

Большой интерес вызывает композиторское творчество Рудольфа Августовича. Многие из его произведений были опубликованы в издательстве П.И.Юргенсона. Сочинения музыканта исполнялись в городских концертах, о чем свидетельствуют сохранившиеся в архиве композитора афиши и программы концертов Казанского отделения ИРМО.

Его просветительская и педагогическая деятельность была оценена современниками. Музыкант был награжден орденами Святой Анны и Святого Станислава II и III степеней, Святого Владимира IV степени и медалью «В память в Бозе почившего Императора Александра II» за заслуги на государственной службе [3: 26].

После 1917 г. Рудольф Гуммерт, несмотря на все сложности, продолжил работать в сфере музыкального образования. В трудный период, когда страна находилась в тяжелых материальных условиях, он занимался реорганизацией системы музыкального образования.

С 1920 по 1922 гг., когда возрос интерес к развитию общего музыкального образования, Р. А.Гуммерт работал заведующим музыкальной секцией Наркомпроса. В этот период он разрабатывал учебные планы и программы для учебных заведений, занимающихся общим музыкальным образованием. Его методические разработки были представлены во внешкольный подотдел Казанского губернского отдела народного образования и введены в исполнение.

Р.А.Гуммерт совместно с внешкольным подотделом разработал план музыкального просвещения Казани, где он писал об открытии Народных музыкальных школ в разных районах города. По его мнению, основными дисциплинами в Народных музыкальных школах должны были являться:

Ю.А.МАРАБАЕВА

1. Музыкальная грамота.

2. Сольное и хоровое пение.

3. Игра на музыкальных инструментах.

Рудольф Августович проделал огромную работу по формированию штата преподавателей для этих школ, занимался разработкой культурно-просветительских мероприятий и хозяйственными вопросами.

Параллельно с работой над проектами учебных планов Народных музыкальных школ педагог разрабатывал программы «музыкальной грамоты», «пения» и «игры на музыкальных инструментах» в Единой трудовой школе (ЕТШ).

Создал он и свой проект преподавания музыкальных дисциплин в общеобразовательной школе. По его замыслу это должны были быть «музыкальная грамота» и «пение». Р.А.Гуммерт считал возможным открытие при общеобразовательных школах специальных инструментальных классов I ступени и классов сольного пения. Он предполагал введение таких предметов, как «музыкальная литература», «история музыки», «история искусств и эстетика» (разумеется, в доступной для учащихся форме). Он отмечал, что «задача руководителей музыкальных классов состоит в подготовке учащихся к сознательному восприятию красоты и смысла музыки и приучении их к серьезному отношению к искусству» [1].

Начав работать в Наркомпросе, Р.А.Гуммерт вплотную занялся изучением постановки музыкального образования в Казани. Он считал, что в ведомстве музыкальной секции внешкольного подотдела должны быть Восточная консерватория и 12 Народных музыкальных школ. Кроме вышеперечисленных музыкально-учебных заведений, в музыкально-просветительских целях в Казани должны быть созданы симфонический и военный оркестры, камерные ансамбли (вокальный и инструментальный), камерный и большой хор. В этих музыкальных коллективах должны работать лучшие музыканты города - преподаватели Восточной консерватории и других учебных заведений. Р.А.Гуммертом был разработан план реорганизации музыкальных учебных заведений Казани, где ведущую роль должна была занять консерватория со специальным отделом восточной музыки. Кроме консерватории, в городе должны были появиться районные музыкальные школы и детские музыкальные сады, которые готовили бы детей к поступлению в специальные музыкальные учебные заведения.

В 1920 г. Р.А.Гуммерт представил в Музыкальный отдел Наркомпроса свой план музыкального воспитания учащихся общеобразовательных заведений. Он полагал, что музыкальное

воспитание должно включать в себя «музыкальную грамоту», «слушание музыки» и «игру на музыкальных инструментах». Главную задачу музыкального образования он видел в исполнении и понимании музыки. Он считал, что собственное исполнение способствует пониманию музыки, а владение музыкальной грамотой помогает мысленно слышать записанную музыку, т. е. развивает работу внутреннего слуха. Но это не значит, что каждый должен стремиться стать виртуозом или профессиональным певцом. По его мнению, всесторонне образованный человек должен владеть курсом музыкальной грамоты в объеме Народных музыкальных школ, т.е. суметь прочитать музыкальный текст, спеть несложные мелодии (преимущественно народные песни) и играть на фортепиано. Навыки игры на фортепиано должны равняться курсу народных общеобразовательных школ первой ступени. Р.А.Гуммерт сам разработал программу для фортепиано, соответствующую объему школ I ступени. Программа включала в себя:

1. Знакомство с инструментом, нотную грамоту.

2. Элементарные упражнения на 5-ти клавишах, упражнения на legato. Чтение нот. Игра в 2 и 4 руки (пособия: Школы Леберта и Штарка, Келлер ор. 162, 163, 214 и т. д., Черни ор. 599, Беренс ор. 62, 70).

3. Упражнения на растяжку руки, развитие пальцев и кисти. Подготовка гамм, двойных терций. Упражнения на независимость руки (пособия: Шмидт ор. 16, Черни ор. 139, Лешгорн ор. 65. Легкие пьесы).

4. Гаммы в одну, затем в две октавы в прямом и противоположном движении. Трезвучия по белым клавишам. Упражнения с ритмическими изменениями. Этюды. Пьесы на выбор. Знакомство с фразировкой (мелодия, динамика, кульминация произведения).

В феврале 1921 г. музыкант был командирован в Москву и Петроград в целях ознакомления с постановкой музыкального дела в столицах. В Москве он посещал Народные музыкальные школы, в Петербурге - консерваторию, Народный музыкальный университет, а также ученические вечера в Народной музыкальной школе и консерватории.

Наряду с общественной работой Рудольф Августович Гуммерт занимался музыкальнопросветительской деятельностью. Работая в Наркомпросе, он стремился организовать концертную жизнь в Казани как можно привлекательнее для широкой публики. Горожане, которым до этого времени приходилось довольствоваться одними лишь малоценными романсами,

цыганскими песнями, граммофонными пластинками и т. д., по его мнению, должны быть вовлечены в слушание «живой» музыки. В целях музыкального просвещения общественности он обращался к руководству Наркомпроса с предложением учредить в Казани «Общество распространения камерной музыки» и «Общество распространения оркестровой игры». Также Р.А.Гуммерт являлся организатором общедоступных хоровых и оркестровых лекций-концертов в саду «Рабочий отдых», вызвавших горячий интерес у слушателей. Проводя такие концерты, он «подготавливал народную аудиторию к сознательному восприятию музыкального искусства» [1].

Р. А.Гуммерт живо интересовался музыкальной культурой народов Поволжья. В целях поднятия интереса к «инородческим» песням он предлагал командировать отечественных композиторов и специалистов-фольклористов в экспедиции для собирания народных песен. Им было проявлено большое внимание к творческому росту Камиля Тухватуллина, Фатимы Гумеровой и других татарских музыкантов, о чем свидетельствуют архивные документы, хранящиеся в научной библиотеке Казанской государственной консерватории.

7 февраля 1922 г. Рудольф Августович Гум-мерт скончался в возрасте б1 года. После его кончины газета «Известия ТатЦИК» писала: «Гуммерт был инициатором музыкального обра-

зования в Казани, в Поволжье и даже в Сибири. Для музыкального образования к нему с большим доверием и надеждами шел русский, татарин, чуваш, мари и вотяк. Для всех это имя было священным» [4]. Р.А.Гуммерт многое сделал для развития музыкального образования и просвещения в советский период за очень короткий отрезок времени. В трудные послеоктябрьские годы он занимался организацией общего и специального музыкального образования в ТАССР -разрабатывал проекты Народных музыкальных школ и принимал непосредственное участие в их открытии; являлся одним из организаторов Восточной консерватории и занимался педагогической практикой. Р.А.Гуммерт внес большой вклад в музыкальное просвещение жителей Казани, благодаря его работе в коллегии музыкального образования необычайно возрос уровень концертно-просветительской работы в Казани.

1. Научная библиотека Казанской государственной консерватории. Архив Р.А.Гуммерта.

2. Национальный архив Республики Татарстан. - Ф. 1 (Канцелярия Казанского губернатора). - Оп. 3. Ед. хр. S3G. - Л. 1.

3. Национальный архив Республики Татарстан. - Ф. Р-SG (Казанский Родионовский институт благородных девиц). - Оп. 1. Ед. хр. 1411. - Л. 2б.

4. Известия ТатЦИКа. - 1922. - 21 ноября.

R.A.GUMMERT AND HIS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MUSICAL EDUCATION IN THE VOLGA REGION

Yu.A.Martynova

The article is devoted to the pedagogical, educational and scientific activities of the major public figure in music of Kazan R.A.Gummert in the early XX century; it provides information about his work in the Imperial Russian Musical Society and the People's Commissariat for Education. R.A.Gummert set out the draft regulations of musical societies developed at different times. For the first time the general music curriculum for comprehensive, musical and unified labor schools compiled by R.A.Gummert in the 2G's of the XX century is analyzed in the article.

Key words: professional music education, music enlightenment, folk music schools, music pedagogy, piano.

Мартынова Юлия Александровна - соискатель кафедры искусств народов Поволжья Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: marabaeva.juli@gmail.com

Поступила в редакцию 31.G1.2G12

ЗЗ9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.