ЭДУАРД БОРИСОВИЧ АБДУЛЛИН: МУЗЫКАНТ, ПЕДАГОГ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
Е. В. Николаева*,
Московский педагогический государственный университет
Аннотация. В статье представлены историко-биографические сведения об основных вехах творческого пути Э. Б. Абдуллина как музыканта, педагога, исследователя, создателя научной школы «Методология педагогики музыкального образования». Впервые, основываясь на воспоминаниях Эдуарда Борисовича о своих детских и юношеских годах в беседах с автором этой статьи, раскрываются те стимулы, которые обусловили его жизненный выбор: стать учителем музыки и найти свою стезю в этой уникальной профессии. Специальное внимание уделяется характеристике ведущих направлений его музыкально-педагогической, исследовательской и общественной деятельности. Представлен широкий спектр новаций, введённых Э. Б. Абдуллиным в музыкально-педагогическую теорию и практику и получивших широкий общественный резонанс не только в России, но и в других странах мира.
Ключевые слова: музыкальное образование, музыкально-педагогическое образование, музыкально-педагогическая деятельность, музыкально-исследовательская деятельность, общественная деятельность, методология, методологический анализ, научная школа Э. Б. Абдуллина.
Summary. The knowledge about the main milestones of Abdullin's creative career of a musician, a pedagogue, a researcher and a creator of the scientific school "Pedagogic methodology of the music education" are considered.. For the first time using Eduard Borisovich's memories the author show those motivations which had determined his life choice to become the music teacher and to find his way in the uniquely profession. The special attention is given to the mainstream of his music, pedagogic, research and public works. It is shown wide scope of Abdullin's ideas in the music and pedagogic theory and practice, which had obtained the wide public interest not only in Russia but in the countries of the world.
Keywords: music education, music and pedagogic education, music and pedagogic work, public work, methodology, methodological analysis, Abdullin's scientific school.
11
* Доктор педагогических наук, профессор Э. Б. Абдуллин являлся научным консультантом Елены Владимировны Николаевой при написании диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук на тему: «Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты» (диссертация защищена в Московском педагогическом государственном университете в 2000 году).
Э. Б. Абдуллин,
заведующий кафедрой методологии и технологий педагогики музыкального образования Московского педагогического университета, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» при МПГУ, доктор педагогических наук, профессор. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования. Член Союза композиторов России
В августе 2015 года Эдуарду Борисовичу Абдуллину, заведующему кафедрой методологии и технологий педагогики музыкального образования Московского педагогического государственного университета (МПГУ), заведующему кафедрой ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» при Московском педагогическом государственном университете, доктору педагогических 12 наук, профессору, лауреату премии Правительства Российской Федерации в области образования, председателю Комиссии по содействию науке, культуре и художественному образованию Всероссийской ассоциации содействия науки, академику-секретарю Отделения педагогики и психологии музыкального образования Международной академии наук педагогического образования, вице-президенту Российской общенациональной секции Международного общества по музыкальному образованию (РОСИСМЕ), председателю Комиссии по музыке Учебно-методического объединения высших педагогических учебных заве-
дений России при МПГУ, члену Союза композиторов России, члену Нью-Йоркской академии наук, исполняется 75 лет.
Сегодня имя этого видного деятеля отечественной музыкальной культуры и образования хорошо известно не только в России, но и во многих странах мира. Знаменательно, что оно известно не только музыкантам, педагогам, чья профессиональная деятельность связана со сферой общего и/или профессионального музыкально-педагогического образования, но даже тем, кто только ещё готовится стать педагогом-музыкантом или делает первые шаги на этом поприще. Такое признание музыкантов, педагогов вполне закономерно, ведь в многочисленных публикациях Эдуарда Борисовича ставятся и решаются насущные проблемы музыкального, в том числе музыкально-педагогического образования. Достаточно перечислить хотя бы некоторые из них: реформирование вузовской подготовки педагога-музыканта и совершенствование профессионально ориентиро-
ванной методолого-методической подготовки учителя музыки как педагога-музыканта широкого профиля [1-6 и др.]; обращение к философским [7] и историческим [8; 9 и др.] аспектам музыкального образования; теоретико-методические основы общего музыкального образования [1014 и др.]. И это лишь малая толика разрабатываемой Эдуардом Борисовичем проблематики.
Выдвигаемые Э. Б. Абдуллиным научные идеи находят воплощение в программах высших музыкально-педагогических учебных заведений [15; 16 и др.]. По учебникам и учебным пособиям, созданным им или под его научным руководством, учатся сегодня во всех высших учебных заведениях нашей страны, в которых осуществляется подготовка музыкантов-педагогов [17-23 и др.].
Многие годы работая с Эдуардом Борисовичем, наблюдая за его кипучей, актуальной и огромной по масштабу решаемых музыкально-педагогических задач деятельностью, видя глубину и значительность его вклада в педагогику музыкального образования, принимая разработанные им научные основы исследовательской деятельности музыканта-педагога как руководство к собственной исследовательской деятельности, хотелось бы хотя бы в нескольких штрихах обрисовать некоторые особенности его творческой натуры и основные вехи творческого пути. Пути, который позволил ему прийти к столь высоким результатам: стать признанным лидером в музыкально-педагогическом сообществе российских педагогов-музыкантов и получить широкое международное признание.
Как представляется, уже в детские годы самой судьбой Эдуарду Борисови-
чу Абдуллину было предначертано стать музыкантом, педагогом, исследователем. От матери - Мариам Шагиаза-мовны Абдуллиной, выпускницы Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, известной в России певицы, солистки Московской государственной академической филармонии, - он унаследовал неординарные музыкальные способности и любовь к музыке. С детских лет он имел возможность наблюдать за сложнейшим процессом разучивания и исполнения ею вокальных произведений, за работой над качеством певческого звучания, поисками выразительной, эмоционально окрашенной интонации. Интонации, которая отвечала бы её представлениям о содержании художественного образа, особенностям его развития, раскрывала многогранные связи словесного и музыкального начала, характер их взаимосвязи и взаимодополнения. У отца - Бориса Матвеевича Левина, заслуженного юриста Российской Федерации, главного юрисконсульта Минмонтажспец-строя СССР, - он с детских лет учился логике мышления, красоте и многозначности русского языка, точности выражения своих мыслей, необходимости их аргументации.
Этот драгоценный опыт, приобретённый в семье, а также яркие, неизгладимые впечатления от посещения в детские годы филармонических концертов, музыкальных спектаклей, вокальных занятий с учениками выдающегося певца, стажёра и солиста театра La Scala, драматического тенора И. И. Кортова (долгие годы жившего в его семье) станут той исходной базой, на основе которой будет всё с большей силой заявлять о себе желание стать музыкантом-педагогом, а так-
13
14
же формирование начального представления об этой сложной, но столь привлекательной для него профессии.
Поступив в 1959 году на музыкальный факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (ныне - Московский педагогический государственный университет), Эдуард Борисович оказался в весьма близкой ему по духу творческой музыкальной среде. Здесь на собственном практическом опыте он смог оценить, как многогранна деятельность Учителя музыки, которой ему предстояло овладеть. В дальнейшем в своих беседах с учениками и коллегами он часто сравнивал её с деятельностью спортсмена-многоборца, профессионально владеющего несколькими видами спорта.
Уже в студенческие годы Эдуард Борисович понял, как многому можно научиться у педагогов-музыкантов, которые во главу угла своей педагогической работы ставили постижение учащимися интонационной природы музыкального искусства, приобретение ими практического опыта воплощения её в том или ином виде музыкальной деятельности. При этом их педагогическая деятельность сочеталась с собственной активной музыкально-творческой деятельностью.
Именно такими педагогами являлись музыканты, у которых учился Э. Б. Абдуллин: профессор А. Д. Кожевников - хормейстер, народный артист России, ученик А. В. Свешникова; профессор О. Д. Бошнякович - пианист, народный артист России, ученик К. Н. Игумнова и Г. Г. Нейгауза; Э. Н. Артемьев - композитор, народный артист России, автор музыки к большинству фильмов А. Тарковского; М. И. Ройтерштейн - композитор,
заслуженный деятель искусств РФ, профессор. И именно педагогическая интерпретация интонационной природы музыкального искусства в контексте рассматриваемых музыкально-педагогических проблем впоследствии получает воплощение как в его музыкально-педагогической и исследовательской деятельности, так и в работах его учеников.
Будучи студентом, Эдуард Борисович особое внимание уделяет постижению сущности вокально-хоровой работы с детьми. И в этом направлении творческих поисков огромное влияние на формирование его представлений о хоровом звучании, особенностях работы с детскими голосами оказала двухлетняя стажировка в хоре Института художественного воспитания (руководитель В. Г. Соколов) под руководством Виктора Сергеевича Попова. В эти годы он приобретает столь необходимый ему опыт хормейстерской работы с детьми, который в дальнейшем во многом определит круг его музыкальных предпочтений в сфере педагогической деятельности.
Встреча в 1963 году с композитором, народным артистом СССР, академиком Российской академии образования, почётным президентом Международного общества по музыкальному образованию (ИСМЕ) профессором Д. Б. Кабалевским стала той вехой в творческой биографии Э. Б. Абдуллина, которая во многом определила его последующий путь как педагога-музыканта-исследователя. Дмитрий Борисович предложил Эдуарду Борисовичу стать научным руководителем будущего научного исследования. Через несколько лет после успешной защиты [24], он пригласил
его к совместной работе над программой по музыке для общеобразовательной школы в статусе заместителя заведующего (Д. Б. Кабалевского), а затем и заведующего лабораторией музыки Минпроса РСФСР.
С этого времени он с новых позиций начинает подходить к оценке своих музыкальных и педагогических знаний, умений, полученных в годы обучения в вузе, а также в период руководства детской хоровой студией «Мелодия» в подмосковном Подольске. В этой студии происходило его становление как педагога-музыканта -руководителя хорового коллектива и хормейстера, овладение им тонкостями хормейстерского мастерства. Здесь ему удалось воплотить в жизнь свои представления о красоте вокального звучания в работе с детским хором, который с успехом демонстрировал высокий уровень исполнительского мастерства как в нашей стране, в том числе по Центральному телевидению, на IX Международной конференции ИСМЕ в Москве, так и за рубежом.
Однако главным в этот период творческого становления Э. Б. Абдул-лина как педагога-музыканта-исследователя являлась работа в авторском коллективе, возглавляемом Д. Б. Кабалевским, над программой по музыке для общеобразовательной школы, её учебно-методическим оснащением и проведение огромной по масштабу экспериментальной работы по её внедрению в массовую педагогическую практику. В этой работе Эдуард Борисович выступал первым помощником и соратником Д. Б. Кабалевского, в течение семи лет проводил уроки музыки в общеобразовательной школе, приобретал опыт как педагогической,
так и исследовательской деятельности. По инициативе Д. Б. Кабалевского он стал руководителем и ведущим цикла телевизионных передач «Учителю - урок музыки», который на протяжении семи лет с большим успехом транслировался по центральному каналу Всесоюзного телевидения. С этого времени научно-исследовательская деятельность в сфере изучения проблем общего музыкального образования становится неотъемлемым атрибутом его творческой биографии.
Постигнув в процессе совместной работы с Дмитрием Борисовичем Кабалевским глубинную сущность его концепции, системность и базовые педагогические положения, лежащие в основе принципиально новой программы по музыке, Эдуард Борисович все последующие годы выступает активным борцом за сохранение и развитие идей своего Учителя.
Он инициирует проведение в России Международного конкурса «Учитель музыки XXI века» имени Д. Б. Кабалевского». Первый из них состоялся в 2000 году в Москве, и в нём приняли участие исключительно студенты - будущие учителя музыки. По мере педагогического осмысления Эдуардом Борисовичем потенциальных возможностей этой новой формы международного сотрудничества вводились новые номинации конкурса. В нём стали демонстрировать своё мастерство и маститые учителя музыки, каждый из которых раскрывал своё видение современного урока музыки, и педагоги-музыканты, показывающие новые формы работы на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях. Более того, в нескольких из них смогли принять участие и семейные ансамбли, исполнительское мастерство
15
16
которых свидетельствовало о больших возможностях музыкального воспитания в семье в процессе совместного музицирования.
К настоящему времени проведено восемь конкурсов-фестивалей. В них приняли участие студенты и учителя музыки из 15 стран мира. Замечу, однако, что творческая мысль Эдуарда Борисовича не ограничилась идеей создания такого нового для мировой практики международного форума. Новаторской стала и предложенная им запись проводимых открытых уроков на DVD-дисках.
Так родилась новая форма обобщения мирового опыта в сфере музыкального образования и его пропаганды, а также новый вид учебно-методического материала для системы подготовки музыкально-педагогических кадров - видеофильмы с записью уроков музыки. Их появление вызвало большой общественный резонанс, положило начало созданию банка данных о современном состоянии музыкального образования в России и других странах мира. Запечатленный в видеоматериалах «живой» педагогический опыт, взятый непосредственно из педагогической практики, позволил увидеть не только достижения в этой сфере, но и те проблемы, которые ещё ждут своего решения.
С болью наблюдает Эдуард Борисович за тем, как программа по музыке, разработанная под руководством Д. Б. Кабалевского, всё более оттесняется на периферию отечественного музыкального образования. Видя это, он выступает с обличением программ по музыке, которые позиционировались авторами как развитие идей Д. Б. Кабалевского. В действительности же идеи его Учителя получали
в них искажённое претворение [25]. Вот почему Эдуард Борисович делает всё возможное для сохранения и развития заложенных в этой программе концептуальных идей, её интерпретации применительно к реалиям современной музыкальной жизни страны с учётом новейших достижений отечественной музыкально-педагогической науки и практики.
В 2014 году работа в этом направлении получила новый стимул. Министерство образования Республики Саха (Якутия) предложило Э. Б. Аб-дуллину возглавить Научно-методический совет при Министерстве образования по реализации проекта «Музыка для всех» в Республике Саха и созданию в контексте данного проекта новой региональной программы по музыке. (Идея создания проекта «Музыка для всех» принадлежит первому президенту Республики Саха (Якутия), депутату Государственной думы (Национального собрания) РФ Михаилу Ефимовичу Николаеву.)
В настоящее время руководимый Эдуардом Борисовичем коллектив педагогов-музыкантов кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» (Е. В. Николаева,Б. Р.Иофис, Е. П.Кра-совская, А. В. Варламова, А. В. Торо-пова, С. Г. Федотова, О. Р. Новокшё-нова, И. В. Нартова), опираясь на содружество с учителями музыки Якутии, принимающими активное участие в проверке программы, с ТВ-каналом Республики Саха (Якутия) и Якутской филармонией, с Институтом повышения квалификации педагогических кадров РС, подготовил программу по музыке для начальной школы, нотные хрестоматии и фонох-рестоматии для первого и второго
классов. В арсенале учителей музыки будут также и видеофильмы, знакомящие их с особенностями педагогического руководства на уроках музыки музыкально-пластической деятельностью учащихся, коллективным инструментальным музицированием, музыкальной театрализацией.
Хотелось бы подчеркнуть, что созданная авторским коллективом программа [26] стала образцом нового подхода к разработке школьных программ по музыке. В ней получают дальнейшее развитие идеи, заложенные в концепции Д. Б. Кабалевского, и вместе с тем впервые не только декларируются, но и создаются условия для органичного единства урока музыки и внеклассных музыкальных занятий. Такое единство становится возможным благодаря тому, что в рамках проекта «Музыка для всех» учителям предоставляется возможность проведения трёх музыкальных занятий в неделю. При этом впервые особое внимание в программе уделено разработке регионального компонента, освоению учащимися как русской, так и якутской музыкальной культуры, что предусмотрено во всех видах практической музыкальной деятельности: в хоровом и инструментальном исполнительстве, в музыкально-слушательской деятельности, музыкально-пластическом интонировании, музыкальной импровизации и музыкально-театрализованной деятельности.
Вторым, исторически сложившимся, но не по значимости, стратегическим направлением в деятельности Э. Б. Абдуллина как педагога, музыканта, исследователя стала его работа в области совершенствования вузовской подготовки педагога-музыканта. Сразу после окончания аспирантуры,
одновременно с научно-исследовательской деятельностью в сфере общего музыкального образования, Эдуард Борисович принимает приглашение стать преподаватлем в своём родном университете, которому остаётся верен все последующие годы.
Сегодня, спустя почти полвека работы его в этом учебном заведении, не будет преувеличением сказать, что Московский педагогический государственный университет стал для Эдуарда Борисовича поистине вторым домом. Здесь в полной мере проявилась его творческая натура, жаждущая перестроить систему вузовского музыкально-педагогического образования. По его глубокому убеждению, она должна быть сориентирована на подготовку педагога-музыканта, учителя музыки, профессионально владеющего различными видами музыкальной деятельности, готового грамотно осуществлять педагогическое руководство процессом музыкального образования, а также владеющего основами исследовательской деятельности.
Для воплощения этих идей в жизнь необходимо было создание ... коллектива единомышленников. Так '' в структуре музыкального факультета университета в 1990 году появилась новая кафедра - кафедра методологии и методики преподавания музыки, которую возглавил Э. Б. Абдуллин. Свою главную задачу Эдуард Борисович видел в том, чтобы модернизировать процесс профессионально-предметной подготовки учителя музыки, поставить его на подлинно университетский уровень как в теоретическом, так и в практическом плане.
В процессе решения этой задачи рождалось новое, системное видение Эдуардом Борисовичем профессии музыканта-педагога, которое получило во-
площение в его докторской диссертации на тему: «Содержание и организация методологической подготовки в системе высшего педагогического образования» [27].
В этом исследовании дано теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение необходимости овладения будущими учителями музыки методологической культурой, раскрываются её сущность и структура, получает развёрнутую характеристику методологический анализ музыкально-педагогических проблем как инструментарий, технология педагога-музыканта, которыми необходимо овладеть для осуществления исследовательской деятельности в сфере музыкального образования.
Думается, что обращение Э. Б. Аб-дуллина в своём фундаментальном исследовании к методологическим проблемам педагогики музыкального образования также не было случайным и предначертано всем ходом его жизни. Для исконно творческого человека, каким является Эдуард Борисович, не могло пройти бесследно его общение . _ с крупнейшими российскими музы-18 кантами и учёными, работающими в разных научных сферах. Это прежде всего Дмитрий Борисович Кабалевский, о содружестве с которым уже упоминалось ранее; Александр Сергеевич Соколов - музыковед, ныне ректор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, зав. кафедрой теории музыки, доктор искусствоведения, лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства; Борис Михайлович Неменский - народный художник РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, лауреат премии Президента РФ, действительный член Российской академии художеств
и Российской академии образования, профессор; Евгений Павлович Велихов -член Президиума Российской академии наук, президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», председатель Совета ИТЭР, член Совета при Президенте РФ по науке и образованию, лауреат Ленинской, государственных и международных премий, председатель Российской ассоциации содействия науке (РАСН). В процессе такого общения рождались и утверждались качественно новые представления Эдуарда Борисовича о музыке как об одном из видов искусства, с которыми она связана многочисленными нитями, и её специфике; о многогранности деятельности педагога-музыканта; о важности осуществления музыкально-педагогических исследований на методологическом уровне.
Именно это исследование стало концептуальным зерном всей дальнейшей исследовательской деятельности Эдуарда Борисовича и созданной им научной школы «Методология педагогики музыкального образования». За годы её становления и развития Эдуарду Борисовичу удалось взрастить целую плеяду талантливых учеников. На сегодняшний день под его руководством защищено шесть докторских и двадцать четыре кандидатских диссертаций. Каждая из них стала продолжением и развитием его научно-педагогической концепции. В наши дни созданная Эдуардом Борисовичем научная школа успешно развивается уже в третьем поколении [28]. И это является одним из подтверждений её жизненности и эффективности.
Каждая научная школа в сфере музыкального искусства и образования уникальна, как уникальна личность
музыканта, её возглавляющего. Уникальность Эдуарда Борисовича как лидера видится, с одной стороны, в масштабности его научного дарования, способности предвидеть появление новых направлений в науке, которые смогут задать новый вектор в её развитии, расширяющий её горизонты; с другой - в особом даре увидеть творческий потенциал в своих учениках и коллегах, увлечь их исследовательской деятельностью, которая отвечала бы их природным способностям и кругу профессиональных интересов.
Уникальность самой научной школы, созданной Э. Б. Абдуллиным, видится в том, что она сориентирована на подготовку высококвалифицированных педагогов-музыкантов-исследователей. Она объединяет представителей разных поколений, разных по кругу рассматриваемых ими проблем общего и профессионального музыкального образования, но единых по тем методологическим основам, которые разработаны Эдуардом Борисовичем и которые получают новую интерпретацию в каждом из исследований, осуществляемых под его научным руководством или консультированием. Эдуард Борисович смог вложить в своих учеников и коллег главное - понимание сущности исследовательской деятельности, вооружить их инструментом научного познания. При всём разнообразии проблематики исследований, осуществляемых в контексте данной научной школы, их характеризует единство в многообразии. Это единство проявляется в ориентации исследователей на методологический уровень рассмотрения изучаемых проблем во взаимодополнении и взаимосопряжении частнонаучного, общенаучного и философского уровней [29].
Принципиально важно, что результаты научной деятельности Эдуарда Борисовича и его воспитанников находят широкое претворение в современной педагогической практике. Так, в сфере высшего музыкально-педагогического образования теоретически обоснована и практически реализована концепция вузовской подготовки будущих учителей музыки, создана целостная система учебных дисциплин, которая включает профессионально ориентированную методологическую, теоретико-историческую, психолого-педагогическую и методическую подготовку будущего учителя музыки. При этом каждая из этих дисциплин обеспечена учебными планами, программами и пособиями.
Нельзя обойти вниманием и ещё одну - третью - сторону деятельности Эдуарда Борисовича. Это огромная по значимости общественная деятельность, в которой находит выражение его творческая натура. Перечислю хотя бы некоторые её грани:
• подготовка и проведение восьми международных научно-практических конференций, в которых приняли участие практически все ведущие отечественные специалисты в области педагогики и психологии музыкального образования, включая учёных институтов РАН, Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, педагогов-музыкантов из 32 стран всех континентов Земли. При этом одной из важнейших задач конференций являлось объединение музыкантов-педагогов России, сохранение и расширение научных, творческо-педа-гогических контактов;
• пропаганда и распространение Эдуардом Борисовичем научно-педагогических инноваций кафедры
19
путём проведения мастер-классов в 17 странах Европы, Америки, Азии, Африки;
• создание на базе Московского педагогического государственного университета Российской общенациональной секции ИСМЕ (РОСИСМЕ) Международного общества по музыкальному образованию (ИСМЕ-ЮНЕСКО), объединившей музыкантов-педагогов России и ряда стран, прежде всего СНГ; распространение силами РОСИСМЕ как достижений отечественного музыкально-педагогического образования в мире посредством издания работ кафедры на английском языке, выступлений преподавателей кафедры на мировых музыкально-педагогических конгрессах и форумах, так и материалов, обобщающих мировой опыт в изданиях кафедры. Активные действия этой общественной организации, выступления её представителей на высших форумах в разных странах снискали признание и уважение РОСИСМЕ в международном музыкально-педагогическом сообществе; __ • создание по инициативе 20 Э. Б. Абдуллина и при поддержке Е. П. Велихова и руководства МПГУ общественного общероссийского некоммерческого фонда «Художественное образование и культура» (председатель фонда Э. Б. Абдуллин), который объединяет сегодня более 50 регионов России.
В завершение этого небольшого эссе хотелось бы привести слова высокочтимого Эдуардом Борисовичем музыковеда, профессора Московской консерватории Вячеслава Вячеславовича Медушевского, который в одной из бесед сказал: «Не так важно, где ты учишься, важнее - у кого ты учишься». Эти слова можно услышать и из
уст учеников и соратников Эдуарда Борисовича, которые гордятся своей принадлежностью к его научной школе и которым он щедро передаёт свой научный опыт, заражает любовью к научному творчеству и профессии педагога-музыканта, открывает новые горизонты научно-исследовательской деятельности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллин, Э. Б. Концепция профессионально ориентированной методолого-ме-тодической подготовки и практической подготовки учителя музыки [Текст] / Э. Б. Абдуллин // Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителя музыки : материалы II Международной научно-практической конференции, Москва, 15-17 декабря 1994 г - М. : Изд-во МПГУ, 1994. - С. 3-12.
2. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В., Урбано-вич, Г. И. Концепция подготовки специалиста - учителя музыки на музыкальных факультетах высших учебных заведений [Текст] / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, Г. И. Урбанович / отв. ред. Э. Б. Абдул-лин. - М. : Изд-во МПГУ, 1995. - 29 с.
3. Абдуллин, Э. Б. Проблемы методологии музыкального образования и подготовка учителя в вузе [Текст] / Э. Б. Абдуллин // Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции / отв. ред. Э. Б. Абдуллин. - М. : Изд-во МПГУ, 1999. - С. 3-15.
4. Абдуллин, Э. Б. Об индивидуальном стиле деятельности учителя музыки [Текст] / Э. Б. Абдуллин // Методолого-методиче-ская подготовка учителя музыки : материалы VII Международной научно-практической конференции. - М. : Изд-во МПГУ, 2002. - С. 17-22.
5. Абдуллин, Э. Б. Исследовательская деятельность будущего учителя музыки как важный и необходимый компонент вузовской профессионально ориентированной подготовки [Текст] / Э. Б. Абдуллин // Педагогика и психология музыкального об-
разования: прошлое, настоящее, будущее : материалы IX научно-практической конференции с международным участием, Москва, 29-30 октября 2010 г. / отв. ред.-сост. Э.Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М. : Граф-Пресс, 2010. - С. 8-14.
6. Абдуллин, Э. Б. О проблемах современного музыкально-педагогического образования [Текст] / Э. Б. Абдуллин // Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования : материалы X Международной научно-практической конференции / отв. ред.-сост. Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М. : Ритм, 2012. -С. 7-14.
7. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. О философии музыкального образования: сущность, предназначение, направленность [Текст] / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева // Философские науки. - 2010. - № 1. -С. 144-153.
8. Abdullin, E. Music Education in the General School and the Preparation of Music Teachers in Russia [Text] / Е. Abdullin. -Arkansas (USA) : University of Central Arkansas Conway, 1994. - 168 p.
9. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. Музыкально-педагогическое образование в России на рубеже XX и XXI столетий [Текст] / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М. : Изд-во МПГУ, 2002. - 165 с.
10. Музыка в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин, Г. С. Тарасов / под ред. Д. Б. Кабалевского. - М. : Изд-во НИИ школ, 1979. - 164 с.
11. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе [Текст] : пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин. - М. : Просвещение, 1983. - 112 с.
12. Музыка в начальных классах [Текст] : метод. пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин и др. - М. : Просвещение, 1985. - 140 с.
13. Николаева, Е. В., Абдуллин, Э. Б. Концепция программы по музыке в свете новой государственной стратегии развития общего музыкального образования [Текст] / Е. В. Николаева, Э. Б. Абдуллин // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2013. -№ 3. - С. 133-157.
14. Абдуллин, Э. Б. На пути к рождению нового «лика» урока музыки [Текст] / Э. Б. Абдуллин // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2014. - № 2. - С. 41-47.
15. Абдуллин, Э. Б. Теория и методика преподавания музыки [Текст] / Э. Б. Абдул-лин // Музыкальное образование: методо-лого-методическая подготовка учителя музыки. Программы дисциплины по специальности 030700 Музыкальное образование. - М. : Флинта, 2000. - С. 146-198.
16. Абдуллин, Э. Б. Примерная программа дисциплины «Методология педагогики музыкального образования» [Текст] / Э. Б. Абдуллин. - М. : Прометей, 2004. -20 с.
17. Абдуллин, Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования [Текст] : учеб. пособие / Э. Б. Абдуллин. - М. : Прометей : МПГУ им. В. И. Ленина. -1990. - 188 с.
18. Методологическая культура педагога-музыканта [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина, Н. В. Морозова и др. ; под ред. Э. Б. Абдуллина. - М. : Академия, 2002. - 272 с.
19. Абдуллин, Э. Б. Методология педагогики музыкального образования [Текст] : учебник для студентов вузов / Э. Б. Абдул-лин. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Гном, 2010. - 416 с.
20. Абдуллин, Э. Б. Музыкальное образование как объект научного исследования [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 050100.68 - Педагогическое образование : магистерская программа «Педагогика и психология музыкального образования» / Э. Б. Абдуллин. - М. : Гном, 2012. - 144 с.
21. Абдуллин, Э. Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта [Текст] : учеб. пособие / Э. Б. Абдуллин. -СПб. : Лань : Планета музыки, 2014. -368 с.
22. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. Теория музыкального образования [Текст] : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений /
21
Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М. : Прометей, 2013. - 431 с.
23. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. Методика музыкального образования [Текст] : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. -М. : Музыка, 2006. - 336 с.; М. : Изд-во Института новых технологий, 2006. - 6 DVD-дисков.
24. Кабалевский, Д. Б. Предисловие [Текст] / Д. Б. Кабалевский // Э. Б. Абдуллин. Музыкальная работа в пионерском лагере : пособие для музыкальных руководителей, пионервожатых, воспитателей. - М. : Музыка, 1968. - С. 3-6.
25. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. Музыкальное образование: революция без революции (По прочтении учебного пособия «Музыкальное образование в школе») [Текст] / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева // Музыкант-педагог : спецвыпуск журнала «Преподаватель». - 2001. - № 6-7. -С. 98-108.
26. Региональная программа учебного предмета «Музыка» 1-4 классы в контексте проекта «Музыка для всех» [Текст] / авт.-сост. Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, Б. Р. Иофис, А. В. Варламова. - Якутск -Москва : Ритм, 2015. - 102 с.
27. Абдуллин, Э. Б. Содержание и организация методологической подготовки в системе высшего педагогического образования [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Э. Б. Абдуллин. - М., 1992. - 431 с.
28. Методология педагогики музыкального образования. Научная школа Э. Б. Абдул-лина [Текст] : коллективная монография / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, Б. М. Целковников, О. Ю. Солопанова и др. ; под науч. ред. Э. Б. Абдуллина. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Граф-Пресс, 2010. - 272 с.
29. Абдуллин, Э. Б., Методологический анализ как метаметод педагогики музыкального образования [Текст] / Э. Б. Абдул-лин // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». -2013. - № 2. - С. 13-22.
22