Научная статья на тему 'Общее музыкальное образование: системность или событийность'

Общее музыкальное образование: системность или событийность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1097
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОБЫТИЕ И СИСТЕМА В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / MUSIC EDUCATION / EVENT AND SYSTEM IN MUSIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тагильцева Наталия Григорьевна

Предметом рассмотрения в статье является процесс организации музыкального образования детей. Цель статьи раскрыть преимущество системы (методики) над событийностью в музыкальном образовании детей. Тема статьи связана с дилеммой: система (определенная, последовательно реализуемая методика) или событие (методически свободное, импровизационное мероприятие) в общем музыкальном образовании детей. Методами исследования являются анализ и обобщение материала по музыкальному образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также литературы по введению событийного подхода в образовательный процесс. Методология работы основана на идее о двух подходах в системе музыкального образования детей: аксиологическом, когда процесс музыкального образования строится в опоре на закономерности искусства, и прикладном, когда искусство выступает как определенное средство достижения результата; идее о событийности как определенном способе организации обучения и воспитания детей средством музыкального искусства. В результате работы сформулированы рекомендации для организации музыкального образования детей как последовательного и систематичного обучения ребенка музыке, в процесс которого включается музыкальное событие. Область применения результатов теория музыкального образования, методика музыкального образования, практика организации процесса музыкального образования в учреждениях общего образования. В основе общего музыкального образования детей должна лежать определенная, последовательная, постепенно реализуемая система, в которую может быть включено музыкальное событие, развивающее музыкальную культуру ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL MUSIC EDUCATION: A SYSTEM OR AN OCCASIONAL EVENT?

The article deals with the process of organization of music education of children. The main aim of the paper is to disclose the advantages of an education system (methodology) over occasional applications of certain methods in music education of children. The topic of the article is closely connected with the following dilemma: should teachers use a system (a concrete systematically realized methodology) or separate events (methodically free improvised actions) in general music education of children. The methods of investigation include analysis and generalization of material on the problem of music education of children of preschool and junior school age and of literature on introduction of event-driven approach in the process of education. The proposed methodology is based on the idea of two approaches to music education of children: an axiological one, when the process of music education is constructed with reference to regular properties of arts, and an applied one, when arts are treated as a way of achieving a goal; the idea of event-driven nature as a certain method of organization of education and upbringing of children by means of music art. As a result of the conducted research, the author formulates recommendations for the organization of music education of children as consistent and systematic teaching, the process of which includes musical events. The sphere of application of the results of the study may include theory of music education, methods of music education and practical organization of the process of music education at institutions of general education. Music education of children should be based on a concrete, consistent and gradually realized system, which may include a music event, developing the music culture of a child.

Текст научной работы на тему «Общее музыкальное образование: системность или событийность»

УДК 372.878 ББК Ч426.853-243

ГСНТИ 14.25.07

Код ВАК 13.00.02

Тагильцева Наталия Григорьевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой музыкального образования, институт музыкального и художественного образования, Уральский государственный педагогический университет; 620000, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 9; e-mail: musis52nt@mail.ru

ОБЩЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СИСТЕМНОСТЬ ИЛИ СОБЫТИЙНОСТЬ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музыкальное образование; событие и система в музыкальном образовании.

АННОТАЦИЯ. Предметом рассмотрения в статье является процесс организации музыкального образования детей. Цель статьи - раскрыть преимущество системы (методики) над событийностью в музыкальном образовании детей. Тема статьи связана с дилеммой: система (определенная, последовательно реализуемая методика) или событие (методически свободное, импровизационное мероприятие) в общем музыкальном образовании детей. Методами исследования являются анализ и обобщение материала по музыкальному образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также литературы по введению событийного подхода в образовательный процесс. Методология работы основана на идее о двух подходах в системе музыкального образования детей: аксиологическом, когда процесс музыкального образования строится в опоре на закономерности искусства, и прикладном, когда искусство выступает как определенное средство достижения результата; идее о событийности как определенном способе организации обучения и воспитания детей средством музыкального искусства. В результате работы сформулированы рекомендации для организации музыкального образования детей как последовательного и систематичного обучения ребенка музыке, в процесс которого включается музыкальное событие. Область применения результатов -теория музыкального образования, методика музыкального образования, практика организации процесса музыкального образования в учреждениях общего образования. В основе общего музыкального образования детей должна лежать определенная, последовательная, постепенно реализуемая система, в которую может быть включено музыкальное событие, развивающее музыкальную культуру ребенка.

Таgiltseva Natalia Grigorievna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Music Education, Institute of Music and Arts Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

GENERAL MUSIC EDUCATION: A SYSTEM OR AN OCCASIONAL EVENT?

KEY WORDS: music education; event and system in music education.

ABSTRACT. The article deals with the process of organization of music education of children. The main aim of the paper is to disclose the advantages of an education system (methodology) over occasional applications of certain methods in music education of children. The topic of the article is closely connected with the following dilemma: should teachers use a system (a concrete systematically realized methodology) or separate events (methodically free improvised actions) in general music education of children. The methods of investigation include analysis and generalization of material on the problem of music education of children of preschool and junior school age and of literature on introduction of event-driven approach in the process of education. The proposed methodology is based on the idea of two approaches to music education of children: an axiological one, when the process of music education is constructed with reference to regular properties of arts, and an applied one, when arts are treated as a way of achieving a goal; the idea of event-driven nature as a certain method of organization of education and upbringing of children by means of music art. As a result of the conducted research, the author formulates recommendations for the organization of music education of children as consistent and systematic teaching, the process of which includes musical events. The sphere of application of the results of the study may include theory of music education, methods of music education and practical organization of the process of music education at institutions of general education. Music education of children should be based on a concrete, consistent and gradually realized system, which may include a music event, developing the music culture of a child.

н

а сегодняшний день в теории музыкального образования определяются несколько концептуальных положений, являющихся базой для выстраивания всего процесса музыкального обучения, среди которых особо выделяются положение аксиологическое и прикладное (Э. Б. Абдуллин).

Аксиологическое положение, включающее идеи о ценности музыкального искусства, приводит к формированию «цен-

ностного взаимодействия» человека с миром [8], появлению представления о целостной картине мира [2], формированию в сознании образа человека мира [3], развитию самосознания детей [10; 11].

Второе положение - прикладное - базируется на идеях о том, что музыка как определенный вид искусства, воздействующего на чувства, эмоции, переживания человека, является средством развития эстети-

© Тагильцева Н. Г., 2015

ческих и нравственных чувств, музыкальных способностей и интересов, художественных и музыкальных вкусов.

Первое концептуальное положение, считает Л. В. Школяр, раскрывает приоритеты самого музыкального искусства, его законы и закономерности (жанровая основа, стилистические особенности, концептуальные идеи и т. д.) в выстраивании процесса музыкального образования, которые приводят к формированию личности ребенка. Поэтому цель музыкального образования, сформулированная еще Д. Б. Кабалевским и повсеместно сегодня транслируемая во всех современных программах по музыке, - формирование музыкальной культуры как части духовной культуры ребенка органично включается в качестве целевого ориентира при реализации данного положения на практике.

Второе положение определяет главенствующие законы и закономерности дидактики, не исключая также и задачи, вызванные ситуативными потребностями, реализуемые в определенных организованных событиях, которые возникают повсеместно в воспитании и обучении детей. Законы и закономерности дидактики, взятые на вооружение учителем музыки, музыкальным руководителем, приводят к тем результатам, которые в Федеральных государственных образовательных стандартах (далее - ФГОС) определяются как сформированные музыкальные способности, эстетические чувства, умения участвовать в коллективном музыкальном творчестве и т. п., которые реализуются в познавательной, ценностно-эстетической, коммуникативной и трудовой сфере [14]. Весь процесс музыкального образования выстраивается по законам дидактики, т. е. принципы, методы и приемы обучения непосредственно интегрируются с таким специфическим видом образования, как образование музыкальное.

Анализ условий реализации этих положений на практике в работе учителя музыки, музыкального руководителя детского сада показывает, что и то, и другое положение реализуется в процессе кропотливой, последовательной, систематической работы по формированию музыкальной и духовной культуры ребенка, определенных качеств личности и музыкальных способностей. Какое положение может быть выбрано для практической деятельности конкретным учителем - решать только ему: «Каждая категория учителей выбирает для своей работы тот подход, который ей ближе, в котором они видят больше возможностей для достижения цели преподавания»[17, с. 7].

Вторая позиция может реализоваться не только посредством выстраивания опре-

деленной системы обучения, но и в процессе внеурочной, внеклассной деятельности, включающей комплекс каких-либо событий или мероприятий. Используемые в этих событиях музыкальные произведения становятся средством прежде всего успешного проведения мероприятия, которое опосредованно влияет на формирование определенных качеств личности и ее музыкальные способности.

В последнее время образовательная роль разовых событий (мероприятий или проектов), вызванных возникновением необходимости появления определенных ситуаций (презентация школы, творческие отчеты, рекламные концертные акции, предназначенные для будущих учащихся и их родителей), в музыкальном образовании заметно возрастает. Декларируемая при их проектировании цель - формирование музыкальной или художественной культуры совпадает с целями и аксиологического, и прикладного положения в музыкальном образовании. Правда, на практике данная цель «перекрывается» другой, уже упомянутой выше - провести успешно событие или мероприятие для других людей: гостей и посетителей образовательного учреждения.

Подготовка и проведение этих событий вызывают интерес у детей и положительный настрой у родителей, посещающих эти мероприятия. Родители удовлетворены тем, что их дети являются участниками конкретного события, где им представилась возможность продемонстрировать свои таланты, творческие начинания, а также эффектные костюмы, удачную прическу и т. д. У детей такие события вызывают неподдельный интерес, т. к. они «озвучивают» современный эстрадный репертуар, транслируемый по телевидению, имеют возможность представить себя в роли эстрадного исполнителя, получают поддержку за свое участие в виде аплодисментов зрителей.

Весь процесс подготовки к событию воздействует на чувства детей, способствует формированию коммуникативных навыков, коллективной творческой деятельности, умений откликаться на музыку, например, посредством движения и т. п. Правда, все это благополучие достигается не путем кропотливой работы, а в процессе многократных тренировок, подобно тем, которые проводятся у спортсменов для достижения спортивного результата. Такое музыкальное мероприятие не требует систематической и последовательной работы по формированию целостной музыкальной культуры, т. к. для каждого из этих мероприятий необходима демонстрация определенного умения, например, на одном детям надо хорошо петь, на другом - петь и танцевать, а на

третьем играть на элементарных детских музыкальных инструментах и т. д. Репертуар, задействованный в этих событиях, является популярным, доступным для детей, отличается оптимистичным, бодрым и радостным началом. В исполнении песен часто используется караоке (как правило, с примитивным аккомпанементом) или пение под «минусовку» (когда аккомпанемент не включает мелодическую линию песни, что является весьма сложным видом певческой деятельности для детей, не занимающихся вокалом специально).

Словом, подготовка события и отклики на его проведение вызывают положительное отношение и у детей, и у родителей, и у руководства образовательного учреждения. Но опрос родителей учащихся начальных классов общеобразовательной школы (были опрошены 60 родителей МАОУ СОШ № 32 г. Екатеринбурга), показал, что они хотят, чтобы их дети понимали и ценили музыкальное академическое искусство, любили его, были готовы к восприятию серьезной музыки и пр. (возникновение этих желаний объясняется разными причинами, в том числе и элитарностью академического искусства. Оно, считают родители, и на Западе, и в России является уделом элиты общества, поэтому в дальнейшей жизни ребенок, знакомый с классикой может в нее войти).

Учителя музыки, музыкальные руководители дошкольных образовательных учреждений Екатеринбурга и Свердловской области (были опрошены более 80 слушателей курсов повышения квалификации на базе института музыкального и художественного образования УрГПУ) указывали, что «событийность», т. е. дискретность, в современном музыкальном образовании стала превалировать над процессуально-стью, тщательной работой или, как отмечают респонденты, над системностью в музыкальном образовании детей. Зрелище, шоу, событие и подготовка к ним, как отмечают учителя и музыкальные руководители, начинают выходить на первый план и становятся приоритетными в общем музыкальном образовании детей.

Обобщение мнений учителей и музыкальных руководителей приводит к выводу о том, что, с одной стороны, всех субъектов образовательного процесса явно интересует «событийность» в музыкальном образовании. Но, с другой стороны, очевидно, что такой событийный, дискретный подход не способствует выполнению требований ФГОС как на дошкольной, так и на школьной ступенях обучения. Родители, выражая удовлетворение различными событиями, организованными в стенах образовательно-

го учреждения, говорят при этом о необходимости освоения детьми серьезного академического искусства. Для разрешения этого противоречия каждому учителю, музыкальному руководителю необходимо определить приоритеты в музыкальном образовании, которые в дальнейшем определят весь процесс музыкального образования: четкая и последовательно осуществляемая система или череда разнообразных музыкальных событий.

Прежде всего, для определения личностной позиции в направлениях музыкального образования каждому учителю, педагогу, музыкальному руководителю следует осознать содержание понятий «система музыкального образования», а также знать характерные особенности событий или специальных событий.

Что касается понятия «система музыкального образования», то опустим такие его трактовки, которые касаются его содержания в зависимости от уровней образования (дошкольное и школьное), типов учреждений, его осуществляющих (светские и духовные, общеобразовательные и детские музыкальные школы). Рассмотрим трактовку этого понятия, которая часто встречается в теоретических [16] и в методических [7; 18] работах по музыкальной педагогике. Анализ таких работ позволяет сделать вывод о том, что содержание понятия «система» является адекватной содержанию понятия «методика», точнее, авторская методика. Так, например, в работах отечественных авторов, посвященных методике К. Ор-фа, говорится о его системе музыкального воспитания. Пример такого же рода - методика музыкально-ритмического воспитания детей Э. Жак-Далькроза, определяемая авторами и как методика, и как система [5]. В отечественной педагогике музыкального образования программа Д. Б. Кабалевского также называется по-разному, то методика, то концепция, то система [9].

В свою очередь в сообществе педагогов-музыкантов система (методика) определяется как последовательная систематическая деятельность ребенка и педагога по достижению определенного результата. Поэтому, говоря о методике или системе музыкального образования, каждый педагог-музыкант понимает, что речь идет о последовательном, длительном, логически выстроенном, сложном процессе введения ребенка в мир музыкального искусства. При характеристике той или иной системы (методики) музыкального воспитания авторы различных статей так или иначе говорят о принципе систематичности и последовательности в деятельности педагога и учащегося.

Действительно, чтобы научиться воспринимать музыку и размышлять о ней (Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Л. В. Школяр и др.) нужна определенная последовательность и постепенность в формировании слуховых и коммуникативных навыков, в развитии музыкальных способностей и музыкального мышления и т. д. Обучение исполнительской деятельности невозможно без последовательного формирования исполнительского аппарата, элементарных технических навыков, начальных навыков пения или игры на том или ином музыкальном инструменте. Таким образом, система музыкального образования базируется на процессе систематического последовательного построения всего педагогического процесса

В то же время «событие» или «специальное событие» - понятия, в настоящее время активно внедряемые в научный тезаурус педагогики, рассматриваются авторами как: опыт вхождения инноваций в образование (Н. В. Волкова), своеобразный способ сочетания внеклассных и учебных видов деятельности учащихся (Н. Н. Храм-цова), событийно-интегративный подход, регламентирующий деятельность всего учреждения дополнительного образования (М. И. Болотова).

Специальное событие или праздник, фестиваль, конкурс, по мнению Г. Л. Туль-чинского, С. В. Герасимова, Т. Е. Лохиной, разрабатывающих в русле менеджмента технологию реализации специальных событий в сфере культуры и искусства, обладает элементом новизны, зрелищности, в нем обязательно присутствуют сюрпризные моменты. Событие является неким украшением или способом эмоционального насыщения повседневной жизни того или иного заведения и часто организуется с целью его позиционирования.

Авторы работ по событийной педагогике отмечают, что хотя событие и разрабатывается заранее, но его содержание методически не регламентировано и часто носит импровизационный характер [15]. Оно в основном реализуется во внешкольной и внеклассной работе, хотя в некоторых случаях оно может быть включено и в процесс обучения. В музыкальном образовании специальное событие является демонстрацией каких-то умений и способностей его участников. В связи с вовлечением большого количества людей, оно может включать совместную деятельность детей и взрослых, детей разных возрастных групп.

Вышеизложенное свидетельствует, что даже определенная тематическая последовательность событий, с четко обозначенной целевой направленностью, установкой на

положительное воздействие на личность ребенка, все-таки не всегда подразумевает образовательные и воспитательные перспективы, которые имеются в системе (методики, реализуемые на уроках и музыкальных занятиях) музыкального образования.

Возможно ли полное исключение такого «событийного» компонента из процесса музыкального образования в общеобразовательной школе или в дошкольном образовательном учреждении, если от событий не ощущается таких мощных образовательных и воспитательных эффектов? Конечно, нет. Событийность в музыкальном образовании на всех его уровнях всегда являлась формой представления детьми своих творческих результатов, достигнутых в процессе кропотливой системы обучения.

Поэтому, рассматривая событийность как фактор перехода к системности в музыкальном образовании, педагогам дополнительного, учителям и музыкальным руководителям системы общего музыкального образования можно рекомендовать:

- выделить такое приоритетное направление профессиональной деятельности педагога, как включение ребенка в систему музыкального образования, отчего дилемма «событие-система» должна быть представлена наоборот, как «система - событие»;

- вводить события в музыкальное образование так же, как и в ценностном и прикладном направлении его реализации с целью развития музыкальной культуры ребенка и его определенных способностей и качеств.

Введение в образовательный и воспитательный процесс специальных событий возможно только в опоре на результаты, которые достигнуты в ходе внедрения системы (методики, технологии). Содержание событий должно углублять, расширять музыкальный опыт воспитанников, а само событие должно иметь целью формирование музыкальной культуры, но не позиционирование (рекламирование) того или иного образовательного заведения. Методическое выстраивание музыкального события прежде всего должно быть направлено на ребенка, участника данного события, а не на воспринимающих это событие людей. Поэтому не зрелищность, шоу, яркость и театральность должны быть положены в основу подготовки и проведения музыкальных событий в образовательных учреждениях, а педагогическая целесообразность.

В заключение еще раз отметим, что учитель музыки, музыкальный руководитель для реализации процесса музыкального образования вправе делать выбор в пользу системы обучения аксиологического или прикладного характера. Событие (музы-

кальный праздник, фестиваль, конкурс, форум, концерт и др.), в силу специфики музыкального искусства, результатом обучения которому является демонстрация детьми достигнутого, может и должно быть включено в выбранную педагогом систему. Важно, чтобы событие не «перекрывало» по

своему значению систему музыкального обучения, целью которой, равно как и включенных в нее событий, должно явиться развитие музыкальных способностей и определенных качеств личности и, главное, формирование музыкальной культуры ребенка как части его общей культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллин Э. Б., Hиколаева Е. В. Теория музыкального образования. M. : Академия, 2004.

2. Асафьев Б. В. Mузыкальная форма как процесс. M. : Mузыка, Ленинградское отделение, 1971.

3. Бойко В. Л. M}^!^ как ценность и образ человека мира : дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 200l.

4. Болотова M. И. Развитие воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей на основе событийно-интегрированного подхода : автореф. ... дис. д-ра пед. наук. Оренбург, 2012.

5. Вашкевич H. Л. Эмиль Жак-Далькроз и его метод (система) музыкального воспитания. Ритмическая гимнастика Эмиля Жак-Далькроза : метод. пособие / Твер. обл. учеб.-метод. центр учебных заведений культуры и искусства, Твер. муз. училище имени M. П. Mусоргского. Тверь, 2010.

6. Волкова H. В. Образовательная событийность инновационного опыта Гуманитарной школы // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 113. С. l7-25.

7. Кабалевский Д. Б. Программы. Mj^bira 1-8 класс. M. : Просвещение, 2006.

8. Коломиец Г. Г Ценность музыки (аксиологическая мысль о музыке). URL: http://www.congress2008.dialog2l.ru/Doklady/09ll0.htm.

9. Пигарева И. В. Повышение профессиональной компетентности учителя музыки в процессе изучения творческого наследия Д. Б. Кабалевского : дис. ... канд. пед. наук. M., 2006.

10. Тагильцева H. Г. Mузыка в познании ребенком себя // Mузыка в школе. 2004. № 5. С. 20-24

11. Тагильцева H. Г. Художественное общение в познании детьми музыкального искусства// Искусствознание: теория, история, практика. 2011. № 1. С. l48-l54

12. Тульчинский Г. Л., Герасимов С. В., Лохина Т. Е. Mенеджмент специальных событий в сфере культуры: учебное пособие. M. : Лань, 2010.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://www.rg.ru/20l3/ll/25/doshk-standart-dok.html.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. M. : Просвещение, 2011.

15. Храмцова H. H. Событийный подход в организации учебных и внеучебных форм деятельности как условие взаимодействия («встреч») детей разных возрастов. URL: http: / /www.uchportal.ru/publ/ 23-Ю-2792.

16. Цымбалюк Е. А. Реформа системы музыкального образования школьников: поиск новых методологических подходов / / Mировоззреические и философско-методологические основания инновационного развития современного общества: Беларусь, регион, мир : мат-лы междунар. науч. конф., Mинск 5-8 нояб. 2008 г. URL: http: / /bookucheba.com/ sotsialnaya-filosofiya-knigi/reforma-sistemyi-muzyíkalnogo-obrazovaniya-283l7.html

17. Школяр Л. В., Школяр В. А., Критская Е. Д. Mузыкальное образование в школе. M. : Академия, 200l.

18. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / сост. и общ. ред. Л. А. Баренбойма. M. : Советский композитор, 1978.

LITERATURE

1. Abdullin E. B., Nikolaeva E. V. Teoriya muzykal'nogo obrazovaniya. M. : Akademiya, 2004.

2. Asaf ev B. V. Muzykal'naya forma kak protsess. M. : Muzyka, Leningradskoe otdelenie, l97l.

3. Boyko V. L. Muzyka kak tsennost' i obraz cheloveka mira : dis. ... kand. filos. nauk. Krasnoyarsk, 200l.

4. Bolotova M. I. Razvitie vospitatel'noy sistemy uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya de-tey na os-nove sobytiyno-integrirovannogo podkhoda : avtoref. ... dis. d-ra ped. nauk. Orenburg, 20l2.

5. Vashkevich N. L. Emil' Zhak-Dal'kroz i ego metod (sistema) muzykal'nogo vospitaniya. Ritmiche-skaya gimnastika Emilya Zhak-Dal'kroza : metod. posobie / Tver. obl. ucheb.-metod. tsentr uchebnykh zavede-niy kul'tury i iskusstva, Tver. muz. uchilishche imeni M. P. Musorgskogo. Tver', 20l0.

6. Volkova N. V. Obrazovatel'naya sobytiynost' innovatsionnogo opyta Gumanitarnoy shkoly // Iz-vestiya RGPU im. A. I. Gertsena. 2009. № 113. S. 17-25.

7. Kabalevskiy D. B. Programmy. Muzyka l-8 klass. M. : Prosveshchenie, 200б.

8. Kolomiets G. G Tsennost' muzyki (aksiologicheskaya mysl' o muzyke). URL: http://www.congress2008.dialog2l.ru/Doklady/09ll0.htm.

9. Pigareva I. V. Povyshenie professional'noy kompetentnosti uchitelya muzyki v protsesse izuche-niya tvor-cheskogo naslediya D. B. Kabalevskogo : dis. ... kand. ped. nauk. M., 2006.

10. Tagil'tseva N. G. Muzyka v poznanii rebenkom sebya / / Muzyka v shkole. 2004. № 5. S. 20-24

11. Tagil'tseva N. G. Khudozhestvennoe obshchenie v poznanii det'mi muzykal'nogo iskusstva// Iskusst-voznanie: teoriya, istoriya, praktika. 2011. № 1. S. 148-l54

12. Tul'chinskiy G. L., Gerasimov S. V., Lokhina T. E. Menedzhment spetsial'nykh sobytiy v sfere kul'-tury: uchebnoe posobie. M. : Lan', 20l0.

13. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya. URL: http://www.rg.ru/20l3/ll/25/doshk-standart-dok.html.

14. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya. M. : Pros-veshchenie, 2011.

15. Khramtsova N. N. Sobytiynyy podkhod v organizatsii uchebnykh i vneuchebnykh form deyatel'nosti kak uslovie vzaimodeystviya («vstrech») detey raznykh vozrastov. URL: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2792.

16. Tsymbalyuk E. A. Reforma sistemy muzykal'nogo obrazovaniya shkol'nikov: poisk novykh metodologi-cheskikh podkhodov // Mirovozzrencheskie i filosofsko-metodologicheskie osnovaniya innovatsionnogo razvitiya sovremennogo obshchestva: Belarus', region, mir : mat-ly mezhdunar. nauch. konf., Minsk 5-8 noyab. 2008 g. URL: http://bookucheba.com/sotsialnaya-filosofiya-knigi/reforma-sistemyi-muzyikalnogo-obrazovaniya-28317.html

17. Shkolyar L. V., Shkolyar V. A., Kritskaya E. D. Muzykal'noe obrazovanie v shkole. M. : Akademiya, 2001.

18. Elementarnoe muzykal'noe vospitanie po sisteme Karla Orfa / sost. i obshch. red. L. A. Barenboyma. M. : Sovetskiy kompozitor, 1978.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. В. Коротаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.