Искусствоведение список научных статей
-
"СЮРПРИЗЫ" В СИМФОНИЯХ Й. ГАЙДНА: ПРИНЦИП АТТРАКЦИОНА В МУЗЫКЕ
Статья посвящена симфониям Й. Гайдна (в особенности вступлениям), которые рассматриваются в ракурсе направленности музыки на восприятие аудитории. Речь идет об одной из важнейших установок музыкально - коммуникативного процесса — создание интереса, занимательности, оживление внимания благодаря...
2013 / Дрынкина Елена СергеевнаВАК -
БЕРЛИНСКОЕ БАХИАНСТВО Ф. МЕНДЕЛЬСОНА
В статье рассматривается бытование баховской традиции в музыкальной культуре Берлина второй половины XVIII — начала XIX века и восприятие этой традиции Ф. Мендельсоном.
2013 / Бочкова Татьяна РудольфовнаВАК -
О ФУНКЦИИ СЦЕНИЧЕСКОГО МОТИВА ЗАБВЕНИЯ В СПЕКТАКЛЕ "КОПЕНГАГЕНСКОЕ КОЛЬЦО" К. ХОЛЬТЕНА
В статье проводится параллель между музыкальными лейтмотивами и сценическими мотивами. Объясняется смысл термина "сценический мотив" и его необходимость для анализа драматургии. Автор раскрывает действие выбранного им сценического мотива забвения на примере некоторых сцен тетралогии.
2013 / Тихонов Максим СергеевичВАК -
ИЗ ИСТОРИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ В 60 -70Е ГОДЫ ХХ ВЕКА
В предложенной статье рассматривается история создания коллективных творческих проектов и творческих организаций в КНР (1960 - 1970- е годы ХХ века). В процессе анализа существующего материала затронуты такие проблемы, как художник и государственная идеология, влияние коллективного творчества на...
2013 / Цюй ВаВАК -
ФЕНОМЕН ГРУЗИНСКОГО BELCANTO
Статья посвящена истокам феномена грузинского belcanto — одной из наиболее ярких и результативных вокальных школ ХХ века. Автор определяет параметры, сближающие итальянскую и грузинскую певческие традиции (технические, эстетические, географические). В статье выявлены певцы и педагоги, работа...
2013 / Куклев Андрей ВладимировичВАК -
ХОРОВАЯ ШКОЛА КАК ФЕНОМЕН СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОНТИНУУМА (ПО МАТЕРИАЛАМ УКРАИНСКОГО МУЗЫКОВЕДЕНИЯ )
Исследуется социокультурный аспект функционирования хоровой школы, которая трактуется автором как открытая методико - исполнительская система, удерживающая хоровую традицию как этнокультурный архетип в поливариантном социокультурном континууме. Предлагаются варианты толкования понятий...
2013 / Марач Александр НиколаевичВАК -
ПАРАДОКСЫ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ: ПРОБЛЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА В ИСТОРИИ ОРКЕСТРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
В статье затрагиваются этические, психологические проблемы коллективного музицирования в контексте истории оркестра XIX -XX веков. Рассматриваются некоторые особенности, принципы деятельности Персимфанса - феномена ансамблевого исполнительства XX столетия
2013 / Суханова Татьяна БорисовнаВАК -
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В. И. САФОНОВА
В статье рассмотрены основные музыкально - педагогические принципы Сафонова, позволившие ему в период работы в Московской консерватории подготовить плеяду выдающихся пианистов.
2013 / Карпук Алла ВикторовнаВАК -
МУЗЫКА В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМ ИЗМЕРЕНИИ
Музыка рассматривается сквозь призму отношений эстетического и нравственного параметров в искусстве. Представляя музыку как органическую часть жизненного пространства человека, автор доказывает ее экзистенциальную необходимость — не зависимую от жанровых и стилевых метаморфоз ее истории.
2013 / Праздников Георгий АлександровичВАК -
О СПЕЦИФИКЕ ЖАНРА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ТЕАТРА
В статье рассматривается один из магистральных жанров современной музыки — инструментальный театр. Представлена его общая характеристика и выявлены наиболее важные его жанровые признаки. Особое внимание уделено критическому осмыслению ряда опусов, отмеченных преднамеренным стремлением композиторов...
2013 / Петров Владислав ОлеговичВАК -
МУЗЫКА, МУЗЫКАЛЬНОЕ, МУЗЫКАЛЬНОСТЬ: К ВОПРОСУ О ГРАНИЦАХ ПОНЯТИЙ
В статье делается попытка различения понятий «музыка», «музыкальное», «музыкальность». Определяются их содержательные сферы, структура, функции. В то же время,обосновываются единство и взаимосвязь понятий.
2013 / Сиднева Татьяна БорисовнаВАК -
МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА ЮГА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1860 - 1880-Х ГОДОВ
Освещаются полузабытые имена некоторых музыкальных критиков юга Российской империи 1860 — 1880-х годов. Акцентируется внимание на широте и многогранности проблематики цитируемых музыкально-критических работ, выходящих за региональные рамки.
2013 / Щепакин Василий МихайловичВАК -
О НЕКОТОРЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРАЛЛЕЛЯХ В ОПЕРЕ А.ГРЕТРИ "ПЕТР ВЕЛИКИЙ"
Статья посвящена опере А. Гретри «Петр Великий». В контексте социально-политических изменений опера на сюжет русской истории тесно переплелась с историей Франции эпохи Революции. Политическая актуальность оперы дополнилась красочными деталями русского колорита.
2013 / Шигаева Евгения ЮрьевнаВАК -
"НЕОКОНЧЕННАЯ СИМФОНИЯ" АНТОНА БРУКНЕРА
Девятая симфония — последнее, оставшееся незаконченным, произведение А.Брукнера. В некоторой степени иллюзорна и завершенность восьми предшествующих симфоний, поскольку композитор неустанно предпринимал новые попытки их редактирования. Девятая же — единственная, не имеющая ни редакций, ни версий,...
2013 / Хоменя Анна АлександровнаВАК -
СОНАТА-ВОСПОМИНАНИЕ Н. МЕТНЕРА В АСПЕКТЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ
Статья представляет собой аналитический очерк, выявляющий многоуровневые межтематические связи, действующие в Сонате-воспоминании Н. Метнера и превращающие сложную форму-схему в единый музыкальный организм.
2013 / Разгуляев Руслан АлександровичВАК -
ПРИНЦИП ПРОГРАММНОСТИ И ПРОБЛЕМА НАЗВАНИЯ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ ЖЕРАРА ПЕССОНА
Статья посвящена проявлению программного принципа и проблемы названия в творчестве Жерара Пессона. Рассматриваются некоторые стилистически показательные инструментальные сочинения композитора, заглавия и аннотации к ним. В претворении принципа программности отмечаются признаки следования...
2013 / Булошникова Мария МихайловнаВАК -
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ МИФ В ТВОРЧЕСТВЕ Д.ШОСТАКОВИЧА
В статье рассмотрено своеобразие преломления в творчестве Шостаковича советского революционного мифа. На примере некоторых произведений композитора автор делает попытку выявить эволюционную линию развития этого мифа в его творчестве.
2013 / Кудрявцева Татьяна ЕвгеньевнаВАК -
НОВЫЕ ФОРМЫ НОТАЦИИ - СПОСОБ АДЕКВАТНОГО ОТРАЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО КОНТЕКСТА В ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ
Автор рассматривает современные формы нотации, в частности кластерную технику и формы записи, связанные с расширением «пространства» инструмента: игру на педалях, использование корпуса фортепиано (внутри и снаружи) в качестве ударного инструмента, игру на струнах, формы записи связанные с...
2013 / Перепелица Александ АлександровичВАК -
ПРЕЛЮДИЯ ДЕБЮССИ "ДЕВУШКА С ВОЛОСАМИ ЦВЕТА ЛЬНА" В ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ КИТАЙСКИХ ПИАНИСТОВ
Современный китайский пианизм — явление яркое, неординарное и, безусловно, заслуживающее пристального внимания как со стороны публики, так и со стороны музыкальной науки. В качестве объекта исследования в данной статье избраны наиболее значительные интерпретации китайскими пианистами прелюдии...
2013 / Чжан Чуньцзяцзы, Приданова Елена ВладимировнаВАК -
ДУХОВНАЯ ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА ХАРЬКОВА НАЧАЛА XIX СТОЛЕТИЯ
В статье анализируется период развития духовного хорового искусства Харькова начала XIX столетия.
2013 / Бойко Вячеслав ГеннадиевичВАК