Научная статья на тему 'БЕРЛИНСКОЕ БАХИАНСТВО Ф. МЕНДЕЛЬСОНА'

БЕРЛИНСКОЕ БАХИАНСТВО Ф. МЕНДЕЛЬСОНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЛИН / ТРАДИЦИЯ / БАХИАНСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бочкова Татьяна Рудольфовна

В статье рассматривается бытование баховской традиции в музыкальной культуре Берлина второй половины XVIII — начала XIX века и восприятие этой традиции Ф. Мендельсоном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BERLIN BACHIANISM BY F. MENDELSSOHN

The existence of Bach’s tradition in the musical culture of Berlin the second half of the XVIII- beginning of the XIX century and the perception of this tradition by F. Mendelssohn are examined in the article.

Текст научной работы на тему «БЕРЛИНСКОЕ БАХИАНСТВО Ф. МЕНДЕЛЬСОНА»

© Бочкова т. р., 2013

берлинское бахианство ф. мендельсона

В статье рассматривается бытование баховской традиции в музыкальной культуре Берлина второй половины XVIII — начала XIX века и восприятие этой традиции Ф. Мендельсоном.

Ключевые слова: И. С. Бах; Ф. Мендельсон; Берлин; традиция; бахи-

анство

Тот момент, когда Авраам Мендельсон (Abraham Mendelssohn, 1776—1835), сын признанного еврейского философа Мозеса Мендельсона (Moses Mendelssohn, 1729— 1786) — современника и соратника Г. Лессинга, И. Лафатера и И. Канта — принял решение перебраться с женой и тремя детьми из вольного Гамбурга в столичный Берлин, он предопределил становление важнейшей духовной составляющей музыкального гения его сына Феликса. Почти восемнадцать лет спустя публичным признанием преклонения перед лицом великого Иоганна Себастьяна Баха, наследие которого «овеяло крылом» музыкальный мир Ф. Мендельсона, явилось исполнение в 1829 году Певческой капеллой Берлина под руководством двадцатилетнего композитора «Страстей по Матфею» великого лейпциг-ского кантора. Только бесстрашие молодости Мендельсона и его друга, певца-баритона Эдуарда Девриента (Eduard Devrient, 1801-1877), обуреваемого желанием исполнить партию Иисуса, было способно осуществить этот музыкальный подвиг. Повторение сего смелого, не только по меркам первой половины XIX века, поступка было вторично осуществлено Мендельсоном в 1841 году в лейпцигской церкви святого Фомы.

На протяжении жизни Мендельсона притягивала магическая духовная сила ба-ховского искусства. «Себастьян неисчерпаем, в нем есть все» (цит. по: [2, с. 41]), — пишет уже в 1827 году юный Феликс родным. Погружению Мендельсона в атмосферу баховской музыки способствовали факторы как общемузыкального, так и личного порядка.

Переезд в столицу Пруссии — внешне фактор чисто географический — оказался для молодого Мендельсона чрезвычайно плодотворным, сообщившим возможность

его таланту обрести необходимую огранку, особенно в свете его дальнейших творческих устремлений и приоритетов1.

Во второй половине XVIII — начале XIX века именно Берлин был главным центром европейского бахианства, здесь работали многие ученики, родственники и просто поклонники И. С. Баха. Назовем лишь наиболее значительных из них. Это — К. Ф. Э. Бах (Carl Philipp Emanuel Bach, 1714—1788), известный под прозвищем «берлинский Бах», композитор и клавеси-нист, долгое время служивший при дворе прусского короля Фридриха Великого; И. Ф. Агрикола (Johann Friedrich Agricola, 1720—1774) — по словам Ч. Берни, лучший органист Берлина того времени, сотрудничавший с К. Ф. Э. Бахом при написании некролога И. С. Баха в журнале Мицлера (Mizler Lorenz Christoph, 1711—1778) «Музыкальная библиотека» и И. Ф. Кирнбергер (Johann-Philipp Kirnberger, 1721—1783) — все трое ученики «старика Баха». Этот блестящий ряд берлинских бахианцев продолжают Ф. В. Марпург (Friedrich Wilhelm Marpurg, 1718—1795) — музыкальный критик и теоретик; К. Ф. Фаш (Carl Friedrich Christian Fasch, 1786-1800) — потомственный музыкант, придворный клавесинист прусского двора, деливший некоторое время ответственность сопровождения флейтового музицирования Фридриха II с К. Ф. Э. Бахом, основатель Певческой капеллы Берлина; К. Ф. Цельтер (Carl Friedrich Zelter, 1758-1832) — продолжатель дела К. Фаша в Певческой капелле, блестящий педагог, учитель А. Б. Маркса, Дж. Мейербера, О. Николаи и

Ф. Мендельсона-Бартольди, оказавший на юного гения едва ли не определяющее влияние.

Всех этих музыкантов, в той или иной степени, объединял существовавший в Бер-

лине во второй половине XVIII века так называемый Берлинский кружок (Berliner Kreis, esoterischer Zirkel), куда входили сестра Фридриха Великого — принцесса Анна Амалия (Anna Amalia, Princess of Prussia, 1723-1787), известная любительница музыки и женщина с интригующей любовной историей2, И. Ф. Кирнбергер, К. Ф. Цельтер, австрийский дипломат барон Гот-фрид ван Свитен (Gottfried (Bernhard), Baron van Swieten, 1733—1803), с 1770 по 1773 год живший в Берлине. Частыми гостями кружка были В. Ф. Бах (Wilhelm Friedemann Bach, 1710—1784) и Ф. В. Марпург, а самой почитаемой фигурой — И. С. Бах.

Следует отдать дань уважения просвещенной принцессе: она всерьез увлекалась музыкой лейпцигского кантора и поддерживала отношения с его старшими сыновьями, стараясь узнать от них как можно больше об их отце. Ее личным учителем «музыки и контрапункта» был композитор и органист И. Ф. Кирнбергер. Кроме того, Анна Амалия прославилась своей коллекцией. Её собрание нот и манускриптов, так называемая «библиотека Амалии» (Amalienbibliothek), является одним из экспонатов Государственной библиотеки в Берлине. Как упоминает К. Ф. Цельтер, которому Амалия как-то раз показывала свои музыкальные произведения, принцесса очень бережно относилась к своим сокровищам и не позволяла никому прикасаться к ним (см. подробнее: [1]).

Исполнение сочинений И. С. Баха активизировалось в Берлине в конце XVIII века, но в узких кругах не прерывалось практически со дня смерти композитора. «Берлин, по-видимому, единственное место в Германии, в котором, наряду с горячими почитателями современной музыки, вы все еще найдете ревностнейших поборников старого вкуса. На пюпитрах наших любителей и любительниц музыки Иоганн Себастьян Бах и его знаменитые сыновья все еще соперничают с Моцартом, Гайдном, Клементи...» (цит. по: [4, с. 98]).

Сконцентрируем внимание на нескольких наиболее показательных фактах. Так, после возвращения из Польши И. Ф. Кирнбергер — один из последних учеников «старого Баха», осевший в Бер-

лине, в 1754 году становится музыкальным наставником наследника Фридриха Великого — принца Генриха Прусского, а в 1758 году входит в музыкальный круг сестры Фридриха II Анны Амалии, в котором начинает активно пропагандировать музыку своего учителя.

Помимо этого, Кирнбергер выкупил рукописи хоралов отца у К. Ф. Э. Баха и добивался их публикации в лейпцигском издательстве Брейткопфа и Гертеля. Для продвижения своего намерения Кирнбергер бесплатно передал рукописи издательству Брейткопфа (который остался их владельцем после смерти баховского ученика)3. Чтобы убедить издателя, Кирнбергер писал Брейткопфу так: «По поводу хоралов Баха числом более четырехсот, которые собрал К. Ф. Э. Бах и многие из которых переписаны его собственной рукой, мне исключительно важно, чтобы эти хоралы, которые ныне находятся в моем распоряжении, сохранились для будущих музыкантов, композиторов и ценителей музыки» (цит. по: [6]).

После того, как в 1791 году К. Ф. Фаш основал в Берлине Хоровое общество, которое вскоре было переименовано в Певческую капеллу, он сразу стал исполнять силами коллектива кантаты и мотеты И. С. Баха. Начало этому движению было положено в 1794 году, когда Певческая капелла исполнила один из баховских мотетов «Komm, Jesu, komm» BWV 229.

Традицию исполнения и активного распространения музыки великого И. С. Баха в музыкальной практике Берлина продолжил К. Ф. Цельтер — ученик К. Фаша. С 1800 он после смерти учителя возглавил Певческую академию. Именно там по инициативе Цельтера разучивались не только отдельные мотеты и кантаты Баха, но Высокая месса и оба цикла «Страстей». У Н. Арнонкура читаем: «В 1800 году во главе Берлинской певческой академии встал Фридрих Цельтер. Ему, ученику Фаша и поклоннику Филиппа Эммануэля Баха, особенно была близка идея культивировать наследие «старых мастеров». С 1811 года Певческая академия начала репетировать Мессу h-moll. До исполнения дело не дошло — слишком велики были трудности. Только в 1827 году Цельтер исполнил на одном из

хоровых концертов «Et incarnatus est», а в 1828 году под руководством Спонтини, возглавлявшего берлинскую оперу, прозвучали части из «Credo» [2, с. 244].

«Не стоит забывать, что Цельтер сам находился в эпицентре непосредственного баховского влияния. Он лично знал Вильгельма Фридемана и Карла Филиппа Эммануэля, а благодаря тому, что в 1811 году Певческая академия получила в подарок от Авраама Мендельсона значительное количество баховских рукописей из собрания гам-буржца Георга Пельшау4, Цельтер вовсе оказался вблизи первоисточника» [5, с. 45].

«Цельтер трудился и над «Пассиона-ми» за четырнадцать лет до исполнения их Мендельсоном. Все это свидетельствует о том, что баховским наследием серьезно занимались и ему уделяли внимание задолго до Мендельсона» [5, с. 46]. Феликс и Фанни Мендельсон вступили в Певческую капеллу в 1820 году и можно предположить почти наверняка, что они принимали участие в исполнении хоровых творений Баха.

«Цельтера можно рассматривать как ведущую и наиболее влиятельную фигуру в культурной жизни Берлина» [5, с. 45]. Именно он благословил юных Мендельсона и Девриента на осуществление их рискованного берлинского мероприятия в 1829 году. Об этом ярко и детально рассказывает сам Э. Девриент, чьи воспоминания приводятся в книге Ворбса (см. подробнее: [3, с. 46— 50]). Цельтер сконцентрировал в себе берлинское бахианство, и во многом именно он определил и закрепил путь, ведущий Мендельсона к Себастьяну Баху. Цельтер стал проводником живой баховской традиции к своему талантливому ученику. И Мендельсон наследует уже укоренную берлинскую традицию восприятия и интерпретации ба-ховского наследия5.

К. Ф. Цельтер был близким другом семьи Мендельсон, он учил теории музыки и композиции не только Феликса, но и его старшую сестру Фанни. Им обоим он посоветовал освоить орган, дабы получить полное гармоничное музыкальное образование и направил брата и сестру к своему ученику, по удивительной воле судьбы также носившему фамилию Бах. Это был Август Вильгельм Бах (August Wilhelm Bach, 1796—

1869), органист берлинской церкви святой Троицы (Dreifaltigkeikirche), под руководством которого Феликс и Фанни осваивали искусство органной интерпретации, правда, брат значительно успешнее, что обеспечило ему в дальнейшем карьеру блистательного органиста.

Удивительное обстоятельство, но ни один источник не указывает на хотя бы отдаленное родство А. В. и И. С. Бахов. Словарь Гроува свидетельствует, что Август Вильгельм не был потомком великого лейп-цигского кантора. С 1816 года А. В. Бах работает органистом в Берлине в церкви святой Марии (Marienkirche), а с 1822 года становится преподавателем органа и теории музыки в только что основанном институте церковной музыки, которым он с 1832 по 1869 год и руководит после смерти Цельте-ра — основателя этого учебного заведения. Мендельсон начал органные занятия в 1820 году. Процесс обучения у А. В. Баха во многом был основан на изучении органного наследия «старика» Баха, он был обладателем ценной нотной библиотеки и собрания автографов, среди которых были и сочинения величайшего из немецких органистов.

Еще один определяющий и важнейший фактор, обусловивший устойчивое обращение одного из первых романтиков к творчеству великого предшественника, связан непосредственно с семьей Мендельсона, которая, как чудесный ларец, хранила прямые баховские традиции, жившие в ней с середины XVIII века. Эта семейная атмосфера лишь укрепила силу внешних берлинских музыкальных впечатлений Феликса.

Сестра бабушки композитора, Сара Леви (Sara Levy, 1763-1854), была ученицей К. Ф. Э. Баха и покровительницей Вильгельма Фридемана. К тому же, она являлась клавесинисткой берлинского Певческого общества. Предполагают, что именно Сара Леви инициировала занятия юного Мендельсона с К. Ф. Цельтером. Сара Леви собрала довольно много рукописей — автографов И. С. Баха и его сыновей — и завещала их Певческому обществу. Её сестра Бабетта, в замужестве Саломон (Babetta Salomon, 1749-1824), бабушка Ф. Мендельсона, также была страстной любительницей музыки. От неё в 1823 году Мендельсон по-

лучил в подарок копию «Страстей по Матфею» с автографом Пельшау. Это событие во многом мотивировало Мендельсона к последующему исполнению баховской оратории.

Мать Мендельсона, Лея Саломон (Lea Salomon, 1777—1842), также придавала необыкновенно важное значение музыкальному воспитанию детей. Игра «Хорошо темперированного клавира» прочно укоренилась в доме. Старшая сестра Феликса Фанни в тринадцатилетнем возрасте удивила отца, сыграв ему наизусть двадцать четыре прелюдии из этого цикла. А сам юный композитор уже в двенадцать лет исполнял любимые сочинения Баха гениальному старцу И.-В. Гете, другу К. Ф. Цельтера, в его доме в Веймаре.

Сумма этих фактов убеждает, что, в первую очередь, семья Мендельсона, друзья этой семьи, хранили из поколения в поколение настоящую, живую баховскую традицию и смогли бережно передать её юному музыканту. Кроме того, Мендельсон «оказался в нужное время в нужном месте». Музыкальная атмосфера столицы Пруссии Берлина в конце XVIII-начале XIX века благодаря, с одной стороны, небывалой концентрации genius loci — «гениям места», окружавшим музыканта с юных лет и формировавшим его мировоззрение, музыкальные приоритеты и пристрастия; а с другой стороны, бурному расцвету всей культуры города — центра немецкого Просвещения, «Афинам на Шпрее» — способствовала развитию и упрочению баховской традиции, которая в дальнейшем активно и последовательно интегрировалась Мендельсоном в музыкальное искусство романтизма.

Примечания

1 Баховское влияние более всего отразилось в сфере хоровой и органной музыки Мендельсона.

Именно для нее К. Ф. Э. Бах сочинил шесть органных сонат.

3 Эта публикация хоралов в четырёх томах под редакцией Кирнбергера (с предисловием, написанным К. Ф. Э. Бахом) была осуществлена после его смерти, в 1784-87

годах. Собрание баховских четырехголосных хоральных обработок для органа BWV 690—713a ныне известно как «кирнбергеро-во».

4 Пельшау Георг (1773 — 1836) — составитель богатой музыкальной библиотеки (в которой были все ноты, оставшиеся после смерти Ф. Э. Баха, и часть старинной гамбургской нотной библиотеки). В 1833-36 гг. он являлся библиотекарем Певческой академии в Берлине. После смерти Пельшау большая часть его собрания была приобретена Берлинской королевской библиотекой, а остальные — Певческой академией.

5 В статье мы сознательно избегаем обсуждения интерпретационной манеры произведений И. С. Баха, введенной Цельте-ром и Мендельсоном в романтическую исполнительскую практику. Достаточно хорошо известно, что в ней были известные издержки, о чем пишут многие исследователи творчества великого немца, в частности, М. Друскин и Н. Арнонкур.

Литература

1. Амалия Прусская. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://ru. wikip edia. org/wiki/ Амалия_Прусска (дата обращения: 19.04.2013).

2. Арнонкур Н. Мои современники. Бах, Моцарт, Монтеверди. М.: Классика — XXI, 2005.

3. Ворбс Г Х. Мендельсон-Бартольди. М.: Музыка, 1966.

4. Документы о жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха. Эпистолярный фрагмент (во «Всеобщей музыкальной газете»). Берлин, весна 1800. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://topreferat.znate.ru/pars_docs/refs/60/590 15/59015.pdf (дата обращения: 18.04.2013).

5. Зоннентайль Ю. Бах — Берлин — Миддельшульте: «Трилогия» // Органное искусство. В. 1. М.: РАМ им. Гнесиных, 2010.

6. Кинбергер, Иоганн Филипп. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Кирнбергер,_Иога нн_Филипп (дата обращения: 18.04.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.