Научная статья на тему 'ДУХОВНАЯ ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА ХАРЬКОВА НАЧАЛА XIX СТОЛЕТИЯ'

ДУХОВНАЯ ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА ХАРЬКОВА НАЧАЛА XIX СТОЛЕТИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВНАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНАЯ МУЗЫКА / ХОРОВОЙ КОНЦЕРТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бойко Вячеслав Геннадиевич

В статье анализируется период развития духовного хорового искусства Харькова начала XIX столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SACRED CHORAL CULTURE OF HARKOV AT THE BEGINNING OF THE XIX CENTURY

The author analyses the period of orthodox choral art development in Harkov at the beginning of the XIX century.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНАЯ ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА ХАРЬКОВА НАЧАЛА XIX СТОЛЕТИЯ»

©БОЙКОВ. Г., 2013

ДУХОВНАЯ ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА ХАРЬКОВА НА ЧАЛА XIX СТОЛЕТИЯ

В статье анализируется период развития духовного хорового искусства Харькова начала XIX столетия.

Ключевые слова: музыкальная культура, православная церковная культура, духовная музыка, хоровой концерт

Хоровая культура Украины во второй половине XIX столетия была обусловлена не только светскими тенденциями, но и клерикальным мировоззрением. Будущее развитие хорового искусства большинство музыкантов связывали с обращением к религии. Не случайно большая роль в развитии и распространении хорового искусства отводилась церкви.

Учитывая то, что Харьков находился на границе с Россией, закономерно, что именно она оказывала большое влияние на его духовную и светскую культуру. Каноны русской церкви и русского богослужебного пения были приспособлены к местным условиям. Харьковская духовная власть была подчинена духовной власти царской России, и все направления развития духовного певческого искусства находились под общим надзором Святейшего Синода с жесткой цензурой духовных музыкальных произведений, предназначенных для исполнения во время богослужения. Всюду вводилась практика церковного пения, которое было предложено директорами Придворной Певческой капеллы.

Развитие и становление духовной хоровой музыки Харькова XIX столетия еще недостаточно исследовано по причинам отсутствия фактологического материала, источниковедческой базы для анализа и изучения.

Процесс развития духовной хоровой культуры Харькова первой половины XIX века приобретал широкое региональное значение. Движение просвещения стимулировало возникновение учебных заведений: коллегиума, университета, частных пансионов, института благородных девиц и т. п.

Харьковский университет и архиерейский хор В развитии духовного хорового искусства Слободской Украины1 большую роль сыграл Харьковский университет, основанный в 1805 г. благодаря значительным усилиям общественности, выдающегося украинского

просветителя В. Каразина и материальной поддержке слобожанского дворянства [9, с. 31]. Харьковский регион становится крупным научным центром и приобретает возможность самостоятельно развивать хоровую культуру, укрепляя при этом присущие краю демократические тенденции.

В начале XIX столетия в Харьковском университете начинают преподавать музыкальные дисциплины. В учебное заведение на должность руководителя музыкальных классов приглашают композитора, автора духовных хоровых произведений И. М. Витковско-го (1777-1846), а также талантливого педагога И. Н. Лозинского (1770-1850).

И. Витковский объединил вокруг себя всех почитателей музыкального, в частности хорового, искусства Харькова. Эти мероприятия дали возможность установить творческие контакты между студенческой молодежью, архиерейским хором, крепостными музыкантами, артистами и т. п. Из-за отсутствия собственного студенческого хора, оркестра, который со временем был сформирован, а в дальнейшем регулярно обновлялся крепостными крестьянами, практика привлечения музыкантов извне существовала в течение продолжительного времени.

Благодаря активной деятельности И. Витковского и профессоров, которые получили европейское образование, университет, имея полноценный актовый зал, стал не только учебно-просветительским центром, но и ядром городской культурной жизни. Студенческий хор и оркестр достигли настоящего расцвета [4,с. 185].

Университет не имел своего собственного хора, но в Харькове действовал архиерейский хор, и когда возникала потребность в певцах для участия в намеченной к праздникам торжественной программе, директорат университета обращался за помощью к нему.

В архиерейском хоре на достаточно высоком уровне проводилась работа относительно музыкального образования певчих. В этом духовном хоровом коллективе обучение выходило далеко за пределы овладения только вокальным искусством. Историк и музыковед Г. Лащенков отмечал, что руководители включали в обучение инструментальную музыку и даже теоретические дисциплины [6, с. 259]. При хоре, который назывался «кафедрой вокальной музыки» и возглавлялся протодияконом — «директором певчих», существовал струнный оркестр. В репертуар хора входили как духовные, так и светские произведения, он принимал участие в концертах, устроенных Харьковским университетом. Об участии архиерейского хора в университетских концертах рассказывал один из бывших его певцов — Г. Пехотинский. По его словам, в 1800-х и в начале 1810-х гг. в университете особенно отмечались два торжества — день тезоименитства императора Александра I (30 августа), совместно с празднованием университетского акта, и день открытия университета (17 января). Этим празднованиям предшествовали особые приготовления. Всегда исполнялись оратории и проводились концерты в присутствии многочисленной публики. Хор приглашали заранее, и общие репетиции происходили на протяжении нескольких месяцев.

Во второй половине XIX века архиерейский хор становится образцом церковных хоров Слобожанского региона, поскольку был сформирован из лучших солистов, воспитанников Харьковской духовной семинарии и других учебных заведений. В певческом классе преподавали музыкальную грамоту и исполняли хоровые концерты. Кроме того, певцы обучались правилам гармонии и игры на скрипке2.

Известнейшим регентом архиерейского хора был Лука Чижевский, отец известного в дальнейшем протоиерея Иоанна Чижевского. На протяжении продолжительного времени архиерейский хор был единственным церковным хором в Харькове. При "городском совете" самостоятельный хор организовали в 1813 году, и то ненадолго (он просуществовал только семь лет).

В 1860-х годах архиерейским хором руководил талантливый регент А. И. Литинский. Его духовные произведения (номера из «Литургии св. Иоанна Златоуста») исполняют современные церковные хоровые коллективы.

Но по неизвестным причинам в конце 60-х годов А. Литинский покинул должность архиерейского регента, и исполнительский уровень хора на некоторое время снизился. А. Литинского пригласили работать сначала в Рождественскую, а затем в церковь св. Троицы. В скором времени этот хор стал лучшим в Харькове. В конце 60-х и в начале 70-х гг. харьковчане приходили в церковь, чтобы «послушать Литинского». Некоторые современники сравнивали этот хор с итальянской оперой. Вокальное мастерство баса Дьяконова, тенора Школьницкого вызывало у меломанов восхищение: «Если возможно было у церкви выразить приятным образом удовольствие и одобрение, то без сомнения, все промежутки от одной пьесы к другой были бы переполнены самыми восторженными аплодисментами» [12]. В этом случае очевидны отрицательные последствия секуляризации православного духовного хорового искусства, которое в те времена находилось под влиянием итальянского концертного стиля. Перед регентом возникла достаточно сложная дилемма: как соблюсти высокий профессиональный уровень церковного хора и одновременно не «выводить» коллектив за рамки сугубо богослужебного предназначения, дабы его звучание настраивало верующих на молитвенное состояние. С этой проблемой А. Литинский не справился — выбор сочинений духовной музыки был подчинен личному вкусу регента и, что еще хуже, публики. Храм превратился в концертный зал. Церкви стали посещать не только прихожане, но и те, кто слышал церковные хоровые коллективы в другом качестве, кто просто был почитателем «высокого искусства» и воспринимал духовное хоровое пение не как неотъемлемую часть богослужения, а как вид искусства. В результате сакральное богослужебное пение все более обретало признаки светской музыки, что являлось свидетельством ее быстрой секуляризации3. Церковная музыка отчасти утратила свое главное предназначение — быть одной из форм самого богослужения.

В начале 90-х годов XIX столетия архиерейский хор под руководством талантливого регента и композитора М. С. Ведринского гастролировал на севере России. В Петербурге хор выступал в церкви Синодального подворья, а затем — в городской Петербургской Думе. Слушатели были поражены мастер-

ством исполнения разнообразных произведений известных композиторов и отмечали высокий профессионализм регента [6, с. 262].

Все эти факты свидетельствуют о том, что деятельность архиерейского хора не сводилась лишь к церковно-ритуальному служению. Работая в тесном контакте с Харьковским университетом, осуществляя концертную деятельность, этот хоровой коллектив постепенно приобретал профессионализм, исполняя не только православные духовные произведения, но и оратории И. Гайдна «Сотворение мира», «Четыре времени года», ораторию Лейдесдорфа «Святая Цецилия» (совместные концерты с оркестром Харьковского университета) [6, с. 14].

Частные учебные заведения, любительские кружки

В начале XIX века в Харькове кроме университета существовали: губернаторская гимназия, уездное училище, коллегиум (семинария), в котором ограничение деятельности учебными функциями обрекло хоровой коллектив на творческий упадок, кадетский корпус, институт благородных девиц, а также частные учебные заведения — мужские пансионы Рейпольского, Коваленкова, Роберте, Робуша и женские пансионы — Делавинь, Губерт и Нагель. В этих учебных заведениях также проводились музыкальные занятия (в отличие от университетских музыкальных классов они были более скромными).

В подавляющем большинстве харьковских учебных заведений музыку вводили в педагогические программы, особенно это касалось учреждений, где она считалась не обязательной дисциплиной. В институте благородных девиц, кроме научных дисциплин, обучали музыке, танцам и рисованию. Музыкальные успехи воспитанниц отмечала не только местная, но и столичная периодическая печать. Так, московский журнал «Вестник Европы» (в те времена популярнейшее и наиболее авторитетное издание) содержал описание празднований, которые происходили в этом учебном заведении [9, с. 104]. Отмечался высокий уровень музыкального образования, исполнительского мастерства во время концертных выступлений, а также доведенное до совершенства музыкальное воспитание.

Как и в других учебных заведениях в институте проводились торжественные акты и собрания, которые сопровождались концерт-

ными выступлениями с участием хора воспитанниц под руководством учителя музыки И. М. Витковского. В репертуаре хора были следующие произведения: хоровые концерты «Хвалите, отроки, Господа», «Животворящей Троице славу», отдельные номера из Литургии св. Иоанна Златоуста «Херувимская песнь», «Достойно есть», «Отче наш» и т. п.

«Украинский вестник» за 1819г. (июнь) сообщает, что только в десяти из четырнадцати харьковских пансионов действовали музыкальные классы. Но уже в 30-40-х гг. XIX века в частных учебных заведениях занятия были систематичными. Почти во всех классах изучалось сольное и хоровое пение. Это стимулировало появление новых хоровых коллективов, в результате оживлялась концертная жизнь города, что также способствовало повышению профессионального уровня хоровых коллективов.

Важным событием в культурной жизни Харькова первой половины XIX столетия стало открытие благотворительных учреждений. Одним из таких заведений был Харьковский детский приют, открытый 1 июля 1842 г. Своим созданием он был обязан постепенному притоку пожертвований, начало которых было положено дворянством Харьковской губернии. В 1843 г. в приюте воспитывалось 32 мальчика и 36 девочек возрастом от 3 до 10 лет. В этом учреждении также проводили образовательную деятельность. Кроме научных предметов, рукоделия, девушки обучались церковному пению. Дети, обладавшие хорошими вокальными данными, пели в хоре при домовой церкви приюта [11, с. 48].

Значительную роль в становлении музыкально-хорового профессионализма в Сло-божанском регионе сыграли инструментальные и вокальные крепостные капеллы. Для управления крепостными капеллами и оркестрами помещики приглашали музыкантов из Петербурга или из-за границы. Крепостные хоровые коллективы были весьма разнообразными и отличались как по профессиональному мастерству, так и по количеству певцов. Среди них были хоры, способные мастерски исполнять сложные произведения мирового репертуара. Наряду с первоклассными, большими по составу коллективами существовали камерные оркестры и хоры и даже совсем небольшие ансамбли для домашнего музицирования. В их репертуаре большое место зани-

мали песенные и танцевальные народные мелодии, а также духовная хоровая музыка [2, с. 347].

Петровские реформы, разделившие общество на приверженцев западноевропейской и славянской линий развития, не обошли стороной и духовную хоровую культуру Слободской Украины, а это обозначилось в дальнейшем процессе секуляризации духовного хорового искусства этого региона. Музыкальный язык духовных хоровых концертов все более приближал их к светским жанрам (продолжение процесса секуляризации), предназначенным для исполнения вне церковных стен. Частично этим и объясняется неизменная популярность духовного хорового искусства в Слободской Украине.

Деятельность музыкальных классов многогранно влияла на развитие культуры и искусства, предоставляла возможность лучшим кадрам воспитанников Харьковского коллегиума пополнять ряды придворных музыкантов Петербурга. Немало певчих, регентов, которые регулярно проводили занятия в этих классах или посещали их факультативно, остались в Харьковском регионе, возглавляя приходские и частные хоры, оказывая содействие развитию музыкально-хорового искусства, воспитывая художественный вкус населения, формируя его эстетические запросы. Таким образом были созданы необходимые предпосылки для развития новой региональной музыкально-хоровой культуры XIX столетия.

Вклад Харьковского коллегиума и университета в развитие музыкального образования, композиторского творчества, исполнительского хорового искусства в первые десятилетия XIX века определил дальнейшее развитие музыкально-хорового образования в Харькове на пути его профессионализации.

Традиции музыкально-хоровой культуры Харьковского региона и высокий уровень музыкальной педагогики создали крепкие предпосылки для утверждения ее как профессиональной творческой украинской национальной школы.

В духовном хоровом пении Харькова постепенно вызревают классические традиции академической хоровой культуры. Пение а'cappella на церковных службах и в учебных заведениях стимулировало усвоение особой манеры хорового пения — постановку голоса,

правильное певческое дыхание, высокую культуру интонирования, плавное голосоведение и т. п.

Духовная музыка все чаще исполняется за стенами храмов, органически соединяясь со светской музыкально-хоровой культурой, искусством, образованием. Влияние «итальянского концертного стиля», который был характерен для Левобережной и Правобережной Украины, обозначилось и на духовно-хоровом искусстве Харькова этого периода, что свидетельствует о быстром и продолжающемся до наших времен процессе секуляризации богослужебного сакрального певческого искусства.

Примечания

1 В ХУН-ХУШ столетиях начинается процесс формирования и развития культуры Слобо-жанщины — важного историко-географического региона Украины. Слободская Украина занимала территорию нынешних Харьковской, восточные части Сумской, северные части Донецкой и Луганской областей, юго-восточные части Воронежской, юго-западные части Белгородской и южные части Курской областей. Во второй половине XVII века из Правобережной и Левобережной Украины переселилось большое количество украинцев, которые и составили Слободские казацкие полки (Харьковский, Ахтырский, Сумской, Изюмский и Острожский). Немалый процент поселенцев составляли московские «служилые люди», «беглые» холопы с Польской Украины, греки и сербы, донские казаки ит. д. [10, с. 119]. После отмены автономного строя Гетманщины (конец ХУШ века), название «Украина» принадлежало собственно к Слободской Украине (в территориальном смысле этого слова), так как это была «окраина» русско-украинской земли. Население Слобожанщины сложилось из разных этнографических регионов украинского народа, поэтому культура, искусство и украинский язык здесь были сформированы не заднепров-скими, не галицкими, не черниговскими, а собственно местными — средними между ними.

2 «Харьковский сборник 1893 г.» [с. 244] содержит следующую информацию: «При первом же преосвященном Христофоре Сулиме заведен был полный инструментальный ор-

кестр, и архиерейская певческая в официальных документах того времени именовалась кафедрального вокальною музыкою, а заведовавший хором протодиакон назывался директором певчих. Певчие набирались из питомцев коллегиума и причетников». В репертуаре хора было значительное количество произведений известных отечественных композиторов: Д. Бортнянского, А. Веделя, П. Чайковского и других.

3 Секуляризация (франц. secularisation, от поздн. лат. saecularis «мирской», светский) — первоначально отторжение или передача церковного имущества и земель в светское (государственное) владение, т. е. их «обмирщение». Секуляризация — это также антихристианская политика русских царей XVIII столетия (Петра I и Екатерины II), целью которой было ослабление духовного влияния Православной Церкви и отторжение ее имущества в светскую собственность. Это также политика советской власти относительно Православной церкви с 1917 г. Секуляризация — сдвиг бого-служебно-сакрального искусства в направлении светской музыки почти с полной заменой литургийных певческих форм светскими музыкальными формами.

Литература

1. Гесс де Калъве Г. Г. Теория музыки, или рассуждения о сем искусстве, заключающая в себе историю, цель, действия музыки, генерал-бас, правила сочинения (композиции), описание инструментов, разные роды музыки и все, что относится к ней, в подробности. Ч. 1 / Г. Г. Гесс де Кальве. X., 1818. 304 с.

2. Гордшчук М. М. 1стор1я украшсько! музи-ки. Т. 1 / М. М. Гордшчук. К.: Муз. Укра1-на, 1989. 463 с.

3. Гордшчук М.М. Украшська музична спад-щина: Стагп. Матер1али. Документи /

М. М. Гордшчук. К.: Муз. Украша, 1989. С.117-126.

4. Кононова О. В. До питания про становления професшно! осв1ти в Харков1 XVIII— XIX стол1ть / О. В. Кононова // Музична Харювщина: 36ipH. наук. пр. кол-ву авто-piß Харк. ш-ту мистецтв ¿м. I. П. Котля-ревського. X.: XIM, 1992. С. 175-190.

5. Кудрик Б. Огляд icTopii' украшсько! церко-BHoi' музики / Б. Кудрик. Льв1в: 1нститут украшознавства ¿м. Крип'якевича HAH Украши, 1995. (Сер1я: 1стор1я укра1нсько1 музики. Вип. 1. Дослщження). 128 с.

6. Лащенков Н. Материалы к столетию Харьковской кафедры. Христофор — первый епископ слободско-украинский и Харьковский / Н. Лащенков // Харьковский сборник. 1893. Вып. 7. 272 с.

7. Лебедев А. С. Харьковский коллегиум как просветительный центр Слободской Украины до учреждения в Харькове университета / А. С. Лебедев. М.: Изд. Имп. об-ва истории древностей российских при Моск. ун-те, 1886. 103 с.

8. Лукомский Г. К. Старинные усадьбы Харьковской губернии / Г. К. Лукомский. — Харьков: ЧПЦЭ и 1111 «Райдуг», 2001. 96 с.

9. Миклашевсъкий Й. М. Музична i театральна культура Харкова кшця XVIII — пер-шо1 половини XIX ст. / И. М. Микла-шевський. К.: Наук, думка, 1966. 160 с.

10.Митрополит Никодим (Н. С. Руснак). Послания. Слова. Речи: в 6 т. / Митрополит Никодим. X.: Майдан, 2001. Т. 4. 608 с.

11. Украшський музичний apxie: Документи i матер1али з icTopii' укра1нсько1 музично! культури / Упорядн. та заг. ред. М. Степаненко. К.: Центрмузшформ, 1995. Вип. 1. 235 с.

12. Харьковские губернские ведомости. 1862. №45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.