©БОЙКОВ. Г., 2013
ДУХОВНАЯ ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА ХАРЬКОВА НА ЧАЛА XIX СТОЛЕТИЯ
В статье анализируется период развития духовного хорового искусства Харькова начала XIX столетия.
Ключевые слова: музыкальная культура, православная церковная культура, духовная музыка, хоровой концерт
Хоровая культура Украины во второй половине XIX столетия была обусловлена не только светскими тенденциями, но и клерикальным мировоззрением. Будущее развитие хорового искусства большинство музыкантов связывали с обращением к религии. Не случайно большая роль в развитии и распространении хорового искусства отводилась церкви.
Учитывая то, что Харьков находился на границе с Россией, закономерно, что именно она оказывала большое влияние на его духовную и светскую культуру. Каноны русской церкви и русского богослужебного пения были приспособлены к местным условиям. Харьковская духовная власть была подчинена духовной власти царской России, и все направления развития духовного певческого искусства находились под общим надзором Святейшего Синода с жесткой цензурой духовных музыкальных произведений, предназначенных для исполнения во время богослужения. Всюду вводилась практика церковного пения, которое было предложено директорами Придворной Певческой капеллы.
Развитие и становление духовной хоровой музыки Харькова XIX столетия еще недостаточно исследовано по причинам отсутствия фактологического материала, источниковедческой базы для анализа и изучения.
Процесс развития духовной хоровой культуры Харькова первой половины XIX века приобретал широкое региональное значение. Движение просвещения стимулировало возникновение учебных заведений: коллегиума, университета, частных пансионов, института благородных девиц и т. п.
Харьковский университет и архиерейский хор В развитии духовного хорового искусства Слободской Украины1 большую роль сыграл Харьковский университет, основанный в 1805 г. благодаря значительным усилиям общественности, выдающегося украинского
просветителя В. Каразина и материальной поддержке слобожанского дворянства [9, с. 31]. Харьковский регион становится крупным научным центром и приобретает возможность самостоятельно развивать хоровую культуру, укрепляя при этом присущие краю демократические тенденции.
В начале XIX столетия в Харьковском университете начинают преподавать музыкальные дисциплины. В учебное заведение на должность руководителя музыкальных классов приглашают композитора, автора духовных хоровых произведений И. М. Витковско-го (1777-1846), а также талантливого педагога И. Н. Лозинского (1770-1850).
И. Витковский объединил вокруг себя всех почитателей музыкального, в частности хорового, искусства Харькова. Эти мероприятия дали возможность установить творческие контакты между студенческой молодежью, архиерейским хором, крепостными музыкантами, артистами и т. п. Из-за отсутствия собственного студенческого хора, оркестра, который со временем был сформирован, а в дальнейшем регулярно обновлялся крепостными крестьянами, практика привлечения музыкантов извне существовала в течение продолжительного времени.
Благодаря активной деятельности И. Витковского и профессоров, которые получили европейское образование, университет, имея полноценный актовый зал, стал не только учебно-просветительским центром, но и ядром городской культурной жизни. Студенческий хор и оркестр достигли настоящего расцвета [4,с. 185].
Университет не имел своего собственного хора, но в Харькове действовал архиерейский хор, и когда возникала потребность в певцах для участия в намеченной к праздникам торжественной программе, директорат университета обращался за помощью к нему.
В архиерейском хоре на достаточно высоком уровне проводилась работа относительно музыкального образования певчих. В этом духовном хоровом коллективе обучение выходило далеко за пределы овладения только вокальным искусством. Историк и музыковед Г. Лащенков отмечал, что руководители включали в обучение инструментальную музыку и даже теоретические дисциплины [6, с. 259]. При хоре, который назывался «кафедрой вокальной музыки» и возглавлялся протодияконом — «директором певчих», существовал струнный оркестр. В репертуар хора входили как духовные, так и светские произведения, он принимал участие в концертах, устроенных Харьковским университетом. Об участии архиерейского хора в университетских концертах рассказывал один из бывших его певцов — Г. Пехотинский. По его словам, в 1800-х и в начале 1810-х гг. в университете особенно отмечались два торжества — день тезоименитства императора Александра I (30 августа), совместно с празднованием университетского акта, и день открытия университета (17 января). Этим празднованиям предшествовали особые приготовления. Всегда исполнялись оратории и проводились концерты в присутствии многочисленной публики. Хор приглашали заранее, и общие репетиции происходили на протяжении нескольких месяцев.
Во второй половине XIX века архиерейский хор становится образцом церковных хоров Слобожанского региона, поскольку был сформирован из лучших солистов, воспитанников Харьковской духовной семинарии и других учебных заведений. В певческом классе преподавали музыкальную грамоту и исполняли хоровые концерты. Кроме того, певцы обучались правилам гармонии и игры на скрипке2.
Известнейшим регентом архиерейского хора был Лука Чижевский, отец известного в дальнейшем протоиерея Иоанна Чижевского. На протяжении продолжительного времени архиерейский хор был единственным церковным хором в Харькове. При "городском совете" самостоятельный хор организовали в 1813 году, и то ненадолго (он просуществовал только семь лет).
В 1860-х годах архиерейским хором руководил талантливый регент А. И. Литинский. Его духовные произведения (номера из «Литургии св. Иоанна Златоуста») исполняют современные церковные хоровые коллективы.
Но по неизвестным причинам в конце 60-х годов А. Литинский покинул должность архиерейского регента, и исполнительский уровень хора на некоторое время снизился. А. Литинского пригласили работать сначала в Рождественскую, а затем в церковь св. Троицы. В скором времени этот хор стал лучшим в Харькове. В конце 60-х и в начале 70-х гг. харьковчане приходили в церковь, чтобы «послушать Литинского». Некоторые современники сравнивали этот хор с итальянской оперой. Вокальное мастерство баса Дьяконова, тенора Школьницкого вызывало у меломанов восхищение: «Если возможно было у церкви выразить приятным образом удовольствие и одобрение, то без сомнения, все промежутки от одной пьесы к другой были бы переполнены самыми восторженными аплодисментами» [12]. В этом случае очевидны отрицательные последствия секуляризации православного духовного хорового искусства, которое в те времена находилось под влиянием итальянского концертного стиля. Перед регентом возникла достаточно сложная дилемма: как соблюсти высокий профессиональный уровень церковного хора и одновременно не «выводить» коллектив за рамки сугубо богослужебного предназначения, дабы его звучание настраивало верующих на молитвенное состояние. С этой проблемой А. Литинский не справился — выбор сочинений духовной музыки был подчинен личному вкусу регента и, что еще хуже, публики. Храм превратился в концертный зал. Церкви стали посещать не только прихожане, но и те, кто слышал церковные хоровые коллективы в другом качестве, кто просто был почитателем «высокого искусства» и воспринимал духовное хоровое пение не как неотъемлемую часть богослужения, а как вид искусства. В результате сакральное богослужебное пение все более обретало признаки светской музыки, что являлось свидетельством ее быстрой секуляризации3. Церковная музыка отчасти утратила свое главное предназначение — быть одной из форм самого богослужения.
В начале 90-х годов XIX столетия архиерейский хор под руководством талантливого регента и композитора М. С. Ведринского гастролировал на севере России. В Петербурге хор выступал в церкви Синодального подворья, а затем — в городской Петербургской Думе. Слушатели были поражены мастер-
ством исполнения разнообразных произведений известных композиторов и отмечали высокий профессионализм регента [6, с. 262].
Все эти факты свидетельствуют о том, что деятельность архиерейского хора не сводилась лишь к церковно-ритуальному служению. Работая в тесном контакте с Харьковским университетом, осуществляя концертную деятельность, этот хоровой коллектив постепенно приобретал профессионализм, исполняя не только православные духовные произведения, но и оратории И. Гайдна «Сотворение мира», «Четыре времени года», ораторию Лейдесдорфа «Святая Цецилия» (совместные концерты с оркестром Харьковского университета) [6, с. 14].
Частные учебные заведения, любительские кружки
В начале XIX века в Харькове кроме университета существовали: губернаторская гимназия, уездное училище, коллегиум (семинария), в котором ограничение деятельности учебными функциями обрекло хоровой коллектив на творческий упадок, кадетский корпус, институт благородных девиц, а также частные учебные заведения — мужские пансионы Рейпольского, Коваленкова, Роберте, Робуша и женские пансионы — Делавинь, Губерт и Нагель. В этих учебных заведениях также проводились музыкальные занятия (в отличие от университетских музыкальных классов они были более скромными).
В подавляющем большинстве харьковских учебных заведений музыку вводили в педагогические программы, особенно это касалось учреждений, где она считалась не обязательной дисциплиной. В институте благородных девиц, кроме научных дисциплин, обучали музыке, танцам и рисованию. Музыкальные успехи воспитанниц отмечала не только местная, но и столичная периодическая печать. Так, московский журнал «Вестник Европы» (в те времена популярнейшее и наиболее авторитетное издание) содержал описание празднований, которые происходили в этом учебном заведении [9, с. 104]. Отмечался высокий уровень музыкального образования, исполнительского мастерства во время концертных выступлений, а также доведенное до совершенства музыкальное воспитание.
Как и в других учебных заведениях в институте проводились торжественные акты и собрания, которые сопровождались концерт-
ными выступлениями с участием хора воспитанниц под руководством учителя музыки И. М. Витковского. В репертуаре хора были следующие произведения: хоровые концерты «Хвалите, отроки, Господа», «Животворящей Троице славу», отдельные номера из Литургии св. Иоанна Златоуста «Херувимская песнь», «Достойно есть», «Отче наш» и т. п.
«Украинский вестник» за 1819г. (июнь) сообщает, что только в десяти из четырнадцати харьковских пансионов действовали музыкальные классы. Но уже в 30-40-х гг. XIX века в частных учебных заведениях занятия были систематичными. Почти во всех классах изучалось сольное и хоровое пение. Это стимулировало появление новых хоровых коллективов, в результате оживлялась концертная жизнь города, что также способствовало повышению профессионального уровня хоровых коллективов.
Важным событием в культурной жизни Харькова первой половины XIX столетия стало открытие благотворительных учреждений. Одним из таких заведений был Харьковский детский приют, открытый 1 июля 1842 г. Своим созданием он был обязан постепенному притоку пожертвований, начало которых было положено дворянством Харьковской губернии. В 1843 г. в приюте воспитывалось 32 мальчика и 36 девочек возрастом от 3 до 10 лет. В этом учреждении также проводили образовательную деятельность. Кроме научных предметов, рукоделия, девушки обучались церковному пению. Дети, обладавшие хорошими вокальными данными, пели в хоре при домовой церкви приюта [11, с. 48].
Значительную роль в становлении музыкально-хорового профессионализма в Сло-божанском регионе сыграли инструментальные и вокальные крепостные капеллы. Для управления крепостными капеллами и оркестрами помещики приглашали музыкантов из Петербурга или из-за границы. Крепостные хоровые коллективы были весьма разнообразными и отличались как по профессиональному мастерству, так и по количеству певцов. Среди них были хоры, способные мастерски исполнять сложные произведения мирового репертуара. Наряду с первоклассными, большими по составу коллективами существовали камерные оркестры и хоры и даже совсем небольшие ансамбли для домашнего музицирования. В их репертуаре большое место зани-
мали песенные и танцевальные народные мелодии, а также духовная хоровая музыка [2, с. 347].
Петровские реформы, разделившие общество на приверженцев западноевропейской и славянской линий развития, не обошли стороной и духовную хоровую культуру Слободской Украины, а это обозначилось в дальнейшем процессе секуляризации духовного хорового искусства этого региона. Музыкальный язык духовных хоровых концертов все более приближал их к светским жанрам (продолжение процесса секуляризации), предназначенным для исполнения вне церковных стен. Частично этим и объясняется неизменная популярность духовного хорового искусства в Слободской Украине.
Деятельность музыкальных классов многогранно влияла на развитие культуры и искусства, предоставляла возможность лучшим кадрам воспитанников Харьковского коллегиума пополнять ряды придворных музыкантов Петербурга. Немало певчих, регентов, которые регулярно проводили занятия в этих классах или посещали их факультативно, остались в Харьковском регионе, возглавляя приходские и частные хоры, оказывая содействие развитию музыкально-хорового искусства, воспитывая художественный вкус населения, формируя его эстетические запросы. Таким образом были созданы необходимые предпосылки для развития новой региональной музыкально-хоровой культуры XIX столетия.
Вклад Харьковского коллегиума и университета в развитие музыкального образования, композиторского творчества, исполнительского хорового искусства в первые десятилетия XIX века определил дальнейшее развитие музыкально-хорового образования в Харькове на пути его профессионализации.
Традиции музыкально-хоровой культуры Харьковского региона и высокий уровень музыкальной педагогики создали крепкие предпосылки для утверждения ее как профессиональной творческой украинской национальной школы.
В духовном хоровом пении Харькова постепенно вызревают классические традиции академической хоровой культуры. Пение а'cappella на церковных службах и в учебных заведениях стимулировало усвоение особой манеры хорового пения — постановку голоса,
правильное певческое дыхание, высокую культуру интонирования, плавное голосоведение и т. п.
Духовная музыка все чаще исполняется за стенами храмов, органически соединяясь со светской музыкально-хоровой культурой, искусством, образованием. Влияние «итальянского концертного стиля», который был характерен для Левобережной и Правобережной Украины, обозначилось и на духовно-хоровом искусстве Харькова этого периода, что свидетельствует о быстром и продолжающемся до наших времен процессе секуляризации богослужебного сакрального певческого искусства.
Примечания
1 В ХУН-ХУШ столетиях начинается процесс формирования и развития культуры Слобо-жанщины — важного историко-географического региона Украины. Слободская Украина занимала территорию нынешних Харьковской, восточные части Сумской, северные части Донецкой и Луганской областей, юго-восточные части Воронежской, юго-западные части Белгородской и южные части Курской областей. Во второй половине XVII века из Правобережной и Левобережной Украины переселилось большое количество украинцев, которые и составили Слободские казацкие полки (Харьковский, Ахтырский, Сумской, Изюмский и Острожский). Немалый процент поселенцев составляли московские «служилые люди», «беглые» холопы с Польской Украины, греки и сербы, донские казаки ит. д. [10, с. 119]. После отмены автономного строя Гетманщины (конец ХУШ века), название «Украина» принадлежало собственно к Слободской Украине (в территориальном смысле этого слова), так как это была «окраина» русско-украинской земли. Население Слобожанщины сложилось из разных этнографических регионов украинского народа, поэтому культура, искусство и украинский язык здесь были сформированы не заднепров-скими, не галицкими, не черниговскими, а собственно местными — средними между ними.
2 «Харьковский сборник 1893 г.» [с. 244] содержит следующую информацию: «При первом же преосвященном Христофоре Сулиме заведен был полный инструментальный ор-
кестр, и архиерейская певческая в официальных документах того времени именовалась кафедрального вокальною музыкою, а заведовавший хором протодиакон назывался директором певчих. Певчие набирались из питомцев коллегиума и причетников». В репертуаре хора было значительное количество произведений известных отечественных композиторов: Д. Бортнянского, А. Веделя, П. Чайковского и других.
3 Секуляризация (франц. secularisation, от поздн. лат. saecularis «мирской», светский) — первоначально отторжение или передача церковного имущества и земель в светское (государственное) владение, т. е. их «обмирщение». Секуляризация — это также антихристианская политика русских царей XVIII столетия (Петра I и Екатерины II), целью которой было ослабление духовного влияния Православной Церкви и отторжение ее имущества в светскую собственность. Это также политика советской власти относительно Православной церкви с 1917 г. Секуляризация — сдвиг бого-служебно-сакрального искусства в направлении светской музыки почти с полной заменой литургийных певческих форм светскими музыкальными формами.
Литература
1. Гесс де Калъве Г. Г. Теория музыки, или рассуждения о сем искусстве, заключающая в себе историю, цель, действия музыки, генерал-бас, правила сочинения (композиции), описание инструментов, разные роды музыки и все, что относится к ней, в подробности. Ч. 1 / Г. Г. Гесс де Кальве. X., 1818. 304 с.
2. Гордшчук М. М. 1стор1я украшсько! музи-ки. Т. 1 / М. М. Гордшчук. К.: Муз. Укра1-на, 1989. 463 с.
3. Гордшчук М.М. Украшська музична спад-щина: Стагп. Матер1али. Документи /
М. М. Гордшчук. К.: Муз. Украша, 1989. С.117-126.
4. Кононова О. В. До питания про становления професшно! осв1ти в Харков1 XVIII— XIX стол1ть / О. В. Кононова // Музична Харювщина: 36ipH. наук. пр. кол-ву авто-piß Харк. ш-ту мистецтв ¿м. I. П. Котля-ревського. X.: XIM, 1992. С. 175-190.
5. Кудрик Б. Огляд icTopii' украшсько! церко-BHoi' музики / Б. Кудрик. Льв1в: 1нститут украшознавства ¿м. Крип'якевича HAH Украши, 1995. (Сер1я: 1стор1я укра1нсько1 музики. Вип. 1. Дослщження). 128 с.
6. Лащенков Н. Материалы к столетию Харьковской кафедры. Христофор — первый епископ слободско-украинский и Харьковский / Н. Лащенков // Харьковский сборник. 1893. Вып. 7. 272 с.
7. Лебедев А. С. Харьковский коллегиум как просветительный центр Слободской Украины до учреждения в Харькове университета / А. С. Лебедев. М.: Изд. Имп. об-ва истории древностей российских при Моск. ун-те, 1886. 103 с.
8. Лукомский Г. К. Старинные усадьбы Харьковской губернии / Г. К. Лукомский. — Харьков: ЧПЦЭ и 1111 «Райдуг», 2001. 96 с.
9. Миклашевсъкий Й. М. Музична i театральна культура Харкова кшця XVIII — пер-шо1 половини XIX ст. / И. М. Микла-шевський. К.: Наук, думка, 1966. 160 с.
10.Митрополит Никодим (Н. С. Руснак). Послания. Слова. Речи: в 6 т. / Митрополит Никодим. X.: Майдан, 2001. Т. 4. 608 с.
11. Украшський музичний apxie: Документи i матер1али з icTopii' укра1нсько1 музично! культури / Упорядн. та заг. ред. М. Степаненко. К.: Центрмузшформ, 1995. Вип. 1. 235 с.
12. Харьковские губернские ведомости. 1862. №45.