Научная статья на тему 'АСТРАХАНСКИЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ ХОР В КОНЦЕРТАХ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ'

АСТРАХАНСКИЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ ХОР В КОНЦЕРТАХ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ / КОНЦЕРТНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДУХОВНАЯ МУЗЫКА / АРХИЕРЕЙСКИЙ ХОР / РЕГЕНТ / КОНСЕРВАТОРИЯ / КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Червякова Ирина Михайловна

В постсоветский период заметно возрос интерес к церковнопевческому искусству. Профессиональные музыканты получили возможность исполнять и изучать музыку, которая до этого времени не имела такого широкого распространения. Для многих открылось еще одно направление для самореализации. Духовная музыка все чаще стала выходить за рамки богослужения и повсеместно исполняться как светскими, так и церковными хоровыми коллективами на эстраде. Таким образом, этот вид богатейшего русского культурного наследия становится более доступным не только для прихожан храмов, но и для слушателей концертных залов. Традиции концертов православной музыки с совместным выступлением церковных и светских хоров были заложены в Астрахани еще в начале 1990-х гг. Организация подобных мероприятий явилась одним из направлений концертно-просветительской деятельности Астраханской митрополии. Непременным участником подобных концертов всегда был Астраханский архиерейский хор. Он стал в известной мере образцом для других певческих коллективов города, формат его деятельности оказал большое влияние на профессиональное состояние клиросных хоров, репертуарные предпочтения, манеру исполнения и многое другое. В данной статье рассматривается концертный стиль пения в больших соборах на примере архиерейского хора Покровского и Успенского кафедральных соборов, их концертной и фестивальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BISHOP’S CHOIR OF ASTRAKHAN IN CONCERTS OF SACRED MUSIC

In the post-Soviet period, there was a noticeable increase in interest in the art of church singing. Professional musicians were given the opportunity to perform and study music that had not been easily accessible before. Many people, therefore, found one more opportunity for personal development. Spiritual music has increasingly begun to go beyond the scope of worship and has come to be performed everywhere by both secular and church choirs. Thus, this kind of the Russian cultural heritage became more accessible not only for church-goers, but also for listeners in concert halls. Traditions of concerts of Orthodox music, with a joint performance of church and secular choirs have been established in Astrakhan since the early 1990s. The organisation of such events is one of the directions of concert and educational activities in Astrakhan region. Astrakhan Bishop’s Choir has always been an indispensable participant in these concerts. It is in many ways a model for other singing groups of the city; such format has a great in uence on the professional state of choirs, repertoire preferences, manner of performance, etc. This article studies the concert style of singing in large cathedrals with the example of the bishop’s choir of the Intercession and Assumption Cathedrals, their concert and festival activities.

Текст научной работы на тему «АСТРАХАНСКИЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ ХОР В КОНЦЕРТАХ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 45. С. 153-163 БОТ: 10.15382МшгУ202245.153-163

Червякова Ирина Михайловна, регент Свято-Троицкого храма г. Майкопа, аспирант кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного института культуры Россия, Краснодар [email protected] https://orcid.org/0000-0003-1147-2487

Астраханский архиерейский хор

в КОНЦЕРТАХ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

И. М. Червякова

Аннотация: В постсоветский период заметно возрос интерес к церковно-певческому искусству. Профессиональные музыканты получили возможность исполнять и изучать музыку, которая до этого времени не имела такого широкого распространения. Для многих открылось еще одно направление для самореализации. Духовная музыка все чаще стала выходить за рамки богослужения и повсеместно исполняться как светскими, так и церковными хоровыми коллективами на эстраде. Таким образом, этот вид богатейшего русского культурного наследия становится более доступным не только для прихожан храмов, но и для слушателей концертных залов. Традиции концертов православной музыки с совместным выступлением церковных и светских хоров были заложены в Астрахани еще в начале 1990-х гг. Организация подобных мероприятий явилась одним из направлений концертно-просветительской деятельности Астраханской митрополии. Непременным участником подобных концертов всегда был Астраханский архиерейский хор. Он стал в известной мере образцом для других певческих коллективов города, формат его деятельности оказал большое влияние на профессиональное состояние клиросных хоров, репертуарные предпочтения, манеру исполнения и многое другое. В данной статье рассматривается концертный стиль пения в больших соборах на примере архиерейского хора Покровского и Успенского кафедральных соборов, их концертной и фестивальной деятельности.

Ключевые слова: церковное пение, концертно-просветительская работа, миссионерская деятельность, духовная музыка, архиерейский хор, регент, консерватория, кафедральный собор.

Специфика постсоветского периода возрождения церковно-певческой традиции в Астраханском регионе имеет типологическое сходство с процессами, происходившими повсеместно (см. об этом исследования Т. Гориной1 и С. Хва-

© Червякова И. М., 2022.

1 Горина Т. К. К проблеме «церковности» богослужебного пения РПЦ [Электронный ресурс] // URL: http:// eparhia.onego.ru/tanya05.htm.

товой2). В Астраханской митрополии в целом сложились три основных стиля церковного пения:

• концертный стиль пения в кафедральных соборах;

• приходской стиль ансамблевого пения;

• монастырская традиция.

Большие соборные хоры, более конкретно — архиерейские хоры, арпоп должны быть эталоном церковно-певческого исполнительства, поскольку состоят из профессиональных певчих, имеющих либо дирижерско-хоровое, либо вокальное образование. В Астрахани, благодаря наличию музыкальных учебных заведений — Астраханского музыкального колледжа им. М. П. Мусоргского и Астраханской государственной консерватории — церковные хоры не испытывали кадрового дефицита. Состав Архиерейского хора Покровского кафедрального собора в постсоветское время не был исключением. В число певчих входили и студенты, и профессиональные солисты камерного хора, мужского хора Астраханской филармонии, солисты хора и певцы Астраханского музыкального театра.

Основное направление деятельности Архиерейского хора — это пение за богослужениями, главным образом теми, которые возглавляет архиерей. Однако, помимо этого, Архиерейский хор Покровского кафедрального собора всегда вел активную творческую деятельность, участвуя в концертах духовной музыки, которые проходили на различных площадках города.

В коллективе сложились давние традиции концертно-просветительской и миссионерской деятельности. В 1904—1920 гг. в Астрахани после окончания Санкт-Петербургской консерватории работал Артур Капп, эстонский композитор, дирижер, органист. Он возглавлял Астраханское отделение ИРМО (Императорское Русское музыкальное общество), а также являлся директором Астраханского музыкального училища. Помимо педагогической и просветительской работы Капп вел также активную концертную деятельность в качестве дирижера и органиста. Благодаря этому астраханцы получили возможность приобщиться к высокому музыкальному искусству. В программах концертов, проводимых Артуром Каппом, были такие шедевры музыки зарубежных композиторов, как «Реквием» Моцарта, оратория «Сотворение мира» Гайдна, органные сочинения Баха и Генделя.

Концерты православной духовной музыки с участием Синодального хора, архиерейских хоров в этот период проводились публично (вне храма) в Москве, в Санкт-Петербурге, изредка в других городах России. Становление данного вида концертной деятельности относится еще к началу XIX в., более регулярно концерты стали проводиться с 1840-х гг. В провинции же упоминания о концертах духовной музыки относятся к 70—80-м гг. XIX столетия. Такая форма хорового исполнительства, с одной стороны, способствовала развитию уровня музыкальной культуры в целом, а с другой — давала возможность церковным хорам исполнять музыку вне богослужений, тем самым помогая в решении сугубо профессиональных задач. Это и формирование репертуара, и повышение

2 Хватова С. И. Православная певческая традиция на рубеже XX—XXI столетий. Майкоп: О. Г. Магарин, 2011. С. 108, 115-116.

требований к культуре пения, что в свою очередь приводит к востребованности певческого образования и выработке особого подхода к нему.

Астрахань стала одним из немногих городов, где также проводились подобные концерты. Можно привести отзыв об одном из концертов, состоявшемся 27 марта 1916 г. в большом зале Астраханской думы: духовные произведения Д. С. Бортнянского, Н. А. Римского-Корсакова, А. А. Архангельского, К. Н. Шведова, П. Г. Чеснокова исполнял «массивный, хорошо дисциплинированный, однородный хор 155 пехотного полка», а средства от этого благотворительного концерта предназначались в помощь больным и раненым воинам.

Приобрели популярность различные регентско-певческие курсы. Астрахань в этом смысле не стала исключением: здесь Артуром Каппом в 1906 г. были открыты регентские классы.

Как известно, после революционных событий Октября 1917 г. православная музыка оказалась под запретом для концертного исполнения. Ситуацию изменило всенародное празднование летом 1988 г. 1000-летия Крещения Руси, что послужило импульсом к возрождению традиции проведения концертов духовной музыки с участием светских и церковных хоров.

По свидетельству Л. П. Власенко3, «Астраханский архиерейский хор под управлением регента Виктора Комякова дал свой первый концерт 25 июня 1988 г. в Летнем гастрольном театре» (ныне — ДК «Аркадия»). Исполняя сочинения Д. С. Бортнянского, С. В. Рахманинова, П. Г. Чеснокова и других русских композиторов, главный церковный хор Астрахани «показал незаурядную профессиональную подготовку, владение различными музыкально-голосовыми средствами». Особенно впечатляющим получился финал концерта: здесь показ кинохроники на большом экране сопровождался композицией в исполнении Архиерейского хора, составленной из песнопений заупокойной литии, посвященной «памяти сынов и дочерей Отчизны, сложивших голову за правое дело». Средства же от этого благотворительного концерта поступили на счет Астраханского отделения Советского фонда культуры».

Подобный благотворительный концерт Архиерейского хора состоялся 18 мая 1989 г. и так же проходил в Летнем гастрольном театре. Звучали произведения А. Л. Веделя, П. И. Чайковского, Д. С. Бортнянского, Н. Н. Черепнина, А. Т. Гречанинова и других авторов. Сбор от концерта был отправлен в помощь детям-инвалидам.

Для церковного хора выступление на концертной эстраде и исполнение программы в двух отделениях — достаточно непростая задача. Однако благодаря тому, что хором управлял очень опытный регент Виктор Евгеньевич Комя-ков, имевший к тому же богатую концертную практику4, выступление прошло с большим успехом.

3 Любовь Павловна Власенко (1941—2020) — профессор, заслуженный деятель искусств России. С 1973 г. преподавала в Астраханской государственной консерватории. С 1981 по 2020 г. заведовала кафедрой хорового дирижирования. Автор многочисленных статей о культуре Астрахани, монографий и сборников, посвященных педагогам и выпускникам вуза. Лауреат литературной премии мэра Астрахани им. В. Хлебникова.

4 Виктор Евгеньевич Комяков в течение 15 лет был регентом Архиерейского хора Покровского кафедрального собора г. Астрахани — с 1977 по 1992 г. В 1960-е гг., после окончания

В. Е. Комяков сменил на регентском посту Бориса Николаевича Зайцева, который был эмигрантом из Харбина и долгое время управлял архиерейским хором Покровского собора. Жена и дочь Бориса Зайцева тоже пели в этом хоре. В 1977 г. из-за тяжелой болезни Б. Н. Зайцев уже не мог исполнять свое послушание. В это время, по распоряжению архиепископа Астраханского и Енотаевско-го Михаила, хор Покровского кафедрального собора возглавил В. Е. Комяков (нужно отметить, что В. Е. Комяков трудился в этой должности при четырех владыках — архиепископах Михаиле и Феодосии и епископах Филарете и Ионе). Кстати, после отъезда В. Е. Комякова в село Красный Яр, Архиерейский хор возглавила дочь предыдущего регента — Елена Борисовна Зайцева, продолжив тем самым деятельность хоровой семейной династии.

Благодаря Л. П. Власенко, которой довелось быть ведущей и упомянутого выше духовного концерта, и многих других концертов православной музыки, проводившихся в Астрахани в 1990—2000-е гг. (причем концерты эти всегда сопровождались ее подробными комментариями), мы имеем возможность ознакомиться с репертуаром Астраханского архиерейского хора и программами концертов с участием данного коллектива.

В 1990-е гг. в Большом зале Астраханской консерватории неоднократно проводились концерты духовной музыки, в которых наряду со светскими хоровыми коллективами участвовали и церковные хоры, в том числе и Астраханский архиерейский хор. 10 января 1990 г. состоялся первый такой «совместный» благотворительный концерт, который был посвящен празднику Рождества Христова. Л. П. Власенко пишет об этом концерте: «В переполненном консерваторском зале присутствовало астраханское духовенство во главе с архиепископом Фео-досием. Выступали три коллектива: Архиерейский хор (регент — В. Е. Комяков), Хор студентов консерватории (руководитель — профессор С. Е. Комяков) и Камерный хор Астраханского отделения Всероссийского музыкального общества (руководитель — Л. Н. Егоров)». В заметке об этом событии в культурной жизни Астрахани, помещенной в журнале «Музыкальная жизнь», в частности, отмечалось, что «благотворительный концерт прошел с большим успехом. Прозвучали фрагменты из "Литургии св. Иоанна Златоуста" и "Всенощного бдения" С. В. Рахманинова (хор консерватории, солисты: М. Попандопуло, Н. Волков, Д. Комякова), песнопения в честь Богородицы А. А. Архангельского, К. Н. Шведова и П. Г. Чеснокова (хор Музыкального общества), произведения М. А. Завадского, А. Н. Струмского (Астраханский архиерейский хор, солист В. Сним-щиков). Весь сбор от концерта направлен в фонд восстановления храма Иоанна Предтечи». К этому следует добавить, что в финале концерта Архиерейский и студенческий хор попеременно пели различные Многолетия, после чего под колокольный звон совместно под управлением регента Виктора Комякова вдохновенно исполнили тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя».

Астраханского музыкального училища (класс В. К. Нечаева), руководил большими любительскими хорами в ДК завода им. III Интернационала, судоверфи им. Кирова, Астраханского ЦКК, а также ДК профтехобразования. Кроме того, Комяков был артистом ансамбля песни и танца «Моряна», работу в котором оставил ради клиросного служения.

10 января 1992 г., по благословению епископа Астраханского и Енота-евского Филарета, состоялся большой благотворительный Рождественский концерт. В. Комяков специально для этого концерта разработал интересный и необычный сценарий выступления. В Большом зале Астраханской консерватории выступили два хора: Архиерейский и Хор студентов Консерватории. Дирижировали братья — Виктор и Сергей Комяковы. Концерт открыли рождественские песнопения — «Христос раждается» Компанейца и «Рождеству Христову» — в исполнении Архиерейского хора, находившегося на балконе. В это время на сцене выстроился Хор консерватории, который исполнил свою часть концертной программы — произведения М. А. Балакирева, С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, К. Н. Шведова, А. А. Архангельского, П. Г. Чеснокова. Далее на сцену вновь вышел Архиерейский хор, который исполнил «Величание Рождеству Христову» А. Д. Кастальского. Затем попеременно Архиерейским и студенческим хорами исполнялись «Херувимская» и Концерт «Слава во вышних Богу» Д. С. Бортнянского (дирижировали каждый своим хором оба Комяковых). Продолжился концерт выступлением архиерейских певчих, которые исполнили сочинения П. Г. Чеснокого, А. Ф. Львова, Н. Н. Черепнина, А. Т. Гречанинова. В заключение концерта церковный и светский хоры вновь объединились, чтобы спеть, вслед за возгласами Виктора Комякова (обладателя прекрасного баритона), Многолетие и под колокольный перезвон (в исполнении Александра Сомова) тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя».

В 1992 г. отмечалось 600-летие преставления преподобного Сергия Радонежского — всея России чудотворца. Одним из ярких событий музыкальной жизни города стал хоровой концерт также с участием церковных хоров, который состоялся в Большом зале Астраханской консерватории 11 октября и проходил в рамках празднования этой значимой даты. В концертной программе участвовали четыре хоровых коллектива: Архиерейский хор Покровского кафедрального собора (регент — В. Комяков), Женский хор Астраханского музыкального училища им. М. П. Мусоргского (руководитель — Н. Никитина), Хор храма в честь Иоанна Златоуста (регент — Л. Егоров) и Хор студентов Астраханской консерватории (руководитель — профессор С. Комяков). В финале концерта, по уже сложившейся традиции, все его участники объединились, чтобы спеть Многолетие и тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя».

Следует упомянуть, что практически в это же время, в октябре 1992 г., состоялся первый визит в Астрахань Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Впервые за всю многовековую историю Астраханской епархии произошло знаменательное событие — хиротония (рукоположение) во епископа: 24 октября во время Всенощной в Покровском кафедральном соборе был совершен чин наречения архимандрита Ионы (Юрий Карпухин) во епископа, а 25 октября в Успенском архиерейском соборе Астраханского кремля — хиротония во епископа Астраханского и Енотаевского. В Астрахань прибыли иерархи Русской Православной Церкви, которые сослужили Патриарху за богослужением с чином наречения и хиротонией. Вместе с Архиерейским хором под управлением Виктора Комякова в Службах участвовал Хор студентов Московских духовных школ — регент игумен Никифор (Кирзин). 24 октября в Большом зале Астра-

ханской консерватории состоялась встреча со Святейшим и концерт духовной музыки в исполнении Хора студентов Московских духовных школ под руководством игумена Никифора (Кирзина) и Хора студентов Астраханской консерватории под управлением профессора С. Комякова.

В беседе с ректором консерватории Г. Славниковым Патриарх Алексий II благоприятно отозвался о студенческом хоре, поддержав предложение выступить с показанной этим хором программой православной музыки в Троице-Сергиевой лавре. И такая поездка состоялась в июне 1993 г.

Следует отметить, что владыка Иона (Карпухин), который сам обладал прекрасным голосом и очень любил церковное пение, в бытность свою на Астраханской кафедре, часто посещал концерты духовной музыки, проходившие в Большом зале Астраханской консерватории. И ежегодно, в День своего тезоименитства, 25 июля, приглашал камерный хор «Лик» в Покровский собор для участия в праздничной Литургии, где камерный хор пел антифонно с Архиерейским хором.

Одним из наиболее запоминающихся концертов духовной музыки, в котором принимал участие Астраханский архиерейский хор, стал концерт, посвященный 325-летию памяти священномученика Иосифа, митрополита Астраханского. По свидетельству Л. П. Власенко, этот концерт состоялся 24 мая 1996 г. в Большом зале консерватории, в присутствии епископа Ионы и священнослужителей Астраханской епархии. Вначале Владыка произнес вступительное слово о жизненном подвиге и мученической кончине святителя Иосифа Астраханского. Концертную программу открыл Архиерейский хор. Под руководством регента Н. Синючковой (Харченко) хор исполнил композицию из обиходных песнопений, так как одновременно с этой памятной юбилейной датой митрополита Астраханского Иосифа и памятью равноапостольных Кирилла и Мефодия на той же неделе праздновались еще несколько церковных событий: отдание Пасхи, перенесение мощей святителя Николая Чудотворца и праздник Вознесения Господня. Так как концерт проводился в рамках празднования Дня Славянской письменности и культуры, в нем прозвучала также авторская духовная музыка в исполнении четырех хоровых коллективов: Архиерейского хора (регент — Н. Синючкова (Харченко)), Камерного хора «Лик» под управлением заслуженного артиста РФ, профессора С. Комякова, Женского хора Астраханского музыкального училища под руководством заслуженного работника культуры РФ Н. Никитиной. Хор студентов Астраханской консерватории выступил под управлением трех дирижеров: С. Комякова, Л. Радчен-ко, Л. Власенко. По окончании концертной программы владыка Иона сказал благодарственное слово, и все участники памятного концерта, под руководством С. Комякова, исполнили «Многая лета» С. С. Прокофьева (из музыки к кинофильму «Иван Грозный»).

В 1997 г. отмечалось 30-летие пастырского служения владыки Ионы и 5-летие его хиротонии во епископа Астраханского и Енотаевского. В Большом зале консерватории этому был посвящен юбилейный концерт, в котором Архиерейский хор под управлением регента Натальи Харченко спел не только подобающие обиходные песнопения, но и авторские сочинения из богослужебного

репертуара: «От юности моея» С. Плотникова (соло Е. Мочалкин), «С нами Бог» В. Н. Зиновьев (соло В. Козловских, В. Деревенский, Т. Толокнова). В концерте кроме Архиерейского хора принимали участие: Детский хор ДШИ № 2 (руководитель — заслуженный работник культуры РФ Л. Столярова), Детский хор ДШИ № 3 (руководитель — И. Котюжанская), Женский хор музыкального училища им. М. П. Мусоргского (руководитель — заслуженный работник культуры РФ Н. Никитина), городской Камерный хор «Лик» (руководитель — заслуженный артист РФ, профессор С. Комяков) и Хор студентов консерватории (так же под руководством профессора С. Комякова; солировала заслуженная артистка РФ Н. Тарасова).

Летом 1999 г. в России состоялся Патриарший Крестный ход, организованный Фондом единства православных народов при финансовой поддержке ОАО «Газпром» и корпорации КРНТР («Корпоративное развитие нетрадиционных технологий в регионах»), на теплоходе «Святой князь Владимир», двигавшемся по трем великим рекам европейской части России, Украины и Беларуси, на берегах которых на Руси утверждалось христианство. Крестный ход был посвящен приближающемуся 2000-летию Рождества Христова. В июле теплоход с крестоходца-ми прибыл в Астрахань. Одним из знаменательных событий тех дней стал концерт православной музыки, который состоялся в Большом зале Астраханской консерватории с участием хоровых коллективов города и Хора воспитанников Московских духовных школ под управлением регента С. Зуева. Астраханский архиерейский хор (регент — Н. Харченко) открывал эту концертную программу. В его исполнении прозвучали три песнопения: «С нами Бог» В. Н. Зиновьева (солировали

B. Козловских, В. Деревенский, Т. Толокнова), стихира «Воскресение Христово видевше» П. Г. Чеснокова и концерт «Воспойте, людие» Д. С. Бортнянского.

С 2004 по 2009 г. в Астрахани в рамках Патриаршей программы проводился Пасхальный фестиваль «Голоса православной Астрахани». Работой по организации фестиваля активно занимался директор Астраханского отделения Международного фонда единства православных народов, заслуженный работник культуры РФ Г. С. Маколов. Благодаря его участию фестиваль имел и превосходный состав участников, и весомую спонсорскую поддержку астраханских предпринимателей. По благословению архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы в фестивальном «марафоне» (протяженностью около месяца) участвовали лучшие церковные хоры и прежде всего — Архиерейский.

Первый фестиваль «Голоса православной Астрахани» состоялся в 2004 г., и на его открытии в Большом зале консерватории Архиерейский хор, под управлением регента Н. Харченко (проработавшей в этой должности почти 10 лет), исполнял «Ангел вопияше» М. П. Мусоргского5, «Воскресение Христово видевше» П. Г. Чеснокова.

Однако в том же 2004 г. регентом Астраханского архиерейского хора, решением владыки Ионы, была назначена Марина Заводова, выпускница Астрахан-

5 См. об этом статью А. В. Лебедевой-Емелиной , А. А. Наумова, А. С. Виноградовой: Загадки духовного творчества Мусоргского (об авторстве песнопения «Ангел вопияше») // Вестник ПСТГУ. Сер. V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17).

C. 157-169.

ской консерватории (класс хорового дирижирования доцента Т. В. Карпюк), которая преподавала в Воскресной школе при кафедральном Покровском соборе и прошла там же многолетнюю певческую и субрегентскую практику. В 2005 г. Покровский собор отмечал свое 120-летие. В честь этого знаменательного события Архиерейский хор под руководством М. Заводовой записал диск, в который вошли следующие произведения: Тропарь Покрову Божией Матери; М. М. Ипполитов-Иванов «Блажен муж»; М. П. Речкунов «Свете тихий»; Е. Азе-ев «Свете тихий»; А. Архангельский «Ныне отпущаеши»; С. В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»; Я. А. Чмелев «Малое славословие»; А. А. Третьяков «Степенна 5 гласа»; «Трисвятое Пюхтицкое»; А. В. Никольский «Милость мира»; П. Г. Чесноков «Достойно есть», «Заступнице усердная»; С. В. Рахманинов концерт «В молитвах неусыпающую», «Величание Покрову Божией Матери». Следует сказать, что запись производилась не в студии, а непосредственно в соборе, по вечерам, во внеслужебное время.

В мае того же года Архиерейский хор (регент — М. Заводова) с обновленной программой принял участие во Втором фестивале «Голоса православной Астрахани». На открытии фестиваля прозвучали: Светилен Пасхи — «Плотию уснув», греческого распева, в гармонизации дьякона С. Трубачева, и концерт «Радуй-теся, людие» Д. Сарти. В 2006 г. на Третьем фестивале Архиерейский хор спел «Хвалите Господа с небес» П. Г. Чеснокова; на Четвертом, в 2007 г., — «Ангел вопияше» Б. М. Ледковского (соло Е. Старцева); на Пятом, в 2008 г., — «Верую» А. Т. Гречанинова (соло исполнял дьякон Олег, партию органа — Н. Фомичева). Примечательно, что все пять фестивалей начинались концертами православной музыки в Большом зале консерватории, а затем фестивальные мероприятия проводились на различных площадках города и области. К сожалению, Шестой фестиваль «Голоса православной Астрахани», открывшийся 21 апреля 2009 г. в Концертном зале им. М. П. Максаковой, оказался последним в Пасхальных культурных акциях, организуемых Астраханским отделением Международного фонда единства православных народов.

Наряду с фестивальными выступлениями, историческим событием в деятельности Астраханского архиерейского хора явилось участие в III Международном фестивале православной музыки «Святая Богородица — Достойно есть», проводившемся в июне 2006 г. в городе Поморие (Болгария). На этом фестивале собрались более 30 хоров из 15 стран Европы. Астраханские певчие под управлением регента М. Заводовой исполняли восемь песнопений: П. Чесноков «Достойно есть» (обязательное для всех хоров-участников) и «Благословен еси Господи»; А. Архангельский «Ныне отпущаеши»; Г. Ланге «Богородице Дево, радуйся»; М. Строкин «Малое славословие»; К. Шведов «Трисвятое», Херувимская (Стрелецкая); Ф. Макаров «Ангел вопияше». Небольшой по составу, тщательно подготовленный к певческому состязанию международного уровня, Астраханский архиерейский хор, по словам организаторов фестиваля, проходившего под патронажем президента Болгарии Георгия Пырванова и митрополита Сливен-ского Иоанникия, «показал высокую певческую культуру и исполнительское мастерство» (из воспоминаний Юлии Евдокимовой) и стал дипломантом этого фестиваля-конкурса.

В 2016 г., после многолетнего управления Астраханской епархией митрополита Ионы, правящим архиереем Астраханской митрополии был назначен митрополит Никон (Фомин), по распоряжению которого Архиерейским хором управлял регент Успенского кафедрального собора Андрей Ларичев (работавший там с 2011 г.). Примечательно, что это решение владыки Никона подтвердилось экспертизой состояния астраханских церковных хоров, проведенной С. И. Романенко, преподавателем Регентской школы Троице-Сергиевой лавры. С окончанием деятельности М. Заводовой в качестве регента Покровского кафедрального собора достигнутый коллективом певческий уровень заметно снизился, и в этом своем состоянии хор Покровского собора уже не мог конкурировать с профессионально возросшим хором Успенского собора. Примечательно, что А. Ларичев, талантливый и высокообразованный дирижер-хормейстер (выпускник Астраханской консерватории), был участником Первого и Второго Международных съездов церковных регентов и певчих, проходивших в Москве в декабре 2016 г. и октябре 2019 г.

В сентябре 2017 г. состоялся визит в Астрахань Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Настоящим экзаменом на регентскую зрелость для А. Ларичева стало участие в службах во время пребывания Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Астрахани. К этому визиту Святейшего, намеченному на сентябрь 2017 г., Астраханский архиерейский хор Успенского кафедрального собора пополнился певчими из других церквей, что позволило сформировать сводный состав в количестве 50 человек. Подготовительная работа с певчими проводилась А. Ларичевым еженедельно, в свободное от службы время, в помещении концертного зала ДМШ № 1. «Генеральной репетицией» сводного Архиерейского хора стало участие в службе, которая проводилась, во главе с митрополитом Никоном, в верхнем храме Успенского собора 2 июля 2017 г. Вместе с тем к визиту Патриарха, намеченному на праздник Воздвижения, сводному хору нужно было дополнительно освоить певческое обеспечение именно этой службы. И с данной задачей Архиерейский хор полностью справился, тем более что регент А. Ларичев консультировался с патриаршим иеродиаконом Афанасием. Всенощная проводилась 26 сентября в Казанском соборе, а Литургия — в Успенском соборе, и когда иеродиакон Афанасий, после запричастного песнопения подвел А. Ларичева под благословение Патриарха, Святейший сказал: «Редко, где встретишь такое ответственное и осознанное отношение к службе». Вот она — высшая похвала регенту, который достойно управлял хором на патриаршей службе. Недаром вскоре появился патриарший Указ о награждении регента Архиерейского хора Успенского кафедрального собора А. В. Ларичева медалью «В ознаменование 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви».

Помимо смешанного хора в Успенском соборе существует и мужской хор, которым также управляет А. Ларичев. Этот хор существует восьмой год и поет Литургии по субботам. Стоит упомянуть, что на выездных архиерейских службах митрополита сопровождает квартет, сформированный из певчих этого мужского хора. На данный момент хор состоит из 13 человек. Основу репертуара хора первоначально составляли песнопения из сборников Московской духовной се-

минарии, постепенно дополняясь авторскими произведениями и переложениями церковных песнопений для мужского хора. Певческое мастерство, великолепный ансамбль, интересный репертуар позволяют говорить об этом хоре как о высокопрофессиональном коллективе. Мужской хор Успенского кафедрального собора является непременным участником концертов духовной музыки, Рождественских и Пасхальных фестивалей, которые проходят на разных концертных площадках города и в Большом зале Астраханской консерватории.

В настоящее время Архиерейский хор Успенского кафедрального собора под управлением Андрея Ларичева является образцовым среди астраханских клиросных хоров и демонстрирует высокий певческий уровень, не ограничивая при этом сферу своей творческой деятельности исключительно богослужебной практикой.

Таким образом, профессиональные церковные хоры больших кафедральных соборов г. Астрахани вовлекаются в активную концертную и фестивальную жизнь региона, что, безусловно, способствует приобщению широкого круга слушателей к высокому православному певческому искусству.

Список литературы

Власенко Л. П. Сергей Комяков. Творчество как смысл жизни: Труды. Статьи. Воспоминания. Материалы / ред.-сост. Л. П. Власенко. Астрахань: ГП АО «Издательско-полиграфический комплекс "Волга"», 2010. Горина Т. К. К проблеме «церковности» богослужебного пения РПЦ [Электронный ресурс] // URL: http:// eparhia.onego.ru/tanya05.htm. Дабаева И. П. Русский духовный концерт в историческом контексте // Двенадцать этюдов о музыке. К 75-летию со дня рождения Евгения Владимировича Назайкинского. М.: МГК им. П. И. Чайковского, тип. Россельхозакадемии, 2001. С. 7—16. Игумен Иосиф (Александр Станиславович Марьян). Покровский собор города Астрахани. Астрахань: Новая линия, 2013. Хватова С. И. Православная певческая традиция на рубеже XX—XXI столетий: монография. Майкоп: О. Г. Магарин, 2011.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

at the Holy Trinity Church of Maykop;

Graduate Student, Department of Musicology, Composition and Methods of Music Education, Krasnodar State Institute of Culture Krasnodar, Russia [email protected] https://orcid.org/0000-0003-1147-2487

Irina Chervyakova, Choir Conductor

2022. Vol. 45. P. 153-163

DOI: 10.15382/sturV202245.153-163

Bishop's Choir of Astrakhan in Concerts of Sacred Music

I. Chervyakova

Abstract: In the post-Soviet period, there was a noticeable increase in interest in the art of church singing. Professional musicians were given the opportunity to perform and study music that had not been easily accessible before. Many people, therefore, found one more opportunity for personal development. Spiritual music has increasingly begun to go beyond the scope of worship and has come to be performed everywhere by both secular and church choirs. Thus, this kind of the Russian cultural heritage became more accessible not only for church-goers, but also for listeners in concert halls. Traditions of concerts of Orthodox music, with a joint performance of church and secular choirs have been established in Astrakhan since the early 1990s. The organisation of such events is one of the directions of concert and educational activities in Astrakhan region. Astrakhan Bishop's Choir has always been an indispensable participant in these concerts. It is in many ways a model for other singing groups of the city; such format has a great influence on the professional state of choirs, repertoire preferences, manner of performance, etc. This article studies the concert style of singing in large cathedrals with the example of the bishop's choir of the Intercession and Assumption Cathedrals, their concert and festival activities.

Keywords: church singing, concert-related and educational work, missionary activity, sacred music, bishop's choir, church choir conductor, conservatory, cathedral.

Dabaeva I.P. (2001) "Russkii dukhovnyi kontsert v istoricheskom kontekste", in Dvenadtsat'etiudov o musyke. K 75-letiiy so dnia rozhdeniia E.V. Nazaikinskogo. Moscow, p. 7—16 (in Russian).

Iosif, hegumen (A. Maryan) (2013) Pokrovskii soborgoroda Astrakhani. Astrakhan' (in Russian).

Khvatova S.I. (2011) Pravoslavnaia pevcheskaia traditsiia na rubezhe 20—21 stoletii. Maikop (in Russian).

Vlasenko L.P. (2010) Sergei Komiakov. Tvorchestvo kak smysl zhizni. Statii. Vospominaniia. Mate-rialy. Astrakhan' (in Russian).

Статья поступила в редакцию 24.11.2021

The article was submitted 24.11.2021

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.