Научная статья на тему 'Духовно-музыкальная жизнь в Петербурге на рубеже XIX-XX вв'

Духовно-музыкальная жизнь в Петербурге на рубеже XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1314
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ / РЕГЕНТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕРКОВНОПЕВЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / ХОРОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ / ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / КОНЦЕРТЫ / ПРОГРАММЫ / CHURCH SINGING / REGENCY EDUCATION / CHURCH-SINGING SOCIETY / CHOIRS / SACRED-MUSICAL LIFE / CONCERTS / PROGRAMS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Артемова Евгения Георгиевна

Статья раскрывает особенности духовно-музыкальной жизни в Петербурге в кон. XIХ нач. ХХ в. Период, когда церковное пение стало одним из главных средств народного просвещения и вышло за пределы храмов, на концертные площадки, отмечен ростом авторского творчества на основе церковных текстов и роспевов, интенсивностью развития многих духовно-музыкальных процессов в обществе, усилением роли церковной музыки в культурном пространстве страны. В статье освещаются различные стороны духовно-музыкальной жизни столицы: вопросы обучения церковно-хоровому пению в различных учебных заведениях, регентско-певческого образования, формирование специальных обществ и братств, работа профессиональных съездов, образование и развитие новых концертно-хоровых коллективов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The sacred-choral life in St. Petersburg at the turn of XIX-XX centuries

The article reveals the particular of the sacred-musical life in St. Petersburg in the late XIX early XX century. The period, when the church singing was one of the main means of public enlightenment and has gone beyond the temples, on concert stages, marked by the growth of author's works on church texts and chant, intensive development of many sacred-musical processes in society, strengthening of the role of church music in the cultural space of the country, process of its popularization. The article highlights the various aspects of sacred-musical life of the capital: church singing training in various educational institutions, regency and singing education, development of special societies and fraternities, the work of professional congresses, education and the development of new concert choirs.

Текст научной работы на тему «Духовно-музыкальная жизнь в Петербурге на рубеже XIX-XX вв»

Вестник ПСТГУ

Серия V. Вопросы истории

и теории христианского искусства

Евгения Георгиевна Артемова, канд. искусствоведения, доцент каф. истории и теории музыки и музыкального образования

2014. Вып. 3 (15). С. 165-178

ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет

e_art@mail.ru

Духовно-музыкальная жизнь в Петербурге на рубеже Х1Х—ХХ вв.

Е. Г. Артемова

Статья раскрывает особенности духовно-музыкальной жизни в Петербурге в кон. XIX — нач. XX в. Период, когда церковное пение стало одним из главных средств народного просвещения и вышло за пределы храмов, на концертные площадки, отмечен ростом авторского творчества на основе церковных текстов и роспевов, интенсивностью развития многих духовно-музыкальных процессов в обществе, усилением роли церковной музыки в культурном пространстве страны. В статье освещаются различные стороны духовно-музыкальной жизни столицы: вопросы обучения церковно-хоровому пению в различных учебных заведениях, регентско-певческого образования, формирование специальных обществ и братств, работа профессиональных съездов, образование и развитие новых концертно-хоровых коллективов.

Духовно-музыкальная культура Петербурга кон. XIX — нач. XX в., с одной стороны, была важной составляющей многосложной и динамичной музыкальной жизни столицы, с другой — являла не менее важную часть интенсивно развивающейся духовно-музыкальной культуры страны. Это время, когда бурный рост характеризует не только стремительно развивающееся новое духовно-музыкальное искусство и связанные с ним исследования, но также вновь образующиеся структуры в области регентско-певческого образования, концертно-хоровую жизнь и общественные организации в области церковного хорового пения. Петербургский журнал «Хоровое и регентское дело» пишет в 1909 г.: «Последние 40—50 лет положили начало приобщению масс к культурной жизни. Сделало огромные шаги народное просвещение. Искусство сделалось потребностью всего русского общества. Ожил и клирос. Увеличивается повсеместно число хоров, в городах улучшаются они качественно. Движение растет вширь и вглубь. Народились новые типы хоров — школьные и сельские. Рост хорового певческого дела вызвал потребность в знании, в руководителях — в регентах и учителях, в печатной литературе...»1

Обучение церковному пению в Петербурге уже с сер. XIX в. стало занимать значительное место. На рубеже XIX—XX вв. обучение церковно-хоровому пению

1 Ковин Н. М. Заметки регента // Хоровое и регентское дело / П. А. Петров, ред. СПб., 1909. № 1. С. 13.

стало делом не только приходских школ, как ранее: оно начало проникать и в другие учебные заведения. Изучение церковного пения в первую очередь входило в план петербургских духовных учебных заведений — духовной семинарии, духовного училища и духовной академии. Однако многие светские заведения также считали необходимым вводить в курс обучения церковное пение. В 1874 г. Министерство народного просвещения, в ведомстве которого находилось 17 мужских и 15 женских столичных гимназий, указывало, что обучение церковному пению и пению русских и славянских песен «развивает чувство изящного, чувство религиозное и чувство патриотическое», доставляет «самую лучшую забаву и всегда благотворно действующую на юношеское сердце»2. С 1892 г. специальная комиссия при Министерстве народного просвещения постановила ввести пение, преподающееся по нотно-линейной системе, в качестве обязательного предмета в средних школах, причем церковное пение отделить от светского, а из учащихся 5-8-х классов составлять общий смешанный хор3. Такие хоры нередко участвовали в концертной жизни столицы. В реальных училищах по уставу 1888 г. пение также входило в число учебных предметов, а в некоторых из них (например, в Санкт-Петербургском коммерческом училище) церковному пению отводились ежедневные часовые занятия. Церковное и светское пение преподавалось в городских 3-х, 4-х и 6-классных училищах, в начальных училищах для рабочих, созданных Русским техническим обществом, в учительских семинариях, готовивших учителей народных школ.

Обучение хоровому, в том числе и церковному, пению было принято и в высших учебных заведениях. Хоры многих из этих заведений, часто не уступающие профессиональным, давали благотворительные концерты. В особенности славились юнкерские хоры военных учебных заведений, которые участвовали и в церковных службах, и в концертах4. А в 1901 г. духовно-хоровое пение приказом по военному ведомству было сделано обязательным для военных училищ: «Для пения во время церковной службы образовать из юнкеров хор певчих, приняв меры к надлежащему их обучению»5.

В 1902—1917 гг. в Петербурге функционировали Бесплатные музыкально-хоровые классы Попечительства о народной трезвости6, в которых среди прочих предметов также изучалось церковное пение.

2 Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург, 1801—1917. Энциклопедический словарь-исследование: В 2 кн. СПб., 2009-2010. Кн. 1. С. 59.

3 См.: Там же. С. 61.

4 Например, благодаря выступлениям в благотворительных концертах был известен хор юнкеров Артиллерийского училища, а хор Николаевского инженерного училища под управлением Н. А. Сафонова пел так, что о нем писали: «Дай Бог, чтобы профессиональным хором так исполняли» (Цит. по: Петровская И. Ф. Указ. соч. Кн. 1. С. 181). Известный петербургский композитор и критик Н. И. Компанейский вышел из Николаевского кавалерийского училища, хором которого в 1900-х гг. руководил другой петербургский композитор и регент болгарского происхождения — А. Н. Николов.

5 Петровская И. Ф. Указ. соч. Кн. 1. С. 181.

6 Классы действовали в Театре на бывшем Стеклянном заводе, а с 1911 г. перешли в помещение Народного дома императора Николая II. Основатель и бессменный заведующий классов — Н. И. Привалов.

В 1908 г. с целью подготовки народных учителей музыки и пения была учреждена Народная консерватория Санкт-Петербургского общества народных университетов. В ней открыли набор в класс церковного хорового пения «для подготовки музыкально грамотных церковных хористов» и регентский класс «для подготовки руководителей церковных хоров»7.

Мощный расцвет организованного духовно-хорового пения в нач. XX в. вызывал необходимость воспитания все большего числа регентов церковных хоров. «Тонус хорового искусства поднимается, увеличивается число хоров, и с новой силой дает о себе знать никогда не умиравшая жажда регентского образования», — пишет «Хоровое и регентское дело»8.

Выпускники Придворной капеллы и Синодального училища были широко востребованы в церковно-певческой практике: они «быстро разбирались, как учителя пения, средними учебными заведениями, большими соборно-кафедральными храмами и городскими приходами русской провинции, а регенты, имеющие аттестат регента третьего разряда от Придворной певческой капеллы, — учителями хорового пения и регентами в средние учебные заведения и в хоры приходских церквей в более или менее заметных провинциальных городах»9.

В 1907 г. для многочисленных желающих профессионально обучаться певческому и регентскому искусству, помимо регентских классов Придворной певческой капеллы, при прямом содействии С. В. Смоленского в Петербурге открылось Регентское певческое училище. А в 1911 г. при этом училище начали функционировать летние пятинедельные регентско-учительские курсы, собиравшие до 120 человек ежегодно10. На них курсист имел возможность сам выбрать, на какое отделение ему пойти — младшее, среднее, высшее или дополнительное11. Кроме того, стали появляться многочисленные регентские и церковно-певческие курсы в других городах России12.

7 Петровская. Указ. соч. Кн. 2. С. 106.

8 Ковин Н. М. Регентское образование // Хоровое и регентское дело. 1909. № 3. С. 66.

9 Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной церкви. Сергиев Посад, 1998. Т. II. С. 512.

10 Регентско-певческие курсы в этот период открывались повсеместно в стране. В прессе этого времени находим сведения о подобных курсах в многочисленных российских городах — от Ташкента до Иркутска. Петербургский журнал «Хоровое и регентское дело» с 1909 по 1917 гг. даже вел регулярную хронику, подробно освещающую деятельность летних регентских курсов в Москве и Петербурге.

11 Опубликованы программы Петербургских регентско-учительских курсов с перечнем экзаменационных требований и учебных пособий по предметам: сольфеджио, теория музыки, церковное пение, изучение хоровой литературы, методика преподавания в школе, история церковной музыки, игра на скрипке и фортепиано.

12 «Русская музыкальная газета» под ред. Н. Ф. Финдейзена сообщала о таких краткосрочных церковно-певческих курсах в провинции, в Перми и в Вятке, где летними регентскими курсами руководил известный тогда церковно-певческий деятель А. Н. Карасев. В программу курсов входили: элементарная теория музыки, осмогласие, квадратная нотация, скрипка, фортепианная клавиатура, методика и практика хорового пения, регентское дело. Подобные курсы были открыты в Велебицах Новгородской губернии, в Гродно, в Сарапуле, Казани, Ярославле и других городах.

Открывая Петербургское Регентское училище в связи с прекращением набора в регентский класс Певческой капеллы посторонних лиц, С. В. Смоленский преследовал цель улучшить качество подготовки регентов и певчих, преодолеть низкий уровень архиерейских хоров, управляемых часто «регентами-самоучками», подготовить профессиональных преподавателей для училищ и семинарий — словом, «воспитать таких деятелей, которые силою своего служения искусству создали бы себе достойных преемников повсюду»13. В учебном плане училища использовались программы регентского класса капеллы14, составленные Н. А. Римским-Корсаковым и М. А. Балакиревым, но в отличие от регентского класса в училище принимали женщин15. Изучение народных и древнецерковных напевов полагалось первостепенным. На этой основе предполагалось открыть в дальнейшем высший класс наподобие академии русского церковного пения16. Осенью 1908 г. при училище были открыты общедоступный хоровой класс17 для практических занятий будущих регентов и немноголюдная музыкальная школа. После кончины С. В. Смоленского в 1909 г. училищем заведовал П. А. Петров, ученик Синодального училища и Придворной певческой капеллы, редактор-издатель журнала «Хоровое и регентское дело».

Конец XIX — начало ХХ в. — это время, когда повсеместно в стране возникало множество различных церковно-приходских братств и попечительств с разносторонней духовно-просветительской и благотворительной деятельностью. На этом фоне регенты и певчие в своей среде начали образовывать специальные общества, преследующие цели взаимопомощи, обеспечения работой и повышения профессионального мастерства, о чем также находим свидетельства в регулярных публицистических изданиях. С 1872 г. в Петербурге было образовано Общество хорового пения. С 1900 г. по 1917 г. возник целый ряд церковно-певческих организаций. В 1902 г. А. А. Архангельский инициировал образование Церковно-певческого благотворительного общества, бессменным председателем которого являлся вплоть до окончания его существования в 1917 г. Это общество, основанное на пожертвования самого Архангельского и его супруги и Государя Николая II, имело исключительно благотворительные цели: помощь регентам и певчим всех церковных хоров Петербурга, изыскание средств для подъема благосостояния лиц, живущих церковно-певческим трудом. Средства Общество

13 Смоленский С. В. О регентском училище в Санкт-Петербурге // Хоровое и регентское дело. 1909. № 2. С. 39.

14 Слушатели, окончившие дополнительное отделение (открытое в 1913 г.), имели право держать экзамен на звание регента от Придворной певческой капеллы, прошедшие среднее или высшее отделение — на звание помощника регента. По программе на курсах в обязательном порядке изучались теория музыки, сольфеджио, гармония, история церковного пения и музыки, хоровое пение, игра на скрипке и фортепиано, методика церковного и школьно-хорового пения.

15 Успешно окончившие первый год обучения в Регентском училище могли стать помощниками регентов, окончившие второй и третий годы обучения — регентами.

16 Смоленский. О регентском училище в Санкт-Петербурге. С. 36.

17 Плата за обучение в хоровом классе Регентского училища составляла 10 руб. в год. В нем уже в 1909 г. получили образование около 50 учащихся из мещан, приказчиков, конторщиков, швей, телефонисток и др.

получало от даваемых концертов — 2-3 концерта в год силами певчих сводных петербургских хоров численностью до 500 человек, а также издавало духовно-музыкальные сочинения. Концертами Общества, посещаемыми императором и имевшими огромный успех у публики, руководили, кроме Архангельского, члены его правления — Е. С. Азеев, И. Я. Тернов. Программы концертов хотя и подвергались критике за недостаток внимания к сочинениям «школы возрождения русского церковно-певческого искусства»18, содержали духовные произведения представителей как старой школы — М. С. Березовского, Д. С. Бортнянско-го, А. Ф. Львова, Дж. Сарти, П. И. Турчанинова, — так и новой — П. И. Чайковского, А. Т. Гречанинова, М. М. Ипполитова-Иванова, А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова, С. В. Панченко и других. Хор Общества производил сильное впечатление на современников и был наделен в прессе многочисленными выразительными эпитетами — «роскошный», «великолепный», «бесподобный», «потрясающий».

В 1904 г. было организовано Общество вспомоществования бывшим воспитанникам Придворной певческой капеллы, имеющее целью «оказывать поддержку в стремлении к образованию, заботиться о приискании подходящих занятий и о возможности взаимного общения»19. Почти одновременно в 1907 г. были образованы Всероссийское общество хоровых деятелей в Петербурге, содействовавшее развитию хорового пения, и Общество взаимопомощи регентов церковных хоров в Москве20. В ноябре 1912 г. открылось еще одно Общество регентов, но уже в Петербурге, способствовавшее не только взаимной профессиональной и материальной поддержке, но также «художественному и педагогическому развитию хорового дела и школьного пения». Это Общество имело свой хор из 150 человек, дававший духовные концерты в зале Городской думы, — программы их были отмечены критиками как состоящие из «интересных сочинений»21. Организатором и руководителем Общества и его хора был Н. А. Романов. В 1910-х гг. была создана также Санкт-Петербургская певчая артель слепых, хором которой в концертах руководил Е. С. Азеев (он составлял программы, популяризующие

18 Критиковали сводный хор Церковно-певческого благотворительного общества Нико-лов (Николов А. По поводу концерта Церковно-певческого благотворительного общества // Русская музыкальная газета / Н. Ф. Финдейзен, ред. СПб., 1906. № 12. С. 301) и Компанейский (Компанейский Н. И. Удивительная программа духовного концерта // Русская музыкальная газета. № 18. С. 474).

19 Петровская. Указ. соч. Кн. 2. С. 83.

20 Общество взаимопомощи регентов имело целью защиту прав регентов, обеспечение их рабочими местами, материальную помощь его членам. К январю 1909 г. число членов Общества достигло 294 человек, среди которых были как представители духовенства: архимандриты, протоиереи, иеромонахи, священники, диаконы, — так и псаломщики, регенты столичных и провинциальных хоров. Общество взаимопомощи регентов инициировало созыв съезда регентов в 1909 г. в Москве, который стал затем ежегодным до 1917 г. В программы Регентско-певческих съездов входило обсуждение таких вопросов, как практические задачи и нужды современного пения, организационная сторона хорового дела, поднятие уровня обучения певчих и регентов, материальное обеспечение регентов, певчих и учителей. Журнал «Хоровое и регентское дело» самым подробным образом освещал все события, связанные и с подобными обществами, и со съездами церковно-хоровых деятелей.

21 Петровская. Указ. соч. Кн. 2. С. 163.

современную духовную музыку московских и петербургских авторов). В 1917 г. образовался Союз Петроградских хоровых тружеников.

О проблемах Церковно-певческих обществ и их тружеников немало писали современные критики и публицисты22.

Столь значительный подъем церковно-певческого образования, консолидация церковно-певческих тружеников были тесно связаны с формированием на рубеже XIX—XX вв. мощнейшего концертно-хорового движения, в котором духовно-музыкальные концерты и образовавшиеся за пределами клироса самостоятельные концертные хоры занимали весьма заметное место. Духовная музыка вышла за пределы храмов, на концертные площадки и начала преследовать широкие просветительские цели. А. В. Никольский, анализируя программы духовных концертов, писал о необходимости поднимать их художественный интерес, расширяя репертуар от клиросного до концертного, т. е. содержащего композиции, отличающиеся сложностью письма, предназначенные для больших коллективов и носящие «характер самостоятельных музыкально-художественных выступлений». Он отмечал важность выведения программ духовно-хоровых концертов из «сферы обслуживания запросов только одних любителей духовной музыки», необходимость поднятия на уровень светских концертов, своеобразных «выставок», где «экспонируется род художественных произведений, а не качество их <...> Концерты должны вернуть духовной музыке присущее ей достоинство — быть отраслью искусства, не ниже других, а равной им»23.

На карте культурной жизни Петербурга, где концертная жизнь уже с нач. XIX в. стала выходить за рамки придворной и развиваться в частных и общественных собраниях, духовно-музыкальные концерты с кон. XIX в. стали распространенным явлением. В первые десятилетия XX в. их численность достигала весьма внушительных масштабов, не уступающих, если не превосходящих, масштабов московских концертов. Об этом свидетельствуют разделы хроники в регулярных изданиях этого периода. Духовная музыка звучала повсеместно: в концертных залах, на более или менее крупных промышленных предприятиях, где хоры, созданные для собственных церквей, были обязательны, в народных домах, в залах многочисленных обществ и кружков24. Концерты духовных хоров в Петербурге проходили еженедельно, а нередко и ежедневно в самых разных общественных собраниях: залы Дворянского собрания, Филармонического

22 Ряд статей, освещающих проблемы хоровых обществ и церковно-певческих тружеников, принадлежат перу петербургского критика духовной музыки Н. И. Компанейского, также подобные вопросы поднимались в статьях других критиков этого времени — свящ. М. А. Лисицына, А. В. Никольского, Н. И. Привалова, Н. М. Ковина и других.

23 Никольский А. В. Духовные концерты и их задачи // Хоровое и регентское дело. 1909. № 4. С. 101.

24 Число различных творческих, в т. ч. музыкальных кружков в Петербурге исчислялось десятками. Среди кружков, связанных с хоровым и церковным пением в рассматриваемый период, отметим Думский кружок любителей хорового пения (мужской любительский хор под руководством М. А. Бермана, существовал в 1874—1884 гг.), Кружок любителей пения под управлением Г. А. Казаченко, выделившийся из Русского общества любителей пения (имел хор численностью 60 чел.), Кружок любителей церковного пения при Братстве Пресвятой Богородицы (управлялся Д. Соловьевым, а в 1900—1917 гг. — А. Н. Николовым).

общества, Русского музыкального общества, Александринского театра и театра «Народный дом», Большой и Малый залы консерватории и многие другие.

Панорама церковно-хоровой жизни в столице, как и движения, связанного с распространением и популяризацией духовной музыки, не будет полной без обзора петербургских духовно-хоровых коллективов. В 1907 г. М. А. Лисицын отмечал: «По всем данным церковные хоры развиваются и умножаются. Прочитаешь журналы "Баян", "Гусельки яровчаты" и др. и видишь, что церковно-певческие вопросы широкой волной захватывают нашу Родину, что почти каждая сельская церковь стремится устроить у себя хор. <...> Концертная деятельность хоров была в прошлом году обильна. В Петербурге случалось Великим постом в один день несколько концертов. <...> Лет 20 назад в Петербурге только одна Придворная капелла давала духовные концерты, да Синодальный хор в Москве. Теперь редкий порядочный хор не дает духовного концерта»25.

Число петербургских хоров, исполняющих духовную музыку, к 1910-м гг. стало столь значительным, что появились попытки составить их справочные описания. «Хоровое и регентское дело» систематизировало сведения о двадцати двух петербургских церковных хорах в цикле обзорных статей А. Ф. Пащенко26. Сведения о петербургских хорах имеются также в «Музыкальном календаре» А. С. Габриловича (1895-1905, 1907-1915), где названы тридцать хоров христианских церквей, снискавших известность в Петербурге в 1894-1914 гг.

Профессиональный и художественный уровень хоров зависел главным образом от материальных условий их бытования. Как отмечало «Хоровое и регентское дело», чем эти условия благоприятней, «тем хор артистичнее, и наоборот»27.

Традиционно в Петербурге сосуществовали хоры монастырские, соборные, приходских и домовых церквей, церквей различных учебных заведений, госучреждений и промышленных предприятий, обязательных церковных хоров при воинских частях. В крупных храмах пели профессиональные хоры, тогда как небольшие приходы имели хоры, состоящие чаще из любителей церковного пения. Особняком всегда стояли главный церковный хор городских храмов — митрополичий хор Александро-Невской лавры и хор Придворной певческой капеллы (составом до ста человек), обслуживающий несколько придворных церквей — городских и загородных. Исполнительская слава последнего в XIX в. вышла далеко за границы России. Композитор А. Адан, побывавший в Санкт-Петербурге в 1839 г., нашел капеллу «одним из совершеннейших учреждений», а об исполнении ее хора сказал: «Нельзя вообразить себе вокального исполнения более совершенного, как исполнение капеллы, и таких невероятных басов, какие слышишь там»28. Тогда же А. Де Кюстин утверждал: «Императорская капелла стоит того, чтобы ради нее одной предпринять путешествие в Петербург. Piano, forte,

25 Лисицын М. А. Духовная музыка в 1907 году // Музыка и пение / М. А. Гольтисон, ред. СПб., 1908. № 3. С. 3.

26 Пащенко А. Ф. Петербургские церковные хоры // Хоровое и регентское дело. 1910. № 1.

С. 8.

27 Там же. С. 8.

28 Петровская. Указ. соч. Кн. 2. С. 235.

все тончайшие оттенки в экспрессии соблюдаются с глубоким чувством, поразительным искусством и исключительной согласованностью»29. В. В. Стасов в 1856 г. оценивал хор капеллы как «не имеющий себе подобных в остальной Европе»30. Но если на протяжении XIX в. хор Придворной певческой капеллы оставался самым знаменитым хором Петербурга, — с ним мог соперничать лишь хор домовой церкви графа Д. Н. Шереметева31, — то к нач. XX в. хор капеллы, переживая упадок, оказался оттесненным митрополичьим хором Александро-Невской лавры.

В 1858—1893 гг. хор Александр-Невской лавры возглавлял Григорий Федорович Львовский, затем Иван Яковлевич Тернов32, поднявший, по свидетельствам современников, его исполнение «на недосягаемую высоту»33. Журнал «Музыка и пение» писал в 1913 г. о хоре под управлением Тернова: «Это мощный, стройный орган, звуки которого невольно усугубляют молитвенное настроение молящихся в храме и дают громадное наслаждение публике в духовных концертах и религиозных собраниях. Послушать этот выдающийся хор неоднократно приезжают любители духовной музыки из провинции». Деятельность митрополичьего хора не ограничивалась клиросом, он принимал самое активное участие в концертных программах Петербурга. Исполнение этим хором духовных сочинений не раз высоко оценивалось критиками. Н. И. Компанейский характеризовал его как «лучший бриллиант, украшающий митру» архимандрита Александро-Невской лавры34. В своей статье о Тернове он так описывал его регентский дар и пение хора: «В этом чудном хоре полифония до того жива и прозрачна, кажется, что каждая партия голосов выткана разноцветными шелками. <...> Ни один архиерей до сих пор не мог заставить собираться народ такими массами в соборе Александро-Невской лавры и молиться с таким религиозным восхищением, как та благодать небесная, которая озарила ярким талантом художника церковных песнопений в лице И. Я. Тернова»35. Несмотря на то что в этот период, по инициативе А. А. Архангельского, повсеместно в церковных хорах детские голоса стали заменяться женскими, в этом хоре дискантовую и альтовую партии всегда пели мальчики, содержащиеся в лавре на полном пансионе. Как отмечает «Хоровое и регентское дело», репертуар хора был «обширный и разнообразный»,

29 Петровская. Указ. соч. Кн. 2. С. 235.

30 Там же. С. 236.

31 Там же. С. 455.

32 И. Я. Тернов (1859 — ? ) — уроженец Тамбовской губернии (сын пономаря), воспитанник регентского класса Придворной певческой капеллы. Был вызван в 1893 г. митрополитом Палладием на место Г. Ф. Львовского специально для работы с митрополичьим хором. По замечанию М. А. Гольтисона, «отличавшийся скромностью и далекий от тщеславия», Тернов был в работе «суровым дисциплинистом», сумевшим «довести хор до блестящего состояния». Работа его была отмечена многими высшими наградами: «.Имеет много иностранных и русских орденов, до Владимира 4-й степени включительно. Из кабинета Его Величества удостоен награждения бриллиантовым перстнем» (Гольтисон М. А. 20-летие творческой деятельности И. Я. Тернова // Музыка и пение / П. К. Селиверстов, ред. СПб., 1913. № 4. С. 7).

33 Там же.

34 Там же.

35 Компанейский, Н. И. И. Я. Тернов // Русская музыкальная газета. 1904. № 3. С. 75—81.

включал более 400 сочинений и охватывал «весь исторический период от Галуп-пи до композиторов последнего времени всех направлений»36.

И. Я. Тернов также учительствовал в еще одном хоре, которому современники давали высокие оценки, — хоре служащих Экспедиции заготовления ценных бумаг, организованном управляющим этого учреждения, профессором физики, академиком князем Б. Б. Голицыным. Этим хором, в составе около ста человек, управлял регент В. А. Федоров, однако в некоторых концертах дирижировал Тернов. Репертуар хора состоял из сочинений различных композиторов — от Бортнянского и Турчанинова до Лисицына и Панченко. Отзываясь о качестве исполнения этим хором концерта Бортнянского «Скажи ми, Господи», Н. И. Компанейский писал: «Служащими Экспедиции была исполнена фуга в концерте <...> с таким совершенством, с такой ясностью проведения тем, частей их, вопросов, ответов, соединения и разъединения, с такой чистотой, что можно сказать, кто не слышал фуги в таком исполнении, тот не имеет представления о красоте этой дивной музыкальной формы»37.

В 1880-х гг. «неотразимое впечатление»38 на прихожан, по свидетельству репортера «Новостей», производил хор Исаакиевского собора, финансируемый Государственным казначейством. Репертуар хора ограничивался определенными рамками, в него входили сочинения Бортнянского, Давыдова, Крупицкого, Бахметева, Турчанинова, из более поздних композиторов — произведения Чайковского, Львовского, Кастальского, Архангельского. Кроме служб в соборе, хор принимал также участие в концертах Церковно-певческого благотворительного общества, в котором состояли многие его певчие. В постоянный состав хора входило пятьдесят человек, однако в отдельных праздничных богослужениях принимали участие хоры Церковно-певческого общества, и число певчих в составе большого сводного хора доходило до тысячи человек. При хоре Исаакиевского собора существовала школа малолетних певчих.

К числу выдающихся хоров Петербурга относился церковный хор Почтового департамента Министерства внутренних дел (Почтамтский хор). Первый состав хора образовался еще в сер. ХГХ в. и состоял из чиновников департамента (руководитель В. И. Чумачевский). Но особую славу приобрел Почтамтский хор, образованный А. А. Архангельским в 1880 г. Поначалу состоявший из шестнадцати человек, этот хор вскоре стал одним из лучших концертных хоровых коллективов Петербурга численностью до ста десяти человек. Концертная деятельность хора продлилась с 1883 г. по 1917 г.39 В репертуар хора входили классические произведения — от Палестрины до современных авторов западной церковной музыки, оригинальные сочинения самого Архангельского. Он выступал во многих

36 Пащенко А. Ф. Петербургские церковные хоры // Хоровое и регентское дело. 1910. № 3. С. 71.

37 Компанейский Н. И. Духовный концерт хора Экспедиции заготовления ценных бумаг // Русская музыкальная газета. 1904. № 11. С. 314.

38 Цит. по: Петровская. Указ. соч. Кн. 2. С. 455.

39 После революции 1917 г. хор Архангельского был переименован новыми властями в 1-й Государственный хоровой коллектив (с пометкой «бывший Архангельского») и причислен к службе Народного Комиссариата просвещения, а в 1921 г. хор поступил в ведомство филармонии и получил название Государственного академического хора.

концертных собраниях, участвовал в крупных событиях. Хор пел и в императорском дворце по приглашению Государя Александра III, часто — у великого князя Константина Константиновича, участвовал в циклах исторических концертов, в церемониях похорон П. И. Чайковского, М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова. Хор Архангельского совершал неоднократные концертные турне по городам России и зарубежья, имея устойчивый успех у профессиональной и любительской публики. Он неоднократно и очень высоко оценивался критикой. Архангельского называли «регентом исключительного дарования», которому «всегда удается схватить существенные черты сочинения, главную мысль и настроение автора и рельефно их выразить»40, а в исполнении самого хора А. В. Ос-совский видел «художественный идеал современного русского хорового пения»41. Финляндская газета сообщала: «Мы никогда не слыхали хора, который бы обнаруживал такую просто изумляющую виртуозность, как этот»42. А журнал «Хоровое и регентское дело» отмечал к 30-летию хора, что он является «синонимом образцового хора не для одного только Петербурга, но и для всей России»43.

Особой любовью прихожан пользовался Вознесенский церковный народный хор, просуществовавший с 1879 г. по 1917 г. По свидетельству «Церковного вестника»44, в 1893 г. в его составе было двести двенадцать человек, а в храм на ранние обедни и воскресные вечерни собиралось «знаменательное множество» людей.

Высоким профессионализмом отличался хор Казанского собора, образовавшийся еще в 1811 г. С 1894 г. им руководил В. А. Фатеев, а численность его в этот период составляла около шестидесяти человек. Хор главным образом пел на богослужениях собора и в концертах Церковно-певческого благотворительного общества. Репертуар его был в основном традиционным: в нем преобладали сочинения Бортнянского, Турчанинова, Львова, но также включал сочинения самого Фатеева и некоторых современных авторов.

Современные авторы — М. Гольтисон, М. Лисицын, С. Панченко, Г. Львовский, — наряду с именами старых мастеров, присутствовали в репертуаре хора церкви Преображенского Синодального подворья под управлением регента И. В. Иванова.

«Безукоризненным» в прессе называется исполнение хора Семеновского полка из ста человек под управлением регента К. С. Алексеева, в репертуаре которого также были современные авторы — Лисицын, Компанейский, Гольтисон.

Прекрасным качеством исполнения славился хор Санкт-Петербургской консерватории под управлением регента Н. М. Сафонова. Репертуар его состоял из сочинений как старых, так и новых духовных композиторов.

В разделах периодической хроники разных изданий довольно часто встречаем концерты хора Кружка любителей церковного пения Братства Пресвятой Бо-

40 Компанейский Н. И. Современное демество // Русская музыкальная газета. 1902. № 13. С. 404.

41 Цит. по: Петровская. Указ. соч. Кн. 1. С. 64.

42 Цит. по: Там же. С. 63.

43 Выписка из хроники. Б. а. К 30-летию хора А. А. Архангельского // Хоровое и регентское дело. 1913. № 1. С. 33.

44 Там же. С. 456.

городицы под управлением А. Н. Николова. Концерты были интересны своими программами, содержащими какую-либо идею, например представление одного автора (как 15 декабря 1913 г., когда был дан вечер из сочинений А. Д. Кастальского) или опытов гармонизации отдельных роспевов от ХУЛ в. до современных дней: знаменного, греческого, сербского, болгарского. В 1909 г. хор давал в Городской думе цикл концертов из программ, составленных в исторической последовательности. Концерты эти, по описаниям современников, собирали полный зал, а исполнение хора оценивалось высоко: «В хоре хорошие голоса. Звучность ансамбля чистая, стройная, податливая к требованиям регента»45.

Хор из семидесяти человек Д. Ф. Яковлева — создателя и регента своего коллектива — был основан в 1905 г. и славился обширным репертуаром, в котором наряду с сочинениями старых мастеров звучали песнопения Г. Извекова, П. Чес-нокова, А. Архангельского, А. Копылова, Н. Компанейского. Хор пел в собраниях Церковно-певческого благотворительного общества и обслуживал четыре церкви: Спаса на Сенной, Благовещения, Богадельни им. Императрицы Александры Федоровны и Горного института.

В 1890 г. на Выборгской стороне появился еще один знаменательный хор — народный Сампсониевский (Антониевский). Его основал поручик (позже полковник) А. Ф. Путвинский. Регентом хора был А. И. Ильштрем. Помимо того что хор пел в службах Сампсониевского собора, он совершал бесплатные воскресные службы в военной тюрьме, давал много духовных концертов. Качество технического и художественного исполнения Сампсониевского хора критики оценивали очень высоко, отмечая, что по уровню профессионализма он вряд ли подходит под понятие «народный». В репертуаре хора преобладали сочинения современных духовных композиторов: Архангельского, Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Лисицына, Гольтисона и других.

«Одним из видных»46 столичных хоров на рубеже Х1Х-ХХ вв., чье исполнение считалось «стройным и осмысленным», поставленным «на значительную высоту», критики называли Троицкий народный хор Общества распространения религиозно-нравственного просвещения под управлением И. А. Смолина. Хор, в котором участвовали и дети, кроме службы в церкви, давал концерты в зале упомянутого Общества, а также в других залах Петербурга, иллюстрировал лекции Н. И. Привалова по истории русского песнетворчества, участвовал в «славянском концерте» М. И. Долиной47. В этот хор принимали петь всех желающих — детей и взрослых, а по обучении распределяли в профессиональные церковные хоры. В его репертуаре, по замечанию Компанейского, находились «такие сочинения, за исполнение коих возьмется не всякий хорошо поставленный профессиональный хор»48. В программах хора — произведения Кастальского, Чайковского, Архангельского.

Еще один хор нередко упоминается в хрониках концертов того времени — это Елисеевский хор под управлением В. Г. Самсоненко. В 1900-х гг. при храме

45 Выписка из хроники. Б. а. // Хоровое и регентское дело. 1908. № 28/29. С. 642.

46 Там же. 1913. № 13. С. 340.

47 Цит. по: Петровская. Указ. соч. Кн. 2. С. 456.

48 Выписка из хроники. Б. а. // Русская музыкальная газета. 1908. № 12. С. 312.

на Большеохотинском кладбище его создал и содержал С. П. Елисеев. Хор состоял в основном из незамужних воспитанниц основанного им приюта с участием теноров и басов, отличался богатством и разносторонностью репертуара и был, по замечанию Н. И. Компанейского, настолько хорош, что напоминал митрополичий под управлением И. Я. Тернова: «Слушателя поражает необычайная нежность тембра хора и стройность аккорда. Эта мягкость звука сообщается голосами девочек-подростков <...> Речитатив хора — чистота слов и легкость движения аккордов — настолько хорош, что напоминает Терновский. Толкование музыкального содержания весьма осмысленно и художественно»49.

Отдельное место на карте петербургских хоровых коллективов занимал Санкт-Петербургский народный хор регента В. В. Певцовой, созданный исключительно ее материальными и профессиональными силами в 1911 г. из рабочих и работниц фабрик Невского района. По причине музыкальной безграмотности хористов Певцова организовала их обучение истории и теории музыки, сольфеджио, пению, давала образовательные домашние концерты, вела духовные беседы. Уже в 1912 г. хор имел четыре отделения (Александровское, Выборгское, Нарвское и Смоленское) и дал 10 концертов. В дальнейшем хор, объединявший в своем репертуаре духовную и светскую музыку от Глинки и Даргомыжского до Лядова, Никольского и Панченко, выступал регулярно в разных собраниях, собирая полные залы и вызывая исключительно положительные отзывы прессы. Например, как отмечает «Музыка и пение», 28 марта 1915 г. на концерте хора в Городской думе «публика переполнила громадный зал думы и с вниманием слушала прекрасное пение хора (100 человек) под управлением столь необыкновенного дирижера»50. «Русская музыкальная газета», также замечающая, что этот коллектив собирает полные залы, отмечала прекрасный, серьезный ансамбль хора, «цельное, весьма часто очень тонкое исполнение»51: «Исполнение хора отличается удивительной стройностью, ритмичностью, чистотой интонации и тонкостью нюансировки»52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом репертуар петербургских духовных хоров был весьма разнообразен. А. Ф. Пащенко, автор цикла статей «Петербургские церковные хоры», так резюмирует свой обзор: «Само собою разумеется, что ни один хор не обходится без Бортнянского, Львова и Турчанинова, а если кто может соперничать с ними в популярности, так это — Архангельский и Чайковский. Далее, по степени употребительности сочинений, авторы распределяются в следующем порядке. Первое место занимают Виноградов и Львовский; второе — Бахметев, Ведель, Дегтярев, Кастальский и Чесноков; третье — Гречанинов, Давыдов, Ипполитов-Иванов, Старорусский и Фатеев; четвертое — Березовский, Ломакин, Панченко, Римский-Корсаков, Строкин и Сарти; пятое — Воротников, Гольтисон, Ли-рин и Соловьев; шестое — Галуппи, Григорьев, Компанейский, Копылов, Лисицын, Орлов и Соломин; седьмое — Азеев, Аллеманов, Аренский, Беневский,

49 Компанейский Н. И. Церковно-певческий хор С. П. Елисеева // Русская музыкальная газета. 1905. № 16/17. С. 475.

50 Выписка из хроники. Б. а. // Музыка и пение. 1910. № 6. С. 6.

51 Выписка из хроники. Б. а. // Русская музыкальная газета. 1908. № 28/29. С. 640.

52 Выписка из хроники. Б. а. // Там же. 1910. № 48. С. 1075.

Богданов, Вифляев, Голицын, Жданов, Иванов, Извеков, Калинников, Лавров, Полуэктов и Смоленский»53.

Таким образом, интенсивность и многогранность духовно-музыкальной культуры Петербурга рубежа Х1Х—ХХ вв. — «золотого века» для духовной музыки страны, — сконцентрировавшей образовательные, общественные и концертно-хоровые организации, отражает и многообразие духовно-музыкальной жизни всей России.

Ключевые слова: церковное пение, регентское образование, церковно-певческое общество, хоровые коллективы, духовно-музыкальная жизнь, концерты, программы.

The sacred-choral life in St. Petersburg

at the turn of XIX—XX centuries E. Artemova

The article reveals the particular of the sacred-musical life in St. Petersburg in the late XIX — early XX century. The period, when the church singing was one of the main means of public enlightenment and has gone beyond the temples, on concert stages, marked by the growth of author's works on church texts and chant, intensive development of many sacred-musical processes in society, strengthening of the role of church music in the cultural space of the country, process of its popularization. The article highlights the various aspects of sacred-musical life of the capital: church singing training in various educational institutions, regency and singing education, development of special societies and fraternities, the work of professional congresses, education and the development of new concert choirs.

Keywords: church singing, regency education, church-singing society, choirs, sacred-musical life, concerts, programs.

Список литературы

1. Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной церкви: В 2 т. Сергиев Посад, 1998.

2. Гольтисон М. А. 20-летие творческой деятельности И. Я. Тернова // Музыка и пение / П. К. Селиверстов, ред. СПб., 1913. № 4. С. 7.

3. Ковин Н. М. Регентское образование // Хоровое и регентское дело / П. А. Петров, ред. СПб., 1909. № 3. С. 66-69.

53 Пащенко А. Ф. Петербургские церковные хоры // Хоровое и регентское дело. 1910. № 4. С. 102. Очевидно, это важное для нас мнение современника можно принять с оговоркой, поскольку оно относится лишь к двадцати двум описанным в обзоре хорам.

4. Ковин Н. М. Заметки регента // Хоровое и регентское дело. 1909. № 1. С. 13—14.

5. Компанейский Н. И. Духовный концерт хора Экспедиции заготовления ценных бумаг // Русская музыкальная газета / Н. Ф. Финдейзен, ред. СПб., 1904. № 11. С. 313—315.

6. Компанейский, Н. И. И. Я. Тернов // Русская музыкальная газета. 1904. № 3. С. 75—81.

7. Компанейский Н. И. Современное демество // Русская музыкальная газета. 1902. № 13. С. 401-409.

8. Компанейский Н. И. Удивительная программа духовного концерта // Русская музыкальная газета. 1906. № 18. С. 473-477.

9. Компанейский Н. И. Церковно-певческий хор С. П. Елисеева // Русская музыкальная газета. 1905. № 16/17. С. 475-477.

10. Лисицын М. А. Духовная музыка в 1907 году // Музыка и пение. 1908. № 3. С. 3.

11. Николов А. Духовные концерты и их задачи // Хоровое и регентское дело. 1909. № 4. С. 101.

12. Николов А. По поводу концерта Церковно-певческого благотворительного общества // Русская музыкальная газета. 1906. № 12. С. 307-311.

13. Пащенко А. Ф. Петербургские церковные хоры // Хоровое и регентское дело. 1910. № 1, 2, 3, 4. С. 8-13, 41-44, 70-72, 97-103.

14. Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург, 1801-1917. Энциклопедический словарь-исследование: В 2 кн. СПб., 2009-2010.

15. Смоленский С. В. О регентском училище в Санкт-Петербурге // Хоровое и регентское дело. 1909. № 2. С. 33-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.