Вестник ПСТГУ
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 45. С. 112-125 БОТ: 10.15382Мш^202245Л12-125
Полозова Ирина Викторовна, д-р искусствоведения, профессор Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова Россия, Саратов ьу.ро1огоуа@шаП. гш https://orcid.org/
Тюрякова Юлия Викторовна, аспирант кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова Россия, Саратов dvt22974@yandex.ru https://orcid.org/
Концерты духовной музыки
В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА (на примере городов Среднего и Нижнего Поволжья)
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые аспекты музыкально-просветительской деятельности, проводившейся на рубеже XIX—XX вв. провинциальными церковно-певческими сообществами различных христианских конфессий. В качестве примера приводятся города Саратов, Самара, Симбирск и Сызрань — крупнейшие экономические и культурные центры Среднего и Нижнего Поволжья. Авторы анализируют концертную деятельность представленных губерний по нескольким направлениям: концерты православных богослужебных песнопений, духовные концерты со смешанными программами, концерты духовной музыки в католических и протестантских церквях, а также отдельно выделяют примеры премьерного исполнения авторских духовных сочинений в провинциальных храмах. Так, в работе освещается концертно-просветительская работа профессора Саратовской консерватории И. В. Липае-ва, Саратовского архиерейского хора под управлением Н. М. Дмитриева, Симбирского архиерейского хора (регент С. П. Ягодинский). Авторами приводятся примеры гастрольных выступлений ведущих хоровых коллективов Российской империи в поволжских городах, в частности Московского синодального хора (под управлением Н. Н. Толстякова) в г. Саратове и хора Санкт-Петербургской придворной певческой капеллы (регент А. А. Архангельский) в г. Самаре. Кроме того, в статье затрагивается проблема взаимодействия православных и единоверческих общин, совершения ими совместных богослужений (возможных в рамках единоверческой Литургической практики), а также сохранение в Поволжье живой традиции использования знаменного распева. В результате проведенных исследований в статье утверждается мысль о преемственности идей Нового направления в русской духовной музыке поволжскими регентами, а также об активном включении последних в общий процесс развития российского церковно-певческого искусства.
И. В. Полозова, Ю. В. Тюрякова
© Полозова И. В., Тюрякова Ю. В., 2022.
112
Ключевые слова: духовный концерт, саратовское старообрядчество, сызранские единоверцы, Новое направление в русской духовной музыке, гастроли церковных коллективов, поволжские католики, протестантские поволжские общины, православные религиозно-нравственные чтения, авторские духовные сочинения, литургическая практика.
Начало ХХ в. характеризуется интенсивным развитием провинциальной жизни, которая, прежде всего в губернских городах, постепенно повышается, активизируя различные социальные страты. Здесь развиваются экономика, торговые связи, формируется индустрия досуга. В начале прошлого столетия жизнь провинциального обывателя уже мало соответствовала характеристике, данной М. Н. Загоскиным в его повести «Москва и москвичи. Записки Богдана Ильича Вельского», где автор вкладывает в уста одного из героев выразительное изречение: «Волосы становятся дыбом, когда видишь в какой-нибудь комедии, или читаешь в каком-нибудь романе, что за народ эти русские провинциялы!.. Все, от первого до последнего, такие уроды, что не дай Господи, не только с ними жить, да и на улице-то повстречаться. И все как будто бы в одну форму вылиты. Только и есть между ними разницы, один невежда-глупец, другой невежда-мошенник, тот полный дурак и, разумеется, невежда, а этот естественный плут — а все-таки невежда!.. Ну, истинно, не на ком душе отдохнуть!.. Иным это очень нравится: "смешно!.." А я так, бывало, чуть не плачу... Ах, матушка наша, Святая Русь!.. Да что это с тобою делается?.. В столицах народ становится просвещеннее — конечно, и мы идем нога за ногу, а все-таки подвигаемся вперед, так отчего же провинциялы-то наши все пятятся назад? Вот уже шестьдесят четыре года, как фон-Визин вывел на сцену русских провинциалов: Скотинина, Простаковых, Митрофанушку — да зато рядом с ними поставил милую и любезную девицу, благородного и добросовестного чиновника, исполненного чести, умного старика и скромного, образованного молодого человека. А теперь заезжай в какой-нибудь губернский город — варварство, невежество!.. Ни одного человеческого чувства, ни одной благородной мысли — ну, хуже всякой Лапландии!..»1.
Во 2-й пол. XIX столетия ситуация в провинции начинает меняться — открываются средние и высшие образовательные учреждения, организуются любительские общества искусств, активно развивается театральная и музыкальная жизнь. Заметное влияние на горожан оказывают многочисленные концертные мероприятия.
Наряду с активным развитием светской культурной жизни в этот же период происходит заметное оживление и в области церковной практики. Церковь стремится не только к популяризации религиозной доктрины, но и к маркированию своей общественно-полезной деятельности. Именно в это время наблюдается стремление к просветительству в области церковного пения. В результате, благодаря личным инициативам разных церковных деятелей (священнослужителей, регентов, попечителей храмов и т.п.), создаются новые церковно-певческие школы, организуются регентские курсы, формируются певческие коллективы,
1 Загоскин М. Н. Москва и москвичи. Записки Богдана Ильича Вельского // Библиотека для чтения. 1847. Ч. 4. С. 39-40.
функции которых не ограничиваются собственно практикой отправления богослужений, но распространяются и на просветительскую сферу.
Впервые курс на научно-просветительскую деятельность в области богослужебного пения был задан в Московской консерватории. Значительные плоды принесли занятия по «Истории церковного пения» протоиерея Д. В. Разумовского (1818—1889). По мнению музыковедов, «это был первый научный предмет в Московской консерватории, который преподавался ученым исследователем», и кроме образовательной нес в себе также и нравственно-воспитательную функцию2. На этом поприще в 1899 г. Д. В. Разумовского сменил талантливый ученый-медиевист С. В. Смоленский (1848—1909), параллельно назначенный директором Московского Синодального училища церковного пения. Идеи С. В. Смоленского о возрождении традиций древнерусского церковно-певческого искусства легли в основу Нового направления русской духовной музыки, реализованного в творчестве композиторов московской школы. На рубеже XIX—XX вв. Синодальным хором регулярно проводились исторические и духовные концерты (в том числе и выездные). После переезда в г. Санкт-Петербург С. В. Смоленский продолжил музыкально-просветительскую деятельность, принимая активное участие в создании первых всероссийских регентских съездов и основании журнала «Хоровое и регентское дело». Так, став общедоступными, идеи деятелей Нового направления русской духовной музыки быстро распространились и нашли отклик в церковно-музыкальных сообществах различных губерний.
Отметим, что просветительская деятельность в начале ХХ столетия становится одним из важнейших направлений в общественной жизни Российской империи. Пожалуй, наиболее ярким примером в области церковного пения становятся концерты духовной музыки хора Глуховской мануфактуры С. Мамонтова под управлением Цветкова, который в конце XIX в. давал концерты в Москве и других городах с программами из песнопений знаменного распева3.
В данной статье на примере развития церковно-певческого искусства городов Среднего и Нижнего Поволжья (Самара, Саратов, Симбирск, Сызрань) в начале ХХ в. мы проанализируем тенденции, которые характеризуют общее состояние богослужебного пения в это время, и признаки, свойственные как столичным, так и провинциальным городам. Отметим, что эта тема до настоящего времени не получила системного освещения, поскольку внимание исследователей было обращено либо на развитие церковно-певческой практики в отдельных городах, либо направлено на изучение частных вопросов богослужебного пения.
История церковно-певческой культуры городов Среднего и Нижнего Поволжья, естественно, имеет как свою специфику, так и отличия, которые каса-
2 Глушкова О. Р. Московское Синодальное училище в 1880—1990-е годы: Вопросы музыкального образования // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 108.
3 См.: Дынникова И. В. Морозовский хор в контексте старообрядческой культуры начала XX века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М., 2008; Полозова И. В. Просветительская деятельность в музыкальной жизни провинции начала ХХ века // Манускрипт. 2021. Т. 14. Вып. 6. С. 1240.
ются, прежде всего, социально-географического развития локусов, а также активности церковной жизни в них.
Одним из ключевых центров Поволжья в области церковной практики с XVIII столетия являлся Саратов — крупнейший город, где в начале ХХ в. было более 50 православных храмов. Этот город, как и вся губерния, во многом развивался благодаря деятельности старообрядчества. С конца XVIII столетия в губернии новообрядцы и старообрядцы жили бок о бок, консолидированно управляли регионом, развивали его экономику и культуру. Старообрядческая традиция здесь была исключительно активна и репрезентативна, ее роль во многих уездах губернии нередко превосходила официальное православие (например, в Николаевском уезде, месте нахождения знаменитых Иргизских монастырей, или Хвалынском — Черемшанских монастырей). Помимо важной роли старообрядчества, в регионе существенную роль играла протестантская церковь. Как известно, в декабре 1762 г. императрица Екатерина II издала указ, по которому давала различные льготы для возвратившихся на территорию Саратовского Заволжья старообрядцев, а также иноверцев в целях освоения Заволжских земель. В результате этого указа в конце XVIII—XIX вв. происходит переселение в Саратовскую губернию большого числа немцев, основавших здесь свои колонии и организовавших протестантскую богослужебную практику.
Активное экономическое развитие принесло с собой расцвет культурной и религиозной жизни и в соседние поволжские города — Самару, Симбирск и Сызрань. К началу ХХ в. в Самаре и Симбирске уже имелись не только духовные, но и светские учебные заведения, в том числе и готовящие профессиональных музыкантов. В 1900 г. было создано Самарское отделение Императорского русского музыкального общества, а в 1902 г. Общество открыло в Самаре музыкальные классы. На базе «Симбирского музыкального общества» в 1892 г. была основана первая в Симбирске музыкальная школа, где преподавались сольное и хоровое пение, игра на скрипке, виолончели, альте и фортепиано, а также теория и сольфеджио.
Необходимо отметить, что в этих городах, так же как и в Саратове, наряду с официальными православными институциями самое деятельное участие в социальной жизни общества принимали многочисленные старообрядческие общины, что наиболее показательно проявилось на примере купеческой Сызрани (Симбирского уезда). Кроме того, в поволжских городах проживало достаточное количество протестантов, обогативших музыкальную жизнь самарцев и симбирян возможностью приобщения к западным образцам духовной хоровой и органной музыки. Подобно саратовским общинам, огромное влияние на политическую и социальную жизнь города оказывали и старообрядцы в Сызрани. Достаточно упомянуть тот факт, что единоверцами являлись ведущие купцы города, а также и сам городской глава Мартиниан Васильевич Чернухин.
Как следует из хроникальных разделов периодической печати начала ХХ в., церковная практика в рассматриваемом регионе носила многообразный характер, а церковные воззрения волжан были достаточно толерантными. Так, в церковной хронике XIX — начала XX в. неоднократно встречаются факты постоянно устраиваемых религиозных прений между последователями господствующей
Церкви и старообрядцами, нередко оканчивавшиеся совместным исполнением богослужебных песнопений. В Сызрани на рубеже XIX—XX вв. в единоверческой церкви совершались совместные богослужения с православным причтом. Одним из ярких событий стало торжественное освящение Николаевского единоверческого храма 3 ноября 1913 г.4 Освящение было проведено во время Божественной Литургии, совершенной архиерейским чином епископом Симбирским и Сыз-ранским Вениамином. Богослужение сопровождалось совместным пением единоверческого и соборного хоров, причем Литургия совершалась «демественным распевом»5. Единоверческий хор пел под управлением уставщика Балухина, а хором Казанского собора руководил регент А. К. Шперлинг6. Единоверческое движение в регионе было инспирировано свыше и развивалось, по сути, насильственно. Однако благодаря единоверию в богослужебном пении сохранялась практика, основанная на традициях знаменного распева.
Многонациональная структура поволжского общества побуждала стабильный интерес к разным стилям богослужебного пения. События концертной жизни, отраженные в газетах и церковных изданиях Саратова, Самары и других поволжских городов, свидетельствуют об организации гастролей исполнителей разных религиозных конфессий, в концертах звучали песнопения иудаизма, ислама, православия, католичества, протестантизма.
Рассмотрим основные группы концертов духовной музыки, имевшие распространение в исследуемом регионе.
Концерты православных богослужебных песнопений
В Саратове безусловным лидером в области концертной деятельности был Архиерейский хор под управлением Н. М. Дмитриева. В 1910-х гг. этот хор неоднократно выступал на сцене консерватории. Во время Великого поста 1910 г. Архиерейский хор провел цикл «общедоступных духовных концертов из произведений древних распевов» (21 февраля, 7 и 21 марта, 4 и 11 апреля). В программах этого коллектива звучали гармонизации знаменного распева в обработке А. Кастальского, П. Чеснокова, Г. Львовского и Д. Соловьева и др.7 В рецензии на концерт отмечен большой интерес саратовской публики к исполненной программе. Как пишет рецензент, «концерт прошел прекрасно, хотя очень однообразно. Старинный однотонный распев церковных песнопений отличался [общей] основой с незначительным отступлением в сторону оригинальных "введений". Конечно, современные композиторы, сохранив древнюю основу, допустили творческие надстроения, но все же в общем замечалось однообразие мелодии... "Царю Небесный" Соловьева по просьбе слушателей было повторено. Гвоздем концерта было "Верую" г. Гречанинова, исполненное сверх программы: мелодекламичное "чтение" текста нежным, драматично-вибрирующим альтом в
4 Был построен на замену сгоревшему в масштабном сызранском пожаре 5 июля 1906 г. храму.
5 П. Н. О. Освящение единоверческого храма в г. Сызране // Симбирские епархиальные ведомости. 1914. № 10. С. 463.
6 Там же. С. 465.
7 Духовные концерты // Саратовский вестник. 1910. 18 февр.
сопровождении всего хорового органного аккомпанемента8 производило глубокое, волнующее душу впечатление»9 .
Концерты духовной музыки активно проводились и в Симбирской епархии. Так, согласно отчетам из церковной периодики («Симбирские епархиальные ведомости»), с 1896 по 1915 г., хотя и с перерывами, «духовные концерты с религиозно-нравственным чтением» проводились в залах Симбирского Дворянского собрания и Сызранского городского общества, а также в Симбирской духовной семинарии.
Первый концерт такого рода состоялся в Симбирске 21 января 1896 г., в программе которого духовные беседы чередовались с исполнением духовно-хоровых сочинений под управлением регента архиерейского хора С. П. Ягодинского10. Уже 11 февраля того же года состоялся духовный концерт в зале Симбирского Дворянского собрания. Для мероприятия был приглашен сводный хор в количестве более 80 человек из архиерейских и семинарских певчих, а также студентов ремесленного училища11. Впоследствии с периодичностью не реже чем раз в месяц религиозно-нравственные чтения стали проводиться в храме Симбирской духовной семинарии, где в роли регентов нередко выступали студенты. Так, на Рожественском чтении 26 декабря 1897 г. «хором, составленным из учеников семинарии», руководил «воспитанник VI класса А. Т.»12.
Эти концерты носили важную просветительскую и воспитательную функцию, а потому епархиальная пресса уделяла им особое внимание. Впервые религиозно-нравственные чтения, проводимые в Зале сызранской городской думы, были освещены в «Симбирских епархиальных ведомостях»13. Несмотря на то что речь в статье шла о чтениях, состоявшихся в декабре 1898 г., из текста рецензии можно понять, что подобные мероприятия организовывались в городе и раньше, составитель отзыва священник В. Августов указывает на их многолетнюю историю14. Таким образом, сызранские чтения, как и симбирские, также предполагали чередование религиозных наставлений с хоровыми фрагментами, а с 1898 г. они дополнились «световыми картинками»15. Духовные песнопения во время чтений исполнялись хором Успенской церкви г. Сызрани.
Нередко духовные концерты включали выступление разных исполнительских сил, прежде всего Архиерейского хора, а также любительских коллективов. Например, 26 февраля 1912 г. в Саратове состоялся концерт «соединенными церковными хорами в количестве 120 человек под управлением Н. М. Дмитриева»,
8 Вероятно, имеется в виду многоголосный.
9 Воскресный духовный концерт // Саратовский вестник. 1910. 9 марта.
10 Державин П. Религиозно-нравственное чтение и духовный концерт // Симбирские епархиальные ведомости. 1896. № 5. С. 181—184.
11 Он же. Духовный концерт с религиозно-нравственным чтением в зале Дворянского собрания // Симбирские епархиальные ведомости. 1896. № 8. С. 286.
12 Он же. Седьмое публичное религиозно-нравственное чтение // Симбирские епархиальные ведомости. 1897. № 5. С. 182.
13 Августов В., свящ. Религиозно-нравственные чтения в зале Сызранского городского общества // Симбирские епархиальные ведомости. 1899. № 4. С. 185—188.
14 Там же. С. 185-186.
15 Имеется в виду популярный на рубеже XIX—XX вв. «волшебный фонарь» — аппарат для проекции изображений.
в котором также звучали произведения А. Гречанинова, А. Кастальского, П. Чес-нокова. Подобного рода программы звучали на разных сценах Саратова и других городов (например, в Покровской слободе (ныне г. Энгельс. — И. П., Ю. Т.) и носили благотворительный характер16. Репертуар, как правило, ограничивался русской духовной музыкой XIX — начала ХХ в.
Безусловно, яркими событиями в церковно-певческой практике Саратова стали концерты под управлением известных композиторов духовной музыки — А. Никольского и А. Гречанинова. В местной периодике читаем: «Духовный концерт певческого Общества в зале Музыкального училища прошел очень удачно. В программу его вошла целиком литургия г. Ипполитова-Иванова. Произведение последнего обладает крупными достоинствами, хотя и не отличается оригинальностью, сильно напоминая по структуре литургию Чайковского. Достаточно сильным и хорошо подобранным хором певческого Общества управлял московский дирижер А. В. Никольский, специально приглашенный для этой цели Обществом. Молодой, солидно образованный регент (окончил Консерваторию) выказал большое мастерство в дирижерской технике, умение вполне подчинять хоровую массу, а в нюансировке исполненных произведений проявил тонкий вкус. Публика много аплодировала талантливому дирижеру...»17. В 1911 г. в Саратове чествовали высокого гостя — А. Т. Гречанинова, для которого была составлена программа из сочинений композитора разных жанров, а в заключение концерта Архиерейским хором под управлением Н. М. Дмитриева было исполнено «Верую» — «одно из лучших произведений русской церковной музыки»18.
Особенно значимыми событиями в церковно-певческой практике региона были гастрольные выступления ведущих церковных хоров России. Так, в июле 1913 г. в Саратове преосвященный Алексей, епископ Саратовский и Царицынский, совершил соборне с местным духовенством богослужение в храме св. Михаила Архангела, во время которого пел смешанный хор слушателей церковно-певческих курсов в составе 120 человек под управлением регента Московского синодального хора Н. Н. Толстякова. Программа концерта включала моноди-ческие церковные песнопения знаменного распева. И. В. Липаев, написавший рецензию на этот концерт, отметил: «Крюковое пение поражает нас исконно-русскими своими элементами, строгостью музыкального сложения. Слушая его, невольно переносишься воображением за несколько веков от нашей эры, так оно могуче своим унисоном, сильно еще по выразительности. Вот почему наша церковь, туго отзывавшаяся на многоголосное, партесное пение так наз. польское и итальянское, имела все права на сохранение одноголосия, этой исторически оправдываемой принадлежности православия. И хор превосходно выполнил возложенную на него задачу. <...> Уже "Царь небесный", спетый унисоном во время архиерейского облачения, сразу настроил молящихся в пользу одноголосия, но затем "Херувимская", "Милость мира" и "Достойно есть" как бы окон-
16 Саратовский вестник. 1912. 24 февр.; Благотворительный духовный концерт // Саратовский вестник. 1912. 4 марта; Духовный концерт // Саратовский вестник. 1912. 18 марта; Духовный концерт // Саратовский листок. 1912. 7 окт.
17 Духовный концерт // Саратовский листок. 1910. 10 апр.
18 Саратовский вестник. 1911. 19 ноября.
чательно развили пред паствой его стильность, мощь, дышавшие точно седою стариною, не тронутой и самодовлеющей звуковой красотою... Переполненный молящимися храм может служить лишним только доказательством правоты наших слов, их оправданием»19.
Как следует из рецензий на концерты, в основном исполнялись духовные сочинения русских композиторов, причем панорама имен достаточно широка: от первых классиков рубежа XVШ—XIX вв. Д. Бортнянского, Д. Дегтярева, А. Ве-деля, до корифеев русской музыки М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова и представителей новой московской композиторской школы. Если к этому присовокупить вышеназванные попытки исполнения песнопений знаменного распева, то любитель музыки в крупных поволжских городах мог получить представление об эволюции церковно-певческого искусства. Кстати, рассуждения о процессе эволюции церковного пения мы также встречаем на страницах саратовской хроники: «.[церковное пение], с самого начала развивавшегося довольно самостоятельно, сохранило коренные традиции и характерные особенности почти в полной неприкосновенности и даже кажущееся подчинение всесильному гнету итальянщины не оставило особенно заметных следов.». Критик З. Губанова, выпускница Петербургской консерватории, отмечает значимость русской церковной музыки для всей отечественной культуры, характеризуя высокий уровень хоровой культуры, причем не только церковной, но и распространяя эту оценку на купеческие и крепостные капеллы20.
Духовные концерты со смешанными программами
Наряду с традиционным певческим материалом для русской богослужебной традиции в рассматриваемый период составлялись программы их духовных сочинений разной конфессиональной принадлежности. Так, во главе с Архиерейским хором и участием сил любителей и профессиональных музыкантов в Саратове организовывались концерты из духовных сочинений европейских композиторов, в которых звучали фрагменты из «Реквиема» В. А. Моцарта, ораторий «Мессия» Г. Ф. Генделя и «Сотворение мира» Й. Гайдна, духовная песнь «На кресте» Ш. Гуно и др.21 Причем, учитывая европейскую церковную практику, концерты шли в сопровождении рояля и фисгармонии. Как отмечал рецензент, «Духовный концерт 1 апреля в Музыкальном училище нужно отнести к наиболее удачным выступлениям хора и его дирижера г. Дмитриева. Интересный подбор пьес (Моцарт, Гайдн, Гендель, Гуно) и, в большинстве, отчетливое, стройное исполнение. Для полноты впечатления не доставало органа: фисгармония даже под опытной рукой аккомпанировавшего г. Сея, конечно, не могла дать должного эффекта. Если бы этот же концерт устроить, положим, в помещении местной лютеранской церкви, с ее прекрасным органом, впечатление получилось бы более сильное»22.
19 Липаев Ив. Редкостное пение // Саратовский листок. 1913. 9 июля.
20 Губанова З. Духовный концерт // Саратовский листок. 1912. 20 марта.
21 Духовный концерт // Саратовский вестник. 1910. 1 апр.
22 Духовный концерт // Саратовский листок. 1910. 3 апр.
В Симбирской епархии также активно занимались концертной деятельностью, в том числе и в духовных учебных заведениях. В епархиальной прессе остались воспоминания о нескольких значимых концертах, проходивших с участием студентов Симбирского и Сызранского духовных училищ. Так, в Сызранском духовном училище 26 мая 1899 г. был дан масштабный концерт к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина. В программе прозвучали многие светские музыкальные сочинения на стихи А. С. Пушкина и его современников23. В 1912 г. в Симбирске с размахом праздновалась 100-летняя годовщина Отечественной войны. «Под управление регента Архиерейского хора С. П. Ягодинского хор певчих, (.Литургию и молебен пели хор, составной из 4 хоров; кроме соборного принимали участие хоры Вознесенского Собора, Троицкой и Тихвинской церквей) пел Вечную память, а оркестры военные и ученические (гимназий) "Коль славен"»24.
В некоторых случаях концерты сопровождались развернутыми лекциями о духовной музыке. Например, в Большом зале Саратовской консерватории проводились просветительские общедоступные концерты с самыми разнообразными программами, которые предварялись выступлениями лекторов. С 1912 г. активную лекторскую деятельность развивает профессор Саратовской консерватории И. В. Липаев. Тематика его лектория была чрезвычайно разнообразна и охватывала различные религиозные конфессии. В марте 1913 г. Липаев прочитал две лекции: «Духовное пение православной церкви» и «Духовное пение католической и лютеранской церкви» с привлечением любительского хора под управлением В. Соколова и солистов Х. Кубанской (вокал) и П. Эггерта (фортепиано)25.
Таким образом, церковные певческие коллективы, любительские и учебные хоры включали в свою программу произведения разных конфессиональных традиций, а также светские сочинения и выполняли важную просветительскую роль среди жителей поволжских городов.
Концерты духовной музыки в католических и протестантских церквях
Поскольку большая часть населения поволжских городов была переселенческой, то в городах и селах Самарской и Саратовской губерний с начала XIX в. активно возводятся протестантские и католические храмы, формируются крупные и многочисленные приходы. Естественно, что в этих храмах, соответственно европейской традиции, помимо богослужений давались концерты духовной музыки. Эти концерты имели свою специфику. Во-первых, практически все программы носили смешанный вокально-инструментальный характер и включали помимо собственно духовных сочинений (фрагментов из ораторий, духовных кантат и т. п.) и чисто инструментальные произведения европейских композиторов. Критик Ф. А. Пальчинский пишет об одном из таких концертов: «Церковный концерт привлек много публики, но все же лютеранская церковь не была полна, как
23 Пальмов Н. Чествование памяти Пушкина по поводу столетия со дня его рождения в Сызранском духовном училище // Симбирские епархиальные ведомости. 1899. № 12. С. 455—458.
24 Описание празднования 100-летия годовщины Отечественной войны в Симбирской 1 мужской гимназии // Симбирские епархиальные ведомости. 1912. № 18. С. 694.
25 Саратовский листок. 1913. 22 марта.
бывало в прежние годы. Программа вечера была несколько разрозненна; в концерте такого рода желательно слышать что-либо более цельное, хотя это и трудно достижимо при тех средствах, какими могут располагать устроители. Всех, кого только можно было привлечь к участию, они привлекли. Г. Э. Гаек оказался опытным органистом, обе исполненные им пьесы произвели хорошее впечатление, особенно прелюда Заха. Красиво прозвучали обе виолончельные вещи у г. Гор-деля и скрипичное Andante religioso Шуберта у г. Я. Гаека. С интересом слушали и другие номера программы в передаче их г-жами Ган-Кочуровой, Эйхенвальд-Дубровской и Бушен-Помазанской. Капитальный номер — 2 часть оратории Мендельсона "Христос" — была старательна разучена с любительским хором г. Рудольфом и достаточно стройно воспроизведена»26. Во-вторых, к участию в этих концертах активно привлекались профессиональные музыканты. Так, в Саратове в концертах католической и лютеранской церквей постоянное участие принимали педагоги Музыкального училища, а впоследствии, после открытия в 1912 г. Саратовской Алексеевской консерватории, ее профессора, например Е. А. Бушен-Пимаванская (арфа), Н. Л. Ган-Кочурова (вокал), Л. А. Эйхенвальд-Дубровская (вокал), Э. Я. Гаек (орган), Я. Я. Гаек (скрипка), М. Я. Гордель (виолончель), А. С. Детков (тромбон), Л. М. Рудольф (дирижер)27. В-третьих, большая часть концертов носила благотворительный характер и была направлена на поддержку домов милосердия или в пользу школ при церкви28.
Премьерное исполнение авторских духовных сочинений
в храмах
Епархиальная хроника оставила свидетельства ярких музыкальных событий, исполнений новых литургических сочинений за богослужением. Так, в Саратовской Митрофаньевской церкви 28 февраля 1910 г., во время обедни, была исполнена Литургия Ипполитова-Иванова. Как отмечает критик, «Литургия этого композитора для Саратова является как бы новинкой, так как до настоящего времени ни один из саратовских церковных хоров не исполнял ее»29. Известно, что авторские сочинения местных причетников исполнялись в Симбирске и в Самаре. Так, в 1907 г. в программе Религиозно-нравственных чтений в Доме Симбирского уездного земства прозвучали тропари греческого распева в переложении местного регента архиерейского хора Сергея Петровича Ягодинского30. Кроме того, еще в 1898 г. в «Самарских епархиальных ведомостях» активно распространялась подписка на «Херувимскую песнь», сочиненную протодиаконом Самарского кафедрального собора Василием Северовостоковым31.
26 Саратовский вестник. 1911. 29 марта.
27 Саратовский листок. 1911. 24 марта.
28 Саратовский листок. 1911. 24 марта; Саратовский вестник. 1910. 16 февр.; Саратовский вестник. 1910. 19 февр.
29 Литургия Ипполитова-Иванова // Саратовский вестник. 1910. 26 февр.
30 Празднование 1500-летия блаженной кончины св. Иоанна Златоуста в г. Симбирске // Симбирские епархиальные ведомости. 1907. № 23. С. 638—639.
31 О выписке «Херувимской» переложения протодиакона Северовостокова // Самарские епархиальные ведомости. 1898. № 22. Неоф. ч. С. 407.
Значимым событием в музыкальной жизни самарцев стал духовный концерт хора А. Архангельского, прошедший 28 января 1899 г. Композитором и регентом был представлен смешанный хор в составе 28 человек (общая численность певцов в Санкт-Петербурге составляет порядка 80 человек), и концерт имел большой общественный резонанс, событие получило отражение в «Самарских епархиальных ведомостях»32. Автор рецензии обратил внимание на «строжайшую дисциплину» в хоре Архангельского, «особое расположение хористов», а также отметил высокий уровень дикции артистов и в целом их исполнительского мастерства33. В программе прозвучали концерты «Гласом моим ко Господу», «Господи, услыши молитву мою» и «Боже, во имя Твое спаси мя» А. Архангельского; «Иже Херувимы» № 1 соль мажор и «Вечери Твоея тайныя» А. Львова; «Чертог Твой» Дм. Борт-нянского34. «Особенное умиление на слушателей», по мнению автора публикации, произвело исполнение хором Великого канона древнего напева и стихиры «Днесь вернии ликовствуем», а также «Достойно есть» сербского распева35.
Приведенные в работе примеры концертной практики в области церковного пения, безусловно, далеко не полностью воссоздают то многообразие культурной жизни городов Среднего и Нижнего Поволжья, что наблюдалось в период их динамичного развития в начале ХХ в. Многоконфессиональность поволжских локусов, сила многовековых традиций отправления богослужений, наконец, интерес к культуре своих земляков — все это порождает достаточно яркую и разнообразную картину в области церковного пения. Как показывают исторические свидетельства, жителей крупных волжских городов интересовала не только их певческая религиозная традиция, общество было открыто к тому, чтобы узнавать иное, полузабытое и знакомиться со всем новым, что появлялось в это время. Представляется, что «Указ об укреплении начал веротерпимости», который был опубликован в 1905 г., отразил готовность российского общества к уважительному отношению к разным религиозным традициям, их богатому культурному наследию.
Список литературы
Августов В., свящ. Религиозно-нравственные чтения в зале Сызранского городского общества // Симбирские епархиальные ведомости. 1899. № 4. С. 185—188. Благотворительный духовный концерт // Саратовский вестник. 1912. 4 марта. Воскресный духовный концерт // Саратовский вестник. 1910. 9 марта. Глушкова О. Р. Московское Синодальное училище в 1880— 1990-е годы: Вопросы музыкального образования // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 105—114. Губанова З. Духовный концерт // Саратовский листок. 1912. 20 марта.
32 По поводу духовного концерта А. А. Архангельского в Самаре 28 января 1899 года // Самарские епархиальные ведомости. 1899. № 5. С. 228—237.
33 Там же. С. 230.
34 Исполненный композитором, по мнению автора отзыва, «очень слабо» (см.: Там же. С. 236).
35 Там же. С. 233, 237.
Державин П. Религиозно-нравственное чтение и духовный концерт // Симбирские епархиальные ведомости. 1896. № 5. С. 181—184.
Державин П. Духовный концерт с религиозно-нравственным чтением в зале Дворянского собрания // Симбирские епархиальные ведомости. 1896. № 8. С. 285—289.
Державин П. Седьмое публичное религиозно-нравственное чтение // Симбирские епархиальные ведомости. 1897. № 5. С. 181—186.
Духовные концерты // Саратовский вестник. 1910. 18 февр.
Духовный концерт // Саратовский вестник. 1910. 1 апр.
Духовный концерт // Саратовский вестник. 1912. 18 марта.
Духовный концерт // Саратовский листок. 1910. 3 апр.
Духовный концерт // Саратовский листок. 1910. 10 апр.
Духовный концерт // Саратовский листок. 1912. 7 окт.
Дынникова И. В. Морозовский хор в контексте старообрядческой культуры начала XX века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М., 2008. 30 с.
Загоскин М. Н. Москва и москвичи. Записки Богдана Ильича Вельского // Библиотека для чтения. 1847. Ч. 4. С. 37—140.
Липаев Ив. Редкостное пение // Саратовский листок. 1913. 9 июля.
Литургия Ипполитова-Иванова // Саратовский вестник. 1910. 26 февр.
О выписке «Херувимской» переложения протодиакона Северовостокова // Самарские епархиальные ведомости. 1898. № 22. Неоф. ч. С. 407.
Описание празднования 100-летия годовщины Отечественной войны в Симбирской 1 мужской гимназии // Симбирские епархиальные ведомости. 1912. № 18. С. 667—674.
Пальмов Н. Чествование памяти Пушкина по поводу столетия со дня его рождения в Сызранском духовном училище // Симбирские епархиальные ведомости. 1899. № 12. С. 455—458.
П. Н. О. Освящение единоверческого храма в г. Сызране // Симбирские епархиальные ведомости. 1914. № 10. С. 460—465.
Полозова И. В. Просветительская деятельность в музыкальной жизни провинции начала ХХ века // Манускрипт. Т. 14. Вып. 6. С. 1235—1242.
По поводу духовного концерта А. А. Архангельского в Самаре 28 января 1899 года // Самарские епархиальные ведомости. 1899. № 5. С. 228—237.
Празднование 1500-летия блаженной кончины св. Иоанна Златоуста в г. Симбирске // Симбирские епархиальные ведомости. 1907. № 23. С. 638—639.
Саратовский вестник. 1910. 16 февр.
Саратовский вестник. 1910. 19 февр.
Саратовский вестник. 1911. 29 марта.
Саратовский вестник. 1911. 19 ноября.
Саратовский вестник. 1912. 24 февр.
Саратовский листок. 1911. 24 марта.
Саратовский листок. 1913. 22 марта.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.
Irina Polozova, Doctor of Art Criticism, Professor, Saratov State Conservatory named after L.V. Sobinov Saratov, Russia i.v.polozova@mail. ru https://orcid.org/
2022. Vol. 45. P. 112-125
DOI: 10.15382/sturV202245.112-125
Yulia Tyuryakova, Graduate Student,
Department of Music History, Saratov State Conservatory named after L.V. Sobinov
Saratov, Russia
dvt22974@yandex.ru https://orcid.org/
Concerts of Spritial Music in the Russian Province in the Early 20th Century (with Towns of the Middle and Lower Volga Region)
Abstract: This article examines some aspects of the musical and educational activities which took place at the turn of the 19th — 20th centuries in provincial church-singing communities of various Christian denominations. As examples, the cities of Saratov, Samara, Simbirsk and Syzran' are studied; these were the largest economic and cultural centres of the Middle and Lower Volga regions. The article analyses concert activities in these provinces in several directions: concerts of Orthodox liturgical chants, spiritual concerts with mixed programmes, concerts of sacred music in Catholic and Protestant churches. Examples of the premiere performance of authored spiritual works in provincial churches are also given special attention. The article describes concert-related and educational work of the professor of Saratov Conservatory I. V. Lipaev; Saratov Bishop's Choir conducted by N. M. Dmitriev; Simbirsk Bishop's Choir (choir conductor S. P. Yagodinsky). The authors provide examples of touring performances by leading choral groups of the Russian Empire in the Volga cities, in particular, those of Moscow Synodal Choir (conducted by N. N. Tolstyakov) in Saratov and of the choir of St. Petersburg Court Chapel conducted by A. A. Arkhangelsky in Samara. Besides, the article mentions the problem of interaction between Orthodox and Edinoverie communities, their joint services (these were possible within the framework of liturgical practice of Edinoverie), as well as the preservation in the Volga region of a living tradition of Znamenny chant. As a result, the article states that there was a continuity in the ideas of the New Direction in Russian sacred music by the Volga choir masters, as well as active inclusion of the latter in the general process of development of Russian church singing art.
I. Polozova, Yu. Tyuryakova
Keywords: spiritual concert, Saratov Old Believers, Syzran co-religionists, New Direction in Russian sacred music, tours of church groups, Volga Catholics, Protestant Volga communities, Orthodox religious and moral readings, authored spiritual works, liturgical practice.
Reference
Glushkova OR Moscow Synodal School in the 1880-1990s. Questions of music education // Bulletin of PSTGU. Series V: Questions of the history and theory of Christian art. 2016. Issue. 2 (22). P. 105-114. Polozova I.V. Educational activity in the musical life of the province of the early twentieth century // Manuscript. T. 14. no. 6. S. 1235-1242.
Статья поступила в редакцию 15.11.2021 The article was submitted 15.11.2021