Вестник ПСТГУ
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 41. С. 60-75 БОТ: 10.15382МшгУ202141.60-75
Тюрякова Юлия Викторовна, аспирант Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова Российская Федерация, 410012, г. Саратов, просп. им. Кирова, 1 [email protected] ОИСГО: 0000-0001-9329-4009
Особенности практики богослужебного пения рубежа Х1Х—ХХ вв. в Среднем Поволжье,
НА ПРИМЕРЕ СЫЗРАНСКОГО УЕЗДА СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ
Аннотация: В статье рассматривается проблема организации церковно-певческого дела в Сызранском уезде Симбирской епархии — значительной на рубеже XIX— XX вв. для поволжского региона местности по социальным и экономическим показателям. В частности, освещается процесс образования псаломщиков и регентов (роль духовного училища и семинарии), подготовки певческих кадров (монастырской клиросной практики, возможности сдачи псаломщического экзамена), условия их труда и быта (в том числе жалованье). Отдельно показана возможность повышения квалификации регентских кадров внутри епархии (симбирские и сызранские псаломщические и регентские курсы) и в столичном центре (на курсах Московского синодального училища церковного пения). Кроме того, в работе затрагивается вопрос преемственности регентских кадров Сызранского уезда, а также их мобильности на территории епархии и за ее пределами. Освещается внебогослужебная социальная деятельность сызранского клира: проведение ими праздников, мероприятий, связанных с памятными датами, религиозно-нравственных чтений в городе. Затрагивается и проблема организации народного пения. Значительное место в исследовании отведено анализу причин и следствий кадровой нестабильности региона, влиянию данного феномена на организацию певческого дела в Сызранском уезде. Многие архивные материалы, привлеченные автором статьи, являются уникальными документами, впервые введенными в научный оборот. Вопросы, упомянутые в статье, рассматриваются не локально, но в сравнении с аналогичными процессами в соседних Самарской и Саратовской губерниях, совокупно составляющих Среднее Поволжье. В результате проведенного анализа делается вывод о влиянии общероссийских тенденций на развитие церковно-певческого искусства указанного региона.
Ключевые слова: Сызранский уезд, Симбирская епархия, церковно-певческое дело, псаломщик, клиросная практика, Московское синодальное училище церковного пения, регентские курсы, Сызранский Свято-Вознесенский мужской монастырь, Саратовская губерния, Самарская епархия.
© Тюрякова Ю. В., 2021.
Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 41. С. 60-75.
Ю. В. Тюрякова
Любая традиция является результатом многолетней преемственности поколений. Варьируясь с течением времени, но при этом сохраняя ключевые характеристики, традиция способна выживать не только вопреки техническому прогрессу или непостоянству социально-политической атмосферы, но и при серьезных мировоззренческих и ментальных сдвигах, происходящих в обществе. Рефлексия по поводу роли традиции в современном российском обществе становится предметом специального изучения отечественных и зарубежных исследователей. По мысли социолога А. Б. Гофмана, «сегодня в большей степени, чем когда-либо, традиции являются объектом выбора, интерпретации и актуализации; индивиды и социальные факторы выбирают не только свое настоящее и будущее, но и прошлое»1.
Исследованием традиционных форм музыкального искусства занимается «литургическое музыковедение»2, под которым понимается область знания, изучающая богослужебное пение Православной Церкви, и охватывает период от древнерусского до современного певческого искусства. В частности, в данной отрасли науки рассматриваются актуальные вопросы преломления церковно-певческой традиции в регионах и отдельных общинах, поскольку их изучение позволяет рассмотреть синхронию частных и локальных особенностей, повлиявших на формирование региональной традиции в целом. В данном аспекте весьма показательным является анализ местных вариантов богослужебной практики как показателей взаимодействия канонической традиции и социокультурных условий.
Сызранская церковно-певческая традиция формировалась постепенно. В 1-й пол. XIX в. происходило интенсивное заселение Сызранского уезда и развитие его инфраструктуры. Уже к концу XIX в. Сызрань стала вторым городом губернии после ее столицы — Симбирска — по численности населения и финансово-экономическим показателям. Купеческий волжский торговый порт пользовался известностью по всей России, а удобное географическое положение позволило Сызрани в конце XIX в. стать важнейшим железнодорожным узлом Поволжья. Как следствие, в городе активно развивалась духовная и культурная жизнь: имелся театр, сеть библиотек, работали светские и духовные учебные заведения, активизировалась церковно-приходская сфера. Таким образом, сызранская церковно-певческая традиция рубежа XIX—XX вв. становится показательным примером общих тенденций и явлений, характерных для клиросной практики Среднего Поволжья, поскольку обнаруживает теснейшие социокультурные связи с соседними Самарской и Саратовской епархиями.
Проблеме осмысления особенностей региональных церковно-певческих традиций к настоящему времени уделено достаточно внимания. Так, анализу клиросных практик различных регионов посвящены работы Н. А. Потемкиной [18]3, Е. Г. Давыдовой [6], И. В. Полозовой [17] и многих других авторов. Одна-
1 Гофман А. Б. Социология традиции и современная Россия // Россия реформирующаяся: Ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. Вып. 7. М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 345.
2 Термин принадлежит И. А. Гарднеру.
3 Здесь и далее в квадратных скобках указаны порядковые номера упоминающихся изданий соответственно приведенному в конце статьи списку литературы.
ко исследований, специально посвященных вопросам церковно-певческой традиции Сызранского уезда Симбирской губернии, до сегодняшнего момента не проводилось, поэтому данная работа является одной из первых попыток анализа и систематизации сведений о клиросной практике указанного региона.
Некоторые косвенные сведения о церковно-приходской жизни Сызранско-го уезда содержатся в исследованиях самарских авторов, посвященных церковной истории: прот. М. Кокарева [8], диакона А. Подмарицына [16], каталогах печатной продукции М. Курмаева [11], статьях самарских исследователей (сборники статей по материалам ежегодной Всероссийской научной конференции «Платоновские чтения»: работы Мирончевой Е. А. [13], Кольцовой С. С. [9] и Бондаренко А. С. [2] и др.), а также в публикациях современных сызранских краеведов В. Петряшина [15], Н. Алексеенко [1] и др. Церковная жизнь Сызран-ской епархии упоминается в трудах ульяновского автора А. Долматова [7].
В качестве региональной литературы о богослужебном пении имеются статьи ульяновских музыковедов Е. Г. Сковиковой [20] и С. Б. Петрова [14], раскрывающих исторические и литургические особенности дореволюционного клиросного творчества Симбирской епархии, что, соответственно, имеет прямое отношение и к церковно-певческой практике Сызрани. В своей работе мы, главным образом, опирались на документы, сохранившиеся в Сызранском филиале Центрального государственного архива Самарской области (СФ ЦГА СО) и ОГБУ «Государственный архив Ульяновской области». Весьма ценным источником для настоящего исследования оказался также периодический журнал «Симбирские епархиальные ведомости» (1876—1917 гг.).
В начале ХХ в. в Сызрани и ее окрестностях функционировало несколько обителей: Сызранский Свято-Вознесенский мужской монастырь4, Сызранский Сретенский женский монастырь5, Кашпирский Благовещенский мужской мо-настырь6, Старо-Костычевский Смоленский женский монастырь7. Главным
4 Сызранский Свято-Вознесенский мужской монастырь — одна из старейших обителей Среднего Поволжья. Основанный в 1691 г., он просуществовал до 1923 г., когда в числе прочих православных святынь был разорен большевиками. В 1992 г. начались масштабные реставрационные работы, сейчас монастырь является действующим.
5 Сызранский Сретенский женский монастырь возник как община в 1856 г. и уже в 1858 г. был преобразован в общежительный монастырь. Монастырские строения сильно пострадали во время крупного общегородского пожара в 1906 г. В 1907 г. сгоревшие здания были отстроены заново. После установления советской власти, в 1923 г., монастырь был закрыт, а позднее полностью разрушен.
6 Кашпирский Благовещенский монастырь — мужской монастырь Русской Православной Церкви, действовавший в конце XVII — 1-й трети XVIII в. в городке Кашпир (Сызрань). В 1764 г. в ходе секуляризационной реформы Екатерины II монастырь был упразднен, а монахи расселены в соседние монастыри. Благовещенский храм стал использоваться как приходской для сел Монастырское и Семеновское (в советское время при заполнении Саратовского водохранилища оба этих села были затоплены). Практически все монастырские постройки разрушились уже к концу XVIII в., однако сохранилось здание монастырского храма, где сегодня ведутся реставрационные работы. Пока монастырь не является действующим и службы в храме не восстановлены.
7 Старо-Костычевский Смоленский женский монастырь основан святым схимонахом Пантелеимоном в 1869 г. и просуществовал вплоть до своего закрытия в 1928 г. Одновременно вблизи монастыря был построен массивный Смоленский храм. Сегодня старый храм и мона-
храмом Сызрани был Казанский собор, кроме которого в городе имелось около десятка церквей, где велась активная приходская жизнь.
Несмотря на обилие статистических сведений о причетниках Сызранско-го уезда, по имеющимся данным трудно судить о характере дореволюционной клиросной практики в целом. Более того, прямых указаний на уровень певческой грамотности или особенности состояния последней нигде не встречается, за исключением косвенных характеристик основных умений диаконов или псаломщиков (владение чтением, пением и знание катехизиса), записанных в кли-ровых ведомостях8. Шкала оценки уровня певческого знания и опыта церковнослужителей выражалась исключительно канцелярскими оборотами. Варьируясь от определений «изрядно», «хорошо» или «очень хорошо», «не худо» к характеристикам «порядочно», «удовлетворительно», «недостаточно» и, наконец, «слабо» или «не слабо», примерная характеристика руководителя хора выглядела следующим образом: «Чтение и пение знает хорошо, катехизис — порядочно». Однако некоторые причетники, как, например, диакон церкви Казанской иконы Божией Матери с. Новой Рачейки Сызранского уезда Аристарх Виноградов, удостаивались похвалы за «изрядное пение»9.
Причем терминология, используемая в архивных документах, требует отдельного уточнения. В клировых ведомостях Сызранских церквей за 1858 и 1865 гг.10 еще используются старинные, дореформенные названия церковнослужителей: дьячок (очевидный аналог регента) и пономарь (который мог быть как звонарем, так и алтарником и т. п.), в более поздних изученных нами документах, начиная с 1875 г.11, используется термин «псаломщик». А слово «регент» впервые встречается в зарплатных тетрадях Сызранского Вознесенского мужского монастыря за 1895 г., Настольном реестре входящих бумаг Сызранского Сретенского женского монастыря в 1900 г., в Летописи Казанского собора в 1910 г., а в изученных нами клировых ведомостях церквей Сызранского уезда — в 1915 г. (только по отношению к кафедральному собору), однако, по-видимому, не всегда заменяет собой понятие «псаломщик», поскольку эти понятия соседствуют. Например,
стырь разрушены до основания, но на их месте в 1992 г. был выстроен новый храм Смоленской иконы Божией Матери в Костычевском районе г. Октябрьска.
8 Клировые ведомости, формуляр которых предполагал графу оценки качества пения, чтения и знания катехизиса, встретился нам в документах с 1858 по 1901 гг. В ведомости за 1915 г. используется шаблон, который не дает подобных характеристик, однако указывается наличие наград, о чем в ранних документах не сообщалось. Чаще всего фигурирует медаль к 300-летию царствования дома Романовых (награждены были, например, псаломщики Казанского кафедрального собора Д. И. Богословский, А. К. Шперлинг, псаломщик церкви с. Новоспасского А. Никольский) и орден Святой Анны 3-й степени, присвоенный диакону Казанского кафедрального собора В. И. Архангельскому (имеющему, кроме того, и медаль к 300-летию царствования дома Романовых).
9 Областное государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Ульяновской области» (далее — ОГБУ ГАУО). Ф. 134. Оп. 2. Д. 571: Клировая ведомость церквей Сызранского уезда за 1858 г. Л. 37.
10 Там же. Д. 525: Клировая ведомость церквей Сызранского уезда за 1865 г. 93 л.
11 ОГБУ ГАУО. Ф. 134. Оп. 3. Д. 163: О рукоположении псаломщика Г. Остроумова во священника с. Сутяжное. 23 л.
«псаломщик А. Шперлинг является регентом собора»12, «Петр Кононов был регентом Вознесенского монастыря»13, «книги выданы регенту»14. К тому же и термин «псаломщик» не выходит из употребления писцов после появления обозначения «регент». Вероятно, под «регентом» подразумевали ведущего псаломщика соборного или праздничного хора; а уставщики, руководители малого соборного хора и иных городских клиросов по-прежнему именовались псаломщиками.
О высоком профессионализме некоторых сызранских регентов свидетельствует, по-видимому, тот факт, что трое из них (Петр Смирнов, Константин Пальмов и Петр Васильев, служившие в Казанском соборе) были перемещены к Симбирскому кафедральному собору. Кроме того, из Казанского собора вышли и другие мастера церковного пения. Например, известно, что диакон Владимир Иванов Архангельский (род. ок. 1876) «в 1913 году победил на всероссийском конкурсе басов и вскоре (в 1916 г., согласно Летописи Казанского собора. — Ю. Т.) был переведен протодьяконом в московский Храм Христа Спасителя»15.
Как следует из документов, среди псаломщиков епархии была постоянная ротация, указы об их перемещении издавались периодически, и срок службы псаломщика в одном храме, как правило, не превышал шести лет. Чаще всего псаломщики писали прошения о перемещении по собственному желанию, нередко из материальных соображений, поскольку в различных селах уезда жалованье разнилось, отличалось оно и в городских храмах.
В клировой ведомости сызранских церквей за 1915 г., кроме всего прочего, приводятся размеры годового дохода каждого члена причта. Из этого документа следует, что самым высоким было жалованье псаломщиков Казанского кафедрального собора, которое составляло 715 руб. 88 коп., в Преображенской городской церкви оно составляло уже 574 руб., а в Петропавловской и Троицкой церквах не доходило до 400 руб. Таким образом, оплата зависела прежде всего от статуса храма, но также и от занимаемой должности (диаконы на псаломщиче-ских вакансиях получали больше, псаломщики — меньше). Однако среди найденных документов не было примеров получения различного жалованья двумя псаломщиками одного храма. Следовательно, жалованье в те времена еще не зависело от уровня образования или личных творческих качеств сотрудника. Очевидно, престижнее всего, и не только в материальном плане, было служить в кафедральном соборе: профессионально обученный хор имел больше исполнительских возможностей, и нередко именно причетники кафедрального собора могли быть впоследствии перемещены в губернскую столицу Симбирск или даже в Москву (как факт карьерного роста), о чем свидетельствуют ранее приведенные нами факты.
12 ОГБУ ГАУО. Ф. 134. Оп. 2. Д. 559: Клировая ведомость церквей Сызранского уезда за 1915 г. Л. 15.
13 Сызранский филиал Центрального государственного архива Самарской области (далее — СФ ЦГА СО). Ф. 51. Оп. 1. Д. 59: Различные документы Сызранского Вознесенского мужского монастыря. 206 л.
14 Там же. Ф. 26. Оп. 2. Д. 102: Настольный реестр входящих и исходящих бумаг, сведения о числе монашествующих сестер Сызранского Сретенского женского монастыря за 1900 г. Л. 1.
15 Кто есть кто в Сызрани / ред.-сост. Е. Мочалова. Самара: Навигатор, 2001.
В селах ситуация была сложнее. Так, за выполнение обязанностей псаломщика в Казанской церкви с. Новое Томышево полагалось 256 руб. 69 коп., а оклад аналогичной вакансии в с. Новоспасском составлял менее 100 руб. Разница в окладах столь очевидна, поскольку сельские храмы полностью зависели от пожертвований прихожан (их количества и состоятельности). Поэтому неудивительно, что псаломщики стремились служить в более доходных приходах, поскольку на содержание их семей, нередко многодетных, уходили значительные средства. Например, в своем прошении к епископу Алатырскому Назарию от 23 августа 1916 г. псаломщик с. Новоспасского Александр Никольский писал: обратиться «побудило меня только совершенно безвыходное положение. Семья моя состоит кроме меня и жены из 8 человек детей, из коих две дочери уже обучаются в Симбирском епархиальном женском училище. При самой наискромнейшей моей жизни, средства содержания семьи и обучения детей решительно не хватает»16. Другим примером может служить запись из Летописи церкви с. Кашпирского, в которой говорится о том, что 8 февраля 1917 г. исполняющий обязанности псаломщика Андрей Соколов «выехал в новое место служения в с. Мордово Сенгелеевского уезда, перешедший туда по невозможности содержаться на получаемые здесь скудные донельзя средства, больше всего он страшился остаться без дров, на покупку которых не имел средств, а прихожане на помощь отопления домов причта не приходили. Прослужил он здесь около полугода»17.
В условиях такой текучести кадров в селах неминуемо страдал уровень певческого искусства. К середине 1910-х гг. ситуация настолько обострилась, что одним из важнейших вопросов в повестке симбирской епархиальной комиссии по выработке мероприятий к улучшению постановки церковного хорового пения была недопустимость перехода певцов и регентов из одного храма в другой без крайней необходимости18.
Однако напряженная финансовая ситуация провинциальных хоров не была уникальной только для Симбирской епархии. Подобные проблемы обсуждались в околоцерковной прессе соседних регионов Среднего Поволжья. Например, неравнодушный к реалиям развития богослужебного пения в Самаре священник Стефан Богородицкий на страницах «Самарских епархиальных ведомостей» в 1905 г., в дополнение к характеристике идеального образца церковного хора, писал: «Возможно ли иметь такой хор в селе? Разумеется, я не принимаю во внимание таких сел, где на хор расходуется до 2 тыс. руб. в год и притом имеется регент, получивший специальное музыкальное образование; таких сел не много, и они представляют собой счастливое исключение. Я имею в виду обыкновенное среднее село»19. А в качестве последствий недофинансирования, неустройства быта, а также порой сложных социальных взаимоотношений с руководством и
16 ОГБУ ГАУО. Ф. 134. Оп. 3. Д. 655: Личное дело псаломщика церкви с. Новоспасского Сызранского уезда А. Никольского. Л. 19.
17 Там же. Л. 25.
18 Журнал № 3 Комиссии по выработке мероприятий к улучшению постановки церковного хорового пения // Симбирские епархиальные ведомости. 1916. № 7-8. С. 147-149.
19 Богородицкий С. Несколько слов о церковном пении // Самарские епархиальные ведомости. 1905. № 18. С. 758.
прихожанами регентов в сельских и небольших городских приходах С. Богоро-дицкий называет дилетантизм регентов и певчих, однообразие музыкального сопровождения таких богослужений.
Рассмотрим проблему преемственности и практику передачи певческих навыков на примере храмов Сызранского уезда. Для этого обратимся к анализу процесса подготовки псаломщических кадров. Как уже ранее отмечалось, псаломщиками в основном становились студенты, не завершившие полного курса духовной семинарии или же окончившие духовное училище. Чаще всего псаломщиками назначались студенты Сызранского и Симбирского духовных училищ, нередко на этой должности служили выпускники Алатырского духовного училища Симбирской губернии. Лишь однажды встречается назначение псаломщика, окончившего духовное училище в другом регионе — Рязани.
Иногда окончить семинарию студентам не удавалось не по своей воле. Достаточно ознакомиться с сохранившимся текстом прошения воспитанника 1 класса Симбирской духовной семинарии Феодора Покровского к епископу Варсонофию20: «Отец мой, псаломщик с. Печерского Василий Покровский, 7 сего июня помер, оставив после себя семейство, состоящее из восьми человек детей без всяких средств к существованию, а потому я, заботясь об оставшейся после родителя семье, покорнейше прошу Вас, Ваше Преосвященство, зачислить за мною оставшееся после смерти отца моего вакантное место псаломщика в с. Печерском»21. Войдя в положение просителя, епископ удовлетворил прошение семинариста, невзирая на далеко не выдающиеся успехи последнего (в Свидетельстве об окончании Сызранского духовного училища по церковному пению стоит «3», а в выписке из семинарии на обратной стороне документа и вовсе «2»)22. Подобные решения не были редкостью, поскольку в то время епархия испытывала острый дефицит псаломщических кадров. Тем семинаристам, которые неудовлетворительно обучались церковному пению в теории, приходилось постигать его основы на практике, а затем сдавать квалификационный экзамен.
О функциях духовных училищ писал симбирский краевед А. Яхонтов23: «Нетрудно видеть из курса этого училища, что оно назначалось специально с целью подготовления им воспитанников для семинарии, а также с целью подготовления и для замещения псаломщических мест». Программа обучения в духовных училищах была вполне традиционной и включала в себя «пение обиходное по нотам, по написанию на доске мелом разных обиходных стихов и по сокращенному обиходу» [там же], которое изучалось во всех трех классах.
Долгое время функцию подготовки псаломщических кадров в уезде выполнял и Сызранский Вознесенский монастырь. Согласно ведомостям за 1895 г., в монастыре имелся приличный хор, собранный из проходящих клиросное послу-
20 ОГБУ ГАУО. Ф. 134. Оп. 3. Д. 501: Личное дело псаломщика церкви с. Печерское Сыз-ранского уезда Ф. Покровского (1892-1915 гг.). 31 л.
21 Там же. Л. 1.
22 Там же. Л. 2.
23 Симбирская церковная старина. Вып. 3 / Изд. Симбирского епархиального церковно-археологического общества. Симбирск, 1917. С. 95.
шание24. На обоих клиросах взрослых певчих в среднем присутствовали около 20 человек, кроме того, в хоре пели по 13 мальчиков в партиях дискантов и альтов. Самый ранний документ, который упоминает о проходящих клиросное послушание юношах, свидетельствует, что в 1840-х гг. «для приготовления к причетнической должности» в монастырь были определены25 диакон Успенской церкви Алексей Никифоров26, диакон Казанского собора Елпидифор Тихомиров27, «на протяжении трех лет находился в Сызранском мужском монастыре, исполняя обязанности послушника» псаломщик Преображенской церкви Феодор Крав-ков28. А в 1866 г. в обители проживали 12 «исключенных [из духовного училища] учеников, временно помещенных в монастырь для практического приготовления к церковно-служительским должностям»29. В основном это были дети духовенства, исключенные из Сызранского, реже Симбирского духовных училищ, которые могли практиковаться и приобретать опыт в монастыре в среднем от 4 до 7 лет. В разное время в числе послушников Вознесенского монастыря были30 регент Казанского собора Александр Шперлинг31, псаломщики сызран-ской Преображенской и старокостычевской Вознесенской церквей Григорий Ильин и Иоан Харитонов32, псаломщик Петропавловской церкви Константин Несмелов33.
Но существовали и иные пути занятия псаломщической вакансии. Известно, что на рубеже XIX—XX вв. под патронажем Симбирской духовной консистории действовала «Экзаменационная комиссия для испытания лиц из не окончивших курс в Семинарии, ищущих звания псаломщиков и диаконов», и экзамен ей достаточно сложно было выдержать. Причем к экзамену привлекались и лица, уже окончившие духовные училища.
О важности прохождения псаломщического экзамена свидетельствует весьма показательная история из дела псаломщика с. Рызлей Григория Благоразумо-ва (род. в 1876 г.), который на протяжении многих лет безуспешно пытался сдать консисторские испытания34. В докладе экзаменационной комиссии сообщалось о том, что испытуемый «некоторые напевы осмогласия передает неточно, при пении же по церковному обиходу делает ошибки»35. Но, несмотря на то что
24 СФ ЦГА СО. Ф. 51. Оп. 1. Д. 59: Различные документы сызранского Вознесенского мужского монастыря. Л. 204.
25 ОГБУ ГАУО. Ф. 134. Оп. 2. Д. 544: Клировая ведомость церквей Сызранского уезда за 1901 г. 305 л.
26 Там же. Л. 115.
27 Там же. Л. 11.
28 Там же. Л. 107.
29 Там же. Оп. 3. Д. 64: Ведомости о монашествующих и бельцах монастырей Симбирской епархии от 01.01.1867 г. 104 л. Л. 11-15.
30 Там же. Оп. 2. Д. 559: Клировая ведомость церквей Сызранского уезда за 1915 г. 939 л.
31 Там же. Л. 78.
32 Там же. Л. 939.
33 Там же. Л. 49.
34 Там же. Оп. 3. Д. 625: Личное дело псаломщика с. Рызлей Сызранского уезда Г. Благо-разумова. 48 л.
35 Там же. Л. 5.
консистория не отстранила Г. Благоразумова от места36, впоследствии он долгие годы не мог добиться штатной должности псаломщика (и затем посвящения в стихарь), пока, наконец, не прошел необходимого испытания (заметим, что за эти годы он успел сменить несколько мест службы, где по-прежнему числился исправляющим обязанности псаломщика).
Очевидно, что данная проблема являлась всеобщей, поскольку даже в распоряжениях Святейшего Синода присутствовали указания о необходимости принятия «мер к возвышению успехов семинарских воспитанников по предмету церковного пения»37. С аналогичными проблемами, когда воспитанники духовных учебных заведений, по занятии должности псаломщика вдруг обнаруживали профессиональную некомпетентность (требующую прохождения дополнительного экзамена), сталкивались и в соседних епархиях. Для иллюстрации вновь обратимся к размышлениям публициста С. Богородицкого, очень емко характеризующего ситуацию, сложившуюся в начале ХХ в. на самарских клиросах: «Места псаломщиков у нас обычно предоставляются воспитанникам наших духовных учебных заведений, по тем или другим причинам выбывших из них. Так вот, чтобы эти места давались им не только как "кусок хлеба", почему бы не поставить кандидатам их требования музыкальных познаний и способности управлять хором или, по крайней мере, отдавать преимущество таковым. Тогда они и на школьных-то скамьях относились бы более внимательно к преподаванию церковного пения»38.
Таким образом, сызранские певчие готовились к экзамену либо путем приобретения практического регентского опыта, как в случае с Г. Благоразумовым, либо поступали на длительное подготовительное послушание в Сызранский Вознесенский мужской монастырь, как в случае с И. Харитоновым и др. При этом нельзя не признать, что в ХХ в. возможности получения дополнительного образования стали расширяться.
С 1906 по 1917 г. при Московском Синодальном училище церковного пения проводились экзамены на звание регента частного церковного хора, соискатели этого звания приезжали со всех концов России39. Причем уровень требований, предъявляемый к ним, был весьма высоким. «Испытуемый должен был про-
36 Решение консистории обосновывается несколько позднее — в 1908 г. «О рассмотрении очередного запроса псаломщика об утверждении его в штатную должность». Канцелярия сообщила, что постановлено «от утверждения его в должности без сдачи недоконченного испытания отклонить, и что как не исполнивший до сих пор условия, с которыми был допущен к исполнению обязанностей псаломщика, т. е. относительно сдачи испытания, он должен был подлежать увольнению от места, и если не постановляется в этом смысле заключение, то единственно ввиду ощущаемого в данное время недостатка в кандидатах на псаломщические места, а также ввиду представленных им аттестаций, по смыслу которых он представляется терпимым в должности псаломщика» (ОГБУ ГАУО. Ф. 134. Оп. 3. Д. 501. Л. 19).
37 Определение Святейшего синода от 26 марта — 17 июня 1887 за № 593, о мерах к возвышению успехов семинарских воспитанников по предмету церковного пения // Симбирские епархиальные ведомости. 1877. № 14. С. 286.
38 Об улучшении церковного пения // Самарские епархиальные ведомости. 1908. № 19. С. 774.
39 Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 2: Синодальный хор и училище церковного пения: Исследования. Документы. Периодика. Кн. 1. М., 2002. С. 271.
демонстрировать знания по теории музыки, сольфеджио, управлению хором, церковному уставу, истории церковного пения, методике начального обучения пению, а также игру на скрипке»40.
Известно, что с декабря 1911 по февраль 1912 г. «в отпуске в Москве, где при Синодальном училище проходил главнейшие предметы регентского дела», находился регент Сызранского Казанского кафедрального собора Александр Шперлинг41. Согласно сохранившимся сведениям, позднее, в 1914 г., курс в Московском Синодальном училище церковного пения окончил исполняющий должность псаломщика Троицкой церкви г. Сызрани Сергей Иванов Любимов. Возможно, и другие сызранские регенты могли обучаться в столице, так как для епархиального центра — г. Симбирска — такие учебные поездки не были исключением. Например, певчий симбирского архиерейского хора «Иван Тимофеев окончил курс в Петербургской Придворной певческой капелле», там же обучался и регент С. П. Ягодинский. Регент А. В. Абутков получил образование в Петербургской консерватории, а Н. С. Косарин — в Московском синодальном училище42.
Необходимо отметить, что деятельность Московского общества любителей церковного пения была положительно оценена не только в Симбирской, но и в соседней Самарской епархии. Например, в вышеупомянутых статьях С. Бого-родицкий активно ратовал за открытие в каждой епархии при семинарии особого регентского класса, в котором бы проходило обязательное ознакомление обучающихся с произведениями композиторов новой школы. Очевиден отклик на деятельность С. В. Смоленского и в Саратовской епархии, в трудах одного из впоследствии крупнейших музыкальных историков Нового направления русской духовной музыки В. М. Металлова.
По образцу столичных (московских и петербургских) краткосрочные певческие курсы стали открываться и в Симбирской губернии. Так, известно, что вышеупомянутый псаломщик И. Харитонов в 1914 г. «прослушал краткосрочные курсы чтения, пения и дисциплины для псаломщиков, бывшие при Кузо-ватовской второклассной Церковно-приходской школе Сенгелеевского уезда»43. Важно то, что посещение сызранскими регентами подобных курсов не являлось лишь необходимой формальностью для получения должности и места (поскольку все указанные нами лица уже были аттестованы на экзамене и отработали некоторое время), это явно воспринималось как повышение квалификации44,
40 Русская духовная музыка в документах и материалах... С. 271.
41 СФ ЦГА СО. Ф. 36. Оп. 1. Д. 81: Дело о назначении учителем пения 2-ой Сызранской женской гимназии псаломщика Сызранского Казанского собора А. Шперлинга (31.01.1912— 28.11.1913). Л. 8.
42 Сковикова Е. Г. Богослужебное пение в симбирских церквах (конец XIX — начало XX в.) // Музыка. Искусство, наука, практика. Научный журнал Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова. 2014. № 3 (7). С. 62.
43 ОГБУ ГАУО. Ф. 134. Оп. 2. Д. 559: Клировая ведомость церквей Сызранского уезда за 1915 г. Л. 939.
44 Однако нельзя утверждать, что обучение в г. Москве не давало никаких видимых преимуществ. Так, С. Любимов, несмотря на относительно юный возраст, по окончании курсов в том же году был посвящен в стихарь, тогда как у среднего уездного псаломщика период между
проводимое с целью «улучшения качества пения» (за которое, как указывалось ранее, и ратовали в 1910-х гг. в Казанском кафедральном соборе).
Однако кроме непосредственно богослужебной практики клирики Симбирской епархии также проводили культурно-досуговые мероприятия для горожан: религиозно-нравственные чтения, духовные праздники в образовательных учреждениях, неотъемлемой частью которых было концертное хоровое пение. В целом ведение клиром активной социальной деятельности в начале ХХ в. не было исключительно локальным явлением своего времени, очевидно, это становилось общероссийской тенденцией. К примеру, о порядке и необходимости проведения духовных концертов регулярно поступали правительственные распоряжения Святейшего Синода45.
Религиозные нравственные чтения, сопровождаемые хором воспитанников, на рубеже Х1Х—ХХ вв. регулярно проводились в Симбирской духовной се-минарии46. Одновременно с Симбирскими религиозно-нравственные чтения на протяжении 1899 года проводились и в зале Сызранского городского общества, где «между чтениями исполнял нотные богослужебные песнопения церковный хор певчих Успенского храма»47. На страницах «Симбирских епархиальных ведомостей» сохранилась заметка о проведении праздника в Сызранском духовном училище 26 мая 1899 г., на котором немалая часть программы была отведена для исполнения разнообразных духовных сочинений «училищным хором во главе со своим регентом, учителем пения М. Л. Канкровым»48. Все эти духовно-просветительские мероприятия, по мнению духовенства, в частности, способствовали приобщению широкого круга горожан к церковному пению, что впоследствии могло привести к улучшению качества всенародных обиходных молитв во время самого богослужения. Более того, вопрос о народном пении в епархии начала ХХ в. был весьма актуальным и даже, согласно выражению современника священника В. Димитриева, «модным»49.
Наряду с Симбирской епархией проблема народного пения в церквах на рубеже Х1Х—ХХ вв. нередко освещалась и в прессе иных российских регионов. Так, в 1916 г. в губернской церковной газете была продублирована статья из «Вятских епархиальных ведомостей» о народном пении с пожеланием о скорейшей повсеместной организации народных церковных хоров, основанная на докладе Комиссии по народному образованию50. В соседних с Симбирском регионах корень решения данной проблемы, прежде всего, видели в изменениях учебной программы. Так, в 1881 г. в «Саратовских епархиальных ведомостях» вышла
началом трудовой деятельности и посвящением в стихарь мог растягиваться на более длительный период — около 5 лет. (ОГБУ ГАУО. Ф. 134. Оп. 2. Д. 544. Л. 91).
45 Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего правительствующего синода // Симбирские епархиальные ведомости. 1916. № 3. С. 43-45.
46 Симбирские епархиальные ведомости. 1899. № 4. С. 182-184; № 12. С. 458-460.
47 Там же. № 4. С. 185-188; № 11. С. 409-415; № 14. С. 515-519.
48 Пальмов Н. Чествование памяти Пушкина по поводу столетия со дня его рождения в Сызранском духовном училище // Симбирские епархиальные ведомости. 1899. № 12. С. 456.
49 Церковное пение // Там же. 1915. № 20. С. 789.
50 О народном пении. Иноепархиальное обозрение // Там же. 1916. № 3. С. 77-79.
статья священника Л. Владыкина51, который средство улучшения всенародного церковного пения видел в должном обучении хоровому классу воспитанников народных школ. А в 1893 г. была выпущена брошюра «Церковное пение как предмет преподавания в народной школе» В. М. Металлова52, на тот момент работавшего в г. Саратове. Аналогично и в Симбирской епархии придерживались мнения, что обучение церковному пению молодого поколения нужно начинать как можно раньше. В губернской периодике того времени нередко можно обнаружить разнообразные программы и указания по обучению хоровому искусству, например программы пения в приготовительных классах при духовных учили-щах53, методические рекомендации по обучению церковному пению в начальной школе опытных преподавателей коллегам54 и т. д.
Не отставала от повсеместных тенденций и Сызрань. С 20 июня по 1 августа 1899 г. на базе Сызранского духовного училища были организованы «Временные педагогические курсы для учителей и учительниц церковно-приходских школ», куда были направлены абитуриенты из трех уездов Симбирской епархии (Ардатовского, Сенгелеевского и Сызранского). Важнейшее место в программе курсов отдавалось методике и практике обучения церковному пению. Уроки, на которых слушатели курсов в том числе освоили «приемы обучения детей петь по квадратной ноте молитвы», проводились диаконом В. Покровским, а на уроках священника А. Березина курсисты кроме всего прочего познакомились с «древле-церковным» знаменным распевом55.
Итак, суммируя вышеизложенные факты, можно заключить, что средним псаломщиком Сызранского уезда начала ХХ в. был относительно молодой человек от 22 до 42 лет56 мужского пола, на плечи которого нередко ложилась не только непосредственно клиросная практика, но и обязанности по преподаванию, проведению курсов повышения квалификации, праздников и иных мероприятий в духовных учебных заведениях и общественных собраниях города.
51 Владыкин Л. К вопросу о церковном пении // Саратовские епархиальные ведомости. 1881. № 39. С. 300-301.
52 Металлов В. М. Церковное пение как предмет преподавания в народной школе. Саратов, 1893.
53 Извлечение из утвержденного 21.05.1873 года Святейшим Синодом положения об устройстве приготовительных классов при духовных училищах // Симбирские епархиальные ведомости. 1876. № 8. С. 153-160.
54 Обучение церковному пению. Для учащих // Там же. 1901. № 9. С. 321-323.
55 Прозоров В. Краткий отчет о временных педагогических курсах с 20 июня по 1 августа 1899 года при Сызранском духовном училище // Там же. 1899. № 17. С. 612-617.
56 Вероятно, такой возрастной отбор объясняется наибольшей работоспособностью и активностью человека среднего возраста, требуемой для неукоснительного посещения служб и в целом работы с хоровым коллективом. Кроме того, к 22 годам полностью завершается мутация голоса, а также молодой человек успевает получить необходимое образование. К 40 годам часто певчий вырабатывал свой голосовой ресурс, «спадал с голоса». В более зрелом возрасте псаломщик нередко выполнял другие функции за богослужением. Как следует из документов, для многих клирошан должность псаломщика становилась проходной ступенькой перед получением сана диакона, однако в клировых ведомостях имеются примеры служения и зрелых псаломщиков.
Говоря о практической подготовке большинства сызранских регентов на рубеже Х1Х-ХХ вв., нужно отметить, что ситуация значительно менялась. Если еще в конце XIX в. «кузницей» практической подготовки певческих кадров был исключительно монастырь, а псаломщиком в крупном храме мог стать преимущественно кандидат из круга бывших семинаристов, то уже во втором десятилетии ХХ в. акцент смещается на расширение доступности регентского образования. Возникает возможность посещения краткосрочных курсов в своей епархии, выезда для обучения или работы в столице, а вместе с этим начинаются процессы ассимиляции, смешения разных традиций, можно говорить, что глобализация коснулась и жизни Православной Церкви.
Постепенно раздвигались и сословные границы: в XIX в. клиросное послушание по-прежнему носило потомственный характер (чаще всего служили дети духовенства или причта, хотя встречались примеры привлечения на клирос и крестьян), а в ХХ столетии, несмотря на продолжение этой тенденции, в регентских кругах гораздо чаще начинают появляться дети светских чиновников и крестьян. В этом отношении фигура регента сызранского Казанского собора Александра Шперлинга является как уникальной, так и весьма показательной для своего времени: сын чиновника, получивший начальное и скромное для того времени светское образование, прошедший через монастырское послушание, назначенный псаломщиком сначала в небольшое село, затем сумевший перевестись к кафедральному собору, обучившийся в Синодальном училище, получает звание регента главного уездного собора!
Очевидно, что многие тенденции оказываются характерными не только для Симбирской, но и для соседних Самарской и Саратовской епархий, совокупно составляющих Среднее Поволжье. На рубеже XIX—XX вв. в Сызрани, как и в целом по России, на волне всеобщего роста народного образования и просвещения, церковный причт вовлекается в социально-культурную жизнь города все активнее. Одновременно в губернской прессе все чаще обсуждается вопрос о привлечении мирян к богослужению, народном пении в храме, причем подобная полемика проводится в стране повсеместно.
Таким образом, на примере Среднего Поволжья как важнейшего периферийного российского региона можно проследить, насколько быстро музыкальная общественность, в том числе и церковная, чутко перенимала все новые столичные веяния, интерпретируя их согласно собственным традициям и реалиям.
Список литературы
1. Алексеенко Н. А. Времен связующая нить: из истории Старо-Костычевского Смоленского женского монастыря // Сызранский епархиальный вестник. 11.2018. № 2. С. 6.
2. Бондаренко А. С. История и повседневность сельского храма и прихода на Средней Волге в церковной летописи конца XIX в. // Платоновские чтения: материалы и доклады XXIII Всероссийской конференции молодых историков (Самара, 8-9 декабря 2017 г.) / отв. редактор П. С. Кабытов. Самара: Самарская гуманитарная академия,
2018. С. 32-34.
3. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: [в 2 т.]. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004.
4. Город Сызрань: очерки географии, истории, культуры, экономики: в 2 т. Т. 1 / Ин-т российской истории. Поволжский филиал / ред.-сост. Е. Г. Мочалова; науч. рук. П. С. Ка-бытов. Сызрань: Ваш Взгляд, 2008.
5. Гофман А. Б. Социология традиции и современная Россия // Россия реформирующаяся: Ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. Вып. 7. М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 334-352.
6. Давыдова Е. Г. Тамбовская церковно-певческая традиция конца XIX — начала XX в.: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Российская академия музыки им. Гнесиных. М., 2005.
7. Долматов А. Падение монархии и духовенство Симбирской епархии. URL: https:// ulpravda.ru/rubrics/100letie-revohutsii/padenie-monarkhii-i-dukhovenstvo-simbirskoi-eparkhii- (дата обращения: 15.11.2019).
8. Кокарев М., прот. Система управления Самарской епархии в предсоборный период (1894-1917): монография / ред. А. И. Мраморнов. М.: Спасское дело, 2016.
9. Кольцова С. С. Изучение истории Самарской и Сызранской епархии Русской Православной Церкви в современной исследовательской литературе // Платоновские чтения: материалы и доклады XIX Всероссийской конференции молодых историков (Самара, 6-7 декабря 2013 г.) / отв. ред. П. С. Кабытов. Самара: Самарский университет, 2013. С. 146-147.
10. Кто есть кто в Сызрани / ред.-сост. Е. Мочалова. Самара: Навигатор, 2001.
11. Курмаев М. В. Сызранская книга (1874-1926 гг.): сводный каталог-репертуар. Самарский государственный институт культуры, 2018.
12. Металлов В. М. Церковное пение как предмет преподавания в народной школе. Саратов, 1893.
13. Мирончева Е. А. Социокультурная деятельность женских монастырей России на примере Симбирской епархии конца XIX — начала XX в. // Платоновские чтения: материалы и доклады XXII Всероссийской конференции молодых историков (Самара, 9-10 декабря 2016 г.) / отв. ред. П. С. Кабытов. Самарская гуманитарная академия, 2017. С. 138-140.
14. Петров С. Б. Симбирский архиерейский хор // Симбирские епархиальные ведомости. 1994. № 8. С. 3.
15. Петряшин В. Преображенская слобода: история, люди (краткий очерк истории). URL: http://www.lib.syzran.ru/kraeved/Petryashin.htm (дата обращения: 20.04.2020).
16. Подмарицын А., диакон. Очерки из истории Самарской епархии (1917-1941 гг.). Самара: [б. и.], 2008.
17. Полозова И. В. Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев в историческом аспекте: дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02. Т. 1. [Место защиты: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова]. Саратов, 2009.
18. Потемкина Н. А. Проблемы изучения полного круга песнопений современного церковного обихода: На примере московской традиции: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 1999.
19. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 2: Синодальный хор и училище церковного пения: Исследования. Документы. Периодика. Кн. 1. М., 2002.
20. Сковикова Е. Г. Богослужебное пение в симбирских церквах (конец XIX — начало XX в.) // Музыка. Искусство, наука, практика. Научный журнал Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова. 2014. № 3 (7). С. 60-64.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.
Julia Tyuryakova, Graduate Student, Saratov State Conservatory, 1, Kirov Prosp., Saratov, 410012, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0001-9329-4009
2021. Vol. 41. P. 60-75
DOI: 10.15382/sturV202141.60-75
Features of the Practice of Liturgical Singing at the Turn of the XIX—XX Centuries in the Middle Volga Region, on the Example of Syzran District Simbirsk Province
Abstract: The article deals with the problem of organising Church singing in Syzran district of Simbirsk diocese — a significant area at the turn of the XIXXX centuries for the Volga region in terms of social and economic indicators. In particular, it covers the process of education of psalmists and regents (the role of the Theological school and Seminary), training of singing personnel (monastic clerical practice, the possibility of passing the psalmist's exam), their working and living conditions (including salaries). Separately, the possibility of improving the skills of regent staff within the diocese (Simbirsk and Syzran Psalmist's and Regent's courses) and in the capital's center (at the courses of Moscow Synodal school of Church singing) is shown. In addition, the paper addresses the issue of succession of regent staff of Syzran district, as well as their mobility on the territory ofthe diocese and beyond. The article highlights the extra-liturgical social activities of Syzran clergy: their celebration of holidays, memorable dates, religious and moral readings in the city. The problem of organising folk singing is also touched upon. A significant place in the study is devoted to the analysis of the causes and consequences of personnel instability in the region, and the impact of this phenomenon on the organisation of singing in Syzran district. Many archival materials used by the author of the article are unique documents first introduced into scientific circulation. The issues mentioned in the article are not considered narrowly locally, but in comparison with similar processes in the neighbouring Samara and Saratov provinces, which together make up the Middle Volga region. As a result of the analysis, it is concluded that the influence of all-Russian trends on the development of Church singing in this region.
Keywords: Syzran district, Simbirsk diocese, Church singing, Psalmist, clerical practice, Moscow Synodal school of Church singing, Regency courses, Syzran Holy ascension monastery, Saratov province, Samara diocese.
Alekseyenko N. A. (2018). Vremen svyazujucshaya nit': iz istorii Staro-Kostychevskogo Smolenskogo zhenskogo monastyrya [The connecting thread of time: from the history of The Staro-Kostychevsky Smolensk women's monastery]. Syzranskii eparkhial'nyi vestnik [Syzran diocesan Bulletin]. Vol. 2-11, p. 6 (in Russian).
Bondarenko A. S. (2018) Istoriya i povsednevnost' sel'skogo khrama i prikhoda na Srednei Volge v tzerkovnoi letopisi kontza XIX veka [History and everyday life of the rural Church and parish on
Ju. Tyuryakova
References
the Middle Volga in the ecclesiastical chronicle of the end of 19th century] in Kabytov P. (ed.) Platonovskie chteniya. Materialy i dokladyXXIII Vserossiiskoi konferentzii molodykh istorikov [Platonic readings: papers and reports of the XXIII all-Russian conference of young historians (Samara, 8-9 December 2017). Samara: Samara humanitarian Academy, pp. 32-34 (in Russian).
Dolmatov A. The fall of the monarchy and the clergy of the Simbirsk diocese Available at: https:// ulpravda.ru/rubrics/100letie-revohutsii/padenie-monarkhii-idukhovenstvo-simbirskoi-eparkhii (15.11.2019).
Gardner I. A. (2004) Bogosluzhebnoepenie Russkoi Pravoslavnoi Tzerkvi [Liturgical singing of the Russian Orthodox Church]. In 2 vols. Moscow (in Russian).
Gorod Cyzran'. Ocherki po geografii, istorii, kul'ture, ekonomike [The City of Syzran: essays on geography, history, culture, economy]. (2008) Vol. 1 / In-t ROS. istorii Povolzhsky branch; ed.-comp. E. G. Mochalova; scientific ruk. P. s. Kabytov. Syzran (in Russian).
Hoffman A. B. (2008) Sotziologiya traditzii i sovremennaya Rossiya [Sociology of tradition and modern Russia], in Gorshkov M. (ed.). Rossiya reformirujucshayasya. Ezhegodnik. [Russia is reforming. Yearbook]. Issue 7, pp. 334-352. Moscow: Institute of sociology of the Russian Academy of Sciences (in Russian).
Kokarev M., prot. (2016) Sistema upravleniya Samarskoi eparkhiei v predsobornyi period [The control system of the Samara diocese in the pre-Council period (1894-1917)]. Moscow (in Russian).
Koltsova S. S. (2013) Izuchenie istorii Samarskoi i Syzranskoi eparkhii Russkoi Pravoslavnoi Tzerkvi v sovremennoi issledovatel'skoi literature [Study of the history of Samara and Syzran diocese of the Russian Orthodox Church in the modern research literature]. Platonovskie chteniya. Materialy i doklady XXIII Vserossiiskoi konferentzii molodykh istorikov [Platonic readings : papers and reports of the XIX all-Russian conference of young historians (Samara, 6-7 December 2013)] / ed. the editor of P. S. Kabytov. Samara: Samara University publishing House, pp. 146-147 (in Russian).
Kurmaev M. V. (2018) Syzran book (1874-1926): consolidated catalog-repertoire. Samara (in Russian).
Mironcheva E. A. (2017) Sotziokul'turnaya deyatel'nost' zhenskikh monastyrei Rossii na primere Simbirskoi Eparkhii kontza Х1Х - nachala ХХ veka [Sociocultural activity of Russian women's monasteries on the example of the Simbirsk diocese of the late 19th - early 20th centuries] in Kabytov P. (ed.) Platonovskie chteniya. Materialy i doklady XXII Vserossiiskoi konferentzii molodykh istorikov [Platonic readings: papers and reports of the XIX all-Russian conference of young historians (Samara, 9-10 December, 2016)]. Samara: Samara humanitarian Academy, pp. 138-140 (in Russian).
Mochalova E. (ed.-comp.) (2001) Kto est'kto v Syzrani [Who is who in Syzran]. Samara (in Russian).
Petrov S. B. (1994) Simbirskii arkhiereiskii khor [Simbirsk Bishop's choir]. Simbirskie eparkhial'nue vedomosti [Simbirsk diocesan Vedomosti]. Vol. 8, p. 3 (in Russian).
Petryshyn V. Preobrazhenskaya Sloboda: history, people (a brief sketch of history). Available at: http://www.lib.syzran.ru/kraeved/Petryashin.htm (20.04.2020).
Podmaritsyn A., deacon. (2008) Ocherki iz istorii Samarskoi Eparkhii [Essays from the history of the Samara Diocese (1917-1941)]. Samara (in Russian).
Sinodal'nyi khor i uchilicshe tzerkovnogo peniya: issledovaniya, dokumenty, periodica [Synodal choir and school of Church singing: Research. Documents. Periodical], in Russkaya dukhovnaya musyka v dokumentakh i materialakh [Russian spiritual music in documents and materials]. Vol. 2. Book 1. Moscow, 2002 (in Russian).
Slovikova E. G. (2014) Bogosluzhebnoe penie v Simbirskikh tzerkvakh (konetz 19 - nachalo 20 veka) [Liturgical singing in Simbirsk churches (the end of 19th — beginning of 20th century)]. Musica. Iskusstvo, nauka,practica. [Music. Art, science, practice. Scientific journal ofthe Kazan state Conservatory named after N. G. Zhiganov]. Vol. 3(7), pp. 60-64 (in Russian).