Научная статья на тему 'Непрерывное духовно-музыкальное образование в Екатеринбургской епархии'

Непрерывное духовно-музыкальное образование в Екатеринбургской епархии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / церковно-певческое образование / регентская школа / регент / певчий / continuing education / church-singing education / regent school / choir-master / chantor

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шелудякова Оксана Евгеньевна

В статье рассматриваются проблемы современного церковно-певческого образования на различных его ступенях, анализируется соответствующий опыт Екатеринбургской митрополии. Внимание уделяется всем уровням образования: начальному этапу — в воскресных школах, студиях и певческих школах при храмах; системе воспитания певчих на курсах и вечернем отделении регентского факультета Екатеринбургской духовной семинарии (ЕДС); обучению регентов на профильном отделении семинарии и на высшей ступени образования по специальности «Древнерусское певческое искусство» (ДрПИ) в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского. На всех этапах образования необходимо задействовать несколько составляющих: глубоко изучить опыт предшественников в церковно-певческом образовании (прежде всего программы Синодального училища и Придворной певческой капеллы, певческих и регентских курсов), привлекать самые современные разработки богословских дисциплин, учитывать не только отечественный, но и международный опыт светской музыкальной педагогики. В стандарты, разработанные Учебным комитетом Русской Православной Церкви по специализациям «Регент церковного хора, преподаватель» и «Певчий церковного хора», включены несколько важнейших блоков. Первый из них предполагает освоение музыкально-теоретических дисциплин на уровне музыкальной школы и музыкального колледжа — сольфеджио, элементарной теории музыки, гармонии, анализа музыкальных форм и др. Второй блок имеет вероучительную направленность и включает изучение истории Церкви, церковнославянского языка, церковного Устава, догматики, Ветхого и Нового Завета и т. д. Наконец, важнейшую роль играют музыкально-практические дисциплины (регентование-дирижирование, церковное пение, богослужебная практика и проч.), т. к. именно они позволяют учащимся приобрести важнейшие профессиональные навыки и в результате обучения получить необходимую специализацию. В статье делается вывод о необходимости преемственности и последовательности, глубокой взаимосвязи между ступенями духовно-музыкального образования. Высказаны рекомендации по дальнейшему совершенствованию непрерывного церковного-певческого образования на Урале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuing Church-Singing Education in the Ekaterinburg Eparchy

The article concerns issues of church and chant education at its various stages. The respective experience of Ekaterinburg Metropolia has been analyzed. Attention is paid to all levels of education: primary level in Sunday schools, studious and chant schools at parishes; professional development system for cantors and part-time studies at the cantor faculty of Ekaterinburg Theological Seminary; education of choirmasters at the specialized department of the seminary, as well as the higher level of education with specialization in “Old Russian Chant Art” at the Urals Mussorgsky State Conservatory. The author emphasizes that several components are to be applied at all the education stages: the predecessors’ experience in church and chant education (first of all, the programs of Synod School and the Court Chapel Choir, as well as chant and choir-master courses) should be thoroughly studied; and state-of-the-art development of theological disciplines should be applied; and both domestic and international experience of secular music pedagogy should be also taken into account. The Standards developed by the Russian Orthodox Church Education Committee in the fields of specialization “Chuch Choir-master, Teacher” and “Chorister”, include a number of most important units. The first one offers the music and theoretical component at the music school level, followed by the music college: studying solfeggio, elementary music theory, harmony, etc. The second one is aimed at the religious doctrine and includes Ecclesiology, Old Church Slavonic, Church Constitution, Dogmatics, studying the Books of the Old and New Covenant, etc. Finally, the most important part is played by music and practical disciplines (choir directing, liturgical chant, liturgical practice, etc.), which allow students to obtain the most important professional skills and get the required specialization in the process of education. The conclusion is made on the necessity of continuity and consistency of studying, considering a deep interrelation of the stages of religious and musical education. Recommendations on further improvement of ongoing church and chant education in the Urals are provided.

Текст научной работы на тему «Непрерывное духовно-музыкальное образование в Екатеринбургской епархии»

УДК 2-47

001: 10.24412/2224-5391-2021-35-232-243

О. Е. Шелудякова

непрерывное духовно-музыкальное образование в екатеринбургской епархии

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы современного церковно-пев-ческого образования на различных его ступенях, анализируется соответствующий опыт Екатеринбургской митрополии. Внимание уделяется всем уровням образования: начальному этапу — в воскресных школах, студиях и певческих школах при храмах; системе воспитания певчих на курсах и вечернем отделении регентского факультета Екатеринбургской духовной семинарии (ЕДС); обучению регентов на профильном отделении семинарии и на высшей ступени образования по специальности «Древнерусское певческое искусство» (ДрПИ) в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского. На всех этапах образования необходимо задействовать несколько составляющих: глубоко изучить опыт предшественников в церковно-певческом образовании (прежде всего программы Синодального училища и Придворной певческой капеллы, певческих и регентских курсов), привлекать самые современные разработки богословских дисциплин, учитывать не только отечественный, но и международный опыт светской музыкальной педагогики. В стандарты, разработанные Учебным комитетом Русской Православной Церкви по специализациям «Регент церковного хора, преподаватель» и «Певчий церковного хора», включены несколько важнейших блоков. Первый из них предполагает освоение музыкально-теоретических дисциплин на уровне музыкальной школы и музыкального колледжа — сольфеджио, элементарной теории музыки, гармонии, анализа музыкальных форм и др. Второй блок имеет вероучительную направленность и включает изучение истории Церкви, церковнославянского языка, церковного Устава, догматики, Ветхого и Нового Завета и т. д. Наконец, важнейшую роль играют музыкально-практические дисциплины (регентова-ние-дирижирование, церковное пение, богослужебная практика и проч.), т. к. именно они позволяют учащимся приобрести важнейшие профессиональные навыки и в результате обучения получить необходимую специализацию. В статье делается вывод о необходимости преемственности и последовательности, глубокой взаимосвязи между ступенями духовно-музыкального образования. Высказаны рекомендации по дальнейшему совершенствованию непрерывного церковного-певческого образования на Урале.

232

(се)]

© О. Е. Шелудякова, 2021

Ключевые слова: непрерывное образование, церковно-певческое образование, регентская школа, регент, певчий.

Цитирование. Шелудякова О. Е. Непрерывное духовно-музыкальное образование в Екатеринбургской епархии // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 35. С. 232-243. DOI: 10.24412/2224-5391-2021-35-232-243

Сведения об авторе. Шелудякова Оксана Евгеньевна — профессор, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского, заведующая регентским отделением ЕДС (Россия, г. Екатеринбург). E-mail: k046421@yandex.ru

Поступила в редакцию 01.04.2021 Принята к публикации 10.06.2021

В последнее время концепция непрерывного образования в различных сферах (общее, профессиональное, богословское, церковно-певческое) стала одной из самых приоритетных. Идея «образования через всю жизнь» в отличие от «образования на всю жизнь» приобретает все большее распространение1. В особенности она важна для богословского, в том числе и для церковно-певческого образования, которое всегда осмысливалось как единый длительный путь становления личности. До сих пор единство обучения, воспитания и развития остается краеугольным камнем системы духовного образования: во всех сферах православного образования (пастырское, регентское, иконописное и проч.) обучение носит ярко выраженную воспитательную направленность и развивает не только способности, но и качества православного христианина.

До 1918 г. церковное музыкальное образование в Екатеринбурге в основном сосредоточивалось на различных курсах. Например, в 1898, 1900, 1903, 1910 гг. проводились Епархиальные педагогические курсы, организованные для учителей церковных школ. С 1897 по 1916 г. в Екатеринбурге проходили масштабные певческие летние курсы. Кроме того, функционировал Бесплатный народно-певческий класс2.

На данный момент церковно-певческое образование в Екатеринбургской епархии присутствует на всех ступенях обучения: I) в детских церковных хорах и студиях, церковно-приходских школах (начальная ступень образования) при храмах епархии; II) на церковно-певческих курсах, в центрах подготовки

1 Именно такой подход стал основополагающим в фундаментальном исследовании А. О. Ара-келовой: Аракелова А. О. Отечественное образование в области музыкального искусства: исторический опыт, проблемы и пути развития: дисс. ... д-ра иск. Магнитогорск, 2012.

2 Более подробная информация о курсах содержится в справочнике: Беляев С. Е. Музыкальные классы, школы, курсы в старом Екатеринбурге: справочник. Екатеринбург, 2015. (Очерки истории Урала; вып. 81).

церковных специалистов (средняя ступень образования, программа обучения певчих); III) на регентском отделении Екатеринбургской духовной семинарии.

В последние годы Учебный комитет Русской Православной Церкви предпринял значительные усилия по стандартизации церковного образования. В результате для регентских отделений семинарий и центров подготовки церковных специалистов были созданы церковные образовательные стандарты по специальностям «Регент», «Певчий», «Псаломщик», которые успешно внедряются в нашей епархии. Екатеринбургская духовная семинария получила статус «Общецерковной апробационной площадки по реализации программ подготовки регентов», регентское отделение ЕДС рекомендовано в качестве центра повышения квалификации преподавателей по разработке и внедрению нового стандарта «Певчий церковного хора».

В создании программного обеспечения стандартов активное участие принимали заведующая регентским отделением Екатеринбургской духовной семинарии О. Е. Шелудякова и завуч регентского отделения И. В. Тверякова. На базе ЕДС трижды были проведены обучающие семинары и краткосрочные курсы повышения квалификации по новым стандартам и учебным программам, в том числе в рамках Фестиваля хоров регентских отделений духовных учебных заведений имени священника Василия Зиновьева на базе Екатеринбургской митрополии, в ЕДС. Учебный процесс обеспечен несколькими авторскими учебными пособиями педагогов ЕДС.

I ступень певческо-регентского образования представлена воскресными или церковно-приходскими школами (ЦПШ). Программа «Церковное пение» для ЦПШ предполагает ознакомление учащихся с церковно-певческой культурой, приобретение начальных навыков слушания и исполнения духовных песнопений, подготовку к участию в богослужении. Возраст учащихся — в основном 7-11 лет, хотя в последние годы часто организуются и группы развития для детей 4-6 лет, а в занятиях хора принимают участие и старшеклассники.

Программа по церковному пению рассчитана на трехлетний цикл обучения. 1-й год обучения направлен на решение первоначальных задач организационного плана: начинается изучение и практическое освоение гласов, возможны первые опыты участия в богослужении в качестве певчих детского хора, дети активно вовлекаются в социальные и культурные мероприятия храма, а в некоторых случаях и городские, епархиальные события.

Уже в 1-й год обучения выявляется особое предназначение предмета «Церковное пение» — подготовка учащихся к участию в литургической жизни. Этой цели способствует разучивание простых песнопений и, по благословению священника, периодическое исполнение молитв во время богослужения. Задача ознакомительного этапа — введение детей в жизнь прихода, начальное воцерковление.

Во 2-й год обучения даются базовые сведения о гласовом пении, происходит подробное изучение чина Божественной литургии. На 3-й год закрепляются полученные знания, расширяется клиросная практика, изучаются особенности чина молебна и панихиды.

Количество часов в учебном плане определяется возрастными особенностями учащихся школьного возраста — урок в неделю по 45 минут или 2 по 25 минут. Общее количество учебных часов по дисциплине в год — не менее 35, при этом в периоды подготовки приходских спектаклей и концертов чаще всего происходит увеличение продолжительности и количества уроков за счет дополнительных репетиций и спевок.

В основном преобладают практические и игровые формы обучения. Однако на каждом занятии предполагается небольшая (не более 5-10 минут) теоретическая часть — историческая страничка, беседа о песнопении, прослушивание записей с обсуждением и т. д.

В процессе обучения возможно совмещение в пределах одного урока как индивидуальной, так и групповой форм (класса в целом и отдельных его групп, а также солистов). Это связано с тем, что данный предмет неизбежно включает в себя различные подходы к учащимся в зависимости от музыкальных и голосовых возможностей. Однако подчеркнем, что «церковное пение» как учебная дисциплина ни в коей мере не предполагает только музыкальной профессионализации — обязательным принципом является обучение всех учащихся вне зависимости от музыкальных данных ребенка. Способности детей, углубленно занимающихся в музыкальных школах и студиях и проявляющих значительный интерес к пению, могут раскрыться в подготовке сольных и ансамблевых номеров для концертов (в дополнительных занятиях и прогонах) и в активной помощи преподавателю в процессе занятий.

Важно помнить, что церковное пение не является изолированным предметом, оторванным от других дисциплин — на спевках развиваются и претворяются в практические навыки сведения, полученные на занятиях по Закону Божьему, уроках благочестия и других уроках в церковно-приходских школах. Особо следует подчеркнуть необходимость регулярного участия священников в изучении церковных песнопений. При этом начальное духовное и начальное музыкальное обучение осуществляется в единстве, происходит доминирование духовно-воспитательных задач педагогики над сугубо образовательными.

Предлагаемая программа изначально построена как вариативная, она предполагает творческое участие педагогов в ее реализации: возможны замены распевов и песнопений в зависимости от подготовленности и состава учащихся. Например, в некоторых храмах существуют группы детей, регулярно участвующие в клиросном пении. Безусловно, содержание программы в значительной мере зависит от условий конкретного храма — количества учеников ЦПШ, воз-

можности участия в богослужении, наличия базы для занятий музыкой и проч. Кроме того, подготовка к престольному празднику, изучение каждым воспитанником тропаря своему святому покровителю в принципе не могут быть регламентированы и заложены в календарный план, хотя и являются обязательными.

Каждый год предусмотрена подготовка к общегородским или областным мероприятиям, а несколько раз в год происходят события общеепархиального масштаба. Например, в Екатеринбургской митрополии хоровые коллективы церковно-приходских школ участвуют в следующих крупных торжествах:

1. Праздник в честь покровительницы города святой великомученицы Екатерины (декабрь);

2. Божественная литургия на Святках (январь);

3. Божественная литургия на Светлой Седмице;

4. Великопостный концерт (март — апрель).

В торжествах участвуют многие сотни детей, порой количество поющих на богослужении или концерте превышает тысячу. Дополняют картину мероприятия в масштабах благочиния, города и проч., социальные проекты с участием приходских детских хоров.

Таким образом, это подлинная начальная ступень церковно-певческого образования, предполагающая знание основных молитв, хода богослужения, некоторых гласовых напевов. В древности данная ступень была всеобщей и обязательной для всех обучающихся грамоте. Но и сейчас, на данном этапе духовное и музыкальное и начальное певческое образование неразделимы, и залогом некоего первичного профессионализма в области церковного пения по-прежнему остается определенный уровень общехристианского воспитания и образования. Сохраняется доминирование духовно-воспитательных задач педагогики над сугубо образовательными.

II ступень профессионального обучения зафиксирована в Стандарте для специальности «Певчий церковного хора» программы подготовки служителей Русской Православной Церкви, реализуемой в рамках лицензии на образовательную деятельность по образовательным программам «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций». Стандарт реализуется с 2019 г., однако в Екатеринбурге уже 10 лет действуют двухгодичные певческие курсы, которые и стали базой для внедрения нового стандарта3.

Срок обучения, предусмотренный в стандарте, — 1 год 9 месяцев, программа рассчитана на 1 170 академических часов. Учебный план данной специальности предусматривает изучение дисциплин «Церковное пение» (4 часа

3 В 2009 г. по благословению правящего архиерея на регентском отделении ЕДС были открыты вечерние двухгодичные певческие курсы, на которых изучаются дисциплины «Литургика», «Церковное пение», «Сольфеджио», «Церковнославянское чтение», «Постановка голоса». Именно эти дисциплины стали базой нового стандарта.

в неделю), «Сольфеджио», «Церковный устав», «Церковнославянский язык», «Библейская история», «Основы православного богослужения», прохождение богослужебной и певческой практики и сдачу итоговой аттестации.

Богослужебная и певческая практика занимает в учебном плане важнейшее место и предполагает еженедельное участие в богослужении: 3 часа богослужебной и 3 часа певческой практики в неделю. Освоение дисциплин и практик завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированных зачетов. Экзамены по богослужебной и певческой практикам проводятся в форме участия в богослужении.

Итоговая аттестация предполагает проведение комплексного экзамена по церковному пению и основам православного богослужения. Для поступающих закреплен достаточно широкий возрастной ценз — до 55 лет, чтобы церковно-певческое образование мог получить широкий круг певчих Екатеринбургских храмов.

Продолжительность учебного года составляет в 1-й год обучения 33 недели (1 семестр — 15 недель, 2 семестр — 15 недель и 3 богослужебные седмицы (первая и Страстная седмицы Великого поста, Светлая Седмица)); 2-й курс обучения — 34 недели (1 семестр — 15 недель, 2 семестр — 15 недель, 3 богослужебные седмицы (первая и Страстная седмицы Великого поста, Светлая Седмица) и неделя итоговой аттестации). Обучение по Программе осуществляется в очно-заочной (вечерней) форме.

Согласно стандарту выпускник Программы должен знать4:

- богослужебный репертуар; структурные особенности обиходных партитур (порядок следования мелодических строк в песнопении); изменяемые и неизменяемые песнопения годичного и суточного круга богослужений; литургические богослужебные особенности песнопений.

- Необходимо уметь свободно ориентироваться в системе осмогласия; распеть без подготовки любой предложенный певческий богослужебный текст; составлять и певчески исполнять конкретное богослужебное последование; профессионально осуществлять музыкально-исполнительскую деятельность в качестве хориста, певчего.

- Певчий обязан владеть навыками: изложения предложенного богослужебного текста на конкретный гласовый напев; исполнения богослужебных песнопений как в партии хора, так и в самостоятельном исполнении; пения в вокальном ансамбле богослужебных произведений; чтения с листа песнопений средней сложности.

В результате доминантой второго этапа обучения становится практическое освоение полного круга богослужения - годового, седмичного, дневного, гласового столпа и основных жанровых разновидностей песнопений.

4 Приведены компетенции Стандарта.

На этой фазе обучения развиваются музыкальные данные, одновременно происходит профессиональный отбор тех, кто еще не начал деятельность певчих, но стремится влиться в «ангельский хор». Как и в древности, профессиональное певческое образование облечено во вполне конкретную форму — хор, являющийся одновременно и исполнительской, и образовательной организацией.

III ступень профессионального духовно-музыкального образования может быть реализована в семинариях и высших духовных учебных заведениях. В Екатеринбургской епархии начиная с 2002 г. осуществляется деятельность регентского отделения духовной семинарии5. Его организаторами стали иеромонах Аркадий (Логинов) и заслуженная артистка России Лидия Александровна Титовская (Громыко).

Обучение по программе среднего специального образования рассчитано на 3 года 10 месяцев, в программу обучения включено более 50 учебных дисциплин с учетом практик и итоговой аттестации. Учебная нагрузка составляет 6 092 аудиторных часа; кроме того, возможны факультативы. Используются групповая, мелкогрупповая и индивидуальная формы обучения.

Профильными дисциплинами для специальности «Регент» стали церковное пение, церковный обиход, клиросная практика, дирижирование-регенто-вание. Именно умение руководить хором во время службы, создать и сохранить во время богослужения молитвенный настрой хора, знание богослужебного репертуара становятся основными требованиями обучения. Поэтому практически ежедневно в расписание включены либо учебный хор, либо вокальный ансамбль, с которым работают как педагоги, так и учащиеся.

Все изучаемые музыкальные дисциплины имеют четкую направленность на специализацию. Теоретические музыкальные дисциплины изучаются в контексте богатого духовного музыкального наследия, на материале отечественной духовной музыки и тесно взаимосвязаны с профилирующими предметами.

Таким образом, достигается главная цель певческо-регентского отделения нашей семинарии — «подготовка высококвалифицированных регентов и певчих, несущих послушание в Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви. Для достижения данной цели решаются следующие более конкретные задачи: теоретическая и практическая подготовка регентов и певчих для кли-росного служения (в основном на базе Иоанно-Предтеченского кафедрального собора); духовно-нравственное воспитание будущих православных регентов, уставщиков, певчих; подготовка к воспитательно-организационной работе в церковно-богослужебном хоре, созданию взрослого и детского церковных хоров; подготовка преподавателей церковного пения в воскресных и церков-

5 О нем см.: Титовская Л. А., Шелудякова О. Е. К 10-летию певческо-регентского отделения Екатеринбургской православной духовной семинарии // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2012. № 1 (3). С. 131-144.

но-приходских школах»6. Все это в совокупности позволит в будущем решать не только практическую задачу подготовки необходимого количества церковных специалистов, но и выстраивать в процессе обучения систему нравственного и эстетического воспитания и просвещения, через возвращение к истокам и возрождение лучшего в православном наследии минувших эпох.

С 2012 г. существует возможность получить высшее образование в Уральской консерватории по новому направлению — «Древнерусское певческое искусство» (ДрПИ), которое обеспечено государственным стандартом (ФГОС) и возможностью аккредитации. В 2016 г. состоялся первый выпуск. Образовательная программа Уральской консерватории включает более 60 дисциплин и практик и по разнообразию и полноте сопоставима с программой как дири-жерско-хоровых отделений консерваторий, так и отделений теологии7.

Все специальные музыкальные дисциплины имеют направленность на древнерусскую специализацию. Классические музыкальные дисциплины изучаются в контексте богатейшего духовного музыкального наследия, на материале отечественной духовной музыки и тесно взаимосвязаны с профилирующими предметами. При выработке концепции изначально была поставлена задача — не ограничиваться изучением только древнерусского этапа отечественной духовной музыки, познакомить учащихся с лучшими образцами русской и зарубежной духовной музыки различных этапов.

Развернуто и многопланово представлен блок предметов богословского и церковно-исторического содержания. В него входят, в частности, «Основы православной культуры», «Апологетика», «Литургика», «Церковнославянский язык». Таким образом, студенты получают не только музыкальное образование в объеме программ светских вузов (консерваторий и вузов искусств), но и специализированное регентское образование.

Как же раскрывается система непрерывного образования8 в церковно-певческом обучении Екатеринбургской епархии? Это, как и в данной теории

6 ТитовскаяЛ. А., Шелудякова О. Е. К 10-летию певческо-регентского отделения... С. 133.

7 Профильными дисциплинами стали история и теория отечественной духовной музыки, чтение и дешифровка средневековых нотаций, церковный обиход, дирижирование. Студенты изучают блок музыкально-теоретических и музыкально-исторических предметов, обучение сопровождается освоением обширного музыкального репертуара: русских духовных песнопений различных эпох, зарубежных и отечественных сочинений IX-XXI вв. На практике реализуются идеи о вовлечении вузов культуры в единый образовательный процесс и общее образовательное пространство (см. подробнее: Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве: сб. ст. М., 2007. Т. 1).

8 В мировой педагогике данное явление уже достаточно давно известно и зафиксировано целым рядом терминов. Так, в работе В. Л. Власенко названы следующие варианты понятия: «"продолжающееся образование" (continuing education, continuous education), "пожизненное образование" (lifelong education), "пожизненное учение" (lifelong learning), "перманентное образование" (permanent

непрерывного обучения в целом, во-первых, педагогическая концепция, согласно которой образование представляет собой непрерывный процесс, охватывающий всю жизнь человека. Именно православная концепция, основное содержание обучения в которой — постепенное и неуклонное возрастание человека в вере, надежде, любви и в познании Господа как идеального Образа духовно-нравственного совершенства, является фундаментом и непрерывного познания все новых граней церковно-певческого служения.

Это и аспект образовательной политики епархии, в которой все чада Церкви призываются к целенаправленному последовательному непрекращающемуся личностному и профессиональному совершенствованию, в том числе через обучение на различных уровнях.

Наконец, это принцип организации образования, позволяющий последовательно переходить с одной ступени на следующую. В условиях улучшающегося взаимодействия между различными ступенями и уровнями духовного образования в Екатеринбурге ученики церковно-приходских школ становятся воспитанниками певческих и регентских школ. В свою очередь лучшие выпускники семинарий и центров подготовки церковных специалистов могут продолжить обучение в вузе. Многие выпускники церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии хорошо известны педагогам семинарии и рекомендованы к поступлению на регентское отделение. Некоторые выпускники отделения поступают в Уральский педагогический университет или консерваторию. Педагоги Екатеринбургской духовной семинарии проводят занятия как с будущими певчими, так и с регентами. Заведующая регентским отделением ЕДС О. Е. Шелудякова одновременно руководит и отделением древнерусского певческого искусства в Уральской консерватории.

Безусловно, необходимо дальнейшее развитие системы непрерывного цер-ковно-певческого образования. Наиболее существенными нам представляются следующие шаги9:

- непрерывное церковно-певческое образование должно обладать вариативностью содержания в зависимости от конкретных условий, что в особенности необходимо для первого уровня обучения в церковно-приходских школах;

- должна обеспечиваться преемственность уровней и ступеней непрерывного церковно-певческого образования, совершенствоваться организация совместных мероприятий;

education, education permanente), "дальнейшее образование" (further education, Weitebildung)» (Власенко В. Л. Система непрерывного музыкального обучения как научно-педагогическая проблема // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2009. Вып. 3 (71). С. 54-55).

9 Более подробно направления развития непрерывного образования раскрыты в книге: Мангер Т. Э. Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе. Тамбов, 2006.

- необходимо более глубокое взаимодействие всех структур системы непрерывного музыкального образования — курирование педагогического процесса на I-й и II-й ступени преподавателями среднего и высшего звена;

- должна углубляться ориентация на активно-творческий процесс обучения, что позволит переосмысливать даже уже имеющиеся сведения, полученные на предыдущей ступени обучения;

- желательно дальнейшее расширение круга специализаций, профилей подготовки и дополнительных профессиональных программ, направленных на решение актуальных задач церковно-певческого образования, с чем и было связано появление дополнительного уровня подготовки — обучения певчих;

- насущно необходима разработка и апробация новых методик и современных педагогических технологий, нового поколения учебников, научно-методической и учебно-методической литературы, в т. ч. на электронных носителях.

Это позволит добиться значительной целостности образовательной деятельности, четкой преемственности, глубокой взаимосвязи между различными уровнями и формами образования.

список литературы

1. Аракелова А. О. Отечественное образование в области музыкального искусства: исторический опыт, проблемы и пути развития: дисс. ... д-ра иск. Магнитогорск, 2012.

2. Беляев С. Е. Музыкальные классы, школы, курсы в старом Екатеринбурге: справочник. Екатеринбург, 2015. (Очерки истории Урала; вып. 81).

3. Власенко В. Л. Система непрерывного музыкального обучения как научно-педагогическая проблема // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2009. Вып. 3 (71). С. 54-58.

4. Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве: сб. ст. М., 2007. Т. 1.

5. Мангер Т. Э. Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе. Тамбов, 2006.

6. Титовская Л. А., Шелудякова О. Е. К 10-летию певческо-регентского отделения Екатеринбургской православной духовной семинарии // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2012. № 1 (3). С. 125-144.

Oksana E. Sheludyakova

continuing church-singing education in the ekaterinburg eparchy

Abstract. The article concerns issues of church and chant education at its various stages. The respective experience of Ekaterinburg Metropolia has been analyzed. Attention is paid to

all levels of education: primary level in Sunday schools, studious and chant schools at parishes; professional development system for cantors and part-time studies at the cantor faculty of Ekaterinburg Theological Seminary; education of choirmasters at the specialized department of the seminary, as well as the higher level of education with specialization in "Old Russian Chant Art" at the Urals Mussorgsky State Conservatory. The author emphasizes that several components are to be applied at all the education stages: the predecessors' experience in church and chant education (first of all, the programs of Synod School and the Court Chapel Choir, as well as chant and choir-master courses) should be thoroughly studied; and state-of-the-art development of theological disciplines should be applied; and both domestic and international experience of secular music pedagogy should be also taken into account. The Standards developed by the Russian Orthodox Church Education Committee in the fields of specialization "Chuch Choir-master, Teacher" and "Chorister", include a number of most important units. The first one offers the music and theoretical component at the music school level, followed by the music college: studying solfeggio, elementary music theory, harmony, etc. The second one is aimed at the religious doctrine and includes Ecclesiology, Old Church Slavonic, Church Constitution, Dogmatics, studying the Books of the Old and New Covenant, etc. Finally, the most important part is played by music and practical disciplines (choir directing, liturgical chant, liturgical practice, etc.), which allow students to obtain the most important professional skills and get the required specialization in the process of education.

The conclusion is made on the necessity of continuity and consistency of studying, considering a deep interrelation of the stages of religious and musical education. Recommendations on further improvement of ongoing church and chant education in the Urals are provided.

Keywords: continuing education, church-singing education, regent school, choir-master, chantor.

Citation. Sheludyakova O. E. Nepreryvnoe dukhovno-muzykal'noe obrazovanie v Ekaterin-burgskoi eparkhii [Continuing Church-Singing Education in the Ekaterinburg Eparchy]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2021, no. 35, pp. 232-243. DOI: 10.24412/2224-5391-2021-35-232-243

About the author. Sheludyakova Oksana Evgenievna — Professor, Dr. hab. (Art History), Professor at the Music Theory Department of Urals State Conservatory of M. P. Mussorgsky, Head of Cantor Faculty of the Ekaterinburg Theological Seminary (Russia, Ekaterinburg). E-mail: k046421@yandex.ru

Submitted on 01 April, 2021 Accepted on 10 June, 2021

References

1. Arakelova A. O. Otechestvennoe obrazovanie v oblasti muzykal'nogo iskusstva: istoricheskii opyt, problemy i puti razvitiia [Domestic Education in the Field of Musical Art: Historical Experience, Problems and Ways of Development]. PhD-thesis. Magnitogorsk, 2012.

2. Beliaev S. E. Muzykal'nye klassy, shkoly, kursy v starom Ekaterinburge: spravochnik [Music Classes, Schools, Courses in Old Ekaterinburg: A Reference Book]. Ekaterinburg, 2015.

3. Manger T. E. Sovershenstvovanie sistemy nepreryvnoi podgotovki spetsialistov kul'tury i iskusstva v mnogourovnevom vuze [Improving the System of Continuous Training of Culture and Art Specialists at a Multilevel University]. Tambov, 2006.

4. Titovskaya L. A., Sheludyakova O. E. K 10-letiiu pevchesko-regentskogo otdeleniia Ekate-rinburgskoi pravoslavnoi dukhovnoi seminarii [On the 10th Anniversary of the Opening for Choral Department of the Ekaterinburg Theological Seminary]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2012, no. 1 (3), pp. 131-144.

5. Vlasenko V. L. Sistema nepreryvnogo muzykal'nogo obucheniia kak nauchno-pedagogi-cheskaia problema [The Continuous Musical Departmental Teaching as a Scientific-Pedagogic Problem]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki — Tambov University Review. Series: Humanities, 2009, issue 3 (71), pp. 54-58.

6. Vuzy kul'tury i iskusstv v edinom mirovom obrazovatel'nom prostranstve [Universities of Culture and Arts in a Single World Educational Space]. Moscow, 2007, vol. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.