Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка регентов на Урале (на примере регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии)'

Профессиональная подготовка регентов на Урале (на примере регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ МУЗЫКА / RUSSIAN ORTHODOX MUSIC / РЕГЕНТЫ / ПОДГОТОВКА РЕГЕНТОВ / TEACHING OF REGENTS / РЕГЕНТСКИЕ ШКОЛЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITY / ДУХОВНЫЕ СЕМИНАРИИ / REGENT / REGENT SCHOOLS / SEMINARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашина Наталья Ивановна, Кривенко Венера Романовна

В статье на примере регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии раскрывается проблема профессиональной подготовки регентов на Урале. Авторами рассматривается русская православная музыка, особенности ее структуры и исполнения с позиции регентской деятельности, которые определяются ее исполнением «a capella», особой звуковой эстетикой, связанной со спецификой церковно-славянского языка, на котором совершается богослужение, ориентацией на церковно-певческую традицию в определении темпа, размера произведений, динамических оттенков и т.д. Основной целью данной статьи является освещение ряда положений о специфике регентского образования (наиболее важной стороной которого является умение исполнять образцы православного богослужебного пения, сохраняя стиль церковно-певческой традиции) и требований к профессиональной подготовке регента, которые зависят от структуры и содержания учебного процесса образовательного учреждения (дисциплины учебного плана), особенностей его базового музыкального репертуара и комплекса применяемых общепедагогических методов и методов педагогики музыкального образования. Авторами статьи проанализированы документы, регламентирующие содержание образовательной программы (учебный план, рабочие программы дисциплин) в Екатеринбургской духовной семинарии, выявлены методы, необходимые для эффективного обучения будущих регентов. Раскрывается содержание музыкально-теоретического, дирижерско-хорового, церковно-певческого и церковно-исторического, литургического (богословского), педагогического и вариативного модулей учебного плана, по которому ведется обучение будущих регентов руководителей церковных хоров. Авторы приходят к выводу о том, что образовательный процесс регентских школ способствует всестороннему погружению обучающихся в образцы русской православной музыки. Эффект погружения достигается, во-первых, благодаря тому что содержание дисциплин учебных модулей (в том числе, дисциплин «не музыкального», литургического модуля) ориентировано на изучение различных областей русской православной музыки, во-вторых, широкому применению метода междисциплинарного взаимодействия различных предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL TRAINING OF REGENTS IN THE URALS (ON THE EXAMPLE OF REGENT OFFICE OF THE EKATERINBURG THEOLOGICAL SEMINARY)

The article discusses the problem of teaching regents in the Urals on the example of regent office of the Ekaterinburg theological seminary. The article focuses on the Russian orthodox music and the features of its structure and playing from the viewpoint of regent activity, which are determined by "a capella" performance, special sound esthetics connected with specifics of the Church Slavonic language in which the church service is carried out, by orientation to church singing tradition determining the speed, length and dynamic shades of pieces of music, etc. The main idea of this article is a description of a number of regulations on specifics of regent’s education (most important of which is the ability of orthodox liturgical singing following the church singing tradition), the requirements to vocational training of regents, which depend on the structure and the content of educational process of a certain educational institution (academic subjects in the curriculum), features of its basic musical repertoire and the complex of the applied all-pedagogical methods and methods of music education. The article presents an analysis of the documents regulating the contents of the educational program (the curriculum, work programs of subjects) in the Ekaterinburg theological seminary; the methods necessary for effective training of future regents are revealed. The article describes the content of the following modules of the curriculum for regents heads of church choirs: musical and theoretical, conductor's and choral, church and singing, church and historical, liturgical (theological) and pedagogical. The authors come to the conclusion that educational process of regent schools promotes comprehensive immersion of students in pieces of the Russian Orthodox music. The effect of "immersion" is reached, first, due to the fact that the content of subjects in educational modules (including the disciplines of liturgical module) is focused on the study of various fields of the Russian orthodox music, secondly, due to broad application of the method of cross-disciplinary interaction of subjects.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка регентов на Урале (на примере регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии)»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

УДК 783

ББК Щ318.9р ГСНТИ 14.07.07 Код ВАК 13.00.02

Кашина Наталья Ивановна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования, Институт музыкального и художественного образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либк-нехта, 9; e-mail: koranata@mail.ru.

Кривенко Венера Романовна,

методист регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии, Екатеринбургская духовная семинария Екатеринбургской Епархии Русской Православной Церкви; 620026, г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, 57; e-mail: pro-eds2013@yandex.ru.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА РЕГЕНТОВ НА УРАЛЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕГЕНТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: русская православная музыка; регенты; регентские школы; образовательная деятельность; духовные семинарии; подготовка регентов.

АННОТАЦИЯ. В статье на примере регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии раскрывается проблема профессиональной подготовки регентов на Урале. Авторами рассматривается русская православная музыка, особенности ее структуры и исполнения с позиции регентской деятельности, которые определяются ее исполнением «a capella», особой звуковой эстетикой, связанной со спецификой церковно-славянского языка, на котором совершается богослужение, ориентацией на церковно-певческую традицию в определении темпа, размера произведений, динамических оттенков и т.д. Основной целью данной статьи является освещение ряда положений о специфике регентского образования (наиболее важной стороной которого является умение исполнять образцы православного богослужебного пения, сохраняя стиль церковно-певческой традиции) и требований к профессиональной подготовке регента, которые зависят от структуры и содержания учебного процесса образовательного учреждения (дисциплины учебного плана), особенностей его базового музыкального репертуара и комплекса применяемых общепедагогических методов и методов педагогики музыкального образования. Авторами статьи проанализированы документы, регламентирующие содержание образовательной программы (учебный план, рабочие программы дисциплин) в Екатеринбургской духовной семинарии, выявлены методы, необходимые для эффективного обучения будущих регентов. Раскрывается содержание музыкально-теоретического, дирижер-ско-хорового, церковно-певческого и церковно-исторического, литургического (богословского), педагогического и вариативного модулей учебного плана, по которому ведется обучение будущих регентов - руководителей церковных хоров. Авторы приходят к выводу о том, что образовательный процесс регентских школ способствует всестороннему погружению обучающихся в образцы русской православной музыки. Эффект погружения достигается, во-первых, благодаря тому что содержание дисциплин учебных модулей (в том числе, дисциплин «не музыкального», литургического модуля) ориентировано на изучение различных областей русской православной музыки, во-вторых, широкому применению метода междисциплинарного взаимодействия различных предметов.

Kashina Natalya Ivanovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Music Education, Institute of Music and Art Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Krivenko Venera Romanovna,

Metodist of Regent Faculty, Ekaterinburg Theological Seminary of the Ekaterinburg Eparchy of the Russian Orthodox Church, Ekaterinburg, Russia.

VOCATIONAL TRAINING OF REGENTS IN THE URALS

(ON THE EXAMPLE OF REGENT OFFICE

OF THE EKATERINBURG THEOLOGICAL SEMINARY)

KEYWORDS: Russian orthodox music; regent; regent schools; educational activity; seminary; teaching of regents.

ABSTRACT. The article discusses the problem of teaching regents in the Urals on the example of regent office of the Ekaterinburg theological seminary. The article focuses on the Russian orthodox music and the features of its structure and playing from the viewpoint of regent activity, which are determined by "a capella" performance, special sound esthetics connected with specifics of the Church Slavonic language in which the church service is carried out, by orientation to church singing tradition determining the speed, length and dynamic shades of pieces of music, etc. The main idea of this article is a description of a number

of regulations on specifics of regent's education (most important of which is the ability of orthodox liturgical singing following the church singing tradition), the requirements to vocational training of regents, which depend on the structure and the content of educational process of a certain educational institution (academic subjects in the curriculum), features of its basic musical repertoire and the complex of the applied all-pedagogical methods and methods of music education. The article presents an analysis of the documents regulating the contents of the educational program (the curriculum, work programs of subjects) in the Ekaterinburg theological seminary; the methods necessary for effective training of future regents are revealed. The article describes the content of the following modules of the curriculum for regents - heads of church choirs: musical and theoretical, conductor's and choral, church and singing, church and historical, liturgical (theological) and pedagogical. The authors come to the conclusion that educational process of regent schools promotes comprehensive immersion of students in pieces of the Russian Orthodox music. The effect of "immersion" is reached, first, due to the fact that the content of subjects in educational modules (including the disciplines of liturgical module) is focused on the study of various fields of the Russian orthodox music, secondly, due to broad application of the method of cross-disciplinary interaction of subjects.

Введение. Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является актуальной в условиях глобальных изменений основных сфер социальной и культурной жизни общества, связанных с активным развитием рыночной экономики, экспансией средств массовой коммуникации, утратой традиционных ценностей, свойственных русскому этносу и т.д. Молодежь сегодня нуждается в ценностно-смысловых ориентирах, являющихся важнейшими регуляторами социально значимого поведения [6]. В связи с этим приоритеты государственной политики сегодня лежат в области совершенствования духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Концептуальные подходы к решению данной проблемы содержатся в «Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г.», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Стратегии национальной безопасности РФ» и др. [4; 5].

Одним из путей решения данной проблемы является введение в учебные планы общеобразовательных школ предмета «Основы религиозных культуры и светской этики» [10].

Среди множества средств, способствующих решению проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, является музыкальная культура, в том числе православная, так как музыкальная культура - «феномен, уникальный по силе воздействия и эмоциональной насыщенности» [4, с. 34]. В связи с этим, по мнению ряда исследователей, такая культура должна осваиваться ребенком, начиная с дошкольного возраста - на музыкальных занятиях в ДОУ, на уроках музыки в общеобразовательных школах, в вузах [12].

Большими возможностями в контексте духовно-нравственного воспитания детей и молодежи обладают негосударственные учебные заведения, относящиеся к сфере религиозного образования различных уровней: начального (воскресные школы),

среднего (духовные училища и гимназии, богословские, катехизаторские, педагогические и регентские курсы при высших учебных заведениях) и высшего (общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Московская и Санкт-Петербургская духовные академии, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российский Православный университет и др.) [11]. Все перечисленные учреждения призваны осуществлять духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, профессиональную подготовку служителей РПЦ.

В системе религиозного образования созданы специальные музыкальные учреждения, в которых осуществляется приобщение подрастающего поколения к отечественному музыкальному наследию, религиозно-философским, культурным ценностям русского народа, освоению православной музыкальной культуры: регентские школы, регентские отделения семинарий, регентские курсы, которые готовят квалифицированных регентов (руководителей церковных хоров) для РПЦ.

Проблема регентского образования является сегодня очень актуальной в свете возрождения духовного образования в России. Реформы, проводимые учебным комитетом РПЦ в сфере религиозного образования (введение единого церковного образовательного стандарта и т.д.), ставят вопросы образовательной деятельности регентских школ в ряд первоочередных задач: осуществляется сложнейший процесс выработки единых критериев и стандартов обучения регентов в России [14]. Церковно-певческие традиции РПЦ складывались в течение столетий, и сейчас представляют собой сокровищницу древних напевов и чинопоследо-ваний служб. Усвоение церковно-певческой традиции, обучение музыкальному языку православного богослужения - одна из задач регентского образования. Русская православная музыка является частью отечественной духовной музыки, сохраняющей и

© Кашина Н. И., Кривенко В. Р., 2018

транслирующей православные христианские традиции и культурные ценности русского народа [10]. Помимо этого, «хоровое пение - национальная форма музыкального образования, имеющая вековые традиции» [15, с. 41]. По мнению историка и исследователя русского церковного пения И. А. Гарднера, православное богослужебное пение - это автономная область в рамках вокально-хоровой музыки, имеющая «свои собственные эстетические законы и ... руководящие линии, обязательные только для этой грани вокального искусства» [3, с. 101]. Исследователь определяет православное богослужебное пение как одну из форм богослужения, поэтому было бы ошибочно требовать от православной музыки тех же форм, видов, эстетических законов, которые действуют в светской музыке и в духовной музыке, не предназначенной для православного богослужения.

Специфические черты русской православной музыки и особенности ее исполнения вытекают из ее имманентности богослужению [2, с. 154-155]. В связи с этим она исполняется «a capella», обладает особой звуковой эстетикой, связанной со спецификой церковно-славянского языка, на котором совершается богослужение, ориентирована на сложившуюся веками церковно-певческую традицию в определении темпа, размера произведений, динамических оттенков и агогических отклонений в них. Характер исполнения произведений русской православной музыки определяется Уставом и певческой традицией. Русская православная музыка, исполняемая во время богослужения (православное богослужебное пение), имеет определенную исторически сложившуюся структуру: древние напевы системы Осмогласия и обиходных песнопений, произведения церковных композиторов и композиторов-классиков. Регент, осуществляющий руководство богослужебным пением, должен знать художественные законы и структуру православного богослужебного пения, отличающие его от светской вокально-хоровой музыки, и уметь исполнять песнопения согласно этим законам, учить этому хористов. Профессиональное мастерство регента основывается на усвоении церковно-певческой традиции, «певческого предания», поэтому в центре внимания будущего регента должны стоять изучение церковного Устава и богослужебного пения [8].

Результаты исследования. В 2017 г. учебным комитетом РПЦ было утверждено решение о присвоении регентскому отделению Екатеринбургской духовной семинарии статуса общецерковной апробационной площадки по реализации программ подго-

товки регентов [9]. В 2018 г. данное отделение получило свидетельство учебного комитета РПЦ о церковной аккредитации и признано ведущим учреждением, реализующим программу подготовки регентов после Московской и Санкт-Петербургской духовных школ [1]. Это событие стало новым этапом процесса возрождения регентского образования на Урале. Рассмотрим содержание образовательной деятельности регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии, осуществившего за 15 лет работы 11 выпусков, обучившего регентскому мастерству 164 студента.

Профессорско-преподавательским составом регентского отделения на базе церковного стандарта был разработан четырехлетний учебный план, включающий в себя музыкально-теоретический, дирижер-ско-хоровой, церковно-певческий / церков-но-исторический, литургический (богословский), педагогический и вариативный учебные модули. Каждый из модулей включает в себя ряд соответствующих дисциплин, направленных на формирование знаний и умений, необходимых для регентской деятельности. Следует подчеркнуть, что рабочие программы дисциплин рассчитаны на студентов с различным уровнем музыкальной подготовки (около 80% абитуриентов, поступающих на регентское отделение, не имеют музыкального образования). На дисциплинах церковно-певческого / церковно-исторического и вариативного учебных модулей произведения русской православной музыки изучаются как базовый музыкальный репертуар. Рассмотрим подробнее содержание этих модулей.

Церковно-певческий / церковно-исто-рический модуль включает такие дисциплины, как «Церковное пение», «Церковный обиход», «История церковной музыки». Изучение системы Осмогласия, обиходных песнопений - основных элементов богослужебного пения - осуществляется соответственно на дисциплинах «Церковное пение», «Церковный обиход». На дисциплине «История церковной музыки» изучаются исторические этапы развития церковного пения в России, биографии и творчество композиторов, прослушиваются образцы русской православной духовной музыки. Дисциплины «Богослужебный хор», «Региональные клиросные традиции», «Духовная и музыкальная культура Урала» и проч. входят в состав вариативного модуля. «Богослужебный хор» - одной из ведущих дисциплин вариативного модуля. Эта дисциплина интегрирует, расширяет знания и умения, полученные обучающимися на церковно-певческом / церковно-историческом, музыкально-теоретическом, дирижерско-хоровом

и литургическом модулях. Аудиальный опыт обучающихся младших курсов, полученный при прослушивании произведений духовного творчества композиторов-классиков, церковных композиторов на дисциплине «История Церковной музыки», обогащается слушанием песнопений композиторов, которые исполняются на богослужебном хоре студентами старших курсов.

Проведенный анализ рабочих программ дисциплин регентского отделения выявил тот факт, что образцы русской православной музыки так или иначе изучаются почти на всех учебных модулях. На дисциплинах «Дирижирование», «Чтение хоровых партитур» (дирижерско-хоровой модуль) обучающиеся знакомятся с образцами композиторской православной музыки: произведениями П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова (упрощенный вариант), П. Г. Чесно-кова, А. Л. Веделя, Д. С. Бортнянского [13]. На дисциплине «Фортепиано» особое внимание уделяется освоению навыка игры хоровых партитур произведений, которые обучающиеся соответственно проходят на предмете «Дирижирование». Дисциплина литургического модуля «Церковно-славян-ский язык» знакомит будущих регентов с современным (используемым в богослужении Русской Православной Церкви) церковнославянским языком, его графикой, орфографией, лексикой, синтаксисом, объясняет содержание литургических текстов, используемых в произведениях русской православной музыки, и правильное их произношение. Особого внимания заслуживают дисциплины музыкально-теоретического модуля. Дисциплины «Гармония», «Анализ музыкальных форм» рассматривают ладово-гармонические особенности произведений и отечественной православной музыки в частности, обучающиеся анализируют духовные произведения композиторов-классиков и церковных композиторов. На дисциплине «Сольфеджио» в процессе освоения учебного материала простейшие образцы русской православной музыки используются в качестве иллюстративного материала к темам и для чтения с листа.

При подготовке регентов в опоре на опыт многолетней образовательной деятельности Уральской регентской школы выделяются и наиболее эффективные методы и приемы, создающие определенный комплекс, способствующий формированию профессиональных компетенций у будущих регентов. Это: словесный (объяснение), проблемный методы, метод сравнения, чрезвычайно востребованный в методике музыкального образования, наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, перспективы и ретроспективы, репродуктив-

ный, варьирования разных видов музыкальной деятельности, междисциплинарного взаимодействия.

На дисциплине «Сольфеджио», например, наглядно-зрительный и наглядно-слуховой методы используются при объяснении обучающимся нового учебного материала, которое сопровождается иллюстрацией. При знакомстве с видами минора обучающимся предлагаются ноты обиходных песнопений: «Благослови, душе моя», древнего распева (натуральный вид минора), «Херувимская № 17» (гармонический вид минора), «Херувимская» Владимирская (мелодический вид минора). Предложенные образцы обиходных песнопений исполняются на инструменте преподавателем. Затем обучающимся дается практическое задание: пропеть с названием нот каждое песнопение и показать в нотах признак вида минора. В завершении задания, для закрепления пройденного материала, указанные песнопения пропеваются обучающимися со словами. Предложенный пример показывает также использование метода междисциплинарного взаимодействия («Сольфеджио», «Церковный обиход»).

Репродуктивный метод в комплексе со словесным методом и методом вокального показа используется на дисциплине «Церковное пение» при разучивании строения моделей певческих гласов. Объясняя строение модели певческого гласа, преподаватель пропевает с обучающимися всю мелодию певческого гласа, нотная запись которой изображена на доске (использование наглядно-зрительного, наглядно-слухового методов). Затем преподаватель повторяет каждую попевку модели гласа, исполняя ее самостоятельно и вместе с обучающимися и играя при этом четырехголосную партитуру модели гласа на инструменте. Звуковой образ, приобретающийся обучающимися в процессе слухового восприятия, - самый первый этап приобретения любого певческого навыка. Это акустическая норма -слуховое представление о звуке, подлежащем воспроизведению. Этой акустической норме впоследствии будет подчинена работа голосового аппарата [7].

Метод варьирования разных видов музыкальной деятельности на дисциплине «Церковное пение» реализуется в том, что в течение занятия преподавателем даются такие практические задания, на которых обучающиеся исполняют партитуру модели певческого гласа на инструменте (по памяти) и одновременно пропевают одну из хоровых партий. Старшие курсы, помимо этих видов музыкальной деятельности, должны еще уметь дирижировать певческие гласы, используя метод регентского показа [8].

Заключение. Регент должен быть специалистом в той области русской православной музыки, которая называется «православное богослужебное пение». С позиции регентской деятельности русская православная музыка имеет свои особенности: определенную структуру (система Осмогласия, песнопения Обихода, произведения церковных композиторов и композиторов-классиков, исполняемые во время богослужения), художественные законы развития, звуковую эстетику, характер исполнения. Одной из важных сторон регентского мастерства является умение исполнять образцы православного богослужебного пения, сохраняя стиль церков-но-певческой традиции.

Анализ педагогической литературы, учебного плана и рабочих программ преподавателей регентского отделения Екатерин-

бургской духовной семинарии позволил сделать вывод о том, что образовательный процесс регентских школ способствует всестороннему погружению обучающихся в образцы русской православной музыки. Эффект «погружения» достигается благодаря тому, что содержание дисциплин учебных модулей (в том числе, и дисциплин «не музыкального», литургического модуля) ориентировано на изучение различных областей русской православной музыки и широко применяется метод междисциплинарного взаимодействия дисциплин.

Параллельно с успешным освоением будущими регентами русской православной музыки осуществляется их духовно-нравственное воспитание, поскольку она репрезентирует традиционные культурные ценности, свойственные русскому этносу -патриотизм, веру и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. В Санкт-Петербургской духовной академии прошло совещание по итогам апробации регентского образовательного стандарта [Электронный ресурс] // Русская Православная Церковь : официальный сайт Московского Патриархата. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/5205252.html (дата обращения: 30.05.20l8).

2. Гарднер И. А. Церковное пение и церковная музыка // О церковном пении. - М. : Ладья, 200l. - С. i46-i55.

3. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. - М. : Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского ин-та, 2004. - 488 с.

4. Кашина Н. И. Методика освоения школьниками традиционных культурных и художественных ценностей (на материале музыкальной культуры казачества Урала) // Дирижерско-хоровая и методическая подготовка студентов-бакалавров профиля «Музыкальное образование» в педагогическом вузе : сб. науч. трудов / отв. ред. К. П. Матвеева. - Екатеринбург, 20l7. - С. 3l-39.

5. Кашина Н. И. Освоение детьми и молодежью традиционных культурных и художественных ценностей : монография. - Екатеринбург, 20l4. - l84 с.

6. Коновалова С. А., Александрова Ю. А. Формирование поликультурной образовательной среды в условиях среднего профессионального образования // Инновации в образовании. - 20i7. - № 8. -С. i09-ii4.

7. Коновалова С. А., Коростелева Н. И. Актуализация витагенного опыта студента в классе вокала // Фундаментальные исследования. - 20i7. - № 7. - С. ii-i4.

8. Королева Т. И., Перелешина В. Ю. Регентское мастерство : учеб. пособие. - М. : Изд-во ПСТГУ, 20i0. - 2l4 с.

9. Семинар-совещание по подведению промежуточных итогов апробации внедрения регентского стандарта проходит в Екатеринбурге [Электронный ресурс] // Екатеринбургская епархия : сайт. - Режим доступа: http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/news/20i8/03/i9/i7704/.

10. Тагильцева Н. Г. Уроки музыки и уроки по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»: пути взаимодействия // Начальная школа плюс До и После. - 20i2. - № ii. - С. ii.

11. Тагильцева Н. Г., мон. Ольга (Несмеянова). Богослужебное пение в православном храме : пособие для учителей воскресных и общеобразовательных школ / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 20l5. - l48 с.

12. Tagiltseva N. G. The development of creative activity for children and youth: a kindergarten, school, high school // Инновационные проекты и программы в образовании. - 20i2. - № 2. - С. 42-45.

13. Хрестоматия по богослужебному пению. Божественная литургия / Екатеринбургская духовная семинария. - Екатеринбург, 20l4. - ii5 с.

14. Церковный образовательный стандарт основной образовательной программы подготовки служителей РПЦ, специальность «Регент церковного хора, преподаватель» [Электронный ресурс] // Русская Православная Церковь : официальный сайт Московского Патриархата. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/4972i99.html.

15. Языков Е. Л., Кашина Н. И. Роль художественного общения в процессе хормейстерской подготовки учителя музыки // Инновационные проекты и программы в образовании. - 20i6. - № 4. - С. 40-44.

REFERENCES

1. V Sankt-Peterburgskoy dukhovnoy akademii proshlo soveshchanie po itogam aprobatsii regentskogo obrazovatel'nogo standarta [Elektronnyy resurs] // Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' : ofitsial'nyy sayt Moskovskogo Patriarkhata. - Rezhim dostupa: http://www.patriarchia.ru/db/text/5205252.html (data obrashcheniya: 30.05.20i8).

2. Gardner I. A. Tserkovnoe penie i tserkovnaya muzyka // O tserkovnom penii. - M. : Lad'ya, 200i. -S. i46-i55.

3. Gardner I. A. Bogosluzhebnoe penie Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. - M. : Izd-vo Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo bogoslovskogo in-ta, 2004. - 488 s.

4. Kashina N. I. Metodika osvoeniya shkol'nikami traditsionnykh kul'turnykh i khudozhestvennykh tsennostey (na materiale muzykal'noy kul'tury kazachestva Urala) // Dirizhersko-khorovaya i metodicheskaya podgotovka studentov-bakalavrov profilya «Muzykal'noe obrazovanie» v pedagogicheskom vuze : sb. nauch. trudov / otv. red. K. P. Matveeva. - Ekaterinburg, 2017. - S. 31-39.

5. Kashina N. I. Osvoenie det'mi i molodezh'yu traditsionnykh kul'turnykh i khudozhest-vennykh tsennostey : monografiya. - Ekaterinburg, 2014. - 184 s.

6. Konovalova S. A., Aleksandrova Yu. A. Formirovanie polikul'turnoy obrazovatel'noy sredy v usloviyakh srednego professional'nogo obrazovaniya // Innovatsii v obrazovanii. - 2017. - № 8. - S. 109-114.

7. Konovalova S. A., Korosteleva N. I. Aktualizatsiya vitagennogo opyta studenta v klasse vokala // Fundamental'nye issledovaniya. - 2017. - № 7. - S. 11-14.

8. Koroleva T. I., Pereleshina V. Yu. Regentskoe masterstvo : ucheb. posobie. - M. : Izd-vo PSTGU, 2010. - 214 s.

9. Seminar-soveshchanie po podvedeniyu promezhutochnykh itogov aprobatsii vnedreniya regentskogo standarta prokhodit v Ekaterinburge [Elektronnyy resurs] // Ekaterinburgskaya eparkhiya : sayt. - Rezhim dostupa: http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/news/2018/03/19/17704/.

10. Tagil'tseva N. G. Uroki muzyki i uroki po predmetu «Osnovy religioznykh kul'tur i svetskoy etiki»: puti vzaimodeystviya / / Nachal'naya shkola plyus Do i Posle. - 2012. - № 11. - S. 11.

11. Tagil'tseva N. G., mon. Ol'ga (Nesmeyanova). Bogosluzhebnoe penie v pravoslavnom khrame : posobie dlya uchiteley voskresnykh i obshcheobrazovatel'nykh shkol / Ural. gos. ped. un-t. - Ekaterinburg, 2015. - 148 s.

12. Tagiltseva N. G. The development of creative activity for children and youth: a kindergarten, school, high school // Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. - 2012. - № 2. - S. 42-45.

13. Khrestomatiya po bogosluzhebnomu peniyu. Bozhestvennaya liturgiya / Ekaterinburgskaya dukhovnaya seminariya. - Ekaterinburg, 2014. - 115 s.

14. Tserkovnyy obrazovatel'nyy standart osnovnoy obrazovatel'noy programmy podgotovki sluzhiteley RPTs, spetsial'nost' «Regent tserkovnogo khora, prepodavatel'» [Elektronnyy resurs] // Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' : ofitsial'nyy sayt Moskovskogo Patriarkhata. - Rezhim dostupa: http://www.patriarchia.ru/db/ text/4972199.html.

15. Yazykov E. L., Kashina N. I. Rol' khudozhestvennogo obshcheniya v protsesse khormeysterskoy podgotovki uchitelya muzyki / / Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. - 2016. - № 4. - S. 40-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.