Концерт на праздник св. блгв. вел. кн. Александра Невского. декабрь 2011 г.
Концерт в с. Косулино Белоярского района
Поздравление заслуженной артистки России Л. А. Громыко-Титовской
Ау»
V
■ДО
Занятие по дирижированию ведет Л. М. Никольская
Экзамен по пению
К 10-ЛЕТИЮ ОТКРЫТИЯ ПЕВЧЕСКО-РЕГЕНТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЕПДС: ИССЛЕДОВАНИЯ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
Л. А. Титовская, О. Е. Шелудякова
К 10-ЛЕТИЮ ПЕВЧЕСКО-РЕГЕНТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
В статье представлен очерк современной истории певческо-регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии. Выявляются ключевые направления учебной и внеучебной деятельности, профилирующие предметы, основной педагогический состав.
Ключевые слова: семинария, духовное образование, певческое образование, регент.
В 2012 году исполняется 10 лет со дня основания певческо-регентского отделения ЕПДС.
История духовного образования в Екатеринбурге началась еще в XIX в. Так, в 1833 г. открыто духовное училище1, а в 1916 — духовная
1 Об истории Екатеринбургского духовного училища см.: Печерин А. В. Екатеринбургское духовное училище: от становления к реформе // Сайт кафедры церковной истории МДА. URL: http://history-mda.ru/publ/ekaterinburgskoe_duh_108.html (дата обращения: 09.05.2012).
семинария2. Существовало в Екатеринбурге и Епархиальное женское училище3. В царской России проблема церковного пения не стояла так остро, поэтому и особая система подготовки церковных регентов в провинции не сложилась, к тому же церковное пение входило в цикл обязательных предметов во многих учебных заведениях того времени. Тем не менее, предпринимались попытки создать систему подготовки церковных певчих и регентов. Это можно увидеть в организации краткосрочных церковно-певческих курсов, которые неоднократно организовывались в Екатеринбурге на рубеже ХІХ-ХХ вв.4
В проекте постановления Поместного Собора 1917-1918 гг. «Об упорядочении церковного пения» подчеркивалось: «Для надлежащей подготовки <...> псаломщиков-руководителей во всех епархиях на местные средства должны быть открыты соответствующие школы. Организация этих школ и непосредственное руководство их работой возлагаются на епархиальные церковно-певческие советы»5. Увы, приход к власти советского правительства остановил не только реализацию проекта, но и само его утверждение Собором. Создание системы подготовки регентов началось только в конце 80-х гг. XX в., и продолжается по сей день. Сегодня в России существуют десятки церковных учебных заведений различного уровня, в которых готовят руководителей церковных хоров и певчих.
Возрождение и развитие системы церковного образования на Урале после падения советской власти происходило постепенно. В 1994 г., трудами епископа Никона (Миронова) было открыто Екатеринбургское духовное училище. В 2001 г. училище решением Святейшего Синода было преобразовано в семинарию. Уже в следую-
2 Ващенко П. С. Духовное образование на Урале в XIX веке: дипл. раб. / ЕПДС. Екатеринбург, 2005.
3 См.: Чумакова Э. Е. Епархиальное женское училище Екатеринбурга (1880-1920). Екатеринбург, 2010.
4 Подробнее см.: Беляев С. Е. Историко-педагогические основы развития музыкального образования на Урале: Дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург, 2000. Он же. Музыкальное образование на Урале: два века истории. Екатеринбург, 1998.
5 Проект постановлений Собора по вопросу «Об упорядочении церковного пения» // Сайт «Библиотечка регента». URL: http://www.regentlib.orthodoxy.ru/stat2. Ыт (дата обращения: 09.05.2012)
щем, 2002 г., по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, в Екатеринбургской православной духовной семинарии было открыто певческо-регентское отделение. Необходимость открытия певческо-регентского отделения семинарии была обусловлена потребностями Русской Православной Церкви, а именно:
• очевидной нехваткой грамотных регентов, уставщиков, певчих богослужебного хора в имеющихся храмах;
• острой нуждой в регентах, уставщиках, певчих во вновь открываемых храмах;
• отсутствием на Среднем Урале специального учебного заведения, готовящего регентов, уставщиков, певчих.
Исходя из этого, цель создания певческо-регентского отделения семинарии — подготовка высококвалифицированных регентов и певчих Русской Православной Церкви.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
• теоретическая и практическая профессиональная подготовка певчих и регентов для клиросного служения;
• духовно-нравственное воспитание православных регентов, уставщиков, певчих церковного хора;
• формирование музыкантов, владеющих знаниями как в области церковной, так и русской классической музыки;
• подготовка регентов, способных вести воспитательно-организационную работу в церковно-богослужебном хоре, создать взрослый или детский церковный хор;
• подготовка преподавателей церковного пения в воскресных и церковно-приходских школах и т. д.
Организаторами певческо-регентского отделения стали проректор по воспитательной работе ЕПДС иеромонах Аркадий (Логинов) и заслуженная артистка России Лидия Александровна Громыко-Титов-ская. Его первыми преподавателями стали протоиерей Петр Манги-лев — проректор по учебной работе ЕПДС, преподаватель предмета «Общая церковная история»; иеромонах Аркадий (Логинов) — преподаватель предмета «Литургика»; иерей Георгий Юранев, преподаватель предметов «Катихизис», «Нравственное богословие»; диакон Дионисий Симонов — преподаватель предмета «Церковный устав»;
Оксана Анатольевна Бондарец — преподаватель предметов «Церковное пение», «Церковный обиход», «Богослужебный хор»; Лариса Михайловна Никольская — преподаватель предметов «Дирижирование», «Чтение хоровых партитур», «Хороведение», «Учебный хор»; профессор Ксения Евгеньевна Шелудякова — преподаватель предметов «История церковного пения», «Гармония», «Сольфеджио», «История русской музыки», «Анализ музыкальных форм» и др.; Лидия Александровна Титовская — преподаватель предметов «Постановка голоса», «Церковнославянское чтение», «Основы голосообразования»; Ольга Аркадьевна Алябьева, преподаватель предмета «Общее фортепиано»; Татьяна Петровна Александрова — концертмейстер; Ирина Анатольевна Летова — преподаватель предмета «Церковнославянский язык»; Андрей Викторович Разин — преподаватель предмета «Библейская история»; иерей Владислав Мусихин — преподаватель предмета «История Русской Церкви»; Надежда Сергеевна Каримова — преподаватель предмета «История церковного искусства».
С постепенным увеличением количества курсов увеличился состав преподавателей. На отделение пришли преподаватели Закатова Людмила Николаевна, Тверякова Ирина Владимировна, Акимова Ольга Борисовна, Горская Ирина Юрьевна, Малахова Ольга Александровна, Заволжанская Ирина Юрьевна, Акишин Сергей Юрьевич, Никулин Иван Александрович, Селезнев Евгений Николаевич, Павлова Антонина Викторовна, Жиборкина Татьяна Борисовна.
В настоящее время в педагогический состав отделения входят преподаватели с высшим профессиональным и педагогическим образованием. Среди них:
Профессор Акимова Ольга Борисовна — доктор филологических наук, декан факультета повышения квалификации Российского государственного профессионально-педагогического университета, на певческо-регентском отделении читает курсы «Культура речи», «Психология общения»;
Бондарец Оксана Анатольевна — старший преподаватель, выпускница Свердловского музыкального училища им. П. И. Чайковского и музыкально-педагогического факультета Свердловского государственного педагогического института, регент храма Возне-
сения Господня (г. Екатеринбург). Работает на регентском отделении с начала его основания, преподаватель по предметам «Церковное пение», «Церковный обиход», «Богослужебный хор», автор-составитель двух сборников по церковному пению, награждена орденом св. вмц. Екатерины.
Горская Ирина Юрьевна — кандидат педагогических наук, доцент Уральского государственного педагогического университета. С 2007 г. преподает на регентском отделении такие дисциплины, как «Дирижирование», «Чтение хоровых партитур», «Учебный хор». Подготовила регентов и певчих храмов Екатеринбургской митрополии: Глебец Егор — певчий в кафедральном соборе св. Иоанна Крестителя (г. Екатеринбург); Мылтасова Александра — регент храма апп. Петра и Павла (г. Североуральск); Павлова Вероника — певчая в Ново-Тихвинском монастыре (г. Екатеринбург); Смолкина Марина — певчая в храме Преображения Господня на Уктусе (г. Екатеринбург); Каран-дашева Наталья — регент храма Успения Пресвятой Богородицы (г. Березовский); Галиева Елена — регент храма Покрова Пресвятой Богородицы (г. Дегтярск); Карачева (Заруба) Наталья — регент храма Успения Пресвятой Богородицы, преподаватель воскресной школы (г. Верхотурье); Захарова Наталья — регент храма в селе Липовка Свердловской области; Михайлова Екатерина — певчая храма иконы Божией Матери «Целительница» при городской больнице № 23 (г. Екатеринбург).
Заволжанская Ирина Юрьевна — старший преподаватель и концертмейстер вокального класса певческо-регентского отделения, преподаватель УГК и УрГПУ концертмейстер муниципального хора «Доместик». В этом году она успешно защитила диссертацию на соискание степени кандидата педагогических наук.
Закатова Людмила Николаевна — преподаватель Свердловского областного музыкального училища им. П. И. Чайковского (колледжа), преподаватель регентского отделения по предметам «Дирижирование», «Чтение хоровых партитур», «Вокальный ансамбль», составитель учебных программ. Подготовила регентов и певчих храмов Екатеринбургской митрополии: Денисова Галина — певчая в храме свт. Николая при Патриаршем подворье, сотрудник ПРО Екатерин-
бургской духовной семинарии; Покровская Ольга — певчая, преподаватель воскресной школы в г. Самаре; Порозова Анастасия — регент в храме, преподаватель воскресной школы с. Кедровое; Комарова Полина — регент храма в г. Невьянске; Уточкина Дарья — регент храма; Неустроева Алена — регент, преподаватель воскресной школы в г. Заречном; Фомченкова Лилия — регент в храме св. равноап. Нины, пос. Садовый; Постовалова Ольга — певчая в храме г. Алапаевска; Гвоздева Марианна — певчая, режиссер детских спектаклей в храме свт. Николая п. Юшала; Маслова Екатерина — певчая, преподаватель воскресной школы в Ново-Тихвинском монастыре г. Екатеринбурга; Алешкевич Анастасия — певчая в храме п. Арамиль; Шульгина Дарья
— певчая в храме равноап. Нины (п. Садовый).
Малахова Ольга Александровна — закончила Уральскую государственную консерваторию в 1998 г. В настоящее время работает в Свердловском областном музыкально-эстетическом педагогическом колледже и Уральском музыкальном колледже при УГК им. М. П. Мусоргского. На певческо-регентском отделении с 2007 г. преподает дисциплины «Дирижирование», «Чтение хоровых партитур», «Учебный хор». Выпускники ее класса успешно работают регентами и певчими в храмах Екатеринбургской митрополии.
Никольская Лариса Михайловна — зам. директора по учебной работе и преподаватель хоровых дисциплин в ДХШ № 2 г. Екатеринбурга, преподаватель по предметам «Дирижирование», «Хо-роведение», «Чтение хоровых партитур», «Учебный хор». Подготовила регентов и певчих храмов Екатеринбургской митрополии: Гаева Елена — регент храма свт. Николая (на ул. Ясная, г. Екатеринбург); Гарбузова Надежда — регент храма иконы Божией Матери «Целительница» (при городской больнице № 23); Никонова Ксения
— певчая в храме Вознесения Господня, преподаватель воскресной школы (г. Екатеринбург); Левин Константин — певчий в храме п. Елизавет; Аппоненова Екатерина — регент храма Петра и Павла (г. Полевской); Воробьева Елена — певчая (г. Красноуфимск); Москалева Ирина — регент в храме Преображения Господня, преподаватель воскресной школы (г. Екатеринбург); Загайнова Татьяна
— регент храма, преподаватель воскресной школы в п. Арти; Лебе-
дев Антон — регент хора монастыря святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме; Бурнаева Вера — певчая в храме Владимирской иконы Божией Матери (г. Магнитогорск); Фадина Людмила — регент Свято-Троицкого собора, преподаватель воскресной школы (г. Каменск-Уральский); Моисеева Наталья — регент храма свв. Кирилла и Мефодия (г. Екатеринбург).
Громыко-Титовская Лидия Александровна — и. о. профессора кафедры регентского дела ЕПДС, заслуженная артистка России, много лет проработавшая солисткой Свердловского академического театра оперы и балета им. А. В. Луначарского, преподаватель предметов «Постановка голоса», «Основы голосообразования», «Церковнославянское чтение», разработчик и составитель учебного плана и учебных программ, заведующая учебно-методическим отделом.
Шелудякова Ксения Евгеньевна — доктор искусствоведения, почетный работник высшего профессионального образования, профессор кафедры теории музыки Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского и Уральской архитектурнохудожественной академии, преподаватель по предметам «История русской музыки», «Анализ музыкальных форм», «Практика работы с детским хором».
Взяв за основу планы Санкт-Петербургской и Московской регентских школ, преподаватели составили свой учебный план исходя из местных условий и потребностей епархии. Увеличение количества вновь открывшихся и построенных храмов епархии, церковноприходских школ (ЦПШ) потребовало профессионально подготовленных и воцерковленных певческих кадров. Не только храмы, но и слово Божие, звучащее в богослужении для верующих ясно и благолепно, должно свидетельствовать о красоте и истине православной веры. Взаимодействуя с отделом церковно-приходских школ, руководство отделения пришло к заключению, что на приходах очень мало руководителей, преподавателей, имеющих музыкальное образование, способных грамотно обучать детей церковному пению. Ведь одна из задач церковной школы — через пение ввести детей в литургическую жизнь Церкви.
Приходя в храм после обучения, помимо непосредственного слу-
жения певчей, регентом, зачастую выпускник подключается к работе в ЦПШ. Поэтому в учебном плане большое внимание было уделено педагогической составляющей обучения, чтобы выпускники ПРО могли оказывать реальную помощь в организации и деятельности ЦПШ.
Таким образом, был сформирован четырехлетний образовательный цикл, включающий в себя богословские, музыкальные, теоретические, общеобразовательные дисциплины.
Развернуто и многопланово представлен блок предметов богословского и церковно-исторического содержания. В него входят, в частности, «Катехизис», «История Русской Церкви», «Общая церковная история», «Библейская история», «Литургика», «Церковнославянский язык», «История церковного искусства». Данные дисциплины не только решают образовательные задачи, но и ставят задачу христианского воспитания членов Церкви.
С целью подготовки выпускников отделения как организаторов и воспитателей, способных формировать на клиросе взрослый и детский хоровой коллектив, создать в нем атмосферу доверительности и доброжелательности, условия для развития, совершенствования, а также приобщать детей к Слову Божию, в учебный план певческо-регентского отделения включены дисциплины, усиливающие психолого-педагогическую подготовку студентов. Это «Методика работы с детским хором», «Православная педагогика», «Культура речи» и «Психология общения».
Огромное значение в формировании профессионализма будущих регентов-хормейстеров имеют учебные дисциплины музыкально-теоретического цикла: сольфеджио, теория музыки, гармония, анализ музыкальных форм, история музыки, хороведение, основы певческого звукообразования. Изучение этих дисциплин дает учащимся возможность в полной мере раскрыть стилистические и структурные особенности духовного сочинения. Знание учащимися этих предметов — база как для работы богослужебного и учебного хоров, так и для освоения индивидуальных музыкальных дисциплин: вокал, фортепиано, чтение хоровых партитур и дирижирование.
Обучение регентскому делу невозможно без таких дисциплин-
лабораторий, как богослужебный и учебный хоры отделения, где учащиеся получают знания и навыки хорового певческого мастерства, опыт исполнительской деятельности (богослужения, концертные выступления) в качестве певчих и начинающих регентов и богатый репертуар духовной музыки.
Основа хорового пения — правильное звукообразование у каждого певчего. С этой целью на певческо-регентском отделении каждый учащийся занимается в классе сольного пения. Владение вокалом поможет будущему регенту создать благозвучный церковный хор.
Без владения навыками игры на фортепиано будущий регент не сможет:
• самостоятельно разобраться в самой простой хоровой практике, без знания которой нельзя приступать к разучиванию песнопения с хором;
• развить навыки грамотного исполнения партитуры;
• усвоить учебный материал как по церковному пению и обиходу, так и музыкально-теоретические дисциплины, самой сложной из которых является сольфеджио.
Предмет «Чтение хоровых партитур» развивает у учащихся приемы и навыки детального и глубокого изучения партитуры:
• выразительное исполнение на фортепиано;
• интонационно точное пение мелодической линии хоровой партии при одновременной игре на фортепиано других голосов партитуры;
• развернутый музыкально-теоретический анализ: содержание богослужебного текста, характеристика творчества композитора, взаимосвязь средств музыкальной выразительности с текстом молитвы.
Тщательное изучение партитуры — это залог успешной работы над произведением в классе дирижирования, одной из главных дисциплин в обучении будущих регентов. Цель предмета — подготовить квалифицированных регентов для Православной Церкви. Для этого необходимо в полном объеме дать навыки дирижерской техники, без которой невозможно управление хором. Большое значение в решении этой задачи имеет практика управления хором и методически грамот-
ная работа с ним. Так, начиная со 2-го семестра I курса учащиеся имеют возможность испытать свои способности в качестве начинающих регентов. На III и IV курсе учащиеся готовят с богослужебным хором песнопения для предстоящих богослужений, на IV курсе с учебным хором — программу выпускного экзамена по дирижированию. В ходе работы с хором учащимся оказывается помощь и поддержка руководителем хора и преподавателем дирижирования.
Предмет «Дирижирование» дает и широкое знание богослужебного репертуара, который может быть использован в дальнейшей самостоятельной работе.
Церковное пение, церковный обиход — дисциплины, объединяющие в себе богословские знания и музыкальную подготовку. В текстах, которые пропевают учащиеся (Минея, Октоих, Триодь), заключено все богатство и глубина православной догматики. Это плод соборного творчества Церкви, выраженный в возвышенных образах духовной поэзии, через него молящимся устами Церкви передается смысл богослужения.
На занятиях подытоживаются знания по катехизису, истории Церкви, церковнославянскому языку, церковному уставу, догматике, Новому и Ветхому Заветам, ведь в богослужебных текстах раскрывается смысл всего церковного наследия.
Распевание непосредственно высокохудожественных и духоносных текстов воспитывает, одухотворяет учащихся, делает их сведущими в службах и способными «едиными усты и единым сердцем» воспевать Бога самим и помогать в этом всем предстоящим в храме.
Умение руководить хором во время службы, создать и сохранить во время богослужения молитвенный настрой хора, знание богослужебного репертуара являются основными требованиями обучения. Поэтому практически ежедневно в расписание включены либо учебный, либо богослужебный хор, на котором под руководством преподавателей учащиеся работают и певчими, и регентами.
Среди важнейших практических дисциплин следует выделить «Вокал» и «Основы голосообразования» — предметы, крайне необходимые будущим регентам и певчим для профессиональной деятельности. Развивая свои духовные способности, поющий через
тщательное, совместное их выражение словами и звуками развивает и совершенствует и высшие телесные свои орудия, которыми Творец отличил человека от животных — органы голоса, речи и музыкального слуха. Для профессионального пения голос должен быть специально приспособлен и развит, то есть «поставлен». Правильная постановка голоса становится основой успешного и многолетнего использования голосового аппарата в многотрудной работе регента и певчего церковного хора. Бесстрастие, оттенки мыслей и чувств, молитвенно обращенных к Богу, требуют от профессионально поставленного голоса соответствующих качеств.
Все это должен знать, помнить и уметь будущий регент. Учащийся регентской школы после окончания обучения должен стать «свечой Божией», чтобы «возжигать человеческие сердца и открывать путь к вратам Царства Небесного».
Часть специальных дисциплин («Дирижирование», «Постановка голоса», «Фортепиано») ведется в форме индивидуального обучения. Это обеспечивает личностный подход к каждому студенту, предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Обучение происходит в контексте духовного воспитания обучающихся, приобщения к таинствам Церкви. Авторские программы педагогов разработаны на основе единых принципов, которые, прежде всего, учитывают высокую духовную и художественную ценность изучаемых произведений, их возможности для профессионального развития и нравственного воспитания. В процессе обучения студенты изучают обширный музыкальный репертуар: церковные песнопения, классические сочинения, народные песни, романсы.
Как сказал известный российский психолог А. Н. Леонтьев, «для овладения достижениями человеческой культуры каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями»6. Вот почему, чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и разносторонней деятельности, необхо-
6 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 102.
димо в меру возможностей вовлечь их в эти виды деятельности. С этой целью на III курсе студенты певческо-регентского отделения проходят практику работы с хором, а на IV курсе — практику работы с детским хором (на базе Архиерейской детской певческой капеллы «Октоих»). Кроме того, организована богослужебная практика, которая проводится параллельно с учебным процессом, на протяжении всех 4-х лет обучения в трех семинарских храмах и в кафедральном Свято-Троицком соборе г. Екатеринбурга. Под контролем опытных наставников учащиеся практикуются и как певчие, и в качестве регентов.
На певческо-регентском отделении ведется активная научная работа: О. Б. Акимова, О. Е. Шелудякова, И. Ю. Горская являются авторами монографий, учебных пособий, научных статей, опубликованных в столичных изданиях (в том числе с грифами УМО и рекомендованных ВАК). О. А. Малахова заканчивает работу над диссертационным исследованием.
Жизнь на певческо-регентском отделении, помимо обучения и богослужений, включает различные послушания (социальное служение в больнице, послушания в трапезной, ризнице и др.), миссионерскую деятельность, паломничество, культурно-образовательные мероприятия (посещение театров, филармонии, музеев). Кроме того, ведется активная культурно-просветительская работа. Стали традицией выступления хора певческо-регентского отделения на ежегодных городских праздниках, посвященных Пасхе и памяти святых: великомученицы Екатерины, Царственных страстотерпцев, праведного Симеона Верхотурского. Большие концертные программы были подготовлены к юбилейным датам 60-летия и 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, их слушателями стали горожане и солдаты в госпиталях города. В первые годы существования ПРО учащиеся были задействованы в Паломническом отделе епархии (в качестве руководителей паломнических групп, экскурсоводов в монастырь святых Царственных страстотерпцев и Храм-на-Крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших).
С 2002 г. на базе певческо-регентского отделения два раза в год
действовали двухмесячные курсы церковного пения для всех желающих. По многочисленным просьбам в 2009 г. было открыто вечернее двухгодичное певческое училище, ставящее целью подготовку певчих. В нем изучаются такие дисциплины, как «Литургика», «Церковное пение», «Церковнославянское чтение», «Постановка голоса».
За эти десять непростых лет были взлеты и падения. Одним из болезненных вопросов остается материальная база. Первоначально регентское отделение разместилось в учебном корпусе семинарии (ул. Вали Котика 13-а). Ввиду нехватки помещений с 2003/2004 учебного года основной учебный процесс проходил в помещениях Храма-на-Крови в честь Всех святых в земле Российской просиявших. В связи с окончанием строительства Епархиального управления рядом с Иоанно-Предтеченским собором певческо-регентскому отделению был отведен 4-й этаж новопостроенного здания. Трудами митрополита Кирилла отделение получило новое здание, в старинной городской купеческой усадьбе в центре Екатеринбурга.
Всего за 10 лет деятельности на певческо-регентском отделении обучалось 114 студентов, закончили полный курс обучения — 47 человек. На сегодняшний день учащиеся и выпускники ПРО несут свое служение более чем в 60 храмах Екатеринбургской митрополии.
Глубокая реформа, проводимая в общецерковных рамках, направленная на повышение уровня содержания духовного образования, воспитание нравственности в подрастающем поколении, требует совместных усилий государства и Церкви. В выступлении на торжественном открытии в Москве XX Международных Рождественских образовательных чтений «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства» 23 января 2012 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Именно за счет приобщения к литературному, художественному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. <...> От того, как все мы будем сегодня служить высокой миссии православного просвещения, выстраивать соработничество в этом направлении между церковными, государственными, общественными институтами, зависит нравственный климат в странах, в которых мы живем, и благополучие в обществе
в целом. Духовно сильная, нравственно здоровая, высокообразованная и благовоспитанная молодежь — важнейшая цель наших совместных молитв и трудов»7. Именно на достижение этой цели направлена деятельность педагогического коллектива Екатеринбургской духовной семинарии.
7 Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XX Международных Рождественских образовательных чтениях // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1973781.html (дата обращения: 09.03.2012).
Lidiya A. Titovskaya, Oksana E. Sheludyakova
TO THE 10TH ANNIVERSARY OF THE CHORAL DEPARTMENT
OF EKATERINBURG THEOLOGICAL SEMINARY
The article presents a sketch of modern history of the Choral Department of Ekaterinburg Theological Seminary. The authors identifies key areas of educational and extra-curricular activities, major subjects, and core teaching staff.
Key words: seminary, theological education, choral education, church choir director.