УДК 78:378 ББК 85.31р Х 30
С.И. Хватова
Доктор искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой музыкально-исполнительских дисциплин Института искусства Адыгейского государственного университета; E-mail: Hvatova_svetlana@mail. ru
О СБЛИЖЕНИИ СВЕТСКОЙ И ДУХОВНОЙ СИСТЕМ ХОРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XXI СТОЛЕТИИ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье анализируются пути возрождения системы церковно-певческой подготовки в лоне светского высшего профессионального образования. Выявляется сходство целей и задач дирижерско-хоровой подготовки в рамках образовательных программ светских и духовных учебных заведений, обосновывается необходимость обновления их содержания.
Ключевые слова: дирижерско-хоровая подготовка, регентское дело, церковно-певческое мастерство.
S.I. Khvatova
Doctor of Art Criticism, Associate Professor, Head of Musical Performance Discipline Department of Institute of Art, Adyghe State University; E-mail: [email protected]
ON CONVERGENCE OF SECULAR AND SPIRITUAL SYSTEMS OF CHORAL EDUCATION IN THE 21ST CENTURY
Abstract. An analysis is made of ways of revival of church - singing training system in a bosom of secular higher professional education. The paper shows similarity of the purposes and objectives of conductor's and choral training within educational programs of secular and spiritual educational institutions. A need of updating their contents is substantiated.
Keywords: conductor's and choral training, regent business, church - singing skill.
Вневременная проблема обновления содержания образования никогда не теряет своей актуальности. В период смены общественных формаций, смены аксиологических приоритетов она становится особенно животрепещущей. ХХ век с его бесчисленными войнами, катастрофами, социальными потрясениями стал значительным испытанием и для системы музыкального образования в России, революционный переворот, приведший к гибели империи, не менее тяжелый, поистине катастрофический выход из семидесятилетнего безбожия, потеря морально-нравственных ориентиров и мучительный их поиск, трудное обретение веры через болезненный опыт ошибок, заблуждений, иллюзий. Разочарование в идеалах прошлого и поиск новых, осознание необходимости духовного обновления и на пути к этому непонимание и агрессивное сопротивление привели к возрастанию духовной напряженности в обществе.
Осознание данного процесса началось в преддверии тысячелетия Крещения Руси -даты, которую считают отправным моментом официального разрешения изучать религиозное искусство и, конкретно, культовые жанры в музыке. В постсоветское время поиска новых мировоззренческих ориентиров все чаще акцентируется внимание на проблемах синтеза и гармонизации «Знания и Веры с помощью образовательных средств, формирования и обогащения менталитета личности и социума» [1, 3] необходимости приведения методов обучения в соответствии с насущными требованиями жизни [2, 3-7], что впоследствии может привести к появлению специалистов, способных к «продуктивному труду в различных
сферах, умеющих применять научные знания на практике и решать профессиональные проблемные (выделено нами - С.Х.) ситуации» [3, с. 123-124]. Система художественного образования оказалась чутким индикатором социально-психологического состояния людей, сразу же отреагировала кардинальными изменениями в выборе изучаемых тем, идей, жанров.
В данном контексте следует учитывать немаловажный «внешний» фактор, существенный для изменении содержания художественного образования. В конце XX и начале XXI столетий происходит ряд исторически значимых для Русской Православной Церкви событий. Возобновилась активная православная богослужебная деятельность, открывается множество храмов, возрождается традиция приходских воскресных школ, гимназий, пансионов. Уже в каждой крупной епархии есть богословские курсы и духовные семинарии, академии, регентские курсы, иконописные школы - все силы брошены на то, чтобы священство и клир церковный были представлены людьми, получившими высшее образование и имеющими богословские степени.
В последние годы Патриархом московским и Всея Руси Кириллом предпринимается ряд мер по стандартизации духовного образования в России. В этом направлении уже сделаны определенные шаги: патриаршим Указом №1 в 2011 г. стал документ, учреждающий Российский православный университет, образованный слиянием Института святого Иоанна Богослова и Московской регентско-певческой семинарии. Последняя преобразована в один из факультетов университета. В университете - как и в других учебных заведениях страны -введена двухуровневая (бакалавриат - магистратура) система обучения, представлен широкий спектр специальностей, открыта аспирантура и докторантура. Важным является и то, что это - федеральное бюджетное учреждение и в перечне специальностей университета содержатся как традиционные вероучительные, так и светские (например, живопись, журналистика, история, религиоведение, филология, экономика, юриспруденция).
Если вышеописанные действия вызваны стремлением приблизить духовное образование к светской модели и получение возможности выдавать дипломы государственного образца священно- и церковнослужителям, то встречные усилия - по реализации регентских специализаций в лоне светского учебного заведения - начаты еще в 2007 году в Институте искусств Адыгейского государственного университета. Связано это со стремлением к расширению сферы профессиональной самореализации выпускников, желанием обучить мирских музыкантов, массово работающих в церковных хорах, азам регентско-певческого дела. Но это лишь самая видимая причина, лежащая «на поверхности». На самом же деле это своего рода реакция воцерковленных музыкантов, связанная с оценкой современного состояния церковного пения.
Церковное пение, испытавшее на себе процесс регенерации в 90-е годы ХХ века, сохранив традиционные типологические черты, приобрело ряд новых, ранее для него не характерных. Связано это со спецификой самого процесса возрождения. Наполнение церковных ансамблей и хоров шло стремительными темпами. С одной стороны, в церковь были «призваны» музыканты, воспитанные в светских традициях концертного исполнительства и позиционирующие себя как артисты на сцене. Они привнесли в пение чуждые артикуляционные элементы, нестандартные особенности чтения церковнославянских текстов, нетипичные для богослужебного пения приемы театральной выразительности, чувственности, своего рода музыкального гедонизма, что составило одну из угроз сохранению традиции [Об этом подробнее: 4, с. 231]. Увеличение количества хоров не привело к улучшению его качества. С другой стороны, изменение социального состава певчих, состоящих, как правило, из представителей интеллигенции, предопределило «интеллектуализацию» процесса церковного пения, стремление у многих из них к осознанному служению («умному деланию»), получение знаний по церковной истории, литургике, катехизису и, как следствие, изменение внутренних представлений о богослужебных песнопениях. Проблема недостаточной музыкальной подготовки регентов и отсутствия богословской - у светских хормейстеров обнажила необходимость коррекции образовательных программ.
Сегодня никем не оспаривается родство специализации «руководитель академического хора», получаемой выпускниками факультетов хорового дирижирования музыкальных ССУЗов и ВУЗов, и «регент», присваиваемой выпускникам регентских отделений и школ духовных семинарий, однако априорно признается оппозиция светского и духовного образования в плане трактовки родственных специальностей, обсуждается на Интернет-сайтах, посвященных регентскому делу.
Е.С. Кустовский - регент московского храма во имя Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго - руководитель Московских православных регентских курсов (МПРК) - неоднократно подчеркивал: «:...одним из самых устойчивых предрассудков современного клироса является то, что обиходное пение не нуждается в квалифицированном дирижировании. Чаще всего он основан на элементарном отсутствии умения, но, как и всякий предрассудок, подкладывает под это неумение научную базу: «Наши напевы древние, простые, мы итальянщины не поем, поэтому и дирижирований ваших нам не надо», - скажет или подумает иная матушка, проводя обиходную, гласовую службу» [5].
О кризисе регентского дела говорилось на первом всероссийском регентском съезде, который проходил с 17 по 21 июня 1908 года, где были обозначены проблемы клироса, свойственные началу ХХ столетия, оставшиеся актуальными и сегодня, а именно:
1. Недостаточность профессиональных знаний, умений и навыков, касающихся певческой и дирижерской самореализации. Провозглашение «надобности ученья» регентов, назревших проблем преобразования преподавания пения в школе.
2. Отсутствие какой-либо официальной позиции Священного Синода относительно исполняемых на клиросе песнопений, кроме запретительных деклараций.
3. Дефицит нотной литературы, особенно изменяемых песнопений дня.
4. Упорядочение положения (статуса) регента и учителя пения в школе (административное): во многих регионах России служение было «на общественных началах» - регент, даже учительствующий, не получал заработную плату. Увеличение оплаты регентам и учителям пения, права на пенсии, увеличение числа уроков. Изменить отношение к предмету как к равноправному, а к труду - как к учительскому.
5. Констатировался факт ненормального положения церковного пения в духовных учебных заведениях.
Сегодня сходными проблемами озадачены обе заинтересованные стороны -преподаватели регентских семинарий и хоровых отделений государственных профессиональных учебных заведений. Сегодня происходит осмысление происходящих на клиросе процессов, с одной стороны, и осознается практическая необходимость сращивания светской системы подготовки дирижеров-хоровиков и регентского образования, с другой, директор музыкально-педагогического колледжа г. Краснодара Т. Манько полагает, что, «. оценивая современное состояние церковного пения, необходимо отметить недостаточную музыкальную подготовку у выпускников регентских классов, духовных училищ и семинарий, а также отсутствие знаний в области литургики, догматики, истории церковного пения и других церковных наук у выпускников музыкальных училищ и консерваторий. Соединить положительные качества двух образовательных систем и выпускать всесторонне грамотных специалистов - одна из главных задач совершенствования школы хорового исполнительства в ближайшем будущем» [6].
В двухтысячные годы менялись образовательные программы регентских отделений семинарий и академий, созывались съезды и практические семинары для регентов по инициативе Е.С. Кустовского. Прошла внутрицерковная дискуссия по проблемам стилистики «музыкального ряда» богослужения, получившая широкий резонанс в православных Интернет-ресурсах (обсуждение доклада о. Дмитрия /Арзуманова/ в 2002 году). На Украине возродился специализированный журнал «Регентское дело». В рамках Архиерейского Собора 2-4 февраля 2011 года появились заинтересованные высказывания высших иерархов о церковном пении. Публикуемые материалы, касающиеся современного церковного пения и
исполнения богослужебных песнопений светскими хоровыми коллективами, отражают наличие множества проблем в данной сфере. Появились обширные регентско-певческие Интернет-ресурсы, содержащие как материалы с богослужебными указаниями, так и ноты. Однако все вышеописанные действия совершаются «вдогонку», как правило, это обучение взрослых певчих «с нуля».
Первые шаги в данном направлении уже делаются. Так, например, в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова на музыковедческом факультете открыто отделение по изучению древнерусской музыки, выпускники-музыковеды получают навыки «руководства ансамблем древнерусской музыки» - так корректно обозначены регентские навыки. В Ростовской государственной консерватории (академии) имени С.В. Рахманинова в рамках системы дополнительного образования предлагается программа годичной профессиональной переподготовки по программе «Регентское дело». Программа включает лекции, семинары и практические занятия по следующим направлениям: литургика, церковнославянский язык, священная история Ветхого и Нового Завета, катехизис, история церковного пения, теория церковного пения, церковное пение, чтение хоровых партитур, работа с церковным хором (хороуправление), постановка голоса. Планируется обучать регентованию студентов дирижерско-хоровых отделений музыкальных училищ и вузов, выпускников и учащихся музыкальных учебных заведений, педагогов, практикующих певчих и регентов, а также все желающих, заинтересованных в совершенствовании духовно-музыкального образования. Обучение ведут профессора Ростовской государственной консерватории, преподаватели Духовного училища Ростовской-на-Дону епархии, а также специалисты-практики.
Сегодня сращивание двух родственных систем образования - дирижерско-хорового и регентского - актуально как никогда. Наряду с этим подобные специалисты должны быть подготовлены весьма качественно: нововведениям всегда уделяется пристальное внимание. А если учитывать морально-этическую нагрузку богословского компонента образования, то осознаешь справедливость утверждения Святейшего Патриарха о том, что, «.если мы будем брать в семинарии троечников, посредственностей, двоечников, людей с отклонением от психической нормы, миссия Церкви будет провалена, эти люди будут не способны обращать к Церкви сердца современных людей. Церковь снова останется Церковью для малообразованных людей, для тех самых бабушек, которым ни английский, ни патрология не нужны; <...> скверно образованные, некультурные люди слишком часто становятся людьми антикультурными, обскурантами, защищающими и оправдывающими свой низкий образовательный и культурный уровень зилотством и показным благочестием. Затем этот образ воспроизводится и тиражируется - и вот вам новый "идеал", который еще совсем недавно так страстно формировался на Чукотке. Боюсь, что нам еще долго придется бороться с этим уродливым явлением, не имеющим ровно ничего общего с подлинным благочестием, ничего общего со святоотеческим примером» [7].
Реализация направления, связанного с церковно-певческой практикой, сопряжена с обновлением образовательных программ по специальности 050601 «Музыкальное образование» (специалитет) и направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (профиль «Музыкальное образование» - бакалавриат) в пределах, предусмотренных вариативной частью стандарта. В частности, с 2007 года в Институте искусств Адыгейского государственного университета образовательная программа специальности 050601 «Музыкальное образование» реализуется со специализациями «Инструментальное исполнительство», «Сольное пение (по видам: академическое, народное, эстрадное)» и «Хоровое дирижирование». В рамках специализации «Хоровое дирижирование», где обучаются практикующие певчие, регенты Адыгеи и Краснодарского края, студенты имеют возможность углубленного изучения русской духовной музыки, а конкретнее - регентского репертуара. Освоение специфических компонентов образовательной программы проходит в рамках дисциплин «хоровой класс», «дирижирование», «сольфеджио», «история музыки», «религия и музыка».
На базе Института искусств Адыгейского государственного университета кристаллизуется научное направление, специализирующееся на изучении духовной музыки. Научные интересы профессорско-преподавательского состава, работающего со студентами-регентами и певчими, отражаются в тематике докторских диссертаций (С.И. Хватова), кандидатских (Р.И. Лозовская, П.А. Сергеева), квалификационных работ магистрантов и бакалавров, курсовых, научных статьях [об этом подробнее - 8]. Значительную специфику у студентов-регентов имеет выпускная программа по хоровому дирижированию (часть из мессы, два православных богослужебных песнопения, одно из которых - концерт), сцена из оперы, для черновой работы используются гласовые песнопения.
В последние годы Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом предпринимается ряд мер по стандартизации духовного образования в России. В этом направлении уже сделаны определенные шаги: патриаршим Указом №1 в 2011 г. стал документ, учреждающий Российский православный университет, поглотивший Институт святого Иоанна Богослова и Московскую регентско-певческую семинарию. Она преобразована в один из факультетов университета. В университете - как и в других учебных заведениях страны - введена двухуровневая (бакалавриат - магистратура) система обучения, представлен широкий спектр специальностей, открыта аспирантура и докторантура. Важным является и то, что это -федеральное бюджетное учреждение и в перечне специальностей университета содержатся как традиционные вероучительные, так и светские (например, живопись, журналистика, история, религиоведение, филология, экономика, юриспруденция).
Если вышеописанные действия вызваны стремлением приблизить духовное образование к светской модели и возможностью выдавать дипломы государственного образца священно и церковнослужителям, то встречные усилия - по реализации регентских специализаций в светских учебных заведениях сегодня - скорее исключение, чем правило. Хотя юридически это стало возможным (в рамках направления подготовки 073000 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» профиль «Древнерусское певческое искусство»), не каждый музыкальный вуз стремится реализовывать подобную образовательную программу из-за сложностей кадрового обеспечения. «На поверхности» еще одна причина: указанный выше ФГОС ВПО по данной специализации не вполне соответствует тому, чем придется заниматься певчему или регенту, хотя и допускает большие, чем ранее, возможности для варьирования.
Востребованность в специалистах подобного профиля - учителей музыки с дополнительной регентской специализацией - весьма высока, особенно в сельских населенных пунктах, где учитель музыки становится одновременно преподавателем дополнительного образования (музыкальной школы, студии, кружка) и регентом, привлекая к клиросному послушанию наиболее способных к церковному пению детей.
Поворот творческих людей к духовной тематике, с одной стороны, и усиление потребности в отправлении «практической религиозности» - с другой, обозначают существенную тенденцию - интенцию к восстановлению центра культуры в недрах православия. Вокруг данного центра организуется собственное «социологическое пространство». В искусстве это выразилось в создании в Майкопе особой общности православно-ориентированных музыкантов, художников, значительно расширивших рамки художественно-эстетических средств церковных искусств. За последние пять лет воспитано поколение музыкантов, так или иначе соприкасавшихся с православной церковной культурой: в качестве певчих православных храмов, опыт работы в которых имеют от 10 до 60 % студентов (разных курсов) и преподавателей; в качестве исполнителей
соответствующих концертных программ, композиторов, исследователей. Отдельные преподаватели отделения «Изобразительное искусство» имеют благословение на реставрацию иконописи и церковной живописи и уже принимали участие в работах по храмостроительству и храмоукрасительству.
Значение данного духовного опыта еще предстоит оценить, несомненно одно: это окажет значительное влияние на развитие музыкальной культуры «новообращенных».
Духовно и, конкретнее, православно ориентированные тенденции развития хорового образования в нашем регионе со временем трансформируются в конкретную потребность определенной части студенчества и преподавателей находиться в «православном» пространстве, а православное искусство превратится в универсальную систему миропостижения перед переходом к новой системе ценностей. Обращение к духовному, сакральному среди студентов и преподавателей - это своеобразный противовес деструктивным процессам общественного сознания последней четверти века, трансформации аксиологических приоритетов. Задача преподавателей и организованных ими регентов и певчих - предложить достойную «духовную пищу», основанную на проверенном тысячелетиями опыте Православия [Об этом подробнее - 9].
Две системы хорового образования в современной России - светская (в лоне консерваторий, институтов искусств и музыкальных колледжей) и духовная (в рамках регентских отделений духовных семинарий, академий и православных университетов) развиваются параллельно, сближаясь по отдельным позициям, но в целом преследуя разные цели. Очевидно, что усилия по сближению двух систем хорового образования в России в настоящее время разрозненны, носят бессистемный характер, но ради привлечения абитуриентов к поступлению на хоровые специальности все большее количество учебных заведений вводит дисциплины, связанные с церковно-певческой практикой.
Содержание дирижерско-хоровых дисциплин в светских и духовных учебных заведениях не только имеет сходный репертуар, но и для его внедрения используются общие методы обучения. Усилия светских учебных заведений по обновлению образовательных программ направлены на расширение сферы профессиональной деятельности выпускников. Повышение же уровня музыкальной подготовленности регентов связано с притоком в семинарии выпускников музыкальных училищ. Беседы с руководителями регентских отделений (М.И. Ващенко - Санкт-Петербургской духовной академии и Н.В. Балуевой - в Костромской духовной семинарии), а также наши наблюдения, отзывы о работе выпускников в церковных хорах показывают, что в настоящее время, несмотря на сближение, невозможна полная подмена (слияние) образовательных программ светских и духовных учебный заведений. В крупных городах нет такой необходимости, в периферийных городах регионов, отдаленных от мегаполисов, актуально приобретение хормейстерами как регентских знаний, умений и навыков, так и светского музыкально-педагогического образования.
Следует признать, что данные процессы еще не завершены, однако саму тенденцию расширения сферы профессиональной самореализации выпускников следует признать позитивной, направленной в целом на процесс «<...> созидания личности человека. Человека не только разумного, но и высоконравственного, духовно богатого, знающего смысл своей жизни, верующего в возможность его достижения, целенаправленно и активно работающего во имя наиболее полной жизненной самореализации» [1, 4].
Примечания:
1. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры: прогностическая гипотеза образовательного триумфа. М.: Изд-во МПСИ, 1997. 120 с.
2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
3. Меретукова З.К. Дидактическое вопросополагание на лекционных и семинарских занятиях как средство реализации развивающего потенциала проблемного обучения в процессе подготовки специалиста // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. Вып. 1. С. 123-128.
4. Хватова С.И. Православная певческая традиция на рубеже XX-XXI столетий: монография. Майкоп: ИП Магарин О. Г., 2011. 424 с.
5. Кустовский Е.В. Дирижерская техника на клиросе: пособие для начинающих регентов // Православие и современность: Информационно-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви. иЯЬ: www.lib.eparhia-saratov.ru
6. Манько Т. Становление современного хормейстера: к проблеме эволюции школы хорового исполнительства // Профессиональная подготовка педагога-музыканта: межвуз. сб. ст. / отв. ред.-сост. В.Г. Мозгот; Адыгейский государственный университет, Институт искусств. Майкоп, 2006. иЯЪ:
www.arts.adygnet.ru
7. Кирилл (Гундяев). Доклад Освященному Архиерейскому Собору: (2 февр. 2011 г.) / Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. URL: http:// koinonia.orthodoxy.ru/ DokladPA.htm.
8. Хватова С.И. Регентское дело в структуре образовательной программы специальности «Педагогическое образование» (профиль «Музыка») // ВУЗ искусств и культуры в едином пространстве: материалы междунар. науч.-практ. конф. Орел: Изд-во ОГИИК, 2013. С. 143-147.
9. Ellis J. The Russian Orthodox Church: a Contemporary History. L., 1986. 224 с.
References:
1. Gershunsky B.S. Education in the third millennium: harmony of knowledge and belief: prognostic hypothesis of educational triumph. M.: MPSI publishing house, 1997. 120 pp.
2. Lerner I.Ya. Didactic bases of teaching methods. M.: Pedagogika, 1981. 186 pp.
3. Meretukova Z.K. Didactic questioning at lectures and seminars as means of the developing potential realization of problem teaching in the course of expert training // The Bulletin of the Adyghe State University. Series “Pedagogy and Psychology”. Maikop: AGU publishing house, 2012. Issue1. P. 123-128.
4. Khvatova S.I. Orthodox singing tradition at the turn of the XX-XXI centuries: a monograph. Maikop: IP Magarin O.G., 2011. 424 pp.
5. Kustovsky E.V Conductor’s technique at a choir-place: a manual for beginning choirmasters // Orthodoxy and the present: Information and analytical portal of the Saratov diocese of the Russian Orthodox Church. URL: www.lib. eparhia-saratov. ru
6. Manko T. Formation of the modern chorus master: on the problem of choral school evolution // Vocational training of a music teacher: interuniversity coll. of articles / ed. and comp. by V.G. Mozgot; The Adyghe State University, Institute of Arts. Maikop, 2006.URL: www.arts.adygnet.ru
7. Kirill (Gundyaev). The report to the Consecrated Hierarchal Cathedral: (Febr. 2, 2011) / Kirill, the Holy Patriarch of Moscow and all Russia. Url:http://koinonia.orthodoxy.ru/DokladPA.htm.
8. Khvatova S.I. Cantor’s activity in the structure of the "Pedagogical education programme" (Music profile) // Higher school of arts and culture in the integrated space: materials of the international scient. and pract. conf. Oryol: OGIIK publishing house, 2013. P. 143-147.
9. Ellis J. The Russian Orthodox Church: Contemporary History. L. 1986. 224 pp.