Научная статья на тему 'История обучения церковному пению в школах Марийского края в 1900-1917 годах'

История обучения церковному пению в школах Марийского края в 1900-1917 годах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
269
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАНСКАЯ ЕПАРХИЯ / ВЯТСКАЯ ЕПАРХИЯ / ШКОЛА / УЧЕНИКИ / ДЕТИ / ХОР / ЦЕРКОВЬ / МУЗЫКА / ХРАМ / ПЕНИЕ / ИСПОЛНЕНИЕ / ПЕВЧИЕ / KAZAN EPARCHY / EPARCHY OF VYATKA REGION / SCHOOL / PUPILS / CHILDREN / CHOIR / CHURCH / MUSIC / TEMPLE / SINGING / PERFORMANCE / CHORISTERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Глушков Сергей Олегович

Статья посвящена истории развития церковного пения в Марийском крае 1900-1917 гг. Рассматривается динамика обучения церковному пению в школах на территориях Казанской и Вятской епархиях, составной частью которых являлась современная республика Марий Эл. Основой свидетельства существования обучения церковной музыки в школах стали материалы Казанской епархии и Вятской епархии, а также архивные материалы Государственного архива Республика Марий Эл. В работе проанализированы труды современных исследователей Цыкиной Ю. Ю. и Алметьевой И. В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The History of Church Choral Teaching At Schools of the Mari Area in 1900-19171

The article is devoted to the history of church choral development of the Mari area in 1900-1917. The dynamics of church choral teaching on the territories of Kazan and Vyatka is examined. Modern Mari El was a constituent part of these territories. The basis for the evidence of the existence of church music teaching at schools was the material from the Kazan and Vyatka eparchies, as well as the archival materials from the State Archive of the Republic of Mari El. The works of such modern researchers as Yu.Yu. Tsykina and I.V. Almetieva are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «История обучения церковному пению в школах Марийского края в 1900-1917 годах»

УДК 371

ББК Ч 33 (2 Рос. Мар)

Глушков Сергей Олегович

аспирант кафедра региональной истории Марийский Г осударственный университет г. Йошкар-Ола Glushkov Sergei Olegovich Post-graduate Chair of Regional History Mari State University Yoshkar-Ola

История обучения церковному пению в школах Марийского края в 19001917 годах

The History of Church Choral Teaching At Schools of the Mari Area in 19001917

Статья посвящена истории развития церковного пения в Марийском крае 1900-1917 гг. Рассматривается динамика обучения церковному пению в школах на территориях Казанской и Вятской епархиях, составной частью которых являлась современная республика Марий Эл. Основой свидетельства существования обучения церковной музыки в школах стали материалы Казанской епархии и Вятской епархии, а также архивные материалы Государственного архива Республика Марий Эл. В работе проанализированы труды современных исследователей Цыкиной Ю. Ю. и Алметьевой И. В.

The article is devoted to the history of church choral development of the Mari area in 1900-1917. The dynamics of church choral teaching on the territories of Kazan and Vyatka is examined. Modern Mari El was a constituent part of these territories. The basis for the evidence of the existence of church music teaching at schools was the material from the Kazan and Vyatka eparchies, as well as the archival materials from the State Archive of the Republic of Mari El. The works of such modern researchers as Yu.Yu. Tsykina and I.V. Almetieva are analyzed in the article.

Ключевые слова: Казанская епархия, Вятская епархия, школа, ученики, дети, хор, церковь, музыка, храм, пение, исполнение, певчие.

Key words: Kazan eparchy, Eparchy of Vyatka Region, school, pupils, children, choir, church, music, temple, singing, performance, choristers.

В настоящее время среди народов населяющих Россию наблюдается рост

национального самосознания. Многие ведущие исследователи все чаще

обращаются к вопросам традиций, наследию малочисленных народов. Главной

задачей современного времени становится обращение к истокам культур и

прошлому. Все это определяет значимость исследуемой нами темы. Следует

отметить, что на распространение церковного пения, среди народа мари

260

значительное влияние оказали традиции русской православной церкви. Исследователь Цыкина Ю. Ю. определяет ограниченность в систематическом характере музыкального образования в Марийском крае дореволюционного периода. Прикладными целями музыкального образования этого периода становится воспитание добропорядочного христианина, владеющими основами церковного пения [24, с. 136].

Цель статьи - определить обучение церковному пению в школах Марийского края 1900-1917 гг., как важную и неотъемлемую часть исторического становления церковного пения в Марийском Крае.

«В земских училищах и в целом в школах Марийского края дети учились церковному пению. Этот предмет, в отличие от школ духовного ведомства, был необязательным. Тем не менее, во многих земских училищах пение преподавалось, и существовали ученические хоры, поющие в местных храмах. Земство старалось поощрять устройства ученических хоров ежегодно ассигнуемыми суммами. Так, в 1900 году Козьмодемьянское земство выдавало в вознаграждение устроителям хоров в 20-ти земских училищ по 30 рублей каждому. В Уржумском уезде преподавателям пения выдавалось вознаграждение в 25 рублей» [1, с. 197]; [12, л. 56].

«Уроки пения преподавали в основном учителя и учительницы. В некоторых школах преподавателями пения были местные крестьяне, хорошо знающие церковное пение или псаломщики местных церквей [1, с. 197]. Как утверждает исследователь Алметьева И. В: «пению учились больше половины (53,13 %) от общего числа учащихся» [1, с. 197]. Об этом же говориться и в «Отчете Козьмодемьянской уездной земской управы за 1901-1902 годы», и в ряде архивных источников Марийского края [11, л. 22]; [13, л. 84]; [14, л. 34].

Согласно «Справочной книге Казанской Епархии», в причте храма села Ронги, Царевококшайского уезда, преподавал и служил В. Г. Ананьев, учитель пения, 50 лет. С 1886 года он начал работу в сане псаломщика. В 1900 году стал дьяконом. Закончил высшее отделение духовного училища [23, с. 456-457].

В хронике Епархиальной жизни 1900 года, протоиереем А. Соколовским, было отмечено, что «17 мая в 11 часов утра Высокопреосвященнейший

261

Арсений, Архиепископ Казанский и Свияжский посетил второклассную церковно-приходскую школу при черемисском мужском Михайло-Архангельском монастыре. Узнав, что в школе учатся и чуваши, и черемисы, и русские, Владыка велел им разделиться по народностям и пропеть «Христос Воскресе», сперва по-славянски, а потом так, чтобы чуваши пели по-чувашски, черемисы по-черемисски, а русские по-славянски. Запели они, и получилось. Из смешанного пения выяснилось, что ученики знают, и текст церковной песни, и напев на своем наречии твердо и хорошо» [18, с. 577].

В этом же (1900) году, в «Вятских епархиальных ведомостях», священник села Старого Торьяла, Уржумского уезда Иоанн Ергин пишет: «кроме прямых забот о просвещении черемис, я вижу заботу в образовании при храме хора певчих из учеников местных школ. Предполагаю, что разумное исполнение церковных песнопений не может не затрагивать сердца черемис, а особенно пение на их родном языке.

В его храме пели два хора. Первый хор был составлен из учеников второклассной школы. Второй - из учеников местной церковно-приходской школы. Оба хора часто пели на славянском и марийском языках [2, с. 480-481].

Как отмечал помощник инородческого миссионера по Яранскому езду Вятской епархии, священник Н. Кибардин: «1 марта 1900 года в деревню Ошаева, 6 верст от села Пижанка прибыла учительница Мария Романова окончившая курс в Аринском двухклассном училище (хорошо знающая черемисский язык) для преподавания в школе. Желание черемис обучать своих детей в школе оказалось настолько велико, что в первый же день приезда учительницы в школу собралось 20 черемисских мальчиков. На следующий день в школу было принято еще пять. Школа приучила учащихся к ежедневной домашней молитве, правильному изображению на себе крестного знамени, вежливому обращению со старшими и особенно со сверстниками. Школа значительно сблизила их с церковью. Прежде черемисские дети весьма редко посещали церковь, теперь же, вместе со своей учительницей, они бывают в ней чуть ли не каждую неделю. Начальные молитвы Св. Православной Церкви учащиеся изучали не только на славянском, но и на своем родном черемисском

языке, причем ими были выражены особое желание и усердие в пении этих молитв. Изучение молитв и пение их на черемисском языке особенно понравилось учащимся и их родителям» [3, с. 597-600].

«19 июня 1900 года на территории Вятской епархии, в местном Сернурском храме было совершено богослужение в честь святителя Стефана Пермского и тотчас же, по его окончании, при трезвоне колоколов, из храма к месту закладки направился торжественный крестный ход. Через некоторое время прибыл другой крестный ход из села Юледура, а затем и третий - из села Токтайбеляка. Во все время шествия крестных ходов, в числе которых были и учащиеся, пелись церковные песнопения, в том числе и тропарь святому Стефану Пермскому. Крестный ход из села Токтайбеляка, при шествии его через деревню Куприань-Солу, сопровождал инородческий миссионер, священник Сергий Громов, с певчими, черемисскими девочками, певшими молитвы на черемисском языке» [4, с. 694-695]. События описал очевидец закладки храма и торжества.

В отчете Вятского Комитета Православного Миссионерского Общества за 1990 год значилось, что «деятельность Вятского Миссионерского Комитета в отчетном году была направлена на духовно-нравственное просвещение инородцев, на изыскание мер и способов к искоренению их языческих верований и обычаев, к утверждению христианской веры и нравственной правильности» [5, с. 278]. Одним из средств привлечения мари к православной вере стало преподавание церковного пения в школах. «Помимо обучения Закону Божию и русскому языку, во многих школах прилагались заботы и о постановке церковного пения, которое применялось в Богослужении» [6, с. 286].

«В воспитательном отношении лучшей из миссионерских школ была признана Великопольская школа. Ученики этой школы усердно посещают храм Божий и принимают участие в чтении и пении во время Богослужения, иногда даже и на черемисском наречии» [6, с. 288-289].

В отчете Вятского Комитета Православного Миссионерского Общества за 1901 год приводилась деятельность Комитета. Так, например, «в деревне

263

Куженери, при недавно выстроенной церкви открыта инородческая женская община, куда пришли на жительство местный миссионер из черемис, священник Сергей Громов, вместе со своею женою, ревностной помощницей своего мужа в качестве учительницы пения и рукоделия в миссионерских школах» [7, с. 315].

В целом «всех школ в отчетном году было 67, о которых имеется отчет. Вновь открыты школы в черемисских деревнях: Аланурской и

Большенурминской, Уржумского уезда [7, с. 317]. Обучение пению и церковнославянской грамоте во всех школах должно быть признано удовлетворительным и во многих очень хорошим». [7, с. 321].

В отчете также было отмечено, что «очень большое значение в деле церковности имеет пение, которое, будучи применяемо в Богослужении и на религиозно-нравственных беседах, привлекает в храм божий и взрослых инородцев. За самым небольшим исключением учащихся в миссионерских школах участвуют в церковном пении, составляя обыкновенно левый клирос, при чем пение ради предстоящих инородцев прихожан совершается на том или другом наречии» [7, с. 323].

«Помимо школьных занятий, почти во всех миссионерских школах производились религиозно-нравственные беседы накануне воскресных и праздничных дней, или в сами эти дни, если учащимся не удавалось прибыть в церковь до богослужений. Эти беседы очень интересуют и взрослых инородцев, охотно являющихся в школу послушать чтение и пение» [7, с. 324].

О воспитательном значении Ошаевской школы, Яранского уезда, заведующий миссионер священник Н. Кибардин писал: «ученики бывают в церкви с учительницей чуть не каждую неделю и участвуют в пении и чтении во время Богослужения не только на славянском, но и на черемисском наречии» [7, с. 325].

После посещения Выскопреосвященнейшим Арсением Михайло-Архангельской второклассной учительской школы 20 мая 1902 года отмечалось: «20 мая был днем торжеств для Михайло-Архангельской церковноприходской школы. В этот день школа была осчастливлена посещением

264

Выскокопреосвяшеннейшим Владыки Арсением. Воспитанники встретили Его Высокопреосвященство пением тропаря Арсению Великому. Войдя в класс (самую большую комнату, где были собранны все ученики), Владыка, после обычной молитвы, заставил всех учеников пропеть тропарь Воскресению Христову на славянском и черемисском языках. После этого Владыка приступил к производству испытаний воспитанников по Закону Божьему, а затем Владыка испытал учеников по церковному пению: заставлял петь их по одиночке и задавать тоны отдельных учеников. После чего изволил слушать хоровое пение.

Ученическим хором, под управлением регента-учителя А. Троицкаго, исполнены были следующие пьесы: «догматики 2 и 8 гласов переложения Смоленского», «Благослови душе моя» муз. Львова и др. Пением учащихся Владыка остался очень доволен, и изволил выразить желание, чтобы учащиеся пели при его служении во Введенском монастыре, который находился на востоке в 12-ти верстах от Михайло Архангельского монастыря, и пригласил учеников участвовать при его служении, на что ученики с радостью согласились.

По окончании испытаний старейший учитель Василий Понаморев обратился к Его Высокопреосвященству от лица учащихся. Выслушав речь, Владыка поблагодарил учащихся. После этого ученическим хором пропеты были гимн «Торжествуй наша обитель» и народный гимн - «Боже царя храни», и «Многая лета»» [19, с. 632-636]. Отбыл Владыка из школы под пение учениками Пасхальных ирмосов.

Согласно «Справочной книге Казанской Епархии», в причте храма села Русский Уртем, Царевококшайского уезда, с 1902 года работал псаломщиком и учителем пения местной школы Михаил Александрович Высоцкий 20 лет, из приходского городского училища [23, с. 478-479].

Через 4 года в Епархиальных хрониках за 1906 год значились архиерейские служения и обозрение епархии. Так, например, «после Сумского монастыря Преосвященнейший посетил село Пинель (иначе Пернягаш или Пай-гусово) в 1 -ом Козьмодемьянском округе. В приходе - две земских школы

265

и одна церковно-приходская, но хора певчих из такого количества учащихся при Пинельской церкви нет» [20, с. 1040-1041].

Далее Преосвященнейший посетил «село Ценибеково или Емешево того же округа, где уже существовала женская церковно-приходская школа. В учебном отношении школа поставлена удовлетворительно; из учащихся в школе девочек (черемисок) составлен очень хороший хор; при встрече Преосвященнейшего они стройно пели с особенным религиозным чувством (особенно по черемисски), за что получили одобрение от Архиепископа» [20, с. 1041-1042].

В «селе Шапкили или Перткуры в том же округе. В приходе села Шапкилей было организованно три школы: министерское двухклассное училище, церковно-приходская школа и школа грамоты. Существовал хор певчих, составленный из учащихся в школах» [20, с. 1042].

Следующим стало село Картуково. «В приходе села существовало две школы (земская и церковно-приходская). Из обучающихся детей был так же составлен очень хороший хор» [20, с. 1042].

В 1908 году, в «Вятских епархиальных ведомостях» один из очевидцев описывал службу совершенную 30 ноября 1907 года в селе Куприань-Сола, Уржумского уезда. И как он отмечал, при богослужении пел, хор, который «состоял из 13 мальчиков, двух дьяконов и одного учителя. Особенно сильное впечатление произвело на молящихся начало литургии верных, затем хор пропел на марийском языке «Херувимы» Вятского распева, «Достойно есть» Киевского распева, «Отче наш» Бортнянского и запричастную «Да исправится молитва моя» Турчанинова. Вся служба отправлялась на местном марийском языке» [8, с. 198-199].

В извлечении из отчета Вятского епархиального инородческого миссионера о религиозно-нравственном состоянии инородцев за 1908 год отмечалось «действие, производящее на инородцев пастырские проповеди и богослужения, совершаемые на их родном языке, особенно, когда чудные песнопения и молитвы поются с участием хора певчих школьников. Об этом же свидетельствует миссионерская экскурсия курсистов Вятских миссионерских

266

курсов (о ней неписано в № 46 Вятских епархиальных ведомостях 1908 года)» [9, с. 505]. В статье отмечается значимость школ: «что же касается миссионерских школ, то в них самое главное и серьезное внимание обращено на преподавание Закона Божия и церковного пения, так как эти два предмета служат главным образом, средством религиозно-нравственного воспитания народа. В некоторых школах, успехи по церковному пению можно признать очень даже хорошими. Хоры из учеников этих школ и любители пения составлялись учителями, которые принимали деятельно участие в пении за богослужением и в религиозно-нравственных чтениях. Церковное пение в инородческих школах является сильнейшим воспитательным средством, направленное преимущественно на развитие религиозно-нравственного чувства. Церковное пение, более, чем другие предметы привлекают инородцев и их детей в школу, приводит их в духовный восторг, поэтому инородцы толпами собираются в школу слушать стройное церковное пение. Наилучшие и многолюдные хоры были почти во всех школах Цыпьинского прихода: Ильнетской, Сардабашской, Больше-Китнинской и др.» [9, с. 506-507].

Из истории Куженерского Николаевского черемисского женского монастыря в Уржумском уезде Вятской епархии следует выделить, то, что «священник отец Сергей Громов и его жена Татьяна Петровна были учителями. Число учащихся девочек в женской церковно-приходской школе при отце Сергие значительно увеличилось, особенно было много поступающих девочек мари. Их них был составлен хор мари, который под управлением Татьяны Петровны весьма стройно исполнял многие песнопения на всенощном бдении и литургии на марийском языке, чередуясь с монастырским хором» [10, с. 12941295].

12-20 января 1910 года на съезде духовенства черемисских приходов Казанского и Царевококшайского уездов Казанской епархии, «в виду того, что хорошее церковное пение действует на душу человека, располагает его к молитве», было дополнено и принято предложение г. директора, «чтобы учителя и учительницы отдаленных от церквей школ по праздничным дням

собирали своих учеников в школы и при участии взрослых занимались пением из всенощного бдения и литургии» [21, с. 306-307].

В этом же году учитель пения М. Токмурзин описывал паломничество учеников Ронгинской второклассной школы в Мироносицкую пустынь. «1 -го мая все ученики второклассной Ронгинской школы, рано утром отправились в Мироносицкую пустынь. Проходя деревни, ученики стройно и чинно пели пасхальные ирмосы. Хоровое церковное пение детских голосов и при том в такой необычной обстановке было очень приятно для поселян. Так, с пением молитв, дошли паломники к 4 часам дня в пустынь. В шесть часов вечера ученики вместе с учителями стояли на клиросе, а отец - заведующий школы участвовал в богослужении.

На следующий день утром они, под управлением учителя пения М. Токмурзина, пели раннюю литургию на черемисском языке, при чем пение было стройное. Надо отметить, что черемисы - богомольцы с большим вниманием следили за каждым родным им словом, раздававшимся с амвона. Отслушав и пропев раннюю обедню, ученики в сопровождении учителей вышли из церкви и осмотрели сад и здания монастыря» [22, с. 826-827].

На вечернем заседании Инородческого Миссионерского Съезда Вятской епархии, 27-ого мая 1915 года, в разделе «Законоучительство. Вопросы религиозно-воспитательного старой школы» было отмечено положение о языке и пении молитв в школе. «В смешанных школах и при инородческих чтениях пение молитв должно совершаться на славянском и инородческом языках попеременно; с той целью, чтобы инородцы научились понимать церковнославянский язык» [17, с. 14].

На утреннем заседании 28-ого мая в вопросе о деле просвещения инородцев было отмечено, что «все беседы и чтения должны предваряться и сопровождаться общим пением. Беседы в инородческих селениях для просвещения инородцев необходимы. На беседах следует изучать хором молитвы и церковные песнопения на родном и славянском языках» [17, с. 17].

В вопросе о народных хорах отмечалось, что их организация «для сопровождения крестных ходов по селениям в Пасху, престольные и

268

месточтимые праздники - весьма желательна. Для достижения этой цели всеми возможными мерами содействовать оживлению преподавания церковного пения в существующих школах, в каковых, за весьма редкими исключениями, на этот предмет не обращено внимание.

При организации хора весьма ценны, считались грамотные прихожане, учащиеся и учившиеся, могут быть ядром общенародного хора, к которым могут присоединиться и не грамотные. Для этого можно использовать собрание прихожан в храме за службами, на напольских молебнах и собеседованиях. Для обучению пению при Богослужениях можно применить следующий прием: хор певчих на службе должен быть не на клиросе, а посреди церкви и им невольно будут подпевать прочие миряне, которые к этому будут несколько подготовлены на местах. Чтобы оживить преподавание церковного пения в школах всех наименований при отсутствии лиц сочувствующих этому делу, главным деятелем должен быть сам священник. Его непосредственным помощником может быть псаломщик, который ни в коем случае не может отказаться, как от прямой обязанности, а также мирным путем располагает к этому учителей и учительниц, которые по тем или другим причинам стали бы уклонятся от участия в этом деле. Неграмотных приучать к пению со слов или при общем пении» [17, с. 21].

Как отмечает исследователь, Алметьева И. В. в работе «История начального школьного образования в Марийском крае»: «12 февраля 1914 года ознаменовалось большим событием в жизни Козьмодемьянской практической школы садоводства. Восемь учеников готовились к первому в истории школы выпуску. Этот день совпал с празднованием 50-летнего юбилея земских учреждений. В помещение управы был приглашен притч Смоленского собора и хор певчих, где в присутствии членов управы, земских служащих и учеников школы содовых рабочих, было отслужено торжественно молебствие с провозглашением многолетия император и всему царскому дому. Председателем управы В. В. Образцовым был прочитан «высочайший рескрипт от 3 января 1914 года» по случаю 50-летия земских учреждений. Затем трижды был исполнен народный гимн «Боже, царя храни!». После торжественной части

269

все были приглашены в здание Козьмодемьянской практической школы садоводства. Учениками школы был устроен литературно-музыкальный вечер, который традиционно станет проводиться каждый год» [1, с. 255]. «Для приготовления более квалифицированных работников в курс обучения с 1914 года были введены новые предметы» [1, с. 256]. С этого времени по расписанию уроков, у всех классов (1, 2 и 3 классы) пение проходило с 11.00 до 12.00 часов дня по вторникам и с 11.00 до 12.00 часов дня по субботам [15, л. 41]; [1, с. 257].

Пение входило в перечень обязательных предметов церковно-приходских школах Братства Св. Гурия. Братство уделяло особое внимание обучению пению в школах. Результаты обучения пению часто публиковались в ежегодных отчетах Братства Св. Гурия. Так, например, в 1915-1916 годах существовало 13 школ Братства Св. Гурия. При каждой школе был свой учитель пения. Всего учащихся за 1915-1916 год было 275: 198 мальчиков и 77 девочек [16, с. 141]. Школы размещались в съемных квартирах, отапливаемых дровами бесплатно предоставляемыми Управлением Земледелия и

Государственных имуществ [24, с. 134-135]. В 1916 году 50-е очередное земское собрание выразило свое согласие на включение в школьную сеть Царевококшайского уезда 5 школ, в ведение Братства передало Нурмбальскую и Руш-Родинскую школы. Понимая важность церковного пения в процессе обучения, в 1916 году Земским собранием было решено увеличить ассигнования за пение в начальных училищах. После появления Манифеста об отречении государя школы братства Св. Гурия и ЦПШ были переданы в ведения земства, но пение также оставалось обязательным и почитаемым предметом [24, с. 135].

Таким образом, обучение церковному пению в школах Марийского края 1900-1917 гг., на ряду с клиросным пением (пением хоров при богослужениях) и общенародным пением (пением прихожанами при богослужениях) стало важной и неотъемлемой частью исторического становления и развития церковного пения в Марийском Крае. Школы и их организаторы, (как

приходские священнослужители, так и епархиальные начальства), внесли неоценимый вклад в развитие церковной музыки Марийского края.

Библиографический список

1. Алметьева И. В. История начального школьного образования в Марийском крае (монография) / И. В. Алметьева. - Йошкар-Ола, 2006. С. 313

2. Вятские епархиальные ведомости. - Вятка: Типография и хромолитография Маишеева, № 10 1900. - 480 - 481 с.

3. Вятские епархиальные ведомости. - Вятка: Типография и хромолитография

Маишеева, № 13, 1900. - 597 - 600 с.

4. Вятские епархиальные ведомости. - Вятка: Типография и хромолитография

Маишеева, № 15 1900. - 694 - 695 с.

5. Вятские епархиальные ведомости. - Вятка: Типография и хромолитография

Маишеева, № 6 1901. - 276 - 278 с.

6. Вятские епархиальные ведомости. - Вятка: Типография и хромолитография

Маишеева, № 6 1901. - 288 - 289 с.

7. Вятские епархиальные ведомости. - Вятка: Типография и хромолитография

Маишеева, № 7 1902. - 315 - 325с.

8. Вятские епархиальные ведомости. - Вятка: Типография и хромолитография

Маишеева, № 6 1908. - 198 - 199 с.

9. Вятские епархиальные ведомости. - Вятка: Типография и хромолитография

Маишеева, № 18 1910. - 505 - 507 с.

10. Вятские епархиальные ведомости. - Вятка: Типография и хромолитография Маишеева, № 44 1910. - 1294 - 1295 с.

11. ГАРМЭ.Ф.49.Оп.1.Д.548.Л.22.

12. ГАРМЭ.Ф.49.0п.1.Д.1015.Л.56.

13. ГАРМЭ. Ф. 49. 0п.1.Д.1060.Л.84об.

14. ГАРМЭ. Ф.57.Оп.1.Д.69.Л.34

15. ГАРМЭ. Д.1542. Л.41об.

16. ГАРМЭ.Ф.101.0п.1.Д.18.Л.141.

17. Журнал Инородческого Миссионерского Съезда Вятской епархии. - Вятка:

Типография и хромолитография Маишеева, 1915. - 31 с.

18. Известия по Казанской епархии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Университета, №13 1900. - 577 с.

19. Известия по Казанской епархии.

Университета, №14 1902. - 632 - 636 с.

20. Известия по Казанской епархии.

Университета, № 33 1906. - 1040 - 1042 с.

21. Известия по Казанской епархии.

Университета, № 10 1910. - 306 - 307с.

22. Известия по Казанской епархии.

Университета, № 29 1910. - 826 -827 с.

23. Справочная книга Казанской Епархии. - Казань: Типография А. М. Петрова, 1904. - 798 с.

24. Цыкина Ю. Ю. Традиции церковного пения и становление музыкального образования / Ю. Ю. Цыкина // Вестник Челябинского государственного университета. -2009. - № 37. - С. 133-136

Bibliography

1. Almetieva I.V. The History of Primary School Education on Mari Land. (Monograph) / I.V. Almetieva. - Yoshkar-Ola, 2006. - P. 313.

Казань: Типография Императорского

Казань: Типография Императорского

Казань: Типография Императорского

Казань: Типография Императорского

Казань: Типография Императорского

2. Bulletin of Vyatka Eparchy. - Vyatka: Printery and Chromolithography of Maisheev.

- №10. - 1900. - P. 480-481.

3. Bulletin of Vyatka Eparchy. - Vyatka: Printery and Chromolithography of Maisheev.

- №13. - 1900. - P. 597-600.

4. Bulletin of Vyatka Eparchy. - Vyatka: Printery and Chromolithography of Maisheev.

- №15. - 1900. - P. 694-695.

5. Bulletin of Vyatka Eparchy. - Vyatka: Printery and Chromolithography of Maisheev.

- №6. - 1901. - P. 276-278.

6. Bulletin of Vyatka Eparchy. - Vyatka: Printery and Chromolithography of Maisheev.

- №6. - 1901. - P. 288-289.

7. Bulletin of Vyatka Eparchy. - Vyatka: Printery and Chromolithography of Maisheev.

- №7. - 1902. - P. 315 - 325.

8. Bulletin of Vyatka Eparchy. - Vyatka: Printery and Chromolithography of Maisheev.

- №6. - 1908. - P. 198-199.

9. Bulletin of Vyatka Eparchy. - Vyatka: Printery and Chromolithography of Maisheev.

- №18. - 1910. - P. 505 - 507.

10. Bulletin of Vyatka Eparchy. - Vyatka: Printery and Chromolithography of Maisheev.

- №44. - 1910. - P. 1294-1295.

11. Periodicals of Kazan Eparchy. - Kazan: Printery of Imperial University. - №13. -1900. - P. 577.

12. Periodicals of Kazan Eparchy. - Kazan: Printery of Imperial University. - №14. -1902. - P. 632 - 636.

13. Periodicals of Kazan Eparchy. - Kazan: Printery of Imperial University. - №33. -1906. - P. 1040-1042.

14. Periodicals of Kazan Eparchy. - Kazan: Printery of Imperial University. - №10. -1910. - P. 306-307.

15. Periodicals of Kazan Eparchy. - Kazan: Printery of Imperial University. - №29. -

1910. - P. 826-827.

16. SARME (State Archive of the Republic of Mari El) Fund.49. Inventory 1. Case

548.P.22; Fund 49.

17. SARME (State Archive of the Republic of Mari El) Fund.49.Inventory 1. Case

1015.P.56.

18. SARME. Fund. 49. Inventory 1. Case 1060. P. 84 turnover

19. SARME (State Archive of the Republic of Mari El) Fund.57.Inventory 1. Case

69.P.34.

20. SARME (State Archive of the Republic of Mari El) Fund.57.Inventory 1. Case

1542.P.41.

21. SARME (State Archive of the Republic of Mari El) Fund.101.Inventory 1. Case

18.P.141.

22. The Journal of Foreigners’ Missionary Congress of Vyatka Eparchy. - Vyatka:

Printery and Chromolithography of Maisheev, 1915. - P. 31.

23. The Reference Book of Kazan Eparchy. - Kazan: Printery of A.M.Petrova, 1904. -

P.798.

24. Tsykina, Yu.Yu. The Traditions of Church Choral and Formation of Musical Education / Yu.Yu. Tsykina // Herald of Chelyabinsk State University. - 2009. - №37. - P. 133-136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.