Научная статья на тему 'Традиции церковного пения и становление музыкального образования в Марийском крае в дореволюционный период'

Традиции церковного пения и становление музыкального образования в Марийском крае в дореволюционный период Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
134
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ / ПЕНИЕ / "ИНОРОДЦЫ" / БРАТСТВО СВЯТОГО ГУРИЯ / ЗЕМСТВО / ПСАЛТЫРЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цыкина Юлия Юрьевна

Статья посвящена истории становления музыкального образования в Марийском крае до революции. Рассматривается динамика развития церковного пения в Казанской губернии, составной частью которой был Царевококшайский уезд. Исследуются основные тенденции в преподавании музыки и пения в образовательных учреждениях г. Царевококшайска. Статья полностью базируется на материалах, почерпнутых автором в Национальном архиве Республики Татарстан и Государственном архиве Республики Марий Эл. Данные материалы публикуются впервые, что придает работе особую актуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции церковного пения и становление музыкального образования в Марийском крае в дореволюционный период»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 37 (175). История. Вып. 36. С. 133-136.

религия. общество. власть

Ю. Ю. цыкина

традиции церковного пения и становление музыкального образования в марийском крае в дореволюционный период

Статья посвящена истории становления музыкального образования в Марийском крае до революции. Рассматривается динамика развития церковного пения в Казанской губернии, составной частью которой был Царевококшайский уезд. Исследуются основные тенденции в преподавании музыки и пения в образовательных учреждениях г. Царевококшайска. Статья полностью базируется на материалах, почерпнутых автором в Национальном архиве Республики Татарстан и Государственном архиве Республики Марий Эл. Данные материалы публикуются впервые, что придает работе особую актуальность.

Ключевые слова: история, музыкальный, образование, дореволюционный, пение, «инородцы», Братство Святого Гурия, земство, Псалтырь.

В настоящее время, в связи с ростом национального самосознания народов, населяющих Россию, усиливается интерес исследователей к их истории, культуре, традициям. В этом контексте важную роль играет проблема влияния традиций русской православной церкви, в частности пения, на профессиональную музыкальную культуру и музыкальное образование. Становление профессиональной музыкальной культуры мари в исторической связи с традициями церковного пения рассматривалось в труде А. Л. Маклыгина «Музыкальные культуры Среднего Поволжья: Становление профессионализма»1. Автор работы считает церковно-певческую практику определенным историческим этапом культуры, важным этапом формирования профессиональных музыкальных традиций. Цель настоящей статьи - показать становление систематического музыкального образования в Марийском крае в рамках церковно-певческих традиций.

Еще в XVI в. в процессе обучения применялись основы церковного пения, дабы воспитать добропорядочных христиан-«инородцев». Аналогичную функцию выполняли уроки пения в церковно-приходских школах. Ситуация несколько изменилась в XIX в., однако говорить об усилении светского начала в обучении учащихся музыке можно лишь частично. До 1917 г. функцию музыкального просвещения мари брала на себя русская православная церковь, дабы воспитывать «инородцев» в духе «истинной веры». Просвещение «нерусских» народов в духе

православия включало в себя и обязательное знание основ церковного пения.

Уже в 1555 г. Иваном IV в г. Казань был направлен Митрополит Гурий (1500-1563) для «крещения инородцев» и воспитания «чувства любви» к православной церкви. С согласия царя святитель завел школу в Зилантовом монастыре. Подобные школы были открыты в Свияжске и в Спасо-Преображенском монастыре. Эти школы послужили прототипом других школ, в которых родной язык был языком обучения2. По приказанию настоятеля те из черемисских мальчиков, кои не были пугливы и немного владели русской речью, уводились в школы и поступали в обучение к «старцам» - монахам. Первой школьной книгой была азбука. С нее начиналось обучение в XVI в. Кто чувствовал влечение к образованию, усовершенствовался уже вне школы, самостоятельным чтением «божественных писаний»3.

По всей вероятности, грамотность черемисского школьника не заходила дальше механического чтения и письма. Преподавание на незнакомом ему языке не могло внедрить в черемисском мальчике охоты к учению. Это было тем тормозом, который не позволил первосвятителю Казанскому осуществить свою миссионерскую задачу4.

И в XVII в. дело просвещения инородцев носило случайный характер5.

В XVIII в., одновременно с основанием церквей, стали создаваться школы из детей новокрещенных для воспитания будущих па-

стырей среди черемисского народа. Первый опыт школьного обучения черемисских детей был применен Митрополитом Тихоном. В течение 1707-1709 гг., под руководством митрополита Тихона, 32 мальчика обучались кругу наук, намеченному впоследствии Синодальным Указом от 31 мая 1722 г. для обучения отроков. 5 из этих мальчиков совсем обучились, 20 выучили часослов, а 7 умерли6. Учителями у них были: вначале архиерейский певчий, в 1720 г., 20 черемисских детей обучались у митрополита Тихона; в 1722 г. учителями были иеромонахи7.

Указом Святого Синода от 16 января 1740 г. повелевалось построить 4 новых школы в Казани, Цивильске, Елабуге, Царевококшайске, которые были построены к 1749 г. В 1753 г. Царевококшайская школа была закрыта8.

Важным событием в просвещении инородцев стало издание в 1775 г. «Грамматики черемисского языка». В 1791 г. был напечатан Г. Ф. Миллером «Словарь» на татарском, черемисском, чувашском, вотяцком и других языках в приложении к «Описанию живущих в Казанской губернии языческого народа».

Во второй половине XIX в., благодаря деятельности выдающихся просветителей Н. И. Ильминского, доказавшего необходимость введения родного языка в школе, и С. В. Смоленского, ратовавшему за всеобщее хоровое пение как основу эстетического воспитания школьников, дело просвещения инородцев сдвинулось с «мертвой точки». К концу XIX в. - в 1875-1892 гг. - было издано 33 названия «переведенных переводческой комиссией» (книги учебные, религиозно-нравственные, богослужебные). В 1872 г., с открытием в Казани учительской семинарии, и в ней самой и при существующих при этой семинарии школах: чувашской, черемисской и мордовской, стали постепенно заготавливаться переводы богослужебных книг на языки этих инородцев; русские церковные напевы стали применяться к переводным текстам - чувашским, черемисским и мордовским9. Богослужение во второй половине XIX в. стало совершаться на их родном языке10. К концу XIX в. было рукоположено 6 человек в священники и 13 во дьяконы из черемис (со времени открытия братства Святого Гурия)11.

Пение было обязательным предметом как в церковно-приходских школах Братства Святого Гурия, так и в Казанской учитель-

ской семинарии, которая во второй половине XIX в. стала играть роль важнейшего просветительного центра. Примечательно, что во время выбора (членов братского совета на наступившее трехлетие) 14 декабря 1897 г. ученики Учительской семинарии и Центральной крещеной татарской школы пели «разные церковные песнопения на инородческих языках»12.

В начале ХХ в. церковно-приходские школы были уже укомплектованы специальными учебниками по церковному пению и музыкальное образование стало носить плановый характер. Так, С. С. Жемчужников - Его Высокоблагословение священник с. Ронга -использовал следующие учебники:

1. Партитура Смоленского, ч. 1-2

2. Учебная псалтирь на славянском языке

3. Курс хорового церковного пения13

В Двухклассной женской церковноприходской школе при Царевококшайском женском монастыре на уроках пения использовались следующие пособия:

1. Церковные хоры, ч. 1-2

2. Касторский. Церковно-певческий сборник

3. А. Нешумов. «Литургия Св. Иоанна Златоуста, положенная на 4 голоса»14

В 1912-1916 гг. библиотека церковноприходских школ пополняется еще рядом новых изданий по церковному пению, что является ярким свидетельством огромного внимания властей к этому предмету:

1. Соловьев. Курс хорового пения

2. Учебный обиход (Церковное пение) из Св. Синода

3. Михайловский. Руководство по церковному пению

4. Соловьев Стихиры и тропари на 3 гласа

5. Карасев Уроки пения, ч. 1-2

6. Шемякин. Сельские хоры

...14. Хоровые церковные песнопения на черемисском языке15

В 1915-1916 учебном году существовало 13 школ Братства Святого Гурия: Чедрояльская, Шаптунгинская (2), Кучкинская, Кужолкская, Фадейкинская, Олок-Яльская, Ново-Карамасская, Мало-Мушеранская, Дальне-Кужнурская, Испаринская, Ямбатырская, Уньжинская женская. Учителей было 13 (по одному на каждую школу), Учащихся : 198 мальчиков, 77 девочек. Все школы помещались в наемных квартирах, отапливались дровами, отпускаемыми бесплатно Управлением

Традиции церковного пения и становление музыкального образования.

135

Земледелия и Государственных имуществ16. В 1916 г. 50 очередное земское собрание выразило свое согласие на включение в школьную сеть Царевококшайского уезда 5 школ, в ведение Братства передало Нурумбальскую и Руш-Родинскую школы, население которых исповедовало язычество17.

Понимая важность церковного пения в процессе обучения, в 1916 г. Земским собранием было решено увеличить ассигнования за пение в начальных училищах18.

После появления Манифеста об отречении государя школы братства Св. Гурия и ЦПШ были переданы в ведение земства19. Однако пение и в ту пору было обязательным и почитаемым предметом.

Обучение музыке велось также и в начальных народных училищах. К 1900 г. в Казанской губернии существовало 673 учебных заведения подобного типа, в т. ч. женское трехклассное городское училище в г. Царевококшайске20.

Следуетотметить,чтоОбщественноеуправ-ление выделяло достаточно большие суммы на содержание училищ г. Царевококшайска. Так, в смете 1910 г. указывалось, что на содержание 6-классной женской Прогимназии и городской женской гимназии было израсходовано по городской смете 1600 р. На содержание городского женского приходского училища израсходовано 259 р. 06 коп. - в том числе на наем учителя пения. Учителем пения с марта 1909 г. был дьякон Ф. И. Генералов.

Проводилось 6 уроков в неделю, 1 урок прак-

21

тических занятий21.

Необходимо добавить, что в смете указывались затраты и на другие учебные заведения. Так, на содержание Министерства народного просвещения мужского училища - 200 р., городской читальни при Городском управлении - 100 р. Всего на дело народного образования было затрачено 2159 р.22

Пение преподавалось во всех училищах. Их ученики учились петь повседневные молитвы, и во многих училищах были организованы хоры певчих, исполнявшие все церковные песнопения в местных приходских или домовых церквах.

23 июля 1911 г. педагогический Совет Царевококшайской женской гимназии обсуждал вопрос об учебниках для 2 класса педагогических курсов. Были приняты учебники, в том числе «Начатки теории музыки» Фаминцына23.

В 1912 г. женская гимназия была преобразована в 8-классную гимназию, открыты 3-х годичные педагогические курсы и ремесленная школа; городское 3-хклассное училище преобразовано в 4-хклассное, в уезде введено всеобщее обучение, открыто 9 двухклассных министерских училищ и 6 ремесленных отделений при училищах и учреждена отдельная Царевококшайская уездная инспекция. Положительным моментом было выделение беспроцентной ссуды в 400 р. на расширение здания женской гимназии и принятие на счет казны содержания учительского персонала в городское женское приходское училище. Ходатайствовал и помог претворить в жизнь эти проекты Попечитель Казанского учебного округа А. Н. Деревицкий.

В 1912 г. было открыто приходское мужское училище (заведующая Лидия Яковлевна Руммель)24. Необходимо указать и тот факт, что, помимо общественных учреждений, в решении материальных вопросов принимали участие и преподаватели училищ. Так, на пасхальной неделе 1912 г. был устроен любительский спектакль по пьесе Островского «Доходное место», в котором приняли участие учителя городского училища. Средства от спектакля были направлены в фонд общественного вспомоществования нуждающимся учащимся.

Пение преподавалось во всех указанных учебных заведениях, но уровень музыкальной подготовки учащихся оставлял желать много лучшего.

Обучение пению или, точнее, изучение учащимися молитв, церковных песнопений, гимнов и светских песен производилось во всех начальных училищах округа, причем запоминание учащимися мотивов тех или иных пьес постигалось главным образом подражанием пению преподавателя, а не чтением нот. В большинстве училищ пению обучали обычные учителя. Несовершенство школьной постановки столь важного предмета, как пение, объяснялось отсутствием у большинства учителей не только надлежащего музыкального образования, но даже и элементарной музыкальной подготовки25.

Слабые успехи по пению в училищах объяснялось в значительной степени и тем, что предмет этот по Положению народных училищ 1874 г. в числе школьных предметов занимал неопределенное место. В программе предметов Министерства народного просве-

щения, действовавшей в начальных народных училищах этого ведомства до 1897 г., пение считалось необязательным, а желательным предметом26. В 1897 г. в примерной Программе предметов, преподаваемых в начальных народных училищах, преподавание пение поставлено в число обязательных предметов, на него отведено 3 часовых урока в неделю. Правилами же о начальных инородческих училищах, изданными Министерством народного просвещения от 31 марта 1906 г., положено по пению 4 часовых урока в неделю. На этих дневных уроках дети в инородческих школах стали изучать в течение учебного курса нотную азбуку, мажорные и минорные гаммы, знакомиться с различными нотными знаками: паузами, диезами, бемолями и упражняться в пении гамм не только в восходящем и нисходящем порядке, но и вразбивку; параллельно же с такими голосовыми упражнениями в течение курса изучали в систематическом порядке все главнейшие напевы церковных песнопений: тропарей, стихир, ирмосов и прочих всех 8 гласов27.

В отчете Инспектора народных училищ Казанской губернии в 1908 г. отмечалось: «.В виду указанного значения церковного пения в начальных училищах крайне желательно и необходимо требовать от кандидатов и кандидаток, при назначении их на учительские должности, знания церковного пения. Преподавание пения требует немалых усилий <...> многие из существующих ныне учителей и учительниц в земских училищах относятся к преподаванию этого предмета вполне добросовестно»28.

Таким образом, музыкальное образование в Марийском крае в дореволюционный период носило хотя и систематический характер, но было ограничено, в основном, прикладными целями: воспитать добропорядочного христианина, владеющего основами церковного

пения. Развитие музыкального образования светского плана в образовательном процессе стало возможным после 1917 г. Возникновение же и развитие музыкальных школ и других музыкальных учебных заведений стало возможным в Марийской Автономной области лишь с 1930-х гг.

Примечания

1 Маклыгин, А. Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья : Становление профессионализма. Казань, 2000. 311 с.

2 НА РТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1274. Л. 77-78.

3 Там же. Л. 79.

4 Там же. Л. 79 об.

5 НА РТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1274. Л. 84 об.

6 Там же. Л. 196.

7 Там же. Л. 197.

8 Там же. Л. 249.

9 Там же. Д. 1383. Л. 188.

10 Там же. Л. 189.

11 Там же. Л. 204.

12 НА РТ. Ф. 93. Оп. 1. Д. 625. Л. 43.

13 ГА РМЭ. Ф. 101. Оп. 1. Д. 9. Л. 11.

14 Там же. Л. 49.

15 Там же. Д. 13. Л. 13.

16 Там же. Д. 18. Л. 141.

17 Там же. Л. 158.

18 Там же. Л. 283 об.

19 Там же. Д. 21. Л. 142.

20 ЦГА РТ. Ф. 92. Оп. 2. Д. 2. Л. 236.

21 ГА РМЭ. Ф. 40. Оп. 1. Д. 48. Л. 5.

22 ГА РМЭ. Ф. 45. Оп. 1. Д. 218. Л. 35.

23 ГА РМЭ. Ф. 40. Оп. 1. Д. 61. Л. 56.

24 ГА РМЭ. Ф. 278. Оп. 1. Д. 116. Л. 20.

25 ГА РМЭ. Ф. 45. Оп. 1. Д. 218. Л. 242.

26 ГА РМЭ. Ф. 57. Оп. 1. Д. 92. Л. 6.

27 Там же. Л. 7.

28 Там же. Л. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.