МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЮГА РОССИИ MUSIC CULTURE OF THE SOUTH RUSSIA
■■ I» «I "
У. В. СОРОКИНА
Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОСТОВА-НА-ДОНУ В НАЧАЛЕ ХХ СТОЛЕТИЯ
-■ - Q - ---
Культура южного региона России в конце XIX - начале ХХ века представляла собой явление самобытное и, в то же время, подверженное многочисленным влияниям в силу географического расположения и особенностей казачьего жизнеустройства. Политические связи донского и кубанского казачеств с Запорожьем, Киевом, Польшей оказали воздействие на развитие церковно-певческой культуры на Юге России, которое проявилось задолго до ХХ века. Некоторые ученые считают, что партесное пение могло появиться на Дону раньше, чем оно стало известно в Москве и центральной России [1]. Кроме того, относительная независимость Области Войска Донского, терпимость в отношении к старообрядцам и представителям других религий наложили определённый отпечаток на постановку церковно-певческого дела. Т. Панчен-ко отмечает тесную взаимосвязь в работе хоров, принадлежавших к разным национальным и конфессиональным представителям нашего региона [14, с. 31]. В одной из газетных заметок 1917 года писалось: «Во вторник, на четвёртой неделе великого поста состоится большой духовный концерт. В программу этого концерта входят духовные песнопения различных христианских религий и иудейские» [4]. Изучение этих процессов является актуальной проблемой в современной науке.
Получить целостную картину духовно-музыкальной культуры города в начале ХХ века возможно лишь при комплексном анализе периодических светских изданий, ведомостей Екатеринославской и Мариупольской, Донской и Новочеркасской епархий, в совокупности с документами и материалами, хранящимися в фондах государственных архивов.
Ростов-на-Дону в Х1Х-начале XX века принадлежал епархии Екатеринославской и Ма-
риупольской, однако, с 1888 года в административном порядке подчинялся Области Войска Донского и находился под сильным влиянием епархии Донской и Новочеркасской. Духовные концерты новочеркасского архиерейского хора и войсковой певческой капеллы регулярно проводились в Ростове. Кроме того ростовские хоры также выезжали в соседнюю епархию. Так, 22 июня 1904 года «церковно-певческим благотворительным обществом под руководством Ф. В. Мясникова была устроена поездка на пароходе в станицу Старочеркасскую» [15].
Слабое взаимодействие церковно-певческой культуры Ростова и Екатеринослава объясняется отдалённостью города от епархиального центра. Тем не менее, в статье о трехдневном пребывании Епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита в Ростове, напечатанной в 1913 году в Екатеринославских епархиальных ведомостях, находится описание церквей и соборов города, в том числе поставленного в них пения. Отмечалось «прекрасное пение» в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы, в Скорбященском храме и в Александро-Невской церкви. Также писалось, что во Всесвятской кладбищенской церкви поставлено хорошо общенародное пение, а в Покровской церкви «хор в пении молебна ошибался» [13, с. 177]. В каждом ростовском храме имелся хороший хор, и пение было весьма удовлетворительным. Кроме того, в данной статье отмечалось, что церковные певческие коллективы имелись практически при всех учебных заведениях города: «в Торговой школе на 1000 душ учащиеся встречали Епископа пением хора совместно с оркестром "Коль славен"» [там же]. В классической мужской гимназии «ученики пели отлично». Из учениц женской городской гимназии состоял церковный хор: «По приглашению Владыки, все ученицы
пропели очень стройно молитву за Царя» [там же]. Существовали церковные хоры при больнице и даже в тюрьме: «в тюремной Николаевской церкви встречу пел небольшой хор мужчин» [там же].
Состояние церковно-певческого дела в городе напрямую зависело от руководителей хоровых коллективов. Однако финансовая и административная составляющая играли значительную роль в функционировании хоров. В Екатеринославских епархиальных ведомостях констатировался тот факт, что в городских храмах вносилось больше произвола, чем в деревенских, где деятельность регента ограничивалась приходским священником, от которого зависело его поступление на должность и увольнение; в городах регент состоял в более независимом положении от настоятеля церкви и зависел от старосты, который его нанимал, платил ему жалование. Благодаря этому городские церковные старосты не только самостоятельно нанимали регентов, заключали с ними контракты, где упоминалось, что должно быть пропето, но также влияли на выбор церковных пьес и сам характер исполнения их в храме. Так, в 1905 году из-за разногласий в выборе репертуара для богослужения по самовольному решению старосты Никольской церкви города Ростова-на-Дону был уволен регент, известный композитор духовной музыки, чьи произведения исполняются и сегодня -Федор Васильевич Мясников, а следом за ним и весь хор: «Певчие Никольской церкви после поданной ими петиции церковному старосте К. И. Борисову получили расчёт и таким образом весь хор распущен» [17].
На церковно-певческую традицию южнодонского региона в начале ХХ столетия значительное влияние оказала духовная культура Санкт-Петербурга. Выдающиеся музыкальные деятели Ростова учились и работали в северной столице. Так, Ф. М. Мясников родился в Таганроге, а образование получил в Придворной Певческой Капелле Санкт-Петербурга. И это не единичный случай.
Действуя на протяжении XIX века под мощным покровительством царской власти, Санкт-Петербургская Придворная Певческая Капелла повлияла на все стороны русского церковно-певческого искусства. В XVIII веке было организовано обучение малолетних певчих, в XIX веке введена обязательная аттестация руководителей архиерейских хоров России. Привлекаемая к светским мероприятиям, Капелла фактически представляла собой концертно-образо-вательное учреждение, также осуществлявшее богослужебную деятельность при дворе импе-
ратора. Её целью было достижение художественного совершенства, что требовало выполнения виртуозных музыкальных задач. Изучение древних напевов, богослужебного устава, цер-ковно-славянского языка в образовательной программе Капеллы занимало незначительное место. Получившие аттестат руководители церковных хоровых коллективов были обязаны точно придерживаться придворного обихода и раз в 4 года приезжать в Капеллу для повышения квалификации.
Кроме того, Придворной Певческой Капеллой был установлен тщательный и строгий контроль над всем, что писалось для русских церковных хоров. Это обусловливалось тем, что к началу XIX века появилось множество композиций совершенно в мирском духе. По установленным цензурой правилам духовное произведение должно было отвечать требованиям православного богослужебного канона и соответствовать обстановке храма. Писать музыку для церкви и исполнять авторские сочинения с хором разрешалось только регентам, имеющим аттестат второй и первой степени Придворной Певческой Капеллы. В Ростове этому требованию соответствовали многие регенты. Среди них Ф. В. Мясников, Ф. В. Коваленко, К. К. Пигров, В. И. Нечаев и И. Ф. Коваленко. Они обучались у ведущих музыкантов и композиторов того времени, работавших в Капелле: А. С. Аренского, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, С. М. Ляпунова.
В Ростове, как и во всей стране, была распространена практика организации духовных концертов. Они, как правило, проводились в период Великого поста. Циркуляр 1915 года, распространённый Св. Синодом, устанавливал строгие ограничения в отношении места и выбора песнопений для исполнений их публично: «Последовало распоряжение, чтобы духовные концерты не устраивались в театрах, цирках и кинематографах, и чтобы программа этих концертов представлялась на разрешение епархиальным властям. Св. Синод распорядился по епархиям, чтобы архиереи не разрешали исполнение в публичных концертах песнопений, исполняемых в литургии верных и в преждеосвященной литургии. Помимо этого, все духовные концерты должны начинаться и кончаться молитвами, которые присутствующая публика должна выслушивать стоя» [16].
Приведем несколько выписок из дореволюционных газет: «На третьей неделе великого поста церковный хор Никольской церкви, под управлением регента Ф. В. Мясникова, даст духовный концерт» [3]; «8 февраля в Русском Общественном Собрании состоится ду-
ховный концерт, устраиваемый П. К. Курце и И. И. Кутилиным» [2];«1 июля хором певчих при Никольской церкви были даны два концерта - светский и духовный. Немногочисленная публика, посетившая концерты, вынесла весьма отрадное впечатление. Хору и регенту Ф. В. Коваленко была выражена благодарность за доставленное эстетическое удовольствие» [11].
Иногда духовные концерты проводились в трёх отделениях в сопровождении оркестра и органа: «9 марта в зале приказчичьего клуба будет дан большой духовный концерт нахиче-ванской Александро-Невской церкви при участии симфонического оркестра и органа под управлением Ф. О. Базилевича. Программа составлена очень интересно. Третье отделение посвящено Моцарту» [7]. Духовные концерты часто давались в благотворительных целях: «Г. Градоначальником разрешено правлению церковно-певческого общества в городе Ростове-на-Дону устроить 25 февраля в Ростовском на Дону городском театре духовный концерт, чистый сбор от которого поступит полностью в пользу О-ва повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям. Программа в двух отделениях» [10].
В отношении репертуарной политики руководителей хоровых коллективов и качества исполнения духовных сочинений на страницах периодической печати встречалась серьезная критика, связанная с использованием произведений авторов старой петербургской школы: «За истекшие пять лет наш регент войскового хора [М. С. Мищенко - У. С.] совершенно изъял из употребления разученную его предшественником "всенощную" такого большого таланта как Ипполитов-Иванов, отверг десяток лет до него исполняемую "литургию" Чайковского, изъял из обихода многие другие вещи, исполнявшиеся в соборе, и какие вещи! Напомним - "Верую" Гречанинова, "Хвалите" Лисицина и др. Что же дал взамен г. Мищенко? Веделя, Богряцова, иеромонаха Виктора, Ломакина, Беневского и даже забытого уже в селах Магницкого (концерт его - "В началех, Ты, Господи, землю основал еси"). Один только Архангельский пользовался благоволением г. Мищенко» [5].
Совсем иное впечатление оставил у слушателей духовный концерт новочеркасского архиерейского хора под руководством М. Д. Ерхана: «При переполненном театре прошел 26 февраля концерт Новочеркасского архиерейского хора. Концерт имел вполне заслуженный успех как благодаря опытной руке регента - священника Ерхана, так и его хору, состоящему преимущественно из детей, чутко воспринимавших
указания своего руководителя. В исполнении сказалась и профессиональная опытность и тщательность подготовки. Переходы от forte к piano и паузы выдержаны были безукоризненно. В общем, программа концерта исполнена весьма успешно и доставила истинное наслаждение публике. Большой успех имели произведения Чайковского, Бортнянского, Гречанинова и Веделя. В заключение был несколько раз исполнен гимн, покрытый единодушным "ура" целого театра. Отрадно констатировать, как наша публика проявляет интерес к произведениям духовной музыки» [18]. Концерты ростовских церковных хоров также проходили в близлежащих городах [6], [8].
Изучение периодической печати показало, что духовная культура в рассматриваемый период в Ростове-на-Дону находилась в состоянии подъема. Регенту Никольской церкви Фёдору Васильевичу Коваленко была посвящена целая статья в журнале «Хоровое и регентское дело», в которой отмечался значительный вклад этого человека в развитие церковно-певческого искусства в городах Сумы, Ростова-на-Дону, Пензы, Богучар [12]. Сын Ф. В. Коваленко также был духовным композитором и в советские годы руководил хором Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы.
Кроме того, в начале века в городе действовало церковно-певческое благотворительное общество, целью которого была помощь нуждающимся, спавшим с голоса певчим и их семьям. В 1903 году обществом руководил Ф. В. Мясников. В состав данной организации входили более 38 членов. В 1905 году в статье С. Кад-мина, опубликованной в журнале «Приазовский край», подчёркивалась необходимость объединения церковно-певческого общества с обществом вспоможения музыкальному труду для более эффективного решения стоящих перед музыкантами и певчими церковных хоров задач [9].
На одном из заседаний церковно-певчес-кого благотворительного общества 14 марта 1903 года рассматривался вопрос о создании в городе певческой школы. Этим планам не суждено было осуществиться, однако, через несколько лет, в 1909 году в училище при Ростовском отделении Императорского Русского Музыкального общества был открыт регентский класс, который ежегодно оканчивали более 30 человек. Возглавлял его известный хормейстер, музыкант и композитор Григорий Митрофанович Давидовский. Из учеников класса был составлен хор, который принимал участие, как в духовных, так и в светских концертах. Одновременно музыкант вёл класс
вокала на курсах С. С. Когбетлиева по программе Московской консерватории, где его учеником стал регент и композитор духовной музыки, посвятивший более пятидесяти лет своей творческой деятельности работе в храмах Ростова-на-Дону - Михаил Юрьевич Скрипников.
Г. М. Давидовский внёс значительный вклад в развитие хорового искусства на Дону. Кроме хора училища при ИРМО он руководил большой хоровой капеллой и хором женской гимназии. С капеллой неоднократно участвовал в спектаклях драматического театра, давал концерты в близлежащих городах (Таганроге, Азове), а также предпринял длительное турне по России. Этот коллектив просуществовал до 1918 года.
Церковно-певческую культуру в начале века характеризует общенародный подъем интере-
са к духовной музыке, массовое создание творческих коллективов, исполнявших сочинения для церкви. Зеркалом этих процессов служила периодическая печать, отражавшая типичные для всей России и характерные только для Ростова особенности духовной жизни. Трагические события революции прервали развитие отечественной духовной культуры. Однако она не исчезла бесследно. Расцвет церковно-певчес-кого искусства города в начале ХХ века, обеспеченный деятельностью таких видных деятелей, как Давидовский Г. М., Коваленко И. Ф., Мясников Ф. В., Пигров К. К. позволил сохранить традицию в период жестоких гонений на церковь до тех времён, когда после Великой Отечественной войны были вновь открыты храмы Ростова-на-Дону, и в них зазвучало с новой силой церковное пение.
»» ЛИТЕРАТУРА «
1. Вальченко А. Хоровое искусство на Дону (XVIII - начало XX века): монография. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2014. 240 с.
2. Духовный концерт // Ведомости Ростов-ского-на-Дону градоначальства. 1915. № 20 (20 января). С. 2.
3. Духовный концерт // Приазовский край. 1903. № 50 (23 февраля). С. 3.
4. Духовный концерт // Ростовская речь. 1917. № 46 (19 февраля). С. 4.
5. Духовный концерт // Ростовская речь. 1916. № 81 (20 марта). С. 5-6.
6. Духовный концерт // Таганрогский вестник. 1914. № 71 (16 марта). С. 4.
7. Духовный концерт // Утро Юга. 1914. № 56 (7 марта). С. 4.
8. Духовный концерт в Таганроге // Приазовский край. 1903. № 62 (7 марта). С. 3.
9. Кадмин С. О чём говорят // Приазовский край. 1905. № 129 (28 мая). С. 3.
10. Концерт в пользу О-ва повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам // Ведомости Ростовского-на-Дону градоначальства. 1915. № 26 (5 февраля). С. 2.
11. Концерты // Приазовский край. 1912. № 177 (6 июля). С. 2-3.
12. Кр-о А. Ф. В. Коваленко (к 40-летнему юбилею службы) // Хоровое и регентское дело. 1916. № 4. С. 118-119.
13. Отчет о поездке Его Преосвященства, Преос-вященнейшего Агапита, Епископа Екатерино-славского и Мариупольского для обозрения церквей, школ и учебных заведений гг. Ростова-на-Дону, Луганска, Бахмута и Мариуполя в октябре месяце 1912 г. // Екатеринославские епархиальные ведомости. 1913. № 9 (21 марта). С. 177-191.
14. Панченко Т. Становление профессионального хорового дела в Ростове-на-Дону: предпосылки, зарождение, тенденции: магистер. дис. Ростов н/Д, 2015. 71 с.
15. Поездка церковно-певческого общества в ст. Старочеркасскую // Приазовский край. 1904. № 195 (24 июля). С. 2.
16. Распоряжение духовной канцелярии // Ростов-ский-на-Дону листок. 1915. № 772 (25 октября). С. 3.
17. Распущен хор певчих Никольской церкви // Приазовский край. 1905. № 120 (17 мая). С. 3.
18. N. Духовный концерт (театр Машонкина) // Ведомости Ростовского-на-Дону градоначальства. 1915. № 46 (28 февраля). С. 2.
« REFERENCES «
1. Val'chenko A. Khorovoe iskusstvo na Donu (XVIII - nachalo XX veka) [The Choral art on Don (the XVIIIth - beginning of the XXth century)]: monograph. Rostov-on-Don: Rostov State S. Rachmaninov Conservatoire. 2014. 240 p.
2. Dukhovnyj kontsert [Sacred Concert]. Vedomosti Rostovskogo-na-Donu gradonachal'stva [Gazette of Rostov-on-Don Administration]. 1915. No. 20 (20 January). P. 2.
3. Dukhovnyj kontsert [Sacred Concert]. Priazovs-kiy kray [Azov Region]. 1903. No. 50 (23 February). P. 3.
4. Dukhovnyj kontsert [Sacred Concert]. Ros-tovskaya rech' [Rostov Speach]. 1917. No. 46 (19 February). P. 4.
5. Dukhovnyj kontsert [Sacred Concert]. Ros-tovskaya rech' [Rostov Speach]. 1916. No. 81 (20 March). P. 5-6.
6. Dukhovnyj kontsert [Sacred Concert]. Taga-nrogskiy vestnik [Taganrog Bulletin]. 1914 No. 71 (16 March). P. 4.
7. Dukhovnyj kontsert [Sacred Concert]. Utro Yuga [The Morning of the South]. 1914. No. 56 (7 March). P. 4.
8. Dukhovnyj kontsert v Taganroge [Sacred Concert in Taganrog]. Priazovskiy kray [Azov Region]. 1903. No. 62 (7 March). P. 3.
9. Kadmin S. O chyom govoryat [What is speaking about]. Priazovskiy kray [Azov Region]. 1905. No. 129 (28 May). P. 3.
10. Kontsert v pol'zu O-va povsemestnoy pomo-schi postradavshim na voyne soldatam [The benefit concert for Society of widespread assistance to victims in war soldiers]. Vedomosti Rostovskogo-na-Donu gradonachal'stva [Gazette of Rostov-on-Don Administration]. 1915. No. 26 (5 February). P. 2.
11. Kontserty [Concerts]. Priazovskiy kray [Azov Region]. 1912. No. 177 (6 July). P. 2-3.
12. Kr-o А. F. V. Kovalenko (k 40-letnemu yubileyu sluzhby) [F. V. Kovalenko (to the 40th anniversary
of his service)]. Khorovoe i regentskoe delo [The Job of the Chorister and the Choirmaster]. 1916. No. 4. P. 118-119.
13. Otchyot o poezdke Ego Preosvyaschenstva, Pre-osvyaschenneyshego Agapita, Episkopa Ekate-rinoslavskogo i Mariupol'skogo dlya obozreniya tserkvey, shkol i uchebnykh zavedeniy g. Rosto-va-na-Donu, Luganska, Bakhmuta i Mariupolya
v oktyabre mesyatse 1912 g. [Report about the trip of his grace Ekaterinoslav's and Mariupol's bishop for viewing the churches, schools and educational institutions in Rostov-on-Don, Lugansk, Bakhmut and Mariupol in October 1912]. Ekaterinoslavskie eparkhial'nye vedomosti [Gazette of Ekaterinoslav eparchy]. 1913. No. 9 (21 March). P. 177-191.
14. Panchenko T. Stanovlenie professional'nogo khor-ovogo dela v Rostove-na-Donu: predposylki, zarozhdenie, tendentsii [Formation of professional choir job in Rostov-on-Don: the preconditions, origin, tendencies]: Dissertation for the Degree of Master of Arts. Rostov-on-Don, 2015. 71 p.
15. Poezdka tserkovno-pevcheskogo obschestva v st. Starocherkasskuyu [The trip of the Society of Church Singers in Starocherkassk village]. Priazovskiy kray [Azov Region]. 1904. No. 195 (24 July). P. 2.
16. Rasporyazhenie dukhovnoy kantselyarii [The order of the Church office]. Rostovskiy-na-Donu listok [Rostov-on-Don Leaflet]. 1915. No. 772 (25 October). P. 3.
17. Raspuschen khor pevchikh Nikol'skoy tserk-
vi [Nikol'skiy Church Choir was dismissed]. Priazovskiy kray [Azov Region]. 1905. No. 120 (17 May). P. 3.
18. N. Dukhovnyj kontsert (teatr Mashonkina) [Sacred Concert (Mashonkin's theatre)]. Vedomosti Rostovskogo-na-Donu gradonachal'stva [Gazette of Rostov-on-Don administration]. 1915. No. 46 (28 February). P. 2.
=. ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА «= РОСТОВА-НА-ДОНУ В НАЧАЛЕ ХХ СТОЛЕТИЯ
Статья раскрывает особенности духовно-музыкальной жизни Ростова-на-Дону в начале ХХ столетия. Существенным фактором, определяющим развитие церковно-певческого искусства в начале ХХ века, является одновременное подчинение духовной власти города Екатеринослав-ской епархии, административной власти - Области Войска Донского. Данный период в России ознаменовался расцветом духовно-музыкального искусства. Активные процессы в этой сфере были характерны и для южного провинциального города. Они проявлялись в творчестве регентов и композиторов Ростова, в деятельности церковно-певческого общества, в частом освещении проблем на страницах духовных и светских периодических изданий, в практике проведения духовных концертов. Высокий уровень мастерст-
ва церковных хоров был обеспечен профессиональной деятельностью выдающихся музыкальных деятелей своего времени: Г. М. Давидовского, И. Ф. Коваленко, Ф. В. Мясникова, К. К. Пигрова, в чем обнаруживается мощное влияние Санкт-Петербургской Придворной Певческой Капеллы. Кроме того, в статье затрагиваются региональные особенности духовно-музыкальной культуры, связанные с влиянием церковно-певческой традиции донского казачества, географическим расположением города и мирным проживанием представителей различных конфессий.
Ключевые слова: духовная музыка, православная певческая культура, регент, Ростов-на-Дону, духовный концерт, музыкальная критика, дореволюционные периодические издания, церковно-певческое общество.
--CULTURE OF CHURCH SINGING--
IN ROSTOV-ON-DON IN THE BEGINNING OF THE XXth CENTURY
This article reveals the features of sacred music life of Rostov-on-Don in the beginning of XX century. The significant factor determining the development of choral art in the early twentieth century is the simultaneous subordination of spiritual authority of the city to Ekaterinoslav diocese, as well as the administrative authorities - to the Don Army Region. This period of the Russian history was marked by the heyday of church singing art. Active processes in this area took place also in the South provincial city. They was embodied in the creativity by Rostov regents and composers, the activity by Church Singing Society, frequent spiritual and secular press coverage, as well as in the practice of sacred music concerts. The high level of mastery
of the church choirs was provided with the professional activity by the outstanding musical figures of the time: G. Davidovsky, I. Kovalenko, F. Myasnikov, K. Pigrov, what reveals the powerful influence of the St. Petersburg Court Chapel. In addition the author of the article examines the regional features of sacred musical culture related to the impact of church singing tradition of Saint-Petersburg Court Chapel, also related to the impact of geographic location of the city and of the peaceful living of the representatives of different confessions.
Key words: sacred music, Orthodox singing culture, regent, Rostov-on-Don, sacred music concerts, musical criticism, prerevolutionary periodical editions, Society of church singing.
Сорокина Ульяна Владимировна
аспирант кафедры теории музыки Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова Россия, 344002, Ростов-на-Дону e-mail: [email protected]
Sorokina Uliana V.
postgraduate student at the Department of Music Theory and Composition Rostov State S. Rachmaninov Conservatoire Russia, 344002, Rostov-on-Don e-mail: [email protected]