Научная статья на тему 'Курский архиерейский хор в 1-й пол. Xx века: репертуар и стилистика нотного архива (на примере регентской коллекции Орловых)'

Курский архиерейский хор в 1-й пол. Xx века: репертуар и стилистика нотного архива (на примере регентской коллекции Орловых) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
204
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
церковно-певческая культура / архиерейский хор / регент / нотный архив / нотная рукопись / песнопение / Курск / culture of church singing / episcopal choir / choir conductor / sheet music archive / sheet music manuscript / church hymn / Kursk.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сидорова Марина Павловна

В статье прослеживается история формирования Курского архиерейского хора в 1-й пол. XX в. В основу исторической канвы легли архивные документы советского периода. Архиерейский хор являлся одним из ярких профессиональных коллективов Курской епархии. Курский архиерейский хор, несмотря на распространившуюся по всей России в нач. XX в. практику известного российского хорового дирижера и композитора А. А. Архангельского, нововведений известного мастера не воспринял. Коллектив сохранял традицию мужского хорового звучания и не вводил в свой состав женские голоса. В результате коренных преобразований в политике государства в 1917 г. характер церковно-певческого исполнительства архиерейского коллектива претерпел значительные изменения. В частности, после закрытия в 1932 г. в Курске Знаменского кафедрального собора и ликвидации всех его структурных подразделений, закончилась эпоха звучания мужского состава архиерейского хора. Возобновление в Курске архиерейской кафедры в 1943 г. повлекло за собой и возрождение архиерейского хора, но уже в ином составе и с новыми техническими возможностями. В 1-й пол.1940-х гг. в Сергиево-Казанском соборе города Курска началась богослужебная практика архиерейского хора смешанного типа под управлением Гавриила Ивановича Орлова. Возникла необходимость и в восстановлении нотного архива архиерейского хора, утерянного в ходе репрессивных событий 1930-х гг. В материале статьи прослеживаются особенности богослужебной практики смешанного состава курского архиерейского хора в советский период. Рассматриваются вопросы стилевого и репертуарного содержания архиерейского нотного архива, вновь собранного благодаря многочисленным пожертвованиям из библиотечных фондов приходских церквей и любителей церковного пения. Анализируются свойства репертуарного реестра богослужебной практики архиерейского хора на примере описей певческих списков курских архиерейских регентов Орловых. Регентская династия Ивана Матвеевича и Гавриила Ивановича Орловых непосредственно связана с историческими границами курского архиерейского хора в 1-й пол. XX в., в определенной степени отражает особенности регионального компонента церковно-певческого искусства Курского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KURSK EPISCOPAL CHOIR IN THE FIRST HALF OF THE 20TH CENTURY: REPERTOIRE AND STYLISTICS OF SHEET MUSIC ARCHIVE (WITH THE COLLECTION OF THE ORLOV FAMILY AS AN EXAMPLE)

This article traces the history of the formation of the Kursk episcopal choir in the fi rst half of the 20th century. Archival documents of the Soviet period constitute the historical background of the study. The Episcopal choir was one of the most prominent and professional choirs in the Kursk diocese. Despite the fact that the practice of the famous Russian conductor and composer Alexander Archangelsky (Russ. Александр Архангельский) was widespread throughout Russia in the early 20th century, the choir did not accept the new direction. The choir maintained the tradition of male-voice choral sound and did not include female voices. As a result of radical changes in the state policy in 1917, the manner of church singing culture of the choir changed. In particular, the era of male-voice sound ended in 1932 when Znamensky Cathedral of Kursk (Знаменский кафедральный собор) was closed down and all its structural units were liquidated. The restoration of the see in Kursk in 1943 led to the revival of the Episcopal choir. However, it now had a diff erent line-up and new technical capabilities. In the fi rst half of the 1940s, the Episcopal choir, conducted by Gavriil Ivanovich Orlov (Гавриил Иванович Орлов), started the practice of mixed church-choir chanting at Sergievo-Kazansky Cathedral (Сергиево-Казанский собор) of Kursk. There arose a necessity to restore the sheet music archive lost during the repressive events of the 1930s. The article examines the features of the liturgical practice of Kursk Episcopal choir in the Soviet times. It considers the problems of the stylistic and repertory content of the sheet music archive which was restored thanks to numerous donations from collections of parish churches and connoisseurs of church singing. The article also analyses the features of the repertoire of the Episcopal choir, illustrated by the inventory of singing papers of the Orlov family of episcopal cantors. The dynasty of the cantors Ivan Matveevich Orlov and Gavriil Ivanovich Orlov is closely connected with the historical limits of Kursk Episcopal choir in the early 20th century and, to a certain extent, refl ects the features of the regional element in the art of church singing of Kursk region.

Текст научной работы на тему «Курский архиерейский хор в 1-й пол. Xx века: репертуар и стилистика нотного архива (на примере регентской коллекции Орловых)»

Вестник ПСТГУ.

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства.

Сидорова Марина Павловна, зав. регентским отделением, Курская духовная семинария

2018. Вып. 29. С. 130-137

Российская Федерация, 305021,

г. Курск, ул. Прогулочная, д. 71 а

marina.sidorova.00@list.ru

ORCID: 0000-0001-8517-527X

Курский архиерейский хор в 1-й пол. XX века:

РЕПЕРТУАР И СТИЛИСТИКА НОТНОГО АРХИВА (на примере регентской коллекции Орловых)

М. П. Сидорова

В статье прослеживается история формирования Курского архиерейского хора в 1-й пол. XX в. В основу исторической канвы легли архивные документы советского периода. Архиерейский хор являлся одним из ярких профессиональных коллективов Курской епархии. Курский архиерейский хор, несмотря на распространившуюся по всей России в нач. XX в. практику известного российского хорового дирижера и композитора А. А. Архангельского, нововведений известного мастера не воспринял. Коллектив сохранял традицию мужского хорового звучания и не вводил в свой состав женские голоса. В результате коренных преобразований в политике государства в 1917 г. характер церковно-певческого исполнительства архиерейского коллектива претерпел значительные изменения. В частности, после закрытия в 1932 г. в Курске Знаменского кафедрального собора и ликвидации всех его структурных подразделений, закончилась эпоха звучания мужского состава архиерейского хора.

Возобновление в Курске архиерейской кафедры в 1943 г. повлекло за собой и возрождение архиерейского хора, но уже в ином составе и с новыми техническими возможностями. В 1-й пол.1940-х гг. в Сергиево-Казанском соборе города Курска началась богослужебная практика архиерейского хора смешанного типа под управлением Гавриила Ивановича Орлова. Возникла необходимость и в восстановлении нотного архива архиерейского хора, утерянного в ходе репрессивных событий 1930-х гг.

В материале статьи прослеживаются особенности богослужебной практики смешанного состава курского архиерейского хора в советский период. Рассматриваются вопросы стилевого и репертуарного содержания архиерейского нотного архива, вновь собранного благодаря многочисленным пожертвованиям из библиотечных фондов приходских церквей и любителей церковного пения. Анализируются свойства репертуарного реестра богослужебной практики архиерейского хора на примере описей певческих списков курских архиерейских регентов Орловых. Регентская династия Ивана Матвеевича и Гавриила Ивановича Орловых непосредственно связана с историческими границами курского архиерейского хора в 1-й пол. XX в., в определенной степени отражает особенности регионального компонента церковно-певческого искусства Курского края.

Массовое закрытие церквей в Курске началось в 1929 г. В 1932 г. приход Знаменского собора города Курска был «ликвидирован», все структурные подразделения, в том числе и архиерейский хор, больше не функционировали. По решению

Курского городского совета в здании бывшего Знаменского собора был открыт кинотеатр1, действовавший до нач. 1990-х гг. Наряду с другими курскими храмами в 1933 г. был закрыт и Сергиево-Казанский собор2, при котором позже, в кон. 1943 г., будет возобновлена работа курской архиерейской кафедры. В ходе репрессивных событий 30-х гг., изъятия церковных ценностей, передачи храмовых зданий в государственное пользование уничтожалось все, что в большей или меньшей степени было причастным к православному исповеданию и богослужению. В определенной степени пострадали и нотные собрания курских церквей. Так, после закрытия Знаменского монастыря, к сожалению, не сохранилось сведений о нотной коллекции архиерейского хора. Неизвестна и участь нотного архива Сергиево-Казанского собора. С момента закрытия в 1933 г. и до начала 1939 г., когда храм «перепрофилировали» в картинную галерею, а само здание отнесли к архитектурным памятникам старины3, церковное имущество собора изымалось неоднократно. В октябре 1937 г. был арестован правящий архиепископ Ефрем (Евремов). Судьбы людей, как и судьбы церковных приходов, в условиях нового советского государства были непоправимо схожи. К 1941 г. в Курске и в прилегающих ему районах были закрыты все храмы4.

Возобновление в Курске церковно-приходской жизни относится к началу оккупации города немецко-фашистскими захватчиками в октябре 1941 г. Спустя два года, в сентябре 1943 г., город был освобожден советскими войсками, открытые храмы продолжали действовать. В июне 1943 г. вновь начала работу епархиальная структура под руководством епископа Питирима (Свиридова)5. По информации курского уполномоченного по делам Русской Православной Церкви Ефремова, к концу 1944 г. в Курске действовали 11 церквей6.

В курском епархиальном архиве сохранилось личное дело певчей Антонины Александровны Ереминой и ее послужной список7. С 1941 по 1945 г. Антонина Александровна пела в Вознесенском храме города Курска, с 1945 по 1948 г. — в Сергиево-Казанском соборе. По личному свидетельству архиерейской певчей Раисы Ивановны Поспеховой, Сергиево-Казанский собор также начал действовать в конце 1941 г. Раиса Ивановна, будучи школьницей, пела в составе соборного хора под руководством Гавриила Ивановича Орлова. Гавриил Иванович был продолжателем регентской династии. Его отец, Иван Матвеевич Орлов, руководил курским архиерейским хором с 1906 г. Видимо, вместе с «ликвидацией» Знаменского прихода в 1932 г. закончилась не только регентская деятельность

1 См.: Курский Знаменский мужской монастырь. К 400-летию основания. По благословению Высокопреосвященнейшего Германа, митрополита Курского и Рыльского. Курск, 2013. С. 11.

2 См.: Из истории храмов Курской епархии. Курск, 2013. С. 17.

3 См.: Там же.

4 См.: Там же. С. 28.

5 Информационные отчеты, статистические сведения и переписка по ним с Советом по делам Русской Православной Церкви (ГАКО. Ф. Р-5027. Оп. 1. Д. 5. Л. 10 об.).

6 См.: Там же. Д. 1. Л. 4.

7 Пенсионное дело. Еремина Антонина Александровна, певчая (Архив Курской епархии. Ф. 2. Оп. 2. Д. 11. Л. 27).

Ивана Матвеевича, но и почти вековая история мужского состава курского архиерейского хора.

Открытый в начале 1940-х гг. Сергиево-Казанский собор нуждался в профессиональном певческом составе и в нотной библиотеке. Расположение архиерейской кафедры на базе собора также требовало соответствующего архиерейскому богослужению певческого компонента. В 1947 г. курскую кафедру возглавил архиепископ Алексий (Виктор Михайлович Сергеев)8. В этой связи интересен информационный отчет курского уполномоченного по делам религии В. Ефремова: «Несколько слов о вновь назначенном епископе Алексии. Давать какую-либо ему характеристику о его деятельности я еще не могу. Но должен сказать, что благодаря умению артистически служить и говорить проповеди он привлекает в церковь большое количество людей»9. Уже спустя год, в отчете 1948 г., уполномоченный по делам религии Золотухин отмечал, что в день празднования 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви в Сергиево-Казанском соборе прошло архиерейское богослужение с «торжественным участием двух хоров»10.

Очевидно, что открытие в Сергиево-Казанском соборе архиерейской кафедры в начале 1940-х гг. повлекло за собой возрождение курского архиерейского хора, но уже в ином составе, с новыми техническими возможностями и новыми историческими реалиями, во многом определившими качество богослужебного исполнительства архиерейского состава в советский период.

В этой связи историю курского архиерейского хора следует разделять на два периода, границы периодов определять не коренным изломом 1917 г., а временем изменения структуры хорового коллектива. Исходя из этого критерия, первый период, начавшийся в 1816 г., следует ограничить упразднением в 1932 г. архиерейской богослужебной кафедры в Знаменском соборе и соответственно окончанием эпохи звучания мужского состава архиерейского хора. Второй период архиерейского коллектива связан с богослужебно-исполнительской практикой смешанного состава. Границы второго периода определяются возрождением архиерейской кафедры в Сергиево-Казанском соборе в нач. 1940-х гг. и изменением государственной политики СССР в 1985 г.

Среди курских церковных хоров кон. XIX — нач. XX в. именно архиерейский мужской хор Знаменского собора до 1917 г. был самым масштабным и высокопрофессиональным коллективом, способным диктовать остальным приходским хоровым составам церковно-певческую «моду». Поэтому сохранившиеся до 1940-х гг. рукописные нотные собрания курских приходов и частных коллекций, при отсутствии архиерейской нотной библиотеки Знаменского собора,

8 Архиереи Курского края: XVII—XX век. Данные сайта «Курск дореволюционный». URL: http://old-kursk.ru/book/razdorsky/r005.html

9 Информационные отчеты, статистические сводки и переписка по ним с Советом по делам русской православной церкви. Председателю Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР тов. Карпову. Информационный доклад о работе за 1-й квартал 1947 года (ГАКО. Ф. Р-5027. Оп. 1. Д. 15. Л. 47).

10 Информационные отчеты, статистические сводки и переписка по ним с Советом по делам русской православной церкви. Председателю Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР тов. Карпову. 27.10.48 №23/с. (ГАКО. Ф. Р-5027. Оп. 1. Д. 20. Л. 13).

в определенной степени отражали стилевую направленность и исполнительский уровень ушедшей в историю эпохи звучания мужского состава архиерейского хора.

Возрождение архиерейского коллектива в сер. 1940-х г. повлекло за собой и восстановление богослужебной нотной библиотеки. Большую часть архивного нотного фонда архиерейского хора уже советского периода составляют рукописные нотные сборники, ранее принадлежавшие приходским храмам города Курска, нотные рукописи из частных коллекций, дореволюционные печатные издания с дарственными надписями частным лицам, а также рукописи без обозначения переписчика. Свидетельством принадлежности этих внешне разрозненных нотных источников к библиотеке курского архиерейского хора является наличие двойной учетной нумерации на нотных полях, иногда подкрепленной печатью Сергиево-Казанского собора. Повторная нумерация была вызвана необходимостью систематизации и учета «новых» поступлений в библиотеку архиерейского хора. Привнесенные нотные собрания свидетельствуют, что многие курские храмы и неравнодушные любители церковного пения жертвовали вплоть до начала 50-х гг. архиерейскому хору свои рукописи и нотные издания.

Нотный архив Сергиево-Казанского собора, по свидетельству архиерейских певчих Раисы Ивановны Поспеховой и Валентины Ефимовны Труфановой-Трофименко, к нач. 1980-х гг. насчитывал более 2 тыс. единиц хранения. С сожалением необходимо констатировать, что в начале 2000-х гг. архиерейская библиотека Сергиево-Казанского собора по разным причинам, большей частью связанным с человеческим фактором, была частично утеряна. В настоящий момент сохранившийся рукописный и печатный фонд нотной библиотеки архиерейского хора насчитывает 1006 единиц хранения, именной реестр духовных композиторов содержит 264 персоналии. Это позволяет провести исследовательский анализ и определить стилевые особенности репертуарного списка курского архиерейского хора.

Нотное собрание архиерейского хора автором исследования в 2016 г. было систематизировано по описям. Всего составлено 70 описей, охватывающих период с 1885 по 1985 г. Внутри границ указанного периода нотное собрание разграничено на два раздела: первый — с 1885 по 1935 г., второй — с 1941 по 1985 г. Данные рубежи проведены в соответствии с историей развития курского архиерейского хора, рассмотренной ранее. Описи составлены по четырем критериям (биографические данные переписчиков нотных партитур, алфавитный перечень богослужебных песнопений, выходные данные печатных изданий, алфавитный список произведений церковных композиторов), благодаря которым на первый план выведены конкретизированные особенности нотной коллекции, позволяющие проводить исследовательскую работу в нужном ракурсе. Данная рубрикация описей позволила выявить и описать около 20 коллекций курских регентов и любителей церковного пения, входящих в нотный архив архиерейского хора.

В частности, коллекция Орловых (Ивана Матвеевича, работавшего с архиерейским мужским хором Знаменского собора до его закрытия в 1932 г., и его сына, Гавриила Ивановича, позже, в нач. 1940-х гг., возглавившего смешанный архиерейский хор Сергиево-Казанского собора) датируется с 1896 по 1932 г.,

насчитывает 118 единиц хранения. Коллекция создавалась исключительно для богослужебных целей; ее характерной чертой является умеренный интерес Орловых к жанру концерта. Основу концертных композиций составляют песнопения А. Л. Веделя (7 концертов), С. А. Дегтярева (5 концертов) и А. Сапиенца. Концерт А. Сапиенца «Боже, во имя Твое спаси мя» Es-dur представлен тремя певческими списками, два из которых датированы 1921 и 1927 гг. В нотном собрании Орловых, наряду с произведениями признанных композиторов, находятся сольные концерты малоизвестных авторов. В отдельных случаях при выборе композиций Орловы отдают предпочтение не ярким российским композиторам, а авторам «второго ряда». К примеру, композитор Г. И. Рютов, занимавший в 1928 г. в рейтинге хоровой секции Драмсоюза почетное пятое место11, в коллекции Орловых уступает Я. Таринскому, биографические данные которого найти не удалось.

Концертное произведение Г. И. Рютова «Вскую мя отринул еси» (соло баритона c-moll) по частоте обращения переписчиков к первоисточнику не выдерживает конкуренции с произведением Я. Таринского «Виждь твоя пребезза-конныя дела» (d-moll). Концерт Таринского до 1932 г. пользовался популярностью у курских регентов, в нотном архиве архиерейского хора прослеживался еще в двух коллекциях — Д. А. Шарапова (певчий Введенской церкви Курска) и А. Смирнова (регент Троицкой церкви Курска).

Примечательно, что и концерт А. А. Архангельского «Боже, во имя Твое спаси мя» d-moll (учитывая, что А. А. Архангельский несомненный лидер не только в рейтинге Драмсоюза12, но и в курской регентской практике) в коллекции Орловых находится в одной позиции с произведениями «регентской музыки» Ф. А. Липаева, М. А. Виноградова, В. Л. Лирина. В поисках «запричастных номеров» Орловы обращались к названным авторам (в том числе и к А. А. Архангельскому) только один раз и, скорее всего, в ознакомительных целях.

Основную часть рукописей в нотном собрании Орловых составляют песнопения Литургии и Всенощного бдения, дневной круг Типикона в коллекции курских архиерейских регентов представлен полным перечнем неизменяемых богослужебных песнопений. Композиторский реестр при этом достаточно широк и разнообразен. Равноценны в процентном соотношении представители композиторских школ — Д. С. Бортнянский, А. А. Архангельский, П. Г. Чесно-ков. Из представителей Нового направления неожиданно много А. Д. Кастальского. Добавляет «перевеса» Новой школе ряд произведений А. В. Никольского, А. Т. Гречанинова и Н. М. Данилина. Большую часть коллекции составляют произведения «регентской» музыки — около 30 авторских имен.

Орловых отличало профессиональное неравнодушие к изучаемой и исполняемой музыке. Партитуры имеют множество регентских помет, связанных с характером исполнения песнопения. Интересна одна из ремарок на полях хоровой партитуры «Ныне отпущаеши» Н. И. Соколова: «Примечание: Тихим ходом.

11 См.: Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. IX. Кн. 1: 1920—1939-е годы. Ч. I: Русское православное церковное пение в XX веке: советский период / М. П. Рахманова. М.: Языки славянских культур, 2015. С. 834.

12 См.: Там же.

Буквально шагом. По практическому исполнению А. Е. Ставровского13, обозначенное знаками 8...8 может быть выпускаем 1.2.1920». Очевидно, что курские регенты не упускали из вида опыт ведущих хоровых коллективов.

В нотном архиве курского архиерейского хора в коллекции Орловых находятся интересные с исследовательской точки зрения рукописи: Д. Г. Вигилев «Царю Небесный» — в статье из Православной энциклопедии произведение упоминается в числе не найденных; К. Г. Стеценко «Богородице Дево, радуйся» (D-dur) — произведение было не издано, хранится в частном собрании Л. Лобы-кина14.

Нотное собрание курского архиерейского хора — уникальный культурный пласт, требующий дополнительного изучения: по историческому компоненту, поскольку отражает историю хорового коллектива с 1885 г. до нач. 1980-х гг.; по содержанию — в нотном собрании были обнаружены рукописные автографы духовных композиторов и регентов, ранее не изданные; по наполнению — в нотной рукописной коллекции широко представлены композиторы итальянской, петербургской и новой русской хоровой школ церковного пения, «регентская» музыка и музыка «концертного» стиля, а также духовная музыка без обозначения авторства.

Ключевые слова: церковно-певческая культура, архиерейский хор, регент, нотный архив, нотная рукопись, песнопение, Курск.

Список литературы

Архиереи Курского края: XVI-XX в. URL: http://old-kursk.ru/book/razdorsky/r005.html

(дата обращения 11.11. 2017). Журавленко И. А. По первым словам. Свод сочинений и напевов Православной Церкви.

М.: Паломник, 2002. С. 48. Из истории храмов Курской епархии. Курск, 2013. С. 17, 28.

Информационные отчеты, статистические сведения и переписка по ним с Советом по делам русской православной церкви (ГАКО. Ф. Р-5027. Оп. 1. Д. 5. Л. 10 об.; Д. 1. Л. 4). Информационные отчеты, статистические сводки и переписка по ним с Советом по делам русской православной церкви. Председателю Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР тов. Карпову. Информационный доклад о работе за 1-й квартал 1947 года (ГАКО. Ф. Р-5027. Оп. 1. Д. 15. Л. 47). Информационные отчеты, статистические сводки и переписка по ним с Советом по делам русской православной церкви. Председателю Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР тов. Карпову. 27.10.48 №23/с (ГАКО. Ф. Р-5027. Оп. 1. Д. 20. Л. 13).

13 Алексей Евграфович Ставровский, выдающийся регент архиерейского хора во Владимире, руководитель церковно-певческого образования во Владимирской епархии, участник регентских съездов, сотрудник Наблюдательного совета Синодального училища. Обозначенные такты «8...8» в партитуре «Ныне отпущаеши» Н. И. Соколова в курской практике при исполнении за богослужением по примеру А. Е. Ставровского пропускались.

14 По первым словам. Свод сочинений и напевов Православной церкви. Издано в России / И. А. Журавленко, сост. М.: Паломник, 2002. С. 48.

Курский Знаменский мужской монастырь. К 400-летию основания. По благословению Высокопреосвященнейшего Германа, митрополита Курского и Рыльского. Курск, 2013. С. 11.

Пенсионное дело. Еремина Антонина Александровна, певчая (Архив Курской епархии.

Ф. 2. Оп. 2. Д. 11. Л. 27). Рахманова М. П. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. IX. Кн. 1. 1920— 1939-е годы. Ч. I: Русское Православное церковное пение в XX веке: советский период. М.: Языки славянских культур, 2015. С. 834.

St. Tikhon's University Review. Series V: Problems of History and Theory of Christian Art.

2018. Vol. 29. P. 130-137

Marina Sidorova, Head of Cantorial Department, Kursk Theological Seminary, 71A Progulochnaia Str., Kursk 305021, Russian Federation marina.sidorova.00@list.ru

ORCID: 0000-0001-8517-527X

Kursk Episcopal Choir in the First Half of the 20th Century: Repertoire and Stylistics of Sheet Music Archive (With the Collection of the Orlov Family as an Example)

M. Sidorova

This article traces the history of the formation of the Kursk episcopal choir in the first half of the 20th century. Archival documents of the Soviet period constitute the historical background of the study. The Episcopal choir was one of the most prominent and professional choirs in the Kursk diocese. Despite the fact that the practice of the famous Russian conductor and composer Alexander Archangelsky (Russ. Александр Архангельский) was widespread throughout Russia in the early 20th century, the choir did not accept the new direction. The choir maintained the tradition of male-voice choral sound and did not include female voices. As a result of radical changes in the state policy in 1917, the manner of church singing culture of the choir changed. In particular, the era of male-voice sound ended in 1932 when Znamensky Cathedral of Kursk (Знаменский кафедральный собор) was closed down and all its structural units were liquidated. The restoration of the see in Kursk in 1943 led to the revival of the Episcopal choir. However, it now had a different line-up and new technical capabilities. In the first half of the 1940s, the Episcopal choir, conducted by Gavriil Ivanovich Orlov (Гавриил Иванович Орлов), started the practice of mixed church-choir chanting at Sergievo-Kazansky Cathedral (Сергиево-Казанский собор) of Kursk. There arose a necessity to restore the sheet music archive lost during the repressive events of the 1930s. The article examines the features of the liturgical practice of Kursk Episcopal choir in the soviet times. it considers the problems of the stylistic and repertory content of the sheet music archive which was restored thanks to numerous donations from collections of parish churches and connoisseurs of church singing. The article

also analyses the features of the repertoire of the Episcopal choir, illustrated by the inventory of singing papers of the Orlov family of episcopal cantors. The dynasty of the cantors Ivan Matveevich Orlov and Gavriil Ivanovich Orlov is closely connected with the historical limits of Kursk Episcopal choir in the early 20th century and, to a certain extent, reflects the features of the regional element in the art of church singing of Kursk region.

Keywords: culture of church singing, episcopal choir, choir conductor, sheet music archive, sheet music manuscript, church hymn, Kursk.

References

Arkhierei kurskogo kraia: XVII—XX vek, available at: http://old-kursk.ru/book/razdor-sky/r005.html (data obrashcheniia 11.11. 2017).

Iz istorii khramovKurskoi eparkhii, Kursk, 2013, 17, 28.

"Informatsionnye otchety, statisticheskie sve-deniia i perepiska po nim s Sovetom po delam russkoi pravoslavnoi tserkvi" , in: GAKO. F. R-5027. Op. 1. D. 5. L. 10. Ob.

"Informatsionnye otchety, statisticheskie sve-deniia i perepiska po nim s Sovetom po delam russkoi pravoslavnoi tserkvi", in: GAKO. F. R-5027. Op. 1. D. 1. L. 4.

"Informatsionnye otchety, statisticheskie svod-ki i perepiska po nim s Sovetom po delam russkoi pravoslavnoi tserkvi. Predsedateliu Soveta po delam russkoi pravoslavnoi tserkvi pri Sovete Ministrov SSSR tov. Karpovu. In-formatsionnyi doklad o rabote za 1-i kvartal 1947 goda", in: GAKO. F. R-5027. Op. 1. D. 15. L. 47.

"Informatsionnye otchety, statisticheskie svod-ki i perepiska po nim s Sovetom po delam russkoi pravoslavnoi tserkvi. Predsedateliu Soveta po delam russkoi pravoslavnoi tserk-vi pri Sovete Ministrov SSSR tov. Karpovu. 27.10.48 no. 23/s ", in: GAKO. F. R-5027. Op. 1. D. 20. L. 13.

Kurskii Znamenskii muzhskoi monastyr'. K400-letiiu osnovaniia. Po blagosloveniiu Vysoko-preosviashchenneishego Germana, mitropolita Kurskogo i Ryl'skogo, Kursk, 2013, 11.

Pensionnoe delo. Eremina Antonina Aleksan-drovna pevchaia, Arkhiv Kurskoi eparkhii. F. 2. Op. 2. D. 11. L. 27.

Zhuravlenko I. A. , ed., Popervym slovam. Svod sochinenii i napevov Pravoslavnoi tserkvi. Izdano v Rossii, Moscow, 2002, 48.

Rakhmanova M. P., ed. Russkaia dukhovnaia muzyka v dokumentakh i materialakh, Tom IX, Kniga 1: 1920-1939-e gody, Chast' I: Russkoe Pravoslavnoe tserkovnoe penie v XX veke: sovetskii period, Moscow, 2015, 834.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.