Научная статья на тему 'Хоровая культура Черниговской епархии: этапы развития в ХХ столетии'

Хоровая культура Черниговской епархии: этапы развития в ХХ столетии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
368
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА / ЧЕРНИГОВСКАЯ ЕПАРХИЯ / РЕГЕНТ / СОБОР / КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / БОГОСЛУЖЕНИЕ / CHORAL CULTURE / CHERNIGOV EPARCHY / PRECENTOR / CATHEDRAL / CULTURAL INTERACTION / LITURGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бадалов Олег Павлович

Статья посвящена особенностям развития региональной хоровой культуры Русской православной церкви. Рассмотрены основные этапы развития богослужебного пения Черниговской епархии в контексте изменений культурной парадигмы России, СССР и Украины в ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the peculiarities of regional choral culture development of Russian Orthodox Church in the context of cultural policy paradigm’s transformation of Russia, USSR and Ukraine in the 20th century. The main stages of Chernigov eparchy liturgical singing development and its relation with Russia’s Orthodox choral movement are investigated.

Текст научной работы на тему «Хоровая культура Черниговской епархии: этапы развития в ХХ столетии»

ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА ЧЕРНИГОВСКОЙ ЕПАРХИИ:

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ В XX СТОЛЕТИИ

О. П. Бадалов

Вопросы изучения богослужебной хоровой культуры Русской православной церкви (РПЦ) XX в. занимают большое место в современном музыковедении. Российские (Н. Гуляницкая1, Н. Давыдова2, Е. Артемова3, Е. Попова4, С. Хватова5 и др.) и украинские (А. Лащенко6, Д. Болгарский7, Л. Дорохина8 и др.) учёные осуществляют исследования в различных направлениях данной тематики. Несмотря на значительное внимание музыковедов к проблематике хоровой культуры РПЦ, вопрос региональных аспектов её развития остаётся малоисследованным. Между тем интенсивное развитие епархиальной хоровой жизни России и Украины в настоящее время обусловливает актуализацию изучения региональной богослужебной хоровой культуры. Цель статьи — анализ этапов развития хоровой жизни Черниговской епархии РПЦ в социокультурном контексте XX в.

История развития богослужебной хоровой культуры Черниговщины берёт начало в X в. Пережив монголо-татарский и польско-литовский периоды, хоровая традиция региона достигает значительных вершин в XVI в. Об этом свидетельствует бытование черниговского распева в богослужебном пении РПЦ9. В конце XVII -первой половине XVIII вв. представители Черниговской епархии принимали активное участие в распространении партесного пения как в Украине, так и в России. Со второй половины XVIII в. развитие богослужебной хоровой культуры Черниговской епархии происходило в рамках общероссийских тенденций.

В развитии церковной хоровой культуры Черниговщины XX в. можно выделить четыре периода, определяющиеся сменой культурных парадигм: дооктябрьский (1900-1917), советский (1919-1985), переходный (1988-1991), постсоветский (1992-2000). Заметим, что деление это условное и определяется особенностями социокультурных процессов в Черниговском регионе. Рассмотрим этапы развития епархиальной хоровой жизни Черниговщины в каждом из четырёх периодов.

Дооктябрьский период характеризуется значительным развитием региональной богослужебной хоровой культуры. В начале XX в. в епархии действовало более 400 хоров10. Такое развитие хоровой жизни Черниговщины обусловило проведение педагогических курсов богослужебного пения с целью «приготовления регентов для сельско-церковных хоров <...> установлению стройного благолепного пения в храмах»11. Инициатором проведения курсов выступил губернатор Е. К. Андриевский.

Первые курсы, которые состоялись в 1897 г., организовал и провёл знаменитый российский педагог, автор известных работ «Учебник пения» (1881), «Детское пение» (1884), «Церковное пение — руководство к организации церковнопевческих хоров с приложением нотных упражнений и разъяснений к ним» (1886) А. Н. Карасев. В 1898,1900,1902,1908 гг. курсами руководили черниговские регенты Г. П. Зосимович и П. М. Добровольский. Модель повышения исполнительского

уровня храмовых хоров, предложенная А. Карасевым, была применена в Новочеркасске (1890), Липецке (1895), Инсаре (1889), Екатеринодаре (1896), Владикавказе (1898), Туле (1898), Саратове (1899), что свидетельствует об общероссийских тенденциях усовершенствования церковной хоровой жизни Черниговской епархии.

Проведение курсов способствовало повышению культуры богослужебного пения, что привело к возникновению церковно-певческих обществ на Черниговщине. Первое из них появилось в г. Борзна в 1899 г. С 1903 г. такое общество начало действовать в Чернигове. Его почётным председателем был избран выдающийся русский хормейстер и композитор А. Архангельский, с которым черниговская публика впервые познакомилась в 1899 г. во время гастрольного турне его хора по городам России. Благодаря деятельности церковно-певческого общества в Чернигове до 1917 г. традиционными были концерты духовной музыки. Особенный резонанс имели выступления певчих всех храмовых хоров (более 150 человек) епархиального центра в составе сводного хора, который исполнял духовные сочинения Д. Бортнянского, А. Львова, А. Архангельского, Н. Римского-Корсакова, П. Турчанинова. Это свидетельствовало о «сосредоточении в Чернигове значительных певческих сил, способных исполнять не только традиционный богослужебный репертуар, но и духовные произведения концертного стиля»12. Дальнейшее развитие богослужебной хоровой культуры Черниговской епархии было прервано событиями 1917 г.

Началом второго периода в истории церковной хоровой культуры Черниговщины можно считать 1919 г. — время окончательного закрепления в регионе советской власти, которая развернула борьбу с церковью. С принятием 22 января 1919 г. декрета об отделении церкви от государства в Чернигове были закрыты Духовные семинария и училище, прекратилась издательская деятельность епархии. В августе 1920 г. появилось постановление Совнаркома УССР, которое лишало религиозные общины прав юридического лица. С конца 1920 г. начались репрессии против священнослужителей, разграбление церковного имущества, осквернение христианских святынь13. Так, например, в 1920 г. Черниговский Елецкий монастырь был превращён в концентрационный лагерь; 18 февраля 1921 г. в Спасо-Преображенском соборе состоялось «освидетельствование» мощей Феодосия Углицкого и т.п.

К концу 1930-х гг. все монастыри и храмы Чернигова были закрыты, а большинство церковнослужителей репрессированы. Лишь отдельные подвижники продолжали тайно проводить богослужения. Одним из них был выдающийся деятель РПЦ, преподобный Лаврентий Черниговский (1868-1950). Он сохранил нотную библиотеку кафедрального Троицкого собора, которая и сейчас используется в богослужении.

Во время Великой Отечественной войны часть храмов Черниговской епархии возобновляет свою деятельность. Например, в 1941 г. было восстановлено богослужение в кафедральном Троицком соборе.

В 1950-х гг. давление на церковь вновь усиливается. Но, несмотря на господствующую атеистическую идеологию, окончательно искоренить в обществе тяготения к духовным традициям не удавалось. В редакционных статьях «Комсомольской

правды» ставился вопрос о недостатках атеистической пропаганды. Приводя примеры взаимодействия молодёжи и церкви, автор статьи от 18 декабря 1953 г. акцентирует внимание на роли церковного хора: «...в церкви приличный хор, а в клубе, кроме сломанной гитары, нет музыкальных инструментов»14. О богослужебном пении шла речь и в антицерковной статье от 8 сентября 1954 г.: «.. .обнесённая красивой оградой, обсаженная густыми деревьями, стоит свежевыкрашенная церковь. Из открытых окон доносится пение хора. Может, зайти ненадолго, послушать?»15 Усиливая борьбу с церковью, ЦК КПСС издал постановление от 7 июня 1954 г. «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения». Главным рычагом формирования научно-атеистического мировоззрения признавалась атеистическая работа. А ближайшей программной целью объявлялось строительство общества без религии16. Как следствие, с 1959 г. в Украине массово закрываются православные храмы: 1959 г. — 262, 1960 г. — 747, 1961 г. — 993, 1962 г. — 114417. Всего же за двадцать послевоенных лет в республике закрыли 5231 церковь.

Таким образом, количество храмов в городах было сведено к минимуму. Например, в Чернигове — епархиальном и административном центре области — действовала единственная на трёхсотгысячный город небольшая Воскресенская церковь. А Троицкий собор — образец архитектуры украинского барокко конца XVII в. — стоял с заколоченными дверями. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «церковь оказалась вытесненной из общественной жизни. Ей было предоставлено узкое и неосвещённое пространство за полями этой жизни, призванное демонстрировать массовый отход граждан от религии. Видимым символом положения религии в нашем обществе был закрытый кафедральный собор в центре города и переполненная старушками маленькая церковь на городской окраине. Такая картина была призвана показать, что церкви нет места в динамичной жизни современного общества, а значит, нет места и в будущем. Её удел — окраина. Её паства — старики, по недомыслию и необразованности сохраняющие религиозные предрассудки»18.

Только с началом «перестройки» политика государства в отношении религии начала меняться. Именно это время можно считать началом третьего периода в развитии хоровой культуры Черниговской епархии.

В апреле 1988 г., в канун 1000-летия Крещения Руси, была проведена встреча Патриарха Московского и всея Руси Пимена с Генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачёвым. Эта встреча знаменовала начало нового этапа взаимоотношений Русской православной церкви и государства. В частности, на Черниговщине 5 декабря 1988 г. государство передало епархии комплекс Свято-Троицкого монастыря, который был закрыт в 1963 г., возобновилась деятельность СвятоТроицкого и Спасо-Преображенского соборов, церкви Казанской иконы Божией Матери, открылся Елецкий монастырь.

Архиерейский собор РПЦ поставил цель — «воссоздать церковную жизнь в формах и полноте, присущих ему в прошлом»19. Началась массовая регистрация православных церковных общин. Если по состоянию на начало 1985 г. из 6806 общин

РПЦ около 4000 принадлежало к украинскому экзархату, то в конце 1989 г. в Украине их стало уже 6101. Увеличение количества православных общин выдвинуло перед РПЦ ряд организационных вопросов, и среди них — обеспечение церковных служб регентами и хорами. Для решения данной проблемы Черниговской епархией в 1989 г. была восстановлена деятельность Духовного училища регентов-псаломщиков — одного из первых в СССР и первого в Украине из открытых после долгих лет запретов учебных заведений такого рода.

Значительное влияние на возрождение богослужебных традиций Черниговской епархии в конце 1980-х гг. оказал архиерейский хор Свято-Троицкого кафедрального собора. Со времени возобновления служения в 1988 г. его регентом была Валентина Денисюк. Ей удалось сформировать самый многочисленный церковный коллектив епархии, который отличался значительным исполнительским мастерством. Репертуарная палитра архиерейского хора включала сочинения Д. Бортнянского, А. Веделя, П. Чеснокова, А. Архангельского, А. Кошица, К. Стеценко, Обиход Киево-Печерской лавры, избранные произведения современных авторов М. Бутомо, К. Смольского и др. Основной репертуар хора Свято-Троицкого собора практически не менялся до 2007 г.

Таким образом, регент В. Денисюк восстановила звучание архиерейского хора, характерное для первого периода развития богослужебной хоровой культуры Черниговщины XX в. Введение в хоровой репертуар произведений композиторов-современников способствовало развитию региональных хоровых традиций. Важно отметить, что деятельность архиерейского хора служила образцом богослужебной хоровой деятельности для будущих регентов и певчих Черниговской епархии — студентов Духовного училища регентов-псаломщиков.

Четвёртый период в развитии богослужебной хоровой культуры Черниговщины определяется процессами оформления государственности Украины в 1991 г., устранением цензурных запретов и т.д. Наиболее ярко эти изменения проявились в Чернигове, что было связано со статусом города как епархиального центра и наличием квалифицированных хормейстерско-певческих кадров. Исходя из этого, рассмотрим особенности четвёртого, постсоветского периода в развитии богослужебной хоровой культуры Чернигова.

К началу 1990-х гг. в Чернигове действовало четыре православных храма. Их хоры, в своём большинстве, были сформированы из выпускников Черниговского музыкального училища им. Л. Ревуцкого и высших учебных музыкальных заведений Украины. Это способствовало участию церковных коллективов в различных хоровых акциях с концертными программами, где преобладали образцы отечественной богослужебной музыки. Ярким примером концертно-просветительской работы духовного направления является деятельность Православного певческого общества, существовавшего в Чернигове в 1992-1997 гг. Его основал выпускник Одесской консерватории, преподаватель Черниговского музыкального училища, регент хора церкви Казанской Божией Матери Андрей Пархоменко. За пять лет деятельности Певческого общества им были организованы многочисленные концерты в регионе, что значительно повлияло на распространение духовной музыки на Черниговщине,

содействовало поднятию исполнительского уровня церковных хоров. С отъездом А. Пархоменко в Тюмень работа Певческого общества была прекращена.

Один из бывших участников Православного певческого общества, выпускник музыкального училища Александр Корзаченко с 1998 г. возглавляет хор СвятоВоскресенского храма. Все певчие хора — выпускники музыкального училища, их средний возраст — около тридцати лет. Хор Свято-Воскресенского храма неоднократно участвовал в Международном фестивале православных хоров «Глас Печерский», который проходит в Киево-Печерской лавре.

С возрождением деятельности Спасо-Преображенского собора его первым регентом в 1989-1997 гг. был выпускник музыкального училища Юрий Пищик. Для хора Спасо-Преображенского собора он написал ряд композиций, в частности, «Ныне отпущаеши», «Богородице, Дево, радуйся», «Утверди, Боже». Более семи лет (1997-2005) регентом хора Спасо-Преображенского собора была выпускница Киевской консерватории, преподаватель музыкального училища Алина Ткаченко. Её сменила на посту регента Ольга Пирогова — выпускница Духовного училища и Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств (Киев). Данный факт свидетельствует о взаимопроникновении светской и духовной образовательных систем, что стало характерной чертой развития богослужебной хоровой культуры XXI в.

Обобщая вышеизложенное, можно прийти к определённым выводам. Развитие богослужебной хоровой культуры Черниговской епархии в начале XX в. проходило при поддержке губернских властей. Стремясь упорядочить широкое хоровое движение епархии, рассматривая его не только с позиций богослужебного применения, но и как форму досуговой деятельности населения, губернское и епархиальное правления организовали педагогические курсы церковного пения. Их работа способствовала значительному повышению художественного уровня богослужебной хоровой жизни Черниговщины и её дальнейшему развитию. Подтверждением этому стала деятельность региональных церковно-певческих обществ.

Смена культурной парадигмы в 1920-х гг. привела к нивелированию достижений богослужебной хоровой культуры Черниговской епархии. С утверждением атеистической идеологии церковь утратила положение авторитетного очага культуры, хранителя многовековых традиций отечественного хорового искусства: на смену богослужебному хоровому пению приходит массовая песня. Частичное возрождение церковной жизни в период Великой Отечественной войны и в послевоенные годы не сказалось на развитии храмовой хоровой культуры — она находилась в стадии стагнации. Со второй половины 1960-х гг. давление государства на церковь ослабевает, но вести речь о возобновлении полноценной богослужебной хоровой жизни можно лишь с конца XX в. Для Черниговской епархии это время знаменуется восстановлением церковной жизни, а с ней — хоровых традиций начала столетия. Восстановление деятельности Духовного училища в 1989 г. заложило фундамент для развития в конце XX - начале XXI вв. епархиальной хоровой жизни.

Наиболее благоприятные социокультурные условия для развития богослужебной хоровой культуры Черниговской епархии в XX в. сложились в начале

90-х гг. Этот период характеризуется значительными изменениями в государственном и политическом устройстве Украины. Со сменой культурной парадигмы происходит переосмысление национальных хоровых традиций. Возникает заинтересованность общества в восприятии духовной хоровой музыки. Церковные хоровые коллективы получают возможность выступления перед широкой аудиторией, а снятие идеологических запретов расширяет концертный репертуар светских хоров. Происходит «профессионализация» храмовых хоров: певчими становятся профессиональные хормейстеры и вокалисты. Таким образом, качественно обновляется регентско-певческий контингент. В Черниговской епархии с 1992 г. этот процесс прослеживается в деятельности Православного певческого общества и церковных хоров епархиального центра.

Подводя итоги, наметим перспективы дальнейших исследований данной проблематики. Не вызывает сомнения, что богослужебная хоровая культура Черниговской епархии развивалась в неразрывной связи с хоровыми традициями Русской православной церкви. Таким образом, дальнейшее изучение богослужебной хоровой культуры Черниговщины может касаться взаимовлияния украинской и российской хоровых культур, сопоставления региональных особенностей развития епархиальной хоровой жизни Украины и России, изучения её истории и современного состояния. Это будет способствовать формированию полной картины развития богослужебной хоровой культуры Русской православной церкви, преодолению фрагментарного подхода в понимании её истории.

1 Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002.

2 Давыдова Н. Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX - начала XX веков: автореф. дис. ... канд. культурологии. Ярославль, 2009.

3 Артемова Е. Петербургская ветвь в Новом направлении: И. И. Компанейский, М. А. Лисицын, С. В. Панченко: автореф. дис.... канд. искусствоведения. М., 2003.

4 Попова Е. Духовная музыка отечественных композиторов: поэтика «жанровых форм» (конец XX - начало XXI веков): автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2011.

5 Хватова С. Богослужебное пение в современной России: в поисках «идеальной модели» II Вестник Адыгейского государственного ун-та. Серия 2: филология и искусствоведение. 2008. № 10. С. 207-211.

6 Лащенко А. Про відродження духовної музики // Мистецькі обрії-98: Науково-теоретичні праці та публіцистика. Київ, 1999. С. 85-89.

7 Болгарский Д. Киево-Печерский распев как церковно-певческий феномен украинской культуры: автореф. дис.... канд. искусствоведения. Киев, 2002.

8 Дорохина Л. А. Богослужебное пение в музыкальной культуре Черниговщины начала XX века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Киев, 2002. С. 11.

9 Максименко Ф. Церковное пение в России // Церковно-общественный вестник. 1881. № 101. 23 августа.

10 Отчёт черниговского епархиального наблюдателя, протоиерея Фёдора Васютинского о состоянии церковных школ Черниговской епархии за 1902-1903 учебный год // Черниговские епархиальные известия (часть неофициальная). 1904. № 4. С. 139.

11 Добровольский П. Летние курсы церковного пения в Чернигове // Прибавление к Черниговским епархиальным известиям. 1897. № 17. С. 619-620.

12 Дорохина Л. А. Богослужебное пение в музыкальной культуре Черниговщины начала XX века... С. 11.

13 Постановление Наркомюста «О ликвидации мощей» // Собрание узаконений и распоряжений Правительства за 1920 г. М.: Управление делами СовНаркКома СССР, 1943. С. 506.

14 Дурной глаз. Антирелигиозный фельетон // Комсомольская правда. 1953. 18 декабря.

15 Там, где бездействует клуб // Комсомольская правда. 1954. 8 сентября.

16 Одинцов М. И. Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству (государственно-церковные отношения в истории советского общества) // На пути к свободе совести / сост. и общ. ред. Д. Е. Фурмана и о. Марка (Смирнова). М.: Прогресс, 1989. С. 65.

17 Центральный государственный архив высших органов власти и управлений Украины. Ф. 5116. Оп. 10. Д. 286. Л. 48.

18 Кирилл (Гундяев), митрополит Смоленский и Калининградский. Церковь в отношении к обществу: новые возможности, новые проблемы // Диспут: историко-философский, религиоведческий журнал. 1992, январь-март. С. 29.

19 Материалы Архиерейского собора РПЦ, посвящённого празднованию 400-летия учреждения Московского патриаршества // Московский Церковный вестник. 1989. № 14. С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.