Научная статья на тему 'ХОРОВАЯ ШКОЛА КАК ФЕНОМЕН СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОНТИНУУМА (ПО МАТЕРИАЛАМ УКРАИНСКОГО МУЗЫКОВЕДЕНИЯ )'

ХОРОВАЯ ШКОЛА КАК ФЕНОМЕН СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОНТИНУУМА (ПО МАТЕРИАЛАМ УКРАИНСКОГО МУЗЫКОВЕДЕНИЯ ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТИНУУМ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ХОРОВАЯ ШКОЛА / УКРАИНСКОЕ МУЗЫКОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Марач Александр Николаевич

Исследуется социокультурный аспект функционирования хоровой школы, которая трактуется автором как открытая методико - исполнительская система, удерживающая хоровую традицию как этнокультурный архетип в поливариантном социокультурном континууме. Предлагаются варианты толкования понятий "социокультурный континуум", "исполнительская школа", "хоровая школа".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHOIR SCHOOL AS A PHENOMENON OF SOCIAL AND CULTURAL CONTINUUM (BY THE MATERIALS OF UKRAINIAN MUSICOLOGY)

Social and -cultural aspect of functioning of a choir school is studied. It is interpreted by the author as an open technique-performing system that keeps the choral tradition as an ethno-cultural archetype within polyvariat social and cultural continuum. The variants of interpretation of concepts such as "social and cultural continuum", "performing school", " choir school" are offered.

Текст научной работы на тему «ХОРОВАЯ ШКОЛА КАК ФЕНОМЕН СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОНТИНУУМА (ПО МАТЕРИАЛАМ УКРАИНСКОГО МУЗЫКОВЕДЕНИЯ )»

Прослушав Н. Гамгебели, ученика Н. Андгуладзе, великий певец ХХ века, последний «рыцарь belcanto», по признанию критиков, А. Краус сказал: «Географически Италию нельзя перенести в Грузию, но belcanto, судя по этому, туда переселилось» [6].

Примечания

1 Недаром первая музыкально-вокальная школа появилась именно на Украине (г. Глухов, 1730-е годы), воспитанники которой составляли «резерв» Императорской Придворной певческой капеллы. Глуховскую школу окончили М. Березовский, Д. Бортнянский.

2 Здесь под фальцетом следует понимать не фистулу, а полноценный головной голос, который назывался так из-за представления о природе его формирования в ложных (falso) голосовых складках.

3 Подробно о творческой и особенно педагогической деятельности Е. К. Ряднова и Е. А. Вронского см. Бахуташвили Н. «Очерки по истории вокального образования в Грузии». Тбилиси, 1959.

4 Дж. Барра-Караччоло, ученик Фернандо де Лючиа, был последователем

«неаполитанской» школы, которая считалась своеобразным хранителем традиций старинного belcanto, наследуемого от Великой Болонской школы.

5 См.: Mori R. M. Coscienza della voce nella scuola italiano da canta.

Литература

1. Андгуладзе Н. Homo cantor. М.: Аграф, 2003.

2. Гомер. Одиссея. Пер. В. А. Жуковского. М.: Наука, 2000.

3. Ламперти Ф. Исткусство пения по классическим преданиям. Учебное пособие. 2-е изд., испр. СПб.: Лань; Планета музыки, 2009.

4. Работнов Л. Основы физиологии и патологии голоса певцов. М.: Музсектор Госиздата, 1932.

5. Юварра А. Голос и его техника. Н. Новгород: ННГК им. М. И. Глинки, 2010.

6. Электронный ресурс. Режим доступа:

http://nodarandghuladze.ge/main/family_david _andghuladze.php?lang=rus (дата обращения: 10.03.2013).

© МарачА. Н., 2013

ХОРОВАЯ ШКОЛА КАК ФЕНОМЕН СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОНТИНУУМА (ПО МАТЕРИАЛАМ УКРАИНСКОГО МУЗЫКОВЕДЕНИЯ)

Исследуется социокультурный аспект функционирования хоровой школы, которая трактуется автором как открытая методико-исполнительская система, удерживающая хоровую традицию как этнокультурный архетип в поливариантном социокультурном континууме. Предлагаются варианты толкования понятий «социокультурный континуум», «исполнительская школа», «хоровая школа».

Ключевые слова: социокультурный континуум; исполнительская школа; хоровая школа; украинское музыковедение

Развитие музыкального искусства тесно связано с феноменом школы как центра хранения и передачи будущим поколениям профессиональных традиций и мастерства. Исполнительские школы на индивидуальном, региональном и национальном уровнях функционируют в социокультурном континууме и влияют на перспективы его дальнейшей эволюции.

Важной ментально обусловленной сферой украинского музыкального искусства является хоровая, которая основывается на длительной певческой традиции и в то же время воплощает новаторские тенденции, характерные для современной социокультурной ситуации. Региональные профессиональные хоровые школы на Украине, сформировавшиеся во второй половине ХХ века,

играют определяющую роль в направлении развития эстетики и стилистики исполнительского искусства. Следовательно, это явление требует научного внимания и обстоятельного музыковедческого осмысления.

Тематика статьи требует обращения к трём основным научным проблемам. Во-первых, это явление социокультурного континуума, теоретический базис которого создан в работах по теории и философии мировой культуры — О. Шпенглера [8], П. Коэна [3], Г. Хакена [7], М. Бахтина [1], П. Сорокина [5] и других учёных. Важным достижением в изучении проблемы являются исследования физика-математика А. Свидзинского [19], музыковеда Е. Зинь-кевич [12] и др. Во-вторых, явление исполнительской школы, которое в украинском музыковедении стало предметом изучения группы педагогов Киевской государственной консерватории имени П. И. Чайковского начиная с 1980-х гг. Это работы И. Котляревского [14], Н. Дьяченко, Ю. Полянского [2], Ж. Дедусенко [11] и др. На современном этапе вырос ряд исследований различных региональных и авторских школ, которые, по сути, базируются на начальном видении проблемы указанными учёными. Третье — вопросы теории и истории украинской хоровой школы и ее региональных вариантов, чему посвящены труды А. Лащенко [4], О. Бенч-Шокало [9], П. Ковалика [13], А. Мартынюка [15], И. Шатовой [21], Ю. Пучко-Колесник [18], Н. Селезнёвой [20] и др. Результаты, полученные этими учёными, сыграли важную роль в видении предмета нашего исследования.

Цель статьи состоит в концептуальном осмыслении хоровой школы как феномена социокультурного континуума на основе материалов украинского музыковедения. Для воплощения указанной цели поставлены задачи: определить сущность понятия «социокультурный континуум», «исполнительская школа», «хоровая школа»; обосновать последнее как феномен социокультурного континуума.

Феномен хоровой школы развивается под влиянием различных исторических, социальных, культурных, художественных

тенденций. Их совокупность составляет социокультурный континуум, который в проекции на проблематику исследования понимаем как воображаемую модель единого социокультурного пространства-времени во всей непрерывной иерархической множественности явлений хорового искусства. Поэтому прежде обратимся к анализу понятия социокультурного континуума — среды, в которой сформировались и функционируют хоровые школы Украины.

Понятие континуума нашло изначальное распространение в физико-математических науках. Согласно утверждениям П. Коэна и Г. Кантора, определяется как «непрерывная множественность точек (чисел)», т. е. как «бесконечные множества, количественно эквивалентные множеству действительных чисел» [6]. Современная физическая наука пришла к пониманию этого понятия как «четырёхмерного «пространственно-временного континуума» — совокупности упорядоченных четвёрок действительных чисел, первые три из которых являются пространственными координатами какой-либо точки, а четвёртое характеризует определённый момент времени» [6]. Это понятие экстраполировано М. Бахтиным в гуманитарную сферу в виде представлений о «хронотопе» как литературно-художественном целом, в котором сливаются воедино пространственные и временные характеристики, при этом время уплотняется, а пространство интенсифицируется [1, с. 235].

Новые черты в видении «континуума» появились под влиянием синергетики, которая определяет культуру как нелинейную систему, способную к самоорганизации, в которой структуры низшего порядка формируют структуры высшего порядка, и в точках бифуркации находятся возможности дальнейшего множественно-

ориентированного движения. Такие утверждения обосновывает А. Свидзинский в работе «Синергетическая концепция культуры», где выводит толкования явления культуры: « п р о ц е с с о м с а м о о р г а -н и з а ц и и н о о с ф е р ы я в л я -ется культура» [19, с. 33]. Подобные утверждения находим в концепции

П. Сорокина, который предлагает рассматривать культуру как с и с т е м у , с а -моорганизующуюся в более сложноорганизованную суперсистему, а процесс социокультурной динамики — как нелинейный процесс [5]. Понимание культуры как процесса самоорганизации (А. Свидзинский) имеет истоки в многолинейной концепции исторического развития мировой культуры, которая нашла отражение в работах К. Брейзига, О. Шпенглера и др. В проекции на музыкальную культуру подобное понимание музыкально-исторического процесса предлагает украинский музыковед Е. Зинькевич, рассматривая историю музыки «как динамическое целое»: «это не сумма музыкальных фактов» (стилей, жанров, творчества), а сложная динамическая система, состоящая из многоярусных стилевых и индивидуально-стилевых течений, столкновения художественных рядов и разнонаправленных родовых и жанровых тенденций. В характеристике процесса как многосоставного целого важно подчеркнуть, что это понятие фиксирует д в и -ж е н и е (разр. — Е. З.) музыкального искусства и интегрирует в себе другие, «малые» процессы — типологические, видовые, родовые, стилевые...» [12, с. 46]. Понятие «социокультурный континуум» привлечено в ряд научных работ социокультурной области общего направления, при этом в музыковедении встречается пока довольно редко. Как указывают Л. Кияновская и соавторы пособия по музыкальной социологии, «социология позволяет понять механизмы бытования искусства, функционирующий тип современной культуры, а через него — тип общества как социокультурного континуума, его духовные и моральные основы» [17, с. 2]. Учитывая изложенные выше толкования, а также собственные мысли по поводу предмета исследования, предлагаем следующее определение понятия «социокультурный континуум». Это воображаемая модель единого социокультурного пространства-времени, в которой функционирует вся непрерывная множественность его явлений. По нашему мнению, такая формулировка является рефлексией представления о неразрывной связи про-

странственно-временных параметров бытия человека, социума и культуры.

Исполнительская школа является одним из непрерывной множественности явлений, которые функционируют в воображаемой модели социокультурного пространства-времени, т. е. континууме. Базис для изучения проблемы школы в украинском музыковедении был заложен в работе Н. Дьяченко «Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях» [2]. Впоследствии появилось несколько десятков исследований, посвященных изучению феномена разных исполнительских школ, среди них такими, которые позволяют определять исполнительскую школу как универсальный феномен, как открытую синергетическую систему, считаем труды И. Котляревского [14], Ж. Дедусенко [11], И. Власенко [10].

Теоретические основы для современного понимания понятия исполнительской школы создал И. Котляревский в «концепции универсальной школы», где обосновал «бинарную дефиницию» школы как «реального сообщества», которое может приобретать признаки репродуктивного или продуктивного сообщества. Указанная дифференциация зависит от характера и мотивации деятельности членов школы в осуществлении трёх основных её функций — познавательной, дидактической и коммуникативной [14]. В познавательной сфере репродуктивная школа ориентирована на следование определённой устоявшейся [исполнительской] модели; продуктивная — на систему личностных мотиваций, на основе которой происходит принятие решений; в дидактической репродуктивная признает авторитарную роль учителя и подчинённость ему ученика в подрядной системе отношений; продуктивная стремится к творческой самореализации ученика как индивидуальности, поэтому отношения со временем сменяются на субподрядные; в коммуникативной сфере репродуктивная школа ориентирована на культивирование внутренних традиций; продуктивная — на усвоение широкого круга внешних традиций.

Ж. Дедусенко в диссертации «Исполнительская пианистическая школа как род

культурной традиции», исходя из познавательно-дидактически-коммуникационной «триады» функций школы, определяет этот феномен как «тип диасинхронического коллектива, реально или виртуально существующей общности субъектов, члены которого объединены... общностью исполнительской модели... ролевыми функциями учителя и ученика» [11, с. 5]. Школа может быть ученической «школой-профессией», ориентированной на подражание определенной «исполнительской модели», и высшим, духовным явлением — «школой-искусством», ориентирующейся на «исполнительский канон» [11, с. 13].

Понимание школы как «продуктивного феномена» (И. Котляревский) или «школы-искусства» (Ж. Дедусенко) открывает горизонты для понимания нами авторской исполнительской школы как синергетиче-ского феномена — это открытая система, в которой функционирует множественное количество вариантов (последователей), вырастающих из матрицы школы, проходящих через новые качественные этапы в своем творчестве и функционирующих по законам саморазвития в поливариантном социокультурном континууме. Приведенное определение школы созвучно взглядам И. Власенко, которая понимает исполнительскую школу сквозь призму синергети-ческого видения как форму культуры — «это форма человеческой деятельности, в которой хранится, существует и развивается информационно-семиотический смысл музыкального искусства, передача его следующим поколениям... исполнительская школа является сложной диссипативной эволюционирующей системой с многоуровневой структурной иерархией и наличием потенциала самоорганизации» [10].

Изучая феномен хоровой школы, А. Мартынюк утверждает, что «к наиболее существенным компонентам её функционирования мы относим истоки традиции, комплекс художественных и педагогических основ и принципов во всём их разнообразии, эстетические установки, процессы и тенденции в исполнительстве, формы организации... коллективов, своеобразие звукового эталона эпохи, развитие музыковедческой

мысли...» [16]. И. Шатова пришла к выводу, что существенную роль в области хорового исполнительства играет личностный фактор: «В соотношении индивидуального и коллективного в формуле «дирижёр — хор» [проявляется. — А. М.] внутренняя диалектика школы; репертуар, в свою очередь, диалектически соотносит индивидуальное и коллективное в бытии школы. Говоря об индивидуальном, мы подразумеваем интерпретационный момент, когда индивидуальное начало отображается на основе репертуара...» [21, с. 13]. П. Ковалик, исследуя опыт передачи дирижёрско-хорового опыта, утверждает, что «феномен неразрывности функционирования школы объясняется теорией Б. Яворского, который считал, что школа является главной константой в движении музыкальной жизни и имеет свои фазы становления... В то же время исследования закономерностей и особенностей проявлений школы материализуются в творческой практике отдельных преподавателей учебного заведения...» [13, с. 1—2]. А. Мартынюк, анализируя дирижёрско-хоровое образование в Украине, приходит к выводу о необходимости широкого просмотра культурной и образовательной проблематики хорового дирижирования, глубокого анализа дирижёрской школы Н. Лысенко как источника формирования дирижёрско-хорового образования в Украине, воспроизведения процессов становления и развития национальных традиций, разработки фундаментальных концептуальных основ системы дирижёрско-хоровых дисциплин [15, с. 17], что, по нашему мнению, предоставит весомый методологический и фактологический материал для осмысления украинской хоровой школы как социокультурного феномена.

В Украине на базисе дирижёрско-хоровых кафедр консерваторий сформировались четыре основные региональные хоровые школы, складывающиеся на протяжении многих столетий и приобретшие современные черты в середине ХХ века, — киевская (Н. Лысенко, А. Кошиц, Н. Леонтович, П. Козицкий, Я. Яциневич, К. Стеценко и др.), одесская (К. Пигров), львовская (М. Солтис, А. Солтис, Н. Колесса), харь-

ковская (А. Перунов, К. Греченко, З. Заграничный). Каждая из хоровых школ опирается на «сугубо специфические региональные традиции от истоков, эстетических установок, звукового эталона эпохи, комплекса педагогических принципов» [15, с. 15]. В историческом развитии каждая школа творчески претворила особенности социокультурного континуума региона — соединив влияние украинского народного и церковного певческого искусства, наиболее весомо проявившееся в деятельности киевской школы, с петербургскими (одесская, харьковская), австро-немецкими, польскими и чешскими (львовская) дирижёрско-хоровыми традициями.

Исходя из понимания континуума в теории множеств, анализируя социокультурные определения этого феномена и учитывая позиции синергетики (Г. Хакен) в её проекции на культуру как процесс самоорганизации ноосферы (А. Свидзинский), т. е. нелинейный процесс (Е. Зинькевич), в данном исследовании мы пришли к пониманию культуры как континуума — сложной иерархической пространственно-временной системы, множественные явления которой находятся на разных уровнях самоорганизации, и социокультурного континуума — воображаемой модели единого социокультурного пространства-времени, в которой функционирует вся непрерывная множественность его [пространства-времени] явлений. Возвращаясь к определению понятия «школы» как синергетического феномена в проекции на специфику хоровой школы, определим украинскую хоровую школу как «этнокультурный синергетический феномен» — с таких позиций это открытая мето-дико-исполнительская система, которая удерживает национальную хоровую традицию как этнокультурный архетип в поливариантном социокультурном континууме.

Академическое хоровое искусство Украины в ХХ веке сделало весомый шаг к профессионализации. Его духовные основы сохраняются и умножаются в деятельности исполнительских коллективов и методических школ, которые стали предметом современных исследований А. Лащенко, О. Бенч, П. Ковалика, А. Мартынюка, Н. Селезнёвой,

И. Шаговой и др. Отражая тенденции социокультурного континуума как воображаемой модели пространства-времени, в деятельности хоровых школ формируются новаторские художественно-эстетические представления и способы их исполнительского воплощения. В этом — дальнейшие перспективы музыковедческих исследований феномена хоровой школы.

Литература

1. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики / Михаил Бахтин. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.

2. Дьяченко Н. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях / Н. Г. Дьяченко, И. А. Котляревский, Ю. А. Полянский. Киев: Музична Украша, 1987. 111 с.

3. Коэн П. Дж. Теория множеств и континуум-гипотеза / Пол Джозеф Коэн; пер. с англ. А. С. Есенина-Вольпина. М.: Мир, 1969. 344 с.

4. Лащенко А. Хоровая культура: аспекты изучения и развития / Анатолий Лащен-ко. Киев: Музична Украша, 1989. 132 с.

5. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений = Social & Cultural dynamics: A Study of Change in Major Systems of Art, Truth, Ethics, law and Social Relationships / Питирим Сорокин; пер. с англ. В. В. Сапова. СПб.: Изд-во Рус. христиан. гуманитар. ин-та, 2000. 1054 с.

6. Философская энциклопедия / под ред. Ф. В. Константинова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc_philosophy/2526/.

7. Хакен Г. Синергетика / Герман Ха-кен. М.: Мир, 1980. 406 с.

8. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Том 2: Всемирно-исторические перспективы / Освальд Шпенглер; Пер. с нем. и прим. И. Маханькова. М.: Мысль, 1998. 606 c.; [Электронный ресурс]. Режим доступа: htt-p://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Sp eng_2/index.php.

9. Бенч-Шокало О. Украшський хоро-вий ств. Актуалiзацiя звичаево'1 традици:

навч. поабник / Ольга Бенч-Шокало. Киев: Редакщя журналу «Укра!нський Свгг», 2002. 440 с.

10. Власенко I. До питання дослщження укра!нсько! фортетанно! школи / 1рина Власенко // Музичне мистецтво i культура: Науковий вiсник Одесько! державно! музично! академи iм. А. В. Нежда ново!. Вип. 11. 2010; [Електронний ресурс]. Режим доступу : http://www.nbuv.gov.ua/ роПа1^о^ит/^к/2010_11^^.Йт.

11. Дедусенко Ж. Виконавська танютич-на школа як рщ культурно! традици: Авто-реф. дис. ... канд. мистецтвознав.: 17.00.01 — теорiя та iсторiя культури / Дедусенко Жанна Вiкторiвна. Киев, 2002. 20 с.

12. Згнькевич О. С. Лопка художнього процесу як юторико-методолопчна проблема / Олена Зшькевич // Ставропiгiйськi фь лософськi студп: зб. наук. праць. Вип. 3. Л.: Ставротгюн, 2009. С. 45—55.

13. Ковалик П. А. Хорове виконавство як феномен творчо! взаемодГ! (з досвiду Ки!в-сько! хорово! школи): Автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.03 — музичне мистецтво / Ковалик Павло Андршович. Киев, 2002. 18 с.

14. Котляревський I. А. Про два типи шкш — репродуктивш i продуктивш / 1ван Котляревський // Науковий вюник Нацюна-льно! музично! академГ! Укра!ни iменi П. I. Чайковського: зб. статей. Вип. 54: Му-зична педагопка. Киев, 2007. С. 29—33.

15. Мартинюк А. К. Диригентсько-хорова освгга в музичнш культурi Укра!ни друго! половини XX столiття: Автореф.

дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.01 — теорiя та iсторiя культури / Мартинюк Ана-толiй Кирилович. Харьков, 2001. 20 с.

16. Мартинюк А. К. Сучасна диригент-сько-хорова освгга в Укра!ш в системi педа-гогiчно! антропологi! / Анатолш Мартинюк // Постметодика. № 7—8 (45—46). 2002. С. 153-156; [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://www.conference.mdpu.org.ua.

17. Нариси з музично! соцюлоги: навч. поаб. / Л. Кияновська, З. Ластовецька-Соланська, О. Пилатюк, А. Скорик // Заг. ред. Л. Кияновсько!. Львiв: Сполом, 2011. С. 2.

18. Пучко-Колесник Ю. В. Дiяльнiсть ди-ригента-хормейстера як соцюкультурний феномен: Автореф. дис. ... канд. мистецтвознав.: 26.00.01 — теорiя та iсторiя культури / Пучко-Колесник Юлiя Вггалпвна. Киев, 2009. 18 с.

19. Св1дзинський А. В. Синергетична концепщя культури / Анатолiй Свщзинсь-кий. Луцьк: ВАТ «Волинська обласна дру-карня», 2009. 696 с.

20. Селезнева Н. О. Професiоналiзм хормейстера. Психолопчний та культурно-iсторичний аспекти: Автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.03 — музичне мистецтво / Селезнева Наталiя Олексивна. Одесса, 2004. 16 с.

21. Шатова I. О. Стильовi основи Оде-сько! хорово! школи: Автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.03 — музичне мистецтво / Шатова 1рина Олександрiвна. Одесса, 2005. 16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.