Научная статья на тему 'КОМПОЗИТОРСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЖАНРА ХЕРУВИМСКОЙ ПЕСНИ В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ ЛЫСЕНКО'

КОМПОЗИТОРСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЖАНРА ХЕРУВИМСКОЙ ПЕСНИ В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ ЛЫСЕНКО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
143
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ / ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО Н. ЛЫСЕНКО / ХОРОВАЯ ФАКТУРА / ДУХОВНАЯ МУЗЫКА / ЛИТУРГИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яструб Елена Николаевна

Цель: охарактеризовать особенности композиторской интерпретации жанра Херувимской песни в творчестве Н. Лысенко - основоположника украинской национальной композиторской школы. Методы: концепция статьи опирается на взаимодействие музыковедения и богословия. Методологическая база исследования основана на стилевом, жанровом, структурно-функциональном подходах. Результаты: на основе осуществленного анализа композиторской интерпретации «Херувимской песни» Н. Лысенко охарактеризованы особенности музыкальной стилистики, проанализирована вербально-текстовая основа, выявлена жанровая специфика. «Херувимская песнь» М. Лысенко представляет собой духовное хоровое произведение для четырехголосного смешанного хора a cappella, которое характеризуется оригинальностью композиторского переосмысления центрального песнопения в чине Божественной Литургии. Научная новизна: в статье впервые на основе представленных методов исследована композиторская интерпретация жанра канонического богослужебного жанра Херувимской песни в творчестве Николая Лысенко. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и исполнительской деятельности при изучении особенностей украинской национальной музыкальной духовной традиции второй половины XIX - первой половины XX cтолетий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSER’S INTERPRETATION OF GENRE OF CHERUBIM SONG IN M. LYSENKO’S CREATIVITY

Aim: to characterize specifics of composer’s interpretation of genre of Cherubim song in M. Lysenko’s creativity. Methods: concept of the article is founded on interaction between musicology and theology. Methodological base of research includes stylistic, genre and structurally-functional approaches. Results: on the basis of analysis of composer’s interpretation of Cherubim song by M. Lysenko specific traits of musical style are characterized, verbally-textual basis is analyzed, genre specifics is revealed. N. Lysenko’s Cherubim’s song is a Sacred choral work for four-part mixed choir a cappella, defined by originality of composer’s rethinking of climactic part in structure of Divine Liturgy. Scientific novelty is caused by the fact that in this article for the first time composer’s interpretation of canonical sacred genre cherubim song in M. Lysenko’s creativity was studied based on beforementioned methods. Practical significance: main theses and conclusions of this article can be used in research and in performative activity regarding specifics of Ukrainian national sacred music tradition of second half of XIX - first half of XX centuries.

Текст научной работы на тему «КОМПОЗИТОРСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЖАНРА ХЕРУВИМСКОЙ ПЕСНИ В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ ЛЫСЕНКО»

Section 2. Musical arts - European Journal of Arts 4 (2021) - ISSN 2310-5666 -

УДК 78. 071. 1 (477) (092): 781. 68 DOI: 10.29013/EJA-21-4-125-131

ЯСТРУБ Е. Н. 1

1 Харьковский национальный университет искусств имени И. П. Котляревского, г. Харьков, Украина

КОМПОЗИТОРСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЖАНРА ХЕРУВИМСКОЙ ПЕСНИ В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ ЛЫСЕНКО

Аннотация

Цель: охарактеризовать особенности композиторской интерпретации жанра Херувимской песни в творчестве Н. Лысенко - основоположника украинской национальной композиторской школы.

Методы: концепция статьи опирается на взаимодействие музыковедения и богословия. Методологическая база исследования основана на стилевом, жанровом, структурно-функциональном подходах.

Результаты: на основе осуществленного анализа композиторской интерпретации «Херувимской песни» Н. Лысенко охарактеризованы особенности музыкальной стилистики, проанализирована вербально-текстовая основа, выявлена жанровая специфика.

«Херувимская песнь» М. Лысенко представляет собой духовное хоровое произведение для четырехголосного смешанного хора a cappella, которое характеризуется оригинальностью композиторского переосмысления центрального песнопения в чине Божественной Литургии.

Научная новизна: в статье впервые на основе представленных методов исследована композиторская интерпретация жанра канонического богослужебного жанра Херувимской песни в творчестве Николая Лысенко.

Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и исполнительской деятельности при изучении особенностей украинской национальной музыкальной духовной традиции второй половины XIX - первой половины XX столетий.

Ключевые слова: Херувимская песнь, хоровое творчество Н. Лысенко, хоровая фактура, духовная музыка, Литургия.

Для цитирования: Яструб Е. Н. Композиторская Интерпретация Жанра Херувимской Песни в Творчестве Николая Лысенко // European Journal of Arts, 2021, №4. - С. 125-131. DOI: https://doi.org/10.29013/ EJA-21-4-125-131

Введение

В профессиональном становлении музыкальной культуры Украины второй половины XIX - начала XX веков определяющим стало творчество Николая Витальевича Лысенко (1842-1912) - основоположника национальной композиторской школы, первого украинского композитора с европейским образованием (Лейпцигская консерватория), выдающегося фольклориста, пианиста, дирижера, культурно-общественного деятеля. Н. Лысенко - автор многочисленных произведений разных жанров крупных и малых форм, роль которых трудно переоценить в развитии украинского национального музыкального искусства.

Н. Лысенко является и автором семи духовных хоровых произведений: духовного гимна Украины «Боже великий, единий» на слова А. Кониского, духовного канта «Хрестним древом», псальмы «Пречистая Дiво, мати Руського краю», рождественского кондака (согласно авторскому жанровому определению - колядки) «Дева днесь Пресущественного рождает» [1, С. 60], хорового концерта «Камо пойду от лица Твоего, Господи» (в основе - вербальный текст Псалма 138), «Херувимской песни» (на канонический текст), хоровой поэмы «Давидов псалом» (стихотворный парафраз Т. Шевченко на Псалом 43). По мнению исследователя А. Козаренко, Н. Лысенко своими духовными произведениями, которые стали

European Journal of Arts 4 (2021)

PREMIER

Publishing

Section 2. Musical arts

ISSN 2310-5666

образцом «зрелого моно- и полистилевого синтеза», открыл эпоху новой украинской музыки [2, C. 121].

В композиторском творчестве Н. Лысенко во всей полноте проявился как поэт родного края, искренне восхищаясь красотой украинского народного пения, как творческая личность высокой духовной культуры [3]. По мнению исследователей, понимание народно-песенной традиции должно быть основано на профессиональном, научном подходе - для этого необходимо «погрузиться в ее специфику, <.. .> знать особенности ее природы и устоявшиеся принципы» [4, С. 144]. И далее, «<...> Лысенко был музыкантом уровня мирового, потому что благодаря его музыке Европа восторженно открыла украинский народный мелос, творчески осмысленную мелодику Украины. <...> В то же время, художник считал своей национальной и профессиональной обязанностью ввести украинское музыкальное искусство в творческий диалог с определяющими духовными поисками европейской культуры» [5, C. 10].

О. Бенч, анализируя основополагающие принципы певческой культуры Украины, утверждает, что именно национальная хоровая традиция является генетическим кодом духовности [6, с. 5-7]. Обратим внимание на тот факт, что Н. Лысенко обратился к духовным жанрам в конце жизненного пути. В хоровом духовном наследии композитора отразились важнейшие признаки украинской ментальности и многовековой истории [7].

Духовная музыка Н. Лысенко - это национальная украинская картина мира, отображение души украинского народа, который всегда был глубоко религиозным. Н. Лысенко стал основателем нового подхода к взаимодействию религиозного и фольклорного мышления. Его формирование происходило на базе выразительной национальной самобытности и романтической стилистики. «Не через церковные авторские композиции, а через народные лирницкие набожные песни пришел художник к концерту "Камо пойду от лица Твоего" и "Херувимской песне"» [8, C.18].

«Херувимская песнь» является первым произведением духовной тематики в творчестве композитора. Она написана для четырехголосного смешанного хора a cappella на канонический текст на церковнославянском языке (в украинском правописании). На сегодняшний день неизвестный точный год написания произведения. Можем предположить, что это - конец XIX века, поскольку партитура находится среди рукописей духовных музыкальных произведений Киевской духовной академии, датированных 1898 годом.

Исследованию «Херувимской песни» Н. Лысенко в большей или меньшей мере посвящены труды М. Юрченко [10, 8], А. Козаренко [2], Н. Супрун-Яремко [13], Н. Костюк [11].

На уровне образного содержания при исследовании Херувимской песни можем прийти к выводу, что композитором «<...> сохраняется не только "буква" национальной духовно-музыкальной традиции <...>, сам дух отечественной церковной музыки с присущей ей медитативностью, кордоцентризмом, тихой светлой радостью в переживании религиозного чувства» [2, С. 122]. Исследователи указывают на уникальность «Херувимской песни» Н. Лысенко, которая характеризуется самобытной поэтикой: «Херувимская - это нежные, кроткие образы, изображенные теплыми пастельными красками» [8, С. 15].

Считаем целесообразным остановится основательнее на исследовании данного музыкального артефакта, имеющего решающее значение в композиторской практике последователей Н. Лысенко - плеяды композиторов «новой школы» украинской церковной музыки первой половины XX века (Н. Леонтович, К. Стеценко, И. Яциневич, А. Кошиц, П. Демуцкий, Ф. Козицкий и др.) и их преемственников в ХХ1 веке.

Как жанр Божественной Литургии Херувимская (или Херувимская песнь) является, своего рода, ее музыкальным центром и звучит на Литургии Верных (главной части Божественной Литургии). По сложившейся традиции, песнопение является двухчастным, в котором символически изображаются Тайная вечеря Господня, Его страдания и смерть, вознесение на небо и Его второе пришествие. По мнению протоиерея В. Свешникова: «Текст этой песни содержит очень серьезную и одновременно очень простую нравственную интенцию, которая включена в контекст мистически символического содержания» и заложена в основе слов "Всякое ныне житейское отложим пепечение"» [9, С. 254]. Это значит - оставить свои жизненные заботы и пребывать в молитвенном пред-стоянии, подобно Ангелам - «Иже Херувимы» (образное содержание первой части Херувимской), для того, чтобы с благоговейным торжеством встретить Царя Славы, Которого ангельские чины невидимо несут на копьях (вторая часть Херувимской). В отличие от образцов «Херувимских» в творчестве М. Березовского и Д. Бортнянского, которые опирались на классический пример формы, Н. Лысенко, сохраняя контрастность первой и второй части, «придает им

Section 2. Musical arts

PREMIER

Publishing

European Journal of Arts 4 (2021)

ISSN 2310-5666

неожиданную характеристическую интерпретацию» [8, C.15].

«Херувимская песнь» Н. Лысенко представляет собой композицию из трех разделов, построенных на новом музыкальном тематизме, которую схематически можно предоставить следующим образом: А В С

18+18 22 21 G-dur g-moll G-dur

Созерцательно-молитвенный первый раздел (А) «Иже Херувимы, тайно образующе» звучит в светлом G-dur. В основе - дважды повторенный период повторного строения (первый - «Иже Херувимы», второй - «И животворящей Троице»). Тесситурное плотное соотношение голосов создает удобные вокально-хоровые условия на pp с постепенным crescendo и diminuendo на протяжении звучания двух предложений, что является важнейшим фактором воплощения тембровой драматургии.

Аккордовая вертикаль создает атмосферу благодати и «тихой» радости в трехдольном метре, а развитая мелодическая линия каждого из голосов, придает определенную текучесть, некую особую плавность. А. Козаренко определяет такое голосоведение «книжным», а присущие ему задержания -«фонической красотой» [2, С. 121]. Тесситурные условия (концентрация голосов в среднем регистре) и плавное движение каждого из голосов становятся основным направляющим стержнем первого раздела.

Развивающий раздел (B) изложен в форме период. «Всякое ныне, житейское отложим попечение» в одноименном g-moll с штрихом marcato и акцентированием ключевых слов молитвы: «вся-ко-е, по-пе-не-ui-e, от-ло-жим». М. Юрченко указывает на наличие в данной теме танцевальной ритмики и считает, что, тем самым, Н. Лысенко нарушает традиционное строение Херувимской [10, С. 3]. На наш взгляд, во втором разделе «Херувимской песни» новая тема характеризуется инструментальным типом мелодики за счет имитационной полифонической техники. Основная тема второго раздела начинается с квинтового тона g-moll с поступенным нисходящим движением и последующим октавным восходящим скачком. Прослеживается многократный повтор одного из ключевых ее интонационных элементов -октавный скачок, который воплощает масштабность и значимость музыкального выражения. Многократное повторение вербальных фраз свидетельствует,

что композитор свободно оперирует вербальным первоисточником.

Заключительный раздел (С) в G-dur торжественно-возвышенного характера (Allegretto) «Яко да Царя всех подымем», является кульминацией произведения и характеризуется полифонизированной фактурой с изменением размера (6/8), повышением тесситур-ных условий. Инструментальный тип развития с активной упругой ритмикой, по утверждению М. Юрченко, «перекликается с радостными финалами кантат Н. Лысенко» [10, С. 3]. Весь раздел звучит на forte, лишь появление tutti хора «Ангельскими невидимо» на pianissimo (B-dur) несколько оттеняет финальную кульминационную зону распевов «Аллилуйя» (G-dur).

Основная тема третьего раздела в каждом из голосов хоровой фактуры вступает с определенными видоизменениями, что является, в свою очередь, одним из признаков украинского народнопесенного многоголосия: постепенное восходящее гаммообразное движение восьмыми длительностями в альтовой партии, вступление партии теноров на одном выдержанном тоне как речитация, появление темы в партии сопрано (как и в басовой) на слабой доле в нисходящем движении.

Хоровая фактура содержит бифункциональные аккорды в виде созвучий доминантной группы на тонике в басовом голосе или субдоминантовой группы на доминантном басовом голосе, что, по мнению Н. Костюк, создает соответствующую тембровую драматургию [11, С. 210].

Выводы

«Херувимская песнь» Н. Лысенко представляет собой уникальное духовное произведение с опорой на народнопесенные традиции и оригинальностью композиторского переосмысления центрального песнопения в чине Божественной Литургии.

В «Херувимской песне» композитор опирается на традиции стиля партесного концерта: формообразующая роль гармонии; тяготение к многохорности, сопоставление хорового изложения по принципу «эхо» (Н. Дилецкий); принцип варьированния; ис-пользованние мелодических, фактурных, метроритмических и динамических сопоставлений; игра мажоро-минора; виртуозность хоровых партий; ме-лодизация фактуры, которая опирается на народую песенность [12; 13].

«Интонационный словарь» анализируемого произведения состоит из песенного архетипа мелодики развитого типа, включающего специфику

European Journal of Arts 4 (2021) - [^MIER Section 2. Musical arts - ISSN 2310-5666 -

фактурной организации, а именно: применение гете- (например, в первом разделе в D-dur и c-moll, во вто-

рофонии как признака украинского народного мно- ром разделе в c-moll; отклонения в F-dur в третьем

гоголосия (унисоны в кадансах, параллельное движе- разделе) становится одним из ключевых и является

ние терциями или квинтами); распев более развитого проявлением метода симфонического мышления

типа, с более широкой интерваликой и дыханием композитора.

(в кульминационном третьем разделе «Аллилуйя»); В духовных произведениях Н. Лысенко отобра-

скачки на широкие интервалы (ч. 4, ч. 5, ч. 8); нали- жаются основы церковной и паралитургической на-

чие силлабической ритмики (например, во втором циональных певческих традиций в композиторской

предложении раздела B, на словах «отложим», где интерпретации жанровой системы духовных пес-

на слабую третью долю выпадает первый слог «от-», нопений (кондак, псальма, Херувимская, духовный

а на сильную «ло-» и на третью «жим»). концерт, духовный гимн). Таким образом проявля-

Н. Лысенко в «Херувимской песне» опирается ется самобытный художественный стиль мышления

на сопоставление одноименных тональностей ма- Н. Лысенко. Соотношение профессионализма и про-

жоро-минора между первым и вторым разделами стоты музыкального языка духовных произведений

(G-dur - g-moll) и возвращением G-dur в третьем за- композитора становится новаторским на рубеже

ключительном разделе («Аминь», Adagio). В втором XIX - XX веков. Духовные хоровые произведения

разделе используется сопоставление двух видов ми- Н. Лысенко, в частности «Херувимскую песнь»,

нора - гармоничного и натурального. Помимо того, можно считать одной из вершин творчества компо-

следует отметить, что принцип частых отклонений зитора на рубеже XIX - начала XX веков.

Список литературы

1. Макаренко О. В. Псалмова лiрика у хоровш творчосп Миколи Лисенка // Науковий вюник Нацюнально'! музично'! академп Украши iменi П. I. Чайковського,- Вип. 121. 2018.- С. 59-71.

2. Козаренко О. Феномен украшсько'1 нацюнально'1 музично'1 мови.- Львiв: Наук. т-во iм. Шевченка, 2000.- 286 с.

3. Чайка В. 1сторико-культурний феномен украшсько! духовно! музики та и вплив на становлення особистость Волинський благовшник,- № 2. 2014.- С. 267-274.

4. Shapovalova L., Nikolaievska Y., Mykhailova N., Romaniuk I., Khutorska A. Vocal and choir performance in the music and theater university (psychological and communicative aspects) // AD ALTA:Journal oflnterdisciplinary Research. Special Issue no.: - Vol. 11.- Issue 2. Special Issue XX. The Czech Republic, 2021.- P. 141-146.

5. Булат Т., Фгленко Т. Свгт Миколи Лисенка. Нацюнальна Гдентичшсть, музика i полГтика Украши XIX -початку XX столгття.- Нью-Йорк: Укра'нська Вгльна Академiя Наук у США; - Кшв: Майстерня книги, 2009.- 408 с.

6. Бенч-Шокало О. Укра'нський хоровий ств: Актуалiзацiя звичаево'! традицп. Навч. поаб.- Кшв: Ред. журн. «Укр. Свгт», 2002. - 440 с.

7. 1ванова Ю. М. Композиторська штерпретащя псалма 138 «Камо пойду от лица Твоего» у творчосп ВГк. Калшшкова, М. Лисенка й Веденецького // Культура Украши,- Випуск 63. 2019.- С. 87-98.

8. Юрченко М. Повернена з небуття // Музика,- № 5 (281). 1992.- С. 14-18.

9. Свешников В., протоиерей. Полет Литургии. Созерцания и переживания.- Москва: «Никея», 2011.- 384 с.

10. Юрченко М. М. Лисенко та його релшйш твори // Релпшш твори для мшаного хору [Ноты].- Кшв, 1993.-С. 3-5.

11. Костюк Н. Стильова концепцГя «Xерувимськоi» М. Лисенка: на тлГ жанрово-стилктичних тенденцш кшця XIX ст. // Музична укра'шстика: сучасний вимГр: збГрник наукових статей. - Вип. 7: Постать Миколи Лисенка в европейському й нацюнальному Гсторико-культурному контексп / Ред.-упор. О. П. Кушшрук.-Ки1'в: 1МФЕ Гм. М. Т. Рильського, 2012.- С. 205-212.

12. Герасимова-Персидская Н. А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры.- Москва: Музыка, 1983.- 288 с.

13. Супрун-Яремко Н. О. ПолГфонГя: поабник для студ. вищих навч. муз. закладГв.- Вшниця: Нова Книга, 2014.- 512 с.

Section 2. Musical arts

I PREMIER

European Journal of Arts 4 (2021)

- ISSN 2310-5666 -

Информация об авторе

Яструб Елена Николаевна, соискатель ученой степени «доктора философии» вне аспирантуры второго года обучения (кафедра интерпретологии и анализа музыки), преподаватель кафедры хорового дирижирования, Харьковский национальный университет искусств имени И. П. Котляревского, г. Харьков, Украина Адрес: 61003, Украина, г. Харьков, площадь Конституции 11/13 E-mail: olenayastrub@gmail.com; Тел.: +38 (057) 731-10-95 0RCID:0000-0001-7503-7543

O. M. YASTRUB 1

1 Kharkiv I. P. Kotlyarevsky National University of Arts

COMPOSER'S INTERPRETATION OF GENRE OF CHERUBIM SONG IN M. LYSENKO'S CREATIVITY

Abstract

Aim: to characterize specifics of composer's interpretation of genre of Cherubim song in M. Lysenko's creativity. Methods: concept of the article is founded on interaction between musicology and theology. Methodological base of research includes stylistic, genre and structurally-functional approaches.

Results: on the basis of analysis of composer's interpretation of Cherubim song by M. Lysenko specific traits of musical style are characterized, verbally-textual basis is analyzed, genre specifics is revealed.

N. Lysenko's Cherubim's song is a Sacred choral work for four-part mixed choir a cappella, defined by originality of composer's rethinking of climactic part in structure of Divine Liturgy.

Scientific novelty is caused by the fact that in this article for the first time composer's interpretation of canonical sacred genre cherubim song in M. Lysenko's creativity was studied based on beforementioned methods.

Practical significance: main theses and conclusions of this article can be used in research and in performative activity regarding specifics of Ukrainian national sacred music tradition of second half ofXIX - first half of XX centuries. Keywords: Cherubim song, M. Lysenko's choral works, choir texture, sacred music, Liturgy.

References

1. Makarenko O. V. Psalmova liryka u khorovii tvorchosti Mykoly Lysenka (Psalm's lyricism in choral works by Mykola Lysenko). Naukovyi visnyk Natsionalnoi muzychnoi akademii Ukrainy imeni P. I. Chaikovskoho,- Vol. 121. 2018.- P. 59-71. (in Ukrainian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kozarenko O. Fenomen ukrainskoi natsionalnoi muzychnoi movy (Phenomenon of Ukrainian national musical idiom).- Lviv: Nauk. t-vo im. Shevchenka, 2000.- 286 p. (in Ukrainian).

3. Chaika V. Istoryko-kulturnyi fenomen ukrainskoi dukhovnoi muzyky ta yii vplyv na stanovlennia osobystosti (Historically-cultural phenomenon of Ukrainian sacred music and its influence on personal development). Volyn-skyi blahovisnyk, - 2, 2014.- P. 267-274. (in Ukrainian).

4. Shapovalova L., Nikolaievska Y., Mykhailova N., Romaniuk I., Khutorska A. Vocal and choir performance in the music and theater university (psychological and communicative aspects) // AD ALTA:Journal of Interdisciplinary Research. Special Issue no.: - Vol. 11.- Issue 2. Special Issue XX. The Czech Republic, 2021.- P. 141-146.

5. Bulat T., Filenko T. Svit Mykoly Lysenka. Natsionalna identychnist, muzyka i polityka Ukrainy KhIKh - pochatku KhKh stolittia (The world of Mykola Lysenko. National identity, music and politics of Ukraine in the XIX - early XX centuries),- Niu-York: Ukrainska Vilna Akademiia Nauk u SShA; - Kyiv: Maisternia knyhy, 2009.- 408 p. (in Ukrainian).

ЦЮ ЧЖУАНЮЙ ТЕМА МУЗИКИ В КИТАЙСЬКОМУ Ф1ГУРАТИВНОМУЖИВОПИСУ XX СТОЛ1ТТЯ

European Journal of Arts 4 (2021)

I PREMIER

Section 2. Musical arts

- ISSN 2310-5666 -

6. Bench-Shokalo O. Ukrainskyi khorovyi spiv: Aktualizatsiia zvychaievoi tradytsii. Navch. posib (Ukrainian choral singing: Actualization of customary tradition. Textbook),- K.: Red. zhurn. "Ukr. Svit", 2002.- 440 p. (in Ukrainian).

7. Ivanova Yu. M. Kompozytorska interpretatsiia psalma 138 "Kamo poidu ot lytsa Tvoeho" u tvorchosti Vik. Kalin-nikova, M. Lysenka y Vedenetskoho (The composer's interpretation of the Psalm 138 "Kamo poydu ot litsa tvoyego" in the art ofV. Kalinnikov, M. Lysenko and Vedenetsky). Kultura Ukrainy, 2019.- Vol. 63.- P. 87-98. (in Ukrainian).

8. Yurchenko M. Povernena z nebuttia (Coming back from inexistence). Muzyka,- No. 5 (281). 1992.- P. 14-18. (in Ukrainian).

9. Sveshnikov Vladislav, protoierej. Polet Liturgii. Sozercanija i perezhivanija. (Flight of Liturgy. Observation and reflection),- Moskva: "Nikeja", 2011.- 384 p. (in Russ).

10. Yurchenko M. M. Lysenko ta yoho relihiini tvory. Relihiini tvory dlia mishanoho khoru (Lysenko and his sacred works. Sacred works for mixed choir). [Sheet music].- K., 1993.- P. 3-5. (in Ukrainian).

11. Kostiuk N. Stylova kontseptsiia "Kheruvymskoi" - M. Lysenka: na tli zhanrovo-stylistychnykh tendentsii kintsia XIX st (Stylistic conception of The Cherubim song by M. Lysenko: on the background of genre and stylistic tendencies of late XIX century). Muzychna ukrainistyka.- P. 205-212. Muzychna ukrainistyka: suchasnyi vymir: zbirnyk naukovykh statei.- Vol. 7: Postat Mykoly Lysenka v yevropeiskomu y natsionalnomu istoryko-kulturn-omu konteksti / Red.-upor. O. P. Kushniruk. K.: IMFE im. M. T. Rylskoho, 2012.- P. 205-212. (in Ukrainian).

12. Herasymova-Persydskaia N. A. Partesnyi kontsert v ystoryy muzykalnoi kultury (Part concerto in history of musical culture).- Moskva: Muzyka, 1983.- 288 p. (in Russ).

13. Suprun-Yaremko N. O. Polifoniia: posibnyk dlia stud. vyshchykh navch. muz. Zakladiv (Polyphony: textbook for students of higher musical education establishments).- Vinnytsia: Nova Knyha, 2014.- 512 p. (in Ukrainian).

Information about the author

Yastrub Olena Mykolaivna, Candidate for creative postgraduate studies (doctor of arts) at the Department of In-

terpretology and Music Analysis, lecturer at the Choral Conducting Department, Kharkiv I. P. Kotlyarevsky National

University of Arts

Address: 11/13 ploshhad' Konstitucii, 61003, Kharkiv, Ukraine

E-mail: olenayastrub@gmail.com; Tel: +38 (057) 731-10-95

ORCID:0000-0001-7503-7543

О. М. ЯСТРУБ 1

1 Харпвський нацюнальний утверситет мистецтв iменi I. П.Котляревського

КОМПОЗИТОРСЬКА 1НТЕРПРЕТАЦ1Я ЖАНРУ ХЕРУВИМСЬКО1 П1СН1 У ТВОРЧОСТ1 М. ЛИСЕНКА

Анотаця

Мета: охарактеризувати особливосп композиторсько! штерпретацп жанру Херувимсько! тсш в творчосп М. Лисенка - основоположника укра!нсько! нацюнально! композиторсько! школи.

Методи: концепцiя статп спираеться на взаемодш музикознавства та богослов'я. Методолопчна база досмдження заснована на стильовому, жанровому, структурно-функцюнальному тдходах.

Результати: на основi здшсненого анал!зу композиторсько! штерпретацп «Херувимсько! тсш» М. Лисенка охарактеризовав принципи музично! стилктики, проаналiзовано вербально-текстове першоджерело, виявлено жанрову специфiку.

O. M.ЯСТРУ КОМПОЗИТОРСЬКА 1НТЕРПРЕТАЦ1Я ЖАНРУ ХЕРУВИМСЬКО! П1СН1 У ТВОРЧОСТ1 М. ЛИСЕНКА 130

Section 2. Musical arts - PREMJER European Journal of Arts 4 (2021) - ISSN 2310-5666 -

«Херувимська тсня» М. Лисенка являе собою духовний хоровий твiр для чотириголосного мiшаного хору a cappella, котрий характеризуемся оригшальшстю композиторського переосмислення вершинного пiснеспiву в чиш Божественно! ЛГтургп.

Наукова новизна зв статп вперше на основi представлених методiв дослiджено композиторську штерпретащю канонiчного богослужбового жанру Херувимськог mmi в творчост Миколи Лисенка.

Практичне значення: основш положення та висновки статп можуть бути використанi в науковш та виконавськiй дiяльностi при вивченш особливостей укра'шсько! нацюнально! музично! духовно! традицГ! друго! половини XIX - першо! половини ХХ столГть.

Ключовi слова: Херувимська пГсня, хорова творчГсть М. Лисенка, хорова фактура, духовна музика, Л1тург1я.

1нформац1я про автора

Яструб Олена Микола!вна, здобувач поза аспГрантурою на здобуття наукового ступеня «доктор фГлософГ!»

другого року навчання (кафедра штерпретологп та аналГзу музики), викладач кафедри хорового диригування

Харк1вського нацГонального унГверситету мистецтв Гмеш 1.П. Котляревського

Адреса: 61003, Украша, м. Харк1в, Майдан КонституцГ! 11/13

E-mail: olenayastrub@gmail.com; Тел.: +38 (057) 731-10-95

0RCID:0000-0001-7503-7543

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.