Научная статья на тему 'Бандурное исполнительство как объект научного исследования (конец ХХ - начало ХХI В. )'

Бандурное исполнительство как объект научного исследования (конец ХХ - начало ХХI В. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
475
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНДУРНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / КОБЗАРСКОЕ ИСКУССТВО / ХАРЬКОВСКАЯ БАНДУРНАЯ ШКОЛА / ИСКУССТВО БАНДУРИСТОВ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА / BANDURA PERFORMING / KOBZA ART / KHARKIV BANDURA SCHOOL / BANDURIST SKILLS / ACADEMIC PERFORMANCE PRACTICE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Слюсаренко Татьяна Александровна

Теоретически осмысливаются проблемы бандурного исполнительства как объекта научного исследования, в частности изучение аспектов его функционирования в конце ХХ - начале ХХI в. Рассматриваются вопросы жизненного и творческого пути кобзарей дореволюционного и послереволюционного периода, анализируются тенденции развития искусства бандуристов на современном этапе, их ансамблево-исполнительское творчество в искусствоведческом и психолого-педагогическом аспектах, проблемы формирования исполнительского мастерства, формулируются выводы о вокально-инструментальном синкретизме бандурного исполнительства, деятельности просветительских заведений, генезис становления и развития профессиональных кобзарских школ XVII - первой половины XX в. В основном исследования ученых указанной проблематики носят фрагментарный характер, отсутствует детальный подход к изучению предложенной темы. Свидетельством активного научного интереса теоретиков и практиков бандурного исполнительства к осознанию в широком спектре функционирования данного типа искусства становится ряд диссертационных исследований, которые появились в научном обращении с конца 90-х гг. ХХ в. Бандурное исполнительство в украинской культуре выступает исторически культурным, художественным явлением, которое составляет отечественное духовное наследие в традиционном и современном измерениях. Анализ исследований и публикаций, посвященных изучению аспектов бытия бандурного искусства в разные исторические периоды, удостоверяет активный научный интерес этнографов, фольклористов, культурологов, музыковедов, теоретиков и практиков к вышеназванному явлению в украинской культуре. Конец ХХ - начало XXI в. характеризуется многогранностью, детализацией и разработкой актуальных проблем бандурного исполнительства, обобщая методически теоретический, репертуарный и органологичный аспекты деятельности ведущих бандуристов современности, в том числе музыкантов-педагогов, которые создали собственные школы исполнительско-концертной работы с молодежью разных поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bandura performing as an object of scientific research (the end of the XX th and the beginning of the XXI st century)

This article is devoted to the theoretical understanding of the problems of bandura performing as an object of scientific research, particularly to the study of the aspects of bandura performing at the end of the 20 th and the beginning of the XXI st century. The article deals with the life and creative development of kobzars in pre-revolutionary and post-revolutionary period. The development of bandura art at the present stage, ensemble performing art of a bandurist in psychological and pedagogical aspects, problems of formation of bandura performing skills, attempts to draw conclusions on the vocal and instrumental syncretism of bandura performance, activities of educational institutions, the genesis of the formation and development of professional kobzar schools in the 19 th and first half of the XX th century were analyzed. In general, the researches of scientists on the given scientific issue are fragmentary; there is no detailed approach to the study of the proposed theme, which determines the relevance of this article. The proof of the active scientific interest of the theorists and the practitioners of bandura performing to realization in a wide range the functioning of bandura lies in a number of dissertation researches, which appeared in the scientific reference of the late 90-ies of the XX th century. Bandura performing in the Ukrainian culture is a historically cultural, artistic phenomenon, which is a native spiritual heritage in the traditional and contemporary dimensions. The analysis of researches and publications on aspects of bandura art existence in different historical periods proves the active scientific interest of ethnographers, folklorists, cultural specialists, musicologists, theorists and practitioners of bandura art to the above mentioned phenomenon in the Ukrainian culture. The end of the XX th century. and the beginning of the XXI st century are characterized by complexity, detalization and elaboration of actual problems of bandura performaning, summarizing methodically theoretical, repertoire and organological aspects of the leading masters of bandura performing of modern age, including musicians and educators who have created their own schools of the concert and performing work with young people of different generations.

Текст научной работы на тему «Бандурное исполнительство как объект научного исследования (конец ХХ - начало ХХI В. )»

УДК 787

Т. А. Слюсаренко ассистент кафедры культурологии, Национальный юридический университет Украиныi им. Ярослава Мудрого

Е-mail: [email protected]

БАНДУРНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (КОНЕЦ ХХ - НАЧАЛО ХХ1 В.)

Теоретически осмысливаются проблемы бандурного исполнительства как объекта научного исследования, в частности изучение аспектов его функционирования в конце XX - начале XXI в. Рассматриваются вопросы жизненного и творческого пути кобзарей дореволюционного и послереволюционного периода, анализируются тенденции развития искусства бандуристов на современном этапе, их ансамблево-исполнительское творчество в искусствоведческом и психолого-педагогическом аспектах, проблемы формирования исполнительского мастерства, формулируются выводы о вокально-инструментальном синкретизме бандурного исполнительства, деятельности просветительских заведений, генезис становления и развития профессиональных кобзарских школ XVII - первой половины XX в. В основном исследования ученых указанной проблематики носят фрагментарный характер, отсутствует детальный подход к изучению предложенной темы. Свидетельством активного научного интереса теоретиков и практиков бандурного исполнительства к осознанию в широком спектре функционирования данного типа искусства становится ряд диссертационных исследований, которые появились в научном обращении с конца 90-х гг. XX в.

Бандурное исполнительство в украинской культуре выступает исторически культурным, художественным явлением, которое составляет отечественное духовное наследие в традиционном и современном измерениях. Анализ исследований и публикаций, посвященных изучению аспектов бытия бандурного искусства в разные исторические периоды, удостоверяет активный научный интерес этнографов, фольклористов, культурологов, музыковедов, теоретиков и практиков к вышеназванному явлению в украинской культуре.

Конец XX - начало XXI в. характеризуется многогранностью, детализацией и разработкой актуальных проблем бандурного исполнительства, обобщая методически теоретический, репертуарный и органо-логичный аспекты деятельности ведущих бандуристов современности, в том числе музыкантов-педагогов, которые создали собственные школы исполнительско-концертной работы с молодежью разных поколений.

Ключевые слова: бандурное исполнительство, кобзарское искусство, харьковская бандурная школа, искусство бандуристов, академическая исполнительская практика

Для цитирования: Слюсаренко, Т. А. Бандурное исполнительство как объект научного исследования (конец XX- начало XXI в.) / Т. А. Слюсаренко // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -2015. - № 1 (41). - С. 127-131.

Бандурное исполнительство как объект научного исследования привлекало внимание многих теоретиков, музыковедов, культурологов и практиков бандурного исполнительства. Среди них: И. Хоткевич, А. Омельченко, В. Дутчак, О. Ваврик, Н. Брояко, Н. Морозе-вич, Л. Мандзюк, Н. Супрун, И. Панасюк, В. Мишалов и др. Рассматриваются вопросы жизненного и творческого пути кобзарей до-

революционного и послереволюционного периода, анализируются тенденции развития искусства бандуристов на современном этапе, ансамблево-исполнительское творчество бандуриста в искусствоведческом и психолого-педагогическом аспектах, проблемы формирования исполнительского мастерства бандуриста, попытки формулирования выводов о вокально-инструментальном синкретизме бан-

127

дурного исполнительства и т. д. В основном исследования ученых по указанной проблематике носят фрагментарный характер, отсутствует детальный подход к изучению предложенной темы, которая обусловливает актуальность данной статьи.

Большинство украинских и российских ученых занимались изучением бандурного исполнительства в разные исторические периоды развития народноинструментального искусства Украины. Вторая половина ХХ в. обозначена в научной литературе детальным изучением жизненного и творческого пути кобзарей дореволюционного и послереволюционного периода.

Вопросы эволюции бандуры как инструмента, значение кобзы-бандуры в музыкальном быту украинского народа, развитие искусства бандуристов в советское время, вопросы усовершенствования бандуры были рассмотрены в диссертации А. Омельченко «Развитие кобзарского искусства на Украине» в 1968 г. В этот период бандурное искусство впервые рассматривается исследователями как «специфическое художественное явление», которое является «порождением своеобразных исторических условий» [7].

Свидетельством активного научного интереса теоретиков и практиков бандурного исполнительства к осознанию в широком спектре функционирования бандурного искусства становится ряд диссертационных исследований, которые появились в научном обращении с конца 90-х гг. ХХ в. Среди них работы: К. Черемского, О. Ваврик, Н. Супрун, В. Дутчак, Н. Морозевич, Л. Мандзюк, В. Мишалова, Н. Брояко, И. Панасюка и др.

Так, в диссертации В. Г. Дутчак «Розви-ток професшних засад бандурного мистецтва 1970-1990 роки. Творчють i виконавство» (1996 г.) определены особенности современных стилей игры и репертуара бандуристов народно-аутентичного и академического исполнительства [3].

Проблемы, связанные с формированием исполнительского мастерства в инструментальном исполнительстве, рассматриваются в

диссертации Н. Б. Брояко «Теоретичш аспекти формування виконавсько! техшки бандуриста» (в 1997 г.) [1].

Н. В. Морозевич посвятила свою диссертацию «Бандурне мистецтво як культурне надбання сучасностЬ» (в 2003 г.) исследованию бандурного искусства в постижении смысловых параметров бандурного выражения из позиций философии и поэтики бандурного речевого звучания с определением вокально-инструментального синкретизма бандурного творчества [6]. Также в исследовании отмечена концепция стилистических изменений в исторической эволюции бандурного искусства и исполнительства в нем, предложены типологические дифференциации художественно-образных и формально-структурных наследий бандурного репертуара, отражен вокальный аспект бандурного артистизма как реальный и потенциально присутствующий в инструментальной игре бандуриста, пение определяется исследователем через специальное понятие бандурный вокал [Там же, с. 14].

Л. С. Мандзюк в своем исследовании рассмотрела ансамблево-исполнительское творчество бандуриста в искусствоведческом и психолого-педагогическом аспектах (2007 г.). В работе впервые осуществлен комплексный анализ ансамблевого бандурного исполнительства во всех его разновидностях (моноансамбль, малые формы, капеллы бандуристов, группы, в оркестре украинских народных инструментов). Впервые дана психолого-физиологическая оценка координационных функций-действий бандуриста в вокально-инструментальном моноансамбле; ансамблевое исполнительство научно рассматривается как источник становления и развития творческой личности бандуриста в его профессиональной деятельности исполнителя (солиста, ансамб-листа сольного типа, участника вокально-инструментального и инструментального коллектива), педагога (владеющего вокальной, инструментальной, дирижерской методиками), дирижера (владеющего голосом, инструментом, предметно ознакомленного с основами педагогики и искусством и мышлением

128

дирижера-режиссера) [4]. Наряду с этим проанализировано последующее развитие изучения личного вклада Г. Хоткевича как основателя и организатора ансамблевого исполнительства на бандуре во всех его формах, академической школы игры на бандуре и создания методической базы для этого.

Исследованию творческой деятельности основателя и лидера киевской школы академического бандурного исполнительства была посвящена диссертация И. В. Панасюка «Творча дiяльнiсть С. В. Баштана в контекст станов-лення ктвсько! школи академiчного бандур-ного виконавства» (2008 г.) [8].

Проблема исследования этапов развития харьковской школы игры на бандуре от феномена этнической музыкальной традиции к профессиональной исполнительской школе была изучена в диссертации В. Ю. Мишалова «Культурно-мистецькi аспекти генези i роз-витку виконавства на харювськш бандурi» (2009 г.) [5].

Фундаментальным трудом в исследовании исторического развития кобзарского искусства Украины является и монография О. Ваврик «Кобзарсю школи в Укра1т» (2006 г.) [2], в которой рассмотрены деятельность просветительских заведений, генезис становления и развития профессиональных кобзарских школ XVII - первой половины XX в. На основе архивных, печатных и рукописных материалов ученый исследовал ряд проблем кобзарского образования и исполнительства. В частности, проанализированы предпосылки становления кобзарства от времен Киевской Руси (деятельность музыкальных цехов и др.) с характеристикой основных вех в развитии кобзарского искусства в период казацкого государства (первая половина XVI - XVII в.); освещена деятельность Глуховской школы хорового пения и инструментальной игры; отмечена роль теоретиков и практиков кобзарского искусства в сохранении и развитии его профессиональных принципов, в частности в Харьковском институте (усовершенствование аутентичного инструмента, класс бандуры в Харьковском музыкально-драмати-

ческом институте - центр профессионального бандурного образования, деятельность кобзарских капелл в 1920-1930-х гг., первоисточники кобзарского искусства диаспоры) [Там же].

Исторической разведкой и в то же время практическим материалом для бандуристов и кобзарей современности является работа И. Хоткевича «Бандура та И можливостЬ» (2007 г.), посвященная раскрытию сущности украинского инструмента бандуры, традициям исполнительства на инструменте и перспективам его развития [10]. В частности, в ней рассматривается: анализ особенностей и традиций исполнительства на бандуре (исполнительские средства: тремоло, глушение струн, арпеджио и арпеджиато, мелизмы и др.), описание типов игры или выбор школы игры на бандуре, вопрос стабилизации инструмента и др.; освещена деятельность выдающегося общественного деятеля украинской культуры начала ХХ в., известного бандуриста И. Хоткевича.

В монографии Н. Супрун «Гнат Хотке-вич - музикант» (1997 г.) на архивных и документальных материалах рассмотрены музыкальная деятельность и творчество универсального украинского музыканта И. М. Хотке-вича (1877-1938 гг.) [9].

Изучение бандурного искусства как объекта научного исследования конца ХХ - начала ХХ! в. позволяет сделать следующие выводы. Бандурное исполнительство в украинской культуре выступает исторически культурным, художественным явлением, которое составляет отечественное духовное наследие в традиционном и современном измерениях. Анализ исследований и публикаций, посвященных изучению аспектов бытия бандурного искусства в разные исторические периоды, удостоверяет активный научный интерес этнографов, фольклористов, культурологов, музыковедов, теоретиков и практиков бандурного искусства к вышеназванному явлению в украинской культуре.

Период конца ХХ - начала XXI в. характеризуется многогранностью, детализацией и разработкой актуальных проблем

129

бандурного исполнительства, обобщением методического, теоретического, репертуарного и органологичного аспектов деятельности ведущих мастеров бандурного исполни-

тельства современности, в том числе музыкантов-педагогов, которые создали собственные школы исполнительско-концертной работы с молодежью разных поколений.

1. Брояко, Н. Б. Теоретичш аспекти формування виконавсько! техшки бандуриста: автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства: спец. 17.00.03 - музичне мистецтво / Н. Б. Брояко; Нацюнальна музична академiя Укра1ни iM. П. I. Чайковського. - Москва, 1997. - 20 с.

2. Ваврик, О. Кобзарсьш школи в Украш / О. Ваврик. - Тернотль: Збруч, 2006. - 221 с.

3. Дутчак, В. Г. Розвиток профеайних засад бандурного мистецтва 1970-1990 рошв. Творчiсть i виконавство: автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.03 - музичне мистецтво / В. Г. Дутчак. - Кшв, 1996. - 25 с.

4. Мандзюк, Л. С. Ансамблево-виконавська творчють бандуриста: мистецтвознавчий та психолого-педагопчний аспекти: автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства: спец. 17.00.03 - музичне мистецтво / Л. С. Мандзюк; Харшвський державний ушверситет мистецтв iм. I. П. Котляревського. - Харшв, 2007. - С. 16.

5. Мшалов, В. Ю. Культурно-мистецьш аспекти генези i розвитку виконавства на харшвськш бандурi: автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства: спец. 26.00.01 - теорiя та iсторiя культури / В. Ю. Мшалов. -Харкiв: ХДАК, 2008. - 20 с.

6. Морозевич, Н. В. Бандурне мистецтво як культурне надбання сьогодення: автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства: спец. 17.00.03 / Н. В. Морозевич; Одеська державна музична академiя iм. А. В. Неждано-во1. - Одеса, 2003. - С. 14.

7. Омельченко, А. Развитие кобзарского искусства на Украине / А. Омельченко. - Киев, 1968. - 25 с.

8. Панасюк, И. В. Творча дiяльнiсть С. В. Баштана в контексл становлення кшвсько! школи академiчного бандурного виконавства: автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства: спец. 17.00.03 - музичне мистецтво / И. В. Панасюк; Нацюнальна музична академiя Украши iм. П. I. Чайковського. - Ки1в, 2008. - 16 с.

9. Супрун, Н. О. Гнат Хоткевич - музикант / Н. О. Супрун. - Рiвне: Люта, 1997. - 320 с.

10. Хоткевич, И. Бандура та 11 можливосп / И. Хоткевич; передмова В. Мшалова. - Харшв: Глас-Майдан, 2007. - 92 с. (Серiя «Музична спадщина Гната Хоткевича». Вип. 1).

Получено 30.09.2014

T. Sliusarenko assistant lecturer at Culturology Department, Yaroslav Mudryi National Law University Е-mail: [email protected] BANDURA PERFORMING AS AN OBJECT OF SCIENTIFIC RESEARCH (THE END OF THE XXth AND THE BEGINNING OF THE XXIst CENTURY) Abstract. This article is devoted to the theoretical understanding of the problems of bandura performing as an object of scientific research, particularly to the study of the aspects of bandura performing at the end of the 20h and the beginning of the XXIst century. The article deals with the life and creative development of kobzars in pre-revolutionary and post-revolutionary period. The development of bandura art at the present stage, ensemble performing art of a bandurist in psychological and pedagogical aspects, problems offormation of bandura performing skills, attempts to draw conclusions on the vocal and instrumental syncretism of bandura performance, activities of educational institutions, the genesis of the formation and development of professional kobzar schools in the 19th and first half of the XXth century were analyzed. In general, the researches of scientists on the given scientific issue are fragmentary; there is no detailed approach to the study of the proposed theme, which determines the relevance of this article. The proof of the active scientific interest of the theorists and the practitioners of bandura performing to realization in a wide range the functioning of bandura lies in a number of dissertation researches, which appeared in the scientific reference of the late 90-s of the XX century.

130

Bandura performing in the Ukrainian culture is a historically cultural, artistic phenomenon, which is a native spiritual heritage in the traditional and contemporary dimensions. The analysis of researches and publications on aspects of bandura art existence in different historical periods proves the active scientific interest of ethnographers, folklorists, cultural specialists, musicologists, theorists and practitioners of bandura art to the above mentioned phenomenon in the Ukrainian culture.

The end of the XXth century and the beginning of the XXIs century are characterized by complexity, detali-zation and elaboration of actual problems of bandura performaning, summarizing methodically theoretical, repertoire and organological aspects of the leading masters of bandura performing of modern age, including musicians and educators who have created their own schools of the concert and performing work with young people of different generations.

Keywords: bandura performing, kobza art, Kharkov bandura school, bandurist skills, academic performance practice

For citing: Sliusarenko, T. Bandura performing as an object of scientific research (the end of the XXth and the beginning of the XXIst century) / T. Sliusarenko // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv [Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts]. - 2015. - № 1 (41). - P. 127-131.

References

1. Broyako, N. B. Teoretychni aspekty formuvannia vykonavskoi tekhniky bandurysta [Theoretical aspects of formation of performing technique of a bandurist] / N. B. Broyako; National Musical Academy of Ukraine named after P. Chaikovskyi. - Moscow, 1997. - 20 p.

2. Vavryk, O. Kobzaski shkoly v Ukraini [Kobzar schools in Ukraine] / O. Vavryk. - Ternopil: Zbruch, 2006. - 221 p.

3. Dutchak, V. G. Rozvytok profesiinykh zasad bandurnoho mystetstva 1970-1990 rokiv. Tvorchist i vykonavstvo [The development of professional basis of bandura art in 1970-1990 years. The art and performance] / V. G. Dutchak. - Kiev, 1996. - 25 p.

4. Mandziuk, L. S. Ansamblevo-vykonavska tvorchist bandurysta: mystetstvoznavchyi ta psykholoho-pedahohichnyi aspekty [Ensemble and performing art of bandurist: art and psychological aspects] / L. S. Mandziuk; Kharkiv National University of Arts named after I. Kotliarevskyi. - Kharkov, 2007. - P. 16.

5. Mishalov, V. Yu. Kulturno-mystetski aspekty genezy i rozvytku vykonavstva na kharkivskii banduri [Cultural and art aspects of genesis and development of performing on Kharkiv bandura] / V. Yu. Mishalov. - Kharkov: Kharkov State Academy of culture, 2008. - 20 p.

6. Morozevych, N. V. Bandurne mystetstvo yak kulturne nadbannia sohodennia [Bandura art as cultural acquisition of modern age] / N. V. Morozevych; Odessa State Musical Academy named after A. V. Nezhdanova. -Odessa, 2003. - P. 14.

7. Panasiuk, I. V. Tvorcha diialnist S. V. Bashtana v konteksti stanovlennia kyivskoi shkoly akademichnoho bandurnoho vykonavstva [Creative activity of S. V. Bashtan in the context of formation of Kyiv school of academic bandura performing] / I. V. Panasiuk; National Musical Academy of Ukraine an after P. Chaikovskyi. - Kiev, 2008. - 16 p.

8. Omelchenko, A. Razvitie kobzarskogo iskusstva na Ukraine [The development of kobza art in Ukraine] / A. Omelchenko. - Kiev, 1968. - 25 p.

9. Suprun, N. O. Gnat Khotkevych - muzykant [Gnat Khotkevych as a musician] / N. O. Suprun. - Rivne: Lista, 1997. - 320 p.

10. Khotkevych, I. Bandura ta ii mozhlyvosti [Bandura and its abilities] / I. Khotkevych; foreword by V. Mishalov. -Kharkiv: Glas-Maydan, 2007. - 92 p. (Series "Musical heritage of Gnat Khotkevych". Vol. 1).

Received 30.09.2014

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.