Научная статья на тему 'ЖАНР ОБРАБОТКИ НАРОДНОЙ ПЕСНИ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПРОБЛЕМАТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ЖАНР ОБРАБОТКИ НАРОДНОЙ ПЕСНИ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПРОБЛЕМАТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1277
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
ОБРАБОТКА НАРОДНОЙ ПЕСНИ / ЖАНР / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / ИНТОНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжан Лин

В статье раскрываются проблематика и перспективы изучения жанра обработки народной песни в современной музыкальной науке. В качестве жанровых показателей обработки народной песни выявлены исполнительская и интерпретационная специфика, обусловленная взаимодействием традиционной и академической музыки, а также проявление действия национальных традиций на разных уровнях музыкального произведения данного жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE OF FOLK SONG PROCESSING AS AN OBJECT OF RESEARCH: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article reveals the problems and prospects of studying the genre of folk song processing in modern musical science. As genre indicators of folk song processing, the author reveals the performance and interpretation specificity, due to the interaction of traditional and academic music, as well as the manifestation of the action of national traditions at different levels of the musical work of this genre.

Текст научной работы на тему «ЖАНР ОБРАБОТКИ НАРОДНОЙ ПЕСНИ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПРОБЛЕМАТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ»

https://doi.org/10.29013/EJA-20-3-188-192

Zhang Ling,

Postgraduate, of Kharkiv National Kotlyarevsky University of Arts

E-mail: itsurkanenko@ukr.net

GENRE OF FOLK SONG PROCESSING AS AN OBJECT OF RESEARCH: PROBLEMS AND PROSPECTS

Abstract. The article reveals the problems and prospects of studying the genre of folk song processing in modern musical science. As genre indicators of folk song processing, the author reveals the performance and interpretation specificity, due to the interaction of traditional and academic music, as well as the manifestation of the action of national traditions at different levels of the musical work of this genre.

Keywords: folk song processing, genre, performing interpretation, national traditions, intonation.

Чжан Лин,

аспирант кафедры интерпретологии и анализа музыки Харьковского национального университета искусств

имени И. П. Котляревского, E-mail: itsurkanenko@ukr.net

ЖАНР ОБРАБОТКИ НАРОДНОЙ ПЕСНИ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПРОБЛЕМАТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье раскрываются проблематика и перспективы изучения жанра обработки народной песни в современной музыкальной науке. В качестве жанровых показателей обработки народной песни выявлены исполнительская и интерпретационная специфика, обусловленная взаимодействием традиционной и академической музыки, а также проявление действия национальных традиций на разных уровнях музыкального произведения данного жанра.

Ключевые слова: обработка народной песни, жанр, исполнительская интерпретация, национальные традиции, интонирование.

Постановка проблемы. В современных куль- полнительского творчества до слушательского

турных условиях полистилистики и полижанро- восприятия. Среди музыкальных жанров, неиз-

вости, где профессиональное музыкальное ис- менно пользующихся популярностью среди ши-

кусство ощущает серьёзную «конкуренцию» со роких кругов публики, отдельное место занимает

стороны популярной эстрадной музыки во всём обработка народной песни, несущая в себе ком-

её разнообразии, джаза, новых стилевых явлений, плекс закономерностей, чьи истоки содержатся

рождающихся на стыке различных музыкальных как в традиционной национальной культуре, так

течений, остро стоят вопросы актуализации ака- и в традициях академического музыкального ис-

демической музыки - от композиторского и ис- кусства.

Поскольку в музыкальной науке до сих пор этот жанр не имеет своего целостного системного описания, при этом получая конкретные характеристики в условиях индивидуального композиторского либо исполнительского творчества, перспектива его комплексного изучения выглядит определённо богатой. Учитывая то, что современное музыковедение вовлекает в свою сферу исполнительство как жанрово-стилевую, образно-художественную, национально-культурную призмы, исследование жанра обработки народной песни представляется многогранным и результативным как по постановке проблематики, так и по ожидаемым данным.

Актуальность темы данного исследования обусловлена как запросами современной музыкальной науки; так и потребностями исполнительской практики, в которой жанр обработки народной песни прочно занял своё место, объединив в себе качества традиционной, академической и в какой-то мере популярной музыки.

Цель статьи - предложить системный взгляд на обработку народной песни, которая в своей жанровой основе содержит качества традиционной и академической музыкальной культуры, что определяет художественный потенциал данного жанра как в аспекте композиторского, так и в аспекте исполнительского творчества. Такой подход открывает новые перспективы для изучения жанра обработки народной песни и в сфере теоретического, и в сфере исполнительского музыкознания с соответствующими выходами на исполнительскую практику.

Новейшие исследования по теме. Народной музыке и народной песне как одному из главных её репрезентантов, посвящено довольно много исследований - как в историческом, так и теоретическом русле. Напомним о классических научных трудах И. Земцовского [3] и Г. Головинского [2], об учебных пособиях по истории музыки и так далее.

Среди научных источников, связанных с обработкой народной песни, нам не удалось обна-

ружить комплексного исследования, где данный жанр получил бы свою целостную характеристику. При этом научных изысканий в этом направлении довольно много, но, как правило, в них объектом становится обработка народной песни в творчестве конкретного композитора или в сфере музицирования - бандурное исполнительство, деятельность определённых коллективов. Так, показательными являются научные труды украинских учёных Л. Ластовецкой о жанре обработки народной песни в хоровом творчестве Николая Ластовецкого, Л. Дуды о специфике жанра обработки народной песни в современном бандурном репертуаре, Е. Дубинченко и Л. Гнатюк о хоровых обработках народных песен в творчестве Анны Гаврилец, М. Березуцкой об обработках украинских народных песен в репертуаре ансамбля бандуристов, А. Яковчука о хоровых обработках украинских народных песен, И. Зинкив о жанре обработки народной песни в творчестве Николая Колессы, В. Сивохипа о народной песне в хоровом творчестве Зиновия Лыська - этот список можно продолжать. Подобная ситуация складывается и в музыковедении других европейских стран. Автор данной статьи интересовался этим вопросом и в отношении китайского музыкального искусства, но исследований о жанре обработки народной песни в китайской академической музыке пока нет, видимо, в силу её относительной молодости (как известно, китайская академическая музыка стала развиваться примерно с середины ХХ века), хотя образцов для такого исследования - китайских народных песен в композиторской обработке - достаточно. Таким образом, существует серьёзная перспектива изучения обработки народной песни в жанровом аспекте как таковом.

Методы исследования. Для того, чтобы охарактеризовать жанр обработки народной песни в аспекте его природы, в данной статье избраны жанровый и интерпретационный методы исследования. Первый связан с выявлением жанровых

характеристик обработки народной песни, второй помогает систематизировать те качества данного жанра, которые связаны с его интерпретационной спецификой.

Изложение основного материала. Исследования последних лет свидетельствуют о смене фокуса внимания в области народной музыки, где историческая призма меняется на социокультурную, психологическую, исполнительско-интерпре-тационную. Можно встретить научные работы, посвящённые подготовке исполнителя традиционной народной музыки [1], формам бытования фольклора в современной культурной среде [5], национальной характерности как семантической особенности исполнительской интерпретации [7], проблемам адаптации исполнителя к инонациональным исполнительским традициям [8]. В первую очередь это касается народной песни, несущей в себе полнокровную национальную традицию - музыкально-интонационную, вербальную, образную, художественную. Таким образом, в современной музыкальной науке намечены новые пути изучения музыки народной традиции, её бытования в нынешних условиях и особенности взаимодействия с академическим музыкальным искусством как в аспекте композиторского, так и в аспекте исполнительского творчества.

Народная песня по праву является главным репрезентантом национальной музыкальной традиции практически во всех музыкальных культурах мира. С одной стороны, в её словесных текстах запечатлены характерные для культуры традиционные ценности, представления о мире, этика и мораль, эстетические взгляды, отображённые в художественных образах. С другой стороны, в её музыке зафиксированы интонации (в том числе и речевые), которые являются своеобразным интонационным словарём данной культуры и её языка, эмоционально окрашенным и несущим исторически «откалиброванные» смыслы. Даже небольшая по своим масштабам народная песня представляет собой ту малую часть наци-

ональной картины мира, которая несёт в себе «художественную ДНК» данной культуры, зашифрованную в звуках.

Народная песня, представляя собой образно-интонационную квинтэссенцию национальной музыкальной культуры, всегда пользовалась огромным вниманием композиторов, которые собирали и записывали образцы народных песен, издавая соответствующие сборники, и эти народные песни часто становились объектами заимствования в композиторском творчестве. Формы таких заимствований разные, но обработка народной песни - наиболее целостный музыкально-художественный объект.

Обобщая те характеристики обработки народной песни, которые являются объективными, отметим следующее. Обработка народной песни в силу своего происхождения содержит в себе две музыкальных «генома» - народный и академический, и эти «геномы» особым образом взаимодействуют между собой, определяя характеристику жанра обработки народной песни вне зависимости от контекста её создания - стилевого (авторского, исторического), культурно-национального, социологического.

Среди жанровых показателей обработки народной песни выделим следующие:

1) исполнительско-интерпретационную природу (как синтез данных качеств из обоих источников - народного и профессионального);

2) национально-характерное интонирование в композиторском тексте и в исполнительском прочтении обработки.

Остановимся кратко на каждом из этих жанровых показателей.

Взаимодействие в народной песне, как и в любом жанре вокальной музыки, музыки и слова, музыкального и внемузыкального факторов, позволяет говорить об интерпретационности как жанровой составляющей. Итог работы с заимствованным музыкальным материалом также является «продуктом» интерпретации и музы-

коведами-интерпретологами классифицируется определяется по-разному. Так, ведущий в этой области киевский учёный В. Москаленко называет результат подобной работы вторым видом композиторской интерпретации [4], а представительница младшего поколения харьковской интерпретологической школы А. Хуторская - художественным переводом [6].

Учитывая то, что народная песня несёт в себе важные жанровые особенности народной музыкальной традиции, в частности, устную природу бытования и присущую в связи с этим исполнительскую множественность, мы можем говорить о нескольких уровнях интерпретационности в структуре жанра обработки народной песни. Так, здесь в единстве выступают интерпретационность, идущая от народной традиции (направленная, как правило, на создание регионального варианта песни), и интерпретационность, свойственная академической музыке - как композиторская, так и исполнительская, где одной из важных задач является создание авторской композиторской и исполнительской версии (термин В. Москаленко).

Что касается национально-характерного интонирования, которое несёт в себе сам музыкальный текст народной песни, то он отвечает музыкальным традициям конкретной национальной культуры и служит их знаком, узнаваемым и определяющим более широкий культурно-художественный контекст. Композиторская обработка на некоторых исторических этапах с целью введения народных песен в обиход профессионального музыкального искусства с помощью гармонизации, коррекции мелодических интонаций и метроритмической основы могла искажать первоначальный облик народной песни, но национальный интонационный стержень практически всегда оставался узнаваем слухом. В ХХ веке, когда подход к фольклорным музыкальным первоисточникам был переосмыслен в сторону более бережного отношения к аутентичному варианту, интонационная харак-

терность обработки народной песни как знака национальной культуры невероятно усилилась и была функционально переосмыслена, меняя отношение к данному жанру в исполнительском аспекте и аспекте восприятия. Таким образом, перед композитором - автором обработки народной песни и вокалистом - исполнителем обработки народной песни встали новые задачи отражения той самой интонационной характерности - показателя определённой национальной культуры, отображённой в языковых фонетических особенностях словесного текста, в характере народного интонирования и голосовой техники и так далее.

Эти два основных жанровых показателя обработки народной песни могут служить той аналитической матрицей, с помощью которой возможно характеризовать соответствующие музыкальные произведения в жанровом аспекте как в области истории и теории музыки, так и в области исполнительского музыковедения.

Выводы. Обработка народной песни - один из традиционных жанров академической вокальной музыки, который родился во взаимодействии народной музыкальной традиции и профессионального музыкального искусства. Несмотря на высокую композиторскую, исполнительскую и слушательскую популярность данного жанра, его музыковедческое исследование направлено больше на статистические, индивидуально-стилевые, методические аспекты. Жанровая призма, с помощью которой выявляются системообразующие закономерности обработки народной песни, демонстрирует широкие научные перспективы в отношении данного жанра а историческом, теоретическом, исполнительском измерении.

Среди жанровых показателей обработки народной песни ярко проявляются исполнитель-ско-интерпретационная природа и национально-характерное интонирование. Анализ данных качеств, в том числе в индивидуально решённом композитором и исполнителем взаимодействии,

способствует раскрытию выразительных возмож- ства в целом, что на сегодняшний день приобре-

ностей и данного жанра, и музыкального искус- тает особую актуальность.

Список литературы:

1. Гапон Л. До проблеми виховання сшвака у вторинному фольклорному ансамбль Вкник Л^вського ушверситету. Сер1я: Ф1лолог1я,- 43, 2010.- С. 294-301.

2. Головинский Г. Л. Композитор и фольклор. Из опыта мастеров Х1Х-ХХ веков. Очерки.- Москва: Музыка, 1981.- 280 с.

3. Земцовский И. И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды о русской советской музыке.-Москва: Советский композитор, 1978.- 172 с.

4. Москаленко В. Г. Лекции по музыкальной интерпретации.- Киев: Клякса, 2013.- 271 с.

5. Осадча В. М. Форми побутування фольклору в сучасному культурному середовищ1. М1жнародна науково-практична конференщя «Процес сощал1зацн у контекста традицшно!' народно!' культу-ри».- Харк1в: Рег1он-1нформ, 2000.- С. 38-41.

6. Хуторська А. Й. Композиторська штерпретащя поетичного тексту як художнш переклад (на приклад1 камерно-вокально!' музики. (Автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства).- Харк1в: ХНУМ 1м. I. П. Котляревського, 2009. 17 с.

7. Чайка О. В. Нацюнальна характерн1сть як семантична властивють виконавсько! штерпретацн. (Автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства).- Одеса: Одеська державна музична академ1я 1м. А. В. Нежданово!', 2007.- 20 с.

8. Чжоу Чживей. Пор1вняльна 1нтерпретолог1я: шляхи адаптацн сп1вака до 1ншонац1ональних вико-навських традицiй (Автореф. ... дис. канд. мистецтвознавства).- Харюв: Харкiвський нацюнальний ун1верситет мистецтв 1мен1 I. П. Котляревського, 2012.- 16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.