Научная статья на тему 'ЦИКЛ "ДЕТСКИЕ ПЕСНИ" МИХАИЛА ПЛЕТНЕВА: АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ'

ЦИКЛ "ДЕТСКИЕ ПЕСНИ" МИХАИЛА ПЛЕТНЕВА: АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
139
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. ПЛЕТНЕВ / СТИЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА / КОМПОЗИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М. ПЛЕТНЕВА / ЦИКЛ "ДЕТКИЕ ПЕСНИ" М. ПЛЕТНЕВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ковтонюк Валерия Леонидовна

Цель: выявление базовых параметров стиля музыкального творчества М. Плетнева. Методы: базу исследования составляет комплексный подход, в основе которого лежат исторический, жанрово-стилевой, сравнительно-интерпретационный, интонационно-драматургический методы. Результаты: Установкой исследования было избрано утверждение о том, что целостное понимание стиля музыкального творчества М. Плетнева невозможно без изучения взаимодействия и взаимопроникновения основных видов его деятельности - пианистической и дирижерской ипостасей музыканта, и их влияния на становление его композиторского стиля. В процессе работы показано, что специфика музыкального мышления М. Плетнева во многом объясняется универсализмом его личности. Новизна: на примере цикла «Детские песни» впервые рассмотрены базовые параметры стиля музыкального творчества М. Плетнева. Определены семантические и композиционные параметры замысла цикла «Детские песни»: графическая ясность фактуры и стройность архитектоники, звукоизобразительность письма, интимность, ироничность, тонкое понимание технологических и темброво-колористических возможностей различных инструментов и оркестровых групп в целом. Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в педагогической практике, в частности, в курсах анализа музыкальных произведений, теории и истории исполнительского искусства, а также в непосредственной композиторской и исполнительской практике при решении проблем художественной интерпретации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CYCLE “CHILDREN’S SONGS” BY MICHAIL PLETNEV: ANALYTICAL STUDIES

Purpose: to identify the basic parameters of the style of musical creativity M. Pletnev. Methods: the basis of the study is an integrated approach, which is based on historical, genre-style, comparative interpretation, intonation-dramatic methods. Results: The setting of the study was the statement that a holistic understanding of the style of M. Pletnev’s musical creativity is impossible without studying the interaction and interpenetration of the main types of his activities - the pianistic and conducting hypostases of the musician, and their influence on the formation of his compositional style. In the course of the work it was shown that the specificity of M. Pletnev’s musical thinking is largely explained by the universalism of his personality. Scientific novelty: on the example of the cycle “Children’s songs” the basic parameters of the style of M. Pletnev’s musical creativity are considered for the first time. The semantic and compositional parameters of the concept of the cycle “Children’s Songs” are determined: graphic clarity of texture and harmony of architectonics, sound quality of writing, intimacy, irony, a subtle understanding of the technological and timbre-coloristic possibilities of various instruments and orchestral groups in general. Practical significance: research materials can be used in pedagogical practice, in particular, in courses on the analysis of musical works, theory and history of performing art, as well as in direct composer and performing practice in solving problems of artistic interpretation.

Текст научной работы на тему «ЦИКЛ "ДЕТСКИЕ ПЕСНИ" МИХАИЛА ПЛЕТНЕВА: АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ»

Studyofart ' PREMIER Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 7-8 (2020)

' Publishing

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

Study of art Искусствоведение

УДК 78.071.1(470)(092):784.6 DOI: 10.29013/AJH-20-7.8-3-9

В. Л. КОВТОНЮК

1 Харьковский национальный университет искусств имени И. П. Котляревского

ЦИКЛ «ДЕТСКИЕ ПЕСНИ» МИХАИЛА ПЛЕТНЕВА: АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ

Аннотация

Цель: выявление базовых параметров стиля музыкального творчества М. Плетнева.

Методы: базу исследования составляет комплексный подход, в основе которого лежат исторический, жанрово-стилевой, сравнительно-интерпретационный, интонационно-драматургический методы.

Результаты: Установкой исследования было избрано утверждение о том, что целостное понимание стиля музыкального творчества М. Плетнева невозможно без изучения взаимодействия и взаимопроникновения основных видов его деятельности - пианистической и дирижерской ипостасей музыканта, и их влияния на становление его композиторского стиля. В процессе работы показано, что специфика музыкального мышления М. Плетнева во многом объясняется универсализмом его личности.

Новизна: на примере цикла «Детские песни» впервые рассмотрены базовые параметры стиля музыкального творчества М. Плетнева. Определены семантические и композиционные параметры замысла цикла «Детские песни»: графическая ясность фактуры и стройность архитектоники, звукоизобразительность письма, интимность, ироничность, тонкое понимание технологических и темброво-колористических возможностей различных инструментов и оркестровых групп в целом.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в педагогической практике, в частности, в курсах анализа музыкальных произведений, теории и истории исполнительского искусства, а также в непосредственной композиторской и исполнительской практике при решении проблем художественной интерпретации.

Ключевые слова: М. Плетнев, стиль музыкального творчества, композиторская деятельность М. Плетнева, цикл «Деткие песни» М. Плетнева.

Как цитировать статью: Ковтонюк В. Л. Цикл «Детские Песни» Михаила Плетнева: Аналитические Этюды // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, 2020. - No. 7-8. - P. 3-9. DOI: https://doi.org/10.29013/ AJH-20-7.8-3-9

Введение

Постижение музыкального искусства невозможно без детального изучения личности творца как созидательной силы, продуцирующей появление написан-

ного произведения или его исполнительской версии. Именно поэтому современное музыковедение, опираясь на концепции смежных отраслей гуманитаристики (философии, психологии, культурологии и пр.), среди

основных факторов, обуславливающих целостное восприятие творческой деятельности музыканта, называет понятие индивидуального стиля, как квинтэссенции мироощущения личности и одного из основополагающих параметров её изучения. Так, В. Москаленко понимает стиль музыкального творчества, как «специфику мироощущения и музыкального мышления творческой личности, которая реализуется системой музыкально-речевых ресурсов сочинения, интерпретирования и исполнения музыкального произведения» [3], а И. Сухленко указывает, что «основой индивидуального стиля является личность и система музыкально-речевых ресурсов складывается, прежде всего, под влиянием личностных качеств исполнителя. Эти качества определяют исполнительский тип музыканта и формируют его звукотворческую волю» [7, с. 51]. В целом же, необходимо отметить, что проблеме стиля посвящены многие современные украинские исследования и, хотя многие вопросы, казалось бы, уже достаточно хорошо изучены, они, тем не менее, остаются актуальными и будут оставаться таковыми, пока мы можем говорить об искусстве как о творческой деятельности личности.

В этом плане особый интерес, на наш взгляд, представляет стиль музыкального творчества М. Плетнева, феномен которого во многом объясняется универсализмом личности, а именно сочетанием пианистической, дирижерской и композиторской творческой деятельности. Равнозначимые для постижения специфики художественного мышления М. Плетнева, в творчестве музыканта они представлены различно как в хронологическом, так и в количественном смысле. Однако целостное понимание стиля музыкального творчества М. Плетнева невозможно без изучения взаимодействия пианистической и дирижерской ипостасей музыканта, а также их влияния на становление его композиторского стиля.

Результаты исследования. Известно, что М. Плетнев, начавший свою карьеру как солирующий пианист, достаточно скоро заявил о себе как талантливый транскриптор, а спустя какое-то время - как дирижер и создатель оркестра. К композиторскому же творчеству, которое сегодня является важной составляющей стиля музыкального творчества маэстро, он пришел поздно, в отличие от известных пианистов-композиторов - С. Рахманинова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича - рано проявивших способность к сочинению. М. Плетнев начинает сочинять в зрелом возрасте, уже достигнув мастерства не только как пианист, но и как

дирижер, осознавший все тонкости оркестрового мышления. При этом, отвечая на вопрос журналистов, кем же в конечном итоге считает себя он сам, музыкант говорит: «Это одна профессия, все грани которой мне в равной степени доставляют удовольствие» [2].

В активе композитора М. Плетнева на сегодняшний момент достаточно большой корпус работ, особенно, если учитывать тот факт, что он также концертирующий пианист, дирижер, руководитель такого крупного коллектива, как Российский национальный оркестр. М. Плетнев неоднократно признавался, что любовь к композиции проявилась в нем в юном возрасте и продолжает присутствовать в его творческой жизни [4; 5; 6]. Время от времени, музыкант добавляет в программы своих фестивалей и гастрольных туров авторские произведения, что усиливает и без того не малый ажиотаж вокруг этих событий.

Известно, что первыми успешными проявлениями композиторского таланта М. Плетнева стали фортепианные обработки. В частности, переложение музыки из балета «Щелкунчик», которое автор включил в свою триумфальную программу конкурса имени П. Чайковского в 1978 году, стало одним из самых часто исполняемых произведений автора. Жанр обработки, известный М. Плетневу еще со студенческого класса профессора Я. Флиера, стал для музыканта настолько близким, что даже приобрел статус своеобразной «визитной карточки». Поэтому для многих представление о композиторском творчестве М. Плетнева по-прежнему ограничивается именно его фортепианными переложениями музыки из балетов П. Чайковского «Щелкунчик» и «Спящая красавица», а также «Анны Карениной» Р. Щедрина. Эти опусы, а также фрагменты из них настолько пришлись по вкусу пианистам, что исполнители стали их включать как в концертные, так и в учебные программы. Отличительными чертами этой музыки, которые и делают ее столь популярной, являются:

- подчеркнутая виртуозность в сочетании с яркой образностью;

- использование широчайшего арсенала исполнительских приемов;

- эффект оркестровой звучности, реализованный средствами пианистически удобной фортепианной фактуры, создание которой подвластно, пожалуй, только транскриптору-пианисту.

Именно эта особенность - уникальная способность слышать фортепианную фактуру оркестрово - опреде-

лила феноменальный успех плетневских транскрипций и стала отправной точкой его композиторских притязаний. Последующий же опыт работы с симфоническим оркестром, тонкое понимание технологических и тем-брово-колористических возможностей различных инструментов и оркестровых групп в целом, определяют семантические и композиционные параметры замысла М. Плетнева-композитора сегодня.

Анализируя жанрово-стилевую палитру композиторского наследия М. Плетнева можно сделать вывод, что, начав свое творчество с изучения оркестровых опусов других композиторов и перевода партитуры из многомерного оркестрового звучания в монотембровое фортепианное, музыкант со временем, как и в исполнительстве, практически полностью погружается в стихию симфонического искусства. Обладая таким колоссальным ресурсом, как собственный оркестр, выступающий художественным «плацдармом» творческих поисков, М. Плетнев, без сомнения, пишет музыку именно для РНО. Так, например, имея в активе оркестра сильную контрабасовую группу, композитор создает знаменитое Adagio для пяти контрабасов, а первыми исполнителями Фортепианного квинтета, помимо самого автора стали концертмейстеры групп плетневского оркестра.

Интересно, что в композиторской деятельности М. Плетнев не ограничивается музыкой с участием фортепиано как самого очевидного в данном случае инструмента, но работает с инструментальными составами, не столь часто используемыми в концертном исполнительстве. Среди наиболее популярных в творчестве М. Плетнева, помимо фортепианных транскрипций, стоит отметить концертные жанры для различных составов (Концерт для альта с оркестром, Соната для виолончели и фортепиано, Фантазия для скрипки с оркестром на казахские темы, Адажио для 5 контрабасов, Каприччио для фортепиано с оркестром, Татарская рапсодия для баяна с оркестром) и свободные оркестровые фантазии (Швейцарская фантазия (Fantasia Helvetica) для двух фортепиано с оркестром, Триптих для малого состава симфонического оркестра).

Обращает на себя внимание устойчивый интерес М. Плетнева к использованию народных интонационных оборотов, апеллирующих к традициям иноязычных культур: казахской, татарской, швейцарской... Отметим, что этот выбор, помимо колоссального расширения мелодического и драматургического

потенциала музыкальных произведений, выступает носителем и особого смыслового подтекста, поскольку связан с авторскими посвящениями произведений знаковым местами его жизни: Казань - город детства, Швейцария - место достижения зрелости и расцвета творческих сил. Активно экспериментируя в поисках новых граней звучания, М. Плетнев-композитор, как в фортепианном и дирижерском творчестве, сознательно развивает романтические традиции музыкального искусства. Вместе с тем, специфика художественного мышления М. Плетнева отличается простотой выразительных приемов и ясностью организации фактуры, минимальным использованием нарочито-эффектной виртуозности, некоторой ироничностью.

Все вышеперечисленные характерные особенности присутствуют и в вокально-хоровом цикле «Детские песни» на стихи Р. Сефа - жанре, казалось бы, довольно неожиданном для композитора-пианиста. Однако это сочинение является значимым для М. Плетнева, подтверждением чему является тот факт, что оно было выбрано для исполнения в концерте, посвященном 50-летнему юбилею музыканта. Словно оглядываясь назад, переосмысливая собственные художественные установки, М. Плетнев создаёт произведение, стиль которого является тонким сплавом базовых для творчества музыканта констант: сочетанием задушевности, интимности и знаменитой иронии, присущей романтической традиции, с графической ясностью фактуры и стройностью архитектоники, свойственными классицизму.

В контексте своей жанровой принадлежности цикл «Детские песни» М. Плетнева обнаруживает интересные художественные «повороты», которые могут быть определены в трех плоскостях. Прежде всего, это сочинение - пример переосмысления романтического вокального цикла, истоки традиции которого лежат в творчестве композиторов первой половины XIX столетия. Так, образцы вокального цикла, параметры которого во многом совпадают с принципами наиболее характерным для стиля творчества М. Плетнева - интимность, простота, многоплановость событийного ряда - находим в творчестве Ф. Шуберта. Как своеобразный отголосок шубертов-ской традиции воспринимаются следующие композиторские решения М. Плетнева:

- как тематическая вокальная линия, так и партия оркестрового сопровождения музыкальных номеров циклической композиции достаточно просты;

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 7 - 8 (2020)

Study of art

ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online)

- эмоциональные переживания лирического героя, закодированные в поэтическом тексте, лишь незначительно акцентируются в музыке.

В целом, речь идет скорее о камерном типе музицирования, предназначенного лишь для узкого круга людей и не предусматривающего излишней экспансивности высказывания.

Вместе с тем, цикл «Детские песни» может служить и наглядным примером воплощения советской традиции песенного творчества, характерной чертой которой была особая приподнятость тона высказывания, использование типичных интонационно-ритмических оборотов и принципов формообразования, предусматривающих взаимодействие партий оркестра, хора и солистов, что вполне отвечало социальному заказу того времени - развитию массовой культуры как средства реализации агитационного потенциала музыкального искусства. Отметим, что советская стилистика песенного искусства, помимо народных интонаций, на которых была основана, несмотря на жесткие цензурные и идеологические ограничения, активно развивала элементы западного эстрадного искусства, которое оказывается очень близким М. Плетневу.

Человека, имеющего хотя бы минимальный опыт погружения в мир советского искусства, плетневский цикл «Детские песни» вернет минимум на пятьдесят лет назад, когда хоровая культура была на своем пике, а в жанре детской песни работали выдающиеся композиторы и поэты. Здесь можно вспомнить о музыкальных произведениях подобного плана в творчестве Д. Шостаковича, И. Дунаевского, Д. Кабалевского, В. Шаин-ского, Ю. Чичкова и других популярных композиторов, работавших в советскую эпоху, на художественном наследии которых выросло несколько поколений.

Наконец, еще одна грань анализируемого цикла М. Плетнева связана с жанром детского альбома - цикла зарисовок из жизни ребенка, столь близкого ему как исполнителю-пианисту. В частности, напомним о том, что в репертуаре М. Плетнева есть «Детский альбом» П. Чайковского, как известно, любимого композитора маэстро. С этой позиции цикл-альбом «Детские песни» М. Плетнева, на первый взгляд, составлен по стандартному, для подобных сочинений, принципу контрастности эпизодов, объединенных все же общей тематикой. Но если у П. Чайковского «Детский альбом» связан очевидной сюжетной линией - день ребенка от утренней молитвы до сказки няни на ночь,

то у М. Плетнева несколько иной принцип создания целого. Это близкий импрессионистам метод фиксации сиюминутного - не столько самого события, сколько эмоционального отклика на него. И хотя достоверных сведений о том, что стало толчком к созданию цикла и какие идеи-образы автор хотел воплотить в нем, обнаружить не удалось, однако, гипотетически можно предположить, что это альбом, презентующий яркие детские воспоминания-картины. В таком контексте звучание «Детских песен» М. Плетнева на авторском юбилейном концерте словно символизирует закольцованность времени, мысленный возврат и проживание заново впечатлений детства, которые в жизни каждого человека навсегда остаются целостностью, организованной теплотой эмоционального переживания и конгломератом ощущений - запахов, вкусов и, конечно же, речевых и музыкальных интонаций. Отсюда и возникает, на наш взгляд, осознанная или, может быть, неосознанная апелляция к жанрово-интонационным основам советской песни.

Теплый, яркий, театральный цикл детских песен состоит из десяти миниатюрных хоровых эпизодов, разворачивающихся перед нами вернисажем картин. Здесь мы можем видеть пейзажи («Алло», «Барашки», «Сосны», «Кактус»), портреты («Лягушка с горячим сердцем», «Муха») или картины городской жизни («Карнавал», «Витрина», «Волшебная страна»). Поэтическая основа цикла, складывающаяся из коротких, но при этом очень содержательно ёмких, даже по-детски философских стихов Р. Сефа, в юмористической легкой манере раскрывает перед слушателями целый мир детства через специфический жанр стишков-потешек.

Основными чертами цикла можно назвать персо-нажность и театрализацию образов, которая проявляется на всех уровнях художественной материи. Трактовка музыкальных номеров как сценок-зарисовок корреспондирует творчеству М. Мусоргского (прежде всего, циклу «Детская»). Подтверждает правомочность такой ассоциации интонационно-речевая природа мелодической линии, что особенно заметно в № 4 «Кактус» и № 7 «Муха».

Образный мир цикла составляют картины природы - стихии, растения, животные, увиденные глазами детей, а также игровая сфера как воплощение фантазий-ности, открытости и искренности детского восприятия («Карнавал», «Витрина», «Волшебная страна»). Не случайно, под «волшебной страной» автор понимает

не столь привычную сегодня виртуальную картину из области фэнтези, а реально-реалистический образ цирка - волшебства рядом с нами. Отметим, что значительная роль в партитуре цикла «Детские песни» отведена группе духовых инструментов, которые не только как нельзя лучше имитируют различные звуки природы, но и создают дополнительную аллюзию из детства - знакомые каждому праздничные духовые оркестры, как еще одна отсылка к своеобразной карнавальности.

Цикл «Детские песни» не подчиняется принципу темпового контраста: композитор отдает предпочтение средним и медленным темпам. Такой подход, в своею очередь, акцентирует внимание на донесении вербального текста до реципиента. По сути, быстрыми являются лишь № 2 «Барашки», № 5 «Карнавал», № 10 «Волшебная страна» и примыкающий № 9 «Витрина» (подвижный). Вместе с тем, целостность композиции усиливается драматургическими арками. Так, дуэт мальчиков (№ 5) словно отражается в дуэте девочек (№ 10), а покачивающийся аккомпанемент «Колыбельной» (№ 8) заставляет вспомнить «морской рельеф» из «Алло» (№ 1), воссозданный сходными фактурными средствами.

Для каждого номера М. Плетнев находит собственную палитру выразительных средств. Так, звонок к Черному морю в «Алло» (№ 1) воплощается при помощи баркарольного фортепианного аккомпанемента (построенного на типичной формуле - движение по звукам разложенных трезвучий и их обращений) и мягкого звучания скрипок. Возникающий эффект прозрачности фактуры словно воссоздает кристальную чистоту морской воды. Продолжают «морскую» тему «Барашки» (№ 2), где преобладает этюдная фактура, оформленная в a la скерцозной стилистике и имитирующая пенящиеся гребешки морских волн. Унисонное хоровое звучание с элементами имитационной полифонии характеризует «Сосны» (№ 3). Здесь минимализировано оркестровое сопровождение. В результате избранного композиторского решения возникает эффект quasi готического пространства: высота, стройность, вечность. Удачно дополняет созданный образ «холодный» тембр солирующей флейты. Особым восточным колоритом, который презентуют интерлюдия и постлюдия, отличается «Кактус» (№ 4). В основном разделе подчеркивается интонационно-речевой аспект мелодии, что усиливается избранной формулой сопровождения - маршевый аккомпанемент

оркестровых шагов-р1771са1:о. В «Карнавале» (№ 5) М. Плетнев задействует диалогическую манеру высказывания хора и дуэта солистов. Такой прием позволяет реализовать принцип калейдоскопичности на коротком временном отрезке. Иначе партия хора трактуется в «Лягушке с горячим сердцем» (№ 6), где он выступает в роли рассказчика-комментатора. Основная манера исполнения речитативная. Неожиданным предстает и избрание медленного темпа. Эффект персонажности оркестровых тембров возникает благодаря использованию форшлаговых перекличек между разными инструментами. Юмористической зарисовкой предстает «Муха» (№ 7), наиболее ярко в цикле продолжающая традиции детской музыки М. Мусоргского. Здесь рельефно воплощается музыкальная театрализация. Например, фразу «муха на слона» озвучивает колоритно-неуклюжий ход низких медных духовых (тубы). Характерные покачивающиеся народно-песенные интонации составляют основу «Колыбельной» (№ 8), как в вокальной, так и в оркестровой партиях. Джазовая манера высказывания определяет облик «Витрины» (№ 9). Здесь и специфический интонационный мир, и показательный синкопированный ритмический рисунок, и особая роль медных духовых инструментов (что позволяет вспомнить джаз-бэнды). Завершает цикл «Волшебная страна» (№ 10), посвященная цирку. Композитор обращается к дуэту девочек разного возраста - младшего и старшего поколения. Избираемые маэстро художественные приемы направлены на воссоздание особого финально-праздничного образа, выступающего в контексте целого символом радостно-детского восприятия мира, способности искренне удивляться, восхищаться и смеяться, то есть тому, что очень часто утрачиваем мы - взрослые.

Выводы. Цикл «Детские песни» в полной мере отражает базовые параметры стиля музыкального творчества М. Плетнева, среди которых и симфоническое мышление, ставшее одной из показательных черт его композиторского творчества. Многолетний опыт работы с оркестром позволил композитору создать яркую, насыщенную тембрами и фактурой партитуру, не перегружая её звучностью и не перекрывая тонкие детские голоса.

Основной чертой всего цикла и каждой миниатюры в частности, можно назвать предельную наглядность, характерную, пожалуй, для всего свода так называемых «детских» произведений. Такая

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 7-8 (2020) ' PREMIER Studyofart

Publishing '

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

звукоизобразительная манера музыкального письма, зыкальных интонаций, типична для стиля компози-

сформированная на синтезе речевых оборотов и му- торского творчества М. Плетнева в целом.

Список литературы

1. Катрич О. Т. 1ндив^уальний стиль музиканта-виконавця (теоретичний та естетичний аспекти): дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.03.- Музичне мистецтво - Кшв, 2000.- 173 с.

2. Кривицкая Е., Плетнёв Михаил. «В искусстве границ не существует.». URL: https://www.belcanto. ru/07041901.html (дата обращения 15.06.2020).

3. Москаленко В. Г. Лекции по музыкальной интерпретации: Учебное пособие.- Киев, 2013.- 272 с.

4. Первый канал. Телепроекты. Вып. Михаил Плетнев. Интервью взял В. Познер. URL: https://pozneronline. ru/2019/08/26091/ (дата обращения 05.11.2018).

5. Плетнев М. В. Кто дирижирует грантами? О сложных отношениях государства и культуры. Интервью взяла Ирина Муравьева. Российская газета, 2010.- 12 март.

6. Плетнев М. В. Нефть или Чайковский? Что волнует Михаила Плетнева в рос. жизни и культуре. Интервью взяла Ирина Муравьева. Российская газета, 2013.- 13 сент.

7. Сухленко И. Ю. Исполнительский стиль Владимира Горовица в русле развития романтической традиции: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.03 - Музичне мистецтво / Харювський нац. ушверситет мистецтв iм. I. П. Котляревського.- Харк1в, 2011. - 207 с.

8. Токарева Л. Х. Музыкальные открытия Михаила Плетнева.- Москва: Издательство «Известия», 2009.264 с.

Информация об авторе

Ковтонюк Валерия Леонидовна, аспирантка кафедры интерпретологии и анализа музыки

Харьковского национального университета искусств имени И. П. Котляревского

E-mail: lera_leonteva@ukr.net; tel: +38093-028-10-28

ORCID: 0000-0002-4369-188X

B. L. KOVTONIUK 1,

1 Kharkiv National University of Arts named after I. P. Kotlyarevsky

CYCLE "CHILDREN'S SONGS" BY MICHAIL PLETNEV: ANALYTICAL STUDIES

Abstract

Purpose: to identify the basic parameters of the style of musical creativity M. Pletnev.

Methods: the basis of the study is an integrated approach, which is based on historical, genre-style, comparative interpretation, intonation-dramatic methods.

Results: The setting of the study was the statement that a holistic understanding of the style of M. Pletnev's musical creativity is impossible without studying the interaction and interpenetration of the main types of his activities -the pianistic and conducting hypostases of the musician, and their influence on the formation of his compositional style. In the course of the work it was shown that the specificity of M. Pletnev's musical thinking is largely explained by the universalism of his personality.

Scientific novelty: on the example of the cycle "Children's songs" the basic parameters of the style of M. Pletnev's musical creativity are considered for the first time. The semantic and compositional parameters of the concept of the cycle "Children's Songs" are determined: graphic clarity of texture and harmony of architectonics, sound quality

B. L. KOVTONIUK CYCLE "CHILDREN'S SONGS" BY MICHAIL PLETNEV: ANALYTICAL STUDIES

8

Studyofart I PREMIER Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 7-8 (2020)

' Publishing

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

of writing, intimacy, irony, a subtle understanding of the technological and timbre-coloristic possibilities of various instruments and orchestral groups in general.

Practical significance: research materials can be used in pedagogical practice, in particular, in courses on the analysis of musical works, theory and history of performing art, as well as in direct composer and performing practice in solving problems of artistic interpretation.

Keywords: M. Pletnev, style of musical creativity, composer activity of M. Pletnev, cycle "Children's songs" by M. Pletnev.

For citation: Kovtoniuk B. L. Cycle "Children's Songs" By Michail Pletnev: Analytical Studies, 2020. No. 7-8. -P. 3-9. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.29013/AJH-20-7.8-3-9

References:

1. Katrich O. T. Individual style of the musician-performer (theoretical and aesthetic aspects) (individual'nij stil' muzikanta-vikonavcja (teoretichnij ta estetichnij aspekti)) Diss. ...Cand. Degree of Ph.D. in Arts: 17.00.03 -Musical Arts.- Kyiv. 2000. (in Ukrainian).

2. Krivitskaya E., Pletnev Mikhail. "There are no borders in the art ..." // Mikhail Pletnev: "V iskusstve granic ne sushhestvuet..."// 2007. Available at: URL: https://www.belcanto.ru/07041901.html (Accessed 15 June 2020). (in Russian).

3. Moskalenko V. G. Lectures on Musical Interpretation: A Study Guide. (Lekcii po muzykal'noj interpretacii: Uchebnoe posobie) - Kyiv. 2013. (in Russian).

4. Pershyi kanal. TV proj ects. Issue by Mikhail Pletnev. Iinterview by V. Pozner. (Teleproekty. Vyp. Mihail Pletnev. Interv'ju vzjal V. Pozner). Available at: URL: https://pozneronline.ru/2019/08/26091/ (Accessed 05, Nov. 2018). (in Russian).

5. Pletnev M. V. Who conducts the grants? About the complex relationship between the state and culture. (Kto di-rizhiruet grantami? O slozhnyh otnoshenijah gosudarstva i kul'tury.) Interview with Irina Muravyeva. (Iinterv'ju vzjala Irina Murav'eva). Rossijskaja gazeta. 2010. (in Russian).

6. Pletnev M. V. Oil or Tchaikovsky? What worries Mikhail Pletnev in Russian life and culture (Neft' ili Chajkovskij ? Chto volnuet Mihaila Pletneva v ros. zhizni i kul'ture). Interview with Irina Muravyeva. (Iinterv'ju vzjala Irina Murav'eva). Rossijskaja gazeta. 2013. (in Russian).

7. Sukhlenko I. Yu. Performing style of Vladimir Gorovits in line with the development of romantic tradition. (Ispolnitel'skij stil' Vladimira Gorovica v rusle razvitija romanticheskoj tradicii). 2011. Diss. .Cand. Degree of Ph.D. in Arts: 17.00.03 - Musical Arts. - Kharkiv: Kharkivskyi National Kotliarevsky University of Arts. (in Russian).

8. Tokareva L. Kh. Musical discoveries by Mikhail Pletnev. (Muzykal'nye otkrytija Mihaila Pletneva). - Moscow: Izdatel'stvo "Vesti". 2009. ( in Russian).

Information about the author

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kovtoniuk Valeriia, Postgraduate Student, Department of Interpretation and Analysis of Music,

Kharkiv National University of Arts named after I. P. Kotlyarevsky.

E-mail: lera_leonteva@ukr.net; tel: +38093-028-10-28

ORCID: 0000-0002-4369-188X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.