Научная статья на тему 'Исполнитель и дирижер: в проблеме взаимовлияния художественно-эстетических принципов различных сфер музыкальной деятельности (на примере творчества М. Плетнева, Ю. Башмета, А. Рудина)'

Исполнитель и дирижер: в проблеме взаимовлияния художественно-эстетических принципов различных сфер музыкальной деятельности (на примере творчества М. Плетнева, Ю. Башмета, А. Рудина) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
161
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИРИЖЕРСКОЕ ИСКУССТВО / МИХАИЛ ПЛЕТНЕВ / ЮРИЙ БАШМЕТ / АЛЕКСАНДР РУДИН / CONDUCTOR''S ART / MIKHAIL PLETNEV / YURI BASHMET / ALEXSANDR RUDIN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нечаев Григорий Анатольевич, Зайцева Марина Леонидовна

В статье автор на основе многоаспектного анализа, объединяющего приемы исторического, теоретического и исполнительского методов исследования выявляет общность художественноэстетических принципов исполнительской и дирижерской деятельности выдающихся отечественных музыкантов Михаила Плетнева, Юрия Башмета, Александра Рудина.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author on the basis of the multidimensional analysis uniting the methods of historical, theoretical and performing research methods reveals the generality of the artistic and aesthetic principles of performing and conducting activities of outstanding Russian musicians Mikhail Pletnev, Yuri Bashmet, Alexsandr Rudin.

Текст научной работы на тему «Исполнитель и дирижер: в проблеме взаимовлияния художественно-эстетических принципов различных сфер музыкальной деятельности (на примере творчества М. Плетнева, Ю. Башмета, А. Рудина)»

И сокрушен был плен могилы, и Лазарь ожил и восстал.

Молю, да слово силы грянет, да скажешь: "Встань!" душе моей,

И мертвая из гроба встанет и выйдет в свет Твоих лучей;

И оживет, и величавый ее хвалы раздастся глас, Тебе, сиянью Отчей славы, Тебе, умершему за нас!»

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Закон о том, что любое действие вызывает аналогичную по степени силу противодействия, работает и на уровне физического мира, где он называется "Третьим законом Ньютона".

2. Эти понятия распространено у многих теоретиков драмы. См., например: Волькенштейн В.М. Драматургия. [4; С. 78].

3. Подобные темы исторически ведут к жутковато-гротесковой скерцозности и токкатности Шостаковича. О специфике трагического у Чайковского см.: [3; С. 233-234], Чайковского и Шостаковича см. подробнее [7].

Список использованной литературы

1. Аббат Поль. Замысел Божий и чудеса Его милосердной любви. Брюссель,1990.

2. Аристотель. Поэтика. М.,1957.

3. АсафьевБ.В. О музыке Чайковского. Л.,1972

4. Волькенштейн В.М. Драматургия. М.,1969.

5. Гегель Г. Сочинения. T.XIV. М.,1958.

6. Лосев А.Ф. Трагическое. Философский энциклопедический словарь. М.,1983.

7. Немировская И.А. Еще раз о теме зла и проблеме контрдействия в симфониях Шостаковича // Д.Д. Шостаковичу посвящается. К 100-летию со дня рождения композитора / Ред.-сост. Е.Б. Долин-ская. М., 2007.

8. Рахманинов С.В. Письмо от 22 июля 1914 г., им. Ивановка, Тамбовской губ. // Литературное наследие. Т.2. Письма. М.,1980.

9. Св. Франциск Ассизский. Сочинения. М., 1995.

10. Чеснокова Н.А. Некоторые вопросы интерпретации Четвертого фортепианного концерта С.Рахманинова в контексте музыки ХХ века // Рахманинов в художественной культуре его времени / Тезисы докладов научной конференции. Ростов, 1994.

ИСПОЛНИТЕЛЬ И ДИРИЖЕР: В ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ РАЗЛИЧНЫХ СФЕР МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА М. ПЛЕТНЕВА, Ю. БАШМЕТА, А. РУДИНА)

Нечаев Григорий Анатольевич

Магистр ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии.

Дизайн. Искусство)», г. Москва Зайцева Марина Леонидовна

доктор искусствоведения, профессор ФГБОУ ВО «Российский государственный университет

им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», г. Москва

АННОТАЦИЯ: В статье автор на основе многоаспектного анализа, объединяющего приемы исторического, теоретического и исполнительского методов исследования выявляет общность художественно -эстетических принципов исполнительской и дирижерской деятельности выдающихся отечественных музыкантов Михаила Плетнева, Юрия Башмета, Александра Рудина.

ABSTRACT: In the article the author on the basis of the multidimensional analysis uniting the methods of historical, theoretical and performing research methods reveals the generality of the artistic and aesthetic principles of performing and conducting activities of outstanding Russian musicians Mikhail Pletnev, Yuri Bashmet, Alexsandr Rudin.

Ключевые слова: дирижерское искусство, Михаил Плетнев, Юрий Башмет, Александр Рудин

Keywords: conductor's art, Mikhail Pletnev, Yuri Bashmet, Alexsandr Rudin

Музыкальное искусство XXI века представляет собой своеобразный художественный отклик на ведущие тенденции времени: стремления к глобальному синтезу и активного внедрения технологий масс-медиа во все сферы социокультурного бытия. Следствием тотального синтеза элитарной и массовой, европейской и неевропейской культур является обновление арсенала выразительных средств, появление новых жанров (инструментальный театр, хоровая симфония, симфония-концерт, медиа- и мульти-медиа-опера и т.д.). В свете этих

тенденций особый интерес представляет исследование путей развития музыкального исполнительского и дирижерского искусства, также сильнейшим образом испытывающего на себе влияние общих культурных тенденций глобального языкового синтеза.

Исполнительский стиль пианиста и дирижера Михаила Васильевича Плетнева основывается на широчайшей эрудиции, отличается балансом рационального и эмоционального. Ученик Я. В. Флиера, Плетнев отличается особым вниманием к пиани-

_

стическому и оркестровому звуку, что находит воплощение, в частности, в разнообразных туше, придающих агогическую гибкость и «дыхание» звучанию [3, с. 6], трансформирующих масштаб звучания от камерного до оркестрального при игре на рояле и также способствующих метаморфозам темброво-акустического объема оркестрового полотна. Музыканта отличает яркая виртуозность игры, что сказывается на дирижерских интерпретациях: по сравнению с другими интерпретациями, технически сложные разделы произведений П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина исполняются Русскими национальным оркестром под руководством М. Плетнева в более быстром темпе.

Характерными чертами исполнительского стиля Народного артиста РСФСР М. Плетнева являются эмоциональная сдержанность, отсутствие внешних эффектов, сосредоточенность на точной передаче всех нюансов нотного текста. Плетнев -пианист-созерцатель, мыслитель. Актуальность исполнительской практики В. А. Моцарта, Л. в. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Листа объяснялась тем, что она была непосредственным продолжением их композиторской деятельности. Обособление композиторской и исполнительской деятельности в современной концертной практике приводит к определенной художественной отстраненности музыканта.

Тем не менее, наиболее крупные художественные достижения в области фортепианного искусства ХХ-ХХ1 веков совершаются именно в ситуации этой опосредованности и независимости исполнительского и композиторского творчества. Наиболее ярко эта тенденция просматривается в творчестве музыкантов, стремящихся сохранить классические традиции исполнительского искусства (Михаила Плетнева, в частности). Фантазийно-импровизационное, творчески свободное отношение к нотному тексту уступает в творческой деятельности музыканта место пониманию необходимости ограничений интерпретаторской свободы. Личный эгоцентризм сменяется установкой на сдержанность эмоций, умаление пафосности. Вместо динамических и темповых преувеличений, эмоциональной экзальтации - внутренняя дисциплина, которая позволяет сосредоточить внимание исполнителя и слушателя на самом музыкальном звучании. Пианистическая практика помогла М. Плетневу обрести ориентиры в дирижерской деятельности, он привнес в симфоническую музыку принципы взаимослышания, передачи инициативы, почерпнутые из камерной музыки.

В исполнительском искусстве альтиста и дирижера Народного артиста РСФСР Юрия Абрамовича Башмета нами были выявлены неоромантические черты, что проявляется, прежде всего, в тенденциях усиления психологического начала в процессе интерпретации музыкального произведения. Неоромантизм основывается на высоком мастерстве музыканта, позволяющем раскрыть разнообразные нюансы музыкально-художественного образа. Усиливается импровизационное начало в трактовках

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #8 (53), 2018 альтистом и симфоническим оркестром «Новая Россия» под руководством Ю. Башмета музыкальных сочинений. По мнению Ю. Башмета, импровизация «в классической музыке гораздо тоньше и сложнее, чем в любом другом жанре», так как чрезмерная трансформация оригинального текста может «вкусно звучать», но при этом утомлять слушателя [1].

Если М. Плетнев базируется в своей дирижерской деятельности на интерпретациях произведений русской симфонической музыки, то Ю. Баш-мету свойственен интерес к произведениям различных эпох и стилей: от «шлягеров» академического репертуара, до новых сочинений современников, часто создававших свои сочинения персонально для выдающегося альтиста (Концерты для альта с оркестром А. Шнитке, С. Губайдулиной, Э. Денисова, А. Эшпая и др.).

Александр Израилевич Рудин - Народный артист России, отечественный виолончелист, пианист, дирижер, руководитель академического камерного оркестра «Musica Viva», продолжатель классических традиций мирового музыкального искусства. Музыкант считает, что на формирование его исполнительских принципов повлиял не только педагог Лев Евграфов, ученик М. Ростроповича, но и семейные традиции. Мама музыканта имела фортепианное и вокальное образование, именно она сформировала музыкальный вкус и культуру звуко-извлечения начинающего музыканта, отличающуюся отсутствием излишней вибрации, «вокальным» характером ведения фразы [2].

Рудин - первооткрыватель в исполнительской и дирижерской деятельности многих старинных произведений. Интерес музыканта к изучению старинных партитур привел к сотрудничеству с солистами и коллективами, стремящимися к аутентичности исполнения произведений XVII-XVIII веков: «мимо меня не прошли достижения аутентистов. Я никогда не играл музыку с преувеличенно-экспрессивными намерениями, с большой вибрацией и жирным звуком. Это слышно в старых моих записях, и получается, что я не настолько уж и отошел от того, что делал раньше - как солист и как дирижер» [2].

Подводя итоги, отметим, что академический традиционализм и авангардный радикализм являются взаимоисключающими тенденциями современного искусства. «Дух времени колеблется между взаимно исключающими тенденциями. В выборе именно этих, а не иных принципов, складывается воля художника» [4, с. 303]. На основе проведенного анализа были выявлены основные черты исполнительского стиля музыкантов. Это позволило определить их сходство и различие не только на уровне подбора репертуара, исполнительской техники, но также на уровне принадлежности к определенному музыкальному и - шире - художественному стилю.

Список литературы:

1. Башмет Ю. Альтист - это скрипач с темным прошлым : Интервью. Электронный ресурс. -Режим доступа:

https://www.culture.ru/materials/166621/yurii-bashmet-aMst-eto-skripach-s-temnym-prosЫym

2. Муравьева И. Остров блаженства: Интервью с А. Рудиным // российская газета. 2010. № 5342 (263). Электронный ресурс. - Режим доступа: https://rg.ru/2010/11/22/таш-ро1п.^т1

3. Соболев А Ю. Дирижерское искусство Михаила Плетнева в контексте его интерпретаций русской симфонической музыки : Автореф. дисс. ... канд. иск. : 17.00.02. - М., 2014. - 24 с.

4. Юдина М. В. Статьи, воспоминания, материалы. М.: Советский композитор, 1978. - 416 с.

ФЕДОР ДРУЖИНИН И ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ: ИСТОРИЯ ТВОРЧЕСКОГО СОДРУЖЕСТВА

Полторацкая Лариса Викторовна

доцент ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», г. Москва

АННОТАЦИЯ: В статье автор на основе исторического анализа выявляет основные этапы творческого взаимодействия композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича и выдающегося отечественного музыканта - альтиста Федора Серафимовича Дружинина. Автор делает вывод о влиянии на развитие альтового искусства творческого диалога композитора и исполнителя.

ABSTRACT: In the article the author on the basis of historical analysis reveals the main stages of the creative interaction of the composer Dmitry Dmitrievich Shostakovich and the outstanding Russian musician - violist Fyodor Druzhinin. The author makes a conclusion about the influence on the development of viola art of the creative dialogue between the composer and the performer.

Ключевые слова: советская музыка XX века, Дмитрий Шостакович, Федор Дружинин

Keywords: Soviet music of the XX century, Dmitry Shostakovich, Fedor Druzhinin

Актуальность статьи обусловлена радикальными изменениями, происходящими в пространстве альтового исполнительства в музыкальной жизни России второй половины ХХ века и влияющими на облик современного солиста - исполнителя на альте. Исторически сложилось, что альт развивался в рамках оркестрового исполнительства, обедняя свое сольное развитие.

Появлению плеяды блестящих русских альтистов способствовало укрепление русской альтовой школы во главе с В.В. Борисовским, Ф. С. Дружининым. Необходимость выявления и преумножения альтового репертуара остро ощущается современными музыкантами, находящими в них источник творческого вдохновения, средство для формирования сольного исполнительства. Появляется естественное желание композиторов найти новые пути музыкального творчества, отвечающие кардинально изменяющейся системе художественного мышления [3].

Большой вклад в процесс формирования симфонической альтовой литературы внесли такие композиторы, как Н.Я. Мясковский (крупный советский симфонист, он использовал тембр альтов в симфоническом оркестре раскрытии повествовательно-философского характера, подчеркивал монументальность и сдержанную патетику своих симфоний), С.С. Прокофьев (использует многоцвет-ность тембровых переходов тем от разных инструментов для создания большей красочности в своих произведениях, вводит необычную образную характерность путем передачи шутливой грациозной мелодии группе альтов), Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин [4, с. 17].

Примечательной чертой альтового сольного искусства второй половины ХХ века становится

особый тип продуктивного творческого взаимодействия исполнителя и композитора. Возможность сочинять для выдающихся альтистов-современников, совместные творческие поиски, обсуждение интерпретаций привлекает и вдохновляет композиторов на создание особо ярких индивидуальных произведений.

Длительная дружба и общение Д. Шостаковича с Ф. С. Дружининым во многом повлияла на отношение Шостаковича к альту. Могучий и красивый звук Федора Серафимовича Дружинина, его сольные концерты с разнообразными программами, а также собственные обработки для альта коренным образом изменили взгляд не только слушателей, но и композиторов нашей страны на принципиальные широчайшие возможности альта [9, с. 17]. Теперь стали естественными сольные концерты, а также выступления альтистов с оркестром и в составе квартетов. Для Шостаковича струнный квартет стал союзом не только четырех голосов, равноправно подчиненных, и этим несколько упрощенных, а слиянием игры четырех музыкантов - с их инструментами, манерой исполнения и индивидуальностями. По воспоминаниям Ф.С. Дружинина, такому проникновению Д.Д. Шостаковича в квартетное сочинение способствовали многолетние теплые отношения и дружба с музыкантами квартета имени Бетховена (Дм. Цыганов, В. Ширин-ский, В. Борисовский, С. Ширинский), в который позже будет приглашен сам Дружинин.

В 1962 году состоялась первая встреча Федора Серафимовича и Дмитрия Шостаковича. «Всю свою любовь к этому хрупкому и одновременно могучему в своем подлинно трагическом величии человеку, все свое восхищение и преклонение перед его музыкой я старался воплотить в звуках моего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.