Советская фортепианная музыка Грузии (1921-1945)
Кезевадзе Тамара Григорьевна
Кандидат педагогических наук, профессор, Кафедра музыкально-исполнительского искусства, Институт изящных искусств «Московского Педагогического государственного университета», [email protected]
Статья посвящена исследованию советской фортепианной музыки Грузии в период со дня установления советской власти (1921 г.) в Республике, вплоть до середины 40-х годов ХХ столетия.
В статье используется материал кандидатской диссертации автора «Педагогические аспекты изучения грузинской фортепианной музыки», которая явилась первым научным исследованием в области грузинской музыки для фортепианного соло. Автор выявляет тенденции развития создаваемой музыки, определяет последовательное становление ее национальной характерности, самобытности языка, дает методико-исполнительский анализ наиболее значимых произведений. Отмечается, что в пианистической школе Грузии выдвигается ряд выдающихся педагогов, получивших признание за пределами Грузии - А.Вирсаладзе, А. Тулашвили, И.Айсберг. Некоторые из прекрасных пианистов-кандидатов посвящают свою педагогическую деятельность детскому музыкальному образованию (Т. Шаверзашвили и В. Амираджиби). В послевоенные годы во всем советском музыкальном искусстве наблюдается развитие национальных композиторских школ. Грузинское профессиональная фортепианная музыка вступает в это время в пору расцвета.
Ключевые слова: советская фортепианная музыка Грузии в 20-е до середины 40-х годов ХХ века; подъем грузинской музыкальной культуры; развитие национальной педагогической и исполнительских школ; детский учебно-педагогический репертуар, особенности грузинского фольклора; композиторская школа Грузии.
о
Е
£
в) ^
0
(Ч
п
01 г
Профессионально-музыкальное искусство Грузии - одно из значительных и интересных явлений нашего времени. Это самобытная, яркая музыкальная культура, опирающаяся на богатства древнейшего фольклора, имеющего многовековую историю и огромный резонанс в мире. Эволюция и взаимообогащение с мировой, европейской и, в особенности, славянскими музыкальными культурами, привели к созданию современного музыкально - ритмического языка, своего собственного неповторимого стиля [4 стр. 13-20].
Статья посвящена анализу развития музыки для фортепиано соло в Грузии советского периода с 20-х до середины 40-х годов. Это важный период интенсивного освоения композиторами различных стилей и жанров. Немаловажно было выявить тенденции развития грузинской фортепианной музыки и дать методико-исполнительский анализ некоторых широко известных произведений, написанных в эти годы, что поможет музыкантам - исполнителям лучше представить наиболее общие подходы к трактовке данных сочинений. Отметим, что становление грузинского фортепианного искусства составило значительный период XIX -начала XX веков, в процессе которого музыкантами осваивались европейские фортепианные жанры и стили. Фортепианное искусство Грузии берет начало в первой половине XIX века.
Необходимо назвать Алаиза Мизандари - первого профессионального грузинского композитора, пианиста, педагога, общественного деятеля. Он является одним из основоположников профессионального образования в Грузии, созданием первой в Тифлисе (Тбилиси) фортепианной школы (совместно с А. Тулашвили). Мизандари был первым композитором, который вынес на концертную эстраду свои ярко - национальные самобытные произведения. Вслед за ним к созданию фортепианной музыки в дооктябрьский период обращаются скрипач - композитор А. Карашвили, певцы Ф. Ко-ридзе, Д. Аракишвили. С именем Ираклия Джаба-дари связано зарождение жанра грузинского фортепианного концерта. Его фортепианная пьеса «Восточная песня» - образец грузинской фортепианной литературы для левой руки, «Кавказские танцы» - лучшее произведение с ярким национальным колоритом.
Не останавливаясь подробно на развитии музыкального искусства дооктябрьского периода в
профессиональной грузинской фортепианной музыке [2, стр. 111-118], отметим, что фортепианный жанр не получил вплоть до установления Советской власти в Грузии (1921) такого развития, как вокальный. Основоположниками грузинской национальной культуры стали создатели опер Д. Ара-кишвили, З. Палиашвили, В. Долидзе. Гордостью грузинского народа стала гениальная опера - эпопея З. Палиашвили «Абесалом и Этери», приобретшая славу далеко за пределами Грузии.
После установления Советской власти в Грузии (25 февраля 1921 г.) процесс развития профессионального образования в республике приобрел широкий и массовый характер. В эти годы были основаны первый музыкальный рабфак, первая бесплатная воскресная музыкальная школа для взрослых, первые бесплатные детские летние музыкальные курсы, пять начальных музыкальных школ, четыре музыкальных училища (одно из них армянское). В культурное строительство включились деятели литературы и искусства, музыканты, художники, архитекторы. Во главе музыкальной жизни стояли Д. Аракишвили, М. Баланчивадзе, З. Палиашвили. В 1922 г. было организовано «Общество молодых грузинских музыкантов», в которое вошло более 150 человек. Создаются новые музыкальные объединения - симфонический оркестр (1924), оперная студия (1924). Крупнейшим музыкальным центром становится Тбилисская консерватория.
В 20-х годах среди виднейших педагогов Тбилисской консерватории были З. Палиашвили, Д. Аракишвили, пианисты А. Вирсаладзе, А. Тула-швили, И. Айсберг, В. Куфтина, М. Габашвили, Л. Кутателадзе.
Уже в 20-е годы к композиторам старшего поколения присоединяются композиторы, окончившие Тбилисскую консерваторию. Тесную творческую связь Тбилисская консерватория поддерживала с Московской и Петербуржскими консерваториями. К концу 30-х годов композиторская школа Грузии была представлена многочисленной плеядой музыкантов, получивших образование в консерваториях Тбилиси, Москвы, Ленинграда, московских и ленинградских консерваториях. Среди них - композиторы - пианисты А. Балаичивадзе, Т. Шавер-зашвили, композиторы Р. Габичвадзе, Н. Гудиа-швили, А. Мачавариани, Ш. Мшвелидзе, Ш. Такта-кишвили.
Большое значение в развитии музыкальной культуры Грузии имело укрепление творческих взаимосвязей между грузинскими и русскими музыкальными деятелями. Особенно отметим роль М.М. Ипполитова - Иванова, более 11 лет осуществлявшего свою плодотворную деятельность. Он был директором музыкального училища в Тифлисском отделении Императорского Музыкального училища, ставшего впоследствии консерваторией, ее ректором и профессором. У Ипполитова - Иванова учились по композиции А. Балаичивадзе, И Туския, Ш. Асланишвили, С. Бархударян. М. Ипполитову - Иванову принадлежит заслуга по собранию народных песен, результатом которого
стал труд «Грузинские народные песни и ее современное состояние». Он автор сюит №1,№2 -«Кавказские эскизы».
В разное время в Тбилисской консерватории читали лекции и консультировали московские и ленинградские профессора - М. Багриновский, В. Щербаков, Х. Кушнарев, А. Рабинович, С. Гинзбург, Ю. Тюлин, П. Рязанов, Б. Арапов. Ректором Тбилисской консерватории некоторое время был Н. Черепнин (ученик Римского - Корсакова).
В развитии грузинской пианистической школы огромную роль сыграли К.Н. Игумнов, Г.Г. Нейгауз, А.Б. Гольденвейзер, С. Фейнберг. Они часто приезжали в Тбилиси и проводили в Консерватории и Центральной музыкальной школе открытые уроки, консультировали педагогов и аспирантов. У Константина Николаевича Игумнова консультировались Э.Г. Эксанишвили (педагог автора статьи) и Т. Гоголашвили - известные грузинские пианисты. У Александра Борисовича Гольденвейзера в разное время учились Э. Эксанишвили, В. Камоева, Н. Габуния, Э. Мухадзе, Н. Чиковани, Р. и М. Чхен-дзе и ряд других пианистов. Хочется привести слова А.Б. Гольденвейзера, приведенные в очерке Э. Г. Эксанишвили, окончившей у Александра Борисовича Московскую аспирантуру: «Иногда я себя чувствую потомственным грузином». [8, стр.50]
Названные нами великие педагоги - музыканты оказали большую роль и на музыкальную общественность, участвуя в концертной жизни тбилис-цев и восхищая публику своим искусством. Огромный успех у тбилисской публики имели концерты выдающегося советского пианиста Льва Оборина, часто концертирующего в Грузии, В. Софроницкого, Д. Ойстраха, М. Юдиной, Г. Бариновой. «Событием в музыкально - общественной жизни Тбилиси был приезд в 1933 году композитора С. Прокофьева, который с огромным успехом исполнил свой третий фортепианный концерт с оркестром под управлением талантливого дирижера, воспитанника Ленинградской консерватории Евгения Микеладзе.» [9, стр. 32]
Новые общественно - экономические условия, новые интересы и устремления привели композиторов к поискам новых форм, нового музыкального языка, способных отобразить характерные явления современной действительности. В эти годы возникло довольно много произведений различных жанров. По - прежнему создавались оперы, среди которых в первую очередь надо назвать «Даиси» З. Палиашвили. Появились первые образцы вокально - симфонической музыки, кантат, массовой песни. Особую творческую активность композиторы проявляли в области симфонической и камерной музыки. В создании национальных образцов симфонической музыки были удачные опыты. К ним нужно отнести «Грузинскую сюиту» Г. Киладзе (1925), две симфонические картины И Туския -«Змееед» (1926) и «Карнавальное представление» (1929).
Для учебной работы над этими сочинениями важно то, что освоение новых жанров начиналось с внесения фольклорного материала в традицион-
о о и и т
г
т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
0
(Ч
м
01 г
ные формы классической музыки. Использование народно - песенного материала в этих жанрах носило пока еще малосамостоятельный характер и ограничивалось в основном цитатным методом.
Попытки освоения различных жанров были сделаны и в фортепианной музыке. В миниатюре -это произведения Андрея Баланчивадзе, Т. Ша-верзашвили, В. Амираджиби, А. Мачавариани. С именами Т. Шаверзашвили и Варвары Амираджи-би связано создание первых произведений детского репертуара. Заметим, что обе женщины - композиторы были прекрасными пианистками и педагогами, и посвящали большую часть своей жизни детскому музыкальному образованию. (об их педагогической деятельности см. [7, стр 127 - 128]
В эти годы Т. Шаверзашвили пробует силы в создании грузинской сонаты. Пишутся полифонические произведения - «Прелюдия и инвенция» А. Баланчивадзе, «Шесть прелюдий и фуг» Дагмары Слиановой - Мизандари. Д. Аракишвили, З. Палиашвили и К. Менгвинет - Ухуцесси создают фортепианные транскрипции. Палиашвили принадлежит транскрипция оперы «Даиси» («Вступление», «Таво чемо», «Лезгинка», «Выход Малхаза»), сюиты для оркестра («Три абхазские песни»), Менгви-нет - Ухуцесси - транскрипции оперы «Амирани» («Три танца», «Танец дэвов», «Долури»). В основном произведения остались в рукописи. Лишь трн-скрипции и пьесы В. Амираджиби («Два гавота», «Маленький гавот», «В детской») были изданы. (О творчестве В. Амираджиби см. [3, стр 10-11]
В развитии грузинской фортепианной музыки особенно велики заслуги А. Баланчивадзе, которого по праву можно считать ее основоположником. «Обращаясь на протяжении всего своего творческого пути к фортепиано, А. Баланчивадзе явился «первооткрывателем» новых жанров, новых форм, новых путей развития фортепианной музыки Грузии. А. Баланчивадзе принадлежит к тем художникам, в творчестве которых берут начало значительнейшие тенденции в развитии современной грузинской музыки, оказавшие влияние на целые поколения наших композиторов.» [6, стр. 31]
А. Баланчивадзе своим ноктюрном (1922) проложил путь к созданию мелодий в стиле крестьянской народной песни. Впоследствии, по совету М. Ипполитова - Иванова, композитор внес в «Ноктюрн» изменения, заново написал среднюю часть. Музыка «Ноктюрна» была включена автором в балет «Сердце гор» (1936). Во второй редакции «Ноктюрн» вновь появился как фортепианная пьеса в 1939 г.
30 - е годы явились годами подъема грузинской музыкальной культуры. В Грузии возникли новые культурно - просветительные учреждения, был организован Союз советских композиторов (1932).
Крупные преобразования, происходящие в общественно - политической жизни народа, породили влечение к монументальным жанрам, к средствам концертной виртуозности.
Композиторы овладевают монументальными жанрами симфонической музыки. Создается большое количество симфонических произведе-
ний. В симфонических поэмах Гр. Киладзе «Гандегили» (1937) и Ш. Мшвелидзе «Звиадаури» (1940) впервые было достигнуто органическое сочетание профессионального мастерства с глубоким претворением особенностей народного музыкального искусства. Появляются первые симфонии, созданные композиторами Д. Аракишвили, А. Андриашвили, К. Мегвинет - Узуцеси, А. Кересе-лидзе. Симфонический жанр оказывает влияние на другие виды музыкального искусства. Черты симфонизма присущи музыке созданного в 1936 году первого национального балета «Сердце гор» А. Баланчивадзе. Симфонизация народного танца, проявившаяся в «Хоруми» А. Баланчивадзе из этого балета, наблюдается и в оркестровой миниатюре Гр. Киладзе «Лекури»,; симфонизация массовой песни - в симфонической поэме И. Туския «У мавзолея».
В это время создаются первые образы грузинского советского концерта для фортепиано с оркестром: В. Долидзе (1932), А. Андриашвили (1934), А. Баланчивадзе (1936), Д. Слиановой -Мизандари (1938), Н. Гудиашвили (1940), А. Шаверзашвили (1940) [1, стр. 100-102].
Не случайно, именно в эти годы композиторы стремяться пополнить фортепианную литературу транскрипциями. В. Гокиели создает транскрипции «Лилэ» из симфонической картины того же названия и «Тариэл над рекой» из хореографической поэмы «Витязь в тигровой шкуре» (1938). Активно начинает работать в этом жанре композитор - пианистка Элеонора Эксанишвили. Мастер фортепианной транскрипции, Эксанишвили в 1938-39 гг. создает транскрипции «Хоруми», «Танца» из балета Балавчивадзе «Сердце гор», романсов Д. Ара-кишвили «Встрепенись, взмахни крылами», «Тихая, звездная ночь».
Большую популярность приобрела «Самайя» (1938) А. Баланчивадзе - авторская транскрипция танца «Самайя» из балета «Сердце гор». Композитор создал яркое концертное произведение, придав фортепианному звучанию оркестровую силу и мощь.
Интерес к транскрипции в 30 - е годы обусловлен с одной стороны успехами оперного, балетного, симфонического и других жанров грузинской профессиональной музыки. Наиболее художественно ценные произведения, наиболее популярные эпизоды из созданных в тот период сочинений находили свою вторую жизнь в фортепианных транскрипциях. С другой стороны, интерес к транскрипции связан с тем распространением этого жанра, которое он получил во всей советской фортепианной литературе того периода. Фортепианные версии наиболее известных оперных и балетных произведений европейских, русских и грузинских композиторов сыграли большую роль в приобщении широких масс трудящихся к музыкальной культуре. Неизменной популярностью пользовались отрывки из опер З. Палиашвили «Абесалом и Этери» и «Даиси», Д. Аракишвили «Сказание о изота Руставели», В. Долидзе «Кето и Котэ».
В связи с общим подъемом грузинской фортепианной культуры в 30 - е годы заметно возрастает интерес к созданию произведений для фортепианного соло. В фортепианных пьесах 30 - х годов все отчетливее выявляются более прочные связи с грузинской народной песней. Р. Габичвад-зе пишет «Прелюд» (1932) - во фригийском ладу, с кадансами, присущими грузинской народной песне, Ш. Тактакишвили в «Марше» (1938) использует мотив народной инструментальной музыки, исполняемой во время спортивной грузинской борьбы. Его «Менгрельская песня» (1938) и «Кар-тули» (1938) созданы с учетом национальной специфики их жанрового прообраза. Появляются первые концертные пьесы («Прелюд» и «этюд», Э. Эксанишвили - 1939 г.), в которых явственно ощутим национальный колорит, и первый изданный опус вариаций - «Тема с шестью вариациями и финалом» К. Андриашвили (1940), где в качестве тематического материала автор использует древнейшую крестьянскую (обрядовую) песню «Мзе шина» («Солнце, в дом войди»). От произведения Т. Шаверзашвили этого периода - «Полифонической сюиты» (издана в 1934 г.) - тянется одна из линий, по которой развивается в дальнейшем грузинская фортепианная полифоническая музыка. Эта линия представлена в тех сочинениях, в которых используются характерные интонации и гармонии грузинской народной музыки.
Произведения 30 - х годов впервые в истории фортепианного искусства Грузии создали возможность составления концертного репертуара из произведений грузинских композиторов.
В 1942 г. пианист Л. Микаберидзе дал первый клавирабенд грузинской музыки. В программу концерта вошли «Самайя» и «Ноктюрн» А. Баланчи-вадзе, «Соната» Д. Торадзе, « 2 прелюдии» Н. Гу-диашвили, «Скерцо» и «Хоруми» А. Мачавариани, «Концерт №1» Н. Гудаишвили (Сведения об этом концерте мы смогли получить благодаря афише, сохранившейся у пианиста и любезно предоставленной автору статьи).
«Ноктюрн» А. Баланчивадзе, «Хоруми» А. Мачавариани (анализ дается в [5, стр. 3-5, 10-13] и «Полифоническая сюита» Т. Шаверзашвили -наиболее значительные произведения того времени, давшие толчок последующему развитию сочинений соответствующих жанров.
Путь органического слияния традиций романтического искусства и древнейшего грузинского музыкального фольклора, наметившийся в «Ноктюрне», имел большое значение. Он стал главнейшей линией творчества композитора и одним из магистральных путей, по которому развивалась в дальнейшем грузинская фортепианная музыка.
Пьеса А. Баланчивадзе не утратила своего художественного значения до нашего времени. Она получила распространение в исполнительской и в педагогической практике (входит в программу - 1 курса училища).
«Хоруми» (1939) А. Мачавариани - интересный опыт «переинтонирования» танцевальных жанров народного музыкального искусства.
Как справедливо указывает Г. Орджоникидзе, «на заре грузинского пианизма, в конце 30 - х годов токкатность ярко воплотилась в танцевальной пьесе А. Мачавариани «Хоруми», предвосхитившей одну из важнейших (наряду с остинатностью) особенностей творчества современной молодежи». [8]
Звуковая палитра пьесы красочна. В ней присутствуют и оркестровые краски и колоритное звучание грузинского народного инструмента доли -т.е. барабана. При работе над произведением четкость артикуляции сочетается с поиском необходимых тембральных особенностей педалирования.
По изложению «Хоруми» приблизилось к монументальным сочинениям крупной формы, в чем отразилась общая направленность творческих устремлений А. Мачавариани к концертной манере изложения.
Созданные в 40 - е годы произведения Мачавариани - опера, симфония, фортепианный концерт, скрипичный концерт, в стилистическом отношении в какой - то меня продолжают линию, наметившуюся в его ранних фортепианных сочинениях. Ритм хоруми имеет ведущее значение в творчестве композитора и применяется им в качестве динамического фактора. Этот ритм пронизывает центральный эпизод его симфонии, применен в каденции фортепианного концерта, в эмоционально напряженных моментах балета «Отелло» (в вариациях Отелло, в сцене «Ночи»).
«Хоруми» приобрело известность не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Из зарубежных его исполнителей можно назвать немецкого пианиста Эберхарда Реблинга, немецкую пианистку Аннерозу Шмидт, бразильскую пианистку Анну -Стеллу Шик. Первой исполнительницей «Хоруми» в Грузии была Т. Гоголашвили.
«Хоруми» Мачавариани послужило стимулом для создания целого ряда фортепианных хоруми - композиторами М. Давиташвили, В. Гокиелн, Г. Кокелад-зе. Интонационное сходство можно заметить в «Хо-руми» молодого композитора Р. Кемулария.
С изданием «Полифонической сюиты» Т. Ша-верзашвили в грузинской фортепианной литературе появляется первое полифоническое произведение, в котором используются особенности ладов и гармонии народной песни в синтезе с нехарактерной для грузинской народной песни имитационной полифонией. С момента своего появления «Полифоническая сюита» вошла в педагогическую практику (старшие классы ДМШ).
«Полифоническая сюита» состоит из трех пьес: «Прелюдии», «Фуги» и «Скерцо», объединенных по принципу контрастности: певучая по характеру «Прелюдия», более подвижная, живая «Фуга». Венчает цикл грандиозное «Скерцо». Двухголосная «Фуга» является первой фугой в грузинской фортепианной музыке.
Все части цикла объединяются сходным интонационным материалом, общими приемами изложения и модуляционными планами. Во всех частях - ладовая основа с единым тональным центром
о о и и т
г
т
О
т э
т
й А
X £ т О
х
0
т О
01
и
А
ы о
и А
X X т
0
сч
со
01 Z
который является также заключительной тоникой для всех разделов. Все части цикла двухголосного склада; основной прием полифонического развития тематического материала - имитация.
Всему циклу присуще сквозное тематическое развитие. Темы «Прелюдии» и «Фуги» интонационно родственны. Средний эпизод «Скерцо» построен на интонациях темы фуги и ее противосложения. Развиваясь, тема меняет свой облик: из песенной (в «Прелюдии») она превращается к скерцозно - танцевальную (в «Фуге») и затем снова в песенную, но уже хорального склада (в среднем разделе «Скерцо»).
Интересно отметить, что имитация тем проводиться в разных ладах. Возьмем, к примеры, проведение тем фуги: в первой части - D миксоли-дийский - А миксолидийский; во второй части - h фригийский - е эолийский; в третьей части - F миксолидийский - С миксолидийский. Как видим, модуляционный план «Фуги» следующий - сначала диезные, затем бемольные лады. В таком же плане построен и «Прелюд». Особенности модуляционного плана «Прелюдии» и «Фуги» напоминают ладовое своеобразие фуг Д. Шостаковича. Этот прием перекликается с «Фугой» №1 из I тома Д. Шостаковича.
В соотношениях ладов часты секундовые сопоставления. Эта особенность музыки сюиты берет сове начало от гармонии грузинской народной песни, в основе которой лежат закономерности мелодических связей. Ей же присущи и секундовые кадансовые обороты. Так, в конце фуги применен модулирующий каданс, называемый «грузинским» кадансом из С миксолидийского в d эолийский 1^П - I.
Сюита стала произведением репертуарным (ее до сих пор исполняют учащиеся детских школ) и сыграла известную роль в дальнейшем проникновении полифонии в грузинскую фортепианную музыку.
В 1940 - е годы грузинская фортепианная музыка развивается неравномерно. В периоды войны было создано незначительное количество фортепианных произведений камерных форм. Творческим запросам композиторов в эти годы более всего отвечали крупномасштабные формы симфонического типа, что свидетельствовало о глубокой и сильной организованности музыкального мышления и прочности профессионального фундамента музыкального искусства. Симфония завоевывает положение ведущего жанра грузинской музыки. Среди довольно большого количества симфоний, созданных в то время, выделяются «Первая симфония» А. Баланчивадзе, «Вторая симфония» Ш. Мшвелидзе.
А. Баланчивадзе, Н. Гудиашвили, А. Мачавари-ани, с именами которых были связаны наибольшие удачи в жанре фортепианной музыки камерных форм, в военные годы преимущественно переключаются на создание симфоний, концертов и других произведений крупной формы. Написанные ими сочинения 40 - х годов, наряду с вокальными и симфоническими произведениями Ш. Мшвелид-
зе, определяют лицо композиторской школы Грузии, рассматриваемого десятилетия.
Отметим заслуги названных композиторов и в разработке жанра инструментального концерта -фортепианного (Второй концерт А. Баланчивадзе, Второй и Третий концерты Н. Гудиашвили, концерт А. Мачавариани) и скрипичный концерт А. Мачава-риани.
Подводя итоги по исследованию произведений грузинских авторов 20 - х и 40 - х годов, необходимо отметить следующее.
Процесс сближения грузинской национальной культуры и европейских форм фортепианной музыки (в основном вследствие взаимодействия с традициями русской фортепианной школы) постепенно приобретал динамичный и многоаспектный характер. Произведения малых форм, полифонические сочинения, транскрипции, сонаты, ноктюрны и ряд других форм и жанров музыки для фортепиано соло получают постоянную прописку в творчестве грузинских авторов. Другая тенденция, которая все более и более проявляет себя в данных произведениях, это создание своего, ярко национального музыкального языка. Третья тенденция заключается в создании национального концертного репертуара из произведений грузинских композиторов - пианистов. Четвертая - зарождение детского (в том числе и учебно - педагогического) репертуара, где в свернутом (сжатом) виде представлены отдельные элементы национальной грузинской музыки. Многочисленные произведения для фортепиано, носящие пока еще малосамостоятельный характер и обладающие скромными художественными достоинствами, постепенно уступали место высокохудожественным творениям общенационального масштаба. Открывался путь плеяде выдающихся грузинских композиторов, созданию произведений, достойных самой высокой художественной пробы.
В послевоенные годы во всей советской музыкальной жизни наблюдается активное развитие национальных композиторских школ. Грузинская профессиональная музыка вступает в это время в пору расцвета.
Литература
1. Алексеев А.Д. «Советская фортепианная музыка». (1917-1945) - М.: Музыка - 1974, 248 стр. С. 100- 102
2. Кезевадзе Т.Г. «Из истории грузинского фортепианного искусства» (дооктябрьский период). Статья - Известия Академии наук Азербайджанской ССР. Серия: литературы, языка и искусства. Баку «Э.Л.М.». 1988 №1. С. 111-118
3. Кезевадзе Т.Г. «Из истории фортепианного искусства Грузии. Статья - Сборник научных трудов по итогам международной научно - практической конференции (11 июля 2017): «Перспективы развития науки в области педагогики и психологии». Вып. IV, г. Челябинск 2017 г. - 109 стр. С. 1011
4. Кезевадзе Т.Г. «О взаимодействии музыкальных культур в процессе развития националь-
ных фортепианных школ». Статья - «Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога - музыканта». Сборник научных трудов. Вып. 7. Москва - 2001. С. 13-20
5. Кезевадзе Т.Г. «Особенности исполнения грузинской фортепианной музыки». Учебно - методическое пособие. М.: 1998 - 1 п.л. с. 3-5., 10 -13
6. Кезевадзе Т.Г. Педагогические аспекты изучения грузинской фортепианной музыки». Диссертация кандидата педагогических наук. Москва. 1996 - 229 стр.
7. Кезевадзе Т.Г. «Фортепианная культура Грузии». Статья. Сборник: «Культура, досуг, дети». -Материалы II международного научно - практического семинара - совещания. Москва - 1996, 167 стр. С. 124 - 129
8. Орджоникидзе Г.Ш. «Знакомьтесь: молодость». Советская музыка 1963 №8.
9. Эксанишвили Э.Г. «Вехи содружества» (Из истории русско - грузинских музыкальных взаимосвязей). Издательство «Ганатлеба» Тбилиси -1986, 66 стр.
Soviet piano music of Georgia (1921-1945) Kezevadze T.G.
Moscow state Pedagogical University
The article is devoted to the study of Soviet piano music of Georgia in the period from the day of the establishment of Soviet power (1921) in the Republic, up to the middle of the 40s of the XX century. The article uses the material of the author's dissertation, Pedagogical Aspects of Studying Georgian Piano Music, which was the first scientific research in the field of Georgian music for piano solo. The author reveals the development trends of the created music, determines the consistent formation of its national specificity, language identity, gives a methodological and performing analysis of the most significant works. It is noted that a number of outstanding teachers who have received recognition outside of Georgia — A. Virsaladze, A. Tulashvili, I. Eisberg — are being promoted in the pianistic school of Georgia. Some of the excellent candidate pianists dedicate their teaching activities to children's musical education (T. Shaverzashvili and V. Amirajibi). In the post-war years, the development of national composer schools has been observed throughout Soviet music. Georgian professional piano music comes into its heyday at this time. Keywords: Soviet piano music of Georgia in the 20s to the mid 40s of the twentieth century; the rise of Georgian musical culture; development of national pedagogical and performing schools; children's educational and pedagogical repertoire, features of Georgian folklore; composer school of Georgia. References
1. Alekseev A.D. "Soviet Piano Music". (1917-1945) - Moscow:
Music - 1974, 248 pages. P. 100- 102
2. Kezevadze T.G. "From the history of Georgian piano art" (pre-
October period). Article - Proceedings of the Academy of Sciences of the Azerbaijan SSR. Series: literature, language and art. Baku "E.L.M." 1988 №1. Pp. 111-118
3. Kesevadze T.G. "From the history of Georgian piano art. Article -
Collection of scientific papers on the basis of the international scientific-practical conference (July 11, 2017): "Prospects for the development of science in the field of pedagogy and psychology." Issue IV, Chelyabinsk, 2017 - 109 pages. P. 10-11
4. Kezevadze T.G. "On the interaction of musical cultures in the
development of national piano schools." Article - "Issues of improving the professional training of the teacher - musician." Collection of scientific papers. Issue 7. Moscow - 2001. pp. 1320
5. Kesevadze T.G. "Features of the performance of Georgian piano
music." Educational - methodical manual. M .: 1998 - 1 pp. with. 3-5., 10 - 13
6. Kezevadze T.G. Pedagogical aspects of the study of Georgian
piano music. The dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Moscow. 1996 - 229 pp.
7. Kezevadze T.G. "Piano Culture of Georgia". Article. Collection:
"Culture, leisure, children." - Materials of the II international scientific - practical seminar - meeting. Moscow - 1996, 167 pages. P. 124 - 129
8. Ordzhonikidze G.Sh. "Meet: youth." Soviet music 1963 №8.
9. Eksanishvili E.G. "Milestones of the Commonwealth" (From the
history of Russian - Georgian musical interrelations). Ganatleba Publishing House Tbilisi - 1986, 66 pp. §
B ■o m
5 m
О m n m й А -i О
X £ m О
x О m
0
01 n
О и А X X m