Научная статья на тему 'РЕВОЛЮЦИОННЫЙ МИФ В ТВОРЧЕСТВЕ Д.ШОСТАКОВИЧА'

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ МИФ В ТВОРЧЕСТВЕ Д.ШОСТАКОВИЧА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКИЙ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ МИФ / ВТОРАЯ / ОДИННАДЦАТАЯ И ДВЕНАДЦАТАЯ СИМФОНИИ ШОСТАКОВИЧА / "4 СТИХОТВОРЕНИЯ КАПИТАНА ЛЕБЯДКИНА"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кудрявцева Татьяна Евгеньевна

В статье рассмотрено своеобразие преломления в творчестве Шостаковича советского революционного мифа. На примере некоторых произведений композитора автор делает попытку выявить эволюционную линию развития этого мифа в его творчестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVOLUTIONARY MYTH IN THE CREATIVITY OF D. SHOSTACOVICH

The article demonstrates a specific treatment of the concept of Soviet revolutionary myth in D.Shostakovich's creativity. Aanalyzing some of the works of the composer the author tries to identify the evolution of this myth in his creativity.

Текст научной работы на тему «РЕВОЛЮЦИОННЫЙ МИФ В ТВОРЧЕСТВЕ Д.ШОСТАКОВИЧА»

А. Брукнера и А. Штифтера, отсылая нас к роману Томаса Бернхарда «Старые мастера», а в седьмом разделе "Récréations française" сравнивает музыку со скульптурой. Привлечение подобного литературно-эстетического контекста соответствующим образом характеризует музыку Ж. Пессона — как многозначное, символичное искусство, рассчитанное на чуткое восприятие, изысканный вкус и обширный кругозор слушателя.

Примечания

1 Стихотворение, состоящее из одной строки.

2 С 1803 года в здании виллы располагается римское отделение Французской академии, где совершенствуют свое мастерство молодые талантливые французские художники, композиторы, архитекторы, получившие Римскую премию. Ж. Пессон находился на Вилле Медичи в качестве пансионера с 1990 по 1992 год.

3 Он представляет собой специальным образом изготовленное устройство, сохраняющее написанное и позволяющее наносить новую запись поверх существующей.

4 Роберт Эрнест Милтон Раушенберг (англ. Robert Milton Ernest Rauschenberg, 19252008) — американский художник, представитель абстрактного экспрессионизма, а затем концептуального искусства и поп-арта. В своих работах тяготел к технике коллажа и реди-мейда.

5 Биллем де Кунинг (нидерл. Willem de Kooning, 1904-1997) — ведущий американский художник и скульптор второй половины XX века, один из лидеров абстрактного экспрессионизма.

6 Подробнее об этом см.: Кривицкая Е. Французская музыка эпохи модерна // Музыкальная академия. 2007. № 4.

7 Так в композиторском творчестве реализуется «индивидуальный проект» (по Ю. Холопову).

8 В музыке подобным примером может служить сочинение В. Екимовского «Лебединая песня № 3» — аннотация без музыки.

Литература

1. Григорьева Г. Новые эстетические тенденции музыки второй половины XX века. Стили. Жанровые направления // Теория современной композиции / отв. ред. В. С. Ценова. М.: Музыка, 2005. С. 23-39.

2. Кудинова Л. Название в музыке (к постановке проблемы) // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова: материалы научной конференции. М., 2002. С. 99-110.

3. Соколов О. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Н. Новгород: изд-во ННГУ, 1994. 220 с.

4. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». СПб.: Симпозиум, 2007. 92 с.

©кудрявцева т. е., 2013

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ МИФ В ТВОРЧЕСТВЕ Д. ШОСТАКОВИЧА

В статье рассмотрено своеобразие преломления в творчестве Шостаковича советского революционного мифа. На примере некоторых произведений композитора автор делает попытку выявить эволюционную линию развития этого мифа в его творчестве.

Ключевые слова: советский революционный миф, Вторая, Одиннадцатая и Двенадцатая симфонии Шостаковича, «4 стихотворения капитана Лебядкина»

Шостакович — один из тех композиторов, для которых искусство и жизнь слиты воедино. Подобный феномен легко объясним не только свойствами личности художника; сама эпоха требовала строгого неукоснительного подчинения искусства новым нормам жизни. К тому же Шостакович, как человек исключительно тонкой душевной организа-

ции, живущий «бедами и болями» своего времени (М. Арановский), чутко реагировал на все явления действительности, несущей на себе гнет насаждавшейся сверху новой советской мифологии.

Сегодня утверждение о том, что практически все советское искусство было пронизано тщательно разработанной мифологией, ка-

жется неоспоримым. Многие художественные произведения воссоздавали «коллективное бессознательное эпохи», становясь неотъемлемым дополнением к документальным свидетельствам времени.

Советские мифы неотделимы были от пропагандистской доктрины искусства и проникали в его самые монументальные полотна: начиная от массовых действ 20-х годов и заканчивая госзаказами, приуроченными к памятным датам советской страны. Сложность систематизации советских мифов состоит в том, что они имеют множество производных структур и названий. Со временем они могли трансформироваться в другие мифы, что отнюдь не случайно, так как мифология советского периода — сложное идеологическое образование, пережившее с начала века значительную эволюцию. Нас, в первую очередь, интересует один из важнейших мифов страны — революционный, оформившийся в 20-е годы и положивший начало всей советской мифологии.

Октябрь, трактуемый как великое историческое событие, становился объектом творческих интерпретаций многих композиторов. Порождение революцией невиданной ранее энергии массового созидания нового общества и энтузиазм народа, в котором наглядно проявились революционный романтизм и героизм миллионов людей, — такое «клише» стало знаковым отличием октябрьских событий для всех художников, имеющих отношение к данному мифу.

Шостакович, будучи «истинным сыном времени», не мог не претворить в своих произведениях советскую государственную мифологию, обращение к которой всякий раз давало ему материал для многообразных интерпретаций. К революционному мифу он обращался чаще, чем к другим. Несомненно, это было вызвано практикой юбилейных госзаказов, но с другой стороны, феномен революции, определивший ход истории XX века, не мог не найти отражение в произведениях композитора, столь тесно включенного в социум.

Кривая развития революционного мифа в творчестве Шостаковича оказывается весьма красноречивой. На первый взгляд, миф, столь прочно вошедший в культурный обиход страны, должен был стать эталоном на все времена, духовным ориентиром, вдохновляющим художников на создание «живых страниц»

этой «легенды». Но лишь 20-е годы рождают произведения, наделенные подлинным творческим воображением и максимальной самоотдачей авторов («Симфонический монумент» М. Гнесина, рапсодия «Октябрь» И. Шиллин-гера и т. д.). В творчестве Шостаковича таким сочинением стала Вторая симфония, воплотившая «звучащую реальность эпохи». Вторая симфония «Посвящение Октябрю», созданная в «экспериментальные» и относительно свободные для творчества 20-е годы, отразила октябрьскую мифологему, полную животворящей силы и энергии, символизируя непрерывно обновляющийся мир. Этому способствовали многие средства: синкретическое слияние смежных видов искусств, ставшее отличительной особенностью Второй симфонии, приемы кадрового монтажа, использование техники новейших театральных представлений, звук фабричного гудка.

Революционная тематика воплотилась в последовательно-сюжетном типе программности, во включении в сочинение политически злободневных словесных текстов, в трактовке голоса как массы, в интонационном материале произведении (здесь, наряду с декламацион-ностью вокальной партии, куда входят приемы коллективной декламации и скандирования, ораторские и призывные реплики, намечается песенный интонационный пласт в хоровом разделе). В симфонии действует принцип «митинговой» изобразительности как неотъемлемой части революционного действа (цифры партитуры 25-29, 56).

С годами октябрьский миф в произведениях Шостаковича утрачивал свою спонтанность. Революционная тема стала тяготеть к симфонически-обобщенному и в то же время «исторически достоверному» изображению событий, как это произошло в Одиннадцатой симфонии. В отличие от «Посвящения Октябрю», где на первый план выходит идея вечного становления, футурологическая утопия, вытесняющая полностью моменты трагизма (сказалось авангардное восприятие революционной идеи, навеянное временем), в Одиннадцатой все большую весомость приобретает жертвенное начало — один из аспектов революционного мифа. Одиннадцатая симфония также выделяется среди своих соотечественниц, вдохновленных революцией, уровнем и масштабом претворения революционной пе-сенности.

Вообще же в более поздние времена заказные опусы на революционную тематику стали следовать у Шостаковича в режиме некоего ритуала, лишенного прежнего живительного импульса. Так, Двенадцатая симфония, занявшая самые низшие позиции в многоэтажном здании октябрьского мифа у Шостаковича, обернулась мертвым штампом. К тому же собственно «революционный миф» во многом подменялся здесь «мифом о вожде».

Напомним, что сочинение создавалось в период «оттепели», когда в стране был провозглашен отказ от наследия «культа личности» и восстановление «ленинских норм жизни». Новое время сулило возвращение высоких идеалов, ради которых совершалась революция (хотя легенда о «добром» Ленине явилась не более чем реинкарнацией известного «мифа о вожде»). Этим же можно объяснить привлечение в Двенадцатой симфонии и другого мифа — мифа «о счастливой жизни», в котором отразилась утопическая мечта о царстве всеобщего счастья и изобилия. В пользу этого утверждения говорит тот факт, что в сочинении действует идея победившей революции, разросшейся по масштабам в финал симфонической дилогии.

Вполне можно предположить, что столь официозный, в конечном итоге, опус создавался автором искренне. Другое дело, что сама революционная мифология как таковая стала выдыхаться. При этом, если в Одиннадцатой композитор опять же, как и во Второй, прибегает к помощи вспомогательных средств, часто внемузыкальных: монтажности, кинематографичности, революционной песен-ности (через цитату), — то в Двенадцатой подобные источники отсутствуют. Это неизбежно обедняет произведение, давая ощущение вымученности его замысла (кризис собственно музыкальных идей сказался, возможно, и в том, что в двух последующих своих сочинениях, Тринадцатой и Четырнадцатой симфониях, Шостакович активно работает со словом).

Таким образом, пользуясь термином Л. Акопяна, можно говорить о своеобразной инволюции революционного мифа в творчестве Шостаковича: утопическая идея преображения мира трансформируется в 60-е годы в казенный и достаточно формальный опус. Однако есть повод говорить и о распаде этого мифа как такового. Пример Двенадцатой сим-

фонии — яркое тому подтверждение: на гребне новой волны развития революционной мифологии, санкционированной политической конъюнктурой, он не обнаружил в себе новых и достаточно глубоких потенций.

В данном контексте вполне симптоматичной становится еще одна сторона воплощения Шостаковичем революционного мифа — гротескно-пародийный образ революционера, который композитор рискнул создать лишь на исходе жизни, в «Четырех стихотворениях капитана Лебядкина», написанных в 1974 году (финальный номер, «Светлая личность»), С одной стороны, «Светлая личность» раскрывает еще одну ипостась революционного мифа, не затронутую в предыдущем творчестве композитора. С другой — в определенном смысле подытоживает его творческую биографию. Шостакович создавал сочинение в период «застоя» — эпоху безвременья и разочарований, оставляя далеко позади и пору романтических авангардных стремлений 20-х годов, и страшный период сталинских репрессий, и глоток свободы и надежд, которые несла в себе «оттепель». В этом контексте обращение к стихам капитана Лебядкина, вошедшего в русскую литературу как олицетворение агрессивного варварского хамства и беспредельной вульгарности, неожиданно и знаково. Подобно шутовскому двойнику Ставрогина, гротескный образ капитана Лебядкина вбирает в себя весь сложный комплекс идей романа Достоевского «Бесы». Сам композитор высказывается о герое своего цикла так: «В образе капитана Лебядкина много от шута горохового, однако в нем гораздо больше чего-то зловещего. У меня получилось очень зловещее произведение» [5, с. 302]. Что же заставило Шостаковича обратиться к стихам самого падшего и никчемного существа, коим предстоит этот герой у Достоевского?

Переживаемая драма русской революции, которую мы встречаем у Достоевского в «Бесах», необычайно притягивала Шостаковича. Писатель глубоко понимал психологическую стихию революции, охарактеризованную в романе как бесовство. Движущей психологической пружиной революционного движения являются у него разрушительный бунтарский огонь, великий гнев и своеволие, неумолимо приводящие к распаду личности. Шостакович, кажется, полностью солидарен с

тем вердиктом, который выносится писателем человеку, стиснутому рамками революционно-прагматической философии существования: его жизнь кошмарна, фатальна и бессмысленна, когда перевернутая шкала ценностей способна раздавить личность так, как давят насекомое. Не случайно композитор заканчивает цикл стихотворением, по сюжету романа не принадлежащим капитану Лебяд-кину. В «Бесах» это — прокламация, распространяемая в городе. Ее текст — пародия на стихотворение Н. Огарева «Студент». Памфлет Достоевского является полемическим выпадом против фразеологии бунтарства. Для передачи неимоверной тупости стихов, наглости и беззастенчивости их автора Шостакович использует острые пародийные приемы: торопливые захлебывания, ухарские выкрики в конце фраз. Музыкальная ткань номера нарочито жесткая, грубая, топорная. Как символ опошления идей, в партии фортепиано возникают искаженные очертания основной темы хора «Расходилась, разгулялась» из «Бориса Годунова», темы, воплощающей силу народного гнева. Включая пародию «Светлая личность» в один ряд с писаниями капитана Ле-бядкина, Шостакович уточняет концепцию цикла: фанатическая узость «революционной фразы», ее разрушительная направленность парадоксально сближается с духовным бесплодием цинизма. Тем более весомым становится значение данного сочинения в контексте внутренних размышлений композитора о революционном мифе. Подойдя как будто бы к полному исчерпанию этого мифа в его серьезном, искреннем, актуализированном восприятии, Шостакович под конец жизни открыл для себя совершенно иные его потенции, связанные с пародированием и очуждением революционного образа1.

Герой «Светлой личности» — студент, «гонимый местью царской», который «бежал в чужие края»; а «народ, восстать готовый, от Смоленска до Ташкента с нетерпеньем ждал студента,/ чтоб итти беспрекословно, порешить совсем и царство,/ сделать общими именья, и предать навеки мщенью/ церкви, браки и семейства — мира старого злодейства!» За текстом пародии усматриваются какие угодно ассоциации: как персонажи романа «Бесы» (Петр Верховенский), так и реальный персонаж XX века. Невольно думается, что эти корявые, косноязычные строки вызвали в фанта-

зии композитора гротескно-карикатурный образ вождя мировой революции, а завуалированная цитата на тему хора «Расходилась, разгулялась» усиливает эту аллюзию.

Пародийный образ революционера возник у Шостаковича не случайно. В литературе

0 композиторе неоднократно подчеркивалось огромное значение того редкостного чувства юмора, которым он обладал. И впрямь, юмор был для него не только прибежищем отдыха, разрядки, но и орудием самозащиты, самосохранения личности. Его склонность едко осмеивать ненавистные ему явления действительности или иронизировать над самим собой четко прослеживается в эпистолярном наследии. Объектом насмешек не могла не служить тупая, казенная фразеология советского официоза2, а также революционная концепция социального благоденствия, утилитарная идея земного счастья, разрушающая абсолютные ценности и онтологические основы жизни.

Примечания

1 Понятия очуждения и актуализации как методов работы композитора с разными моделями, которые применила Л. Березовчук в статье «Стилевые взаимодействия в творчестве Д. Шостаковича как способ воплощения конфликта», вполне можно употребить и в отношении революционного мифа. См.: Березовчук Л. Стилевые взаимодействия в творчестве Д. Шостаковича как способ воплощения конфликта // Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1977. Вып. 15.

2 Так и М. Булгаков высмеивает стилистическую деформацию русской речи, характерную для революционного общества, показывая, что граждане советской республики, утрачивая национальное культурное слово, возвращаются в животное состояние. Именно пробуждение в человеке звериной стихии формирует опасный социальный тип, новых варваров, коими и предстают революционеры. Характерно, что о подобной звериной сущности нового «обезбоженного» человека говорит и капитан Лебядкин в своей «невежественной и пошлой поэтике» (В. Ходасевич).

Литература

1. Акопян Л. Дмитрий Шостакович. Опыт феноменологии творчества. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 475 с.

2. Блок А. Интеллигенция и революция // Собрание сочинений в 8т. М.—Л.: ГИХЛ, 1962. Т. 6. 556 с.

3. Бочаров А. Мчатся мифы, бьются мифы // Октябрь. 1990. № 1. С. 181-191.

4. Музыка французской революции ХУШ века. Бетховен. М., 1967. 442 с.

5. Письма к другу. Дмитрий Шостакович — Исааку Гликману. СПб., 1993. 302 с.

6. Сабинина М. Шостакович-симфонист. М.: Музыка, 1976. 477 с.

7. Чудинов А. Французская революция: история и мифы. М.: Наука, 2006. 310 с.

© Перепелица А. А., 2013

НОВЫЕ ФОРМЫ НОТАЦИИ — СПОСОБ АДЕКВАТНОГО ОТРАЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО КОНТЕКСТА В ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ

Автор рассматривает современные формы нотации, в частности кластерную технику и формы записи, связанные с расширением «пространства» инструмента: игру на педалях, использование корпуса фортепиано (внутри и снаружи) в качестве ударного инструмента, игру на струнах, формы записи, связанные с «препарированным» роялем и т. п.

Ключевые слова: нотация, новые приемы фортепианного исполнительства и нотации, кластер, «препарированный» рояль

Музыка ХХ-ХХ1 веков — явление, по степени инновационности не имеющее себе равных в истории. Огромный скачок, совершенный в музыке в этот период, сравним со скачком, который немного ранее был совершен в технике, когда от лошадиной тяги человечество перешло к двигателю внутреннего сгорания.

Вся история музыки как искусства представляет собой, в частности, поиск адекватных форм записи. Процесс становления и развития нотации европейской музыки шел непрерывно на протяжении многих веков и зависел от возрастания сложности музыкальной фактуры, необходимости более точной фиксации звукового материала, а в конечном счете — от расширения эмоционально-образного контекста. При этом нужно признать, что развитие нотной записи происходит достаточно медленно и переход от одного качественного состояния к другому длится порой веками.

Вместе с тем начало нового этапа духовного развития всегда сопровождается изменениями в нотной записи. Классический вид музыкальная нотация получила в XVII-XVIII веках, но затем продолжала и продолжает усовершенствоваться вплоть до настоящего времени. Современная музыка второй

половины XX — начала XXI века находится на пороге нового духовного этапа, являя миру бесчисленное множество нотационных форм, систем и способов. Для этой музыки характерно привлечение образов всего окружающего нас звучащего, движущегося и живущего мира. В связи с этим происходит чрезвычайное усложнение музыкального материала: появляются новые атональные звуковые системы, усложняются ритмические структуры, применяются новые формы звукоизвлечения и способы игры, связанные со специфическими особенностями инструментария. В фортепианной музыке это, например, игра кластерами, игра на «подготовленном» фортепиано, струнах, педалях, в том числе с помощью нитей, палочек и других предметов. В сольном исполнительстве применяется электроника. Все это приводит к модернизации нотной записи и использованию специфических форм нотации для отражения в тексте особых приемов исполнения и эффектов звучания [1-8].

Фортепиано обладает фиксированным количеством клавишей и, соответственно, тонов, однако в традиционной нотации, основанной на 7-ступенной диатонике и равномерной 12-тоновой темперации октавы, тон каждой клавиши, как известно, может нотиро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.