Искусствоведение список научных статей
-
ЦИТАТЫ ИЗ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКИ В ОПЕРЕ ДЖ. ПУЧЧИНИ "ТУРАНДОТ"
В партитуре оперы Дж. Пуччини «Турандот» автор обнаруживает девять тем-цитат из китайской музыки. Предлагается оригинальная классификация заимствованного материала с выделением трёх групп тем-цитат, а также даётся характеристика первоисточников.
2013 / У ЦзинюйВАК -
РУССКИЙ РОМАНС НАЧАЛА XIX ВЕКА И НЕМЕЦКАЯ LIED IM VOLKSTON
В статье отмечается сходство русского романса начала XIX в. и немецкой Lied im Volkston, называются общие принципы жанра и причины заимствования.
2013 / Петри Эльвира КорнеевнаВАК -
ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ С. В. ПАНЧЕНКО
Творчество талантливого петербургского композитора рубежа XIX-ХХ столетий С. В. Панченко малоизвестно. Его духовно-музыкальные циклы, ставшие существенным вкладом в сокровищницу русской музыкальной культуры, занимают большую часть его композиторского наследия. Автор статьи впервые анализирует...
2013 / Артемова Евгения ГеоргиевнаВАК -
ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО СЕРГЕЯ ПРОКОФЬЕВА: К ВОПРОСУ О ЖАНРОВО-СТИЛЕВОМ СВОЕОБРАЗИИ
Статья посвящена вокальному творчеству С. Прокофьева. Автор рассматривает принципы работы композитора в данной жанровой сфере. В статье предпринята попытка воссоздания образа идеального «голоса», вдохновлявшего композитора.
2013 / Бояринцева Алевтина АнатольевнаВАК -
СОВЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ В КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
В статье рассмотрены принципы отражения советской социалистической мифологии в основных жанрах музыкального искусства. Автор ставит ряд проблем, касающихся особенностей доктрины соцреализма, сложности взаимоотношений между искусством и государством и оценки художественного наследия сталинской...
2013 / Кудрявцева Татьяна ЕвгеньевнаВАК -
ДИАЛОГИЧНОСТЬ КАК ТИП МЫШЛЕНИЯ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ КОНЦЕРТАХ ТАТЬЯНЫ СЕРГЕЕВОЙ
В инструментальных концертах Т. Сергеевой диалогичность представлена как основополагающий признак жанра, так и тип мышления композитора. В статье выделены характерные приемы, способы реализации принципа диалогичности на разных уровнях музыкального текста.
2013 / Зароднюк Оксана МихайловнаВАК -
О ПРОЯВЛЕНИИ БИНАРНОСТИ В МУЗЫКОВЕДЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ)
В статье осмысливается феномен бинарности как свойство музыковедческого мышления. Выделяются три формы проявления бинарности мышления в научных текстах музыковедов. Делается наблюдение о бинарном изоморфизме мышления и исследуемого материала.
2013 / Гусева Елена СеменовнаВАК -
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ТЕОРИИ МУЗЫКИ - ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье анализируются основные тенденции применения математических методов исследования музыкального искусства. Специальное внимание автор уделяет изучению возможностей и перспектив развития методологии точных наук в музыкознании.
2013 / Денисов Андрей ВладимировичВАК -
УЗОРЫ ЧИСЛА В АКУСТИКЕ МУЗЫКИ
В статье рассмотрен один из возможных принципов обработки логико-акустических (фонологических) данных музыки формальным путем. На примере консонансов показано наличие математического основания, объединяющего их числовые коэффициенты, лишь отчасти вписывающиеся в арифметическую прогрессию, вполне,...
2013 / Никитенко Оксана БорисовнаВАК -
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПОСТМОДЕРНИЗМА: ИГРА С РУБЕЖАМИ И ПРЕДЕЛАМИ
Музыкальная практика и теоретическая рефлексия постмодернизма рассматриваются в ракурсе диалога-игры с классическими и неклассическими традициями. Это позволяет обнаружить ключевую роль категории границы в создании постмодернистского терминологического инструментария. Пограничные понятия...
2013 / Сиднева Татьяна БорисовнаВАК -
КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСТВА И ЕЁ СТРУКТУРНЫЙ АЛГОРИТМ
В статье рассмотрено современное состояние преподавания предмета «концертмейстерский класс» в системе обучения студентов высших учебных заведений, проанализированы недостатки и предложен структурный алгоритм решения проблемы с чётким определением задач каждого из направлений работы концертмейстера.
2013 / Молчанова Татьяна ОлеговнаВАК -
АРТИСТИЗМ ИСПОЛНИТЕЛЯ-ИНСТРУМЕНТАЛИСТА КАК СПОСОБ СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ (СЕГМЕНТ КОММУНИКАТИВНОЙ СИСТЕМЫ)
В статье аргументируется идея об артистизме как способе наиболее полной передачи информации о смысловой концепции музыкального произведения от исполнителя к зрителю-слушателю в условиях эволюции средств и систем массовой коммуникации.
2013 / Ергиев Иван ДмитриевичВАК -
ГРАНИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОТЕСТАНТСКОГО ХОРАЛА "ICH RUF’ ZU DIR, HERR JESU CHRIST")
Статья посвящена проблеме художественной интерпретации первоисточника, рассматриваемой на примере протестантского хорала в “Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ” («Взываю к тебе, Господи Иисусе Христе»). Анализируются основные принципы обработки данного напева И. С. Бахом в органной хоральной прелюдии ...
2013 / Зорина Виктория ВалерьевнаВАК -
ГИЯ КАНЧЕЛИ И ДЖАНСУГ КАХИДЗЕ: "СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ"
В статье автор ставит задачу обнаружить несколько признаков, который делают творческий тандем композитора Гии Канчели и дирижера Джансуга Кахидзе не совсем обычным примером художественного взаимодействия, какие знакомы истории музыки.
2013 / Схиртладзе Борис ГелаевичВАК -
ПИАНИСТ И ЕГО ИНСТРУМЕНТ. К ИСТОРИИ ДИАЛОГА
В предлагаемой статье автор обращается в первую очередь к воспоминаниям выдающихся пианистов не только XX века, но и предшествовавшего ему. Кроме того, в статье анализируется редко цитируемая литература, связанная с именами ведущих руководителей фортепианных фирм, мастеров и настройщиков.
2013 / Щикунова Татьяна ЕвгеньевнаВАК -
ОБ ИЗБРАННЫХ СТАТЬЯХ КНИГИ В. П. МОРОЗОВА "РЕЗОНАНСНАЯ ТЕХНИКА ПЕНИЯ И РЕЧИ. МЕТОДИКИ МАСТЕРОВ. СОЛЬНОЕ, ХОРОВОЕ ПЕНИЕ, СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ"
Автор рецензии предлагает комментарий к материалам изданной в 2013 году книги «Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров. Сольное, хоровое пение, сценическая речь» (автор-составитель В. П. Морозов).
2013 / Седов Андрей МихайловичВАК -
СТИХИРЫ ОКТОИХА: ТЕКСТ И НАПЕВ
В статье выявлены семантические, интонационные и структурные аналогии стихир Октоиха, принадлежащих трем различным церковно-певческим традициям - русской, болгарской, сербской. Названы возможные причины возникновения их многочисленных музыкально-языковых связей.
2012 / Евдокимова А.А.ВАК -
ТРИПТИХ СТРУННЫХ КВАРТЕТОВ ШУМАНА
Три струнных квартета ор.41 Шумана впервые рассматриваются как сверхцикл, объединённый многообразием смысловых перекличек, интонационных, тонально-гармонических связей и цитатой протестантского хорала, варьированной в каждом из трёх сочинений. Скрытый жанр хоральных вариаций, усложняя видимый...
2012 / Храмова Инна МихайловнаВАК -
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА В ПОЛИФОНИЧЕСКИХ ФОРТЕПИАННЫХ СОЧИНЕНИЯХ ГЛАЗУНОВА
В статье рассматриваются особенности реализации драматургического замысла шести фортепианных полифонических диптихов Глазунова, созданных в период с 1899 по 1926 год. В этих сочинениях композитор развивает монументальную концепцию жанра. Его творчество явилось важным этапом ренессанса прелюдии и...
2012 / Лукачевская Майя ЛьвовнаВАК -
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРОВ ОПЕРЫ И БАЛЕТА В ТВОРЧЕСТВЕ ЯКУТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Статья посвящена анализу жанров оперы и балета в творчестве якутских композиторов 1940-х - 2010-х гг. В качестве базовой модели исследованы опера-олонхо и этнобалет.
2012 / Пыльнева Лада ЛеонидовнаВАК