Научная статья на тему 'СОВЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ В КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ'

СОВЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ В КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
103
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ / СОЦРЕАЛИЗМ / МАССОВАЯ ПЕСНЯ / ОРАТОРИЯ / КАНТАТА / СИМФОНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кудрявцева Татьяна Евгеньевна

В статье рассмотрены принципы отражения советской социалистической мифологии в основных жанрах музыкального искусства. Автор ставит ряд проблем, касающихся особенностей доктрины соцреализма, сложности взаимоотношений между искусством и государством и оценки художественного наследия сталинской эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET MYTHOLOGY IN COMPOSER’S WORK

The article shows the principles of Soviet socialist mythology reflected in the major genres of music. The author raises a number of issues concerning the doctrine of Socialist Realism features, the complexity of the relationship between art and the state and evaluation of the artistic heritage of the Stalin era.

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ В КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ»

© Кудрявцева Т. Е., 2013

СОВЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ В КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

В статье рассмотрены принципы отражения советской социалистической мифологии в основных жанрах музыкального искусства. Автор ставит ряд проблем, касающихся особенностей доктрины соцреализма, сложности взаимоотношений между искусством и государством и оценки художественного наследия сталинской эпохи.

Ключевые слова: советская мифология, соцреализм, массовая песня, оратория, кантата, симфония

Изучение официального искусства советской эпохи порой ставит перед исследователями трудноразрешимые задачи. И связано это не только с проблемой оценки художественной продукции соцреализма, но и вообще правомерностью применения к ней критериев «высокого искусства», так как советский период положил начало новым взаимоотношениям между искусством и государством.

Проблема социальной детерминированности искусства рассматриваемой эпохи -общеизвестный факт. Художественное творчество во всех сферах его бытования становилось главным средством пропаганды политических идей, внедряя в общественное сознание представления о «социалистическом бытии». Уникальную в СССР систему массового воздействия, опирающуюся на официальную идеологическую доктрину, уже со всей уверенностью можно назвать советской социалистической мифологией.

Феномен советской мифологии труднообъясним с точки зрения традиционной трактовки понятия мифа. Это прежде всего политический миф1, прочно адаптированный к реальности и берущий на вооружение культуру и средства массовой информации.

Новая советская мифология, на первый взгляд, являлась искусственно сконструированной. Однако она основывалась на весьма прочной традиции, по-своему воплотив черты античного и христианского мифа. Н. А. Бердяев в книге «Истоки и смысл русского коммунизма» анализирует идейное сходство коммунизма и христианства, объясняя идеологическую укорененность коммунистических идей в русском религиозном сознании [1, с. 138-139].

Атеистическая по форме и устремлениям советская идеология по праву может быть охарактеризована как религиозно-

мифологическая. Она имеет собственную «священную историю», свои «кануны» в виде революционных событий 1905 года, своих предтеч («революционные демократы» XIX века), своих демиургов и пророков, подвижников и мучеников, свои ритуалы и обрядовый календарь.

Сложность систематизации советских мифов состоит в том, что они имеют множество производных структур. Однако можно выделить три основных мифа, которые и становились «вершителями» идеологии: революционный миф, миф о священной Земле и миф о вожде.

В 20-е годы акцент делается на фундаментальную «перестройку» старого государственного строя и социального уклада, рождая революцнонный миф. Этот «космогонический миф» был связан с представлением о зарождении нового мира, молодого и прогрессивного, вытесняющего хаос прошлого.

Из революционного мифа непосредственно вытекает другой важнейший советский миф - о священной Земле. «Священная территория» - итог трансформации мира, своего рода царство справедливости, разделяющее мир на доброе и злое, своих и врагов. Утверждение торжества идеи через противостояние врагу происходит также и в военном мифе, берущем свое начало в мифе о Гражданской войне.

С мифом о священной земле тесно связана другая «производная» мифологема - о земном рае, призывающая терпеть и жертвовать собой во имя блаженства будущих поколений. Мечты о будущем, которыми жил советский миф в 20-е годы, начинают «осуществляться» (или попросту «вдалбливаться» средствами массовой информации в сознание людей) в 30-е. Так складывается «миф о счастливой жизни», воспевающий «прекрас-

ное житье» в стране Советов и находящий воплощение в символической реальности массовых шествий, праздников и в искусстве социалистического реализма.

Тоталитарная культура предполагала растворение отдельного человека в коллективе, возвышаться над которым мог только герой или вождь. Таким образом, миф о вожде стал важной частью советской мифологии.

Композиторы не могли не претворить в своих произведениях советскую государственную мифологию, обращение к которой сулило многообразные творческие результаты.

20-е годы были овеяны относительной свободой творческих поисков; наряду с «правоверными» пролетарскими группами в стране действовало авангардное крыло советского искусства в лице АСМ, творческих объединений футуристического и конструктивистского направлений. Они демонстрировали немалые возможности как в области создания сочинений на современную тему, так и в привнесении веяний с Запада. Только на рубеже 20-х - 30-х годов произошла переоценка эстетических ценностей, в итоге исключившая из художественной практики всяческое посягательство на создание искусства новаторского толка.

К 30-м годам складывается формальный и содержательный канон, связанный с нарождающейся мифологией. Квинтэссенцией воплощения последней явилось сталинское 25-летие. Так называемое «искусство» ограничивалось рамками мифической системы социально-ценностной ориентации, способствовавшей рождению «пышных», но малозначимых произведений-однодневок, основная цель которых - продемонстрировать лояльность официальной пропаганде.

В композиторском творчестве происходит смена ценностных установок: принцип элитарности, уникальности художественного целого уступает место массовости и соцреали-стическому методу. Стремясь отобразить действительность, музыка соцреализма неизменно обращалась к слову, компенсируя недостающую ей в силу ее природы понятийность. Отсюда вытекает и негласная иерархия жанров, определяющим моментом которой была непосредственная зависимость от слова и программы, а значит, потенциальная возможность адекватного отражения действительности в

том или ином жанре. Соответственно при трактовке каждого жанра существовала опасность выйти за рамки традиции, грозившая обвинением в формализме или, что еще хуже, в антинародности. Композиторы, принявшие навязываемый стиль поведения, сознательно «растворяли» свой индивидуальный язык в общепринятой лексике. Это влекло за собой унификацию выразительных средств и появление своего рода «универсального стиля эпохи». В этих условиях способность к индивидуальному творческому поиску не теряли лишь исключительно одаренные художники, отстаивающие, порой в завуалированных формах, приоритет концепционной уникальности перед политической злободневностью.

Центром разветвленной жанровой системы в музыке стала массовая песня. Именно она, как самый мобильный и востребованный жанр эпохи, выдвигается на первый план, превратившись в своеобразный «резервуар социалистических мифов» (Х. Гюнтер) [3, с. 46]. Подобно другим жанрам, массовая песня приобрела особый размах в 30-е годы. Большая их часть воплощает миф о счастливой жизни народа, ориентирована на утверждение полного и безоговорочного торжества достижения социалистического идеала. Тексты песен как раз и рассказывали о стране будущего, наделяя ее сказочными чертами; мир песен тем самым превращался в некую «виртуальную» реальность. Таковы песни: «Москва майская» (музыка братьев Покрасс, слова В. Лебедева-Кумача), знаменитая «Песня о Родине» из картины Г. Александрова «Цирк» или «Марш веселых ребят» из одноименного кинофильма (музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача). Массовая песня формирует круг основных персонажей советского мифа «о большой семье», состоящий из Сталина-отца, Родины-матери и народа, которому отводится роль детей.

В течение всей истории советской музыки массовая песня находилась на особом положении, так как являла собой не только жанровый знак советской эпохи, но и рожденное им новое языковое качество - песенность. Именно она стала одной из стилистических констант музыки соцреализма, проникая во все ее жанры.

Второе место по значимости в музыке занимают жанры кантаты и оратории. Оратория «Путь Октября» (1927), написанная

коллективом авторов - участников творческой группы ПРОКОЛЛ, явилась первой заявкой на решение большой историко-революционной темы в ораториальном жанре. Именно от этого сочинения идет ответвление политически ангажированной кантаты, занявшей в сталинский период главные «посты» в музыке.

Востребованной временем стала так называемая «дидактическая» кантата, основу которой составляли документальные тексты: например, «Красная армия» М. Черемухина или «Кантата к 20-летию Октября» С. Прокофьева. Весьма распространенной была также кантата на псевдонародные стихи (к этой разновидности можно отнести «Здравицу» С. Прокофьева).

Революционный миф, вдохновлявший в то время практически все искусство, не теряет своего значения и здесь; линию юбилейных виватных произведений продолжают кантаты к 20-летию Октября С. Прокофьева и С. Василенко. Культуру национальной героики воплощают такие произведения, как «На поле Куликовом» Ю. Шапорина, «Александр Невский» С. Прокофьева, а также кантаты, созданные в годы войны: «Сказание о битве за русскую землю» Ю. Шапорина, «Народная священная война М. Коваля, «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» С. Прокофьева (1942) и многие другие.

В 30-е годы миф о счастливой жизни породил гигантское количество произведений кантатно-ораториального жанра, качество которых, несмотря на их, в общем-то, гуманистическую концепцию - борьбу за мир, находилось в обратной пропорции с количеством. В основу послевоенных сочинений ложилась неизменная мифологическая структура, включающая канонизированные сцены и тексты героико-патриотического толка. Примером может служить кантатная «триада», написанная по следам кампании 1948 года: «Кантата о Родине» А. Арутюняна (1948), «Песнь о лесах» Д. Шостаковича (1949) и «На страже мира» С. Прокофьева (1951).

Жизнь подобным конъюнктурным опусам могло дать лишь перо настоящего мастера, который, прикрепив к произведению рамку из ритуально-коммунистических заклинаний, вместе с тем затрагивал вечные темы человеческого бытия. Так произошло с «Песней о лесах» Д. Шостаковича: официальный патриотизм и верность партийным идеалам не ис-

черпывают мифологической составляющей этой дышащей просторами и солнечным светом музыки. Любовь к родине и своему народу, воспевание природы и человека, его благостного труда и светлых надежд, мотив весны как вечной юности - вот те вечные темы, не позволяющие произведениям, подобным «Песни о лесах», стать в ряд однодневок.

Опера, вышедшая на «путь героико-патриотического стиля» [6, с. 28], должна была с большой степенью наглядности представить на сцене сюжеты, почерпнутые из советской социалистической мифологии. Особенно показательны в этом отношении большие многоактные композиции песенно-плакатного стиля, написанные в 1935-1957 годы (т. е. до начала «оттепели»): «Тихий Дон» и «Поднятая целина» И. Дзержинского, «В бурю» и «Мать» Т. Хренникова, «Броненосец «Потемкин» О. Чишко, «Великая дружба» В. Мурадели, «Семья Тараса» Д. Кабалевского и др.

В советской героико-патриотической опере претворены основные идеологемы советского искусства2. Характер воплощения их мог быть как сюжетно-сценический, так и музыкально-драматургический. В первом случае основной конфликт мог быть условно выражен противостоянием между «нашими» и «ненашими». Во втором - конфликт определяет мифологизация как художественный принцип. Г. Игдалова в статье «Героико-патриотическая опера в аспекте социалистического мифосознания» пишет: «Среди способов мифологизации средствами музыки выделяются: особый, направленный на обличение тип «обобщений через жанр», новая («классовая») семантика цитат, несколько иной (в сравнении с классическими образцами) тип лейтмотивов и их функции, а также «песенная драматургия, обусловившая пути соприкосновения оперы с массовой песней - самым «ми-фогенным» среди жанров советской музыки» [5, с. 287].

На рубеже 20-х - 30-х годов соцреализм также диктует свои правила и в области балетного жанра. В балет вернулся многоактный сюжетный спектакль («Красный мак» Р. Глиэра стал первым советским балетом на современную тему в 1927 году), преобладал тип исторического и героико-драматического балета («Лауренсия» А. Крейна, «Спартак» А. Хачатуряна, «Пламя Парижа» Б. Асафьева).

Жанрам инструментальной музыки в иерархической системе соцреализма отводилось периферийное место. Тем не менее, эта сфера музыки, в наименьшей степени подвластная канону, была призвана выполнять те же задачи, что и опера, и хоровые жанры: «отражать действительность в ее революционном развитии».

Едва ли не имманентным качеством симфонии была объявлена программность. Она определялась современной тематикой: революционной (Вторая и Двенадцатая симфонии Д. Шостаковича, Шестая симфония Н. Мясковского, Симфонический монумент М. Гнесина, симфония Ю. Шапорина), темой нового социалистического образа жизни (Двенадцатая и Шестнадцатая симфонии Н. Мясковского, Третья и Четвертая Л. Книппера, Третья Д. Шостаковича), идеологизированного мифологического представления о борьбе за светлое будущее страны и человечества (к ней советское музыкознание причисляло Двадцать первую симфонию Н. Мясковского, Пятую Д. Шостаковича, Четвертую Д. Кабалевского и Вторую О. Тактакишвили). Одна из ответственейших задач возлагалась на плечи создателей в симфоническом жанре образа В. И. Ленина. Решению этой темы были посвящены творческие усилия В. Шебалина (симфония-поэма «Ленин»), Д. Гаджиева (Четвертая симфония «Памяти В. И. Ленина»), Д. Кабалевского («Симфония-реквием памяти В. И. Ленина»),

A. Крейна («Траурная ода памяти

B. И. Ленина») и многих других композиторов.

Соцреалистическая симфония тяготела к монументальным формам и была ориентирована на модель классического «полнометражного» четырехчастного цикла. Что касается музыкального языка, то курс на простоту и приоритет песенности, заданный с 30-х годов, ведет к рождению целого направления советского песенного симфонизма.

Нет сомнений в том, что музыка советской эпохи в массе своей исходила из положений эстетики соцреализма. И конечно сразу возникает вопрос о соотношении художественной и социальной ценности такого искусства, о его возможности существовать в другой, нежели соцреалистической, системе координат. Что касается произведений-однодневок, то сразу после премьеры они ис-

чезали со сцены, канув в Лету . Но было и немало исключений - сочинений, сохранивших свою художественную ценность и даже сценическую жизнеспособность, несмотря на внешнее соответствие параметрам соцреализма. Миф как таковой в этом случае мог стать лишь толчком к созданию многоуровневых концепций, что и произошло, к примеру, с целым рядом опусов Д. Шостаковича и С. Прокофьева (однако оба композитора данный подход осуществляли по-разному). Как же можно было в жестких условиях идеологической жандармерии сохранить свое «я», свою творческую индивидуальность и особенности языка и стиля? Думается, каждый настоящий художник вырабатывал свои уникальные способы и подходы к данной проблеме, сумев воплотить в своем творчестве непреходящие ценности бытия, оставаясь верным собственным идеалам.

Примечания

1 А. Бочаров дает следующее определение мифу: «Миф - образная формула предрассудка и знания, так как через эмоциональное способен утверждать нравственные ориентиры» [см.: 2, с. 182].

2 Об этом подробно пишет Г. Игдалова в статье «Музыка сталинской эпохи и доктрина соцреализма» [см.: 4, с. 107-120].

3 Эта громадная серая масса сочинений, не отмеченная печатью таланта их создателей, становится фокусом рассуждений Марины Фроловой Уокер в статье «Музыка советской литургии, или Скучное искусство». См.: Фроло-ва-Уокер М. Музыка советской литургии или Скучное искусство // Оркестр: сб. статей и материалов в честь И.А. Барсовой. М., 2002. С. 359-369.

1. 2.

3.

4.

Литература Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. 224 с. Бочаров А. Мчатся мифы, бьются мифы // Октябрь. 1990. № 1. С. 181-191. Гюнтер Х. Поющая родина (Советская массовая песня как выражение архетипа матери) // Вопросы литературы. 1997. № 4. С. 46-61.

Игдалова Г. Музыка сталинской эпохи и доктрина соцреализма (по материалам журнала «Советская музыка») // Gradus

ad pamassum: сб. статей молодых музыковедов. Н. Новгород, 1998. С. 107-120.

5. Игдалова Г. Советская героико-патриотическая опера в аспекте социалистического мифосознания // Русская культура и мир: тезисы докладов участников международной научной конференции / Нижегородский педагогический институт иностранных языков. Н. Новгород, 1993. С. 286-288.

6. Очерки советского музыкального творчества / под ред. Б. В. Асафьева. М.-Л.: Музгиз, 1947. Т. 1. 320 с.

7. Фролова-Уокер ММузыка советской литургии или Скучное искусство // Оркестр: сб. статей и материалов в честь И. А. Барсовой. М., 2002. С. 259-269.

© Зароднюк О. М., 2013

ДИАЛОГИЧНОСТЬ КАК ТИП МЫШЛЕНИЯ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ КОНЦЕРТАХ ТАТЬЯНЫ СЕРГЕЕВОЙ

В инструментальных концертах Т. Сергеевой диалогичность представлена как основополагающий признак жанра, так и тип мышления композитора. В статье выделены характерные приемы, способы реализации принципа диалогичности на разных уровнях музыкального текста.

Ключевые слова: диалогичность, жанр концерта, Татьяна Сергеева

В иерархии жанровых симпатий московского композитора Татьяны Сергеевой жанр концерта занимает ведущее положение. В списке сочинений на сегодняшний день представлены семь концертов для разных инструментов: фортепиано, контрабаса, тромбона, скрипки, домры. Сознательно уходя от догм и штампов, Сергеева никогда не стремится при этом удивить или эпатировать публику. Сейчас, когда «в ситуации смены мировоззренческой парадигмы художники-авангардисты открывают плодотворность беспорядка, обращаются к идеалам неформальности, неупорядоченности, случайности» [1, с. 45], ее музыка воспринимается как оплот верности классическим принципам. Но при внешне обманчивой традиционности ее сочинения оригинальны и охватывают самый широкий круг тем - от античности до современности. По отношению к жанру концерта она сохраняет его основополагающие признаки: диалогичность, солирование, принцип игры. В сочинениях Т. Сергеевой диалогичность представлена так плодотворно и многозначно, что представляется возможным выделить ее как тип мышления.

Музыковед М. Лобанова в самом названии жанра выделяет «этимологический диалог», поскольку слово концерт выводится и от обозначения «совместная игра», и от «состя-

зания». Диалогическую сущность концерта подчеркивает Б. Асафьев, замечая, что «...значение "соревнования" заключается не в виртуозном превосходстве. а в совершенстве диалога» [2, с. 218]. Концертный стиль Татьяны Сергеевой немыслим без диалога, реализованного на нескольких уровнях. Во-первых, диалог возникает на уровне жанровых решений, множественных по внешним признакам, но тесно связанных сквозными идеями. С формальной точки зрения, каждый концерт единичен: не повторяются солисты, оркестровые составы, количество частей (за исключением дублирования двухчастного цикла в Контрабасовом и Фортепианном концертах). Но реально все вместе они образуют некий «сверхцикл», наделенный схожими образами, способами развития материала, лейтинтона-циями.

Во-вторых, диалог организует драматургию каждого концерта. Структура многих концертов организована по принципу непропорциональной двухчастности (на разных уровнях), усиленной образными контрастами. Ямбическая направленность ко второй, более развернутой половине подкрепляется господством в ней динамичных, действенных образов. Соотношения частей в концертах представляются как диалогические пары: созерца-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.