Научная статья на тему 'Кантатно-ораториальное творчество отечественных композиторов в программе профессиональной подготовки дирижера-хормейстера'

Кантатно-ораториальное творчество отечественных композиторов в программе профессиональной подготовки дирижера-хормейстера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1970
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНТАТНО-ОРАТОРИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОМПОЗИТОРЫ / СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / CANTATA-ORATORIO CREATIVITY / RUSSIAN COMPOSERS / MODERN MUSIC / SKILLS TRAINING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шинтяпина Инна Викторовна

Статья посвящена рассмотрению особенностей использования в программе профессиональной подготовки дирижера-хормейстера теоретического материала в области истории кантатно-ораториального жанра. Творчество отечественных композиторов, в данном аспекте вокально-хорового искусства, является оригинальной страницей и естественным продолжением эволюции жанра в ХХ столетии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CANTATA AND ORATORIO WORK’S OF LOCAL COMPOSERS IN THE PROGRAMM OF PROFESSIONAL TRAINING OF CONDUCTOR-CHORUS MASTER

The article is devoted to the features of the use of theoretical material in the history of the cantata-oratorio genre in the professional training program of the conductor-choirmaster. Creativity of russian composers in this aspect of vocal and choral art is an original page and a natural continuation of the evolution of the genre in the twentieth century.

Текст научной работы на тему «Кантатно-ораториальное творчество отечественных композиторов в программе профессиональной подготовки дирижера-хормейстера»

4. Кирьякова, А.В., Ольховая, Т.А., Белоновская, И.Д. Аксиология образования. Прикладные исследования в педагогике: монография. - М.: Дом педагогики, 2010. - 293 с.

5. Климов, Е.А., Бодалев, А.А., Деркач, А.А., Карпов, А.В. О задачах и направлениях современных акмеологических исследований // Акмеология. - 2013. - № 3 (47). - С. 85-90.

6. Овчинников, О.М. Актуальные вопросы подготовки специалистов для оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы (на примере ВЮИ ФСИН России) // Вестник Владимирского юридического института. - 2016. - № 1 (28). - С. 42-45.

7. Сорокин, А.В. Формирование профессиональной компетентности слушателей вузов ФСИН России: автореф. ... дисс. канд.пед.наук. - Шуя, 2012. - 21 с.

8. Феденко, Н.Ф. Актуальные проблемы военной социальной психологии. - М.: Наука, 1983. -С. 270-280

9. Knowles, M.S., Holton, III E.E., Swanson, R.A. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. - 6th edition. - London, New York, etc.: ELSEVIER Butterworth Heinemann, 2005. - 378 pp.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Шинтяпина Инна Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

КАНТАТНО-ОРАТОРИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ В ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИРИЖЕРА-ХОРМЕЙСТЕРА

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей использования в программе профессиональной подготовки дирижера-хормейстера теоретического материала в области истории кантатно-ораториального жанра. Творчество отечественных композиторов, в данном аспекте вокально-хорового искусства, является оригинальной страницей и естественным продолжением эволюции жанра в ХХ столетии.

Ключевые слова: кантатно-ораториальное творчество, отечественные композиторы, современная музыка, профессиональная подготовка.

Annotation. The article is devoted to the features of the use of theoretical material in the history of the cantata-oratorio genre in the professional training program of the conductor-choirmaster. Creativity of russian composers in this aspect of vocal and choral art is an original page and a natural continuation of the evolution of the genre in the twentieth century.

Keywords: cantata-oratorio creativity, Russian composers, modern music, skills training.

Введение. В комплексной профессиональной подготовке будущего дирижера-хормейстера большую роль наряду с предметами практической направленности играют дисциплины теоретического блока. В частности хороведение, история хорового искусства, методика преподавания дирижерских дисциплин, изучение кантатно-ораториального жанра и др. Многочисленные исследования, посвященные комплексному воспитанию дирижера-хормейстера как педагога, психолога, воспитателя, руководителя, организатора, свидетельствуют о лидирующей в этом списке его профессионально - компетентностных качеств, теоретической подготовке в области вокально-хорового искусства.

Изложение основного материала статьи. Повышение эффективности хормейстерской подготовки студентов в высших учебных заведениях возможно благодаря целенаправленной теоретической подготовке, включающей, в том числе, и изучение кантатно-ораториального жанра. На базе приобретаемых знаний дирижер-хормейстер должен овладеть профессиональными компетенциями, которые будут соответствовать основным видам будущей профессиональной деятельности. Среди основных компетенций дирижера-хормейстера выступают знания в области: освоения основного учебно-педагогического репертуара; теоретических основ хорового искусства, лучших образцов русской и зарубежной музыки, произведений современных композиторов; исполнительского репертуара. В этом аспекте изучение истории кантатно-ораториального жанра выступает актуальной проблемой [1].

Анализ современной музыковедческой литературы по проблеме исследования свидетельствует, что профессиональная отечественная композиторская школа обратилась к жанру кантаты и оратории в начале XIX века. Первая русская оратория «Минин и Пожарский» была создана в 1811 г. С. Дегтяревым на текст Н. Горчакова. В стилистическом отношении она сродни обычаям официально-торжественной музыки XVIII столетия, каковые проявлялись в стремлении к пышной хоровой и оркестровой звучности, в изобилии фанфарных оборотов. Патетический характер оратории, размах композиции в целом при ясном членении её на внутренние завершенные построения соответствовали требованиям эстетики классицизма. В 3-х частях крупного произведения, согласно драматургии приближающегося к опере, Дегтярев широко применял разнообразные средства музыкальной выразительности. Наравне с симфоническими номерами, яркими мощными контрастами и эффектными способами, он использует различные формы сольного пения (арии, дуэты), однако основную роль поручает хору как выразителю патриотической идеи оратории. Согласно фактуре хоры близки к изложению духовных концертов: применение перекличек хоровых групп, сопоставления хорового tutti с сольными ансамблями, способов имитационной полифонии [9, с. 56].

Также в данном жанре активно трудился уже на рубеже XIX - XX веков А. Рубинштейн, в творчестве которого представлен ряд ораторий, таких как: «Потерянный рай», «Вавилонское столпотворение», «Суламифь», «Моисей», «Христос». Сам композитор именовал их «духовными операми». Художественный мир ораторий А.Рубинштейна формирует жанровую преемственность западноевропейской традиции в драматургическом, композиционном и концептуальном уровнях. Приемы ораториального стиля активно применялись в операх русских классиков - в виде больших эпических хоровых сцен («Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. Бородина,) [2].

Жанр оратории обретает новое звучание у отечественных композиторов ХХ в. при воплощении исторической и современной темы: «Емельян Пугачев» М. Коваля (1939); «Сказание о битве за русскую землю» Ю. Шапорина (на тексты поэтов К. Симонова, М. Лозинского, А. Суркова), приурочена к победе под Сталинградом (1943); «На страже мира» С. Прокофьева на текст С. Маршака (1950). Творения Ю. Шапорина и С. Прокофьева роднит большая патриотическая тема освободительной борьбы народа. Главным героем оратории военных лет предстает народ, по этой причине, значительно и возрастает значимость массовых хоровых эпизодов. В послевоенные годы оратории посвящаются теме мирного строительства, например «Песнь о лесах» Д. Шостаковича (1949).

Разнообразием тематики и философской углублённостью отмечены оратории 1950 - 1960-х гг. Новейшее осмысление получает военная тематика в Реквиеме Д. Кабалевского на текст Р. Рождественского памяти погибших в Великой отечественной войне (1963), в оратории «Нагасаки» А. Шнитке (1958), «Доколе коршуну кружить» Ю. Шапорина (1963, на стихи А. Блока, К. Рылеева, К. Симонова). Революционная тема обретает воплощение в оратории - поэме «Двенадцать» В. Салманова (1957, на текст А. Блока), в оратории «Сны революции» В. Рубина (1963, на слова В. Луговского). Представляет интерес в смысле жанрового решения «Поэтория» Р. Щедрина (1968, на слова А. Вознесенского), название образовано от слов «поэт» и «оратория».

Жанровой новизной и плакатностью мелодического стиля отличается «Патетическая оратория» Г. Свиридова (1960, на слова В. В. Маяковского). Вплоть до настоящего дня она сохраняет статус новаторского произведения. Выражение идеи преобразования, переустройства общества характеризуется смелыми приемами музыкальной драматургии. Наполненная высоким пафосом, задуманная как музыкальная мистерия, оратория стала крупным монументом истории XX столетия [8].

Качественно новейший этап в развитии ораториального жанра начинается в 1960 - 1980-е годы. Это период новаторских исканий, обогащения музыкального языка новыми интонационными средствами, возникновения нестандартных стилевых методов (алеаторика, сонористика, серийность). Формирование жанра происходит в нескольких направлениях: - гражданственно-патриотическая тема («Сны революции»

B. Рубина, «Поднявший меч» Н. Сидельникова, «Оратория на стихи поэтов-фронтовиков» А. Николаева); -лирико-философский пласт («К солнцу» А. Чайковского, «Вечерние песни» В. Рубина); - полистилистическое направление, свободно синтезирующее черты различных жанров: оперы, оратории, кантаты («Ленин в сердце народном» Р. Щедрина; «Скоморохи» В. Гаврилина, Реквиемы А. Шнитке, Э. Денисова).

Среди полистилистических способов, воплощенных в ораториях, необходимо назвать: цитирование -применение известного тематизма; полимелодический склад - сочетание песенных и инструментальных жанров; перенесение в хоровую сферу симфонических приемов - в частности, различных сонористических элементов (кластеров, остинато, педалей, свободного интонирования, вплотную до недифференцированных созвучий) [3, с. 73].

Советские оратории отличают демократизм и подлинная народность, социально-значимое содержание и усиление роли народных масс, хора, который зачастую выполняет основную драматургическую функцию. Достижением советских композиторов считается насыщение оратории симфоническим развитием, что способствует наиболее действенному раскрытию драматического содержания. Вместе с симфонизацией оратории формируются многие новые принципы музыкальной драматургии, к примеру, столкновение разных интонационных сфер (Прокофьев, Шапорин). С целью увеличения напряжения динамики музыкального повествования, для подчёркивания драматичности ситуации или раскрытия разных планов музыкальной драматургии в советских ораториях зачастую вводится партия солиста-чтеца. В современных ораториях активизируется процесс синтеза жанров, оратория сближается с кантатой («Песнь о лесах» Д. Шостаковича), оперой, симфонией, отчетливые границы между ними стираются [6].

Характерным жанром отечественной музыкальной культуры XX столетия, наравне с ораторией, является кантата. Данное вокально-хоровое произведение может быть только хоровым (без солистов), камерным (без хора), с сопровождением либо без него, одночастным либо многочастным. Кантаты отечественных композиторов можно различить по содержанию и характеру: сольные театрализованные, приветственные, юбилейные, лирические, лирико-философские. В числе ранних кантат отечественных композиторов - «Пир Петра Великого» и «Последний день Помпеи» А. Верстовского (первая на стихотворение А.Пушкина, другая - на либретто Ю. Арнольда). Данные «кантаты» исполнялись также и в инсценированном виде - с декорациями, в костюмах и с оркестровым сопровождением. На рубеже XIX - ХХ столетий, с изменением музыкального языка, изменились и кантаты: воплощающие образы родной страны («Москва» П. Чайковского), историко-легендарные («Песнь о вещем Олеге» Н. Римского-Корсакова), запечатлевающие полотна природы («Из Гомера» Н. Римского-Корсакова, «Весна» С. Рахманинова), углублённо-общефилософского плана (лирико-философская кантата «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма»

C. Танеева). К жанру кантаты близка поэма «Колокола» С. Рахманинова [10]. Также активно создавались кантаты, посвящённые важным датам: кантата А. Глазунова к 100-летию со дня рождения А. Пушкина, к открытию в 1906 памятника М. Глинке в Петербурге М. Балакирева и прочие.

В советский период жанр кантаты был представлен такими произведениями, как: «К 20-летию Октября» (1937), «Александр Невский» (1939), «Здравица» (1939) С. Прокофьева; «Курские песни» и «Весенняя кантата» для хора и симфонического оркестра (1972) Г. Свиридова, кантата «Сказание о битве за русскую землю» и симфония-кантата «На поле Куликовом» Ю. Шапорина, «Киров с нами» Н. Мясковского и др.

В 1938 г. С.Прокофьев создает кантату «Александр Невский» на текст В. Луговского. В её основу была положена музыка к одноименному кинофильму С. Эйзенштейна. В обрисовке образов русских людей Прокофьев, никак не применяя прямых цитирований из фольклорных источников, создает мелодии, близкие старинным величальным, лирическим протяжным песням, эпическим былинам. В особенности наглядно черты народной песенности проявляются в «Песне об Александре Невском. Хор «Вставайте, люди русские» (4 часть) близок воинским походным маршам. Активные, призывные интонации смешанного хора воссоздают звон набатного колокола. «Русские» темы из 2-ой и четвертой частей встречаются и в иных номерах кантаты («Ледовое побоище», «Въезд Александра во Псков»), олицетворяя лучшие черты народа: безусловную любовь к отечеству, мужество, смелость и непримиримость к врагу [4].

Героическим страницам русской истории посвящены также кантаты «На поле Куликовом» Ю. Шапорина, «Родина великая» Д. Кабалевского, «О Балтике и Ленинграде» М. Юдина. В послевоенные года возникает множество кантат патриотического содержания, приуроченных к победе, трудовому подвигу

народа. Из числа их: «Победная кантата» А. Новикова, «Утро Отчизны» М. Сорокина, «Над Родиной нашей солнце сияет» Д. Шостаковича, «Москва» В. Шебалина.

В 1960 - 1980-е года в формировании кантаты отслеживается ряд тенденций: - происходит активизация фольклорного пласта («Курские песни» и «Весенняя кантата» Г. Свиридова; «Воинские причитания» В. Рябова; «Свадебные песни» Ю. Буцко); - возникает ряд кантат общефилософского содержания («История доктора Иоганна Фауста» А. Шнитке, «Снег идет» и «Ночные облака» Г. Свиридова); - отслеживается тенденция нетрадиционного решения жанра («Маленькая кантата» из оперы «Не только любовь» и «Бюрократиада» Р. Щедрина; «Перезвоны» В. Гаврилина) [5].

В кантате «Бюрократиада» Р. Щедрина (1963) применен нарочито прозаический текст (из памятки для отдыхающих в пансионате «Курпаты»), отображающий традицию русской музыкальной сатиры, идущей от А. Даргомыжского и М. Мусоргского. Щедрин приблизился к тексту равно как музыкант, надумавший обнажить средствами собственного искусства устрашающую тупость «продукта», вышедшего из головы небольшого Госслужащего. Композитор применял в кантате проверенные, связанные с вполне определенными, устойчивыми ассоциациями музыкальные жанры и формы - подобные, равно как ария lamento, дуэт, хорал, двойной канон, фуга. Разнообразны и вокальные приемы: хоровой унисон, придающий музыке оттенок комизма; сочетание плавного голосоведения с подчеркнутой мерностью пульсирующих аккордов сопровождения в духе старинных арий времен Баха, Генделя и Скарлатти; распевы - юбиляции, укрупняющие окончания фраз. В «Бюрократиаде» раскрылись новые стороны Щедрина как специалиста остросатирической, пародийной интонационной характеристики. Одновременно с тем, в ней были впервые опробованы новые средства музыкального языка, получившие развитие в наиболее поздних сочинениях композитора [7].

Одним из наиболее известных сочинений кантатного жанра является симфония - действо В. Гаврилина «Перезвоны» для солистов, большого хора, гобоя и ударных инструментов. Двадцать частей (13 из них вокальные, 7 исполняются гобоем соло) образуют развернутую циклическую форму, чередующую контрастные образы. Прежде всего, следует особо отметить синтетичность жанра выбранного композитором. Вокальная симфония, сформировавшаяся в 60-х годах XX столетия, показана многочисленными музыкальными примерами. Вокальный компонент стал привычной принадлежностью симфонических концепций. С этой точки зрения, «Перезвоны» соответствуют собственному наименованию «симфония», трактуемому равно как циклическое целое, обладающее внутренним единством и контрастностью, масштабностью замысла, широтой образных градаций.

Не менее существенно слово «действо», парное с симфонией: оно содержит свою предысторию, потому как прецеденты театрализованных вокально-инструментальных жанров в музыке XX столетия существуют давно. Здесь сказываются опосредованные связи с музыкой И. Стравинского: «Байка», «Свадебка», «История солдата» - настолько же далекие, сколь и очевидные аналоги «Перезвонов». Именно Стравинскому было предначертано реализовать специфичный синтез игрового начала с балетной, и, кроме того кантатно-ораториальной жанровой основой: фольклорная среда явилась для этого благоприятной и естественной почвой. В случае если жанровая сторона «Перезвонов» отталкивается от данных корней русской музыки, в таком случае, ее языково-стилистическая основа апеллирует к иному истоку - музыка Гаврилина, обладающая своим проявлением простоты, ее концентрированно обнаженным характером развивает традицию Г. Свиридова. Переплавка столь различных традиций создает принципиально новое качество, рождая неповторимый облик сочинения. Он основан на специальном качестве интонационного материала, которое следует охарактеризовать с позиций минимализма - тенденции, во 2-ой половине XX столетия развивающей в особых формах микротематизм. У В. Гаврилина основой организации музыкального материала является попевка в ее наиболее простом виде - двузвучие, трихорд. Остинато вытягивают повторения данных мотивов в протяженные вариантные цепи: ритмико-фактурные ячейки перемещаются на различную высоту, создавая эффекты близких и далеких тональностей. Многочисленны в «Перезвонах» и образцы полиостинатных встречных ритмов [6, с. 325].

Появляется особое качество стилистики, воплощающее образный замысел: симфония-действие раскрывает различные грани русской души - склонность к лиричности, юмору, сопереживанию. Они поданы в особенной манере - располагающе наивной, застенчивой простоты, доверительности, нежного добродушия - качеств русского характера, наглядно раскрытых В.Шукшиным. «Перезвоны» - своеобразная энциклопедия современного хорового стиля с его многослойностью образных и жанровых компонентов, текстовых особенностей; тут применены многие характерные фактурные приемы, предназначающиеся воплощению образного замысла в противопоставлениях [10]. Интересно и специфично развивает В.Гаврилин «инструментальные» возможности хора. Они связаны, первоначально лишь, с разными приемами хоровой колокольности - тут на первый план выходит звукоподражание, имитирование («Ерунда», «Воскресение», «Вечерняя музыка»). Ударные подключаются к хору равно как реальные инструментальные краски, усиливающие сонорику заключительной кульминации, невыполнимой только лишь в условиях хоровой звучности. «Перезвоны» В.Гаврилина - это показательный, яркий пример современного хорового стиля. Неоспорима полная связь произведения с традициями национального хорового искусства во всем его многообразии, историческом объеме.

В 1990-е года в формировании кантатно-ораториального жанра прослеживается неоканоническая направленность, связанная с возрождением духовного направления хоровой музыки. Стимулами к формированию отечественными композиторами немалого количества духовных сочинений храмового и вне храмового предназначения стали легализация разных областей деятельности церкви - богослужение, образование, миссионерское движение, организация фестивалей русской духовной музыки. Кроме этого было внутреннее желание самих отечественных композиторов окунуться в сакральный смысл словесных текстов, сопряженных с темами и образами Священного Писания, познать глубинные слои русской православной национальной культуры, изучить музыкальные жанры католической традиции, которые никак не могли являться востребованы в эпоху семидесятилетней истории советского режима. В русле неоканонической традиции были сформированы оратории «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа» Э. Денисова, «Русские страсти» А. Ларина, «Плач Иеремии» В. Мартынова, «Песнь песней» Д. Смирнова, «Еврейский реквием» М. Броннера; кантаты «Свеча рождества» М. Малевича, «Рождественская кантата» и «Литургическая кантата» М. Гоголина, «Вифлеемская звезда» В. Панченко.

Выводы. Таким образом, кантатно-ораториальный жанр приобрел новые формы в музыке отечественных композиторов. Развитие и становление данного жанра на основе древнерусских распевов, партесного пения, духовных концертов, новые разновидности данного жанра, характерные стилевые черты, весьма повлияло на дальнейшее его развитие. Хоровое искусство, являясь специфическим видом музыкально-исполнительской деятельности, интегрирует основные виды музыкального исполнительства, разнообразной концертной деятельности, поиска нестандартных способов репетиционной хоровой работы, владение специальными знаниями, необходимыми в процессе профессиональной дирижерско-хоровой деятельности.

Литература:

1. Васильев В. Очерки о дирижёрско-хоровом образовании / В.Васильев. - Л., 1990.

2. Герасимова-Персидская, Н. А. Русская музыка XVII века - встреча двух эпох / Н.А. Герасимова-Персидская. - М.: Музыка, 1994. - 126 с.

3. Григорьева, Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века / Г.В. Григорьева. - М.: Советский композитор, 1989. - 89 с.

4. Григорьева, Г. В. Русская хоровая музыка 1970 - 80-х годов / Г. В. Григорьева. - М.: Музыка, 1991. - 78 с.

5. Ильин, В. П. Очерки истории русской хоровой культуры. II пол. XVII - начало XX века / В. П. Ильин. - М.: Композитор, 2007. - 376 с.

6. Левая, Т. Н. История отечественной музыки второй половины XX века / Т. Н. Левая. - М.: Композитор, 2010. - 556 с.

7. Орлова, Е. М. Лекции по истории русской музыки. Издание второе / Е. М. Орлова. - М.: Просвещение, 2000. - 172 с.

8. Свиридов, Г.В. Патетическая оратория / Г.В.Свиридов. - М.: Музыка, 1969. - 73 с.

9. Скобелева, О. В. История русской хоровой музыки: Учебное пособие / О.В.Скобелева. - Ялта.: ГПА, 2015. - 218 с.

10. Сохор, А. Н. Музыкальная драматургия вокально-симфонических произведений / А. Н. Сохор. - М.: Просвещение, 1978. - 215 с.

Педагогика

УДК 37.011.31

кандидат педагогических наук, доцент Щербакова Елена Викторовна

Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Щербакова Татьяна Николаевна

Московский городской педагогический университет (г. Москва)

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Аннотация. Представленная статья позволяет получить разносторонние представления о формировании имиджа педагога в образовательной организации. В ней раскрывается ряд ключевых понятий, связанных с характеристикой имиджа современного учителя. Даются рекомендации педагогам по организации эффективного имиджирования, определения перспектив самосовершенствования профессионального мастерства преподавателей. Показан имидж учителя как эмоционально окрашенный образ восприятия в сознании разных групп людей. Авторы раскрывают ряд понятий, связанных с характеристикой имиджа педагога. Особое внимание в статье отводится проблеме развития человеческой уникальности и реализации личностью собственной неповторимости в педагогической деятельности. Показана динамика развития восприятия личности педагога в разные годы общественного развития. Отмечены наиболее значимые внешние и внутренние составляющие, которые определяют формирование имиджа учителя.

Стержневым является междисциплинарный подход к изучению проблем формирования имиджа учителя и совершенствования педагогического мастерства в контексте философских и психолого-педагогических научных подходов к творческой деятельности.

Ключевые слова: имидж, индивидуальный образ, профессиональное мастерство, успешность, визуальное представление, имиджевая стратегия, коммуникативное поведение, профессиональная культура учителя.

Annotation. The presented article allows getting versatile ideas about the formation of the image of the teacher in the educational organization. It reveals a number of key concepts related to the characteristics of the image of the modern teacher. Recommendations to teachers on the organization of effective image, determination of prospects of self-improvement of professional skill of teachers are given. The image of the teacher as an emotionally colored image of perception in the minds of different groups of people is shown. The authors reveal a number of concepts related to the characteristics of the image of the teacher. Special attention is paid to the problem of development of human uniqueness and realization of the individual's own uniqueness in teaching. The dynamics of the perception of the teacher in different years of social development. The most significant external and internal components that determine the formation of the teacher's image are noted.

The core is an interdisciplinary approach to the study of the problems of the formation of the image of the teacher and the improvement of pedagogical skills in the context of philosophical, psychological and pedagogical scientific approaches to creative activity.

Keywords: image, individual image, professional skills, success, visual representation, image strategy, communicative behavior, professional culture of the teacher.

Введение. Индивидуальный образ современной школы формируется под влиянием имиджа учителей, работающих в образовательной организации. Из имиджа каждого отдельного педагога складывается имидж школы в целом, создаётся ее неповторимый уникальный характер.

Требования к профессиональному имиджу учителя, безусловно, определяется общественными потребностями, но на протяжении веков всегда востребованными будут такие личностные образования учителя, как доброта, любовь к детям, честность, принципиальность, естественность, умение понять каждого ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.