Научная статья на тему 'Об оратории Виктора Плешака «Когда звонят колокола»'

Об оратории Виктора Плешака «Когда звонят колокола» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
202
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об оратории Виктора Плешака «Когда звонят колокола»»

позволили бы несколько уменьшить событийную насыщенность и ослабить слушательское внимание. Тематически-производные эпизоды (soli ударных, чтение молитвы, кульминационный «глас»), казалось бы, приостанавливают круговорот тем-персонажей, но они выделяются собственными выразительными свойствами, т. е. также контрастны, и еще более усиливают напряжение.

В тематической организации присутствуют два плана. Один проявляется на процессуальном уровне в виде строфической формы. Другой - на композиционном уровне, в виде репризной трех-частности. Строфичность - особого рода, не связанная со словом; текст (во 2 и 6 строфе) не пропевается, служит концентрированным выражением музыкального содержания. Вариационно-вариантные изменения являются драматургически обоснованными, вносят необходимое для инструментальной строфичности обновление. Тематическому единству способствует опора на главный смыслообразующий мотив (des - es) и остинато «колокольной» темы. Симметричность крупного плана, с кульминацией перед репризой, с аркой из речевых эпизодов придает всему сочинению композиционную устойчивость.

Список литературы

1. Кац Б. А. Семь взглядов на одно сочинение // Сов. музыка. - 1980. - № 2. -С. 9-17.

2. Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков / отв. ред. М.Е. Грабарь-Пассек, М.Л. Гаспарова. - М.: Наука, 1972. - 559 с.

3. Чулаки М.И. Инструменты симфонического оркестра. - М.: Музыка, 1972. - 176 с.

Е. И. Комарова

Об оратории Виктора Плешака «Когда звонят колокола»

Жанр оратории считается одним из самых сложных, концептуальных жанров в истории музыки. Первым опусом петербургского композитора Виктора Плешака в этом жанре стала оратория «Неповторимый Петербург» для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра, в котором композитор объяснился в любви к родному городу; далее - «Песня о купце Калашникове» по одноименной поэме М. Ю. Лермонтова. Обе оратории создавались к памятным датам: первая - к 300-летию основания Петербурга (2003), вторая - к 200-летию со дня рождения поэта (2014). Третья оратория «Когда звонят колокола» была написана в 2015 г. к 70-летию Великой Победы. В основе этого монументального сочинения лежат тексты русских летописей, молитв и стихи русских поэтов Г. Держа-

вина, Н. Некрасова, Н. Гумилёва, В. Высоцкого, Е. Евтушенко, К. Симонова, Я. Яшина, С. Орлова, Вс. Азарова, А. Лебедева, Г. По-женяна, А. Прокофьева, В. Левтова. В качестве названия оратории выбрано одноименное стихотворение Евгения Евтушенко, музыка к которому была первоначально написана композитором еще в 70-е гг. XX в. Премьера оратории «Когда звонят колокола» состоялась 12 июня 2015 г. в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича. В 2016 г. композитором была создана оратория для чтеца, детского хора и фортепианного секстета «Сотворение мира». В. В. Плешак завоевал общественное признание прежде всего как песенный композитор, но еще будучи выпускником Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, в 1981 г. предъявил на выпускном экзамене государственной комиссии «Симфонию памяти павших в Великой Отечественной войне». В том же году ему была присуждена премия Ленинградского комсомола «За глубокое раскрытие гражданской темы в музыкальном искусстве» [3, с. 13]. В последнее время Виктор Васильевич расширяет жанровую палитру: к инструментальной, вокально-хоровой, симфонической музыке прибавилась музыка духовная. И это не дань моде, а потребность души [3, с. 39].

Оратория как жанр имеет многовековую историю. Она зародилась в Европе на рубеже ХУ!-ХУ!! вв. Это крупное музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра, написанное, как правило, на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения. Этот жанр занимает промежуточное положение между оперой и кантатой. Подобно опере, оратория включает сольные арии, речитативы, ансамбли и хоры. Действие в оратории развивается на основе драматического сюжета. Специфическая черта это жанра - преобладание повествования над драматическим действием - не столько показ событий как в опере, сколько рассказ о них. Для оратории характерны также драматизм и раскрытие темы в героико-эпическом плане. Первоначально оратории писались главным образом на библейские сюжеты и евангельские тексты. Предназначались они для исполнения непосредственно в храме в дни соответствующих церковных праздников. В процессе исторического развития оратория приобретала всё более светский характер и полностью перешла на концертную эстраду. К жанру оратории в истории европейской музыки обращались многие композиторы. Среди них Г. Ф. Гендель, И. С. Бах, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Мендельсон и Р. Шуман. Русские композиторы ХУ!!!-Х!Х вв. редко использовали этот жанр в своем творчестве. Только в советское время оратория получает широкое развитие как монументальная концертная вокально-симфоническая композиция, способная к воплощению тем большого общественного

значения. Наиболее значительные советские произведения орато-риального плана появляются в 1938-1939 гг. Это оратории: «Емель-ян Пугачёв» М. Коваля (1939), симфония-кантата «На поле Куликовом» Ю. Шапорина (1938), кантата «Александр Невский» С. Прокофьева (1939) и др. Основным героем ораторий военных лет выступает народ. В них заметно возрастает роль массовых хоровых эпизодов, патриотическая и героическая тематика является ведущей. Продолжились эти традиции и в послевоенное время в творчестве Д.Д. Шостаковича, Г.В. Свиридова, В.А. Гаврилина, Р.К. Щедрина, В.Н. Салманова [1, с. 63-68].

Оратория Виктора Плешака «Когда звонят колокола» продолжает сложившие традиции этого жанра на современной основе. Это сказалось и в выборе текстов известных отечественных поэтов: В. Высоцкого («Кто сказал, что земля умерла»), К. Симонова («Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»), и в монументальном решении хоровых и оркестровых разделов. В оратории В. Плешака можно проследить введение интересных принципов музыкальной драматургии, которые обнаруживают себя в столкновении различного рода интонационных сфер: сугубо песенной, лирической и массо-

W W W ^ ^ W W

вой, плакатной, маршевой. Глубокий смысловой подтекст заложен в самом названии произведения «Когда звонят колокола», ведь колокола на Руси издавна ассоциировались с необъятными российскими просторами и народом, который колокольный звон воспринимал как «весть», как «знак», как призыв к объединению в лихие годы на борьбу с неприятелем. Различные виды колокольного звона: «набатный», «благовест», «пасхальный», «малиновый», «охранный» и другие - исторически запечатлелись в русском менталитете в устойчивые архетипы. Колокольные звоны, разливаясь над всей Россией, несли «весть» о радости и печали, о пожарах и невзгодах, они были понятны простым людям. Колокольный звон широко применялся в творчестве русских композиторов XIX в. М.И. Глинка использовал колокола в заключительном хоре «Славься» оперы «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя», М.П. Мусоргский в пьесе «Богатырские ворота...» цикла «Картинки с выставки» и в опере «Борис Годунов», А.П. Бородин - в пьесе «В монастыре» из «Маленькой сюиты», Н.А. Римский-Корсаков - в «Псковитянке», «Сказке о царе Салтане», «Сказании о невидимом граде Китеже», П.И. Чайковский -в «Опричнике». Одна из кантат С. В. Рахманинова получила название «Колокола». В XX в. эта традиция была продолжена Г.В. Свиридовым, Р.К. Щедриным, В.А. Гаврилиным, А.П. Петровым. Этот важный элемент русского менталитета композитор Виктор Плешак очень чутко внёс в партитуру своего сочинения. Разные виды звонов, проходя музыкально через все части, объединяют всю ораторию в единое целое. В оратории 16 частей - своеобразных

миниатюр-зарисовок, группирующихся вокруг трёх смысловых «узлов». Первый - исторический - осмысливает тему войны как испытания, позволяющие проявить лучшие стороны русского характера перед лицом врага. Таковы обрамляющие ораторию «Фанфары» (№ 1) и «Молитва русских воинов перед битвой» (№ 2). В исторической панораме выделяются номера, посвящённые великим полководцам, нашим национальным героям: Александру Суворову - в «Песне русской» (№ 5) и Георгию Жукову - «Георгий Победоносец» (№ 3). Второй драматургический план оратории - лирический. В нём повествуется о переживаниях событий военного времени в душе человека. Здесь выделяются: «Песня о земле» на стихи Владимира Высоцкого (№ 8), «Свадьба» на стихи Евгения Евтушенко (№ 11), «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» на стихи Константина Симонова (№ 9). В этом номере с красивой песенной мелодией важна роль аккомпанемента, в котором слышится грустный перезвон дорожных колокольчиков. Кроме того, очень точно передано настроение горя, военные потери, горечь при виде разорённой русской земли. Третий драматургический пласт - это героико-трагический, ибо Победа досталась огромной ценой, миллионы людей погибли и были искалечены. Светлым реквиемом на стихи поэта-фронтовика С. Орлова «Его зарыли в шар земной» предстал «Памятник солдату» (№ 12). Грандиозный хоровой гимн «Победа» (№ 15), и хоровой марш-скандирование «Парад Победы» (№ 16) венчает эту ораторию, заставляя каждого слушателя ощутить свою сопричастность с великим подвигом нашего народа. В музыкальном воплощении военной темы в оратории В. Плешак использовал демократичный музыкальный язык, яркий и запоминающийся тема-тизм, в основе которого можно услышать романсовые и песенные интонации. И совсем не случайно композитор использовал для оркестрового сопровождения тембры русских народных инструментов, которые в лирических номерах оратории звучат особенно мягко и задушевно. Тщательно продумана партия чтеца, которая придает всему произведению сквозное смысловое и драматургическое единство. Оратория «Когда звонят колокола» исполняется без перерыва. Традиционно связанная с данным жанром в отечественном культурном пространстве, повествуя о силе и мужестве человеческого духа, оратория высоко поднимает планку воспитания патриотизма и героизма в новых поколениях россиян. «Каждый художник ведет особый диалог со временем... На языке высоких смыслов в музыке композитор выразил свою философскую концепцию нравственного императива, противопоставления добра и зла, жизни и смерти, показал человека в контексте прошедшей эпохи» [2, с. 126]. В этом музыкальном произведении заложен большой философский смысл, который величайший философ античности Платон выразил словами:

«Народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего». Память сердца и память человека составляют память культуры. Безусловно, музыка оратории Виктора Плешака «Когда звонят колокола» навсегда войдёт в память культуры Петербурга.

Список литературы

1. Музыкальная энциклопедия. Т. 4. - М., 1978.

2. Самсонова Т. П. Феномен человека в музыкальной культуре. - СПб.,

2007.

3. Сердобольский О. Композитор Виктор Плешак. - СПб., 2011.

М. Д. Корноухое

Работа с нотным текстом музыкального произведения как проявление интерпретационного творчества

В современном отечественном музыкально-педагогическом образовании, в учебном процессе инструментального класса происходит становление не только методико-педагогических, но и интерпретационно-преобразующих, творческих, личностных качеств специалиста. Именно в инструментальном классе будущий учитель музыки становится единоличным творцом, созидателем. Нотный текст музыкального произведения является тем «ядром», вокруг которого актуализируются мыслительные и творческие возможности студента. В ходе изучения нотного текста прорастание художественного смысла музыкального произведения превращается в сознании студента в его собственное личностно-смысловое образование, тем самым представляя один из важнейших механизмов реализации потребности созидания и определяя уровень профессиональной компетенции учителя музыки.

В этом контексте нотный текст музыкального произведения мы рассматриваем как один из коммуникативных каналов, который не только осуществляет функцию транслирования, распространения исполнительских интерпретаций, но и создает общественно-значимую информационно-интерпретационную среду, связывающую различные исторические эпохи и оказывающую существенное влияние на формирование ценностно-смысловой ориентации студента.

Рассмотрение нотного текста музыкального произведения как «текста культуры» даёт возможность его многовекторного изучения как с культурологических (определение «культурного кода»), исто-рико-стилевых («нормативность» нотной записи), индивидуально-стилевых (текст как проекция индивидуального авторского почерка), семиотических (текст как связный знаковый комплекс), герменевти-

278

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.