Искусствоведение список научных статей
-
"ЖЁГ СВЕЧУ СВОЕЙ ЖИЗНИ С ТРЁХ СТОРОН..."(К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ЗИЛОТИ)
Статья посвящена выдающемуся отечественному пианисту, дирижеру, педагогу, общественному деятелю Александру Зилоти. Автор дает характеристику творческой жизни музыканта.
2014 / Горобец Светлана ВладимировнаВАК -
СТИЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ФАКТОР СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ПЕРЕЛОЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДОМРЫ)
Автор статьи рассматривает проблему соединения стилей в инструментальном переложении как творческий фактор музыкальной интерпретации, анализирует и на конкретном музыкальном примере определяет возможные способы разрешения этой проблемы в плоскости домрового исполнительства и переложения.
2014 / Евсеенко Оксана АлександровнаВАК -
ФУНКЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В НОВОЙ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКЕ
Функция традиционного инструментария в музыкальной культуре Китая интересна и многогранна. В статье представлена краткая история развития некоторых инструментов и обосновано возобновление интереса к ним в Новой музыке (период последних тридцати лет).
2014 / Дай ЮйВАК -
К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ АККОРДЕОННОГО РЕПЕРТУАРА В КИТАЕ (1949-1966)
В статье рассматриваются вопросы репертуара в период становления аккордеонного искусства в Китае (1949-1966). Синтез западноевропейских традиций и китайского национального музыкального стиля, характерный для творчества профессиональных композиторов в данный период, рассматривается на примере...
2014 / Ван ДэцунВАК -
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА
В статье рассматривается проблема обращения к междисциплинарной трансдисциплинарной интеграции как в исследованиях по истории искусства, так и в практической художественной деятельности. А также воздействие междисциплинарных и трансдисциплинарных подходов на формирование учебных программ в сфере...
2014 / Булычёва Елена ИвановнаВАК -
МЕТАМОРФОЗЫ ДОН ЖУАНА: К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ АРХЕТИПА В СОВЕТСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье ставится вопрос о претворении сюжета о Дон Жуане в музыкальных композициях В. Шебалина, М. Гнесина, Б. Асафьева, Л. Фейгина, В. Губаренко, А. Шнитке. Определяются типологические особенности интерпретации образа-архетипа, характерные для советского периода отечественной культуры. Автор...
2014 / Горбачёва Наталья СергеевнаВАК -
СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ ФРЕДЕРИКА ПЛОТА (НА ПРИМЕРЕ ЗАПИСЕЙ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ 50 - 60-Х ГОДОВ)
В статье рассматриваются основные черты стиля Ф. Плота на примере его работ 50 - 60-х годов. Приведены краткие биографические сведения и подробный анализ основополагающих принципов построения виртуального аудиопространства.
2014 / Рахманова Надежда НиколаевнаВАК -
"ЗА ПРЕДЕЛАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО СМЫСЛА" - О ФЕНОМЕНЕ ВТОРИЧНОЙ УПОРЯДОЧЕННОСТИ В НОТНОМ ТЕКСТЕ
В центре статьи - диалогические процессы между музыкальным текстом и внемузыкальными по природе организующими принципами. Их конкретное проявление заключается в образовании вторичной упорядоченности текста, представляющей надстройку над его имманентно музыкальной структурой. Рассмотрены общие...
2014 / Денисов Андрей ВладимировичВАК -
ЦИФРОВАЯ НОТАЦИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ НОВОЙ КИТАЙСКОЙ ОПЕРЫ
Цифровая нотация, возникшая в европейской музыке, оказалась удивительно жизнеспособной на почве китайской культуры. В статье обозначены причины популярности цифровой нотации, широко используемой в массовом музыкальном обучении, а также представлена ее роль в становлении новой китайской оперы ХХ...
2014 / Сунь ЛуВАК -
К ПРОБЛЕМЕ ЭВОЛЮЦИИ ТВОРЧЕСТВА В. ЕКИМОВСКОГО НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ
В статье применительно к творчеству В. Екимовского исследуется проблема виртуализма в музыкальном искусстве. Виртуальная составляющая изучается как промежуточный результат творческой эволюции композитора. Отмечаются взаимодействия виртуальных концептов Екимовского с элементами риторической логики.
2014 / Присяжнюк Денис ОлеговичВАК -
ИГРОВАЯ ЛОГИКА ФОРМЫ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ КОНЦЕРТАХ ТАТЬЯНЫ СЕРГЕЕВОЙ
В статье рассматриваются композиционно-драматургические особенности музыкальных форм в инструментальных концертах Т. Сергеевой. Их оригинальность и неповторимость во многом обусловлены игровой логикой, пронизывающей разные уровни организации формы.
2014 / Зароднюк Оксана МихайловнаВАК -
КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ: К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВЫХ "МИКСТОВ"
В статье выявляется роль музыкальной журналистики как вида прикладного художественного творчества, рассматриваются ее коммуникативно-смысловые функции и процессы, руководящие преобразованиями жанров, их синтезом. Предлагается авторская классификация жанров музыкальной журналистики и их...
2014 / Птушко Лидия АлександровнаВАК -
ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВАХ" ЦАРСКОЙ РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Статья посвящена выявлению сущности понятия «интеллектуальное музыкальное сообщество» в контексте культуры первой половины ХІХ столетия. Раскрывает некоторые особенности музыкального быта интеллектуальной культурной среды царской России, а также определяет роль деятельности творческой...
2014 / Сикорская Анастасия ВасильевнаВАК -
А. БРУКНЕР - ОРГАНИСТ: ГРАНИ ТАЛАНТА
Представленная работа посвящена исполнительской деятельности органиста и композитора Антона Брукнера. Концертная практика дополняла церковную, а педагогическая работа являлась своего рода творческой лабораторией композитора. Точки приложения различных граней таланта композитора, дополняя друг...
2014 / Хоменя Анна АлександровнаВАК -
Г. Р. ГИНЗБУРГ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена выдающемуся музыканту Г. Р. Гинзбургу и его вкладу в историю музыкально-эстетического образования и воспитания детей. На основании анализа становления и развития детской музыкальной педагогики в России 30-х-60-х г. XX в. в статье предпринята попытка определения роли Г. Р. Гинзбурга ...
2014 / Ульянова Римма АрташессовнаВАК -
ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ ФОРТЕПИАННЫХ СОЧИНЕНИЙ А. А. НЕСТЕРОВА
В предлагаемой статье рассматриваются фортепианные сочинения А. А. Нестерова. Анализируя Четыре прелюдии (1937) и Три поэмы соч. 56. Автор приходит к выводам о воплощении в них концепции органичного синтеза традиционных и новаторских средств музыкальной выразительности и ценности сочинений...
2014 / Красногорова Ольга АльбертовнаВАК -
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСКУССТВА ТАНЦА
В статье с философской, психологической, искусствоведческой, общеэстетической позиций анализируется проблема соотношения психического и физиологического начал, находящаяся в самом основании искусства танца.
2014 / Казначеева Татьяна АлександровнаВАК -
ПРИЗМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ И КАТАЛОГ
В статье рассмотрены классификация и каталог - характерные модели европейской художественной культуры. Классифицирующее свойство сознания в искусстве проявляется в виде особой организации художественного текста. Такие тексты в истории искусства обладают рядом оригинальных признаков. Обобщение этих...
2014 / Никитенко Оксана Борисовна, Пыстина Лариса БорисовнаВАК -
МЕТАКОМПАРАТИВИСТИКА КАК МУЗЫКА
В статье раскрываются принципиальные характеристики метакомпаративистики как методологической парадигмы: ее музыкальность и пограничность. Дано обоснование изоморфности метакомпаративистики и музыки.
2014 / Зусман Валерий Григорьевич, Сиднева Татьяна БорисовнаВАК -
ОТ МОДУСА - РИТМОФОРМУЛЫ К МОДУСУ - МЕНЗУРЕ: МОДУС И ЕГО РИТМИКА В МОТЕТАХ ФИЛИППА ДЕ ВИТРИ
Для музыкантов 10— 30- х годов XIV века художественным выражением французского ars nova являлись, прежде всего, мотеты Филиппа де Витри. В статье рассматривается модус и его ритмика, определяющие тенор и контратенор мотетов Витри. Прослеживаются важные изменения в трактовке Витри модуса от ранних...
2013 / Гирфанова Марина ЕвгеньевнаВАК